СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В. А. Варданян, доцент кафедры методики начального образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
Н. В. Матвеева, ассистент кафедрыг методики начального образования
МГПИ им. М. Е. Евсевьева
В статье раскрываются научно-методические основы подготовки студентов к развитию художественной культуры младших школьников. Определяется понятие «художественная культура». Охарактеризована сущность системы художественно-педагогического образования студентов в процессе изобразительной и педагогической деятельности.
В настоящее время усиливается поиск конструктивных подходов к преодолению дисгармонии между интеллектуальным и образно-эмоциональным развитием личности младшего школьника. Решение этой задачи в значительной степени зависит от качества модернизации вузовского этапа образования учителя начальных классов, на котором наряду с традиционной подготовкой необходимо вскрыть и реализовать его способность к развитию художественной культуры учащихся. Актуальным становится вопрос создания системы художественнопедагогического образования, в результате применения которой будет обеспечено эффективное становление художественно-педагогической компетентности учителя начальных классов.
С философской и культурологической точки зрения сущность и структура понятия «художественная культура» рассмотрены в трудах В. В. Журавлева, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. И. Кравченко, Ю. А. Лукина, Ю. У. Фохта-Бабушкина, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского и др. Анализ литературы свидетельствует об отсутствии единого и универсального определения указанного понятия. М. С. Каган художественной культурой называет особую область культуры, образовавшуюся благодаря концентрации вокруг искусства связанных с ним форм деятельности — художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т. п.1 Ю. У. Фохт-Бабушкин
рассматривает ее как «меру и способ реализации сущностных сил людей в произведениях искусства и художественной деятельности по их созданию и восприя-тию»2.
Наиболее полным считается определение, предложенное Ю. А. Лукиным, согласно которому «художественная культура есть совокупность созданных данным обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком»3.
Становление художественной культуры невозможно вне контекста общей культуры как фактора социализации личности, того минимума, который позволит ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой. Сама культура может быть усвоена не как сумма знаний, умений и норм, а лишь в системе отношений, т. е. тех реальных связей, которые устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании в процессе их проживания (в момент деятельной связи с объектом), и включает в себя интеллектуальный и эмоциональный аспекты. С. И. Гессен отмечал, что приобщение к творческому потоку составляет задачу подлинного образования. При этом художественное образование должно не прививать обучаемым определенный художественный стиль, а вовлекать их в поток художественного творчества, причастность к которому только и может привести к созданию но© В. А. Варданян, Н. В. Матвеева, 2008
вого искусства, подлинного искусства будущего4.
Разработанные представителями разных научных направлений теоретические положения легли в основу характеристики сущности понятия «художественная культура», которая рассматривается нами не просто как опыт понимания сущности искусства и овладения на-выгками художественной деятельности, а в более широком смыгсле слова — как сформированность опыта восприятия и выгражения эстетического отношения к действительности.
Конструктивное разрешение проблемы подготовки учителя начальных классов к формированию художественной культуры младшего школьника выдвигает на первый план необходимость выявления содержания, форм и методов осуществления художественно-творческой деятельности студентов, способствующей реализации их творческой активности. Это возможно лишь с учетом индивидуальной специфики проявления творческих потребностей и возможностей, которые обусловливают применение системы образования, основанной на вариативности содержания и процесса реализации изобразительной деятельности. Фактически готовность будущего учителя начальных классов к формированию художественной культуры личности служит критерием определения результативности системы его художественно-педагогического образования.
В Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсе-вьева создана система художественно-педагогического образования студентов в процессе изобразительной и педагогической деятельности. Она включает в себя комплекс взаимосвязанных целей, содержания, технологий и результатов образования, обеспечивающих становление и развитие художественнопедагогической компетентности путем уровневой индивидуальной адаптации содержания и процесса освоения изобра-
зительной и педагогической деятельности к параметрам мотивационной готовности и возможности студента творчески решать художественно-педагогические задачи. Данная система предусматривает три уровня индивидуальной адаптации изобразительной и педагогической деятельности к параметрам творческого потенциала личности, первый из которых относится к учебным планам, второй — к программам, а третий — к учебным занятиям.
Первый уровень способствует адаптации содержания образования и обеспечивается предметной дифференциацией и межпредметной интеграцией при полном применении в этих целях цикла специальных дисциплин, дисциплин по выбору и дисциплин специализации.
Адаптация на втором уровне осуществляется относительно содержания обучения. Это достигается дифференциацией содержания конкретных дисциплин в процессе освоения специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией «Основы детского творчества в начальной школе» и межпредметной или внутрипредметной интеграцией их стержневых содержательных линий.
Третий, самый глубинный, уровень адаптации изобразительной и педагогической деятельности к параметрам творческого потенциала личности составляют индивидуально-групповая дифференциация и перспективно-ретроспективная интеграция содержания и формы учебных занятий на всех этапах их проведения.
Исходным элементом системы обеспечения первого уровня адаптации является дифференциация художественно-педагогического образования студентов, под которой понимается внедрение разных учебных планов для специальностей «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Основы детского творчества в начальной школе». Учебные
планы отличаются друг от друга выделенным бюджетом времени на художественно-педагогическое образование, составом изучаемых дисциплин и уровнем достигаемых результатов сформи-рованности художественно-педагогической компетентности.
Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», художественнопедагогическое образование ограничивается базовым уровнем и осуществляется в рамках изучаемого курса «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом». Для эффективного осуществления учебного процесса изданы и результативно применяются авторская учебная программа курса «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» и соответствующее ей учебное пособие. Наряду с указанной дисциплиной разработаны курсы по выбору и изданы программы с методическими рекомендациями «Развитие художественной культуры младшего школьника в процессе изобразительной деятельности», «Практикум по декоративно-прикладному искусству в начальных классах».
В тех группах, где студенты получают специализацию «Основы детского творчества в начальной школе», имеется общая и особенная специфика, которая выделяется на основе анализа учебных планов. Для них предусмотрена возможность развития творческого потенциала в конкретных видах художественной деятельности в ходе усвоения вышеперечисленных курсов, а также иных взаимодополняющих и взаимообогащающих дисциплин.
Изучая предмет специализации «Основы теории и практики декоративно-прикладного искусства» в 3-м семестре, студенты совершенствуют представления о декоративно-прикладном искусстве как особом типе художественного творчества, узнают о принципах и особенностях декоративно-прикладного искусства, учатся понимать и практически
использовать его художественно-выразительные средства (композицию, ритм, симметрию, цвет, колорит, стилизацию и др.) в создании образа декоративной вещи. На практических занятиях они овладевают навыками декоративного изображения различных объектов, процессом стилизации реальных природных форм в декоративные.
Предмет «Народное искусство в детском художественном творчестве», изучаемый в 4-м семестре, знакомит с самобытной культурой, традициями, с художественными промыслами России — росписью по дереву, лаковой миниатюрой, народной игрушкой и др., а также способствует формированию у студентов умений организовывать декоративно-творческую деятельность школьников в ходе изучения народных промыслов.
В процессе освоения курса «Основы декоративного оформления в школе» в 5-м семестре студенты получают знания о различных видах оформительского искусства, умение грамотно применять различные материалы и техники в оформлении школьного интерьера. На практических занятиях они выполняют шрифтовые композиции, разрабатывают наглядные пособия к урокам, создают эскизы оформления класса к различным праздникам. Это позволяет им понять задачи декоративно-оформительского искусства в целом, способствует привитию интереса к творческой работе, к формированию окружающей человека действительности по законам красоты.
Подготовка студентов к развитию объемно-пространственного мышления младшего школьника осуществляется в ходе изучения дисциплины «Основы художественного конструирования». Она нацеливает будущего учителя на решение двух взаимосвязанных задач: формирование у учащихся художественных представлений об особенностях объемно-пространственных видов искусства и навыков практической деятельности в
объеме (бумажная пластика, лепка, конструирование, шитье, плетение и другие виды формотворчества).
Курс «Методика внеклассной работы по декоративно-прикладному искусству» (7-й семестр) призван подготовить студентов к деятельности в качестве педагога дополнительного образования. На занятиях студенты учатся планировать и организовывать внешкольную и внеклассную работу по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, грамотно осуществлять выбор разнообразных форм, средств и методов такой работы. Аудиторные занятия сочетаются с экскурсиями в учреждения дополнительного образования детей и подростков. Полученные знания будущие педагоги успешно реализуют в процессе педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, где самостоятельно проводят занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
При изучении курса «Развитие искусства, художественных промыслов мордовского края и Поволжья» во 2—3-м семестрах студенты знакомятся с самобытной культурой, традициями, с художественными промыслами, бытовавшими на территории Мордовии и Поволжья. Мордовский край представляет собой территорию, населенную разными национальностями — это исконно проживающие на данной земле мордва-мокша, мордва-эрзя, а также русские и татары. На занятиях изучаются особенности традиционной одежды мордвы, татарского и русского национальных костюмов, рассматриваются способы изготовления ткани, функциональное назначение, стилевые особенности, символика традиционной одежды, степень взаимовлияния костюмных комплексов.
Более глубокое представление о национальном искусстве будущие учителя начальных классов получают в курсе «Народное декоративно-прикладное искусство мордвы» в 8-м семестре. Освоение материала осуществляется по сле-
дующим стержневым линиям: архитектурные памятники (города и села Мордовии, храмы, соборы и монастыри); ювелирное искусство мордвы; глиняная игрушка, керамика; художественная резьба по дереву; мордовская вышивка (семантика орнамента); мордовская национальная одежда — мокшанский и эрзянский костюмы (головной убор, нагрудные и поясные украшения); мордовские народные праздники; современное декоративно-прикладное искусство.
Такой подход к обогащению учебных планов и программ, разработке содержания, обеспечивающего развитие художественно-педагогической компетентности будущего учителя начальных классов, ведет к существенному разнообразию проявляемой творческой активности студентов как формы функционирования их творческого потенциала в изобразительной и педагогической деятельности, способствует овладению студентами технологиями создания художественного образа и системой их использования в процессе развития художественной культуры младшего школьника.
Раскрытые выше идеи дифференциации служат основой не только для совершенствования учебных планов и программ, но и для достижения разнообразия индивидуально-групповой деятельности студентов. В таком толковании индивидуально-групповая дифференциация изобразительной деятельности студентов, получающих художественнопедагогическую специализацию, — это способ учета общего и особенного в основных параметрах их творческого потенциала путем создания условно выделенных или реально существующих групп студентов при планировании, организации, реализации их деятельности и оценке ее результатов.
В то же время следует отметить, что реализация идеи уровневой дифференциации в условиях художественно-педагогического образования студентов может привести к значительному дисбалансу в их развитии, поэтому необходима допол-
нительная опора, которая предотвращала бы возможные отрицательные последствия такой деятельности. Опорой, усиливающей достоинства уровневой дифференциации, а также уравновешивающей и гармонизирующей ее действие, может стать межпредметная и внут-рипредметная интеграция. Под межпредметной интеграцией художественнопедагогического образования понимается процесс создания прямой или косвенной связи основных содержательных линий разных предметов. Нами используются две разновидности межпредметной интеграции. Первая из них характерна для связи содержательных линий дисциплин специализации с соответствующими линиями цикла специальных дисциплин и дисциплин по выбору. Вторая разновидность отражает специфику восполнения содержательной и процессуальной целостности дисциплин специализации в художественно-педагогическом образовании студентов. Под внутрипредметной интеграцией обучения в изобразительной и художественно-педагогической деятельности понимается процесс воссоздания единства и преемственности содержательных линий конкретного учебного предмета. Следовательно, межпредметная и внутрипредметная интеграция едины относительно функции восстановления универсальности и целостности художественно-педагогического образования студентов, а отличаются друг от друга масштабом образуемых связей.
Межпредметная интеграция рассматривается нами на разных уровнях взаимопроникновения учебного материала. Так, в программе «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» в разделе «Теоретические и практические основы изобразительного искусства» традиционные элементы интеграции прослеживаются в форме межпредметныгх связей при рекомендации соответствующих видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство). Занятия по разделу «Методика обучения
изобразительному искусству в начальной школе» содержат дополнительные возможности интеграции на новом качественном уровне. В отличие от межпредметных связей, которые по преимуществу имеют иллюстративный характер, на этих занятиях достигается глубокая внутри- и межпредметная интеграция в результате обобщения и систематизации знаний (по педагогике, психологии, различным методикам) и (или) способов деятельности, которые приобретают целостный комплексный характер.
Вторая разновидность межпредметной интеграции, которая достигается относительно дисциплин специализации учебного плана, также характеризуется различными уровнями взаимосвязи их содержательных линий.
Уровень межпредметныгх связей рельефнее всего прослеживается при переходе студентов на III курс обучения, когда возникает объективная необходимость достижения преемственности обучения изобразительному искусству, которое до указанного периода осуществлялось в рамках базовой дисциплины учебного плана, а после этой ступени ведется в русле дополнительной специализации «Основы детского творчества в начальных классах».
В группах специализации организуется обучение, направленное на развитие творческого потенциала личности. Для конструирования такого учебного процесса необходимо переподчинение целостной взаимосвязи целевого, содержательно-процессуального и оценочно-результативного компонентов обучения более общей цели (развитию творческого потенциала личности), которая достигается целостно-блочной организацией художественно-творческой деятельности студентов. В отличие от традиционного параллельного изучения отдельных предметов целостно-блочная организация художественно-творческой деятельности студентов групп специализации осуществляется в рамках усвоения слитного концентрир о ванного цикла предме-
тов, имеющих единые художественногуманитарные и профессионально-развивающие содержательные стержневые линии, которые ведутся в линейной последовательности и образуют основу дальнейшего выделения таких учебных дисциплин, как «Основы теории и практики декоративно-прикладного искусства», «Народное искусство в детском художественном творчестве», «Основы художественного конструирования» и др.
Таким образом, описанная выше система художественно-педагогического образования обеспечивает комплексную реализацию целей, содержания, технологий и результатов профессионально-педагогического художественно-гуманитарного образования студентов в процессе изобразительной деятельности. Оснащение указанной системы контрольноизмерительными, аналитико-диагности-ческими и критериально-оценочными средствами обеспечивает эффективный мониторинг качества становления в вузе
художественно-педагогической компетентности учителя начальных классов. С помощью мониторинга достигается адекватная оценка результативности процесса уровневой индивидуальной адаптации содержания и процесса продуктивной художественной деятельности студентов к показателям их мотивационной готовности и возможности осуществления творческой активности, вследствие чего происходит развитие их художественнопедагогической компетентности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М., 1974. С. 208.
2 Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личность) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. М., 1982. С. 10.
3 Лукин Ю. А. Гармоническое развитие личности — гармоническое развитие художественной культуры / Ю. А. Лукин. М., 1974. С. 13.
4 См.: Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. С. 379.
Поступила 21.01.08.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Л. Р. Шафигулина, аспирант Астраханского государственного университета, учитель средней общеобразовательной школыг № 45 г. Астрахани
Профессиональное саморазвитие молодого педагога, деятельность которого будет определять развитие образования на ближайшие десятилетия, сегодня приобретает особую значимость. В статье осуществляется анализ особенностей самоактуализации личности молодого учителя; определяются и экспериментально обосновываются педагогические условия, стимулирующие данный процесс.
В современных условиях особо востребованы такие качества личности, ценность которых ранее признавалась, но не считалась необходимой, а именно: активность, инициативность, ответственность при принятии решений, креативность, стремление к выявлению и проявлению своей индивидуальности. Подобные тенденции развития общества выдвигают в качестве первостепенной задачи в сфере образования воспитание активной,
творчески развитой личности, стремящейся к выявлению и наиболее полному проявлению своих способностей и внутренних ресурсов. Указанная задача учебно-воспитательного процесса представляется наиболее важной, так как его конечной целью выступает не только овладение выпускниками образовательных учреждений системой научных знаний, умений и навыков, но и, в первую очередь, создание условий для самоопреде-
© Л. Р. Шафигулина, 2008