Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АРМЕНИИ'

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чебыкина Юлия Вячеславна

В статье анализируются полномочия органов местного самоуправления на примере Российской Федерации и Республики Армения. Рассматриваются собственные и делегированные полномочия органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чебыкина Юлия Вячеславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND ARMENIA

The article analyzes the powers of local self-government bodies on the example of the Russian Federation and the Republic of Armenia. The author considers the own and delegated powers of local self-government bodies.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АРМЕНИИ»

УДК 342.25

Чебыкина Юлия Вячеславна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург j.v.chebikina@gmail.com Chebykina Yuliya Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И АРМЕНИИ Аннотация: в статье анализируются полномочия органов местного самоуправления на примере Российской Федерации и Республики Армения. Рассматриваются собственные и делегированные полномочия органов местного самоуправления.

Ключевые слова: полномочия, органы местного самоуправления, вопросы местного значения, компетенция органов местного самоуправления, Российская Федерация, Республика Армения.

POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES ON THE EXAMPLE

OF RUSSIA AND ARMENIA

Annotation: the article analyzes the powers of local self-government bodies on the example of the Russian Federation and the Republic of Armenia. The author considers the own and delegated powers of local self-government bodies.

Key words: powers, local self-government bodies, issues of local importance, competence of local self-government bodies, Russian Federation, Republic of Armenia.

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации являются наиболее важным, на наш взгляд, элементом их компетенции. Зачастую данные понятия отождествляют, однако следует помнить, что компетенция - более широкая категория, чем полномочия. В неё входят вопросы местного значения, права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления и, конечно, полномочия органов местного самоуправления, закрепленные Федеральным законом № 131-Ф3 [1] и иными нормативными актами. Они в свою очередь также делятся на две категории: полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами, и «собственные», то есть полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами.

Необходимо провести некоторое разграничение полномочий и вопросов местного значения, так как на практике именно с данной категорией происходит некое отождествление [2, с. 82-83].

Во-первых, органы местного самоуправления «одаряются» соответствующими полномочиями для осуществления вопросов местного значения, то есть полномочия реализуются в их целях. В частности, п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, а Федеральный закон от 24.06.1998

N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорит о полномочии органов местного самоуправления муниципальных районов определять схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр [3].

Данный признак имеет существенный недостаток, ведь в связи с тем, что полномочия органов местного самоуправления регламентируются сотнями иных нормативных актов, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны исполнять весь объем полномочий по решению вопросов местного значения, что может быть затруднительно в современных реалиях в связи с нехваткой кадров. Однако данная проблема частично была решена законодательной новеллой, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ и закрепившей возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ [4].

Во-вторых, перечень вопросов местного значения не подлежит расширительному толкованию, в отличие от полномочий, перечень которых является открытым и может дополняться уставами муниципальных образований. К такому дополнению можно отнести полномочие Собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области по определению порядка участия района в организациях межмуниципального сотрудничества [5].

В Армении национальное законодательство к предметам ведения как составной части компетенции местного самоуправления относит вопросы местного значения и делегированные полномочия. Первая группа вопросов является собственной компетенцией местного самоуправления, в ее структуре выделяются согласно ст. 10 Закона Республики Армения от 5 июня 2002 года №ЗР-337 "О местном самоуправлении" обязательные и добровольные полномочия, последние в науке так же называются факультативными [6, с. 99].

Таким образом, проводится отождествление понятий вопросов местного значения и собственных полномочий. Это явление можно объяснить двумя подходами. Либо законодатель таким образом подчеркивает тот факт, что вопросы могут быть только государственного значения, либо предполагается, что та сфера, в которой муниципальные органы власти наделяются полномочиями, и есть предмет ведения этого органа [7, с. 35-36].

Органы местного самоуправления в Армении обладают одинаковыми полномочиями вне зависимости от размера, географического положения или других критериев. С одной стороны, таким образом реализуется принцип равенства, а с другой стороны, как раз-таки в свете различных характеристик, в первую очередь финансовых показателей, органы местного самоуправления сталкиваются с затруднениями при исполнении своих обязанностей, в следствие чего не имеют возможности в полном объеме предоставить жителям общин необходимые услуги. Также эта проблема обостряется отсутствием ряда важных законов, которые могли бы более точно провести разграничение делегированных полномочий. При делегировании вопросов органов государственной власти зачастую не учитываются интересы местного уровня, что осложняет реализацию полномочий обоих видов.

Делегированные полномочия полностью финансируются из государственного бюджета и подлежат первичному исполнению [8, с. 48]. Отказ муниципалитетов возможен только при отсутствии финансирования, что противоречит обязательному правилу делегирования.

Обязательными полномочиями являются те вопросы, которые имеют общественное значение и решение которых гарантирует нормальный ход жизни общества. К таковым, в частности, относится выдача главой муниципалитета разрешения на строительство. Добровольные полномочия в свою очередь не обусловлены нормальным ходом общественной жизни и могут быть реализованы только в случае наличия дополнительных финансовых ресурсов

местного бюджета. Следует помнить, что кроме Закона №ЗР-337 органы местного самоуправления другими законами свои полномочия могут осуществлять только в качестве добровольных [8, с. 48].

На первый взгляд основным отличием в законодательном регулировании полномочий в России и Армении является различный подход в теоретической базе, связанной с такими понятиями как «полномочия органов местного самоуправления» и «вопросы местного значения». Если в Республике Армения, как было выше сказано, они отождествляются, то в Российской Федерации без существования категории полномочий органов не смогут решаться вопросы местного значения, так же как и без вопросов местного значения не смогут реализовываться полномочия. То есть данные понятия являются настолько взаимосвязанными, что представляется затруднительным их изучение вне зависимости друг от друга. Таким образом, данное отличие в законодательстве двух стран становится менее центральным.

Что же касается общности закрепления полномочий органов местного самоуправления в России и Армении, то следует сказать об осуществлении органами местного самоуправления полученных государственных полномочий. И по российскому законодательству, и по законодательству Республики Армения делегированные полномочия должны финансироваться за счет субвенций из федерального бюджета или из бюджета регионов (в России -субъекты РФ, в Армении - марзы).

Отмеченные проблемы, а именно вопросы финансирования и реализации делегированных полномочий, отождествление вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, на наш взгляд, нуждаются в комплексном решении в целях развития законодательства о местном самоуправлении, а также демократических начал местного самоуправления в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

2. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Коростелевой М.В., Савченко А.В. // Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2017.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-Ф3 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

5. Устав Коркинского муниципального района Челябинской области [Электронный ресурс] // URL: http://korkino-raion.ru/htmlpages/Show/overview/administration/Ustavrajona (дата обращения: 10.12.2021)

6. Дитятковский М.Ю. Реализация факультативных полномочий органов местного самоуправления в городах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. С. 99-111.

7. Чихладзе Л.Т. Компетенция органов местного самоуправления и местного управления в государствах—участниках Содружества Независимых Государств // Вестник Московского университета МВД России № 1. 2014. С. 33-40.

8. Саргсян А.А. Обеспечение соответствия полномочий и финансовых средств в системе местного самоуправления // Финансовые исследования №1 (58). 2018. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.