Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кыргызская Республика / управления / органы местного самоуправления / полномочия органов местного самоуправления / функция / Kyrgyz Republic / management / local government bodies / powers of local government bodies / function

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — И.К. Кубатов, Ж.Б. Кыдыралиев

В статье авторы изучили правовые особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере в Кыргызской Республике. В ходе исследования была определена способность органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия. Кроме того, в научной статье изложены общие принципы организации работы органов местного самоуправления, описаны различия между централизованным и децентрализованным управлением, а также проанализированы функции и полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC IN SOCIO-ECONOMIC SPHERE

In the article, the authors studied the legal features of the powers of local government bodies in the socio-economic sphere in the Kyrgyz Republic. During the study, the ability of local government bodies to exercise their powers was determined. In addition, the scientific article sets out the general principles of organizing the work of local government bodies, describes the differences between centralized and decentralized management, and analyzes the functions and powers of local government bodies in the socio-economic sphere.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

И.К. Кубатов1, канд. юрид. наук, доцент Ж.Б. Кыдыралиев2, аспирант

кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына ^Национальная академия наук Кыргызской Республики 1,2(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-169-172

Аннотация. В статье авторы изучили правовые особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере в Кыргызской Республике. В ходе исследования была определена способность органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия. Кроме того, в научной статье изложены общие принципы организации работы органов местного самоуправления, описаны различия между централизованным и децентрализованным управлением, а также проанализированы функции и полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической сфере.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, управления, органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, функция.

Органы местного самоуправления реализуют властные полномочия на территории муниципального образования в целях обеспечения интересов местного населения, прописанных в законах страны. Для полного раскрытия рассматриваемого вопроса о системе полномочий, которые органы местного самоуправления реализуют для выполнения возложенных на них социально экономических функций нужно дать определение полномочий наиболее подходящее и раскрывающее суть вопроса.

Под полномочиями местного самоуправления традиционно понимаются набор прав и обязанностей, которые субъекты используют в правоотношениях по предметам их ведения.

Кутафин О.Е. и Фадеев В.И. дают следующее определение полномочий органов местного самоуправления: - «Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования» [1, с. 368]. Чихладзе Л.Т. рассматривает полномочия этих органов, как «комплекс прав и обязанностей, которые определены действующим законодатель-

ством, обусловлены общими целями и задачами местного самоуправления и обеспечивают процесс осуществления местного самоуправления» [2, с. 220], а Авакь-ян С.А. как - «юридические средства, с помощью которых субъект права публичного управления воздействую на публичные общественные отношения, выполняя возложенные на него функции» [3, с. 333]. Коркмазов О.М. дает следующее понятие полномочиям местного самоуправления -«Полномочия - это содержание и объем властных правомочий, которыми наделен орган власти или его должностное лицо и которое закреплено соответствующим документом» [4, с. 63].

Исходя из вышеперечисленных определений полномочий органов местного самоуправления можно сказать следующее: полномочия местного самоуправления есть права, а также обязанности органов местного самоуправления в их совокупности, закреплённые Конституцией и действующим законодательством Кыргызской Республики для легитимного осуществления задач и функций, возложенных на местное самоуправление населением определенной территории. Иными словами, законодательство страны устанавливает для местного самоуправления индивидуализированную от других органов компетенцию по решению вопросов местного

сообщества. Также местному самоуправлению могут быть переданы, отдельные государственные полномочиями с передачей финансовых средств. Исходя из этих положений, следует, что полномочия органов местного самоуправления составляют некую систему.

И.К. Кубатов справедливо отмечает, что «особенность экономических полномочий местного самоуправления тесно связана с финансовыми средствами, собственностью и их целевым управлением, сбором налогов» [5, с. 63].

Согласно вышесказанному полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической сфере можно разделить на собственные и делегированные (переданные) полномочия.

Исходя из норм статьи 27 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» к полномочиям местного самоуправления, считающихся собственными относятся:

1. В социальной сфере:

- снабжение питьевой водой населения;

- обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах;

- обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах;

- организация освещения мест общего пользования;

- обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг;

- благоустройство и озеленение мест общественного пользования;

- обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха, создание условий для организации досуга;

- организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов;

- обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов;

- контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения;

- организация и обеспечение работы библиотек местного значения;

- установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры;

- размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в порядке, установленном законодательством;

- создание условий для развития народного художественного творчества;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

- обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта;

- содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- осуществление комплекса мер по охране и защите от семейного насилия в порядке, установленном законодательством;

- оказание содействия в обеспечении своевременного проведения ветеринарно-санитарных и карантинно-ограничительных мер.

2. В экономической сфере:

- обеспечение экономического развития соответствующей территории, а также привлечение инвестиций и грантов;

- управление муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета [5, ст. 27].

3. К основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся:

- разработка и выполнение программ занятости и миграции населения;

- учетная регистрация граждан, осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей;

- регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством;

- обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного, дошкольного и профессионального образования и здравоохранения;

- совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством;

- выдача гражданам документов, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и иных документов, предусмотренных законодательством;

- распределение и использование земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;

- обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельскохозяйственной продукции;

- содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве;

- обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране лесозащитных полос и лесных массивов;

- сбор пошлин и страховых взносов, а также полномочия в сфере налоговых правоотношений в соответствии с налоговым законодательством;

- разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

- обеспечение защиты прав потребителей;

- организация теплоснабжения на соответствующей территории;

- выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты;

- осуществление мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов;

- содействие органам пробации в решении текущих задач и выполнении конкретных мероприятий пробации;

- иные полномочия, установленные законом [6].

Вышеперечисленные социально-

экономические полномочия органов местного самоуправления являются необходимой институционально-правовой составляющей для достижения муниципальными органами поставленных социальных и экономических задач.

Нужно учесть, что такие возможности характеризуют существенный размер, со-

став и содержание определенных прав и соответствующих обязанностей органов местного самоуправления по решению самых основных вопросов и необходимостей населения. Во- первых они определяют сущность муниципально-властной деятельности по решению вопросов в общественной сфере, а также пределы ответственности органов и должностных лиц муниципального образования перед государством и общественностью, то есть населением данной территории. Во-вторых, социально-экономические полномочия органов самоуправления определяют правовой инструментарий, при поддержании которого имеются все основания полагать что вопросы местного значения будут решаться не отлагательно. В-третьих, необходимо указать на имеющиеся возможности социальных и экономических функций и их взаимосвязь с полномочиями местного самоуправления на соответствующей территории. Оно имеет место быть, в частности, в том, собственно, что как раз возможности органов самоуправления задают динамику функционально-правовому содержанию городской власти, обеспечивают ее практическое воплощение, реализуемость, действенность [7, с. 14].

Нормативная база по осуществлению органами местного самоуправления социально-экономических функций соответствует всем мировым стандартам, охвачены все сферы жизни местного сообщества, ведутся работы по обеспечению равного и быстрого доступа ко всем социальным услугам местного самоуправления для населения, но есть и проблемы, которые тормозят осуществление этих задач.

По мнению авторов, основными проблемами являются низкая роль и участие местного населения в процессе принятия местных решений. Таким образом, органы местного самоуправления при принятии программ социально-экономического планирования и их реализации не учитывают потребности населения, что оказывает негативное влияние на развитие местного сообщества и местного региона.

Библиографический список

1. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. -2-е издание. - Москва: Юристъ, 2002.

2. Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России: учебное пособие / Л.Т. Чихладзе, А.А. Галушкин, П.А. Бышков; под ред. Л.Т. Чихладзе. - Москва: РУДН, 2017.

3. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учебник // отв. ред. С.А. Авакьян. -Москва: ПРОСПЕКТ, 2019.

4. Коркмазов О.М. Муниципальное право Кыргызской Республики. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Бишкек (издательство), 2009.

5. Кубатов И.К. Некоторые особенности полномочий органов местного самоуправления в экономической сфере / И.К. Кубатов // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2021. - №6. -С. 144-147. - DOI 10.26104/IVK.2019.45.557. - EDN UGNCBS.

6. Закон КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» от 20 октября 2021 года № 123 (В редакции Законов КР от 16 января 2024 года № 17) Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/4-3095/edition/1832/ru (дата обращения 01.08.2024).

7. Пылин В.В. Некоторые проблемы и пути их решения в сфере территориальной организации местного самоуправления в России // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - №2.

SYSTEM OF POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES OF THE KYRGYZ

REPUBLIC IN SOCIO-ECONOMIC SPHERE

I.K. Kubatov1, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Zh.B. Kydyraliev2, Postgraduate Student 1Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn 2National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic 1,2(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In the article, the authors studied the legal features of the powers of local government bodies in the socio-economic sphere in the Kyrgyz Republic. During the study, the ability of local government bodies to exercise their powers was determined. In addition, the scientific article sets out the general principles of organizing the work of local government bodies, describes the differences between centralized and decentralized management, and analyzes the functions and powers of local government bodies in the socio-economic sphere.

Keywords: Kyrgyz Republic, management, local government bodies, powers of local government bodies, function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.