СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРИЛОЖЕНИИ К ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БАРАНОВА О.А.
В статье обсуждаются вопросы научнопрактических информационных составляющих, с использованием компьютерных систем, реализуемых в дисциплинах различных циклов инженерных специальностей на основе комплексной информационно-
образовательной базы.
Процесс внедрения российской экономики в глобальную экономическую систему накладывает на отечественную промышленность требования, связанные с соблюдением международных стандартов качества и конкурентноспособности на мировом рынке. Это требует подготовки специалистов для работы в условиях информационного (постиндустриального) общества. В системе высшего инженерно-технического образования это требование может быть выполнено путем совершенствования:
- научных методик изучения и освоения наукоемких технологий;
- научно-методического сопровождения процесса обучения, направленного на подготовку студентов к решению профессиональных проблем качества, долговечности и надежности изделий. Взаимосвязь этих направлений на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий во все этапы образовательного процесса должна решить проблему повышения качественного уровня подготовки инженерных кадров.
Основными задачами, стоящими перед высшим техническим образованием являются:
- совершенствование непрерывной информационно-профессиональной подготовки путем внедрения новых информационных технологий в учебно-методическое сопровождение профессионального образовательного процесса;
- выделение информационных (информативных) составляющих дисциплин учебного плана с целью подготовки специалиста, способного быстро осваивать наукоемкие инженерные технологии на основе информационных;
- фундаментализация образования - ориентация обучения на выявление сущностных явлений и процессов в сфере профессиональной деятельности будущего инженера;
- осуществление профессиональной направленности - учет специфики будущей профессии (вычислительных алгоритмов, исследовательских моделей и конструкторских проектов профессиональных объектов) во всех циклах дисциплин;
- приведение в соответствие подготовки выпускника уровню современной высокотехнологичной промышленности, для которой осуществляется подготовка инженерных кадров;
- использование в процессе обучения комплексного подхода, предполагающего реализацию принципов преемственности и взаимосвязи фундаментальных, профессиональнонаправленных и информационных знаний и умений.
Приоритетная роль информации, комплексных знаний в общественном развитии, постепенное превращение их в основной интеллектуальный потенциал личности и социума глобально изменяют роль сферы инженерного и информационного образования в структуре общественной жизни современного мира. Это относится к дисциплинам учебно-
Questions of scientifically-practical information components are discussed with use of the computer systems realised in disciplines of various cycles of engineering specialities on the basis of complex information-educational base.
методического плана, обеспечивающим принципы фундаментальности и профессиональной направленности на информационной основе. Рассматривая учебные планы инженерных вузов дополнении к таким дисциплинам, можно отнести:
1. Информатику и ИТ - как науку, имеющую отношение к сбору, передаче, хранению, обработке и отображению информации;
2. Математическое и имитационное моделирование;
3. Системы автоматизированного и автоматического проектирования;
4. Измерительно-информационные системы;
5. Технические измерения и приборы.
Три последние - профессионально ориентированные учебные дисциплины, в которых прикладные информационные аспекты рассматриваются как инструмент, используемый в конкретной инженерной специальности.
Научно-практические информационные составляющие, с использованием компьютерных систем, реализуемые в дисциплинах различных циклов инженерной специальности на основе комплексной информационно-образовательной базы.
Предметом изучения информатики являются новые парадигмы программирования системно - информационные языки, предназначенные для описания и создания моделей, а методом, определяющим её применение, является формализация. Под системной формализацией понимается выделение формального базового компонента изучаемого объекта. Системная формализация сводится к следующему: разделение содержательного и знакового аспекта изучаемого объекта; возможность формального преобразования знаков, символов, крипто-систем; понимание многообразия этих интерпретаций систем.
Системный анализ каждого из аспектов процессов накопления, хранения, передачи и обработки информации, связан с определённой детализацией: задача накопления и хранения информации связана с задачей ее знакового представления, Обработка информации основана на возможности поэтапного преобразования знаковых систем, наконец, интегральная составляющая информации связанная с задачей интерпретации этих систем.
Одной из задач информатики должно быть целенаправленное изучение знаковых и символических систем, изучение которых означает освоение их синтаксических, семантических и криптальных символов, а освоение приучает к формальным преобразованиям знаков, осмыслению явлений и фактов внешнего мира, их компьютерно-иммитационного моделирования.
Выбор модели учебной информации посредством интегральной информационнообразовательной базы, важны не только как теоретический, но и практический аспект информации.
Современная концепция обучения студентов втузов общетехническим дисциплинам на информационно-пропедевтическом, учебно-исследовательском и учебно-проектном уровнях комплексной информационно-образовательной базы, основанной на взаимосвязи циклов дисциплин и интеграции принципов фундаментальности, профессиональной направленности и непрерывности информационно-профессионального обучения, позволит повысить качество подготовки инженерных кадров и выполнить требования, предъявляемые к инженерным кадрам современными высокотехнологичными промышленными предприятиями.
Библиографический список
1. Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики. - М.: «Образование и Информатика», Институт содержания и методов обучения РАО, 2006г. -127с.
2. Шабанов Г.И. Основы информатики. Учебное пособие с грифом Министерства образования РФ. 2-е изд. перераб. и доп. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003г.-140 с.
Ключевые слова: образование, информатизация, программирование, инновации, технологии, коммуникации, фундаментальность, методика, моделирование.