Научная статья на тему 'Система поддержки принятия решений по реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия на опасных производственных объектах'

Система поддержки принятия решений по реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия на опасных производственных объектах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
637
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации техногенного характера / стационарные опасные объекты / оперативные методы / частота возникновения / износ оборудования / экспертные оценки / emergency man-made stationary hazardous facilities / Operational methods / the frequency of occurrence / wear and tear / and expert assessment

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Трофимова Наталья Васильевна, Антамошкин Олеслав Александрович, Антамошкина Ольга Александровна, Ничепорчук Валерий Васильевич

Представлена система поддержки принятия решений по ликвидации техногенных аварий для органов управления МЧС России уровня субъекта РФ. Информационная поддержка управления осуществляется на основе геоинформационной системы, интегрированной с базами данных по силам и средствам ликвидации аварий и web-интерфейсом. Оперативная поддержка деятельности специалистов позволяет повысить оперативность и качество работы оперативных дежурных смен центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Трофимова Наталья Васильевна, Антамошкин Олеслав Александрович, Антамошкина Ольга Александровна, Ничепорчук Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented a decision support system to eliminate industrial accidents for the government of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation subject level. Information management support is based on the geographic information system, integrated with databases of forces and means of emergency response and web-interface. Operational support professionals can improve the efficiency and quality of operational duty shifts Centers for Crisis Management.

Текст научной работы на тему «Система поддержки принятия решений по реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия на опасных производственных объектах»

УДК 658.528:65.012.123

Система поддержки принятия решений по реагированию на чрезвычайные ситуации и происшествия на опасных производственных объектах

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

Н.В. Трофимова, О.А. Антамошкин, О.А. Антамошкина, В.В. Ничепорчук

Аннотация

Представлена система поддержки принятия решений по ликвидации техногенных аварий для органов управления МЧС России уровня субъекта РФ. Информационная поддержка управления осуществляется на основе геоинформационной системы, интегрированной с базами данных по силам и средствам ликвидации аварий и web-интерфейсом. Оперативная поддержка деятельности специалистов позволяет повысить оперативность и качество работы оперативных дежурных смен центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации техногенного характера; стационарные опасные объекты; оперативные методы; частота возникновения; износ оборудования; экспертные оценки.

Decision Support System for Responding to Emergencies and Accidents at Hazardous Production Facilities

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

N. Trofimova, O. Antamoshkin, O. Antamoshkina, V. Nicheporuk

Abstract

Presented a decision support system to eliminate industrial accidents for the government of the Russian Federation Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation subject level. Information management support is based on the geographic information system, integrated with databases of forces and means of emergency response and web-interface. Operational support professionals can improve the efficiency and quality of operational duty shifts Centers for Crisis Management.

Key words: emergency man-made stationary hazardous facilities; operational methods; the frequency of occurrence; wear and tear; and expert assessment.

Деятельность крупных производственных объектов практически всегда сопряжена с опасностью. На территории Сибири действует много производств горнорудной промышленности, ведущих добычу полезных ископаемых как открытым способом (карьеры, разрезы), так и закрытым (шахты). Повышенная опасность шахт имеет природную и технологическую составляющие. К первой относится наличие взрывоопасных газов в выработках, деформация пластов, эндогенные процессы, ко второй — использование устаревшего оборудования, несоблюдение технологической дисциплины и т. д.

Вопросы повышения эффективности мероприятий по повышению безопасности горных производств находятся под контролем многих ведомств, в том числе оперативных служб МЧС России. Помимо превентивных мер снижения рисков (страхование, технологическая реконструкция производств, повышение трудовой дисциплины и пр.) существенное значение для повышения безопасности населения и территорий имеют оперативные мероприятия, проводимые аварийно-спасательными формированиями в момент чрезвычайных ситуаций (ЧС). Наиболее значимой проблемой на сегодняшний день остается организация управления подразделениями, принадлежащими различным ведомствам, особенно при ликвидации последствий крупномасштабных ЧС [1].

В качестве объектов исследований в настоящей работе выбраны шахты как источники риска аварий, военизированные горноспасательные части (ВГСЧ) и другие аварийно-спасательные формирования как элементы управления. На основании анализа процессов управления в техногенных ЧС определены требования к информационной поддержке управления, разработана программная система, интегрирующая базы данных, средства картографического анализа и представления данных на основе web-технологий. Система проходит пробную эксплуатацию в ЦУКС Сибирского регионального центра МЧС России и Главном управлении МЧС РФ по Республике Хакасия.

Основные функциональные возможности системы: сбор и актуализация данных по объектам, территориям, инфраструктуре в соответствии с регламентом обновления баз данных;

ежедневный мониторинг потенциально опасных промышленных объектов, дежурных сил и средств;

статистический учет ЧС и происшествий на шахтах;

формирование пакета необходимых донесений в случае аварии на шахтах, в том числе интерактивной карты оперативной обстановки.

В разработке системы и сборе необходимых данных участвовали сотрудники ЦУКС СРЦ МЧС России. Представляемая система позиционируется как элемент единого информационного пространства МЧС России, предназначенного для информацион-

ной поддержки управления мероприятиями по предупреждению, ликвидации ЧС и автоматизации работы оперативных дежурных смен ЦУКС Главных управлений МЧС России в субъектах (на примере Сибирского федерального округа).

Анализ систем поддержки принятия решений

Последнее десятилетние возросла роль автоматизированных систем, используемых для управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации различных видов ЧС. Расширяется спектр решаемых ими функциональных задач: от простого моделирования и выдачи справочной информации до интеллектуальных систем оперативного управления и анализа данных мониторинга обстановки. Приведем несколько примеров зарубежных и отечественных разработок.

Автоматизированные системы поддержки принятия решений в ЧС RODOS и PPS предназначены для поддержки принятия решений в реальном масштабе времени в ситуациях, связанных с радиационной опасностью в Европе. RODOS состоит из подсистем анализа и оценки ситуации и выбора системы рекомендуемых эффективных контрмер [2]. Система PPS выполняет функции, аналогичные реализуемым в рамках системы RODOS, в условиях ЧС, связанных не только с радиационной опасностью, но и с землетрясениями, наводнениями, пожарами, взрывами, бурями.

Используя в качестве основы концепцию стратегического планирования, FEMA (США) применило концепцию интегрированной информационной системы к NEWMS, образовав национальную сеть и систему управления действиями в ЧС, состоящую из сетей связи, информационных систем и различных средств обслуживания.

Система NEWMS (National Emergency Management System) — сложный механизм, предназначенный для сбора, обработки и распределения информации в интересах организации действий в ЧС на федеральном уровне, уровне штатов и местном уровне. Система позволяет устанавливать эффективную связь всех гражданских органов со службами национальной безопасности. Аналогичная структура в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) создана и в России [3].

Система ЭСПЛА-ПРО, разработанная в Институте вычислительного моделирования СО РАН, предназначена для информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС. В оперативном режиме система моделирует обстановку, отображает зону ЧС на карте, формирует рекомендации по проведению спасательных работ и отчеты по формам МЧС. В повседневном режиме система проводит обработку результатов мониторинга

и анализ данных средствами геоинформационного моделирования и оперативной аналитической обработки (On-Line Analytical Processing — OLAP OLAP. Модуль управления базами данных содержит функции поиска, фильтрации, импорта/экспорта данных. Математические модели позволяют оценивать масштабы ЧС (химических аварий, пожаров, паводков и др.). Экспертная система имеет редактор баз знаний для корректировки моделей ситуаций. Интерфейс настраивается для конкретных задач и позволяет подключать программные модули без изменения системы [4].

Несмотря на очевидные достоинства перечисленных и аналогичных программных систем, применение их для информационной поддержки принятия решения при авариях на шахтах весьма затруднительно по нескольким причинам. Как показал системный анализ проблемной области, необходимо объединение систем распределенного сбора данных, мониторинга состояния формирований и оперативной поддержки управления в ЧС. Практически невозможно перепроектировать готовую систему с учетом принятых форм выходных документов, ежедневных донесений, требований к картографической основе. При внедрении сложных программных комплексов необходимо проведение обучения персонала, учений и тренировок, что также затрудняет внедрение готовых узкоспециализированных продуктов.

Информационная поддержка принятия решений в условиях ЧС

Для достижения максимальной эффективности управления силами и средствами в условиях техногенной чрезвычайной ситуации необходимо принятие решений на основе объективной информации обо всех объектах управления. Информационная поддержка управления должна осуществляться посредством автоматизации деятельности дежурных служб органов управления МЧС РФ.

Распределенная геоинформационная система «Шахты» представляет собой пилотный вариант инте-

грированной системы поддержки принятия решении по предупреждению и ликвидации ЧС. Методические основы интеграции различных информационных технологий в единой системе информационной поддержки оперативного управления обоснованы в [5]. На основе геоинформационных и web-технологий разработана система сбора, анализа и представления информации, позволяющая осуществлять мониторинг состояния формирований, принимать управленческие решения в условиях ЧС различных масштабов.

Программный комплекс работает в двух режимах: повседневном, когда осуществляется сбор и анализ данных, и оперативном (режим ЧС).

В повседневном режиме происходит сбор и актуализация данных согласно регламенту обновления БД. Пополнение и корректировка информационных таблиц (семантики), содержащих характеристики потенциально опасных объектов, данные о территориях, инфраструктуре, силах и средствах происходит 2—3 раза в год. Мониторинг (суточные донесения) состояния аварийно-спасательных и других формирований заполняется ежедневно.

Наполнение баз данных проводится на трех уровнях (рис. 1).

Центральный узел системы располагается на ЦУКС Сибирского регионального центра МЧС России. Права редактирования основных ресурсов (справочников, цифровых карт) имеет только администратор системы. Заполнение информационных таблиц (характеристик опасных объектов, ВГСЧ и других формирований, инфраструктуры территорий и др.) происходит посредством системы распределенного сбора данных, установленной на уровне субъектов.

Ежедневный мониторинг осуществляется на муниципальном уровне через web-интерфейс. Эти данные наименее критичны для принятия решений, а однотипность позволяет задействовать для сбора персонал невысокой квалификации. Унификация сбора (использование справочников, классификаторов и контролей данных) позволяет избежать большинства ошибок ввода данных.

----- ----- Федеральный

Справочники, классификаторы

(Региональный центр МЧС РФ) Субъектовый

Информационные таблицы

(Главное управление МЧС РФ) Муниципальный

Ежедневный мониторинг

(Управления, отделы)

Составляющие базы данных системы

Уровни распределенного сбора данных

Рис. 1. Иерархическая организация распределенного сбора данных органами территориального управления

Такая организация сбора данных позволяет также освободить дежурных ОДС ГУ МЧС субъектов от рутинной переработки больших объемов данных, переключив их внимание на анализ и контроль обстановки.

В режиме ЧС система выполняет следующие функции:

визуализация порядка прикрытия и реагирования сил и средств подразделений МЧС России и других взаимодействующих структур на ЧС (происшествия) на шахтах с визуализацией состава и местоположения первого эшелона группировки, схем проезда до места ЧС с оценкой времени в пути;

формирование первичного документооборота в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России.

Рассмотрим подробнее процесс управления ликвидацией ЧС. В зависимости от масштаба и характера произошедшей аварии, согласно [6], для ликвидации ее последствий формируется группировка сил (табл. 1).

Такое распределение задач между органами управления различных уровней позволяет более четко распределить полномочия и ответственность

Задачи органов территориального управления разл

срочных донесений МЧС России. Например, в форме БЧС указывается только сводное количество людей и техники, задействованной в ликвидации ЧС. Для эффективного управления ликвидацией ЧС, как правило, необходимо знать тип техники, ее возможности, квалификацию людей, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Модуль формирования решений позволяет уточнять данные, делая интерактивные запросы к базам данных их геоинформационного модуля и электронных форм донесений. Это существенно повышает оперативность работы по сравнению с банком паспортов объектов и территорий.

Разработана база ссылок на слабоформализуемые документы, такие как паспорта объектов и территорий, схемы связи и другие документы, входящие в пакет первичного донесения о факте аварии на объекте. Перечень таких документов и форматов их представления на сегодняшний день весьма широк (основные из них представлены в табл. 2).

Представленное разнообразие форматов вносит существенные неудобства в организацию информационного обмена, снижает достоверность данных,

Таблица 1

ых уровней в зависимости от класса техногенной ЧС

Задачи Уровни управления Формирования, участвующие в ликвидации аварии (ЧС) Управление силами и средствами Информирование об аварии и ходе выполнения спасательных работ

Федеральный Р

Региональный Р М

Субъектовый Р* М Л

Местный М Л

Объектовый Л

*Р — региональная ЧС (пострадавших — не более 500, ущерб — не более 500 млн руб.); М — муниципальная ЧС (пострадавших — не более 50, ущерб — не более 5 млн руб.); Л — объектовая ЧС (пострадавших — не более 10, ущерб — не более 100 тыс. руб.).

по проведению оперативных мероприятий не только в случае аварий на шахтах, но и для широкого спектра техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Рабочее место оператора системы

В соответствии с вышеперечисленными функциональными задачами разработан интерфейс системы (рис. 2).

Модуль реализован в виде Web-приложения типа клиент-сервер и представляет собой программный прикладной интерфейс API. Разработаны средства построения пространственных запросов для картографического анализа, вывода справочной информации и первичных документов в соответствии с табелем срочных донесений.

Одно из важных преимуществ системы — интерактивная детализация данных. Лицо, принимающее решения, может использовать данные в большем объеме по сравнению с требованиями форм табеля

следовательно, и эффективность решений, принятых на их основе. Необходимо проведение работ по формализации данных документов, что обеспечит возможность генерации конечных форм на любом уровне управления. Первоочередная задача в этом направлении — создание общего хранилища данных (карт, паспортов, моделей и данных мониторинга обстановки).

Технологии построения интегрированных систем поддержки оперативного управления

Эффективное управление безопасностью территорий невозможно осуществить без построения единого информационного пространства с охватом всех уровней управления от объектового до федерального. Современные информационные технологии обладают большим арсеналом средств построения инте-

Рис. 2. Общий вид интерфейса оперативного дежурного

Таблица 2

Минимальный набор документов, формируемых для управления ликвидацией ЧС на шахтах

№ п/п Наименование документа Формат данных

1 Первичное информационное донесение MS Word

2 Карта района ЧС JPg

3 Схема организации связи и оповещения в районе ЧС JPg

4 Справочная информация по объекту экономики (шахте) MS Word

5 3Б модель шахты 3D Studio MAX

6 Схема эвакуации пострадавших JPg

7 Паспорт района MS Power Point

8 Паспорт безопасности шахты MS Power Point

9 Схема связи с районом ЧС JPg

грированных систем поддержки оперативного управления. Система поддержки принятия решений содержит следующие элементы:

Базы данных, системы их сбора предназначены для поддержания в актуальном виде информации об источниках риска, инфраструктуре территорий, состоянии сил и средств, описание их использования и взаимодействия. Для сбора и обновления данных наиболее перспективной технологией является web-технологuя.

Средства анализа данных необходимы для обработки данных мониторинга обстановки, формирования агрегированных показателей, планирования превентивных мероприятий по снижению рисков ЧС.

Геоинформационный модуль предназначен для оперативного отображения обстановки, пространственного анализа данных, моделирования процессов управления, визуализации динамики ЧС.

Модуль формирования решений планируется использовать для оперативного создания донесений, отчетов и справочной информации. Кроме того, пользователю предоставляются средства быстрого доступа к слабоформализованным документам.

Комплексная поддержка оперативного управления, использующая в качестве информационных ресурсов картографические базы, базы данных и базу ссылок на слабоформализуемые документы должна иметь как web-интерфейс, так и вид отдельного программного приложения для работы с распределенными ресурсами.

Структурный состав системы и порядок взаимодействий модулей показаны на рис. 3.

Информационная система состоит из трех элементов для регионального, субьектового и местного уровней управления. Иерархия элементов следующая:

Рис. 3. Структурный состав системы

центральный сервер оперативной дежурной смены ЦУКС СРЦ, включающей в себя СУБД, ГИС-сервер, систему поддержки принятия решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сервер оперативной дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Хакасия, состоящий из СУБД и ГИС-сервера с модулем репликации данных с центральным сервером;

автоматизированные рабочие места районных дежурно-диспетчерских служб для распределенного сбора оперативных данных.

Геоинформационный модуль

ний МЧС России и других взаимодействующих структур на ЧС и происшествиях на шахтах. Система осуществляет вывод на экран состава и местоположения подразделений первого эшелона группировки сил и средств, схемы проезда до места аварии и расчетного времени пути.

Помимо топографических основ разной степени детализации разработаны тематические слои с атрибутивной информацией: объекты экономики (шахты), ВГСЧ, ведомственные формирования. Для тематических слоев создана библиотека условных знаков, соответствующая требованиям по разработке оперативных карт [7].

Геоинформацонный модуль представляет собой динамическую ГИС с функциями навигации, интерактивного просмотра информации по всем объектам. Картографический анализ, реализованный на основе инструментов ArcGIS, позволяет рассчитать оптимальные маршруты выдвижения сил и средств, сделать оценку времени их прибытия.

База геоданных содержит набор пространственных и атрибутивных данных. Все данные представлены в виде логически и геометрически связанных таблиц и файлов с реализацией функций правил проверки, геометрической сети и топологии, заданием классов отношений и цифровых классификаторов. БД разработана на основе цифровых карт масштабов М 1:100 000 и М 1:1 000 000. Формат представления данных позволяет задавать наборы топологических правил, определяющие пространственные отношения между объектами.

Для представления топографического слоя «дороги» в виде единого графа маршрутной сети была осуществлена доработка карты. Центры населенных пунктов представлены в виде узлов сети первого порядка, а пересечения и примыкания автодорог — как узлы второго порядка. Доработана также атрибутивная информация. Все ребра маршрутного графа разделены на три класса: магистрали, грунтовые и полевые дороги со скоростью передвижения 80, 60 и 40 км/ч соответственно.

В режиме ЧС производится визуализация порядка прикрытия и реагирования сил и средств подразделе-

Базы данных системы «Шахты»

Структура баз данных разработана с учетом нормативных документов МЧС России и других ведомств, привлекаемых к ликвидации техногенных ЧС и происшествий на шахтах. Базы данных состоят из логически связанных справочников, классификаторов и информационных таблиц.

Для удобства каждый тип формирований имеет две таблицы характеристик: паспорт формирования (обновляемый по мере необходимости) и данные мониторинга состояния формирования, обновляемые ежедневно. Этот подход уже используется в Государственной противопожарной службе. В первой таблице (паспорт формирования) указываются реквизиты, данные о руководстве, характеристики личного состава и материально-технической базы. Во второй — данные о текущем наличии личного состава, техники, резервов и т. д.

В описываемой системе реализован механизм наполнения справочной информации по объектам экономики, территориям и инфраструктуре, а также ежедневный мониторинг состава сил и средств подразделений МЧС России и взаимодействующих структур.

Базы данных и справочники системы работают под управлением системы MS SQL. Это позволяет администрировать доступ встроенными средствами СУБД, использовать ArcSDE for MS SQL для работы с картографическими базами, достигнуть приемле-

мой скорости обмена данными при удаленной работе с детальными цифровыми картами территорий.

Заключение

Система поддержки принятия решений «Шахты» является пробным проектом Сибирского филиала ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по комплексному решению задач информационной поддержки мероприятий по предупреждению и ликвидации техногенных ЧС, управления силами и средствами в различных режимах функционирования. Реализация системы на базе MS SQL и ArcSDE позволяет расширить как спектр решаемых функциональных задач, так и объем информационных ресурсов.

В первом направлении планируется автоматизация реагирования на природные пожары. В отличие от шахт с фиксированным местоположением и четким регламентом действий в этом случае необходимо оперативно рассчитывать маршрут выдвижения сил и средств до места пожара с учетом доступности, зон ответственности, сопоставления характеристик пожара с возможностями противопожарных формирований. Во втором направлении работы — сбор данных на территории Кузбасса, проведение апробации системы в ходе учений и тренировок.

Необходимо отметить, что проект системы разработан с учетом введенных в эксплуатацию других информационных систем (Системы оперативного управления Национального ЦУКС, АИУС РСЧС и других). Это должно позволить интегрировать используемые информационные ресурсы (базы данных, картографические базы, программные модули) с целью построения единого информационного пространства органов управления МЧС России всех уровней.

Литература

1. Акимов В. А., Дурнев Р. А., Соколов Ю. И. Опасные гидрометеорологические явления на территории России / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. С. 143-145.

2. RODOS — Realtime Online Décision Support System for nuclear emergency management. [Электронный ресурс] — < http://www. rodos.fzk.de/>.

3. Официальный сайт федерального агентства по ЧС США (FEMA). [Электронный ресурс] — <http://www.fema.gov/plan/prevent/ fhm/frm_soft.shtm>.

4. Ноженкова Л. Ф., Исаев С. В., Ничепорчук В. В., Евсюков А. А., Морозов Р. В., Марков А. А. Средства построения систем поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. М., 2008. № 4. С. 46-55.

5. Ноженкова Л. Ф. Экспертные геоинформационные системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Вычислительные технологии. 1999. Т. 4. Спец. вып. С.111-118.

6. Постановление Правительства РФ от 27.05.2007 № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера».

7. Рекомендации по картографическому обеспечению МЧС России // Нормативно-методические документы по вопросам организации выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. М.: ВНИИ ГОЧС, 2008. 69 с.

Сведения об авторах

Трофимова Наталья Васильевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), Сибирский филиал, начальник филиала.

660074, Красноярск, ул. Ленинградская, 42.

Тел.: (391) 226-45-93.

E-mail: [email protected]

Антамошкин Олеслав Александрович: к.т.н., ФГБУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Сибирский филиал, вед.н.с.

660074, Красноярск, ул. Ленинградская, 42.

Тел.: (391) 226-45-93.

E-mail: [email protected]

Антамошкина Ольга Александровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Сибирский филиал, зам. начальника филиала. 660074, г. Красноярск, ул. Ленинградская, 42. Тел.: (391) 226-45-93. E-mail: [email protected]

Ничепорчук Валерий Васильевич: к.т.н., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), Сибирский филиал, с.н.с.

660074, Красноярск, ул. Ленинградская, 42.

Тел.: (391) 290-74-53.

E-mail: [email protected]

УДК 614.894(083.131)

ББК 68.9 Б 28

Батырев В.В., Карабейнккава А.В., Транкн С.Я. Методические рекомендации па выбару к применению фильтрующих средств индивидуальнай защиты арганав дыхания для защиты населения в чрезвычайных ситуациях / Пад ред. В.В. Батырева. МЧС Рассии. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 72 с.: ил.

ISBN 978-5-93970-055-9

Метадические рекамендации па выбару и применению фильтрующих средств индивидуальнай защиты населения в чрезвычайных ситуациях падгатавлены на аснаве прикладных научных исследаваний, выпалненных ва ВНИИ ГО ЧС. Метадические рекамендации садержит абзарный и аналитический материал а савременных средствах защиты населения. Значительнае места в них уделяется аценке эффективнасти и качества фильтрующих СИЗОД, а также требаваниям к ним и правилам пад-бара при арганизации защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Материал, излаженный в метадических река-мендациях, мажет быть испальзаван при решении вапра-сав предупреждения, планиравания и арганизации защиты населения.

Книга предназначена для ширакага круга специали-став в абласти арганизации защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Содержание

1. Вводная часть.

2. Основные термины и определения. Общие требования и классификация СИЗОД.

2.1. Основные термины и определения.

2.2. Классификация СИЗОД и общие требования к ним.

2.3. Гражданские фильтрующие противогазы.

2.4. Фильтрующие самоспасатели.

3. Система показателей качества фильтрующих СИЗОД и эффективнсти их использования для защиты населения в зонах химического заражения.

3.1. Общая характеристика показателей эффективности и качества.

3.2. Система показателей эффективности фильтрующих СИЗОД.

3.3. Система показателей качества фильтрующих СИЗОД.

4. Оценка эффективности и возможности использования фильтрующих СИЗОД для защиты населения в зонах химического заражения.

4.1. Оценка эффективности использования фильтрующих СИЗОД для защиты населения в зонах химического заражения.

4.2. Особенности оценки эффективности фильтрующих СИЗОД в местах массового пребывания людей.

4.3. Оценка возможности использования фильтрующих СИЗОД для обеспечения защиты населения в ЧС.

5. Оценка показателей качества фильтрующих СИЗОД.

5.1. Показатели защитных свойств.

5.1.1. Коэффициент защиты.

5.1.2. Коэффициент проникания аэрозолей.

5.1.3. Коэффициент подсоса.

5.1.4. Время защитного действия.

5.1.5. Коэффициент проницаемости противоаэ-розольного фильтра.

5.2. Показатели эргономических свойств.

5.2.1. Сопротивление дыханию.

5.2.2. Объемная концентрация диоксида углерода во вдыхаемом воздухе.

5.2.3. Ограничение площади поля зрения и изменение остроты зрения.

5.2.4. Масса СИЗОД и механическое воздействие на голову человека.

5.2. Показатели надежности.

6. Выбор СИЗОД для защиты населения в ЧС.

6.1. Основные факторы, влияющие на выбор СИЗОД.

6.2. Выбор типа фильтрующих СИЗОД для защиты населения в ЧС.

6.3. Недопущение поставок и использования контрафактной и фальсифицированной продукции.

7. Особенности защиты населения в зонах химического загрязнения.

7.1. Общие положения.

7.2. Общая характеристика респираторов, предназначенных для защиты населения в зонах химического загрязнения.

Приложение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.