Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОЕННОМ ВУЗЕ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конотоп Алла Викторовна, Климова Ольга Юрьевна, Уварина Наталья Викторовна, Фасоля Алексей Анатольевич

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки военных специалистов в условиях современной образовательной среды. Авторами исследуются основные вопросы военного образования как гарантии стабильности и безопасности общества. Особое внимание уделено раскрытию аспектов национальной безопасности. В статье выявлены особенности подготовки военных специалистов с учетом современных тенденций и требований государства. Поскольку военная составляющая в структуре национальной безопасности по-прежнему остается решающей, то в статье отдельно акцентируется внимание авторов на требованиях к образовательной среде военного вуза. Учитывая влияние ряда дестабилизирующих факторов военно-политической обстановки, акцент делается на основных показателях качества и стабильности военной системы подготовки, в частности на современном уровне научных исследований в военно-научных учреждениях, укомплектованных выпускниками военных учебных заведений, современной оснащенности предприятий военно-промышленного комплекса, на которых развернуто представительство заказчика, конкурентоспособности отечественных военных технологий на мировых рынках вооружений и боевой техники и др. Авторы приходят к выводу, что военная система профессиональной подготовки может рассматриваться как фактор обеспечения единства, целостности и стабильности общества и как фактор социальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конотоп Алла Викторовна, Климова Ольга Юрьевна, Уварина Наталья Викторовна, Фасоля Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING MILITARY PERSONNEL AS A FACTOR IN ENSURING NATIONAL SECURITY AND SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article deals with the problems of training military specialists in the modern educational environment. The authors study the main issues of military education as a guarantee of the stability and security of society. Particular attention is paid to the disclosure of aspects of national security. The article reveals the features of the training of military specialists, taking into account modern trends and requirements of the state. Since the military component in the structure of national security still remains decisive, the article separately focuses the attention of the authors on the requirements for the educational environment of a military university. Taking into account the influence of a number of destabilizing factors of the military-political situation, the emphasis is on the main indicators of the quality and stability of the military training system, in particular on the modern level of scientific research in military scientific institutions staffed by graduates of military educational institutions, modern equipment of enterprises of the military-industrial complex, on which the customer’s representation is deployed, the competitiveness of domestic military technologies in the world arms and military equipment markets, etc. The authors come to the conclusion that the military professional training system can be considered as a factor in ensuring the unity, integrity and stability of society and as a factor in the social security of the state.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Романов Петр Юрьевич, профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Худайбердина Сажила Раисовна, старший преподаватель Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: hudayberdina72@mail.ru

Токмазов Георгий Васильевич, доцент кафедры высшей математики и физики ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Новороссийск, tokmazov@mail.ru

Romanov Petr Yurievich, Professor of the Department of Applied Mathematics and Informatics, Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Khudaiberdina Sazhila Raisovna, Senior Lecturer of the Sibay Institute (branch), Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: hudayberdina72@mail.ru

Tokmazov Georgy Vasilyevich, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Physics, State Maritime University named after F. F. Ushakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Novorossiysk, tokmazov@mail.ru

Для цитирования: Конотоп, А. В. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды / А. В. Конотоп, О. Ю. Климова, Н. В. Уварина, А. А. Фасоля // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 65-72.

УДК 355/359 ББК 68.44

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛьНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в условиях современной образовательной СРЕДЫ

А. В. Конотоп, О. Ю. Климова, Н. В. Уварина, А. А. Фасоля

В данной статье рассматриваются проблемы подготовки военных специалистов в условиях современной образовательной среды. Авторами исследуются основные вопросы военного образования как гарантии стабильности и безопасности общества. Особое внимание уделено раскрытию аспектов национальной безопасности. В статье выявлены особенности подготовки военных специалистов с учетом современных тенденций и требований государства. Поскольку военная составляющая в структуре национальной безопасности по-прежнему остается решающей, то в статье отдельно акцентируется внимание авторов на требованиях к образовательной среде военного вуза. Учитывая влияние ряда дестабилизирующих факторов военно-политической обстановки, акцент делается на основных показателях качества и стабильности военной системы подготовки, в частности на современном уровне научных исследований в военно-научных учреждениях, укомплектованных выпускниками военных учебных заведений, современной оснащенности предприятий военно-промышленного комплекса, на которых развернуто представительство заказчика, конкурентоспособности отечественных военных технологий на мировых рынках вооружений и боевой техники и др. Авторы приходят к выводу, что военная система профессиональной подготовки может рассматриваться как фактор обеспечения единства, целостности и стабильности общества и как фактор социальной безопасности государства.

Ключевые слова: образовательный процесс в военном вузе, военные специалисты, военная инфраструктура, образовательная среда, национальная безопасность.

Своеобразие современной социокультурной эпохи характеризуется усложнением человеческого существования, напряженностью и динамизмом жизни людей. Высокие темпы научно-технического прогресса, наличие глобальных проблем, представляющих реальные угрозы самому существованию жизни на Земле, предъявляют повышенные требования к мировому сообществу, каждому государству и отдельному человеку.

Современная цивилизация, ставшая источником новых видов угроз и изменившая масштабы последствий традиционных, сделала эту проблему особенно актуальной. Одним из решающих факторов экономического могущества государства и высокого уровня жизни населения в наши дни выступает интеллектуальная собственность, дающая возможность предложить на мировом рынке перспективные проекты и технологии [1]. На первый план вышли проблемы инноваций и, как следствие, — качество интеллекта, что напрямую связано с уровнем образования и культуры населения страны.

Объем и качество совокупного национального продукта находятся в прямой зависимости от уровня образования и культуры его производителей, т. е. населения страны. Чем выше образовательный и культурный уровень населения, тем качественнее и выше совокупный национальный продукт. Уже сейчас современные высокоразвитые страны получают до 40 % прироста национального продукта за счет эффективной системы образования [2]. Каждый год правительства стран мира определяют сумму, которая пойдет на финансирование науки, устанавливают расходы на научные исследования и разработки.

В современном мире образование следует рассматривать как ведущий механизм развития общества, как основу воспроизводства его духовного потенциала. Наличие эффективной системы образования и ее стабильное развитие следует рассматривать как гарантию внутренней и внешней безопасности общества, как важное условие обеспечения его суверенного существования, как неотъемлемую составляющую стабильности и безопасности.

В XXI веке, в эпоху применения наукоемких технологий при переходе от «индустриальной» цивилизации к «информационной», образование и безопасность являются исключительно близкими категориями. Более того, современная стратегическая доктрина развития подавляющего большинства передовых государств базируется на концепции непрерывного возра-

стания роли образования в системе национальной безопасности, поскольку, в соответствии с мировыми тенденциями, именно образование предопределяет перспективы социально-экономического и культурного развития государства. Образование по своей сути является одним из фундаментальных государственных институтов и в качестве такового становится решающим фактором не только экономической эффективности, но и национальной безопасности государства в целом. Государство может уйти от финансирования конкретных проектов в любой отрасли экономики, но оно не может позволить себе уйти из сферы образования. Государство, утратившее возможности обучать, готовить кадры для нужд собственной экономики, науки и культуры, теряет исторические перспективы своего поступательного развития.

Национальная безопасность как основа идейного единства и экономического процветания государства — понятие многоаспектное. В нем тесно переплетаются интересы личности, общества и государства. Составными частями этого понятия являются вопросы внутренней и внешней безопасности, в том числе военной, экономической, политической, социальной и информационной.

К числу базовых государственных институтов, занимающих ключевое положение в системе национальной безопасности Российской Федерации, относится военная организация государства, ее вооруженные силы, так как обеспечение национальных интересов России в любой из вышеперечисленных сфер напрямую соотнесено с защитой ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности [3; 4 и др.].

Военная составляющая в структуре национальной безопасности по-прежнему является решающей, так как в наши дни значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Как отмечается в доктрине национальной безопасности Российской Федерации [5], современное положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Формирование международных отношений нового типа сопровождается конкуренцией и стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, используя при этом военный шантаж.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой

дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. В результате антироссийской политики в настоящее время осуществляется активное продвижение НАТО на восток, провоцируются локальные и региональные войны и военные конфликты, проводятся финансово-экономические диверсии в целях подавления морального духа и нравственных, исторически сложившихся устоев нашего народа и народов стран СНГ.

В качестве основных дестабилизирующих факторов военно-политической обстановки, непосредственно затрагивающих национальные интересы Российской Федерации, в военной доктрине РФ [5] особо отмечены:

- попытки ослабить или проигнорировать существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

- использование военно-силовых акций в качестве средства «гуманитарного вмешательства» без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;

- нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

- ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с РФ и дружественных ей государств;

- смещение военных опасностей и военных угроз в информационное пространство Российской Федерации;

- наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к границам Российской Федерации;

- использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.

Эти действия следует рассматривать как попытки ослабить и подорвать позиции России в политической, экономической, военной и других областях. Поэтому поддержание вооруженных сил на уровне, обеспечивающем возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке,

при рациональных затратах на национальную оборону является приоритетным направлением политики государства.

Всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержание их боеготовности на должном уровне, совершенствование материально-технической базы армии и флота напрямую соотносятся с уровнем профессиональной подготовки военных специалистов. Основным и наиболее стабильным источником кадрового обеспечения вооруженных сил в нашей стране на протяжении двух столетий является государственная система военного образования [6-9 и др.]. В этом качестве система подготовки военных кадров занимает особое место в системе национальной безопасности государства, поскольку напрямую связана с обеспечением соответствующего уровня и устойчивости обороноспособности страны.

Подъем уровня боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ обеспечивается подготовкой в высших военных учебных заведениях высококвалифицированных специалистов в области военной администрации и боевого управления [10-12 и др.].

Эффективность боевого применения оружия и эксплуатация вооружения и военной техники определяется уровнем инженерно-технической подготовки военных специалистов в современных областях технических наук на инженерных факультетах военных академий и высших военных училищ.

Показателями качества и стабильности военной системы подготовки могут служить современный уровень научных исследований в военно-научных учреждениях Минобороны, укомплектованных выпускниками военных учебных заведений, современная оснащенность предприятий военно-промышленного комплекса, на которых развернуто представительство заказчика, конкурентоспособность отечественных военных технологий на мировых рынках вооружений и боевой техники.

Система военного образования подобно всем другим отраслевым системам кадровой подготовки является подсистемой образовательной системы Российской Федерации. Отличительной особенностью отечественной системы подготовки военных кадров является то, что помимо обеспечения ведомственных интересов система военного образования РФ традиционно ориентирована на решение задач, соотносимых с общенациональными интересами страны [2; 13 и др.].

В качестве таковой она обладает всеми достоинствами современной национальной образовательной среды. В первую очередь, это традиционно высокий научный и методический уровень педагогического процесса, который делает нашу национальную систему подготовки профессиональных кадров конкурентоспособной на мировом интеллектуальном рынке даже в условиях жесточайшего экономического кризиса.

Вместе с тем образовательному процессу в военных вузах присущи характерные особенности, обусловленные спецификой образовательной среды. Поэтому подготовка военных специалистов занимает особое место среди других систем отраслевой профессиональной подготовки и в новых экономических и правовых условиях может быть эффективно использована в интересах обеспечения не только военной, но и экономической, информационной и политической безопасности страны в целом. Перечислим эти особенности.

1. Формирование государственного менталитета как основы воспитательной работы в военных вузах. Военное образование призвано воспитывать специалистов, для которых интересы государства и организации ставятся выше личных интересов; специалистов, обладающих профессионально сформированными навыками анализа ситуации и выполнения сложных задач в экстремальных условиях, сочетающих широкий профессиональный кругозор с навыками управленца, исполнительскую дисциплину и высокую работоспособность — с высоким чувством ответственности и долга.

2. Высокий научно-методический уровень образовательного процесса. Наличие собственной системы подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров с давними, многолетними традициями целенаправленной подготовки преподавателей высшей школы обеспечивает высокий научный и методический уровень педагогического процесса, а в условиях кадрового дефицита в современной отечественной высшей школе представляет собой стабильный источник педагогических кадров для отечественной системы профессионального образования, обеспечивая таким образом сохранение национальной высшей школы и защиту национальных интересов в духовной сфере, сохранение и укрепление культурного, духовно-нравственного наследия, научного, творческого потенциала страны, ее культурной и интеллектуальной безопасности [2].

3. Многопрофильность военного образования, сопоставимая с государственной системой подготовки профессиональных кадров. В соответствии с номенклатурой специальностей, обеспечивающих все стороны повседневной и боевой деятельности вооруженных сил, военно-учебные заведения реализуют образовательные программы более чем по 500 специальностям и специализациям высшего военного, высшего и среднего военно-специального образования в интересах войск, организаций, учреждений и предприятий Министерства обороны, а также других министерств и ведомств. Фактически это означает, что в военных учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов в масштабах народного хозяйства для всей страны в целом [14].

4. Многоплановость профессиональной подготовки военных кадров по целям, формам и содержанию по сравнению с другими категориями профессионального образования. Военная профессиональная деятельность объективно носит многосторонний характер, поэтому военный специалист сочетает в себе управленческие, организаторские, военно-технические, административно-хозяйственные, педагогические и другие функции. Это обеспечивает высокую социальную и профессиональную мобильность и адаптацию офицерских кадров, в том числе в новом, нетрадиционном для нашего национального менталитета экономическом и правовом поле.

5. Непрерывность военного образования, жестко организованного по вертикали, которая в соответствии с карьерным ростом офицерского состава предусматривает обучение офицеров в течение всей службы в рамках основного и дополнительного образования. Специфические технологии, наработанные в вузах и реализуемые через ускоренную подготовку и переподготовку, дополнительное военное образование через систему повышения квалификации и регулярные стажировки обеспечивают стабильно высокий уровень, целостность и преемственность профессиональной подготовки военных кадров за счет постоянного обновления профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, современных технологий вооружения и боевой техники. Тем самым у военных специалистов, в отличие от гражданских, с достаточно высокой степенью надежности формируется потребность к постоянному обновлению и пополнению профессиональных умений и навыков, оперативная

готовность и способность к переобучению, к овладению новыми знаниями.

6. Демократизм. Как известно, образование имеет решающее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества, так как посредством образования воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы личности. Следовательно, образование можно рассматривать как один из факторов утверждения равенства и демократии в обществе. В современных условиях рыночной экономики, когда высшее образование отнесено к разряду наиболее высокооплачиваемых услуг, военное образование остается доступным практически для всех социальных слоев населения, давая возможность бесплатно получить высококачественное высшее образование по широкому спектру востребованных специальностей. Таким образом, военная система профессиональной подготовки может рассматриваться как фактор обеспечения единства, целостности и стабильности общества, т. е. как фактор социальной безопасности государства.

7. Обеспечение информационной безопасности государства в значительной мере возложено непосредственно на военных специалистов. Это предполагает защиту военных и государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, борьбу с широко практикуемыми антироссийскими программами информационного зомбирования населения Российской Федерации и государств СНГ [15].

Все вышеперечисленные особенности образовательной среды в военном вузе приобретают важное значение в условиях, когда укрепление российской государственности требует усиления роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, когда требуется консолидация усилий, направленных на защиту территориальной целостности страны.

Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации потребовало от руководства страны принятия неотложных мер по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всей вертикали органов государственной власти, по укреплению правопорядка и сохранению социально-политической стабильности общества.

Именно этим объясняется тот факт, что управленческие кадры на все уровни государственного, административного аппарата и народного хозяйства, а также в структуры, проти-

водействующие организованной преступности, коррупции и терроризму, в настоящий момент рекрутируются главным образом из силовых структур. Поэтому в настоящее время правомочно говорить об особом месте и особой роли военной системы подготовки и воспитания кадров в вопросах обеспечения политической и государственной безопасности страны.

Таким образом, военное образование приобретает статус одного из ключевых факторов поддержания и укрепления безопасности государства и в силу своей специфики может рассматриваться как оперативный кадровый, научно-технический и культурный резерв государства, способный в жестких условиях экономических и политических реформ эффективно использоваться для преодоления последствий кризиса, сохранения и развития научно-технического, технологического и производственного потенциала страны, повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, перехода к высокоэффективной, социально ориентированной экономике; снижения опасности ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире и эффективного противостояния попыткам других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире.

Все вышесказанное позволяет удовлетворять потребности военной организации государства в офицерах, профессиональный уровень которых должен соответствовать как перспективным требованиям совершенствования военного дела в стране, так и задачам реформирования высшего профессионального образования в общегосударственных масштабах с учетом современных мировых тенденций.

В последние годы отмечается значительный интерес российского общества и представителей иностранных государств к системе военного образования и обучению в учебных заведениях нашего военного ведомства. Ежегодно увеличивается конкурс на поступление как в вузы, так и в довузовские общеобразовательные учреждения военного ведомства, растет количество государств, с которыми заключены контракты на обучение иностранных граждан в образовательных организациях Минобороны России [16].

Современное военное образование — полноправная часть системы профессионального образования Российской Федерации, обеспечивающая подготовку, переподготовку и повышение квалификации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Библиографический список

1. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. — URL: https:// issek.hse.ru/news/221864403.html (дата обращения: 11.05.2022).

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 17.05.2022).

3. Горемыкин, В. П. Военное образование: цель — на развитие / В. П. Горемыкин // Вестник военного образования. — 2017. — № 1. — URL: https://vvo.ric.mil.ru/upload/site176/ a0GNDSaWUe.pdf (дата обращения: 28.04.2022).

4. Горемыкин, В. П. Система подготовки кадров: усиление престижа военной службы / В. П. Горемыкин // Красная звезда. — 2019. — 30 августа. — URL: http://redstar.ru/sistema-podgotovki-kadrov-usilivaet-prestizh-voennoj-sluzhby/ (дата обращения: 28.04.2022).

5. Военная доктрина Российской Федерации : [утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976] // Российская газета. — 2014. — 30 декабря.

6. Коровин, Д. В. К вопросу эффективности цифровой образовательной среды в военных образовательных организациях // Д. В. Коровин, Л. В. Ковтуненко, М. С. Соломатин // Глобальный научный потенциал. — 2019. — № 11. — С. 125-128.

7. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2013. — 12 декабря.

8. Российская Федерация. Законы. О безопасности : Федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) : [принят Государственной думой 07.12.2010 : одобрен Советом Федерации 15.12.2010] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 14.05.2022).

9. Miller S. The Russian Military: Powerand Policy. Cambridge, MIT Press, 2004.

10. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» : Федер. закон от 22 декабря 2020 г. № 461-ФЗ : [принят Государственной думой 15.12.2020 : одобрен Советом Федерации 16.12.2010] // Консультант-Плюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_371789/ (дата обращения: 14.05.2022).

11. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность / Р. Г. Яновский. — Москва : Academia, 1999. — 357 с. — ISBN 5874440879.

12. Braun. The Russian Military in 2020. The Quarterly Journal, vol. 11, no. 2, pp. 67-78.

13. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ [принят Государственной Думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2022. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.05.2022).

14. Scott H. F., Scott W. F. Russian Military Directory. 2004, p. 19.

15. Nichol J. Russian Military Reformand Defense Policy. CRS Report for Congress. 2011, 49 p.

16. Шалупенко, В. В. Социальные проблемы подготовки курсантов в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ / В. В. Шалупенко // Глобализация и социальные изменения в современной России : тезисы докл. Всерос. социол. конгр. — Москва : Альфа, 2006.

For citation: Konotop, A. V. The system of training military personnel as a factor in ensuring national security and sovereignty of the Russian Federation in the conditions of the modern educational environment / A. V. Konotop, O. Yu. Kli-mova, N. V Uvarina, A. A. Fasolya // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 65-72.

THE SYSTEM OF TRAINING MILITARY PERSONNEL AS A FACTOR IN ENSURING NATIONAL SECURITY AND SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

A. V. Konotop, O. Yu. Klimova, N. V. Uvarina, A. A. Fasolya

This article deals with the problems of training military specialists in the modern educational environment. The authors study the main issues of military education as a guarantee of the stability and security of society. Particular attention is paid to the disclosure of aspects of national security. The article reveals the features of the training of military specialists, taking into account modern trends and

requirements of the state. Since the military component in the structure of national security still remains decisive, the article separately focuses the attention of the authors on the requirements for the educational environment of a military university. Taking into account the influence of a number of destabilizing factors of the military-political situation, the emphasis is on the main indicators of the quality and stability of the military training system, in particular on the modern level of scientific research in military scientific institutions staffed by graduates of military educational institutions, modern equipment of enterprises of the military-industrial complex, on which the customer's representation is deployed, the competitiveness of domestic military technologies in the world arms and military equipment markets, etc. The authors come to the conclusion that the military professional training system can be considered as a factor in ensuring the unity, integrity and stability of society and as a factor in the social security of the state.

Keywords: educational process in a military university, military specialists, military infrastructure, educational environment, national security.

References

1. Institut statisticheskikh issledovaniy i ekonomiki znaniy NIU VShE, available at: https://issek. hse.ru/news/221864403.html (accessed: 11.05.2022). (In Russian)

2. O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii : Ukaz Prezidenta RF ot 2 iyu-lya 2021 g. № 400 // Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ (accessed: 17.05.2022). (In Russian)

3. Goremykin V. P. Voennoe obrazovanie: tsel' — na razvitie [Military education: the goal is development], Vestnik voennogo obrazovaniya [Bulletin of military education], 2017, no. 1, available at: https://vvo.ric.mil.ru/upload/site176/a0GNDSaWUe.pdf (accessed: 28.04.2022). (In Russian)

4. Goremykin V. P. Sistema podgotovki kadrov: usilenie prestizha voennoy sluzhby [Training system: strengthening the prestige of military service], Krasnaya Zvezda [the Red Star], 2019, 30 av-gusta, available at: http://redstar.ru/sistema-podgotovki-kadrov-usilivaet-prestizh-voennoj-sluzhby/ (accessed: 28.04.2022). (In Russian)

5. Voennaya doktrina Rossiyskoy Federatsii : [utv. Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr-2976], Rossiyskaya gazeta, 2014, 30 dekabrya. (In Russian)

6. Korovin D. V., Kovtunenko L. V., Solomatin M. S. K voprosu effektivnosti tsifrovoy obrazovatel'noy sredy v voennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [On the issue of the effectiveness of the digital educational environment in military educational organizations], Global'nyy nauch-nyy potentsial [Global scientific potential], 2019, no. 11, pp. 125-128. (In Russian)

7. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 2013 g. // Rossiyskaya gazeta, 2013, 12 dekabrya. (In Russian)

8. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O bezopasnosti : Feder. zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05.10.2015): [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 07.12.2010 : odobren Sovetom Federatsii 15.12.2010], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_108546/ (accessed: 14.05.2022). (In Russian)

9. Miller S. The Russian Military: Powerand Policy. Cambridge, MIT Press, 2004. (In English)

10. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe»: Feder. zakon ot 22 dekabrya 2020 g. № 461-FZ : [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 15.12.2020 : odobren Sovetom Federatsii 16.12.2010], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371789/ (accessed: 14.05.2022). (In Russian)

11. Yanovskiy, R. G. Global'nye izmeneniya i sotsial'naya bezopasnost' [Global changes and social security]. Moscow, Academia, 1999, 357 p., ISBN 5874440879. (In Russian)

12. Braun The Russian Military in 2020, [The Quarterly Journal], vol. 11, no. 2, pp. 67-78. (In English)

13. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21.12.2012: odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012], Konsul'tantPlyus, 2022, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 30.05.2022) (In Russian)

14. Scott H. F., Scott W. F. Russian Military Directory. 2004. (In English)

15. Nichol J. Russian Military Reform and Defense Policy. CRS Report for Congress. 2011, 49 p. (In English)

16. Shalupenko V. V. Sotsial'nye problemy podgotovki kursantov v vysshikh voenno-uchebnykh zavedeniyakh Ministerstva oborony RF [Social problems of training cadets in higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation], Tezisy dokl. Vseros. sotsi-ol. kongress "Globalizatsiya i sotsial'nye izmeneniya v sovremennoy Rossii" [Abstracts of reports. Vseros. sociological congress "Globalization and social changes in modern Russia"]. Moscow, Al'fa, 2006. (In Russian)

Конотоп Алла Викторовна, профессор кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, доцент, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: konotop.alla@mail.ru

Климова Ольга Юрьевна, доцент кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: kliola@inbox.ru

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: unv@cspu.ru

Фасоля Алексей Анатольевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: doctor231275@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konotop Alla Viktorovna, Professor of the Department of Foreign Languages, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Associate Professor, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: konotop.alla@ mail.ru

Klimova Olga Yuryevna, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: kliola@inbox.ru

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: unv@cspu.ru

Fasolya Aleksey Anatolyevich, Senior Researcher of the Research Center, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: doctor231275@ yandex.ru

Для цитирования: Лымарев, В. Н. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии / В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 72-81.

УДК 355/359 ББК 68.44

ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ

В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина

Целью статьи является анализ изучения проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии на основе применения аксиологического аспекта ценностной системы подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья раскрывает содержание понятия сопровождения процесса выстраивания личности военнослужащего, представленного целостной системой, направленной на обеспечение условий личностного и профессионального развития как особого вида непрерывного взаимодействия, стимулирующего формирование профессиональных качеств субъектов военно-профессиональной подготовки современных военнослужащих Росгвардии. Приведен анализ взглядов исследователей на проблему аксиологической составляющей процесса подготовки военного профессионала, способного к успешному выполнению должностных и специальных обязанностей по предназначению. В работе особое внимание уделено вопросу применения аксиологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.