УДК 004.457
С. А. Антипова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
СИСТЕМА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЗАЯВОК НА РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Предлагается решение проблемы обслуживания заявок на ремонт компьютерного оборудования на примере Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) в отделе технического обслуживания вычислительной техники (ОТОВТ). Дано описание процесса обслуживания заявки. Разработанный программный продукт позволяет достаточно автоматизировать работу ОТОВТ и повысить уровень обслуживания.
В настоящее время в отдел по ремонту компьютерного оборудования СибГАУ поступают заявки из разных отделов университета на техническое обслуживание вычислительной техники. Вся работа по обработке заявок в отделе ведется ручным способом. Возникла необходимость создания информационной системы, которая помогла бы работникам ОТОВТ СибГАУ вести некоторую свою деятельность автоматизированным способом.
Исходными данными для разработки такой системы являются отчеты в Microsoft Office Word, используемые в отделе по ремонту компьютерного оборудования СибГАУ, а также информация о процессе обслуживания поступающих заявок.
В отделе используются четыре основных отчета: заявка на ремонт компьютерной техники, заявка на приобретение дорогостоящего оборудования, заявка на приобретение расходных материалов для копировально-множительной техники и лимитная карта. Все отчеты в программе строятся на основе шаблонов Microsoft Office Word.
Процесс обслуживания заявки в ОТОВТ включает.
1. Заявки, которые поступают в ОТОВТ СибГАУ по телефону. Создают заявки на техническое обслуживание компьютерной техники со слов сотрудника университета.
2. Передача заявки на входной контроль.
3. Входной контроль принимает решение о гаран-тийности (негарантийности) ремонта, делает первичный осмотр и диагностику, определяет какие комплектующие могут понадобиться для ремонта (при заявке на ремонт), либо приобретает расходные материалы для копировально-множительной техники (при заявке на приобретение расходных материалов).
4. При сдаче изделия на ремонт техника распределяется на мастера.
5. Мастер при работе с техникой может создавать заявки на приобретение дорогостоящего оборудования или расходных материалов. Если поступила заявка на приобретение расходных материалов для копировально-множительной техники (закончилась бумага, чернила, краска и т.д.), мастер формирует лимитную карту.
6. Начальник отдела по ремонту компьютерного оборудования СибГАУ отслеживает время нахожде-
ния в ремонте, может передать технику другому мастеру, если ремонт задерживается.
В процессе разработки программного продукта (ПП) решались следующие задачи:
1) рассмотрено существующее программное обеспечение, сделан вывод, что существующие ПП имеют высокую стоимость и предназначены для использования в специфических областях;
2) изучена организационная схема организации (СибГАУ) и проведен соответствующий анализ;
3) изучены направления потоков информации отдела и проведен их анализ;
4) выявлены объекты и задачи автоматизации, которые представляют собой бизнес-процессы, протекающие внутри СибГАУ между ОТОВТ и сотрудниками университета;
5) составлена концептуальная схема базы данных (БД), состоящая из отделов, аудиторий, компьютеров, комплектующих, ремонтов, осмотров, заказов, заявок, начальников отделов, мастеров, поставщиков;
6) в ходе логического проектирования сконструирована информационная модель ОТО ВТ СибГАУ; с помощью нормализации создан набор отношений с заданными свойствами на основе требований к данным; составлена логическая схема БД, состоящая из 10 таблиц, в которые входят: подразделения, сотрудники, комплектующие, типы, мастера, журнал заявок, заявка на приобретение копировально-множительной техники, заявка на ремонт, лимитная карта, заявка на приобретение дорогостоящего оборудования;
7) проведен анализ транзакций, которые будут выполняться в БД; составлена физическая модель БД;
8) в качестве среды программирования выбрана Delphi 7, так как процессор БД BDE обеспечивает успешную работу с созданным приложением с таблицами из разных СУБД. В качестве СУБД выбрана Microsoft Access, которая является наиболее простой и надежной;
9) определена структура ПП, состоящая из пяти основных пунктов меню: файл, справочники, учет, журнал изменений, HELP, каждый из которых имеет несколько подменю;
10) составлены руководства программиста и пользователя, и осуществлено тестирование программы;
11) внедрение ПП в практику.
Решетневские чтения
В ПП имеется 15 основных модулей: модуль входа в программу, модуль администратора, главный модуль, архив изменения таблиц, журнал регистрации заявок, заявки на ремонт, заявки на приобретение расходных материалов, заявки на приобретение дорогостоящего оборудования, лимитные карты, справочники мастеров, комплектующих, типов комплектующих, подразделений и сотрудников, а также Help. Управляющие модули задают последовательность вы-
зова на выполнение очередного модуля. Информационная связь модулей обеспечивается за счет использования общей БД.
Таким образом, был разработан ПП, предназначенный для автоматизации работы отдела технического обслуживания вычислительной техники СибГАУ, который позволяет существенно повысить уровень обслуживания и оперативность обработки учетной информации.
S. A. Antipova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk REQUEST MAINTENANCE SYSTEM FOR SIBSAU COMPUTER EQUIPMENT REPAIR
The solution of the request maintenance problem for SibSAU computer equipment repair in the maintenance service department of computer facilities is offered. The description of service process of the request is given. The developed software product allows to automate enough work of department and to increase service level.
© Антнпова Q A, 2010
УДК 004.657
М. В. Барабанова, Ю. Б. Козлова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются современные тенденции использования автоматизированной системы для привлечения внимания к научной деятельности, а также для упрощения процесса обработки информации и составления отчетности.
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы (НИР) студентов является повышение уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов.
Основными наиболее действенными организационными формами НИР являются:
- дипломные работы с исследовательскими разделами;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т. е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;
- другие [1].
На сегодняшний день в Сибирском государственном аэрокосмическом университете открыто много магистерских программ, и процесс обучения студентов-магистров предполагает некоторые отличия. Так, обучение в магистратуре ориентировано на научные исследования, но сегодня повысить значимость научной деятельности студентов еще достаточно трудно, поскольку не разработаны механизмы контроля и
стимулирования, находится на стадии исследования структура процесса обучения.
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности (НИД) студентов, на мой взгляд, необходимо сделать доступной для учащихся и преподавателей учебных заведений информацию об участии в конференциях и других научных работах. Мы предполагаем, что разрабатываемая в рамках магистерской диссертации автоматизированная система управления данными о научной деятельности кафедры позволит не только упростить процесс обработки информации и составления отчетности, но также повысит интерес к научной деятельности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- оповещение о предстоящих конференциях и других НИР посредством рассылки необходимой информации на электронные адреса;
- внесение в систему данных об участии в НИР с удаленного компьютера;
- использование данных за выбранный период времени об участниках конференций для предоставления отчетности в НИД.
На данном этапе разработана логическая и физическая модели базы данных, готовится разработка тс'еЬ-интерфейса.