Научная статья на тему 'Система показателей оценки результативности работы контрольно-ревизионных органов ФСИН России'

Система показателей оценки результативности работы контрольно-ревизионных органов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов М.Ю.

В статье приводится система рейтинговой оценки деятельности контрольно-ревизионных служб окружных управлений и территориальных органов УИС, строящаяся на основе анализа показателей: объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками ГКРИ ФСИН РФ и проверками контрольно-ревизионных служб в учреждениях и органах ФСИН РФ в отчетном периоде, по видам; состояние работы по комплектованию ревизионного аппарата контрольно-ревизионных служб; состояние работы по возмещению ущерба, причиненного государству; выполнение планов контрольно-ревизионной работы контрольно-ревизионных служб ФСИН РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система показателей оценки результативности работы контрольно-ревизионных органов ФСИН России»

2(14) - 2009

Финансовый контроль

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

М.Ю. БЕЛОВ,

заместитель начальника Главной контрольно-ревизионной инспекции ФСИН России

Учреждения и органы, исполняющие наказания и составляющие в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ [1] уголовно-исполнительную систему, находятся под контролем Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Самостоятельным структурным подразделением ФСИН России, организующим и непосредственно осуществляющим контрольно-ревизионную работу по проверке всех юридических лиц ФСИН России, методическое руководство и координацию деятельности контрольно-ревизионных служб в учреждениях и органах УИС, является главная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России (ГКРИ).

Организационная структура ГКРИ ФСИН России представлена на рисунке.

Главная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России

Отдел ревизий

финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС

□ с

Отдел ревизий

финансово-хозяйственной деятельности образовательных, медицинских учреждений и подразделений центрального подчинения

Отдел контроля особых расходов и ревизии

финансово-хозяйственной деятельности службы «Л»

Организационная структура главной контрольно-ревизионной инспекции

ФСИН России

В своей деятельности ГКРИ руководствуется действующим законодательством РФ, в том числе Уголовно-исполнительным кодексом РФ [1], Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2], другими законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, нормативными правовыми актами Минюста России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также Положением о главной контрольно-ревизионной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний [3].

Контрольно-ревизионные службы окружных управлений и территориальных органов УИС находятся в оперативном подчинении ГКРИ по вопросам осуществления и ведения ведомственного финансового контроля.

Чтобы оценить результативность работы контрольно-ревизионных служб окружных управлений и территориальных органов УИС, необходимо иметь перечень показателей. При этом под результативностью целесообразно понимать конкретные результаты проведенных контрольных действий и ревизионных процедур работников финансового контроля. На наш взгляд, следует использовать систему рейтинговой оценки.

Отдел внеплановых и контрольных проверок, организационно-методической и аналитической работы

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Финансовый контроль

2(14) - 2009

Система рейтинговой оценки (далее — рейтинг) ГКРИ ФСИН РФ и контрольно-ревизионных служб ФСИН России строится на анализе следующих показателей:

1) объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками ГКРИ ФСИН России в отчетном периоде, по их видам;

2) объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками контрольно-ревизионных служб в учреждениях и органах ФСИН России в отчетном периоде, по их видам;

3) состояние работы по комплектованию ревизионного аппарата контрольно-ревизионных служб ФСИН России;

4) состояние работы по возмещению ущерба, причиненного государству;

5) выполнение планов контрольно-ревизионной работы контрольно-ревизионных служб ФСИН России.

Для построения рейтинга территориальные органы УИС ранжируются по следующим признакам:

1. По организационной структуре — группа 1:

— главные управления ФСИН по субъектам

РФ;

— управления ФСИН по субъектам РФ;

— отделы ФСИН по субъектам РФ;

— управления ФСИН по федеральным округам.

2. По объему бюджетного финансирования и поступлениям от приносящей доход деятельности — группа 2.

Ранжирование подразделений по объему финансирования производится в зависимости от объемов бюджетного и внебюджетного финансирования с выделением в группе 1 нескольких подгрупп.

На основании отчетности по контрольно-ревизионной работе: форма «1-ревизия», форма «1-про-верка», заполняются данные о суммах финансовых нарушений по каждому подразделению.

В каждой подгруппе группы 2 выводятся итоговые значения по видам нарушений, после чего вычисляются коэффициенты Кфн (кро) и Кфн (ГКРИ).

Кфн (кро) показывает, как работает ревизионный аппарат территориального органа, и вычисляется как отношение суммы определенного финансового нарушения по соответствующему подразделению к общей итоговой сумме по виду нарушений по соответствующей подгруппе, при этом данные для анализа берутся из отчетности формы «1-ревизия»:

Кфн (кро) = Е Фвн/Е Нпг *100, (1)

где ЕФвн — сумма финансовых нарушений по их виду;

ЕНпг — общая сумма нарушений по соответствующей подгруппе подразделений.

Значение данного коэффициента всегда больше 1, и его рост показывает положительную тенденцию в работе ревизионного органа, т. е. чем больше сумма финансовых нарушений, выявленных контрольно-ревизионными службами в учреждениях и органах УИС, тем лучше работает ревизионный аппарат.

Кфн (ГКРИ) характеризует работу ревизионного аппарата территориального органа УИС и показывает тенденцию роста или снижения сумм финансовых нарушений, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ. Данный коэффициент вычисляется как отношение суммы определенного финансового нарушения по соответствующему подразделению к общему итогу по виду нарушения по соответствующей подгруппе, причем данные для анализа берутся из отчетности формы «1-ревизия» и «1-проверка»:

Кфн (ГКРИ) = ЕФНв (ГКРИ) /

ЕНпг (ГКРИ) *100, (2)

где Е ФНв (ГКРИ) — сумма финансовых нарушений по их виду, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ;

ЕНпг (ГКРИ) — общая сумма нарушений по соответствующей подгруппе подразделений, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ.

Значение данного коэффициента всегда меньше 1, и его рост показывает негативную тенденцию в работе ревизионного органа, т. е. чем больше сумма финансовых нарушений, выявленных ГКРИ, тем хуже работает ревизионный аппарат территориального органа УИС.

Коэффициенты Кфн (кро) и Кфн (ГКРИ) вычисляются по каждому виду нарушений и суммируются, при этом определяются Кфн (кро) общ и Кфн (ГКРИ) общ.

Оценивая состояние укомплектованности ревизионного аппарата и обревизованность подведомственных территориальным органам подразделений, вычисляется коэффициент укомплектованности (Ку) как отношение фактической численности ревизионного аппарата к его штатной численности, а также коэффициент обревизован-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

2(14) - 2009

Финансовый контроль

ности (Крев) как отношение общего количества обревизованных в отчетном периоде подразделений к произведению нормы ревизий на одного ревизора и фактического количества сотрудников ревизионного органа:

Ку = Фч/Шч, (3)

где Фч - фактическая численность ревизионного аппарата;

Шч - штатная численность ревизионного аппарата.

Данные для вычисления указанного коэффициента берутся из формы отчетности «1-ревизия». Значение К всегда меньше или равно 1, и его рост показывает полноту укомплектования сотрудниками ревизионного органа.

Крев = Кфоп/Н*Чскро (ф), (4)

где Кфоп - общее количество фактически обревизованных подразделений;

Н - норма ревизий на одного ревизора;

Чскро (ф) - фактическое количество сотрудников ревизионного отдела.

Данные для вычисления указанного коэффициента берутся из формы отчетности «1-ревизия». Значение Крев всегда меньше или равно 1, и его рост показывает степень выполнения планов контрольно-ревизионной работы территориального органа УИС.

При оценке состояния работы в подразделениях по возмещению ущерба, причиненного государству, вычисляется коэффициент возмещения ущерба Кущ как отношение суммы возмещенного ущерба к сумме ущерба, подлежащего возмещению. При этом для расчета показателей ущерба, возмещенного и причиненного, из формы «1-ревизия» данные о суммах хищений, материалы по которым переданы в следственные органы, и суммы утрат для расчета коэффициента не берутся.

Кущ = Еув/Еу, (5)

где Еув - суммы, взысканные в погашение ущерба;

Еу — общая сумма ущерба, подлежащего взысканию.

Оценивая состояние и уровень исполнительской дисциплины территориального органа УИС по выполнению указаний (распоряжений) ФСИН России, подготовленных ГКРИ ФСИН Минюста России по вопросам финансово-хозяйственной

деятельности, определяется коэффициент Кисп.

В случае непредставления в указанные сроки истребуемых материалов, устанавливаются следующие значения Кисп (см. таблицу).

Значение коэффициента исполнительской дисциплины

Сроки непредставления информации (в днях) Размер применяемого коэффициента Кисп

1-5 0,1

6-10 0,3

11-15 0,5

16-30 и более 0,7

При этом сроки представления определяются датой регистрации входящего документа (с учетом представления факсимильных и электронных сообщений) или датой отправления отчета по почте.

После вычисления коэффициентов Кфн (кро)общ, Кфн (ГКРИ) общ, Ку, Крев, Кущ, Кисп определяется коэффициент рейтинговой оценки Кро по следующей формуле:

Кро = (Кфн (кро) общ — Кфн (ГКРИ) общ) *

* Ку* Крев * Кущ — Кисп. (6)

На основании коэффициента Кро территориальные органы УИС ранжируются в своих подгруппах. Чем больше значение коэффициента Кро, тем выше рейтинговая оценка территориального органа УИС.

По нашему мнению, применение рейтинговой оценки контрольно-ревизионных органов ФСИН России позволит повысить эффективность контрольно-ревизионной деятельности.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // СПС КонсультантПлюс.

3. Положение о главной контрольно-ревизионной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний. Утверждено приказом ФСИН России от 12 июля 2005 г. № 645.

^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

80 ^ проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.