Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ'

СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система послевузовского образование / аспирантура / адъюнктура / докторантура / целевой показатель / анализ развития / стимулирующие меры / факторы / внедрение / postgraduate education system / postgraduate studies / adjunct / doctoral studies / target indicator / development analysis / stimulating measure / factors / implementation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климков А.Г., Грищук В.М., Марисова О.А., Лях Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ»

Климков А.Г.

к.э.н., в.н.с., Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно -технической сферы, Минск Грищук В.М.

к.т.н., доцент, директор, Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, Минск Марисова О.А.

зав. отделом, Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, Минск Лях Ю.В.

к.т.н., ученый секретарь, Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно -технической сферы, Минск

СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Ключевые слова: система послевузовского образование, аспирантура, адъюнктура, докторантура, целевой показатель, анализ развития, стимулирующие меры, факторы, внедрение.

Keywords: postgraduate education system, postgraduate studies, adjunct, doctoral studies, target indicator, development analysis, stimulating measure, factors, implementation.

На современном этапе развития экономики, которую называют не иначе как интеллектуальной (умной), важнейшая роль отводится науке и работникам, осуществляющим научные исследования и разработки. В свою очередь, традиционно локомотивом кадровой составляющей науки являются научные работники высшей квалификации (НРВК), к числу которых в большинстве постсоветских стран относятся доктора и кандидаты наук - создатели новых знаний и технологий, востребованных в высокотехнологичных наукоемких секторах экономики и государственного управления \ Данное утверждение, несомненно, применимо и к Беларуси, где развитию системы послевузовского образования (СПО) отводится важная роль и проводится «целенаправленная работа по развитию научной сферы и ее кадрового потенциала в соответствии с целями и задачами инновационного развития» 2.

Функционирование СПО в Республике Беларусь осуществляется в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика», которая утверждается Правительством один раз в 5 лет. В 2020 г. завершилась реализация подпрограммы 6 «Развитие системы послевузовского образования» данной программы, и в настоящее время подводятся итоги ее выполнения за пятилетку.

Для оценки эффективности реализации подпрограммы 6 используются четыре целевых показателя3, уровень выполнения которых (табл. 1) дает основания оценивать их выполнение, при этом за истекший период по каждому из них отмечается положительная динамика.

Таблица 1

Динамика целевых показателей подпрограммы 6 в Республике Беларусь за период 2016-2020 гг.*, %

Наименование целевого показателя 2016 г. 2020 г. Фактический темп прироста 2020 к 2016

план факт план факт

1. Удельный вес приема в аспирантуру (адъюнктуру) по приоритетным специальностям НРВК, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики 14,8 15,4 20,0 44,5 +189,0

2. Удельный вес приема в аспирантуру (адъюнктуру) для предприятий и организаций реального сектора экономики 1,2 1,6 1,9 1,9 +18,8

3. Удельный вес выпуска с защитой диссертаций в пределах установленного срока обучения из аспирантуры (адъюнктуры) 5,6 6,7 7,0 7,6 +13,4

4. Удельный вес выпуска с защитой диссертаций в пределах установленного срока обучения из докторантуры 16,0 7,5 8,9 13,8 +84,0

* Без учета иностранных граждан.

1 Гуртов В.А. Прогнозирование потребности экономики в кадрах высшей научной квалификации / В.А. Гуртов, Л.В. Щего-лева // Проблемы прогнозирования. - М., 2018. - № 5-6. - С. 106.

2 Лопатова Н.Г. Проблемы совершенствования системы управления подготовкой научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь // Научные труды РИВШ. 2017. - Вып. 16. - С. 371-379.

Об утверждении государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.09.2020 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

За последние 5 лет в Республике Беларусь в целом отмечается положительная тенденция и в части важнейших показателей деятельности аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры (табл. 2).

Таблица 2

Динамика интегральных показателей развития СПО в Республике Беларусь в 2016-2020 гг.*

Наименование показателя, единица измерения 2016 г. 2020 г. Фактический темп прироста 2020 к 2016, %

А Д А Д А Д

Численность учреждений образования и научных организаций, реа-лизовывающих образовательные программы послевузовского образования, ед. 119 63 122 75 +2,5 +19,0

Численность обучающихся на конец года, чел. 5090 416 5093 705 +0,1 +69,5

из них за счет средств республиканского бюджета (СРБ) 4006 396 4065 687 +1,5 +73,5

Численность приема, чел. 1519 140 1272 219 -16,3 +56,4

Численность выпуска, чел. 828 49 848 89 +2,4 +81,6

из них с защитой диссертации в пределах установленного срока 59 4 71 12 +20,3 +200,0

* С учетом иностранных граждан; А - аспирантура (адъюнктура), Д - докторантура.

Следует отметить, что обеспечение положительной динамики оказалось возможным благодаря внедрению на государственном уровне за рассмотренный период ряда мер по стимулированию поступления в аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру и обучению в ней, защиты диссертации в срок и т.д. При этом присутствуют такие меры, которые прежде в стране не применялись. Инструментом по их практическому внедрению послужило совершенствование нормативно-правовой базы. Вместе с тем, в настоящее время существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на развитии СПО (табл. 3).

Таблица 3

Факторы развития СПО, внедренные в Республике Беларусь в 2016-2020 гг.

Факторы | Примечание

Положит ельн ые

1. Существенное повышение с 01.09.2019 стипендий аспирантам и докторантам дневной формы, обучающимся за счет СРБ1 По состоянию на 01.04.2021 размер стипендии аспирантов составляет 249,3 долл. США в эквиваленте, докторантов - 404,5 долл. США (до внедрения данной меры на 31.08.2019 - 149,2 и 202,6 долл. США соответственно)

2. Установление ежемесячных доплат к пенсиям их неработающим получателям, постоянно проживающим в Республике Беларусь и достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора Доплата начиная с 01.01.2020 в виде двукратного размера базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций. По состоянию на 01.04.2021 размер подобной доплаты составляет 148,7 долл. США в эквиваленте

3. Совершенствование оплаты труда ученых (работников бюджетных научных организаций) с учетом специфики их деятельности и результатов труда2 Начиная с января 2018 г. тарифные оклады работников бюджетных научных организаций повышены до 300%. Также сняты ограничения в размере 40% фонда заработной платы и экономии средств, предусмотренных на оплату труда, при направлении их на премирование и установление стимулирующих выплат работникам за счет бюджетных и внебюджетных средств

4. Создание и финансирование на постоянной основе за счет бюджетных средств материально-технической базы государственных научных организаций, отраслевых лабораторий, субъектов инновационной инфраструктуры (СИИ) Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2017 № 110 утверждено Примерное положение об отраслевой лаборатории. За период 20172020 гг. создано около 70 отраслевых лабораторий (общее количество на начало 2021 г. - 80). В 2016-2020 гг. зарегистрировано 15 СИИ (включая 8 технопарков, 6 центров трансфера технологий и Белорусский инновационный фонд) из 25 (на начало 2021 г.)

5. Существенное расширение перечня приоритетных специальностей подготовки НРВК Приказом ГКНТ от 30.07.2018 № 210 с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств перечень приоритетных специальностей НРВК расширен с 84 до 137 наименований, или более чем в 1,6 раза

Отрицательные

1. Введение во второй половине 2019 г. принципа одноразовости предоставления отсрочки для молодых людей призывного возраста (до 27 лет включительно)3 Если на конец 2018 г. в аспирантуре среди белорусских граждан обучалось 1259 мужчин в возрасте до 27 лет включительно (из них 24 года и моложе - 399 чел.), на конец 2019 г. - 1189 чел. (моложе 24 лет - 400 чел.), то на конец 2020 г. -966 чел. (или на 23,3% меньше значения 2018 г.), из них в возрасте 24 года и моложе - 277 чел. (более чем на 30% ниже значения двухлетней давности). При этом в 2020 г. за счет СРБ в систему аспирантуры принято 210 белору сских мужчин указанного возраста, что почти на 30% ниже, чем в 2019 г. (299 чел.).

1 Об установлении надбавок за ученые степени и звания: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сент. 2007 г., № 450: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18.10.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

Об оплате труда работников бюджетных научных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 дек. 2017 г., № 467: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18.10.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

3 Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2019 г., № 231-3 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2021.

2. Постепенное сокращение численности потенциальных аспирантов и профессорско-преподавательского состава, снижение престижа получения послевузовского образования в целом и отсутствие преемственности научных кадров Количество учреждений высшего образования сократилось с 52 (сентябрь 2015 г.) до 50 (сентябрь 2020 г.), численность студентов и магистрантов - с 346,6 тыс. чел. (сентябрь 2015 г.) до 263,4 тыс. чел. (сентябрь 2020 г.), профессорско-преподавательского состава - с 22,0 тыс. чел. (сентябрь 2015 г.) до 19,9 тыс. чел. (2020 г.). За период 2016-2019 гг. прием студентов сократился с 62,7 до 60,0 тыс. чел., магистрантов - с 7,7 до 6,3 тыс. чел.; выпуск специалистов с дипломом о высшем образовании сократился с 74,6 до 57,5 тыс. чел.1

3. Мировая пандемия коронавируса ТО"УТО-19 В 2020 г. отмечено существенное снижение эффективности деятельности аспирантуры в учреждений послевузовского образования (УПО) системы Минздрава (с 24 защит диссертации в срок в 2019 г. до 10 защит в 2020 г., что главным образом обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и спецификой деятельности учреждений здравоохранения (перепрофилирование отдельных УПО, в которых предполагалась защита кандидатских диссертаций, перевод и перемещение персонала и т.д.).

На основе анализа табл. 3 можно сделать вывод о том, что большинство из внедренных за 5 лет инструментов -меры прямого финансового регулирования. При этом наличие сдерживающих факторов для дальнейшего развития СПО, воспроизводства кадрового потенциала страны требует «совершенствования подготовки НРВК в целом и выр а-ботки дополнительных стимулов для обучения в СПО», которые позволят «создать предпосылки как для количественного, так и качественного повышения эффективности деятельности системы» 2.

С целью привлечения талантливой молодежи в науку, стимулирования поступления в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру и защиты диссертации в установленные сроки, полагаем для Республики Беларусь целесообразным и необходимым и в дальнейшем применять действующие финансовые стимулы, внедряя при этом и новые механизмы, в том числе на основе зарубежного опыта:

• обеспечение возможности получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий выпускникам аспирантуры, докторантуры, защитившим диссертацию в течение года после окончания (без прерывания обучения): докторскую - в возрасте до 45 лет, кандидатскую -до 30 лет;

• предоставление докторантам оплачиваемого творческого отпуска сроком до 6 месяцев (средняя при прочих равных условиях продолжительность процесса, включающего период от проведения предварительной экспертизы диссертации до ее защиты в Совете и подачи документов в ВАК) для завершения работы над докторской диссертацией;

• ослабление отдельных формализованных требований в рамках процедур, связанных с защитой диссертации и предшествующих ей (количество публикаций по тематике диссертации и экспертиз диссертационной работы, экспертных заключений (отзывов на автореферат диссертации) и др.);

• создание в Республике Беларусь Центра международного обучения для граждан, являющихся кандидатами наук в возрасте до 35 лет, с целью получения ученой степени доктора наук по итогам обучения за рубежом;

• прохождение в течение срока обучения граждан Республики Беларусь в аспирантуре, докторантуре (до момента защиты диссертации) при поддержке учреждения образования (научной организации) хотя бы одной оплачиваемой международной научной стажировки по тематике, связанной с диссертационным исследованием, вне зависимости от источника финансирования и формы обучения;

• отмена введенного в 2019 г. принципа одноразовости предоставления отсрочки для наиболее талантливых и перспективных белорусских граждан призывного возраста, достигших высоких результатов в научной деятельности;

• акцент на практическую ориентированность обучения в СПО, повышение эффективности взаимодействия «аспирант (докторант) - научный руководитель (научный консультант)», отведение ключевой роли проведению диссертационных исследований на качественно высоком уровне.

Дальнейшее применение действующих финансовых мер и внедрение новых механизмов в отечественную практику подготовки НРВК послужит стимулом для поступления молодых людей в аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру, повышения эффективности деятельности СПО, воспроизводства кадрового потенциала Республики Бел арусь.

1 Образование / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - https://www.belstatgov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnay a-sfera/obraz ovanie/

2

Климков А.Г. Механизмы стимулирования получения послевузовского образования в Республике Беларусь / А.Г. Клим-ков, О.А. Марисова, Ю.В. Лях, О.В. Лупей // Новости науки и технологий. - 2020. - № 4. - С. 45-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.