Научная статья на тему 'Система подготовки и обучения информатике студентов в высшей школе'

Система подготовки и обучения информатике студентов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / FORMATION / INFORMATION / PROGRAMMING / INNOVATIONS / TECHNOLOGIES / A TECHNIQUE / PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жужжалов В. Е., Баранова О. А.

Рассмотрены задачи разработки новых аппаратных и программных средств, постоянно совершенствующихся для вузовских дисциплин информационного блока, а также вопросы внедрения новых активных методов обучения, основанных на изучении отечественного и зарубежного опыта использования компьютеров и средств электронной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жужжалов В. Е., Баранова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tasks of development of new equipment rooms and the software permanently improved for high school disciplines of the informational block, and also questions of implantation of new active methods of the training grounded on studying of domestic and foreign experience of usage of computers and resources of a beam coupling are considered.

Текст научной работы на тему «Система подготовки и обучения информатике студентов в высшей школе»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ЖУЖЖАЛОВ В.Е., БАРАНОВА О.А.

Рассмотрены задачи разработки новых аппаратных и программных средств, постоянно совершенствующихся для вузовских дисциплин информационного блока, а также вопросы внедрения новых активных методов обучения, основанных на изучении отечественного и зарубежного опыта использования компьютеров и средств электронной связи.

Tasks of development of new equipment rooms and the software permanently improved for high school disciplines of the informational block, and also questions of implantation of new active methods of the training grounded on studying of domestic and foreign experience of usage of computers and resources of a beam coupling are considered.

Обучение и подготовка студентов в высших учебных заведениях представляет собой комплексный процесс, который не может быть описан в рамках только одного вида информации. При изучении различных дисциплин возможна интерференция различных способов отображения и представления информации в зависимости от целей обучения. Она должна быть представлена графически, выделяться звуковым сопровождением, а также системами обучения, воздействующими на органы чувств человека

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как, зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. По способу восприятия всю информацию можно разделить на три основные группы:

- информация, воспринимаемая зрением человека - визуальная информация, включающая текст и графические изображения, картинки;

- информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека - звуковая информация;

- информация, частично воспринимаемая психо-системой человека при работе с помощью специальных технических средств;

- информация - сенсорная или тактильная.

Информацию можно классифицировать и по другим критериям - это воздействие информации на человека и его восприятие информации. В этой связи всю поступающую информацию можно разделить на ассоциативную, прямую и косвенную.

Ассоциативная информация - это информация, действие которой основано на ассоциациях, которые возникают под воздействием ранее усвоенной информации. Например, в работе определенных программ фигурируют одни и те же персонажи, которые напоминают о каком-либо блоке учебного материала и вызывают у студентов определенные ассоциации, необходимые с точки зрения достижения целей обучения.

Если воздействие ассоциативной информации на студента осуществляется косвенно, главным образом через действие на его память уже знакомыми объектами, то для успешного восприятия прямой информации необходима ее запоминаемость и неординарность. Прямая информация, чтобы обратить на себя внимание, должна быть яркой, заметной, контрастной, резко отличающейся от всего, чтобы после первого взгляда ее уже невозможно было бы не заметить.

Информатика в современном вузе основывается на различных технологиях моделирования, в том числе компьютерного, реальных событий, фактов и явлений. Имитационное моделирование является одной из форм обучения, которая способствует развитию интереса к предмету, повышая мотивацию. Работая с моделью, студент получает возможность исследовать процесс или явление в динамике, выяснить взаимосвязь компонентов, исследуемой системы.

Разработанные и применяемые в вузах инструментально-компьютерные среды, предназначенные для исследования различных моделей. Это позволяет студентам не только освоить предметную область функционирования модели, но и ознакомиться с основными научно-методическими и динамическими аспектами моделирования.

В настоящее время студенты имеют доступ к различным источникам информации: телевидению, видео, компьютерным энциклопедиям и базам данных. Все это повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества. В этом случае роль преподавателя информации приобретает новое значение: на первое место выступает необходимость быть руководителем, организатором, советчиком или экспертом. От преподавателя требуется умение научить «правильно» воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество получаемых фактов, строить общую картину явлений и событий. В этом случае новые информационные технологии, включающие компьютерные и телекоммуникационные средства, становятся ему незаменимым помощником. Преподаватель, используя информационные технологии, как изложение значительной части учебного материала, отработка практических навыков и умений решения определенного типа задач.

Основными требованиями к информационной подготовке студентов любого современного вуза вне зависимости от области их специализации являются:

- студенты должны иметь целостное представление об информатике как науке, ее месте в современном мире и в системе наук;

- студенты должны знать новые информационные технологии, применяемые в образовании, уметь внедрять их в практику работы учебного заведения;

- студенты должны обладать умением адаптировать и макетировать любую информацию;

- студенты должны обладать умением обрабатывать информацию различными способами;

- студенты должны знать инструментальные средства подготовки электронных публикаций, докладов, сообщений и претензий;

- студенты должны уметь обрабатывать графическую, текстовую, звуковую, табличную информацию в современных профессиональных программных пакетах;

- студенты должны знать основные принципы функционирования и уметь работать в локальных и глобальных телекоммуникационных системах.

Для подготовки в области информатики необходима система курсов, которая строиться в соответствии с понятием информатики как научной дисциплины. Рассматривая подходы к пониманию термина «информатика» надо отметить, что, с одной стороны, этот термин употребляется как суммарное обозначение всей сферы автоматизированной информационной техники и технологии. С другой стороны, информатика трактуется как область знания, отрасль науки.

Система курсов по информатике строится на едином теоретическом подходе, основу которого составляет понятие информационной модели. В целом содержание информационной подготовки отражается в двух ее структурных составляющих: компоненте образования и компоненте обучения. Причем компонента образования предназначена для формирования общих знаний об основных принципах информатики и обобщенных способах построения, функционирования и использования информационных технологий, то есть компонента образования составляет теоретическую часть содержания информационной подготовки. Компонента обучения должна формировать умения и навыки работы в конкретных условиях применения современных информационных технологий и информационно-обучающих сред, то есть содержит практическую часть информационной подготовки.

Курс программирования на основе изучения определенной методологии разработки алгоритмов отвечает, с одной стороны, требованиям, заложенным как в компоненте образования, так и в компоненте обучения, а с другой стороны - он призван дать необходимые знания о языке

программирования, который лежит в основе построения информационных технологий на современном этапе развития информатики

Разработка новых аппаратных и программных средств ведет к тому, что содержание вузовских дисциплин информационного блока постоянно совершенствуется. В другие учебные курсы внедряются новые активные методы обучения, основанные на изучении отечественного и зарубежного опыта использования компьютеров и средств электронной связи. В этой связи проблема отбора содержания образования является одной из самых сложных. Ее решение - общедидактические принципы и методы отбора содержания обучения, критерии профессионально-педагогической направленности образования.

Библиографический список

1. Жужжалов В.Е. Интеграционные методы изучения программирования в вузовском курсе информатики - М.: Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» - 2003. - №1(1). - с.53-54.

2. Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики. - М.:«Образование и Информатика», Институт содержания и методов обучения РАО, 2006г. -127с.

3. Жужжалов В.Е., Стоякова К.Л. Педагогическая информатика. Основы индивидуального подхода к обучению преподавателей и студентов Вестник Российского университета дружбы народов № 1(3)2006. с.115-117

Ключевые слова: образование, информатизация, программирование, инновации, технологии, методика, совершенствование.

Keywords: formation, information, programming, innovations, technologies, a technique, perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.