СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ РУМОВСКИЙ - ПЕРВЫЙ ПОПЕЧИТЕЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
О.И. ЗЛВГОРОДНЯЯ
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов Москва, v.i. Миклухо-Маклая, 10-1
Статья иоенятенп выдающемуся ученому, члену Императорской Академии наук и пер-ному попечи гемо Императорского Казанского университета С.Я. Румстскому. Проанализировав деятельность (ЛЯ, Румонского и его вклад в организацию университетской жизни, автор статьи делает вывод о ключевой роли С’.Я. Румовского » основании Императорского Казанского Университета, чш предопределило его благополучное дальнейшее развитие.
В начале XIX в. и России, но инициативе государства, создается система народного образования. В ходе образошиелыюй реформы было учреждено Министерство народного просвещения, оріаитованьї шесть учебных округов, объединявших учебные заведения нескольких іуберний, открыты новые университеты в Харькове и Казани, издан новый универстхпский устав. Университеты стали не только учебными, по и административными учреждениями, так как их ведению поручены были учебные заведения университетского округа. Университетский устав 1804 г. даровал университетам корпоративное устройство на началах автономии. Полномочия по управлению университетом распределялись между советом, правлением, ректором, факультетскими собраниями и деканами; университет осуществлял суд над членами университетской корпорации1. Однако широкие либеральные начала уставов сочетались с государственным подходом, «высочайшим покровительством» дела народного образования. Посредником между университетом и государством выступал попечитель учебного округа. Круг полномочий попечителя в обідих чергах был определен в «Предварительных правилах народного просвещения» 1803 г. В лице попечителя государство брало на себя заботу о «распространении и успехах народного просвещеїшя» в учебном округе. Как глава учебного округа попечитель представлял его интересы в министерстве. На него возлагалась ответственность за благоустройство всех учебных заведений округа, устроение университета, обязанность приведения всех учебных заведений округа «в цветущее состояние». Он должен был представлять на утверждение министра профессорский состав университета, избранных советом университета. Распоряжение по ученой и хозяйственной части он докладывал в Главное правление училищ2.
Таким образом, попечителям отводилась ключевая роль в процессе организации и становления высшей школы. Они становились государственным органом содействия и поощрения просветительства в России. Попечители назначались лично императором. Первыми российскими попечителями стали высокопоставленные, титулованные лица: в Московском учебном округе - тайный советник, товарищ министра народного просвещения М.Н. Муравьев, в Виленском - тайный советник, товарищ министра иностранных дел
князь А. Чарторижский, в Харьковском - тайный советник граф С.О. Потоцкий, в Дерпт-ском - генерал-майор Ф.И. Клингер, в Санкт-Петербургском - действительный камергер Н.Н. Новосильцев. Попечителем Казанского учебной) округа стал не столь тшулоиаиный действительный статский советник, академик Степан Яковлевич Румовский .
Известный русский ученый, академик Императорской Академии наук, последоиаюль идей М.В. Ломоносова родился 29 октября 1734 г. в селе Старый Погост Владимирской губернии в семье священника. Вскоре отец Румовского Яков Борисович получил моего в Петербурге и переехал чуда с семьей, отдав сына в Александро-11евскую семинарию. 1тце в семинарии Румовский увлекся математическими науками, и в 1748 г. он Ььш перснедсн и академическую гимназию и в том же году принят в студенты учрежденного при Академии паук Петербургского университета. В 1754 1756 гг. как один из лучших учеников он п|ю-шел стажировку в Берлине у Леонарда Эйлера 'шамепитого математика, фишка, аст|н»-нома и механика. 1 !о возвращении в 11егсрбург молодо!! ученый активно зппнлеи научной работой. Он выпушил ряд научных трудов по математике и астрономии, кот|н>й ('гепан Яковлевич также был увлечен. В 1760 г. он издал великолепный учебник по мшемагике, один из первых в России, написанный на русском языке. 11о нему училось не одно поколение студентов, в том числе и Императорского Казанского университет*. В том же году он был назначен преподавателем математики академическим студентам.
Постепенно Румовский становится более астрономом, нежели математиком. В 170,* г. он становится экстраординарным, а в 1767 г. - ординарным профессором астрономии. С.Я. Румовский не раз отправляется в астрономические ’жеиедпцип в качестве их руководителя за наблюдением планет, комет и затмений. Одной из фундаментальных и трудных задач астрономии того времени было определение астрономической единицы среднего расстояния от Земли до Солнца. Первые близкие к истине результаты были получены именно С.Я. Румовским5. Во время своих путешествий Румовский определил также географическое положение многих мест и в 1786 г., напечатал первый каталог астрономических пунктов в России. С.Я. Румовский 37 лет с 1766 по 1803 г. возглавлял Географический департамент Академии наук, главнейшей задачей которого было картографо-геодезическое обеспечение территории Российской империи. Столь весомые заслуги С.Я. Румовского перед отечественной геодезией позволяют говорить
о нем как об одном из первых российских астрономо-геодезиетов. Он был активным популяризатором науки, перевел на русский язык сочинения крупнейших западноевропейских ученых. В течение многих лет академик трудился над ежегодным изданием академических астрономических календарей.
В 1800-1803 гг. С.Я. Румовский был назначен вице-президентом Академии паук, первым в ее истории. Вице-президент управлял хозяйственными делами академии и академической гимназией и был знакомым со многими проблемами организации пауки . Впоследствии ученый-практик был включен в состав «Комиссии об учреждении народных училищ», занимающейся разработкой реформы народного образования в России. 20 июля 1803 г. высочайшим указом Степан Яковлевич Румовский был назначен попечителем Казанского университета. Следует отметить, что при начальном распределении должностей попечителем в Казань был определен 1раф А.А. Мантейфель. Однако он скончался ранее, чем был открыт университет. Так, па должность попечителя с окладом 2 тыс. рублей был назначен С.Я. Румовский7. Считалось, что его опыт организатора науки, который он приобрел в Академии наук, может помочь при становлении университета в огромном крае. Целью создания Казанского университета было распространение просвещения на огромных территориях Среднего и Нижнего Поволжья, Сибири и Кавказа. Университет должен был стать административным и учебным центром обшир-
ного округа. Казанский учебный округ представлял собой сеть разрозненных учебных заведений 15 губерний. Это было значительно больше, чем в других учебных округах.
В январе 1805 г. 70-летний попечитель С.Я. Румовский отправляется в Казань. После нескольких совещаний с местными учителями он объявляет об открытии Казанского университета фактически на базе уже существующей в Казани гимназии. Открытие университета проходило в несколько этапов. 14 февраля 1805 г. в зале гимназии состоялось первое собрание Совета университета. С.Я. Румовский выступил с краткой речью, поздравив присутствующих с величайшим событием ~ открытием университета, а затем, лично прочитав Утвердительную грамоту, вручил ее Совету. 11а следующий день, 15 февраля состоялось новое собрание совета, на котором был прочитан Уста» Императорского Казанского университета. 22 февраля состоялся второй акт открытия университета - оглашение имен первых студентов университета. Ими стали ученики старших классов гимназии. Па 2А февраля были назначены первые лекции, которые предстояло слушать в :щщ семестре до 11 июля8.
Основание университета практически «на чистом месте» требовало решения множества организационных, учебных и научных вопросов. Одной из первоочередных задач, которая встала перед попечителем, был поиск помещения для университета. К моменту открытия университета в городе не нашлось подходящего для него здания. 1>ыло решено проводить учебные занятия в здании Казанской гимназии. 'Гам же располагались и комнаты первых студентов университета. Позже усилиями попечителя для университета были выкуплены дома, которые стояли по Воскресенской улице в одном квартале со зданием гимназии4.
Проблема управления университетом была решена попечителем весьма оригинально. Университетский устав 1804 г. предусматривал автономию университетов в вопросах организации своей внутренней жизни. Высшей инстанцией по учебным и судебным делам являлся совет. Он формировался из профессоров всех четырех факультетов и адъюнктов (помощников профессоров); его председателем был ректор. Административно-хозяйственным органом самоуправления выступало правление. В его состав должны были входить деканы факультетов иод председательством ректора10. В нарушение основных принципов устава С.Я. Румовский отдал предпочтение бюрократическим методам управления. Он предложил «следовать Высочайше утверждённому гимназии Уставу, доколе не сыщется нужное число людей, достойных звания профессорского и довольное к открытию по-надлежащему университета»11. Таким образом, попечитель воспользовался уже имеющимся административным строем гимназии. Функции выборного ректора исполнял назначенный попечителем директор. Отбывший после открытия университета в Петербург попечитель, поручил управление университетом «профессору-директору» - директору Казанской і-имназии И.Ф. Яковкину. Яковкин не считался с мнением совета и самостоятельно принимал решения по управлению университетом. Эта позиция директора стала источником многолетней напряженности и конфликтов в университетской среде. Профессора университета постоянно жаловались на самоуправство Яковкина. Однако он пользовался неограниченным доверием у С.Я. Румовского; попечитель неизменно принимал его сторону в спорах с советом12. Функции правления фактически исполняла Контора гимназии. Университет существовал также без деления на факультеты, что также ослабляло роль органов университетского самоуправления. Такая организация университета просуществовала вплоть до 1814 г., когда последовало «полное открытие» университета в соответствии с уставом.
Несмотря на то, что в вопросах управления С.Я. Румовский был сторонником жесткой административной системы и не придавал должного значения развитию универси-
тетского самоуправления, развитию науки в университете попечитель уделял пристальное внимание. По настоянию Румовского, в Казанском университете была организована дополнительная кафедра астрономии — астрономии теоретической, наряду с кафедрой астрономии наблюдательной 3. Залогом скорейшего развития науки в университете Ру-мовский справедливо считал формирование его преподавательского состава. Комплектование профессорско-преподавательского штата стало первой и важной задачей организации университета. По уставу право выбора профессоров принадлежало исключительно совету университета. До его образования формирование преподавательского состава было возложено на попечителя Казанского учебного округа С.Я. Румовского. Согласно штату в универсиггегге должно было бьпъ 28 кафедр на четырех отделениях (нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских наук, словесных наук с кафедрой восточных языков), 28 профессоров,
12 адъюнкгов, 3 лектора и 3 учителя «приятных искусстп»1'1. Однако к момешу открытия университета он насчитывал лишь двух профессоров и четырех адъюнктов. ' >ю были учителя, переведенные С’.Я. Румовеким из Казанской гимназии, И.Ф. Яковкин (профессор всеобщей истории и тм рафии), Г.И. КарташевскиЙ (адъюнкт высшей математики), И.И. Залодьекий (адъкшкг физики), И.И. -)рих (адъюнкт дронноетей феческого и латинского языка), Л.С. Левицкий (адъюнкг философии).
Основная работа по подбору профессоров продолжалась уже после открытия университета. Очевидно, ЧТО Среди ПОСПИТ ШИШКОВ учебных заведений России невозможно было набрать необходимое количество преподавателей, отвечавшим высоким научным требованиям. Задачу комплектации кафедр Румовекий решает пуюм приглашения западноевропейских ученых. Следует отмерить, чю подобная работ но приглашению профессоров проводилась попечителями еще пяти учебных округов. Ого усложняло задачу, так как многие ученые предпочитали университета Европейской части России. Казанский университет по своему местоположению самым восточным на Европейском континенте. С.Я. Румовекий использует личные контакты с иностранными учеными, а также рекомендации коллег по Петербургской Академии. Он приглашал не только опытных преподавателей, но и талантливых молодых ученых. С каждым из профессоров попечитель вел переписку, запрашивал труды и отзывы на них.
По приглашению С.Я. Румовского в 1805-1807 гг. в Казанский университет приезжают профессор древности и латинского языка М.Г. Герман, профессор естественного права Г.Л. Бюнеман, ботаник К.Ф. Фукс, философ В.Л. Строль1’. Пристальное внимание попечитель уделял приглашению профессоров на физико-математическое отделение, так как эти науки входили в сферу интересов самого Румовского как ученого. Выбор профессоров-естеетвенников оказался наиболее удачным. Особенный и глубокий след в истории Казанского университета оставил приглашенный попечителем математик И. Бартельс. Под его руководством формируется отечественная школа математики. Бартельс шесть раз избирается деканом физико-математического факультета. В становлении и развитии медицинского факультета большую роль сыграл профессор медицины К. Фукс, отдавший Казанскому университету более 30 лет своей жизни: он читал лекции, проводил научные исследования, был деканом факультета, ректором университета. Большой вклад в развитие астрономической науки в Казанском университете внес приглашенный С.Я. Румовеким астроном И.А. Литтров. За короткое пребывание здесь (1810-1816) он, благодаря энергичной деятельности, сумел оборудовать небольшую обсерваторию (из сторожки ботанического сада), добился приобретения необходимых инструментов и организовал систематические астрономические наблюдения. Казанский
университет стал первым высшим учебным заведением России, где в 1807 г. был создан Восточный разряд для изучения истории, культуры и языков народов Востока. Поэтому особое внимание С.Я. Румовский уделил поиску востоковеда. Как и в случае с Литтровом, попечителем был приглашен молодой ученый - Х.Д. Френ. Он был рекомендован Румовскому выдающимся германским востоковедом О.Г. Тихсепом. Х.Д. Френ стал основателем российской ориенталистики. Наряду с арабским языком он с первых лет вел занятия по восточной нумизматике.
Другой важной задачей, которую необходимо было решить попечителю, была комплектация студенческого состава университета. На первых порах эту проблему С.Я. Румовский решает зачислением в студенты учеников старших классов Казанской гимназии. При открытии университета в него были записаны 41 студент, 35 из которых были учениками гимназии. Большинство из них (33 студента) находилось на казенном коште. Зачисленные на казенный кошт студенты находились на полном материальном обеспечении: им предоставлялось отапливаемое жилье, питание в университетской столовой, обмундирование, канцелярские принадлежности, учебная литература16. Вскоре проблема набора студентов н Казанский университет стала для попечителя одной из самых насущных. Устав предписывал иметь пс менее 40 казеннокоштных и неограниченное число своекоштных (обучающихся за свой счет) студентов. Казанская гимназия выпускала воспитанников меньше, чем требовалось университету. К тому же многие гимназисты поступали сразу па службу или шли в кадетские корпуса, ускорявшие прохождение лестницы военных чинов. Отпрыски тех дворянских семей, где ценилось образование, уезжали учиться за границу или в столичные учебные заведения.
В течение первого десятилетия численность студентов университета практически не увеличивалась. Одной из причин 'отого также были низкий уровень доуниверситет-ской подготовки и отсутствие широкой сети низших и средних учебных заведений. Еще до открытия университета С.Я. Румовский выступил с предложением воспитывать в Казанской гимназии за казенный счет по 40 человек ежегодно, чтобы они в дальнейшем поступали в университет. По замыслу попечителя после окончания университета они должны были занять места учителей в заведениях Казанского учебного округа. Попечитель уделял пристальное внимание жизни студенчества. Утвердив первый список студентов, академик Румовский занялся вопросами проживания, питания и внешнего вида студентов. Вопрос о студенческих мундирах решался особенно тщательно: необходимо было, чтобы они отличались от тех, что носили гимназисты. В итоге от учеников гимназии одежда студентов отличалась воротниками, обшлагами (отвороты рукавов) и пуговицами17. С.Я. Румовский также ежемесячно получал «Ведомости Императорского Казанского университета о студентах, показующие прилежание, успехи и поведение в классах», основанные на отзывах преподавателей18.
В 1811 г. в судьбе Казанского университета произошло важное событие. Стараниями попечителя Казанская гимназия была переведена в новое помещение - дом Молоствова на Воздвиженской улице. Тем самым университет был территориально отделен от гимназии19. Это было одно из последних решений Румовского на посту попечителя Казанского учебного округа. 12 июля 1812 г. Степан Яковлевич Румовский скончался от паралича.
Известный математик и астроном, просветитель Степан Яковлевич Румовский сыграл огромную роль в судьбе Казанского университета. Его основание стало во многом личной заслугой попечителя. Большой опыт научно-организаторской работы позволил Румовскому в кратчайшие сроки открыть университет. Румовский привлек в университет высококвалифицированных профессоров, внес значительный вклад в развитие определенных научных направлений в университете. Несмот-
ря на некоторые очевидные неудачи, в течение девятилетнего управления Казанским учебным округом Румовский успел очень много сделать для новорожденного университета и задать ему направление в развитии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Устав Императорского Казанского университета 1804 года // Сборник постановлений, по Министерству народного просвещения. СПб., 1864. • Т. 1. - Стлб. 299.
‘ Предварительные правила учреждения учебных округов // Сборник постановлений по МИН. Стлб. 15.
I 06учреждении учебных округой // Сборник постановлений но МИН. Т. 1. ('тдб. 2! 22.
4 См.: Боеомпчов II. В. Живое слово о российских иедагогах-матемашках. М., 2001, с'. 107.
5 См.: Румовский С.Я. Наблюдения явления Венеры в Солнце в Российской Империи в 1769 году учинеиныя с историческим предуведомлением, сочиненным Степаном Румов-ским, Академии Наук Членом. -- СПб., 1771. С. 150.
0 Уставы Российской Академии паук. 1724 1999. ~ М., 1999. - С. 32.
7 Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. ~ 1803. - N" 1. * С'. 155.
8 Кулич HJL Из первых лег Казанского университета (1805- 1819): Рассклчы по архив* ным документам. Ичд. 2. - СПб., 1904. Ч, 1. С. 205.
() Квеипа И.А. Ансамбль Казанского университета // Нжегодник Ин-гл истории искусств. М., 1960 1961. С. 180.
10 Устав Императорского Казанского университета ... ■ С. 306—31 1.
II Загоскин ILIL История императорского Казанского университета. Казань, 1902.
Т. 1.-С. 39.
12Там же.-С. 50.
13 Устав Императорского Казанского университета ... - С. 290.
14 Там же. ~ С. 301.
15 См.: Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета... ~ С. 216.
1(1 Устав Императорского Казанского университета.., — С. 305.
17 Загоскин П.П. История императорского Казанского университета. - С. 47.
18 Там же. — С. 102.
19 См.: Евсина Н.А. Ансамбль Казанского университета. ~ С. 211.
STEPAN JAKOVLEVICH RUMOVSKY - THE FIRST CURATOR OF IMPERIAL KAZAN UNIVERSITY
0.1. ZAVGORODNYAYA
Department of Russian History Peoples ’ Friendship University of Russia 10-1, Miklukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia
The article is devoted to the first curator of Kazan University, noted scientist, member of Imperial Academy of Sciences S. Ya. Rumovsky. The author of this article analyzes activities of the first curator, his measures to organize university’s life. The author comes to conclusion on the most significant role of S. Ya. Rumovsky in the university’s foundation, who vectored its future development.