Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 18 (199). История. Вып. 41. С. 161-165.
О. Н. Шулбаев
СИСТЕМА ПОДгОТОВКИ КАДРОВ МЕХАНИЗАТОРОВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В 1946-1957 ГОДАХ:
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИТОГИ
В статье исследованы основные проблемы подготовки кадров механизаторов в Восточной Сибири в 1946-1957 гг. на примере деятельности школ механизации и курсов при МТС. Дан анализ квалификационного уровня механизаторских кадров, как по качественным, так и по количественным характеристикам, рассмотрены недостатки системы их подготовки и подведены итоги.
Ключевые слова: кадры механизаторов, школы механизации, машинно-тракторные станции, Восточная Сибирь.
Известно, что за годы войны численность механизаторов в МТС значительно сократилась, а также существенно понизился уровень их квалификации. Поэтому одной из важных задач послевоенного развития сельского хозяйства была проблема восстановления кадрового потенциала МТС и расширение возможностей его подготовки и переподготовки. В связи с этим в статье предпринята попытка рассмотреть основные проблемы и результаты работы по подготовке кадров механизаторов Восточной Сибири в 1946-1957 гг.
Характеризуя систему подготовки кадров механизаторов в послевоенные годы, следует отметить, что ее основу составляли стационарные школы механизации сельского хозяйства и курсы при МТС, организованные еще в 1930-х гг. В 1945 г. в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось 35 школ механизации сельского хозяйства на 9792 учебных места. В 1950 г. их число увеличилось до 46, а количество учебных мест возросло до 11900. Однако с 1947 г. были восстановлены довоенные сроки обучения, поэтому пропускная способность школ механизации несколько снизилась. Поэтому большая часть механизаторских кадров получала подготовку на курсах при МТС, осуществлявших свою работу, в осенне-зимний сезон силами специалистов и наиболее опытных механизаторов1.
О том, с какими проблемами столкнулись школы и курсы МТС Восточной Сибири при подготовке механизаторских кадров на практике, можно проследить на примере их работы в Красноярском крае. Здесь в указанный период действовало четыре механизаторских школы, расположенных в г. Ачинске, Канске, Абакане, Минусинске. Кроме того, существо-
вала развитая сеть курсов подготовки трактористов при МТС.
Рассматривая динамику подготовки механизаторских кадров в крае, необходимо указать, что к началу 1947 г. в школах механизации было обучено 380 трактористов, 640 комбайнёров, 84 бригадира тракторных бригад, 355 шоферов, 50 механиков. Около трёх тысяч трактористов подготовлено на курсах при МТС. На 1 мая 1948 г. было подготовлено 7105, в 1949 г. - 7709 механизаторов. Таким образом, на 1 апреля 1950 г. МТС Красноярского края были обеспечены бригадирами тракторных бригад на 97,2 %, трактористами колесных тракторов - 96,1 %, трактористами гусеничных тракторов - 88 %, комбайнерами - 120,4 %2.
Однако за этими, казалось бы, успешными результатами скрывалось много проблем в системе подготовки кадров механизаторов. Наиболее значимыми являлись такие, как слабая учебно-материальная база и неподготовленность школ механизации и курсов МТС к учебному процессу, низкая учебная дисциплина курсантов, невысокий уровень квалификации преподавателей, незаинтересованность председателей колхозов, а порой директоров МТС в командировании курсантов на обучение и др. Например, в отчете краевого земельного отдела весной 1946 г. было указано, что в Минусинской школе механизации практически отсутствуют условия для нормальной учебы и жизни учащихся. «Среди курсантов распространена завшивленность, грязь в общежитиях, стипендии не выплачиваются, хлеб плохой и выдается с перебоями, общественное питание поставлено плохо. Школа укомплектована курсан-
тами на 46 %, успеваемость низкая, прогулы без уважительных причин составляют 6330 человеко-часов»3.
Наряду с этим, отмечалась неудовлетворительная подготовка трактористов на курсах МТС, которая была вызвана низким образовательным и профессиональным уровнем преподавательского состава. Большинство из назначенных преподавателей имело сравнительно небольшой опыт и стаж работы и, практически, не владели необходимым для проведения занятий материалом, т. е. отсутствовали конспекты и планы уроков4.
Среди недостатков можно отметить и то, что «многие директора и старшие механики МТС не контролировали работу по обучению курсантов на курсах. В ряде МТС с курсантами совершенно не проводились практические занятия... Курсанты, уходя в колхозы за продуктами, по несколько дней пропускали занятия»4. Вместе с тем сроки занятий, установленные в школах механизации и курсах при МТС, часто сдвигались. Так, в 1947 г. в результате несвоевременного командирования МТС курсантов в школы механизации, последние начали занятия с опозданием на месяц и были укомплектованы всего на 63 %5.
Следует отметить, что нередко сроки набора курсантов в школы и на курсы затягивались по вине республиканских, краевых сельскохозяйственных управлений, которые рассылали приказы об осенне-зимнем наборе курсантов иногда с опозданием более чем на месяц. В свою очередь, управления МТС получив приказ, как правило, не уделяли должного внимания этому вопросу, отодвигая его решение до окончания сезона уборочных работ. «В результате, вместо своевременного и делового отбора кандидатов в школы, в каждой МТС вынуждены были делать это в “пожарном” порядке»6.
Между тем перекладывать полностью ответственность за срыв заданий по набору курсантов только на нерасторопность руководителей органов управления сельским хозяйством на местах и МТС, не представляется глубоко обоснованным. Дело в том, что во взаимоотношениях между директорами МТС и правлениями колхозов нередко возникали трения и конфликты по вопросу о направлении членов сельскохозяйственных артелей на обучение в школы механизации или курсы. К примеру, в Читинской области председа-
тели колхозов при получении разнарядки на командирование колхозников на курсы трактористов при МТС открыто заявляли «все для МТС, а мы с кем останемся в колхозах». В связи с этим приходилось прибегать к всевозможным мерам, вплоть до постановки вопроса на обсуждение в райисполкоме и бюро РК ВКП(б) по формированию контингента курсантов7. Такая тенденция в комплектации школ механизации курсантами была характерным явлением в послевоенный период. Положение осложнялось также отсевом курсантов во время учебы, отзывом их с курсов правлениями колхозов.
Тем не менее, в результате массового привлечения колхозников к обучению на курсах МТС и школах механизации в Восточной Сибири к 1950 г. удалось подготовить многочисленный отряд механизаторов. Если в 1947 г. на курсах МТС и школах механизации сельского хозяйства было подготовлено 11614 чел., то в 1950 г. - 18805 чел. Кроме того на курсах повышения квалификации прошли обучение более 7000 механизаторов8.
Несмотря на значительные масштабы подготовки и переподготовки механизаторов, из-за большой текучести потребность в них была по-прежнему высока.
В 1953 г. был установлен новый порядок подготовки кадров механизаторов для МТС. Краткосрочная форма обучения на курсах МТС была заменена на учебу механизаторов широкого профиля в училищах механизации сельского хозяйства, создаваемых по образцу ремесленных училищ. В декабре 1953 г. все школы механизации сельского хозяйства были переведены в ведомство Главного управления трудовых резервов. Сроки обучения были удлинены до шести месяцев и одного года. В процессе обучения курсанты проходили обязательный теоретический курс и закрепляли полученные знания в ходе практической работы на машинах.
Однако многие училища механизации сельского хозяйства все же не располагали необходимой учебно-методической базой для полноценного обеспечения учебного процесса, и не были готовы к проведению занятий. Это можно проследить на примере организации учебного процесса в училищах механизации Восточной Сибири в указанный период. Так, в Бурят-Монгольской АССР функционировало 3 училища механизации - Илькинское, Татауровское, Селенгинское, в которых обу-
чалось свыше 800 чел. При этом в училищах не хватало квалифицированных преподавателей. К примеру, «в Илькинском училище механизации преподавание Конституции СССР было доверено преподавателю, не имеющему даже семилетнего образования, а лекции по уставу сельскохозяйственной артели проводил человек, без начального образования, в то время как среди учащихся находилось немало людей со средним образованием»9.
В Сретенском училище механизации Читинской области больше половины учащихся было размещено по частным квартирам, а остальные проживавшие в общежитии не были обеспечены постельными принадлежностями и кроватями, спали по два человека на кровати и на полу без подушек, простыней и одеял10.
В таком же положении находилось Канское училище механизации Красноярского края. Например, «в училище, рассчитанном на 631 учащегося, было всего 9 классных комнат, занятия велись с 8 часов утра до 2 часов ночи. Всего на всех учащихся в училище имелось 56 одеял, 247 матрацев, 86 полотенец и т. д.»11.
Естественно, что при таких учебных и бытовых условиях курсантам было трудно сосредоточиться на учебе, поэтому в их среде было распространено безответственное отношение к учебному процессу. Так, в Нерчинской школе механизации, Читинской области «в одной из учебных групп 10 ноября 1953 г. на занятиях из 42 курсантов отсутствовало 33 чел.
Курсанты практически ежедневно прогулива-
12
ли занятия»12.
Таким образом, целый ряд вышеперечисленных проблем в итоге приводил к тому, что система подготовки кадров механизаторов не удовлетворяла растущие потребности МТС и колхозов в квалифицированных работниках.
Об этом свидетельствуют данные о квалификационном уровне и стаже работе основных категорий механизаторов Восточной Сибири в 1954 г. Так, в МТС Восточной Сибири [исключение составила Тувинская АО. - О. Ш.] трактористы со стажем 2 года и более составляли в МТС в среднем 67,1 %, а первого класса - 24 % от общего их количества. Среди бригадиров тракторных бригад средние показатели по Восточной Сибири были следующими: со стажем от 3 до 5 лет было - 26 %, от 5 лет до 10 лет - 24 %, свыше 10 лет - 25 % от их общего числа в МТС13. Из вышеприведенных данных можно сделать
заключение, что производственная квалификация и стаж работы трактористов были относительно невысокими.
В дальнейшем за период с 1954 по 1956 г. не произошло кардинального изменения в подготовке механизаторов. Увеличение сроков подготовки до одного года резко уменьшило темпы воспроизводства механизаторских кадров в стране. Это было вызвано тем, что в училищах механизации стал использоваться принцип свободного набора учащихся, часто без направления от МТС. На учебу принималась молодежь, ранее не работавшая в тракторных бригадах и не знакомая со спецификой работы в сельскохозяйственном производстве, поэтому многие из них после окончания училищ механизации не могли адаптироваться к работе в МТС. Например, в стране общий выпуск трактористов для МТС училищами механизации с 219 тыс. в 1954 г. снизился до 137,4 тыс. в 1956 г.14
Вместе с тем, колхозы не проявляли заинтересованности в том, чтобы отправлять в училища механизации лучших работников. Часто, окончив училище, механизатор не возвращался в свой колхоз. Так, директор Сретенского училища механизации, Читинской области отмечал, что «колхозы не заинтересованы направлять людей на учебу, так как заведомо знают, что их люди после окончания училища попадут в другой колхоз или в другой район»15.
В связи с сокращением выпуска трактористов из училищ системы трудовых резервов МТС было разрешено осуществлять подготовку на краткосрочных курсах. Однако их удельный вес в системе подготовки кадров механизаторов стал снижаться. Краткосрочное обучение на курсах МТС, при отсутствии постоянного специального состава преподавателей, не соответствовал предъявляемым требованиям.
Примером может служить ситуация, сложившаяся в 1954 г. на курсах при МТС Бурят-Монгольской АССР. В частности, при проверке качества обучения на курсах некоторых МТС, было выявлено, что «руководство курсами было возложено на недостаточно опытных работников, к обучению не были привлечены главные специалисты и лучшие механизаторы МТС. Курсантам не созданы необходимые культурно-бытовые условия, не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Нередко занятия сводились лишь к тому, что препода-
ватель читал учебник. Практические занятия проводились от случая к случаю и т. д.»16.
Это еще раз подтвердило сложившуюся негативную практику, когда подготовка механизаторских кадров на курсах МТС не опиралась на необходимую организационнотехническую и учебную базу, так как с передачей школ механизации в систему трудовых резервов нарушились связи между училищами механизации и МТС, в которых практически не осталось специалистов по вопросам технического обучения.
В целом рост кадров трактористов в МТС Восточной Сибири за период с 1954-1957 гг. составил в Иркутской области - 1,8 %, Читинской области - 16,1 %. Практически не изменилась численность трактористов в МТС Бурят-Монгольской АССР и Тувинской АО, и только в Красноярском крае наблюдалось уменьшение на 16,1 %. В то же время выросло число бригадиров тракторных бригад в Бурят-Монгольской АССР на 12,2 %, Иркутской области - 20,3 %, Красноярском крае - 11,2 %, Тувинской АО - 40 %, Читинской области -53 %17.
Подводя итоги подготовки кадров механизаторов в исследуемый период, следует отметить, что в этой сфере наблюдалась весьма противоречивая картина, когда при общем увеличении числа механизаторов в МТС в некоторых районах Восточной Сибири по-прежнему ощущался их недостаток. Например, в начале 1958 г. в штате МТС Хакасской автономной области состояло всего 1630 постоянных рабочих, хотя требовалось 2475 чел.18
Таким образом, необходимо отметить, что в послевоенный период в Восточной Сибири возникли серьезные проблемы по подготовке квалифицированных кадров механизаторов. Существовавшая система подготовки кадров механизаторов имела отраслевую направленность. Организация учебного процесса на всех на его этапах была неудовлетворительной. Это проявлялось в несвоевременном выполнении плана набора курсантов в школы и на курсы МТС, сокращении запланированных сроков обучения механизаторов и некачественной их подготовке. В связи с этим послевоенный период характеризуется систематическим недовыполнением планов подготовки механизаторских кадров, которые объяснялись следующими причинами: пассивность местных сельскохозяйственных органов в действиях по созданию необходимой
учебно-производственной базы для обучения механизаторов и недостаточное внимание со стороны директоров МТС к данной проблеме.
Особенно слабую подготовку механизаторы получали на курсах МТС, не располагавших квалифицированным преподавательским составом, постоянными учебными помещениями и пр. Все это было обусловлено неразвитостью учебно-производственной базы школ механизации и курсов при МТС, неудовлетворительными материально-бытовыми условиями проживания учащихся, самоустранением руководства МТС от своих прямых функций, т. е. организации и контроля над учебным процессом и т. п. Поэтому, несмотря на достаточно интенсивную подготовку механизаторских кадров, уровень их квалификации не соответствовал предъявляемым требованиям, большинство из них не справлялось с современной техникой, в связи с чем среди механизаторов была высокая текучесть.
Другой стороной проблемы было то, что длительное время механизаторы МТС, в большинстве своём, по социальному и юридическому положению представляли особую группу внутриколхозного крестьянства, поскольку они не находились в штате МТС, а являлись членами колхозов. Вследствие этого правления колхозов неохотно поддерживали кампании по направлению колхозников на учебу, с отрывом от производства. Это также стало своеобразным тормозом в росте квалификации механизаторских кадров. Текучесть кадров в МТС стала ослабевать после 1953 г., в связи с переводом механизаторов в штат постоянных рабочих МТС. Несмотря на это, проблема подготовки и переподготовки механизаторских кадров продолжала оставаться весьма актуальным вопросом в деятельности МТС и колхозов.
В заключение отметим, что существовавшая система подготовки кадров механизаторов была обусловлена производственной необходимостью и характеризовалась краткосрочными формами обучения, позволяющими привлечь значительное число механизаторов и ускорить процесс их подготовки. Это негативно сказывалось на качественном уровне их подготовки. В дальнейшем, в целях улучшения качества подготовки механизаторов, обучение стало осуществляться в системе профессионально-технического обучения.
Примечания
1 Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985. С. 221.
2 Архивное агентство администрации Красноярского края (АААКК). Ф. П-26. Оп. 19. Д. 479. Л. 4; Оп. 23. Д. 734. Л. 158.
3 АААКК. Ф. П-26. Оп. 16. Д. 514. Л. 159.
4 Там же. Л. 160.
5 АААКК. Ф. П-26. Оп. 19. Д. 479. Л. 141.
6 Гололаков, Г. Организовать учебу механизаторов сельского хозяйства // Краснояр. рабочий. 1951. 13 сент. С. 3.
7 Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. П-3. Оп. 4. Д. 1694. Л. 50.
8 Жукова, Л. А. Развитие сельского хозяйства Восточной Сибири / Л. А. Жукова, А. М. Серебренников. Иркутск, 2001. С. 65.
9 Внимание подготовке механизаторских кадров // Бурят-Монгол. правда. 1954. 19 янв. С. 2.
10 ГАЧО. Ф. П-3. Оп. 4. Д. 2247. Л. 82.
11 Черкашин, М. Канскому училищу механизации сельского хозяйства нужна действенная и оперативная помощь // Краснояр. рабочий. 1954. 9 янв. С. 3.
12 ГАЧО. Ф. П-3. Оп. 4. Д. 2247. Л. 77.
13 Рассчитано по: Арутюнян, Ю. В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. Формирование кадров массовых квалификаций. М., 1960. С. 318.
14 Вылцан, М. А. Восстановление и развитие материально-технической базы колхозного строя (1945-1958 гг.). М., 1976. С. 160.
15 Арутюнян, Ю. В. Механизаторы... С. 218219.
16 Внимание подготовке механизаторских кадров // Бурят-Монгол. правда. 1954. 19 янв. С. 2.
17 Рассчитано по: Арутюнян, Ю. В. Механизаторы... С. 307.
18 Государственный архив Республики Хакасия. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 558. Л. 18 об. - 19.