Научная статья на тему 'Система поиска и подготовки будущих ученыхпедагогов в Казанском университете'

Система поиска и подготовки будущих ученыхпедагогов в Казанском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Л. Р.

В статье проанализирован опыт Казанского университета по поиску, отбору и подготовке будущих ученых-педагогов в первые годы его существования. Рассмотрена система отбора и подготовки к профессорскому званию по схеме: гимназия университет педагогический институт при университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A System of Searching for and Training of Future Educational Specialists at Kasan State University

In this article the experience of search, selection and training of future educational scientists of Kazan university in the first years of its existence is analyzed. The successive system of selection and training for professorial status in gymnasia, university, pedagogical institute attached to university is considered. Peculiarities of individual work of the university professor with private students for training them for scientific pedagogical activity are shown

Текст научной работы на тему «Система поиска и подготовки будущих ученыхпедагогов в Казанском университете»

Я ГА РМЭ, ф. Р-250, оп. 1, д. 1383, л. 40.

16 См.: Марийская правда. 1932. 10 нояб.

17 ГА РМЭ, ф. ] 1-153. оп. 1, д. 4, л. 9.

18 Архив МВД РМЭ, ф. 12, оп. 1, д. 14, л, 187—197. 14 Там же, Д, 8, л. 77.

30 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 4, д. 666, л. 36.

21 См.: История советской милиции : в 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 29.

22 См.: Марийская правда. 1932. 10 нояб.

23 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 1, д. 734, л. 92,

24 Там же, ф. Ц-263, оп. 1, д, 9, л. 70.

25 См.: Марийская правда. 1940. 9 авг.

26 ГА РМЭ, ф. П-263, оп. 1, д. 10, л. 88.

« Там же, ф. П-1, оп. 4, д, 545, л. 829—830.

28 Там же, оп. 5, % 95, л. 187.

38 См. об этом подробнее: Тарасова В. М. 15 лет МаргоспединСтитуту им. Н. К. Крупской / В. М. Тарасова Л Тр. / Маргоспединститут им. Н. К. Крупской. Козьмодемьянск, 1946. Т. 5 ; Овчинников А. Р. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького / А. Р. Овчинников // Изв. Поволж. лесотехн. ин-та им. М. Горького. 1936. Вып. 5.

» ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 3, а 1149, л. 1—44.

31 См.: Очерки истории Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1987. Т. 2. С, 142.

» Архив МВД РМЭ, ф. 12, on. 1, д. 18-а, л. 69—71.

33 ГА РМЭ, ф. П-1, оп. 4, д. 619, л. 71.

34 Там же.

Поступила 14.02.05.

СИСТЕМА ПОИСКА И ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Л, Р. Шакирова, доцент кафедры теории и методики обучения математике Казанского государственного педагогического

университета

В статье проанализирован опыт Казанского университета по поиску, отбору и подготовке будущих ученых-педагогов в первые годы его существования. Рассмотрена система отбора и подготовки к профессорскому званию по схеме: гимназия —университет — педагогический институт при университете. Отражены особенности индивидуальной работы профессора университета с приватными учениками.

В настоящее время проблема поиска и отбора талантливой молодежи для обучения в вузе и дальнейшего послевузовского образования является особенно актуальной. В периодической печати, в выступлениях президента РФ и руководителей российского образования обсуждаются проблемы подготовки научных кадров, среди которых не последнее значение имеют обеспечение доступности высшего образования и выработка эффективной системы поиска одаренной молодежи. В этой связи представляется весьма полезным опыт, накопленный в дореволюционных университетах России, по поиску и отбору одаренных молодых людей в гимназиях и их индивидуальной подготовке под руководством профессоров университета.

С первых лет существования российских университетов профессора «заботились о возможно полном изучении наук теми из своих питомцев, которые обнаруживали особенную любознательность и намерены были посвятить себя учено-

му и учебному поприщу»1. Чтобы показать характер этой заботливости, достаточно назвать две принимаемые меры: молодые люди приучались к основательному, самостоятельному труду, и сфера их познаний расширялась благодаря знакомству с предметами, освещавшими понимание избранной ими специальности. При этом профессор не только учил своего питомца, но и воспитывал его, становился его «духовным отцом»2.

На математическом отделении Казанского университета (осн. в 1804 г.) была создана система поиска, отбора наиболее одаренных в математике молодых людей и их соответствующей подготовки по двум направлениям — научному и педагогическому. Эта система была основана на индивидуальной работе профессора университета с кандидатами на профессорское звание и включала контроль за преподаванием математики в гимназии, отбор из числа гимназистов наиболее способных и дополнительные занятия с ними по программе

© Л. Р. Шакирова, 2005

математического курса повышенной сложности в особом профессорском классе; прохождение ими университетского курса в общем потоке студентов с введением элементов педагогической подготовки; подготовку молодых уче-ных-педагогов, реализуемую с помощью следующих мероприятий:

— детальное изучение профессором степени подготовленности ученика, недостатки которой устранялись при помощи: а) посещения учеником лекций профессора по слабо усвоенным темам;

б) домашних занятий с профессором;

в) индивидуальных заданий; г) привития интереса и проверки способностей к научно-исследовательской деятельности на ежегодных конкурсах студенческих научных работ;

— переводы, изучение научных трудов известных математиков и развитие отдельных вопросов учениками по заданию профессора или по собственному выбору;

— методическая подготовка, предусматривающая: а) повторительные занятия кандидатов со студентами по методике профессора; б) присутствие магистров на занятиях профессора для совершенствования теоретической и педагогической подготовки; в) чтение учениками отдельных лекций из курса профессора; г) методический инструктаж профессора или директора педагогического института при университете; д) параллельное преподавание магистрами соответствующих предметов в гимназии.

Первые преподаватели высшей математики в Казанском университете Г. И. Карташевский и И. И. Запольский, работавшие одновременно и в гимназии, несомненно, понимали важность подготовки для университета своих отечественных научно-педагогических кадров. Создавая в старшем классе гимназии небольшую группу из способных к математике учеников, они пытались решить следующую задачу — выделить из разновозрастных и в разной степени подготовленных учащихся тех, которые своими познаниями в математике вышли за рамки программы. Необходимо отме-

тить одну важную черту в деятельности этих педагогов — это стремление вести направленное обучение гимназистов с учетом познавательной способности каждого и обеспечить возможность наиболее целесообразного последующего их использования на различных ступенях системы народного просвещения. В первые годы существования университета элементом приобщения способных студентов к педагогической деятельности служили эпизодические занятия под руководством преподавателя по отдельным темам и самостоятельное преподавание студентов в гимназии в течение двух-трех месяцев под методическим руководством наставников.

Следует подчеркнуть, что еще в 1807—1808 гг. руководству гимназии и университета в лице единоначального директора И. Ф. Яковкина представлялась счастливая возможность начать подготовку ученых-педагогов. Тогда в числе студентов первого приема было четверо математически одаренных и весьма преданных этой науке молодых людей, считающих большой честью для себя служить науке и университету, делу дальнейшего обучения и воспитания молодого поколения. Это были П. Балясников (впоследствии — полковник артиллерии, погибший на войне с Наполеоном), В. Граф (в будущем — учитель Тамбовской гимназии), А. Княжевич (будущий министр финансов России), Д. Нерево-щиков (впоследствии — академик, ректор Московского университета). Все они прилежно занимались высшей математикой у Г. И. Карташевского, а после его увольнения самостоятельно поочередно вели занятия по высшей арифметике, алгебре, геометрии, физике со студентами университета, демонстрируя превосходное знание предмета и большие педагогические способности3.

Однако в условиях, когда сама жизнь диктовала необходимость без промедления заняться подготовкой своих молодых ученых, И. Ф. Яковкин перспективы развития математического образования в университете связывал только с приходом на кафедры профессоров европей-

ских университетов. Поэтому из четырех вышеназванных выпускников ни один не был оставлен в университете: П. Балясников ушел в армию, А. Княжевич перевелся в Московский университет, Д. Перевощиков и В. Граф были направлены учителями математики в гимназию и народное училище4.

Возможность начать планомерную подготовку молодых ученых-математи-ков появилась в 1811—1812 гг. и была связана с именами Н. И. Лобачевского и И. М. Симонова, которые наиболее удачно соединили в себе все лучшее, к чему стремились преподаватели университета: высокий уровень математической и педагогической подготовки и не менее высокую устремленность, а также способность к научно-исследовательской работе. Эта возможность оказалась реальной именно потому, что первый период развития Казанского университета (1804—1812 гг.) характеризуется зарождением основных тенденций в его математическом образовании, таких как приоритетность математического образования, высокий уровень преподавания математических дисциплин, преемственность педагогической деятельности разных поколений университетских профессоров. Данный период связан с деятельностью немецкого ученого М. X. Бартельса и его коллег И. И. Запольского, И. А. Литтрова, Ф. К. Броннера, в равной мере участвовавших в формировании научных, педагогических и мировоззренческих черт студентов, и особенно тех из них, которые по своей одаренности, успехам в учебе, прилежанию были предназначены для подготовки к научнопедагогической деятельности в сфере высшего образования.

Профессор М. X. Бартельс строил педагогические занятия со студентами так, что при этом учитывались способности каждого из них, им поручалось изложить отдельные вопросы изучаемой темы или решить сложную задачу самостоятельно, обращалось внимание на доходчивость и простоту изложения.

С 1812 г. в систему подготовки молодых научно-педагогических кадров входила учеба в педагогическом институте при университете, и затем индивидуальная работа с профессором. Таким образом, отбор кандидатов для подготовки к профессорской деятельности для живущих в Казани начинался профессором математики, как правило, непосредственно в гимназии, а для иногородних — из числа студентов I курса или по рекомендациям гимназий и училищ округа, а также визи-таторов университета (визитаторы — преподаватели, выезжавшие во время каникул в гимназии округа для знакомства с учебными планами, пособиями и пр.).

В 1811 г. М. X. Бартельс в письме к К. Ф. Гауссу впервые упомянул о математической школе: «В моих лекциях высшего анализа я мог рассчитывать, по крайней мере, на двадцать слушателей; понемногу составилась небольшая математическая школа, из которой вышло несколько дельных учителей для русских гимназий и университетов: они способствовали распространению математических наук в России»5.

Первыми учениками М. X. Бартельса были Н. Лобачевский, И. Симонов, О. Линдегрен. Этим молодым людям он дал основательную подготовку как по высшей математике, так и по методике ее преподавания в университете. С такими познаниями все они определились на различные математические кафедры и продолжили совершенствование своих знаний под руководством других профессоров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сухомлинов М. Материалы для истории образования в России / М. Сухомлинов // Журн. Мин. народного просвещения. М., 1865. Ч. 128, отд. 2. С. 120.

2 Там же. С. 122.

3 См.: Шакирова Д. Р. Казанская математическая школа, 1804—1954 / JI. Р. Шакирова. Казань, 2002. С, 99—100.

А Там же. С. 100.

3 Цит. по: Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет его существования (1804—1904) / Н. П. Загоскин. Казань, 1902. Т. 2. С, 231.

Поступила 09.08.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.