21. Тишков В.А. Субэтническая группа // Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.
22. Тишков В.А. Метаэтническая общность // Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.
23. Мельников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы ХУ-начала XVIII века. СПб., 1996.
Н.В. Селюнина
ПРОИЗОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ НА МОРСКОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ В 1941-1945 гг.
Обеспечение военно-промышленного комплекса страны квалифицированными кадрами являлось одной из важных задач наращивания боевой мощи страны в период Великой Отечественной войны. Действующая армия остро нуждалась в людях, способных быстро освоить военную технику и использовать её для нанесения максимального урона агрессорам. Ушедших на фронт должны были заменить новички, которых предстояло обучить рабочим профессиям и обеспечить выполнение возрастающих по объёму и сложности фронтовых заданий. Производственное обучение кадров массовых профессий во всех отраслях экономики, в том числе и на водном транспорте, приобретало решающее значение.
Известно, что высококвалифицированного рабочего можно подготовить за 8-10 лет при условии, что он будет сам повседневно стремиться повышать профессиональную квалификацию. Однако экстремальный военный период такого длительного времени не давал, а решать производственные задачи было необходимо.
Учитывая уровень производственного умения кадров, управленцам следовало упрощать процесс серийного изготовления фронтовых изделий, чтобы снижать их себестоимость и применять при этом малоквалифицированный труд, привлекать людей на работы, не требующие высоких профессиональных навыков. Наряду с этим требовали упрощения и сокращения традиционно сложившиеся формы производственной подготовки новых рабочих, пришедших на смену призванным в армию.
На судоремонтных предприятиях морского и речного флота страны предстояло за короткое время обучить станочников, слесарей, монтажников, сварщиков, в портах и на пристанях дефицитными специальностями считались механизаторы, крановщики, слесари - ремонтники, на судах не хватало матросов, кочегаров, мотористов.
Следует отметить, что если до войны на водном транспорте существовали курсы массовых профессий береговых рабочих и плавсостава с отрывом и без отрыва от производства, техминимумы, курсы повышения квалификации среднего технического звена, то в период военных действий доминировали индивидуально-бригадное ученичество и обучение новичков без отрыва от производства на краткосрочных курсах.
Каждому новичку требовалось внимание опытных наставников. Прикрепление молодёжи к опытным профессионалам называлось индивидуально - бригадным методом обучения и стало основным в системе кратковременного производственного обучения. Особенностью такой учёбы являлось получение новичками простейших трудовых навыков и последующее развитие их в процессе самостоятельной трудовой деятельности. Осенью 1941 г. активно велась подготовка новичков на судоремзаводах Новороссийска, Владивостока, Мурманска, Астрахани, Комсомольска-на-Амуре, Архангельска [1].
Ведомственная печать с восторгом писала о лучших производственниках, которые наряду с перевыполнением личных норм успешно готовили к самостоятельной работе десятки новых кадров. Именно такими были мастер Мурманского судоремзавода А. Попов, токарь Владивостокского завода М. Мусиенко и многие другие [2].
Наряду с первичной производственной подготовкой новичков на предприятиях водного транспорта началась работа по повышению квалификации кадровых рабочих, по приобретению ими смежных или дополнительных специальностей. Благодаря этому руководителям пароходств удавалось заполнять кадровые бреши, вызванные продолжавшимися мобилизациями водников на фронт. Постановление СНК СССР от 21 мая 1942 г. «Об организации на предприятиях индивидуального и бригадного ученичества» было запоздалым - почти год подготовка новых кадров этим
методом уже велась на предприятиях промышленности и транспорта. Финансирование производственного обучения обеспечивалось за счёт внутренних резервов пароходств.
Хорошо наладили индивидуально-бригадное обучение молодых кадров руководители Дальневосточного морского пароходства. Если в 1941 г. там было подготовлено 605 человек, то в 1943 г. эта цифра увеличилась до 4300, а в 1944 г. она составила 5342. За три года войны в этом пароходстве получили новые специальности более 10 тысяч водников [3]. Даже в блокадном Ленинграде не прекращалась производственная учёба моряков. За 1942 г. там было подготовлено 120 матросов, кочегаров, машинистов, а профессиями судоремонтников овладели 350 женщин [4].
Обучение кадров на краткосрочных курсах способствовало увеличению числа рабочих высокой квалификации. В 1943 г. повсеместно возобновили свою деятельность учебно-курсовые комбинаты при крупных предприятиях или отраслях экономики. На водном транспорте специалистов для флота стали готовить такие учебные структуры в Ростове, Астрахани, Мурманске, Архангельске, Владивостоке и в других транспортных узлах [5].
Основной задачей этих комбинатов считалась подготовка кадров массовых профессий и среднетехнического звена, как с отрывом, так и без отрыва от производства, осуществление методического руководства индивидуально - бригадным обучением и повышением квалификации специалистов [6].
Большую роль в решении кадровой проблемы сыграло постановление ГКО СССР от 5 октября 1943 г. «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий наркомречфло-та СССР». Активизировали свою деятельность транспортные наркоматы. За короткий период руководители пароходств получили три приказа, регламентировавших вопросы решения кадровой проблемы, изданные централизованно 11 наименований учебников и 71 программу по различным специальностям [7].
При ростовском учебно - курсовом комбинате действовали курсы среднего комсостава флота с отрывом от производства, готовившие судоводителей и механиков. В 1945 г. 47 выпускников этих курсов вернулись на корабли. Большим авторитетом у слушателей курсов пользовались преподаватели Н.Ф. Ляпичев, П.М. Осик, Н.Ф. Васильченко. Учебно-курсовой комбинат подготовил за год работы 300 квалифицированных специалистов для Азовского пароходства [8]. На речном флоте подготовка кадров велась по 40 специальностям. В соответствии с программами на обучение матросов и кочегаров отводился один месяц, лоцманов - два месяца, а не остальные судовые профессии массового характера - по три месяца.
Занятия с новичками проводили лучшие мастера и инженеры. Теоретическое обучение велось на рабочих местах, что, по мнению учеников, значительно облегчало усвоение материала. Руководители пароходств создали специальные денежные фонды и премировали наиболее способных учеников и добросовестных учителей.
На морском транспорте с 1 января 1944 г. была введена новая инструкция, предусматривавшая расширение подготовки кадров массовых профессий на флоте и промышленных предприятиях, в портах, управлениях морских путей и строительных организациях, разрешавшая повышение квалификации специалистов, а также обучение новичков через курсовую сеть с отрывом и без отрыва от производства [9]. Применяя простейшие формы обучения, руководители речных и морских пароходств, сумели обеспечить профессиональную подготовку 85 процентов молодёжи.
Пополнение судов и предприятий водного транспорта велось и выпускниками системы учебных заведений трудовых резервов. В ремесленных училищах период обучения сократили с двух лет до семи месяцев, а в школах ФЗО он составил 4-5 месяцев. За такой краткий период выпускники имели лишь первичные представления о профессии и определённые производственные навыки. В августе 1941 г. ремесленные училища досрочно направили выпускников на водный транспорт. На юге России водники успешно использовали учащихся РУ и ФЗО на судах и предприятиях. Бассейновая газета речников опубликовала телеграмму, которую направили своему директору учащиеся ростовского РУ-16 А. Федотов и М. Зенин, проходившие практику на пароходе «Колхозник», с просьбой разрешить им перейти на постоянную работу в экипаж. Отличники учёбы ростовского училища Нероба, Шураев, Кукленко, Бойко и другие тоже решили включиться в производственный процесс: «Все мы рвёмся пойти на фронт, но пока по молодости этого сделать не можем. Вот почему мы отдаём все силы на быстрейшее овладение специальностями, чтобы в любую минуту заменить наших отцов и братьев у машин пароходов, у станков на заводах. Мы обязуемся перевыполнять нормы выработки» [10]. У многих выпускников ремесленных училищ слова не разошлись с делами. Одним из лучших мотористов Дона стал Я.М. Толмачёв, прекрас-
ным станочником являлся Л. Карпов, помощником механика был выдвинут В. Рыжкин, профессии кочегара и масленщика освоил В. Резников [11].
Многие выпускники и практиканты ремесленных училищ принимали активное участие в боевых операциях. На пароходе «Ким» учащийся А. Остробабов выполнял обязанности рулевого. В одном из рейсов по доставке воинского десанта в Камыш-Бурун (декабрь 1941 г.) пулемётная очередь сразила капитана М.Н. Проценко и практикант сумел заменить его на мостике, умело подвёл пароход к скалистому берегу и высадил десант. На обратном пути « Ким» подвергся жесточайшему обстрелу, А. Остробабов получил ранение обеих ног, но не ушёл с поста. За проявленное мужество практикант ремесленного училища № 11 получил правительственную награду, об его подвиге узнала вся страна.
Но не все выпускники РУ и ФЗО были похожи на А. Остробобова. Следует иметь в виду, что большая часть учащихся системы трудовых резервов была мобилизована, а поэтому особого рвения и желания к работе не проявляла. Тем не менее, хозяйственники были вынуждены принимать подростков, доучивать их и воспитывать новичков. По мере ухудшения фронтовой ситуации РУ и школы ФЗО в полном составе эвакуировались в тыл, поэтому в прифронтовой зоне сеть учебных заведений трудовых резервов морского и речного транспорта бездействовала до середины 1943 года.
В тыловых регионах контингента ведомственных ремесленных училищ и школ ФЗО формировались на основе мобилизаций и свободного приёма. В ведомственных РУ продолжительность учебно-производственного дня составляла семь часов. Из них только один час отводили теории, а остальное время - выполнению учащимися конкретных производственных заданий под наблюдением мастеров. Сокращённый период обучения не позволял полностью выполнять учебный план, а квалификация выпускников РУ была весьма низкой, но водный транспорт нуждался в кадрах и процесс профессиональной подготовки молодёжи не менялся [12].
Правительство разработало систему морального и материального стимулирования высоких результатов труда учащихся и преподавателей. Лучшие награждались почётными грамотами различных уровней, их фамилии заносились на бассейновые Доски Почёта, им вручались денежные премии, знаки «Отличник государственных трудовых резервов» и «Отличник наркомата морского (речного) флота». За годы войны 10 тыс. учащихся и педагогов системы трудовых резервов страны были отмечены такими знаками, и среди них - специалисты водного транспорта [13].
В освобождённых от врага районах возобновление подготовки молодёжи в ремесленных училищах и школах ФЗО являлось одной из главных задач. Вместе с преподавателями подростки ремонтировали учебные классы и общежития, оборудовали рабочие места, устанавливали станки, изготавливали учебные пособия. Нехватка одежды, обуви, продовольствия в столовых ощущались повсеместно. Однако в течение нескольких месяцев ценой напряжённых усилий учащихся и педагогов первичная учебная база создавалась при минимальных бюджетных ассигнованиях.
Именно так восстанавливалось ростовское РУ-16, реорганизованное на базе завода «Красный моряк» в специальное ремесленное училище морского флота. В этом учебном заведении было открыто 10 специальностей, которые стремились получить 410 учащихся, приступивших к занятиям 20 декабря 1943года [14].
По инициативе Главного управления трудовых резервов при СНК СССР 13-14 марта 1944 г. В Москве проходило отраслевое совещание директоров РУ и ФЗО водного транспорта. Состоялся полезный обмен мнениями о путях дальнейшего совершенствования учебного процесса в системе трудовых резервов. На совещании отмечалось, что за 1943 г. на суда и предприятия речного флота России пришли 1500 выпускников 40 учебных заведений системы трудовых резервов [15]. В последние годы войны водный транспорт региона получил около трёх тысяч выпускников РУ и школ ФЗО.
Война принесла в семьи водников немало трагедий, круто менявших людские судьбы. Отдельные флотские экипажи становились покровителями семей погибших фронтовиков и нередко брали на суда их сыновей, чтобы избавить от одиночества, обогреть, накормить, одеть, и дать им полезную для жизни мужскую профессию. Тем самым экипажи проявляли гуманизм, помогали государству в решении проблемы беспризорности и создавали себе кадровый резерв.
Эта полезная инициатива не навязывалась сверху, но и не ускользнула от внимания СНК СССР, принявшего 29 июня 1942 г. решение о введении на водном транспорте института воспитанников - юнг и создании для них специальных школ под патронажем пароходств.
Однако военная обстановка в Черноморском, Балтийском, Северном, Каспийском бассейнах в это время осложнялась и создать систему школ для подготовки юнг не представилось возможным.
Тем не менее, команда черноморского теплохода « Советская нефть» приютила 14 подростков, которые самостоятельно отремонтировали кубрик и превратили его в жилое помещение. По указанию капитана всех юнг определили к наставникам и начался процесс их адаптации к корабельной жизни [16]. Инициатива была поддержана и другими экипажами. В конце 1942 г. на черноморских кораблях числилось уже 50 юнг. Большинство из них успешно осваивали простейшие корабельные специальности, несли службу согласно боевому расписанию и испытывали наравне со взрослыми все тяготы флотской жизни. Таким был и 14-ти летний юнга Л. Труфанов, сын погибшего моряка, успешно освоивший специальность судового электрика на теплоходе «Кремль». За производственные успехи и за мужество, проявленное в боях с противником, юнга несколько раз был премирован капитаном корабля [17].
Весной 1943 г. стационарная школа юнг открылась на теплоходе «Крым», поставленном на прикол в порту Батуми из-за неисправностей. Согласно разработанному наркомморфлотом положению, юнги должны были в течение трёх лет освоить программу семилетней школы и получить одну из флотских профессий. После окончания школы подростки могли продолжить учёбу в речных техникумах и морских училищах, или работать по избранной специальности на флоте. К сентябрю 1944 г. черноморская школа насчитывала 300 юнг и была переведена из Батуми в Ялту [18].
В Дальневосточном пароходстве юнг зачисляли даже в те экипажи, которые ходили в заграничные рейсы. Более 240 подростков находились на 86 кораблях [19]. Широкое распространение институт юнг получил на пароходах Камы, Волги, Енисея, Оби, Северной Двины. Создавалась социальная база кадрового состава водного транспорта с расчётом на послевоенный период.
Обновление производственных коллективов на водном транспорте за период войны было значительным. Состав речников изменился на 40, а моряков - на 60 процентов [20].
Следует отметить, что централизованная управленческая система проводила в период Великой Отечественной войны последовательную кадровую политику, основанную на чрезвычайных законах. На водном транспорте такая политика полностью себя оправдала и помогала решать производственные проблемы. Новички получили профессиональную подготовку в экстремальных условиях и позже стали на многие десятилетия эталоном высокого профессионализма. Именно в период Великой Отечественной войны на водном транспорте сложилась основа высококвалифицированных трудовых коллективов, способных решить сложные народнохозяйственные задачи в последующие десятилетия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственный архив Одесской области (ГАОО), ф. Р-1965, оп. 4, д. 110, л. 40); Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 8045, оп. 3, д. 1073, л. 33; Российский государственный архив социально- политической истории (РГАСПИ), ф. 473, оп. 1, д. 32, л. 6.
2. РГАСПИ, ф. 17, оп. 44, д. 1004, л. 95; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 7913, оп. 13, д. 21, л. 5 об.; д. 189, л. 25 об.
3. Государственный архив Приморского края, ф. 46, оп. 81, д. 21, л. 4, 8.
4. ГАРФ, ф. 7913, оп. 13, д. 152, л. 12.
5. Морской флот. 1943. 9 декабря.
6. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), ф. 9, оп. 6, д. 42, л. 15 об.
7. Морской флот. 1943. 25 ноября.
8. РГАЭ, ф. 9469, оп. 5, д. 58, л. 16.
9. РГАЭ, ф. 8045, оп. 3, д. 1321, л. 53 об.
10. Доно-Кубанский большевик. 1941 г. 25 июня, 28 июня.
11. Доно-Кубанский большевик. 1941 г. 4 октября, 6 сентября.
12. ГАРФ, ф. 9507, оп. 1, д. 214, л. 37.
13. ГАРФ, д. 157, л. 10.
14. ЦДНИРО, ф. 9, оп. 4, д. 11, л. 23-24; оп. 6, д. 33, л. 50-51.
15. ГАРФ, ф. 9507, оп. 1, д. 111, л. 80-84.
16. Центральный архив Министерства морского флота. (ЦА ММФ), ф. 20, оп. 5, д. 18, л. 58.
17. РГАСПИ, ф. 473, оп. 1, д. 43, л. 86-87.
18. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф. р-796, оп. 1, д. 2, л. 10.
19. ГАРФ, ф. 7913, оп. 13, д. 192, л. 78 об.
20. РГАЭ, ф. 9469, оп. 7, д. 9, л. 6.