Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ (КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ) И СУДОРЕМОНТА (РЕМОНТА КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ) В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ (КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ) И СУДОРЕМОНТА (РЕМОНТА КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ) В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КАДРЫ / ИНЖЕНЕРЫ / ТЕХНИКИ / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ / ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ И РЕМОНТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И ВОЕННЫХ КАТЕРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрынник А.М.

В статье проведен краткий историко-правовой анализ зарождения и развития системы подготовки инженерно-технических кадров по судостроению и судоремонту в СССР: среднего и старшего руководящего состава.The article provides a brief historical and legal analysis of the origin and development of the system of training engineering and technical personnel in shipbuilding and ship repair in the USSR: middle and senior management staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Скрынник А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ (КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ) И СУДОРЕМОНТА (РЕМОНТА КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ) В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО

Для цитирования: Скрынник А.М. Система подготовки инженерно-технических кадров для судостроения (кораблестроения) и судоремонта (ремонта кораблей и катеров) в СССР: краткий историко-правовой аспект // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 8-18.

Скрынник А.М.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ.

Кафедра процессуального права юридического факультета, к.э.н., доцент

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ (КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ) И СУДОРЕМОНТА (РЕМОНТА КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ) В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье проведен краткий историко-правовой анализ зарождения и развития системы подготовки инженерно-технических кадров по судостроению и судоремонту в СССР: среднего и старшего руководящего состава.

Ключевые слова. Система, кадры, инженеры, техники, гражданское судостроение и судоремонт, военное кораблестроение и ремонт военных кораблей и военных катеров.

THE SYSTEM OF TRAINING OF ENGINEERING AND TECHNICAL PERSONNEL FOR SHIPBUILDING (SHIPBUILDING) AND SHIP REPAIR (REPAIR OF SHIPS AND BOATS) IN THE USSR: A BRIEF HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Abstract. The article provides a brief historical and legal analysis of the origin and development of the system of training engineering and technical personnel in shipbuilding and ship repair in the USSR: middle and senior management staff.

Keywords. System, personnel, engineers, technicians, civil shipbuilding and ship repair, military shipbuilding and repair of warships and military boats.

Судостроение в Российской империи до 1917 года было сконцентрировано на постройку военных кораблей и судов. Казенные и все сколько-нибудь мощные частные заводы были заняты выгодными военными заказами, на постройку коммерческого флота возможностей не оставалось. В тот период на российских судостроительных верфях было построено очень небольшое количество морских коммерческих пароходов.

В судостроении работало немало талантливых инженеров. Некоторые из построенных по их проектам боевых кораблей заслуженно считались лучшими в мире, однако, в целом Россию в числе ведущих кораблестроительных держав никак нельзя было назвать. Не было ни проведения единой технической политики, ни серьезной постановки научных исследований, ни системы и стратегии подготовки (переподготовки) кадров для этого. Зачастую проектирование сложнейших кораблей велось на полукустарном уровне. Было создано мизерное количество «судостроительных школ». Ежегодный выпуск инженеров-кораблестроителей не превышал 15 человек. Под «судостроительными школами» в то время понимались как отдельные факультеты вузов, служащие для подготовки инженеров кораблестроительной специальности, так и прочие технические училища, школы и курсы, подготовляющие мастеров и квалифицированных рабочих.

Во всех странах, имеющих свой военный и торговый флот, подготовка инженеров ведется, в большинстве случаев, под уклоном или военного или торгового (коммерческого) судостроения. Что же касается прочих технических училищ, школ и курсов, то в них такого уклона почти не существовало, так как приемы постройки и вся технологическая цепочка для проектирования и постройки военного и торгового судна между собой весьма схожи.

В России научное изучение корабельной архитектуры началось со времени Петра I, когда он, получив практическую подготовку в Голландии и сдав теоретический экзамен в Англии, сам стал руководить постройкой судов в России и посылать за границу наиболее талантливых юношей для изучения там науки кораблестроения. Первым в России в Воронеже был построен в 1696 году Азовский военный флот, с помощью

которого Россия блокировала с воды и взяла г. Азов в гирле реки Дон у Турции и получила выход в Азовское и Черное моря.

В 1798 году были созданы Училища Корабельной Архитектуры в г.г. Николаеве и Херсоне. Однако они просуществовали только до 1803 года. При Павле I, в 1798 году, в Петербурге было учреждено Училище Корабельной Архитектуры, впоследствии переименованное в Морское Инженерное Училище, существующее и поныне, но в другом виде и в другом качестве. Это учебное заведение, готовившее корабельных инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков военного флота, имело уклон в военное кораблестроение; окончившим курс названного училища, для приобретения более широких научных познаний, предоставлялось право поступать на соответствующие отделы Морской Академии.

Следует заметить, что весь бывший военный флот императорской России в большинстве случаев был спроектирован и построен питомцами Морского Инженерного Училища (бывшее Училище Корабельной Архитектуры), так же как и эксплуатация всех корабельных механизмов находилась в руках инженеров-механиков военного флота.

В начале 20 столетия, в целях развития морского и речного коммерческого судоходства, в составе Санкт-Петербургского политехнического института был учрежден кораблестроительный факультет (1902 г.), в программы подготовки которого в равной степени вошли как торговое судостроение, так и судовое машиностроение, а также все виды плавучих сооружений (плавучие доки, дноуглубительные снаряды, плавучие маяки и др.). По Уставу политехнического института, лица, окончившие его со званием морского инженера и желающие изучить особенности военного судостроения, поступали на дополнительный курс, где изучали морскую тактику, артиллерию, минное дело и пр. и выполняли по специальной программе проект боевого корабля. Со времени существования кораблестроительного факультета лица, окончившие его, благодаря широкой научной подготовке, заняли видное положение в судостроительной промышленности нашей страны, а также и в военном флоте[1].

Специальными школами для подготовки мастеров и квалифицированных рабочих в то время являлись по преимуществу «портовые ремесленные училища» и отчасти бывшее ремесленное училище цесаревича Николая в Петербурге и среднее механико-техническое училище в г. Николаеве. Кроме того, в судостроительных центрах имелись «воскресные и вечерние курсы для взрослых ремесленников», способствовавшие поднятию квалификации судостроительных рабочих.

Подготовку кадров специалистов с высшим техническим и средним техническим образованием для работы (службы) на судостроительных и судоремонтных предприятиях (военных и гражданских), в Российской империи осуществляли: I. Гражданское направление деятельности

1. Профильные высшие учебные заведения, факультеты непрофильных высших учебных заведений:

1) Кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого (1902-1914 г.г.) - Кораблестроительный факультет Петроградского политехнического института императора Петра Великого (1914-1918 г.г.) [2].

Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра III, «Основные положения о промышленных училищах» на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:

- средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;

- низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;

- ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.

В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров

и рабочих. И главное место в этих планах занимали специальные предметы. Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество, Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству[3].

2. Профильные средние технические учебные заведения, отделения непрофильных средних учебных заведений:

1) Николаевское среднее механико-техническое училище (1902-1917 гг.). II. Военно-Морское направление деятельности (Морское министерство Российской империи).

1. Профильные высшие учебные заведения:

1) Кораблестроительное отделение Морского Технического Училища (1989 -1918 г.г.);

2) Кораблестроительный факультет Морской академии (1902-1918 г.г.).

2. Профильные средние технические учебные заведения, отделения непрофильных средних учебных заведений:

1) Училище корабельной архитектуры (с 1798 по 1989 г.г., г. Санкт-Петербург) -Кондукторские роты морского рабочего экипажа - Инженерное и Артиллерийское училище Морского ведомства - Инженерное училище Морского ведомства - Морское техническое училище).

Как видно из проведенного нами краткого исследования, «судостроительная школа» в Российской империи имела уклон в подготовке кадров в основном для военного корабле (судо) строения, соответственно, более развивались учебные заведения Морского министерства (современный Военно-Морской Флот). Гражданское судостроение было менее развито, поэтому учебные заведения по подготовке инженеров и техников в Российской империи начали создаваться только в 1902 году, после организации кораблестроительного отделения политехнического вуза в Санк-Петербурге и среднего технического училища в г. Николаеве.

Тяжелое наследие досталось Советской России от Императорской России. Годы войн и разрухи экономики нанесли колоссальный ущерб, парализовали работу промышленности, путей сообщения. В сложившейся обстановке, отмечал руководитель правительства РСФСР В. И. Ленин, работа водного транспорта представляла «совершенно исключительную важность». Он неоднократно подчеркивал значение морского флота, зависимость развития внешней торговли от его состояния. На собрании актива Московской парторганизации 6 декабря 1920 г. он сказал коротко и ясно: «Мы вывозить можем, но мы не имеем флота» [4]. На X съезде РКП (б) Владимир Ильич снова обратил внимание партии на роль торгового флота в подъеме экономики: «Для сношения с Европой надо иметь флот, этого у нас нет» [5].

Еще в годы гражданской войны специальной комиссией был разработан проект программы транспортного судостроения: предусматривалась постройка 80 морских судов общей грузоподъемностью более 500 тыс. т. Огромное значение имело и подписанное В. И. Лениным 24 марта 1921 г. постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О государственном судостроении», в котором впервые определялся порядок организации и развития судостроении, как единой отрасли. Однако приступить к осуществлению намеченных мер удалось лишь несколькими годами позже, после восстановления первых заводов.

На тот период общее руководство судостроением было возложено на «Судотрест». В ноябре 1924 г. Совет Труда и Обороны выдал ему первый заказ на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного танкера. Характерен выбор типов судов: стране была нужна валюта для закупки станков. Вот почему в первую очередь требовались суда для вывоза на внешний рынок лесоматериалов, мясо-молочных продуктов, нефти[4].

Советское торговое судостроение началось в январе 1925 г, с закладки на Балтийском заводе лесовозов типа «Товарищ Красин» - это были простые по конструкции пароходы грузоподъемностью по 3500 т. А официальный день рождения судостроительной отрасли приходится на 14 августа 1925 года, когда СТО утвердил пятилетнюю Программу морского торгового судостроения, предусматривающую

постройку 193 судов торгового флота. На Северной верфи началась серийная постройка рефрижераторных грузо-пассажирских судов типа «Ян Рудзутак» водоизмещением около 5500 т. Это были первые наши морские теплоходы - на них устанавливались 2200-сильные двигатели, изготовленные рабочими ленинградского завода «Русский дизель». Строились суда только из отечественных материалов, оборудовались механизмами и приборами, созданными на восстановленных предприятиях страны[5]. Это был очень трудный этап: все делалось впервые, очень слаба была индустриальная база и самое главное - не хватало квалифицированных кадров. В эти годы, подобно кораблестроительному факультету Петроградского политехнического института, были организованы: кораблестроительный факультет в Одесском политехническом институте и судостроительное отделение механического факультета в Нижегородском университете[6].

Катаклизмы, вызванные гражданской войной и интервенцией, нанесли колоссальный урон флоту и отечественному судостроению (кораблестроению). Для восстановления и развития промышленности, в том числе судостроительной (кораблестроительной), воссоздания флота требовались преданные государственному строю инженерно-технические кадры. И эта работа была проведена успешно. Во многом благодаря деятельности этой системы была создана отечественная высшая школа подготовки инженеров и техников судостроения (кораблестроения).

Краткие выводы. В годы предвоенных пятилеток была создана собственная научная и производственно-техническая интеллигенция. Судостроительная промышленность располагала многочисленными квалифицированными специалистами: техниками и инженерами.

Подготовка инженерно-технических кадров судостроителей (кораблестроителей) непрерывно возрастала и перестраивалась в каждой пятилетке в соответствии с потребностями в специалистах, что убедительно свидетельствует о наличии четкой и твердой государственной политики в данном вопросе.

Развитие высшей школы судостроительной промышленности подтвердило основные закономерности в подготовке инженерных кадров в целом по стране, хотя имелись и свои особенности, связанные со спецификой производства и труда судостроителей.

В этот период продолжали готовить кадры инженеров и были вновь созданы: Кораблестроительный факультет Военно-морской академии (1918 г.); Кораблестроительный факультет Военно-морского инженерного училища (1918 г.); Кораблестроительный факультет Петроградского политехнического института (19181930 г.г.) - Ленинградский кораблестроительный институт (1930 г.); Кораблестроительный факультет Николаевского политехнического института (1918-1930 г.г.) - Николаевский кораблестроительный институт (1930 г.); Судостроительный факультет Одесского политехнического института (1918-1930 г.г.) -Кораблестроительный факультет Одесского института инженеров водного транспорта НКВТ СССР (1930 г.); Судостроительное отделение механического факультета Нижегородского университета (1918-1930 г.г.) - Судостроительное отделение Нижегородского механико-машиностроительного института (1930-1934 г.г.) - Отделение судостроения и механического оборудования судов Горьковского индустриального института (1934 г.); Кораблестроительный факультет Дальневосточного политехнического института (1940 г.) [7].

Мероприятия партийных и государственных органов по подготовке инженерно-технических специалистов способствовали быстрому подъему культурно-технического уровня судостроителей, воспитанию кадров, способных активно участвовать в осуществлении реконструкции и развития судостроительной промышленности в годы предвоенных пятилеток.

Государственная политика по подготовке специалистов на основе партийно-классовой принадлежности, вместе с тем имела и негативные уроки; так как подавляющее большинство слушателей военных ВУЗов и гражданских ВТУзов были выходцами из рабочих и крестьян, чей общеобразовательный уровень по объективным причинам был низким, что вынудило руководство страны создавать рабфаки, специальные курсы, снижать требования для поступающих в ВУЗы и аспирантуры; и

вместе с тем, при острой нехватке инженерно-технических кадров не могли получить высшего образования те, кто не соответствовал существующим требованиям, хотя имел более высокий уровень подготовки.

Советская школа по подготовке техников для судостроения (кораблестроения) в довоенный период сопрягалась с подготовкой техников для иных отраслей промышленности. К 1921 году в стране назрела необходимость организации в системе профессионально-технического образования более четкого среднего звена в виде техникумов различных специальных профилей. Первоначально был избран путь массовой реорганизации в техникумы единой трудовой школы II ступени. Но затем (февраль1921г.) Наркомпросом РСФСР было принято постановление о сохранении школы II ступени как средней общеобразовательной школы, а техникумы как среднее профессиональное звено стали создаваться самостоятельно. Их задачи были уже достаточно полно сформулированы в «Положении о техникумах», утвержденном Наркомпросом 12 июля 1923 года. Основная цель такого типа учебных заведений определялась следующим образом: «Техникум есть среднее профессиональное учебное заведение, имеющее целью: а) подготовку среднего руководительского или исполнительского персонала во всех отраслях труда; б) распространение среди населения специальных и практических знаний».

Этим положением предусматривалось право каждого техникума иметь несколько специальных отделов (учебных подразделений по специальности), организованных при техникумах (с разрешения Глафпрофобра и Губпрофобра), краткосрочных и эпизодических курсов и лекций по отдельным вопросам и специальностям, иметь свой особый устав, определяющий и организующий учебный процесс, и утверждаемые Государственным ученым советом Глафпрофобра учебные планы и программы. Срок обучения устанавливался 3-4 года в зависимости от специальности. Положение о техникумах 1923г. затем неоднократно уточнялось и видоизменялось, что отразилось в следующих документах: «Положение о техникумах», утвержденное СНК РСФСР 4 января 1926 года и «Об утверждении Положения о техникумах, подведомственных Наркомпросу РСФСР» от 7 декабря 1927 года[8].

В период с 1921 по 1924 годы была предпринята попытка по подготовке технических кадров повышенного уровня, путем создания политехнических техникумов и присвоения выпускникам техникумов звания инженера узкой специальности.

В связи с выходом в свет Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930 года «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» и постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930 года «Об установлении единой системы индустриально -технического образования» произошла коренная реорганизация существующих вузов, техникумов и рабфаков. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930 года введены типы специалистов с различными уровнями квалификации: инженеры, техники, квалифицированные рабочие. Соответственно, подготовка их должна была осуществляться в: высших технических школах, на индустриально-технических факультетах высших учебных заведений и в промышленных академиях; средние технические школы (техникумы) для подготовки среднего технического персонала; профессионально-технические школы, школы фабрично-заводского ученичества и низшие профессионально-технические школы, для подготовки кадров низшего звена для производства. В этот период образовываются «рабочие техникумы», в которых обучались производственники, будущие заочные отделения техникумов.

В начале 1930 г. на базе ранее организованного «Судотреста» было создано Государственное Всесоюзное объединение морского судостроения (далее, «Союзверфь»), вошедшее в состав Наркомата тяжелой промышленности СССР (далее, Наркомтяжпром). После вхождения Союзверфи в Наркомтяжпром, вопросы организации и управления учреждениями образования для подготовки и переподготовки кадров судостроителей и судоремонтников, было передано ему.

Подготовку кадров квалифицированных рабочих осуществляли школы фабрично-заводского ученичества, также была организована сеть учебно-курсовых комбинатов с круглогодичной непрерывной технической учебой и краткосрочных рабочих курсов.

В 1933 г. «Союзверфь» было преобразовано в Главное управление судостроительной промышленности (далее, ГУСП). Ведомственную подчиненность

ГУСП сменил в декабре 1936 г., когда Наркомат тяжёлой промышленности был преобразован в Наркомат оборонной промышленности. Уже к 1935 году все основные кораблестроительные заводы страны были переведены на строительство боевых кораблей. В январе 1939г. Наркомат оборонной промышленности был разделён на четыре наркомата, в том числе - Наркомат судостроительной промышленности[9].

За этот период в СССР были образованы следующие средне-технические учебные заведения по подготовке кадров судостроителей и судоремонтников: Николаевский индустриальный (политехнический) техникум (1920-1930 г.г.); Ленинградский судостроительный техникум (1930 г.); Отделение судостроения Сормовского машиностроительного техникума (1930 г.); Севастопольский судостроительный техникум (1931 г.); Владивостокский судостроительный техникум (1935 г.); Судостроительное отделение Самарского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Астраханского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Омского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Рыбинского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Лимендского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Самарского речного техникума НКВТ СССР (1937 г.); Судостроительное отделение Одесского морского техникума НКМФ СССР (1937 г.); Отделение судокорпусостроения Комсомольского-на-Амуре политехнического техникума (1938 г.); Архангельский судостроительный техникум (1939 г.); Отделение судокорпусостроения, судовые машины и механизмы Северодвинского политехнического техникума Минвуза СССР (1939 г.); Киевский судостроительный техникум (1940 г.) [10,11,12].

Созданная в 1920 - 1940-е гг. система подготовки судостроительных кадров, в годы Великой Отечественной войны подверглась тяжелым испытаниям. Некоторые учебные заведения, находящиеся в зоне боевых действий и их факультеты (отделения) были эвакуированы и слились с другими учебными заведениями, некоторые учебные заведения приостановили свою работу.

После Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. и перехода на мирные рельсы на политической арене сразу обозначилось противостояние СССР и США, союзником по антигитлеровской коалиции и начавшейся вскоре «холодной войны». В условиях «холодной войны», являющейся геополитическим противостоянием с США, особое значение приобретало строительство мощного океанского советского военно-морского флота. Для создания технически совершенных кораблей начала создаваться мощная судостроительная индустрия. Судостроительные заводы работали над выполнением долгосрочных кораблестроительных программ. Весь цикл строительства боевых кораблей находился под жесткой системой контроля, включающей ведомственных представителей, представителей Министерства Обороны СССР (ВМС) и контролем со стороны партийных органов, оборонных отделов крайкомов и обкомов КПСС, что позволяло создавать высококачественные изделия, по своему научно-техническому развитию находящимися на уровне и превосходящими лучшие мировые образцы.

Под судостроительной промышленностью в СССР понималась совокупность судостроительных заводов (часто с развитым машиностроением), конструкторских бюро, научных организаций в области судостроения. В СССР в состав судостроительной промышленности входили также машино- и приборостроительные предприятия. Таким образом, организационно большая часть судоремонтных предприятий не входила в судостроительную промышленность, однако крупные судоремонтные заводы, помимо ремонта флота, также строили суда, точно так, как судостроительные предприятия осуществляли ремонт ряда кораблей. Часть особенно крупных судоремонтных предприятий организационно подчинялись Министерству судостроительной промышленности СССР.

В СССР судостроительная промышленность, как сложный комплекс взаимосвязанных производств с множеством кооперационных связей, сформировалась к началу 1960-х годов. Отрасль переживала свой расцвет со второй половины 1960-х до середины 1980-х годов. Судостроительная промышленность СССР относилась к оборонным отраслям, а значит, обладала самый высоким техническим и научным потенциалом, являлась основой народного хозяйства.

Судостроение в условиях плановой экономики было связано со всем народным хозяйством и потому не могло существовать отдельно. Спецификой военного судостроения было то, что все программы военного кораблестроения применялись и изменялись в соответствии с выполнением планов текущих пятилеток. Потребность в инженерно-технических кадрах также регулировалась пятилетними заданиями. В годы первой пятилетки сложилась и в последующем начала успешно функционировать система подготовки специалистов для военного и гражданского судостроения.

Основным источником комплектования судостроительных заводов рабочей силой со второй половины 1960-х годов постепенно становятся ГПТУ, тогда как на судоремонтных предприятиях основная часть новых рабочих в 1960 - первой половине 1970-х годов обучалось прямо на предприятиях индивидуально-бригадным методом. Такая особенность в комплектовании рабочими предприятий судостроения и судоремонта была обусловлена опережающим ростом научно-технического прогресса в судостроении. На заводах организовывались вечерние техникумы, средние и сменные школы, подготовительные курсы для подготовки поступления в учебные заведения, школы передовых методов труда, школы коммунистического труда и экономических знаний. Широко практиковалось наставничество над молодыми рабочими. Кроме этого велась работа в подшефных школах по профориентации школьников. Наряду с повышением квалификации рабочих, повышали свой уровень подготовки и инженерно-технические работники (ИТР), организовывалась их переаттестация, на руководящие должности выдвигались наиболее подготовленные, создавались школы резерва руководящего состава. Часто должности ИТР замещали высококвалифицированные рабочие-практики, которые одновременно учились в ГПТУ и ВУЗах. Все это помогало предприятиям готовить и удерживать у себя кадры при общем дефиците трудовых ресурсов. Особенно острым был дефицит высококвалифицированных специалистов, обслуживающих станки с числовым программным управлением.

Кадровая работа на предприятиях отрасли имела ряд особенностей. Главной из них был нарастающий кадровый дефицит. Кардинально изменить ситуацию позволили решения партии и правительства, основной эффект от которых стал заметен к середине 1970-х гг. На судостроительных предприятиях трудовой коллектив формировался преимущественно из рабочих, подготовленных в ГПТУ, на судоремонтных - из прошедших индивидуально-бригадное обучение непосредственно на производстве. Характерной особенностью работы с кадрами было постоянное повышение их квалификации, чаще всего без отрыва от производства, на своей собственной базе. На предприятиях отрасли была создана стройная система повышения квалификации и выдвижения на руководящие посты наиболее опытных инженерно-технических работников.

Судостроительное и судоремонтное производство развивалось на основе научно -технического прогресса. В целом же по отрасли, только за четыре года девятой пятилетки (1971 - 1975) технический уровень по судостроению вырос на 50%.

За этот период в СССР были вновь образованы следующие высшие и средние технические учебные заведения по подготовке кадров судостроителей и судоремонтников:

а) высшие: Судостроительный факультет Калининградского технического института рыбной промышленности Наркомрыбпрома СССР (1944 г.); Судоремонтный факультет Владивостокского высшего мореходного училища НКМФ СССР (1946 г.); Кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта Минречфлота СССР (1949 г.); Кораблестроительный факультет Таллинского политехнического института Минвуза СССР (1950 г.); Кораблестроительный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта Минречфлота СССР (1955 г.); Кораблестроительный факультет Комсомольского-на-Амуре политехнического института Минвуза СССР (1957 г.); Факультет корабельной энергетики и кораблестроения Севастопольского приборостроительного института Минвуза УССР (1963 г.); Кафедра судостроения и судоремонта Московского института инженеров водного транспорта Минречфлота РСФСР (1980 г.) [13];

б) средние технические:

Зеленодольский судостроительный техникум Наркомсудпрома СССР (1944 г.); Ленинградский техникум морского приборостроения Минсудпрома СССР (1966 г.); Херсонский судостроительный техникум Минсудпрома СССР (1946 г.); Навашинский судостроительный техникум Минсудпрома СССР (1946 г.); Таганрогский судомеханический техникум Минсудпрома СССР (1946 г.) - Таганрогский техникум морского приборостроения Минсудпрома СССР (1976 г.); Хабаровский судостроительный техникум Минсудпрома СССР (1955 г.); Керченский судомеханический техникум Минсудпрома СССР (1955 г.); Николаевский-на-Амуре вечерний судостроительный техникум Минсудпрома СССР (1964 г.); Отделение судокорпусостроения, судовые машины и механизмы Волгоградского индустриального (судостроительного) техникума Минвуза СССР (1946 г.); Московский судомеханический техникум Минрыбпрома СССР (1953 г.); Судостроительное отделение Клайпедского морского рыбопромышленного техникума Минрыбпрома СССР (1948 г.); Судостроительное отделение Херсонского мореходного училища Наркомморфлота СССР (1944 г.); Судостроительное отделение Архангельского мореходного училища Наркомморфлота СССР (1944 г.); Судостроительное отделение Астраханского мореходного училища Наркомморфлота СССР (1944 г.); Вечерний судостроительно-судоремонтный техникум ММФ СССР (г. Советская Гавань, 1955 г.); Пеледуйское судостроительно-судоремонтное арктическое училище Главсевморпути (1944 г.) [14,15,16];

в) средние технические учебные заведения ВМС (ВМФ):

Техническое военно-морское минно-артилерийское училище ВМФ (1951г.); Техническое училище ВМС (1951 г.); Вечернее Техническое училище ВМФ (1960 г.). Следует отметить, что в Техническом училище ВМС и Вечернем Техническом училище ВМФ готовились кадры гражданских специалистов средне-технического звена для работы на судоремонтных предприятиях ВМС (ВМФ) СССР[17].

Краткий вывод. За весь период существования РСФСР (1918-1922 г.г.) и СССР (1922-1991 г.г.) система подготовки инженерно-технических кадров для работы в системе судостроения и судоремонта выросло как в количественном, так и в качественном отношении по сравнению с Российской империей. С учетом сложившейся на тот период политической ситуации в мире, уклон судостроения и судоремонта сводился в основном к строительству и ремонту кораблей (катеров) и судов для Военно-Морского Флота. Большая часть квалифицированных инженерно-технических кадров готовилась в учебных заведениях, подведомственных ВМФ и учебных заведениях, подведомственных минсудпрому СССР, который также относился к оборонному направлению деятельности. В то же время, некоторые министерства и ведомства готовили инженерно-технические кадры судостроения и судоремонта в подведомственных им учебных заведениях для своих предприятий: судостроительных и судоремонтных заводов - Минморфлот СССР, Минречфлот СССР (РСФСР) и Минрыбпром СССР.

Историко-правовой аспект системы морского судостроительно-судоремонтного образования по направлению - судостроение, судоремонт, морское приборостроение и др. в СССР закончился с 01.01.1991 г., в связи с изданием Постановления Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР», после упразднения минсудпрома СССР и провозглашения независимости России 12.06.1991 г. [18].

Забывая ранее приобретенный огромный опыт в деле подготовки кадров сложно двигаться и развиваться в будущем. Стратегия инновационного развития экономики Российской Федерации, обеспечение развития морской деятельности и ее национальной безопасности выдвигают особые требования к судостроительной отрасли как наукоемкой высокотехнологичной промышленности. Принятые в Российской Федерации долгосрочные программы военного кораблестроения, гражданского судостроения, иные Федеральные целевые программы в этом направлении свидетельствуют об этом.

Важнейшим, базовым элементом инновационного развития судостроения является его кадровое обеспечение специалистами различного уровня профессиональной подготовки - начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и послевузовского образования.

Стратегией развития судостроительной отрасли России на период до 2035 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 № 2553-р, определено, что среди сложившихся в судостроительной отрасли негативных тенденций в области обеспеченности кадрами и влияющих на них факторов выделяются следующие:

- неблагоприятные и зачастую сложные условия труда, неконкурентоспособный уровень заработной платы в некоторых регионах и, как следствие, низкий уровень конкуренции за вакантные места на судостроительных предприятиях;

- несоответствие многих программ обучения текущим потребностям отрасли и, как следствие, необходимость дополнительного обучения на месте работы;

- нехватка специалистов широкого профиля, в том числе в области металлообработки, приборостроения, машиностроения, энергетики.

Также недоиспользуются возможности создания и взаимодействия между собой региональных ресурсных центров, которые призваны решать проблемы обеспечения кадрами предприятий отрасли. В свою очередь, участники отрасли могут сформировать консолидированный запрос, обозначив свои текущие и перспективные кадровые потребности. Такие центры пока слабо интегрированы в деятельность организаций судостроительной отрасли. Например, в г. Ростове-на-Дону создан Южный региональный ресурсный центр судостроения и судоремонта. В 2021 году по договору между центром и Донским государственным техническим университетом (далее, ДГТУ) на базе ДГТУ планируется открыть кафедру (факультет) кораблестроения для подготовки инженерных кадров для судостроительной и судоремонтной отрасли Юга России. В первую очередь -расположенных в Ростовской области и Краснодарском крае [19].

В долгосрочной перспективе меры, направленные на совершенствование кадрового потенциала, предполагают создание эффективной системы непрерывного повышения квалификации с расширением компетенций специалистов на смежные области знаний; формирование кадровой инфраструктуры соответствующей современному технологическому развитию отрасли; обновление профессионального отраслевого образования.

Российский судостроительный комплекс представляет собой совокупность судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электротехнических предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и интегрированных структур (прим.автора: учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров), зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и обеспечивающих создание кораблей, судов и морской техники, а также комплектующего оборудования для них.

Судостроительная отрасль включает в себя следующие подотрасли:

-проектирование судов и кораблей;

- судостроение (кораблестроение) судоремонт (ремонт кораблей);

- судовое (корабельное) приборостроение;

- судовое (корабельное) машиностроение;

- электротехника и электромонтаж, судовые (корабельные) электрические машины и механизмы.

С учетом этого создавались и выделялись основные направления подготовки и специальности инженеров и техников:

1. Проектирование судов и кораблей;

2. Судостроение (кораблестроение) - сборка корпусов металлических (деревянных, композитных, бетонных) судов (кораблей);

3. Судоремонт (ремонт кораблей) - технология судоремонта;

4. Судовое машиностроение - судовые машины и механизмы;

5. Морское приборостроение - судовые навигационные и иные системы;

6. Ремонт корабельно-катерного вооружения (артиллерия, мины, торпеды) - только военный судоремонт.

7. Технический надзор (наблюдение) за проектированием, постройкой, эксплуатацией, ремонтом, реновацией судов (кораблей).

Последние несколько лет характеризовались большим количеством событий, направленных на развитие судостроения в России. Во-первых, была утверждена «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», основной целью которой являлось создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Во-вторых, была подготовлена и утверждена ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годы», которая была направленная на развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники, обеспечивающих принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, в соответствии с Указом Президента от 21 марта 2007 г. в настоящее время сформировано ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», включающая три территориальных субхолдинга (западный, северный и восточный). «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) - дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). ДЦСС объединяет крупнейшие профильные предприятия региона и включает в себя судостроительные и судоремонтные заводы в Дальневосточном федеральном округе, в том числе на Камчатке, в Хабаровском и Приморском крае.

В современных условиях нарастает потребность в ускоренном развитии судостроительной отрасли страны. Отечественная судостроительная промышленность практически не создает больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве.

Особенно негативно отразились процессы реформирования 90-х гг. на состояние научно-исследовательской базы судостроения и судоремонта. Негативные тенденции в финансировании практически «свели на нет» научно-исследовательские работы и особенно фундаментальные и поисковые исследования. Существенное снижение объемов фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок привело к тому, что многие судостроительные предприятия не могут поставлять современного уровня продукции как гражданского, так и военного назначения. Это приводит к моральному и техническому устареванию флота, который становится более сложным и дорогим в эксплуатации и обслуживании, а так же менее надежным. Это резко понижает конкурентоспособность его на рынке.

В настоящее время российское государство, кажется, определилось со стратегией развития российского судостроения. Развитие судостроительной отрасли страны необходимо осуществлять с учётом следующих целей:

1) Россия должна стремиться стать ведущей морской державой по причине большой протяжённости своей приморской территории и акватории и прямого выхода в три океана;

2) создавая свои военно-морской, транспортный, рыбодобывающий, научно-исследовательский флота и др., Россия должна будет добиваться строительства на своих верфях кораблей и судов, которые по технико-экономическим характеристикам не уступали бы кораблям и судам, построенным на зарубежных верфях;

3) в настоящее время обеспечить конкурентоспособность судостроительной отрасли возможно только при условии, что она изначально будет ориентирована на строительство высоко технологичных судов и кораблей такого уровня и качества, которые обеспечат перспективные интерес и заказы на постройку со стороны судоходных компаний, государства и высокоразвитых государств.

Таким образом, судостроение России вынуждено будет жёстко конкурировать с наиболее мощными судостроительными компаниями мира. Ведущие центры судостроения находятся в Европе, в Северной Америке, в Юго-Восточной Азии. В европейской части страны существующая инфраструктура судостроения после

соответствующей модернизации способна обеспечить конкуренцию судостроительным верфям Европы и США.

В долгосрочной перспективе меры, направленные на совершенствование кадрового потенциала, предполагают создание эффективной системы непрерывного повышения квалификации с расширением компетенций специалистов на смежные области знаний; формирование кадровой инфраструктуры соответствующей современному технологическому развитию отрасли; обновление профессионального отраслевого образования.

Пристатейный библиографический список:

1. Сайт в сети Интернет/ЯЫсот

2. Сайт в сети Интернет//museum.spbstu.ru

3. Сайт в сети Интернет//когаЬе1. ги

4. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта//В.И. Ленин, ПСС, изд. 5-е, т. 43, стр. 57-73

5. Шигин В. Сталин и гражданский флот» от рождения и до расцвета 1922-1953 г.г., 2020 г. 432 с.

6. Сайт в сети Интернет//пПи.ги

7. Сайт в сети Интернет/^Ш.ги

8. Скрынник А.М. Система морского транспортного образования в Российской империи и СССР: краткий историко-правовой аспект//Океанский менеджмент, № 3(8), 2020, стр38-45.

9. Трубников Ю.Г., Осипов В.А., Андрюхин А.В. Генезис систем управления судостроительным и судоремонтным производством России//Известия Дальневосточного федерального университета экономик и управления. № 1(77), 2016, стр.37-47

10. Справочник для поступающих в морские и речные техникумы наркомвода СССР в 1937 году. Госводтрансиздат. Москва. 1937.

11. Справочник для поступающих в морские техникумы наркоморфлота СССР в 1940 году. Госмориздат. Москва. 1940.

12. Правила и программы приемных испытаний для поступающих в техникумы Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР в 1941 году//НКСП СССР. Главное управление учебными заведениями. - Москва, 1941.

13. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1990 году//Авт. -сост. Арсеньев Г.С. М.: Высшая школа, 1990.

14. Справочник для поступающих в мореходные училища наркомморфлота СССР в 1944 году. Издательство «Морской транспорт», Москва -1944.

15. Справочник для поступающих в мореходные училища наркомморфлота СССР в 1946 году. Издательство «Морской транспорт», Москва -1946.

16. Справочник для поступающих в средние специальные заведения СССР (техникумы, училища, школы) в 1991 году//Авт.-сост. Л.И. Алешина, В.А. Слюсаренко, Т.Б. Горшкова, Л.И. Личинина М.: Высшая школа, 1991.

17. Муру Г.Н. История отечественного военного судоремонта. Книга 3. Заводы. Люди. Корабли. Изд-во ГАНГУТ, Санкт-Петербург, 2011, стр. 82-86.

18. Постановление Государственного Совета СССР от 14.11.1991 года № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»//КонсультантПлюс

19. когаЬе1.ги//Создание ресурсного центра судостроения и судоремонта в Донском государственном техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.