Научная статья на тему 'СИСТЕМА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
698
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / морской транспорт / Российская империя / СССР / ученики / обучающиеся / студенты / курсанты / system / мaritime transport / the Russian Empire / the Soviet Union / pupils / trainees / students / cadets

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрынник А.М.

проведено краткое исследование историко-правовой ретроспективы системы учебных заведений морской транспортной направленности в Российской империи и СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF SEA TRANSPORT IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE USSR: BRIEF HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

a brief study of the historical and legal retrospective of the institution, organisation and management development system, educational institutions of Maritime transport industry in the Russian Empire and the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

шельфе, но и создать более комфортные правовые условия разработки шельфа для технически и финансово состоятельных российских и иностранных компаний.

Пристатейный библиографический список:

1. Морское экологическое право. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений обучающихся по юридическим направлениям / Скаридов А.С.; Институт по изучению проблем морского права при Академическом Институте Гуманитарного Образования; Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. Санкт-Петербург, 2019. (2-ое издание). С.12

2. Скаридов А.С. Морское право в 2 т. Том 1. Международное публичное морское право. Учебник / Москва, 2018. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп). С. 35

3. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров / Москва, 2016. Сер. 24 Магистр (2-е изд., пер. и доп). С. 269.

4. Скаридова М.А. Морское ресурсное право. Учебное пособие / Институт по изучению проблем морского права. СПб: Academus, 2013. 300 с.

5. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // БД Консультант

Для цитирования: Скаридова М.А. Правовое регулирование разработки морских минеральных ресурсов // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 32-38

Скрынник А.М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры процессуального права юридического факультета Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент по специальности международное (морское) право, член Ассоциации международного морского права

СИСТЕМА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация: проведено краткое исследование историко-правовой ретроспективы системы учебных заведений морской транспортной направленности в Российской империи и СССР. Ключевые слова: система, морской транспорт, Российская империя, СССР, ученики, обучающиеся, студенты, курсанты

SYSTEM OF SEA TRANSPORT IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE USSR: BRIEF

HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Annotation: a brief study of the historical and legal retrospective of the institution, organisation and management development system, educational institutions of Maritime transport industry in the Russian Empire and the Soviet Union.

Keywords: system, мaritime transport, the Russian Empire, the Soviet Union, pupils, trainees, students, cadets.

Историко-правовой аспект зарождения и развития системы торгового мореходного образования в России имеет свою логическую цепочку. В 1781 году специальным Манифестом императрицы Екатерины II был утвержден «Устав купеческого водоходства» части 1-ая и 2-ая. В статье 163 Устава говорилось о «взимании пошлин с судов по одному проценту с капитала в пользу водоходных школ». 23 (12) марта 1781 года высочайшим Указом императрицы Екатерины II была открыта «Мореходная школа» в городе Холмогорах Архангельской губернии [1]. Это было первое морское учебное заведение купеческого флота.

В дальнейшем, в 1786 году было открыто «Водоходное училище» в Петербурге. В дальнейшем, по представлению Министра коммерции Н.П. Румянцева 25.11.1804 года Александр 1 разрешил принять 20 пансионеров для торгового флота в Кронштадтское штурманское училище, принадлежащее Морскому министерству. Пансионеры

практиковались на торговых судах. На таких же условиях была начата подготовка 12 пансионеров для торгового флота при военном училище штурманов в г. Николаеве за счет доходов Одесской таможни. Это был первый набор учеников в военные учебные заведения для дальнейшей службы на торговом флоте. В 1829 году было утверждено Положение о Петербургском училище торгового мореплавания, а 7 февраля 1834 года император Николай I подписал Указ о создании Херсонского мореходного училища. В Риге, для подготовки судоводителей, в 1839 году открылись частные штурманские курсы, субсидирование которых осуществлял биржевой комитет.

Характерными чертами этого периода было отсутствие национальных законов о морских званиях, о праве командования торговыми судами российскими подданными, правил сдачи квалификационных экзаменов на морские звания, а также отсутствие единой системы российского торгово-мореходного образования)[2].

В начале 60-х годов XIX столетия в России функционировало всего четыре учебных заведения (Архангельск, Херсон, Петербург, Николаев), где готовили специалистов для морского торгового флота. Часть штурманов готовили в морских учебных заведениях, принадлежащих Морскому министерству (современный Военно-морской флот России). Толчком к созданию и развитию сети морских учебных заведений стало утверждение Государственным Сенатом и императором Александром II 27 июня 1867 года «Положения о мореходных классах». С 1867 по 1890 годы в России было открыто 41 мореходное учебное заведение - мореходные классы. Мореходные классы подразделялись на три разряда: 1-го, низшего, готовили штурманов каботажного плавания; 2-го, среднего, шкиперов (капитанов) каботажного и штурманов дальнего плавания и 3-го, высшего, шкиперов (капитанов) дальнего плавания) [3].

Например, в 1876 году в г. Ростове-на-Дону были открыты мореходные классы -предшественники нынешнего Института водного транспорта им. Г.Я. Седова - филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск) [4].

6 мая 1902 Государственный совет РИ принял Закон об изменениях действующих правил о судоводителях на морских судах торгового флота. Морские звания капитана и штурмана делились на 4 разряда каждая. Положение о мореходных учебных заведениях Министерства финансов установило морские учебные заведения трех типов: мореходные училища дальнего и малого плавания, мореходные школы и приготовительные мореходные школы. 10 июня 1903 года было принято Положение о механиках на мореходных судах торгового флота, по которому устанавливались морские звания механика 1, 2 и 3 разрядов.

Всего к началу первой мировой войны в России функционировало 36 учебных заведений морского транспорта - 2 торгово-мореходных училища: Архангельское торгово-мореходное училище и Одесское училище торгового мореплавания; 2 соединенных училища: Петроградское (г. Санкт-Петербург) соединенное мореходное училище дальнего плавания и судовых механиков и Ростовское-на-Дону соединенное мореходное училище дальнего плавания и судовых механиков; 5 училищ дальнего плавания: Бакинское мореходное училище дальнего плавания, Александровское (г. Владивосток) мореходное училище дальнего плавания, Магнусгофское мореходное училище дальнего плавания, Рижское мореходное училище дальнего плавания, Херсонское мореходное училище дальнего плавания; 3 училища малого плавания: Астраханское, Бердянское и Керченское; 2 школы судовых механиков: Бакинская и Севастопольская; 14 двух и 3-х классных мореходных школ и 8 приготовительных школ.

После октябрьской революции, с учетом образования новых органов государственной власти РСФСР, постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР от 23 февраля 1918 года «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата по просвещению» училища торгового мореплавания, мореходные училища дальнего плавания и малого плавания перешли в его ведение.

До 1920 года действующие мореходные учебные заведения существовали в прежнем виде. В 1920 году в РСФСР была предпринята первая попытка создания высших учебных заведений по подготовке командных кадров плавсостава торгового флота -Петроградская и Казанская Высшие школы торгового флота[5].

После 1920 года училища торгового мореплавания (2), мореходные училища дальнего плавания (6) и малого плавания (3) были преобразованы в водные техникумы, затем в техникумы водных путей сообщения, затем в политехникумы водных путей сообщения. В этот период они находились в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР (СССР) и Народного комиссариата путей сообщения РСФСР (СССР). Во исполнение постановления Президиума ВЦИК от 9 июня 1922 года № 126 «Об обязательном процентном минимуме подростков и в целях пополнения естественной убыли старых моряков», на всех судах Госторгфлота были учреждены должности юнг.

К 1921 году назрела необходимость организации в системе профессионально -технического образования более четкого среднего звена в виде техникумов различных специальных профилей. В стране первоначально был избран путь массовой реорганизации в техникумы II ступени единой трудовой школы. Но затем (февраль 1921г.) Наркомпросом РСФСР было принято постановление о сохранении школы II ступени как средней общеобразовательной школы, а техникумы как среднее профессиональное звено стали создаваться самостоятельно. Их задачи были уже достаточно полно сформулированы в «Положении о техникумах», утвержденном Наркомпросом 12 июля 1923 года. Основная цель такого типа учебных заведений определялась следующим образом: «Техникум есть среднее профессиональное учебное заведение, имеющее целью: а) подготовку среднего руководительского или исполнительского персонала во всех отраслях труда; б) распространение среди населения специальных и практических знаний». Этим положением предусматривалось право каждого техникума иметь несколько специальных отделов (учебных подразделений по специальности), организованных при техникумах (с разрешения Глафпрофобра и Губпрофобра), краткосрочных и эпизодических курсов и лекций по отдельным вопросам и специальностям, иметь свой особый устав, определяющий и организующий учебный процесс, и утверждаемые Государственным ученым советом Глафпрофобра учебные планы и программы. Срок обучения устанавливался 3-4 года в зависимости от специальности.

Положение о техникумах 1923г. затем неоднократно уточнялось и видоизменялось, что отразилось в следующих документах: «Положение о техникумах», утвержденное СНК РСФСР 4 января 1926 года и «Об утверждении Положения о техникумах, подведомственных Наркомпросу РСФСР» от 7 декабря 1927 года.

В период с 1921 по 1924 годы была предпринята вторая попытка по подготовке командных кадров плавсостава торгового флота получивших высшее образование, путем создания политехнических техникумов. По воспоминаниям директора Ростовского-на-Дону политехнического техникума водного транспорта А.В. Ивановского: «По плану Наробраза политехникум должен был состоять из средней школы, в объёме 10-летки, и 5 факультетов высшей школы: морского, механического, гидротехнического, судостроительного и экономического. Лица, окончившие морской факультет, получали звание капитана дальнего плавания с высшим дипломом, остальные факультеты - звания инженеров своей специальности. Я состоял директором Ростовского политехникума водного транспорта с 1 сентября 1920 года до 20 января 1924 года и преподавателем с 1 сентября 1920 года по 1 июля 1926 года. При мне Ростовский политехникум был преобразован в высшее учебное заведение, а с моим уходом был вновь преобразован в техникум. Таким образом, моё директорство совпадает со временем существования политехникума водного транспорта как высшей школы» [6].

В связи с выходом в свет Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1930 года «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» и постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930 года «Об установлении единой системы индустриально -технического образования» произошла коренная реорганизация существующих вузов, техникумов и рабфаков. Организация и управление учреждениями рабочего образования и заочного обучения для подготовки и переподготовки кадров транспорта, было передано от Народного комиссариата просвещения СССР в Народный комиссариат путей сообщения СССР. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11.09.1930 года введены типы специалистов с различными уровнями квалификации: инженеры, техники, квалифицированные рабочие. Соответственно, подготовка их должна была осуществляться в: высших технических школах, на индустриально-технических

факультетах высших учебных заведений и в промышленных академиях; средние технические школы (техникумы) для подготовки среднего технического персонала; профессионально-технические школы, школы фабрично-заводского ученичества и низшие профессионально-технические школы, для подготовки кадров низшего звена для производства. В этот период образовываются «морские рабочие техникумы», в которых обучались производственники, будущие заочные отделения. Были выделены из политехнических и путей сообщения и созданы 3 института инженеров водного транспорта: Одесский, Ленинградский и Горьковский, которые готовили командные кадры, в основном, для береговой инфраструктуры речного и морского транспорта.

После образования Народного комиссариата водного транспорта, в 1931 году вопросы организации и управления учреждениями образования для подготовки и переподготовки кадров морского и речного транспорта, было передано ему. В этот период «морские рабочие техникумы» преобразовываются в «морские техникумы». Подготовку кадров квалифицированных рабочих осуществляли морские школы фабрично-заводского ученичества, также была организована сеть учебно-курсовых комбинатов с круглогодичной непрерывной технической учебой и краткосрочных рабочих курсов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1939 года Наркомат водного транспорта был разделен на Наркомат морского флота (далее, наркомморфлот) и Наркомат речного флота. Наркомморфлоту были переданы: морской флот; морские порты; судоремонтные и судостроительные заводы и другие предприятия и учреждения морского флота, в том числе - учебные заведения.

Подготовку кадров высшего управленческого звена с 1936 года по 1940 г.г. осуществляла Академия водного транспорта Наркомата водного транспорта СССР (была образована постановлением СНК СССР от 20 октября 1935 года)[7]. Располагалась в г. Ленинград, ул. Фонтанка, 117. Постановлением СНК СССР № 865 от 02.08.1938 года «Об академиях наркоматов (ведомств)» было установлено, что, подготовка кадров высшего звена для морского транспорта в Академии водного транспорта осуществляется по направлению: организация перевозок и грузовая работа, с выдачей выпускникам диплома «инженер-эксплоатационник». Подготовка кадров велась в течение 4-ех лет без отрыва от производства (заочно) и в течение 1,5 года - с отрывом от производства (очно). Академия была отнесена к высшим учебным заведениям СССР. После образования в 1939 году Наркомата морского флота Академия была передана в его ведение. С 01.01.1941 года на основании совместного постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 19.11.1940 года «Об академиях наркоматов», Академия была закрыта.

В 1941 году началась Великая Отечественная война (далее, ВОВ). На начало ВОВ в СССР существовало 11 морских техникумов, которые готовили средне-технические командные кадры плавсостава для морского транспортного флота[8] и береговой инфраструктуры и 3 института инженеров водного транспорта, которые готовили руководящие кадры для береговой инфраструктуры (кадры плавсостава судов морского флота до 1945 года также готовил судоводительский факультет ЛИИВТ). Возраставший объём перевозок судами морского флота на морских путях и потери экипажей судов потребовали принятия срочных мер по подготовке кадров моряков для восполнения их убыли. Для укомплектования судов высококвалифицированными рабочими кадрами приказом наркомморфлота № 300 от 16.10.1942 г. «О введении на судах Наркомморфлота института воспитанников-юнг» и введено Положение о воспитанниках-юнгах. Приказом наркомморфлота № 301 от 12 июля 1944 года было утверждено и введено Положение о школах юнг НКМФ СССР. Было определено об открытии школ юнг в г.г.: Архангельск; Астрахань; Баку; Ленинград; Одесса; Херсон; Батуми (переведена в г. Ялта); Рига, Таллин[9]. Школы юнг НКМФ (ММФ) СССР просуществовали до 1948 года и внесли свою лепту в дело подготовки кадров рядового плавсостава для морского транспортного (торгового) флота: матросов 1 класса, машинистов 1 класса, мотористов 1 класса.

В целях дальнейшего планового пополнения судов и предприятий наркомморфлота квалифицированными рабочими кадрами и плавсоставом постановлением ГКО СССР № 4255 от 5.10.1943 г. «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий наркомморфлота СССР» (далее, постановление ГКО-

4255) были приняты решения: о реорганизации 6 ремесленных училищ в специальные ремесленные училища морского флота и организации 3 специальных ремесленных училища морского флота в г.г.: Баку; Архангельск; Астрахань; Николаевск-на-Амуре; Владивосток; Ростов-на-Дону; Батуми; Красноводск (далее, РУ МФ); организации 6 школ мореходного обучения для подготовки кадров плавсостава в г.г.: Баку, Астрахань, Архангельск, Владивосток, Сухуми, Мариуполь (далее, ШМО); реорганизовано 3 школы ФЗО в специальные школы ФЗО морского флота - Мариинский Посад, Астрахань, Архангельск, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Находка, Красноводск, Сухуми, Сочи, Махач-Кала (далее, СШ ФЗО МФ). Согласно п.2 постановления ГКО-4255 все учащиеся ШМО, РУ и ШФЗО морского флота после окончания обучения направлялись только на предприятия наркомморфлота. Постановление ГКО-4255, продублировано совместным приказом начальника Главного управления трудовых резервов при СНК СССР и наркомморфлота СССР №143/355 от 9.10.1943 г.

В 1943 году для подготовки командных кадров для вновь созданного Николаевского-на-Амуре морского пароходства, распоряжением СНК СССР был создан Николаевский-на-Амуре морской техникум) [10].

Успехи крупнейших наступательных операций Красной Армии и Военно-Морского флота к 1944 г. коренным образом изменили положение на фронтах ВОВ. На освобожденной от фашистских захватчиков земле развернулись работы по восстановлению разрушенного хозяйства. В этот период коммунистическая партия и правительство СССР, придавая большое значение деятельности морского транспорта и перспективам дальнейшего развития торгового флота, приняли решение об улучшении подготовки командных кадров для морского транспорта. В годы войны часть морских техникумов длительное время находилась на временно оккупированной врагом территории, ее учебно-материальной базе был нанесен большой ущерб (Одесса, Ростов-на-Дону, Херсон). Распространившееся в условиях военного времени обучение командного состава морского транспорта на краткосрочных курсах имело много недостатков. Все это требовало решительного изменения системы морского образования.

5 марта1944 года было принято знаковое постановление Государственного Комитета Обороны СССР за №5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров для морского флота» (далее, постановление ГКО-5311). Во исполнение постановления ГКО-5311, приказа Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 135 от 11.04.1944 г., распоряжения СНК СССР № 10732-р от 16.05.1944 г. приказами наркомморфлота № 94 от 10.03.1944 г. «О проведении мероприятий по подготовке командных кадров морского флота» и № 229 от 07.06.1944 г. «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища» на базе морских техникумов были созданы два высших - Ленинград и Владивосток мореходных училища, вновь создано Одесское высшее мореходное училище и реорганизовано семь морских техникумов в средние мореходные училища - Архангельск, Баку, Батуми, Николаевск-на-Амуре, Одесса, Ростов-на-Дону, Херсон. Зачисленные на обучение в высшие и средние мореходные училища были переведены на полное государственное обеспечение: бесплатное питание, бесплатное обмундирование, стипендия и проживание в общежитиях (экипажах) по нормам курсантов военно-морских училищ. Обучающиеся в высших мореходных и мореходных училищах закрытого типа получили правовой статус «курсант»[11,12,13,14,15]. Третья попытка создания отдельных высших учебных заведений по подготовке кадров плавсостава морского торгового (транспортного) флота оказалась успешной. Судоводительские факультеты и обучающийся контингент студентов ЛИИВТ и ОИИВТ были переданы вновь образованным ЛВМУ и ОВМУ.

Приказом наркомморфлота № 95 от 21.02.1946 г. был установлен «День организации высших мореходных и мореходных училищ», который предписывалось праздновать ежегодно, 5 марта. В 2019 году ныне действующие морские учебные заведения - морские государственные университеты, наследники высших и средних мореходных училищ СССР, отпраздновали 75-летие со дня своего создания.

В дальнейшем, на основании распоряжения СНК СССР № 14167-р от 9.07.1944 г. и приказа наркомморфлота № 316 от 15.07.1944 г. было создано мореходное училище в г. Астрахань[16]. Также, после освобождения Прибалтики от немецко-фашистких захватчиков, распоряжением СНК СССР и приказом НКМФ СССР в 1944(5) г. были

созданы мореходные училища в г.г. Рига и Таллин. На основании распоряжения ГКО-9883 от 19.08.1945 г. «О создании мореходного училища на базе Ленинградской школы юнг», приказом НКМФ СССР от 12.09.1945 года № 390 было организовано Ленинградское мореходное училище.

После создания (1953 год) и разделения Министерства морского и речного флота СССР (1954 год), в систему учебных заведений ММФ СССР вошел Чарджоуский речной техникум (создан в 1932 году), готовивший кадры для Среднеазиатского речного пароходства, осуществлявшего заграничные перевозки по р. Аму-Дарья.

Для обеспечения кадрами судоремонтного завода, на основании постановления СМ СССР от 4 мая 1955 года № 863, приказом ММФ СССР от 22 декабря 1955 года № 502, в 1956-1957 г.г. был организован Вечерний судостроительно-судоремонтный техникум (г. Советская Гавань, Хабаровского края).

Для пополнения возрастающего морского флота Дальневосточных морей в 1969 году было выделено из состава ДВИИМУ имени адмирала Г.И. Невельского и образовано еще одно самостоятельное учебное заведение - Владивостокское мореходное училище минморфлота СССР [17].

Постановлением Совмина СССР № 328 от 30.04. 1974 г. «Об организации Новороссийского высшего инженерного морского училища» было организовано дополнительно к имеющимся еще одно высшее морское учебное заведение по подготовке кадров плавсостава для активно развивающегося Новороссийского морского пароходства) [18].

С учетом опыта ВОВ, когда многие мирные торговые суда были переведены и включены в состав Военно-Морского Флота в качестве военных кораблей (судов) и выполнения командным и рядовым составом этих судов обязанностей военной службы, в соответствии с постановлением ГКО-5311 было принято решение о подготовке офицеров запаса для ВМФ в высших мореходных и мореходных училищах. Положение о военно-морской подготовке в высших мореходных училищах и мореходных училищах было утверждено в 1944 г. совместным приказом Наркомата Военно-Морского Флота и Наркомата морского флота. В соответствии с Положением в высших мореходных училищах в них были организованы военно-морские кафедры, а в мореходных училищах - военно-морские циклы. По окончании военно-морских кафедр и военно-морских циклов курсанты проходили стажировку на военных кораблях (судах) и в береговых частях ВМФ СССР и им присваивались первичные офицерские воинские звания, как правило, корабельного состава: лейтенант (высшие мореходные училища) и младший лейтенант (мореходные училища), с последующим зачислением в запас ВМФ[19]. При некоторых мореходных училищах также были созданы Отделы (кафедры) военно-морской подготовки (ЛенВМУ (ЛВИМУ), БакМУ, ОдМУ, РижМУ), которые готовили офицеров для службы на военных кораблях (судах) и в береговых частях ВМФ СССР, которые после общего сокращения Вооруженных Сил СССР были расформированы.

Распоряжением СНК СССР № 6966-р от 27.04.1945 г. (приказ наркомморфлота № 215 от 20.05.1945 г.) Одесский институт инженеров водного транспорта был переименован в Одесский институт инженеров морского флота (далее, ОИИМФ), студентам вводилась к обязательному ношению установленная для среднего командного состава форменная одежда[20].

Законом СССР от 15.03.1946 г. Народный комиссариат морского флота СССР был преобразован в Министерство морского флота СССР (далее, минморфлот). В ноябре 1948 г. минморфлоту были переданы из системы Государственных трудовых резервов школы мореходного обучения (ШМО), одновременно переименованные в мореходные школы (далее, МШ), готовившие кадры рядового плавсостава: матросы; мотористы; электрики: водолазы и др. До 1957 г. они находились в непосредственном ведении Отдела учебных заведений ММФ СССР, а в 1957 г. будут переданы на балансы морских пароходств, также находящихся в ведении ММФ (13 по состоянию на 1957 г.). МШ просуществуют до декабря 1991 г., а далее и их захлестнет волна преобразований и сокращений современной рыночной России[21].

В 1953 г. минморфлот, Министерство речного флота СССР и Главное управление Северного морского пути при СМ СССР (далее, ГУСМП) были объединены в одно министерство - Министерство морского и речного флота СССР, которое в 1954 г. вновь

разделилось на самостоятельные министерства морского и речного флота (далее, минморречфлот). На основании этого, постановлением Совета Министров СССР от 29.05.1954 г., и приказом минморречфлота от 01.06. 1954 г. Высшее арктическое морское училище имени адмирала С.О. Макарова, ранее находившееся в ведении ГУСМП и Ленинградское высшее мореходное училище минморфлота были объединены в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова. Ленинградское арктическое училище ГУСМП (ранее Школа связи и гидрометеорологии ГУСМП), также вошло в систему учебных заведений минморфлота[22].

Подготовку кадров высшего управленческого звена для морского транспорта с 1949 года по 1956 г.г. осуществлялась в Академии морского флота Министерства морского флота СССР. Располагалась она в г. Ленинград, Смоленский пр-т, 26. Подготовка кадров высшего звена управления центрального аппарата ММФ СССР; пароходств; портов и предприятий, подчинявшихся ММФ СССР велась в течение 2-ух лет. Академия имела в своем составе 2 факультета: эксплуатационный - готовил высший комсостав для флота и портов и промышленный - готовил высший комсостав для промышленных предприятий (ССЗ и СРЗ и др.). Принимались работники морского флота не старше 45 лет, имеющие законченное высшее образование и стаж руководящей работы в системе министерства морского флота или Главсевморпути не менее 5 лет. Слушателям, окончившим академию, выдавался аттестат. В 1953 Академия морского флота была объединена с Академией речного флота, но с 1955 года (после разделения Министерства морского и речного флота на ММФ и МРФ) возобновила свою деятельность автономно. В 1956 была упразднена на основании постановления Совета Министров СССР № 1218 от 31.08.1956. С 1978 года кадры высшего управленческого звена для морского транспорта готовились в Академии народного хозяйства при СМ СССР (была образована на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 908 от 10 октября 1977 года, в настоящее время - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

В 1958 г. Владивостокское высшее мореходное училище получило наименование - Владивостокское высшее инженерное морское училище, а Одесское высшее мореходное училище - Одесское высшее инженерное морское училище. В 1965 г. Владивостокское высшее инженерное морское училище получило наименование -Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского.

Следует отметить, что к концу 1991 года в системе учебных заведений минморфлота и Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию осуществляли образовательную деятельность в сфере подготовки плавательных составов морских судов и берегового состава для морского транспорта: 5 высших учебных заведений (ГМА имени С.О. Макарова, ДВГМА, ОГМА, НВИМУ, ОИИМФ); 14 средних специальных учебных заведений (11 мореходных училищ, Ленинградское арктическое училище, Чарджоуский речной техникум и Совгаванский вечерний судостроительно-судоремонтный техникум); 15 школ мореходного обучения, находившихся в ведении морских пароходств и 16 ПТУ и ТУ, находившихся в ведении Государственного Комитета СССР по профессионально-техническому образованию [23,24].

Историко-правовой аспект системы мореходного образования в СССР закончился с 01.01.1992 г., в связи с изданием приказа минморфлота № 75 от 04.12.1991 г. «Об упразднении министерства морского флота СССР», после провозглашения независимости Россией 12.06.1991 г.

Краткий вывод: на всем протяжении 240-летней истории с момента зарождения и своего дальнейшего развития система подготовки кадров для морской транспортной инфраструктуры Российской империи, РСФСР и СССР в предназначенных для этого морских учебных заведениях претерпела значительные изменения, выразившиеся в количественных и качественных параметрах. На прочный правовой фундамент торгово-мореходного образования, заложенный в Российской империи, было настроено добротное здание обучения мореходному делу в советский период. Основные выработанные традиции (например, введение и соблюдение Правил ношения форменной одежды и др.), умноженные на новые принципы и идеи организации и управления,

созданы и продолжаются в современный период дальнейшего развития системы морского транспортного образования России, но уже в другом виде и в другом качестве.

Пристатейный библиографический список:

1. Бурсин К.М., Попов Г.П. Старейшее мореходное (краткий очерк Архангельского мореходного училища). Северо-Западное книжное издательство, 1976.

2. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота. Авторский коллектив. Москва, «СОГЛАСИЕ», 1995.

3. Барбашев Н.И. К истории мореходного образования в России. Изд-во Академии Наук СССР, Москва, 1959.

4. Алекумов В.М. «Мореходным классам - быть!..» Ростов-на-Дону: МП КНИГА». 2002.

5. Бордученко Ю.Л. Мореходное образование в России.1867-1919 г.г. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н., 2002/^ИЬ.ш

6. Ивановский А. В. Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 64-67. URL: http://www.donvrem.dspl.ш/Files/artide/m14/1/art.aspx?art_id=1437

7. Советский речной транспорт. 1917-1941. М.: «Мысль», 1987.

8. Справочник для поступающих в морские техникумы. Госмориздат. Москва. 1940.

9. Справочник для поступающих в школы юнг наркомморфлота СССР. Издательство «Морской транспорт», Москва-1945.

10. Королюк В.П. Развитие морского образования в Николаевске-на-Амуре.1855—1949 гг.//cyberleninka.ru

11. Справочник для поступающих в мореходные училища наркомморфлота СССР. Издательство «Морской транспорт», Москва -1944.

12. От мореходных классов до морской академии (к 125 - ти летию Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова). Санкт-Петербург, «Историческая иллюстрация», 2001.

13. Морские судьбы начинаются здесь...(к 110-ти летию морского образования в Приморье). Владивосток, 2000.

14. Одесская национальная морская академия. Страницы истории (к 60-ти летию Одесской национальной морской академии). Одесса, Астропринт, 2004.

15. Российский государственный архив экономики. Фонд 8045.

16. Колесников В.И. Из истории морского образования в Астрахани (к 60-ти летию мореходного училища - морского колледжа и 128-летию морского образования в Астрахани). ООО «Типография «Нова»», 2004.

17. Сайт Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского//msun.ru

18. Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, 2005.

19. Калюжный Р.Г. К вопросу о подготовке состава запаса ВМФ в высших учебных заведениях гражданских наркоматов 1944-1945 г.г.// Интернет-журнал «МУНДИР», выпуск 17.

20. Одесский национальный морской университет - 80. Том 1. Изд-во «Логос Украина», 2010.

21. Макаров И.В, Корж С.М. Морские профессии - М.: Транспорт, 1982.

22. Сайт Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова//gumrf. т

23. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения СССР в 1988 году. Москва «Высшая школа», 1988.

24. Справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения СССР в 1990 году. Москва «Высшая школа», 1990.

Для цитирования: Скрынник А.М. Система морского транспортного образования в российской империи и СССР: краткий историко-правовой аспект // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 38-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.