2(14) - 2009
Финансовый контроль
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ
М.Ю. БЕЛОВ,
заместитель начальника Главной контрольно-ревизионной инспекции ФСИН России
Учреждения и органы, исполняющие наказания и составляющие в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ [1] уголовно-исполнительную систему, находятся под контролем Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Министерства юстиции РФ.
Самостоятельным структурным подразделением ФСИН России, организующим и непосредственно осуществляющим контрольно-ревизионную работу по проверке всех юридических лиц ФСИН России, методическое руководство и координацию деятельности контрольно-ревизионных служб в учреждениях и органах УИС, является главная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России (ГКРИ).
Организационная структура ГКРИ ФСИН России представлена на рисунке.
Главная контрольно-ревизионная инспекция ФСИН России
Отдел ревизий
финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС
□ с
Отдел ревизий
финансово-хозяйственной деятельности образовательных, медицинских учреждений и подразделений центрального подчинения
Отдел контроля особых расходов и ревизии
финансово-хозяйственной деятельности службы «Л»
Организационная структура главной контрольно-ревизионной инспекции
ФСИН России
В своей деятельности ГКРИ руководствуется действующим законодательством РФ, в том числе Уголовно-исполнительным кодексом РФ [1], Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2], другими законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, нормативными правовыми актами Минюста России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также Положением о главной контрольно-ревизионной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний [3].
Контрольно-ревизионные службы окружных управлений и территориальных органов УИС находятся в оперативном подчинении ГКРИ по вопросам осуществления и ведения ведомственного финансового контроля.
Чтобы оценить результативность работы контрольно-ревизионных служб окружных управлений и территориальных органов УИС, необходимо иметь перечень показателей. При этом под результативностью целесообразно понимать конкретные результаты проведенных контрольных действий и ревизионных процедур работников финансового контроля. На наш взгляд, следует использовать систему рейтинговой оценки.
Отдел внеплановых и контрольных проверок, организационно-методической и аналитической работы
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
Финансовый контроль
2(14) - 2009
Система рейтинговой оценки (далее — рейтинг) ГКРИ ФСИН РФ и контрольно-ревизионных служб ФСИН России строится на анализе следующих показателей:
1) объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками ГКРИ ФСИН России в отчетном периоде, по их видам;
2) объем финансовых нарушений, выявленных ревизиями и проверками контрольно-ревизионных служб в учреждениях и органах ФСИН России в отчетном периоде, по их видам;
3) состояние работы по комплектованию ревизионного аппарата контрольно-ревизионных служб ФСИН России;
4) состояние работы по возмещению ущерба, причиненного государству;
5) выполнение планов контрольно-ревизионной работы контрольно-ревизионных служб ФСИН России.
Для построения рейтинга территориальные органы УИС ранжируются по следующим признакам:
1. По организационной структуре — группа 1:
— главные управления ФСИН по субъектам
РФ;
— управления ФСИН по субъектам РФ;
— отделы ФСИН по субъектам РФ;
— управления ФСИН по федеральным округам.
2. По объему бюджетного финансирования и поступлениям от приносящей доход деятельности — группа 2.
Ранжирование подразделений по объему финансирования производится в зависимости от объемов бюджетного и внебюджетного финансирования с выделением в группе 1 нескольких подгрупп.
На основании отчетности по контрольно-ревизионной работе: форма «1-ревизия», форма «1-про-верка», заполняются данные о суммах финансовых нарушений по каждому подразделению.
В каждой подгруппе группы 2 выводятся итоговые значения по видам нарушений, после чего вычисляются коэффициенты Кфн (кро) и Кфн (ГКРИ).
Кфн (кро) показывает, как работает ревизионный аппарат территориального органа, и вычисляется как отношение суммы определенного финансового нарушения по соответствующему подразделению к общей итоговой сумме по виду нарушений по соответствующей подгруппе, при этом данные для анализа берутся из отчетности формы «1-ревизия»:
Кфн (кро) = Е Фвн/Е Нпг *100, (1)
где ЕФвн — сумма финансовых нарушений по их виду;
ЕНпг — общая сумма нарушений по соответствующей подгруппе подразделений.
Значение данного коэффициента всегда больше 1, и его рост показывает положительную тенденцию в работе ревизионного органа, т. е. чем больше сумма финансовых нарушений, выявленных контрольно-ревизионными службами в учреждениях и органах УИС, тем лучше работает ревизионный аппарат.
Кфн (ГКРИ) характеризует работу ревизионного аппарата территориального органа УИС и показывает тенденцию роста или снижения сумм финансовых нарушений, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ. Данный коэффициент вычисляется как отношение суммы определенного финансового нарушения по соответствующему подразделению к общему итогу по виду нарушения по соответствующей подгруппе, причем данные для анализа берутся из отчетности формы «1-ревизия» и «1-проверка»:
Кфн (ГКРИ) = ЕФНв (ГКРИ) /
ЕНпг (ГКРИ) *100, (2)
где Е ФНв (ГКРИ) — сумма финансовых нарушений по их виду, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ;
ЕНпг (ГКРИ) — общая сумма нарушений по соответствующей подгруппе подразделений, которые могли быть выявлены самостоятельно в территориальных органах, но были выявлены при ревизиях и проверках ГКРИ.
Значение данного коэффициента всегда меньше 1, и его рост показывает негативную тенденцию в работе ревизионного органа, т. е. чем больше сумма финансовых нарушений, выявленных ГКРИ, тем хуже работает ревизионный аппарат территориального органа УИС.
Коэффициенты Кфн (кро) и Кфн (ГКРИ) вычисляются по каждому виду нарушений и суммируются, при этом определяются Кфн (кро) общ и Кфн (ГКРИ) общ.
Оценивая состояние укомплектованности ревизионного аппарата и обревизованность подведомственных территориальным органам подразделений, вычисляется коэффициент укомплектованности (Ку) как отношение фактической численности ревизионного аппарата к его штатной численности, а также коэффициент обревизован-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
2(14) - 2009
Финансовый контроль
ности (Крев) как отношение общего количества обревизованных в отчетном периоде подразделений к произведению нормы ревизий на одного ревизора и фактического количества сотрудников ревизионного органа:
Ку = Фч/Шч, (3)
где Фч - фактическая численность ревизионного аппарата;
Шч - штатная численность ревизионного аппарата.
Данные для вычисления указанного коэффициента берутся из формы отчетности «1-ревизия». Значение К всегда меньше или равно 1, и его рост показывает полноту укомплектования сотрудниками ревизионного органа.
Крев = Кфоп/Н*Чскро (ф), (4)
где Кфоп - общее количество фактически обревизованных подразделений;
Н - норма ревизий на одного ревизора;
Чскро (ф) - фактическое количество сотрудников ревизионного отдела.
Данные для вычисления указанного коэффициента берутся из формы отчетности «1-ревизия». Значение Крев всегда меньше или равно 1, и его рост показывает степень выполнения планов контрольно-ревизионной работы территориального органа УИС.
При оценке состояния работы в подразделениях по возмещению ущерба, причиненного государству, вычисляется коэффициент возмещения ущерба Кущ как отношение суммы возмещенного ущерба к сумме ущерба, подлежащего возмещению. При этом для расчета показателей ущерба, возмещенного и причиненного, из формы «1-ревизия» данные о суммах хищений, материалы по которым переданы в следственные органы, и суммы утрат для расчета коэффициента не берутся.
Кущ = Еув/Еу, (5)
где Еув - суммы, взысканные в погашение ущерба;
Еу — общая сумма ущерба, подлежащего взысканию.
Оценивая состояние и уровень исполнительской дисциплины территориального органа УИС по выполнению указаний (распоряжений) ФСИН России, подготовленных ГКРИ ФСИН Минюста России по вопросам финансово-хозяйственной
деятельности, определяется коэффициент Кисп.
В случае непредставления в указанные сроки истребуемых материалов, устанавливаются следующие значения Кисп (см. таблицу).
Значение коэффициента исполнительской дисциплины
Сроки непредставления информации (в днях) Размер применяемого коэффициента Кисп
1-5 0,1
6-10 0,3
11-15 0,5
16-30 и более 0,7
При этом сроки представления определяются датой регистрации входящего документа (с учетом представления факсимильных и электронных сообщений) или датой отправления отчета по почте.
После вычисления коэффициентов Кфн (кро)общ, Кфн (ГКРИ) общ, Ку, Крев, Кущ, Кисп определяется коэффициент рейтинговой оценки Кро по следующей формуле:
Кро = (Кфн (кро) общ — Кфн (ГКРИ) общ) *
* Ку* Крев * Кущ — Кисп. (6)
На основании коэффициента Кро территориальные органы УИС ранжируются в своих подгруппах. Чем больше значение коэффициента Кро, тем выше рейтинговая оценка территориального органа УИС.
По нашему мнению, применение рейтинговой оценки контрольно-ревизионных органов ФСИН России позволит повысить эффективность контрольно-ревизионной деятельности.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (УИК РФ) (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // СПС КонсультантПлюс.
3. Положение о главной контрольно-ревизионной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний. Утверждено приказом ФСИН России от 12 июля 2005 г. № 645.
^ччТ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
80 ^ проблемы и решения