УДК 342.55
А.А. Бавина, Д.В. Григорьев*
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия
125480, Москва, Миусская пл., д. 9; 105064, Москва, ул. Казакова 15 * e-mail: [email protected]
СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
В работе рассматривается система органов публичной власти субъекта Российской Федерации города Москвы. Система органов местного самоуправления и система государственной власти в городе федерального значения имеет особый статус и организацию. Органы публичной власти обладают собственными полномочиями с учетом особенностей организации города. Уникальность существующей системы государственной власти субъекта и органов местного самоуправления сводится к системе государственных полномочий органов местного самоуправления, которыми они наделены законами субъекта.
Ключевые слова: Местное самоуправление, органы государственной власти, муниципальные образования, субъект федерации, правительство, местная власть.
Конституции Российской Федерации гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [1]. Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, ими движет одна общая цель - повышение уровня жизни всего населения, находящего в пределах полномочий существующих органов управления[2]. На современном этапе система органов местного самоуправления и государственной власти приобретает особую актуальность, поскольку от взаимодействия двух структур зависит как эффективное развитие всех регионов и государства в целом, так и условия проживания граждан на территории Российской Федерации. Тем не менее, рассматривая данную тему на примере города Москва, необходимо отметить характерную особенность. Она заключается в особом статусе города федерального значения, одновременно являющемся и субъектом Российской Федерации, и городом, имеющем единую систему городского хозяйства[3]. Конституция Российской Федерации относит территорию города Москвы к территории городов федерального значения. В городах федерального значения в соответствии с уставами этих субъектов, местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория города федерального значения, это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления,[3] такая территория также именуется внутригородское муниципальное образование. Данная территориальная форма местного самоуправления организуется только в городах федерального значения. Одной из гарантий реализации местного самоуправления является осуществление населением непосредственно местного
самоуправления. Данные гарантии содержатся в положениях закона.
Местное самоуправление выполняет свои функции посредством органов, создаваемых для этой цели. Органами местного самоуправления являются органы муниципального образования, которые несут ответственность за надлежащие исполнение своих полномочия в сфере регулирования вопросов местного значения. В соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации их особенностями принято считать: во-первых, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, во-вторых, при наделении отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в реализации государственных функций, в таком случае их деятельность будет регулироваться под контролем государства. Однако главной особенностью является правовой статус органов местного самоуправления, то есть они образуются непосредственно самим населением, представляя его интересы, выражая волю и неся полную ответственность за осуществляемую деятельность. Важно отметить, что местное самоуправление было основано в Москве в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 года «О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве». Основным же нормативно-правовым актом будет являться Устав города Москвы от 28 августа 1995 года, который содержит полномочия города, территориальное устройство, правовую и финансово-экономическую основу деятельности. Каждое муниципальное образование имеет органы местного самоуправления, выполняющие свои функции в соответствии с уставом [4]. К ним относятся: представительные органы самоуправления, главы местного самоуправления, местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления, а также сходы граждан,
которые часто встречаются в маленьких городах. Стоит упомянуть оригинальность, характеризующую управление хозяйством города Москвы. На территории города Москвы 10 административных округов, которые в свою очередь делятся на 125 районов, всего 145 муниципальных образований с учетом присоединения. Такое количество муниципальных образований не может не требовать тщательного контроля, скрупулёзной работы и представителей на местах, а также необходима адаптированная структура органов управления.
С другой стороны, органы государственной власти понимаются как часть государственного аппарата, которая наделена соответствующими
государственными полномочиями и осуществлявшие управление в установленном порядке. Закрепление системы государственных органов имеет особое значение для нашего государства, так как существует большая численность субъектов [5]. В демократическом государстве органы государственной власти базируются на принципе разделения властей. Этот принцип закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации. Надлежащим образом данное разделение существует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии с Уставом города Москвы в систему органов государственной власти входит: Московская городска Дума (законодательный орган); Правительство Москвы (высший орган исполнительной власти); Мэр Москвы (высшее должностное лицо, возглавляющее высший орган исполнительной власти города Москвы); Отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы; Уставный суд города Москвы (мировые судьи). Главную роль в установлении полномочий государственной власти города Москвы выступает административно-территориальное деление, в которой определяется вертикаль власти, а также горизонтальные взаимоотношения между органами различного уровня. Взаимодействия систем органов местного самоуправления и государственной власти регулируется договорами и соглашениями между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Москвы. Они могут создавать временные и постоянные рабочие органы, например, консультационные или совещательные. А порядок формирования и осуществление деятельности таких органов определяется актами города Москвы. В свою очередь органы государственной власти содействуют органам местного самоуправления в сферах профессиональной подготовки, повышению квалификации и др. Важным элементом взаимодействия двух систем выступает право органов государственной власти контролировать соблюдение Устава и законов Москвы органами местного самоуправления. Споры и разногласия, возникшие между ними, будут рассматриваться согласительными комиссиями, которые создаются из представителей сторон на паритетных началах, при помощи согласительных процедур или в судебном порядке. Необходимо отметить, что органы местного
самоуправления не могут действовать независимо от других законов и актов государства. Они являются обязательными, тем самым, безусловно связывая органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ограничения самостоятельности органов местного самоуправления должны разграничатся в полномочиях и установлении компетенции властей [6].
Статьей 79 федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»[3] установлены правовые особенности организации местного самоуправления в городе Москве, а именно в соответствии с уставом города Москвы местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Федеральный закон предоставил возможность усмотрения московскому законодательному органу устанавливать региональным законом модель местного самоуправления в городе Москве. На разных этапах развития московского самоуправления правовую основу составляли полномочия, передаваемые специальным московским законодательством о передачи отдельных полномочий города Москвы которые являются полномочиями органов исполнительной власти. В связи с этими изменениями значение представительных органов местного самоуправления значительно возросла. Деятельность Советов депутатов муниципальных образований города Москвы стала приобретать реальные очертания. Хотя согласительный порядок функций, в полной мере не предоставляет большего круга возможностей в деятельности представительного органа местного самоуправления, но такой порядок реально предоставил возможность на местах решать, хотя и делегированные, но немаловажные задачи. Москва, как и другие города федерального значения, получила возможность определять границы осуществления местного самоуправления, которые в свою очередь могут быть переданными полномочиями органов государственной власти города. Такой подход в сфере правового регулирования федеральным законом обосновывается из принципа сохранения единства городского хозяйства, что собственно предполагает сохранение существенных полномочий за органами исполнительной, а у органов местного самоуправления наличия номинальных функций.
На основании Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденного Постановлениями Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. № 372 и Московской областной Думы от 7 декабря 2011 г. № 1/177-П, в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 1 июля 2012 г. в состав территории города Москвы вошло 21 муниципальное образование, из них два городских округа Троицк и Щербинка, а также три городских поселения Московский, Киевский, Кокошкино. Вошедшие в
состав Москвы муниципалитеты получили статус внутригородских муниципальных образований. При изменении границ Москвы и Московской области был установлен пробел в вопросах правового регулирования в 131-ФЗ. В законе перечислены все виды возможных преобразований, а формы преобразования, как изменение статуса городского или сельского поселения или городского округа в связи с наделением его статусом нового муниципального образования, например внутригородским
муниципальным образованием 131-ФЗ не предусматривал. Такой пробел был устранен в ст. 10 указанного федерального закона, она была дополнена частью 3 согласно которой, при изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статьи 12 и статьи 13 положения 131-ФЗ не применяются, а устанавливается законами субъектов Российской Федерации об изменении границ между субъектами. В июле 2011 года был принят Закон города Москвы № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», согласно которого присоединенные к Москве муниципальные образования сохраняют
статус, который существовал у них до включения в состав внутригородской территории. В связи с территориальными изменениями возникла
необходимость, и реформирования московского самоуправления в части полномочий. Законом города Москвы от 11 июля 2012 г. № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» расширен круг делегированных полномочий органам местного самоуправления в 125 внутригородских муниципальных образований старой Москвы.
Таким образом, пребывая относительно самостоятельными, органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами. Попытки их разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может стать вторым, - государством в государстве. Система органов местного самоуправления и государственной власти стремится к безопасности проживающих н одной территории граждан и к общественному порядку. Они призваны защищать права и свободы населения. Следуя вышесказанному, органы государственной власти и органы местного самоуправления - это органы, через которые народ осуществляет свою власть. Однако они имеют разные формы осуществления власти народа.
Бавина Анастасия Андреевна, студентка 2 курса юридического отделения РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.
Григорьев Дмитрий Викторович, старший преподаватель кафедры государственного права, ФГБОУ ВО «ГУЗ» Россия, Москва.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс», 2015;
2. Федеральный закон от 28.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» 2015;
3. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». // СПС «КонсультантПлюс» 2015;
4. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Тверская, 13. 2002. № 139.
5. Шугрина Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях // Муниципальное право, 2012, N 4
6. Безобразов В. П. Управление и самоуправление и судебная власть // СПС «Консультант плюс» 2015.
ВavinaAnastasia Andreevna, GrigorievDmitry Viktorovich* D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. State University of land use planning, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC AUTHORITIES IN THE CITY OF MOSCOW
Abstract. The paper deals with the system of the public authorities of the Russian Federation in Moscow. local self-government system and the system of state power in the federal city has a special status and organization. The public authorities have their own powers allowing for the organization of the city. The uniqueness of the current system of state power of the subject and local governments reduced to a system of government powers of local self-government, that they are endowed by the laws of the subject.
Key words: Local government, Government departments, municipalities, subject of the federation, government, local authority.