Научная статья на тему 'Поиск научных талантов (опыт Казанского университета)'

Поиск научных талантов (опыт Казанского университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиск научных талантов (опыт Казанского университета)»

176

Высшее образование в России • № 1, 2005

Л. ШАКИРОВА, доцент Казанский государственный педагогический университет

В свете современных проблем подготовки научных кадров представляется весьма полезным опыт дореволюционных университетов России по поиску и отбору одаренных молодых людей в гимназиях и их индивидуальной подготовке под руководством профессоров университета.

С первых лет существования российских университетов профессора «заботились о возможно полном изучении наук теми из своих питомцев, которые обнаруживали особенную любознательность и намерены были посвятить себя ученому и учебному поприщу» [1, с.120]. Молодые люди не только приучались к основательному, самостоятельному труду в сфере избранной ими специальности. Важно и то, что у них устанавливалась с профессором тесная духовная близость: профессор не только учил каждого «оставленного при университете», но и воспитывал его, становился его «духовным отцом» [там же, с.122].

На математическом отделении Казанского университета была создана система отбора наиболее одаренных в математике молодых людей, включавшая контроль за преподаванием математики в гимназии, отбор из числа гимназистов наиболее способных и дополнительные занятия с ними по программе математического курса повышенной сложности в особом профессорском классе; прохождение ими в общем потоке студентов университетского курса с введением для них элементов педагогической подготовки. Подготовка молодых уче-ных-педагогов реализовывалась с помощью следующих мероприятий:

■ детальное изучение профессором степени подготовленности ученика, недостатки которой устранялись при помощи: а) посещения учеником лекций профессора по слабо усвоенным темам; б) домашних за-

Поиск научных талантов

(Опыт Казанского университета)

нятий профессора; в) индивидуальных заданий;

■ привитие интереса и проверка способностей к исследовательской деятельности на ежегодных конкурсах студенческих научных работ;

■ переводы, изучение научных трудов известных математиков и разработка отдельных вопросов учениками по заданию профессора или по собственному выбору;

■ методическая подготовка, включающая: а) занятия кандидатов со студентами по методике профессора; б) присутствие магистров на занятиях профессора для совершенствования теоретической и педагогической подготовки; в) чтение учениками отдельных лекций из курса профессора; г) методический инструктаж профессора или директора педагогического института при университете; д) параллельное преподавание магистрами соответствующих предметов в гимназии.

Первые преподаватели высшей математики в Казанском университете Г.И. Карта-шевский и И.И. Запольский, работавшие одновременно и в гимназии, несомненно, понимали важность подготовки для университета своих научно-педагогических кадров. Создавая в старшем классе гимназии небольшую группу из способных к математике гимназистов, они стремились выделить из разновозрастных и в разной степени подготовленных гимназистов тех, которые своими познаниями в математике вышли за рамки гимназической программы.

В 1807-1808 годах руководству гимназии и университета предоставилась счастливая возможность начать подготовку ученых-педагогов. Тогда в числе студентов первого приема оказались четверо математически одаренных и весьма преданных этой науке молодых людей: П. Балясников (впослед-

Редакционная почта

177

ствии полковник артиллерии, погибший на войне с Наполеоном), В. Граф (в будущем учитель Тамбовской гимназии), А. Княжевич (будущий министр финансов России), Д. Перевощиков (впоследствии академик, ректор Московского университета). Все они с большим прилежанием занимались высшей математикой у Г.И. Карташевского, а после его увольнения самостоятельно вели занятия по высшей арифметике, алгебре, геометрии, физике со студентами университета, демонстрируя превосходные знания предмета и большие педагогические способности [там же, с. 99-100].

Однако директор И.Ф. Яковкин перспективу развития математического образования в университете связывал только с приходом на кафедры европейских профессоров. Поэтому из четырех вышеназванных выпускников ни один не был оставлен в университете.

Возможность начать планомерную подготовку молодых ученых-математиков появилась в 1811-1812 гг. Она связана с именами Н.И. Лобачевского и И.М. Симонова, которые наиболее удачно объединили в себе все лучшее, к чему стремились преподаватели молодого университета, а именно: высокий уровень математической и педагогической подготовки и не менее высокую устремленность и способность к научно-исследовательской работе. Этот период связан с деятельностью немецкого профессора М.Х. Бартельса и его коллег по математическим наукам И.И. Запольского, И.А. Литтрова, Ф.К. Броннера, которые в равной мере участвовали в формировании научных, педагогических и мировоззренческих качеств студентов и особенно тех из них, которые по своей одаренности, успехам в учебе, прилежанию были предназначены для подготовки к научно-педагогической деятельности в сфере высшего образования.

М.Х. Бартельс строил педагогические занятия студентов таким образом, что по ходу занятия, учитывая способности каждого из них, поручал им изложить отдельные вопросы изучаемой темы или решить сложную

задачу самостоятельно, обращая внимание на доходчивость и простоту изложения. С 1812 года в систему подготовки молодых научно-педагогических кадров входила учеба в педагогическом институте при университете. Отбор кандидатов для подготовки к профессорской деятельности для живущих в Казани начинался профессором математики, как правило, непосредственно в гимназии, а для иногородних - из числа студентов первого курса или по рекомендациям гимназий и училищ округа, а также визита-торов университета (визитаторы - преподаватели, выезжавшие во время каникул в гимназии округа для знакомства с учебными планами, пособиями и пр.)

Первыми учениками М.Х. Бартельса для подготовки к профессорскому званию стали Н. Лобачевский, И. Симонов, О. Линдег-рен. Этим молодым людям он дал основательную подготовку как в области высшей математики, так и в методике ее преподавания в университете. С такими познаниями все они определились на различные математические кафедры и продолжили совершенствование своих знаний под руководством соответствующих профессоров. В 1811 г. М.Х. Бартельс в письме к К.Ф. Гауссу впервые упомянул о математической школе: «В моих лекциях высшего анализа я мог рассчитывать по крайней мере на двадцать слушателей; понемногу составилась небольшая математическая школа, из которой вышло несколько дельных учителей для русских гимназий и университетов: они способствовали распространению математических наук в России» [2, с.231].

Литература

1. Сухомлинов М. Материалы для истории образования в России // Журнал Министерства Народного просвещения. - М., 1865. Ч.СХХУШ, отд. II. - С.9-172.

2. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет его существования (1804-1904). - Т. 1. - Казань, 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.