Научная статья на тему 'Подготовка гражданских специалистов для оборонной промышленности в военных вузах Ленинграда (20-е - 30-е годы XX века)'

Подготовка гражданских специалистов для оборонной промышленности в военных вузах Ленинграда (20-е - 30-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СПЕЦИАЛИСТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБМЕН / СУДОСТРОИТЕЛЬСТВО / DEFENSE INDUSTRY / MILITARY HIGH SCHOOLS / SPECIALIST / COOPERATION / EXCHANGE / SHIPBUILDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьёв Д.Н., Руденко В.Э., Федулов С.В.

На основе исследования архивных документов дается оценка правильности и рациональности решений советского руководства по поддержанию морской производственной отрасли. Проводится утверждение, что решения, принятые для достижения стабильности и развития морского судостроительства в Ленинграде с привлечением учебных и научных кадров из Военно-морской академии, полностью продуманы и прагматичны на тот период времени. Такое слияние дало дальнейшие перспективы развития всей военно-морской отрасли и отдельных морских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF CIVIL SPECIALISTS FOR DEFENSE INDUSTRY IN MILITARY HIGH SCHOOLS OF LENINGRAD (the 20th - the 30th of the 20th century)

On the basis of a research of archive documents an assessment of correctness and rationality of solutions of the Soviet management on maintenance of a sea production industry is given. Statement is carried out that the decisions made for achievement of stability and development of a sea sudostroitelstvo in Leningrad with attraction of an educational and scientific personnel from Naval academy are thought completely over and pragmatic for that period of time. Such merge gave the further prospects of development of all naval industry and separate sea structures.

Текст научной работы на тему «Подготовка гражданских специалистов для оборонной промышленности в военных вузах Ленинграда (20-е - 30-е годы XX века)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Соловьёв Д. Н., Руденко В. Э., Федулов С. В. Подготовка гражданских специалистов для оборонной промышленности в военных вузах Ленинграда (20-е - 30-е годы XX века) // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 95-100.

Solovyov D. N., Rudenko V. E., Fedulov S. V. Training of civil specialists for defense industry in military high schools of Leningrad (the 20th - the 30th of the 20th century). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 95-100. (In Russ.)

УДК 94(4)

Д. Н. Соловьёв, В. Э. Руденко

Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург, Россия

С. В. Федулов Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Россия

ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНСКИХ специалистов ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ ЛЕНИНГРАДА (20-е - 30-е годы XX века)

Соловьёв Дмитрий Николаевич - доктор исторических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

E-mail: botanik-s@yandex.ru

Федулов Сергей Валентинович - кандидат исторических наук, доцент.

E-mail: serg. val.fed. 661000@yandex. ru

Руденко Владислав Эдуардович - младший научный сотрудник.

E-mail: zorya.rudenko@yandex.ru

На основе исследования архивных документов дается оценка правильности и рациональности решений советского руководства по поддержанию морской производственной отрасли. Проводится утверждение, что решения, принятые для достижения стабильности и развития морского су-достроительства в Ленинграде с привлечением учебных и научных кадров из Военно-морской академии, полностью продуманы и прагматичны на тот период времени. Такое слияние дало дальнейшие перспективы развития всей военно-морской отрасли и отдельных морских структур.

Ключевые слова: оборонная промышленность, военный вуз, специалист, сотрудничество, обмен, судостроительство.

D. N. Solovyov, V. E. Rudenko

Mikhailovsky Military Artillery Academy, Saint Petersburg, Russia

S. V. Fedulov

Military Space Academy of name A.F. Mozhaysky, Saint Petersburg, Russia

TRAINING OF CIVIL SPECIALISTS FOR DEFENSE INDUSTRY IN MILITARY HIGH SCHOOLS OF LENINGRAD (the 20th - the 30th of the 20th century)

© Соловьёв Д. Н., Руденко В. Е., Федулов С. В., 2016

Solovyov Dmitry N. - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Teacher of Department of Humanitarian and Social and Economic Disciplines.

Fedulov Sergey V. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

Rudenko Vladislav E. - Research Assistant.

On the basis of a research of archive documents an assessment of correctness and rationality of solutions of the Soviet management on maintenance of a sea production industry is given. Statement is carried out that the decisions made for achievement of stability and development of a sea sudostroitelstvo in Leningrad with attraction of an educational and scientific personnel from Naval academy are thought completely over and pragmatic for that period of time. Such merge gave the further prospects of development of all naval industry and separate sea structures.

Key words: defense industry, military high schools, specialist, cooperation, exchange, shipbuilding.

В конце Первой мировой войны Петроград по праву считался ведущим центром военного производства. Его предприятия выпускали большой ассортимент продукции военного и военно-морского назначения (корабли, артиллерия, боеприпасы, различное вооружение и техника, средства связи и многое другое). Однако катаклизмы, вызванные революцией, Первой мировой, Гражданской войнами и интервенцией привели к резкому снижению, а зачастую и прекращению производства. Были утрачены многие технологии, наработанные годами. Но самое главное - предприятия лишились высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров, работавших в оборонной отрасли.

Решение проблемы обеспеченности предприятий оборонной отрасли научными и инженерно-техническими кадрами советское правительство решало путем формирования четкой и продуманной системы подготовки специалистов. При этом ключевым и связующим звеном всей системы была Военно-морская академия (ВМА). Набор слушателей в 1920 г. производился на пять отделов (факультетов): военно-морской, гидрографический, механический, кораблестроительный и оружия [2, с. 234]. Три последних одной из основных задач имели подготовку инженеров, способных составить проект и обеспечить постройку современных судов, судовых машин и морского оружия, отвечающих предъявляемых к ним требованиям1. Анализируя исследуемые архивные документы, авторы отмечают, что данная целевая установка по подготовке инженерно-технических кадров для военного судостроения на механическом (позднее машиностроительном), кораблестроительном факультете и факультете оружия просуществовала до 1941 г.

Для чтения лекций и проведения учебных занятий в ВМА были привлечены крупнейшие специалисты в различных областях науки и техники. Так, лекции по кораблестроению, теории корабля и высшей математике читал академик А. Н. Крылов; по физической географии, гидрологии и метеорологии - заслуженный профессор Ю. М. Шокальский; по стратегии и основам организации флота - начальник академии Б. Б. Жерве; по боевым морским операциям мировой войны и тактике флота - профессор А. Г. Гончаров; по высшей математике - профессор А. А. Фридман; по физике - профессор С. И. Покровский; по астрономии - Н. Н. Матусевич; по высшей геодезии - профессор В. В. Ахма-тов; по проектированию судовых устройств - преподаватель В. Л. Поздюнин; по прикладной механике - профессор Д. С. Зернов; по проектированию судов - К. П. Боклевский; по общей металлургии - профессор И. Н. Воскресенский; по основам социологии - профессор М. А. Фекенер; по проектированию паровых котлов - профессор В. П. Мадисов; по проектированию судовых двигателей - профессор Ф. А. Брикс; по военно-морской статистике - В. Е. Егорьев; по компасному делу - В. А. Павлинов; по морскому международному праву - Н. А. Макаров [3, с. 66].

1 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 29. Л. 111.

Накануне предвоенных пятилеток ВМА являлась высшим учебным и научным учреждением Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), которое охватывало все стороны развития морских вооруженных сил СССР [1, с. 85].

10-16 мая 1929 г. в Москве начальник Морских сил РККА Р. А. Муклевич провел совещание, на котором был заслушан доклад начальника ВМА профессора Б. Б. Жерве о деятельности академии1. В отношении деятельности академии совещание приняло решение, основные положения которого сводились к следующему: «Академии необходимо добиться единства понимания среди слушательского состава вопросов роли и строительства Морских сил; работу академии приблизить к действительным условиям и обстановке строительства Морских сил РККА; академии оказать посильную помощь промышленности за счет пополнения военно-морскими специалистами»2.

17 июня 1929 г. в ВМА состоялось межведомственное совещание, посвященное вопросу подготовки в академии инженеров для военно-морской промышленности, заканчивающих высшие технические учебные заведения. Совещание признало возможным приступить осенью 1929 г. к одногодичной специализации инженеров по торпедам, по минам и тралам, по приборам управления артогнем (по семь человек в каждой группе) и по установкам морской артиллерии. Была принята целевая установка: на курсах производить подготовку гражданских инженеров для работы в конструкторских бюро и на заводах военно -морской промышленности по проектированию, созданию, испытанию и сдаче образцов оружия и вооружения [3, с. 118]. Таким образом, было принято решение о создании Военно-промышленного отделения (ВПО) ВМА.

Руководство академии приняло к исполнению решение совещания. С 1929 г. в ВМА впервые началась подготовка гражданских лиц - инженеров для оборонной и судостроительной промышленности, участвующих в строительстве кораблей. Так, 22 октября 1929 г. Мобилизационное управление 2-го отдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) направило начальнику и комиссару ВМА распоряжение: «Во исполнение приказа Революционного Военного Совета (РВС) и ВСНХ 209/989 предлагается срочно не позднее 31 октября 1929 года собрать в счет наряда на военно-производственную службу из прилагаемого списка инженеров, подлежащих призыву в текущем году, и направить в Балтийский флотский экипаж для дальнейшего направления в ВМА 25 человек, наиболее удовлетворяющих в социальном, партийном отношении, по специальности и соответствующих требованиям целевых установок и программам подготовки инженеров для военно-морской промышленности»3.

В своем докладе от 30 января 1929 г. начальник ВМА сообщал в Мобилизационно-плановое управление (МПУ) ВСНХ СССР, что отбор гражданских инженеров для военно-морской промышленности закончен. Прибыло и обучается в академии 29 инженеров4.

Вместе с тем условия пребывания в ВМА гражданских специалистов (которым было присвоено воинское звание «инженер-краснофлотец») были трудными, многое приходилось делать впервые, система была не отлажена, и сами слушатели не прошли даже начальной подготовки. Начальник ВМА докладывал начальнику Морских сил РККА: «Как Вам было известно, в академии учатся 29 человек бывших гражданских специалистов для военной промышленности. Многие из них весьма беспокойные люди - попросту "бузят" и пишут разным наркомам, вплоть до Центральной Контрольной Комиссии (ЦКК). В связи с этим приехал из Москвы от ВСНХ представитель с целью проверки личного состава обучающихся на ВПО ВМА инженеров. Намечается отчисление в воинские части 5-7 че-

1 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 517. Л. 10-11.

2 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 517. Л. 10-11.

3 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 131. Л. 16.

4 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 131. Л. 26.

ловек, так как поднятая "буза" не обоснована»1. Причинами волнений были необустроенность быта слушателей, невыплаты зарплаты, неопределенность статуса.

С целью разрешения этой проблемы и в соответствии с распоряжением ВСНХ начальник Отдела Мобилизационной промышленности Ленинградского областного совета народного хозяйства определил порядок прикомандирования к предприятиям военного производства молодых инженеров, проходящих обучение в ВПО ВМА. А именно: к заводам Маштреста - девять человек, к заводам Судотреста - восемь человек, к заводу Остех-бюро - девять человек, к заводам Орудатреста - три человека. На этих же заводах они проходили производственную практику. За время пребывания инженеров на учебе в ВПО ВМА (с 1 декабря 1929 г. по 1 октября 1930 г.) вышеперечисленные предприятия выплачивали каждому из них пособие в размере 1-го разряда технической тарифной сетки - 120-125 руб. в месяц .

Решая вопрос специализации слушателей ВПО ВМА, совместное совещание ВСНХ и 4-го отдела МПУ СССР установило на 1930 г. следующие группы и количество слушателей: торпедная группа - шесть человек, минно-тральная группа - четыре человека, группа приборов управления огнем - десять человек, группа артиллерийских установок - десять человек, группа машиностроения - десять человек, группа корпусостроения - десять человек.

Вместе с тем в Ленинграде в 1932 г. насчитывалось 32 промышленных и научно-исследовательских учреждения, занятых непосредственно в постройке военных судов или связанных с ней . Поэтому 13 июня 1932 г. на совещании при 2-м Отделе сектора кадров Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП) СССР по вопросу ВПО ВМА было принято постановление: «Впредь до нормального выпуска инженеров кораблестроительной, паровой, дизельной специальностей на ВПО Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) сохранить таковые на ВПО ВМА»4. И уже в сентябре 1932 г. командующий Морскими силами РККА и председатель РВС СССР утвердили «Положение о ВПО ВМА РККА»5.

В соответствии с «Положением...» целью ВПО ВМА была подготовка инженеров -специалистов для предприятий и учреждений промышленности, выполняющих заказы военно-морских сил. Целевая установка - подготовка инженеров для работы в конструкторских и испытательных бюро, на заводах промышленности. ВПО состояло из специальных групп, организуемых в соответствии с мобилизационно-плановыми потребностями НКТП в специалистах.

По данным авторов, в годы существования ВПО ВМА на него зачислялись выпускники следующих втузов: Ленинградского политехнического института, Ленинградского технологического института, Ленинградского электротехнического института, Ленинградского технологического института, Ленинградского котлотурбинного института, Ленинградского машиностроительного института, Московского механического института

им. М. В. Ломоносова, Московского механико-машиностроительного института, Москов-

6

ского энергетического института и др.

О количестве и специализации слушателей, обучавшихся на ВПО ВМА, можно судить из таблицы 1.

1 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

2 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

3 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

4 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

5 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

6 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д

131. Л. 41. 131. Л. 42. 518. Л. 70-75. 177. Л. 155. 185. Л. 128.

131. Л. 202; Д. 160. Л. 57-60; Д. 179. Л. 72.

Таблица 1

Специализация и количество слушателей, обучавшихся на ВПО ВМА1

Специальность (группы) Количество слушателей по годам

1929 г. 1930 г. 1931 г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г.

Артустановок 4 7 12 15 - - -

Торпедная 10 10 12 15 - - -

Минно-тральная - 8 12 15 - - -

Управления артогнем 4 17 12 - - - -

Минная 3 - - 15 - - -

Военно-морское оружие (всего) 21 42 48 60 41* 44* 15*

Военное машиностроение - 11 25 25 - - -

Военное кораблестроение - 4 12 15 42 35 -

ВСЕГО 21 57 85 100 83 79 15

* С 1932 г. обучение специалистов военно-морского вооружения проводилось в объединенной группе.

Всего по подсчетам авторов, основанных на архивных документах, определено, что на ВПО ВМА с 1929 г. по 1935 г. было подготовлено 440 ученых-конструкторов, инженеров-производственников высочайшей квалификации. После окончания ВПО ВМА выпускники зачислялись в резерв РККА и направлялись на инженерно-технические должности предприятий и учреждений военного судостроения.

После 1934 г. наборы на ВПО ВМА прекратились. Это было связано с тем, что с 1934 г. в академии начал осуществляться спецнабор на факультет военно-морского оружия и кораблестроения. Спецнаборы имели целевую установку подготовки инженеров-конструкторов . По спецнабору принимались граждане в возрасте от 21 года до 30 лет, окончившие школы-десятилетки, рабфаки, техникумы, четыре курса вузов и выдержавшие после специального отбора конкурсные приемные экзамены. После поступления в ВМА они в течение четырех-пяти месяцев находились на положении курсантов, проходили начальную военную подготовку, а после сдачи соответствующих зачетов зачислялись в состав слушателей и получали права и положение начальствующего состава3. Благодаря спецнабору было подготовлено: в 1936 г. - 75 человек, в 1937 г. - 189 человек, в 1938 г. -177 человек, итого - 441 специалист высочайшей квалификации4. По подсчету авторов, с учетом выпускников ВПО и спецнаборов ВМА подготовила для предприятий и учреждений военного судостроения 881 инженера-конструктора, инженера-производственника по артиллерийской, минно-торпедной, кораблестроительной, машиностроительной, электротехнической специальностям. Многие их них в последующем стали выдающимися конструкторами, крупными руководителями и организаторами на предприятиях, а также начальниками кафедр и факультетов ВМА [3, с. 136].

Необходимо отметить, что военное судостроение было неразрывно связано с другими отраслями военного производства, поэтому выпускники ВПО и спецнаборов ВМА направлялись на предприятия и в научные учреждения, занятые производством не только военно-морской, но и военной техники и вооружения.

1 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 160. Л. 57; Д. 179. Л. 72; Д. 517. Л. 151, 154, 155.

2 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 212. Л. 64.

3 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 291. Л. 27.

4 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 212. Л. 40.

Вместе с тем руководство флота, несмотря на тяжелое положение в стране, уделяло особое внимание совершенствованию учебно-материальной базы ВМА и военно-морских учебных заведений (ВВМУЗов), используя при этом зарубежные поставки. Так, 29 ноября 1923 г. руководство Управления ВВМУЗов обратилось по инстанции с ходатайством о включении ВВМУЗов и ВМА в список учебных заведений, которым разрешено осуществлять за границей закупки книг, инструментов, приборов, принадлежностей1. Обращение было рассмотрено, и 10 января 1924 г. Приказом РВС СССР № 717/125 все дела заграничных заказов были сосредоточены у Главного начальника снабжения в лице Уполномоченного Военного ведомства при Наркомате внешней торговли (НКВТ) . Этим же приказом определялось, что всем учреждениям, подчиненным РВС СССР, по всем вопросам заграничных заказов обращаться к Главному начальнику снабжений, который для выполнения этих заказов привлекает Уполномоченного военного ведомства при НКВТ и его аппарат. Поскольку морское ведомство было подчинено РВС СССР, на него также распространялся приказ № 717/125. 21 января 1924 г. РВС СССР издал дополнение к приказу № 717/1253, в соответствии с которым должность Уполномоченного военного ведомства при НКВТ переименовывалась в Уполномоченного по военным и морским делам при НКВТ и предписывалось сосредоточить оформление заграничных заказов морского ведомства в Главном морском техническо-хозяйственном управлении, использующемся для выполнения функций уполномоченного по военным и морским делам при НКВТ.

Таким образом, по мнению авторов, руководством страны было принято очень продуманное и прагматичное решение - объединить в ВМА подготовку военных и гражданских специалистов. Это было обусловлено тем, что в академии сохранилась сформированная еще с дореволюционных времен мощная педагогическая и научная школа с опытнейшим и авторитетным профессорско-преподавательским составом. Объединенная подготовка в ВМА научных, инженерно-технических и военных кадров позволяла, во-первых, объединить научную, инженерно-техническую и военную мысль. Во-вторых, давала будущим ученым, конструкторам, инженерам-производственникам знания основ боевого применения кораблей, военно-морской техники, вооружения, основ тактики морского боя, необходимых им в процессе будущей профессиональной деятельности. В-третьих, инженерному и командному составу флота, в свою очередь, давала представление о перспективах развития, новых образцах военно-морской техники, вооружения, их эксплуатации и, основываясь на этом, позволяла развивать военно-морскую тактику и военно-морское искусство. В-четвертых, в значительной степени способствовала сближению ВМА с предприятиями, учреждениями и организациями судостроительной промышленности, что взаимно обогащало и научную базу академии, и отрасли, выполнявшие заказы Военно-морского флота.

Библиографический список

1. Деятельность Морского Учебного Комитета РККА в 1924-1925 гг. Л., 1925.

2. Исторический журнал Морской Академии. Петроград, 1920.

3. Очерки истории Военно-Морской Академии. Л., 1970.

1 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д.409. Л.25.

2 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д.409. Л.31.

3 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д.409. Л.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.