-►
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании
УДК 004.056:378.1(470.23-25)
В.В. Глухов, П.Д. Зегжда, Е.Б. Маховенко
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие инновационной стратегии страны диктует высшей школе новые задачи, поскольку критическим ресурсом является наличие квалифицированных кадров. Кадровый кризис особенно чувствителен для так называемых критически важных отраслей (транспорт, финансовая сфера, энергетика, связь и оборонная промышленность), нарушение нормального функционирования которых может привести к тяжелым последствиям для экономики и обороноспособности страны и к угрозе жизни людей. С этих позиций фактором, объединяющим эти отрасли, является уязвимость управления при высокой степени информатизации. Учитывая это обстоятельство, рассмотрим возможный подход к решению проблемы повышения эффективности подготовки кадров на примере информационно-телекоммуникационной области и управления экономикой [1].
Спецификой этих областей является высокая динамика (программно-аппаратная платформа обновляется через три-четыре года) и резкая зависимость от механизмов стремительной глобализации, что определяет вектор развития современной экономики. Механизмы финансирования высшей школы не могут обеспечить нужное аппаратное, техническое, мультимедийное обеспечение и тем самым замедляют внедрение современных технологий образования. Очевидно, эти проблемы не могут быть решены только за счет бюджета, поскольку при этом затруднен учет специфики конкретной области, необходимые технологии лабораторного и стендового обеспечения и т. д. Надо также помнить о том, что эти потребности очень трудно планировать ввиду высокой динамики развития отраслей и длительного периода обучения. Выход должен состоять в теснейшем контакте с потребителем кадров - отраслевыми предприятиями, которые должны взять на себя бремя материального обеспечения исходя из своих потребностей.
Подготовка специалистов по информационной безопасности
Традиционно исследованиями в области информационной безопасности и подготовкой соответствующих специалистов занимались военные учебные заведения. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) первым в России среди гражданских вузов открыл в 1994 г. на кафедре измерительных информационных технологий специализацию по защите информации. За два года до этого в СПбГПУ был создан Специализированный центр защиты информации в сетях и системах (СЦЗИ), основной задачей которого стало проведение работ в области обеспечения информационной безопасности компьютерных систем и создание практических устройств защиты распределенных вычислительных систем. Потребности общества в специалистах в области защиты информации, широкий спектр изучаемых дисциплин и специфика научной деятельности привели к созданию в 1997 г. на базе СЦЗИ кафедры информационной безопасности компьютерных систем (ИБКС).
Учитывая большую актуальность вопросов информационной безопасности, в рамках ряда образовательных программ в области информационных технологий (программная инженерия, информационные системы и др.) открываются профили подготовки бакалавров и магистерские программы, затрагивающие в той или иной степени вопросы безопасности. Содержание этих программ включает дисциплины, по названию совпадающие с позициями учебного плана направления «Информационная безопасность».
Однако, по нашему мнению, подобная подготовка никак не может быть эквивалентной специализированной подготовке специалистов по информационной безопасности. Обоснование такой позиции состоит в следующем.
1. Информационная безопасность в настоящее время является не подотраслью информационных технологий, а самостоятельным научным направлением со своей методологией, системой теоретических взглядов, доказательной базой и технологией создания программно-аппаратных средств. Конечно, специалист по информационной безопасности в данной области должен в большом объеме владеть методами программирования, знать архитектуры вычислительных средств, но разработчик энергоустановок и специалист по управлению реактором должен владеть этим в не меньшей степени, что не является поводом для объявления энергетики подотраслью информационных технологий.
2. Приобретая все более самостоятельное значение, информационная безопасность становится универсальной областью знаний, и ее проникновение в различные технические сферы порождает специализированные направления в этих отраслях техники. Примером могут служить безопасные системы управления производством SCADA, аналитические системы безопасности бизнеса, безопасные системы управления транспортом и, конечно, системы криптографической защиты. Эти примеры представляют собой междисциплинарные направления, в которых информационная безопасность, независимо от информационных технологий, является важнейшим компонентом как совокупность методов и средств с доказательным обеспечением важнейших свойств конфиденциальности и надежности функционирования. Доказательность этого обеспечения является отличительной особенностью информационной безопасности как самостоятельной отрасли научных знаний.
3. Из изложенного выше следует, что такие общеобразовательные дисциплины, как методы программирования, системы управления базами данных, операционные системы содержательно должны отличаться от аналогичных для смежных областей. Основная специфика состоит в реализации тезиса «надежность безопасности проверяется только ее взломом». Поэтому при изучении перечисленных дисциплин необходимо уделить внимание механизмам нарушения функционирования системы, что открывает для специалиста по информационной безопасности новые требования, приемы, технологии создания надежных систем защиты. Точное осознание того, что средства обеспечения информационной безопасности имеют собственную конечную устойчивость, позволяет специалисту по-новому подойти
к проблеме создания систем, для которых безопасность - важнейшее качество. Такие системы принято называть критическими, и их безопасность не может быть достигнута модификацией традиционных решений. Защищенность не может быть внесенным извне, дополнительным свойством. Развивается технология построения специализированных, изначально защищенных, систем, свойство безопасности которых заложено в них на уровне архитектурно-системных решений. Отсюда возникло направление специальных технологий критических безопасных систем в области обороны, связи, энергетики. И создавать их будут коллективы специалистов, среди которых ведущую роль должны играть профессиональные специалисты по информационной безопасности, прошедшие непрерывную подготовку в полном объеме учебного плана специалиста.
Указанные причины отмечают и профессионалы в области информационной безопасности, и специалисты в области информационных технологий, имеющие дополнительную подготовку по ряду дисциплин, связанных с безопасностью.
Сказанное, конечно, не отменяет возможность существования профилей бакалавров по другим направлениям, предусматривающим изучение отдельных дисциплин по информационной безопасности, однако основная задача этих специалистов, наверно, должна ограничиваться эксплуатацией соответствующих систем в защищенном исполнении, проектировать, создавать и испытывать которые должны профессионалы, получившие специальную подготовку.
Предлагаемая схема организации учебного процесса на базе кафедры ИБКС СПбГПУ в полной мере соответствует этим требованиям.
В настоящее время кафедра ИБКС является базовой в подготовке кадров в области обеспечения информационной безопасности современных распределенных вычислительных систем и систем телекоммуникаций в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Кафедра реализует образовательные программы по специальностям (с квалификацией выпускника «специалист»): 090301 «Компьютерная безопасность», 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем» и 090305 «Информационно-аналитические системы безопасности», а также по направлению 090900 «Информационная безопасность» подготовки бакалавров (профиль «Безопасность компьютерных систем») и магистров (программа «Математические методы компьютерной безопасности»).
Распространение математических, в т. ч. криптографических методов защиты информации, а также необходимость формализации и анализа средств защиты информации привели к тому, что в учебный план была включена специализация «Математические методы защиты информации» специальности 090301 «Компьютерная безопасность». Потребность в специалистах-математиках возникает при решении задач, связанных с построением и доказательным анализом качества защищенных операционных и информационных систем; организацией и разработкой средств защиты от разрушающих программных воздействий; анализом, разработкой и применением криптографических методов защиты информации, а также созданием методов и средств сертификационных испытаний.
По причине повсеместной распространенности мобильных устройств и технологий чрезвычайно актуализируется проблема обеспечения безопасности в данной сфере информатизации общества. Традиционные технологии компьютерной безопасности в большинстве случаев неприменимы для мобильных устройств и сред в силу характерных особенностей мобильных технологий. Несмотря на глобальный финансовый кризис, рынок мобильных устройств стремительно растет, в т. ч. и в России. Осознавая проблемы мобильной информационной безопасности, все развитые государства приступают к развитию соответствующих технологий. Нахождение в равных начальных условиях в данной ИТ-сфере позволяет российским специалистам воспользоваться уникальной возможностью и реализовать технологическое соперничество и конкурентоспособность. Однако недостаток имеющихся в данный момент экспертов в рассматриваемой области компьютерных технологий не позволяет судить об адекватности предпринимаемых мер. В связи с этим чрезвычайно актуальной видится подготовка специалистов в области современных технологий мобильной информационной безопасности в рамках специализации «Безопасность программного обеспечения мобильных систем» специальности 090301 «Компьютерная безопасность».
Одним из ключевых элементов, оказывающих воздействие на рынок информационно-коммуникационных технологий, является повышение быстродействия телекоммуникационного и вычислительного оборудования. Необходимо отметить, что ресурсы традиционного повышения быстродействия за счет уменьшения размера полупроводниковых элементов уже практически
исчерпаны. Но есть очень мощный и пока мало задействованный массовыми пользователями фактор, позволяющий радикально повысить быстродействие средств информационно-коммуникационных технологий, - распараллеливание вычислений и коммутации пакетов. В этом контексте особенно актуальными становятся разрабатываемые на кафедре ИБКС в настоящее время дисциплины для подготовки специалистов по специализациям «Безопасность высокопроизводительных вычислительных систем» и «Безопасность распределенных компьютерных систем» в рамках специальности 090301 «Компьютерная безопасность».
Студенты специальности 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем» ориентированы на решение проблем, связанных с построением, исследованием и эксплуатацией систем и технологий обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем, в т. ч. обеспечением комплексной безопасности распределенных информационных систем, а также безопасностью и программным обеспечением мобильных систем. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: автоматизированные системы, функционирующие в условиях существования угроз в информационной сфере и обладающие информационно-технологическими ресурсами, подлежащими защите; информационные технологии, формирующие информационную инфраструктуру в условиях существования угроз в информационной сфере и задействованные информационно-технологические ресурсы, подлежащие защите; технологии обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем; системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем. Направленность научной деятельности кафедры нашла отражение в содержании дисциплин специализации «Анализ безопасности компьютерных систем», читаемых студентам данной специальности на старших курсах.
В 2011 г. на кафедре впервые в Российской Федерации осуществлен набор на новую специальность 090305 «Информационно-аналитические системы безопасности». Подготовка по данной специальности подразумевает не только традиционно глубокое изучение теоретических основ компьютерной безопасности и программирования, но и освоение специальных глав математической статистики, основ финансового права и финансового мониторинга, систем электронного документооборота и платежных систем, что дела-
ет выпускников востребованными в области разработки защищенных систем финансового мониторинга, систем автоматизированной обработки информации и т. д. Специальность открыта при поддержке Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу.
Студенты всех специальностей получают серьезную подготовку по математической логике и теории алгоритмов, алгебре и теории чисел, системному анализу, основам искусственного интеллекта, приобретают базовые знания по теории и практике обеспечения безопасности основных информационных объектов: операционных систем, вычислительных сетей, систем управления базами данных. Глубокие профессиональные знания закладываются при изучении таких дисциплин, как языки и методы программирования, теоретические основы компьютерной безопасности, криптографические методы защиты информации, программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности.
Помимо глубокой теоретической подготовки студенты овладевают практическими навыками системного программирования, администрирования безопасности систем, работы с телекоммуникационными системами. Учебные классы оборудованы современными техническими средствами, в т. ч. корпоративным сервером и локальной сетью персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет. На компьютерах установлены основные средства разработки и поддержки программных продуктов и необходимые для обучения прикладные программные пакеты. Специализированные учебные классы и лаборатории предназначены для проведения исследовательских работ студентами старших курсов, дипломниками и аспирантами.
Интеграция вузов и ИТ-компаний как способ повышения качества образования
Решение задач подготовки специалистов в такой наукоемкой области, как защита информации, была бы невозможной без тесной связи кафедры ИБКС с рядом ведущих государственных структур и промышленных компаний. Партнерами кафедры ИБКС ФГБОУ «СПбГПУ» являются:
• Центр безопасности связи при Президенте РФ;
• Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
• Филиал ФГУП «НТЦ «Атлас» в Санкт-
Петербурге и Ленинградской области;
• Северо-Западное таможенное управление;
• Санкт-Петербургская валютная биржа;
• ЗАО «Региональный центр защиты информации» - разработка средств и систем криптографической защиты информации;
• РКСС - производство доверенного телекоммуникационного и ИТ-оборудования;
• НИТА - разработка информационных технологий в авиации;
• ФГУП НПО «Импульс» - исследование, разработка, производство информационно-управляющих систем;
• Digital Security - комплексный аудит информационной безопасности;
• Reksoft - ИТ-консалтинг, проектирование, разработка, тестирование и поддержка программного обеспечения;
• Dr. Web - разработка средств антивирусной защиты;
• IBM - производство и поставка аппаратного и программного обеспечения, ИТ-сервисов и консалтинговых услуг;
• LGERP, LG Electronics Inc. - разработка и поддержка программных решений и платформ, разработка платформ для графических и пользовательских интерфейсов, создание и разработка мобильного контента;
• EMC - ведущий мировой разработчик и поставщик технологий и решений для информационных инфраструктур;
• Alcatel-Lucent - комплексные решения в области передачи данных;
• Crossbeam RT - высокопроизводительные системы безопасности сети;
• Cisco - мировой лидер в области сетевых технологий, предназначенных для сети Интернет;
• OpenWay Group - программные решения для обработки финансовых транзакций;
• Quest Software - разработка, внедрение и сопровождение сетевого программного обеспечения;
• JET Infosystems - системная интеграция, производство средств защиты информации;
• LANCK - системная интеграция, телекоммуникационные технологии.
15-летний опыт кафедры показывает, что обеспечение должного качества учебного процесса было бы невозможно без содружества с промышленными организациями, которые, явля-
ясь потребителями выпускаемых специалистов, оказывают существенную поддержку, формируя требования к содержанию курсов, определяя наиболее актуальные направления тем дипломных и курсовых работ, предоставляя места для прохождения практики и расширяя техническую базу кафедры [2]. Можно считать, что интеграция вузов и ИТ-компаний является мощным механизмом поддержания и совершенствования подготовки специалистов высокого качества, преимуществами которого являются:
повышение потребительского качества образования путем учета требований работодателей; сокращение срока адаптации специалистов; модернизация учебного процесса и приближение к процессу производства;
возможность планирования кадровой политики;
соблюдение баланса между фундаментальной и прикладной составляющими образования; регулирование миграции кадров; возможность адаптации учебных планов; эффективность подготовки кадров высшей квалификации;
финансовая поддержка вузов и учебного процесса.
Такая интеграция формирует новые подходы к оценке качества образования. С одной стороны, для вуза основными традиционно являются нормативные критерии оценки (соответствие стандартам, контроль успеваемости, независимое тестирование). С другой стороны, важную роль приобретают потребительские критерии, отражающие реальный спрос на выпускников по данной специальности и перспективы их трудоустройства.
Взаимодействие с организациями-работодателями, требования современного рынка информационных услуг и опыт научной деятельности привел к созданию на кафедре специализированных лабораторий: безопасности операционных систем, безопасности распределенных систем и коммуникаций, обнаружения атак и вторжений, контроля и адаптивного управления информационной безопасностью, анализа безопасности программного обеспечения и сетевых протоколов, криптографических систем защиты информации и криптоанализа, безопасности высокопроизводительных вычислений на платформе IBM, безопасности облачных вычислений и грид-систем.
Помимо непосредственного участия в учебно-методической деятельности, сотрудники этих лабораторий ведут научно-исследовательские работы, к выполнению которых привлекаются
студенты и аспиранты. Здесь можно выделить следующие направления: анализ безопасности прикладного и системного программного обеспечения; проектирование архитектуры информационной безопасности; анализ и разработка безопасных информационных систем и сетевых решений, в т. ч. для корпоративных сетей, подключенных к сети Интернет; восстановление работоспособности локальных сетей в случае нарушения их безопасности; восстановление информации, потерянной в результате действий компьютерных вирусов или сбоев; обнаружение и предотвращение удаленных атак.
Это позволяет при постановке учебных курсов опираться на самые последние достижения в области технологий обеспечения безопасности компьютерных систем (табл.). Решения, полученные в ходе научных исследований, внедряются в учебный процесс, что позволяет студентам почувствовать практическую значимость их подготовки и сокращает период адаптации выпускников.
Научно-образовательный кластер
Творческое объединение подразделений Университета, организаций-работодателей и структур, заинтересованных в качественной разносторонней подготовке специалистов, способных решать актуальные задачи обеспечения безопасности ИТКС, назовем научно-образовательным кластером.
В СПбГПУ такой кластер, сформированный в результате многолетнего сотрудничества подразделений Университета, государственных служб и ведущих ИТ-компаний, состоит из трех основных компонентов (см. рис.).
1. Собственно образовательный кластер, непосредственно осуществляющий подготовку специалистов в подразделениях СПбГПУ. В эту группу входят:
- кафедра ИБКС, реализующая образовательные программы по перечисленным выше направлениям;
- кафедра экономики и менеджмента недвижимости и технологий (ЭМНТ) факультета экономики и менеджмента, участвующая в формировании и реализации основной образовательной программы по специальности «Информационно-аналитические системы безопасности»;
- СЦЗИ и входящий в него научно-образовательный центр безопасности информационно-телекоммуникационных систем (НОЦ «БИТКС»), ведущий научно-исследовательские работы и
Учебные дисциплины и научные разработки кафедры ИБКС
Учебная дисциплина Направления исследований и разработок
Безопасность операционных систем Анализ механизмов безопасности операционных систем Разработка защищенных операционных систем специальной архитектуры
Теория и системы управления информационной безопасностью Разработка защищенных информационных систем, серверов хранения конфиденциальной информации, защита серверов баз данных
Безопасность программного обеспечения Разработка методик и инструментария статического и динамического анализа поведения программ
Теория обнаружения вторжений Разработка систем обнаружения атак
Основы информационной безопасности Разработка методов анализа и оценки реализации политики безопасности
опытно-конструкторские разработки по заказам внешних организаций и непосредственно взаимодействующий с регуляторами всех работ в области защиты информации - ФСБ РФ и ФСТЭК РФ, включая соблюдение условий лицензирования и выполнения стандартов и требований, предъявляемых к системам информационной безопасности, а также НОЦ «LG-Политехник», курирующий подготовку по специализации «Безопасность программного обеспечения мобильных систем».
2. Отечественные и зарубежные организации - потенциальные работодатели, поддерживающие учебный процесс и являющиеся основными потребителями выпускников, а также структуры и организации, представляющие ФСБ РФ и ФСТЭК РФ как на региональном (Управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), так и на федеральном (Центр безопасности связи, Центр сертификации) уровне. Взаимодействие с ними состоит в получении и выполнении требо-
Министерство образования и науки РФ
О
УМО вузов по образованию
в области информационной безопасности
Вузы Санкт-Петербурга:
ПГУПС, РГГМУ, СПбГУВК, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, BKA им. А.Ф. Можайского, Военная академия связи им. С.М.Буденного
Вузы Северо-Запада:
Балтийский федеральный университет им. И.Канта (Калининград), Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (Калининград), Череповецкий военный инженерный институт, Петрозаводский государственный университет
Требования, контроль, разработка образовательных стандартов
ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»
Кафедра ИБКС
СЦЗИ
с>
I
| Обмен опытом: рабочие
I программы дисциплин, аттестационные педагогические измерительные материалы
Кафедра ЭМНТ
НОЦ «БИТКС»
>
НОЦ «LG-Политехник»
А Вь полнение НИР, ОКР, консалтинг, сертификация, материальная и финансовая поддержка ^у? учебного процесса
Определение требований к специалистам (профессиональные стандарты)
Государственные и
коммерческие структуры
Предприятия-работодатели
Зарубежные Отечественные
компании: предприятия: Постановка
задач
IBM, LG, EMC, ЗАО «РЦЗИ «ФОРТ» ......
Alcatel-Lucent, ФГУП НПО «Импульс»
Crossbeam RT, ФГУП «ЦентрИнформ»
OpenWay Group, РКСС, ЗАО «ГОЛЛАРД»
Cisco Элвис+, С-Терра
ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ»
Научно-образовательный кластер и его связи с внешними структурами
ваний к работам по обеспечению информационной безопасности и контроля со стороны обозначенных структур. В ряде случаев эти структуры являются непосредственными заказчиками работ и потребителями кадров, в т. ч. в рамках целевой подготовки. С практической точки зрения для СПбГПУ основное значение в этой группе имеют организации (региональные и федеральные), а также иностранные компании, являющиеся заказчиками с позиции как выполнения НИР и ОКР, так и определения требований к подготовке специалистов в рамках специализаций, специальных курсов, тематики выпускных работ. Практически это регулируется соглашениями между СПбГПУ и организациями-разработчиками, определяющими порядок отбора специалистов, требования к ним, условия поддержки материально-технической базы кафедры, долю участия сотрудников предприятий и организаций в учебном процессе, создание заказных специальных курсов, обновление лабораторного и методического обеспечения.
3. Совокупность образовательных структур, объединенная под эгидой учебно-методического объединения (УМО) вузов по образованию в области информационной безопасности на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России. В эту группу входят вузы Санкт-Петербурга и основных городов СевероЗападного региона, ведущие подготовку в области информационной безопасности. По решению УМО и фактически сложившемуся положению СПбГПУ является головным вузом, представляющим УМО. Взаимодействие участников этой группы состоит в совместной разработке стандартов высшего профессионального образования, совершенствовании и согласовании образовательных программ, разработке оценочных материалов, реализации компетентностного подхода.
Объединяя эти три составляющие, СПбГПУ вынужден, с одной стороны, соблюдать требования образовательных стандартов и решений УМО, а, с другой - реализовывать региональный компонент, подчиняя его запросам предприятий-работодателей. Очевидно, что поддержка со стороны потребителей кадров полностью определяется выполнением их требований, но это же позволяет постоянно обновлять процесс подготовки, согла-суя его с современными технологиями и необходимостью в информационном профессиональном содружестве. С точки зрения авторов, такой механизм взаимодействия является единственно возможным для обеспечения требуемого каче-
ства подготовки специалистов, актуализации образования с учетом модернизации ИТ-сферы при стабильной материально-технической поддержке учебного процесса, постоянного повышения квалификационного уровня преподавателей. Это позволяет учесть потребность организаций-потребителей и соблюсти требования образовательных стандартов. Хотя в ряде случаев для решения задач предприятий достаточно подготовки на уровне бакалавров, основная потребность может быть удовлетворена подготовкой специалистов.
Непрерывная подготовка в течение 5 (или 5,5) лет позволяет освоить теоретические положения и приобрести навыки профессионала, особенно учитывая возможности метода погружения, когда студент на старших курсах участвует в выполнении НИР и ОКР и проходит практику на предприятии, где ему предстоит работать.
Более углубленная магистерская подготовка позволяет обеспечить процесс воспроизводства преподавательского состава (с учетом обучения в аспирантуре), а также восполняет потребность ряда отраслевых НИИ. Особенно важным в этом случае является гибкое развитие специализаций и магистерских программ, которые должны быть подчинены потребностям современных информационно-телекоммуникационных технологий и задачам глобальной информатизации государства, экономики, промышленности и обеспечения обороноспособности. Это подтверждается и распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N° 1944-р, согласно которому направления подготовки бакалавров, магистров и специалистов в области информационной безопасности, а также специальность научных работников 05.13.19 «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» включены в «Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».
Организация подготовки специалистов в форме научно-образовательного кластера способствует удовлетворению требований конечного потребителя кадров. Понятие целевой подготовки появилось именно из этой схемы, преимущество которой - возможность организации ряда обратных связей и построение эффективного управления качеством образования.
Управляющим фактором в данном случае является:
4
диктуемое предприятием количество специалистов, а также перечень и объем специальных дисциплин;
квалификация и направленность узкой специализации преподавателей;
техническое и программное обеспечение, определяющее уровень подготовки обучающихся;
уровень материально-технической поддержки образовательного процесса, включая оборудование, ремонт и обслуживание аудиторий.
Устойчивость данного подхода обусловлена возможностью достижения следующих целей для каждого из участников процесса.
1. Основной участник - студент, обучение которого осуществляется методом погружения в процесс разработки, испытаний или эксплуатации программно-аппаратных средств защиты информации:
приобретает умение ставить и решать актуальные задачи и реально ощущает достигнутый результат;
приобретает навыки работы с современными системами, знает их достоинства и недостатки, что определяет его готовность к разработке новых методов и технологий;
значительно большее время (по сравнению с традиционными формами обучения) общается с преподавателями, что позволяет говорить об индивидуальном обучении и существенно влияет на желание продолжить образование в аспирантуре или смежных областях;
обеспечивает себе гарантированное трудоустройство, которое определяется как договорными отношениями с предприятиями-разработчиками, так и контактами с заказчиками НИР и ОКР.
2. Учебное заведение и профессорско-преподавательский состав. Создаваемый учебный
процесс и его качество получают дальнейшее развитие с учетом следующих факторов:
возможности поднятия программно-технического обеспечения учебных дисциплин на современный уровень;
постоянного обновления содержания дисциплин, поддержки самых передовых технологий, знакомства студентов с актуальными проблемами, что особенно важно для столь динамично меняющейся области, как информационная безопасность;
личной мотивации преподавателей в обновлении курсов и расширенной работе со студентами за счет выполнения НИР и ОКР;
возможности расширения лабораторной базы и решения задач обслуживания за счет поддержки организаций-потребителей кадров.
3. Организации-работодатели получают возможность расширить производство и повысить конкурентоспособность за счет решения следующих задач:
возможности планирования притока кадров узкой специализации;
перенесения ряда работ на базу вуза путем заказа НИР и ОКР, что позволяет не только использовать высококвалифицированных ученых, но и является экономически выгодным;
приобретения дешевой рабочей силы на период практики студентов;
переноса ряда частных задач в вуз в качестве тем выпускных работ, что не требует затрат;
формирования «заказных» дисциплин для повышения квалификации сотрудников. Затраты на реализацию этих факторов быстро оправдываются;
возможности планировать соотношение приема подготавливаемых бакалавров, специалистов
и магистров. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев, Ю.С. Информационная безопасность. Развитие научно-исследовательских работ и подготовка кадров в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете [Текст] / Ю.С. Васильев, П.Д. Зегжда. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. -187 с.
2. Васильев, Ю.С. Информационная безопасность. Отпыт научно-исследовательских работ и подготовки кадров в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете [Текст] / Ю.С. Васильев, П.Д. Зегжда, Е.Б. Маховенко. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. -306 с.