Научная статья на тему 'Построение методической системы обучения студентов втузов информатике'

Построение методической системы обучения студентов втузов информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТОДИКА / КОМПЮТЕРИЗАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова О. А., Самойленко П. И., Жужжалов В. Е.

В статье рассматривается комплексный подход к обучению информатике, рекомендации, применяемые к учебному процессу в технических вузах направленные на конкретную инженерную специальность через принципы межпредметных связей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова О. А., Самойленко П. И., Жужжалов В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the comprehensive approach to training to computer science, the guidelines applied to educational process in technical colleges routed on concrete engineering speciality through principles of intersubject links is considered.

Текст научной работы на тему «Построение методической системы обучения студентов втузов информатике»

ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ВТУЗОВ ИНФОРМАТИКЕ

БАРАНОВА О.А., САМОЙЛЕНКО П.И., ЖУЖЖАЛОВ В.Е.

В статье рассматривается комплексный подход к обучению информатике, рекомендации, применяемые к учебному процессу в технических вузах направленные на конкретную инженерную специальность через принципы межпредметных связей.

In article the comprehensive approach to training to computer science, the guidelines applied to educational process in technical colleges routed on concrete engineering speciality through principles of intersubject links is considered.

Анализ содержания дисциплин ряда инженерных специальностей и их информационного сопровождения показывает, что повышение качества подготовки специалистов инженерного профиля невозможно без непрерывной информационно-технологической подготовки, учитывающей вопросы преемственности и достаточности информатизации фундаментальных и прикладных дисциплин, их интеграции с информационными дисциплинами, формирования профессиональноориентированной информационной среды и единого информационного пространства. Эти вопросы можно решить только на широкой информационной основе, в которой осуществляется интегрированная взаимосвязь естественнонаучного, общетехнического и специального циклов с учетом принципов фундаментальности и профессиональной направленности. Это позволит повысить уровень подготовки будущих инженеров и удовлетворить запросы современной промышленности, перешедшей на автоматизацию и информатизацию производства.

Для построения методической системы обучения студентов втузов общетехническим дисциплинам на основе интегральной информационно-образовательной базы, кроме анализа информатизации образования, необходимо выполнить анализ исследований в области преподавания естественнонаучных и общетехнических дисциплин в технических учебных заведениях. Он необходим, поскольку целый ряд содержащихся в них рекомендаций может быть применен к учебному процессу в технических вузах, так как содержание общетехнической дисциплины должно соответствовать трем одновременно решаемым в процессе обучения задачам специалистов с высшим техническим образованием:

1) общетехническая дисциплина должна раскрывать профессиональные вопросы общие для большого количества специальностей определенного направления подготовки специалистов с высшим техническим образованием;

2) общетехническая дисциплина должна раскрывать эти профессиональные вопросы на глубокой общей для многих специальностей фундаментальной основе (естественнонаучной, в которой преобладает физика, как фундаментальная основа техники);

3) общетехническая дисциплина должна быть профессионально направленной на решение конкретных задач каждой отдельно взятой специальности высшего технического образования.

Процесс становления специалиста, его воспитание неразрывно связаны с профессиональной направленностью учебно-образовательного процесса. Комплексный подход к обучению, освоение материала очень часто декларируется, но не реализуется ни в образовательных программах, ни в практической профессиональной деятельности, потому что не всегда мы приучены видеть и оценить связи, искать их полный набор, определять целостность явле-

ний, т.е. отделять связи внешние от внутренних, существенные от несущественных, постоянные от временных, главные от второстепенных и т.д. Это вопрос системного мышления, которое формируется в образовательном процессе, и формируется лучшим образом тогда, когда связи представлены в схемах предельно конкретно, четко и ясно, когда они выделены и показаны, дифференцированы по критериям, а в тексте дается объяснение этих связей.

Решающее значение для подготовки инженера по любой конкретной дисциплине имеет правильный подбор тех задач, которые студент решит сам. Для решения каждой задачи требуются определенные знания, умения и навыки. Для их объективного выделения и фиксации необходимы анализ профессиональных задач и построение модели деятельности по их решению.

Большая часть дисциплин технического цикла опирается в своей основе на те или иные фундаментальные научные теории, особенно физические и математические. Поэтому, научное знание физики и математики, обладающее наивысшим уровнем естественнонаучной систематизации и построенное в соответствии с единой методологией науки, может и должно регулировать процесс организации и развития всего спектра инженерных дисциплин.

Реализация проблемы профессиональной направленности общетехнической дисциплины на решение профессиональных задач и проблем каждой отдельно взятой специальности высшего технического образования должна начинаться, прежде всего, с профессиональной направленности на конкретную инженерную специальность через принципы межпредметных связей.

На различных этапах проектирования методической системы обучения студентов вузов общетехническим дисциплинам, целесообразно использовать системный или деятельностный подход. Наиболее продуктивным подходом, способным грамотно выявить структуру системы, типизацию связей, анализ и определение компонентов, оптимизацию информационной образовательной среды является системный подход. Деятельностный подход можно использовать на этапах определения целей обучения, отбора содержания, выбора форм представления материала, демонстрации учебных задач, выбора форм и средств обучения, организации контроля результатов обучения. При составлении методических указаний к лабораторным работам также обучающих и моделирующих программ в центре внимания должна быть деятельность студентов как ценность, как объект проектирования и управления.

Таким образом, интеграция фундаментальности, направленности на специальность и непрерывности информационно - профессиональной подготовки при обучении на основе комплексной информационно-образовательной базы, позволит объединить все методологические подходы и принципы и создать единую систему высшего профессионального образования базирующуюся на информационно-педагогических инновациях.

Библиографический список

1. Жужжалов В.Е., Самойленко П.И., Антипов М.В. Информационное общество и проблемы образования - М.: Сб. научных трудов XII Международной научно-методической конференции Выпуск 10 т. 1. 2006г. - с. 151-155

2. Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики. - М.: «Образование и Информатика», Институт содержания и методов обучения РАО, 2006г. -127с.

Ключевые слова: интеграция, методика, компютеризация, фундаментальность, информатизация, образование, программирование, инновации, технологии, коммуникации, совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.