Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №3. С. 70-71. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/autopsihologicheskaya-kompetentnost-lichnosti-soderzhatelnye-aspekty (Дата
обращения: 16.04.2016).
20. Шуткина, Ж. А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Нижний Новгород, 2008. - 177 с.
Педагогика
УДК 796.1
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Романенко Наталья Ивановна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); магистрантка кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Чудная Юлия Александровна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
СИСТЕМА ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ТЕННИСИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Аннотация. Еще в 2011 году, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, участвующий на I форуме «Россия - спортивная держава» отметил, что развитию детского и юношеского спорта следует уделить больше внимания. Если брать выпускников школ, то здоровыми можно считать всего лишь 10 %.
Большинство научных исследований показали, что самыми распространенными видами нарушений здоровья у школьников средних и старших классов, являются заболевания костно-мышечного аппарата, включая нарушения осанки во фронтальном направлении (Клюев М.Е., 1980; Фаттахова Е.С., 1997; Морозова Т.С., Левченкова Т.В., 2003; Пенькова И.В., 2006; Полецкий Б.П., Поликарпова O.A., 2007). Но подростки, занимающиеся асимметричными видами спорта, такие как теннис, волейбол, гандбол и так далее, помимо школы, еще больше получают риск возникновения различных отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Гармония телосложения нарушена за счет односторонней гипертрофии мускулатуры ведущей руки и ноги, сколиотической осанки и усилению грудного кифоза.
Решить эту проблему пытались различными дополнительными средствами, включающие и авторские методики, методики психорегулирующей направленности, влияющие на психосоматику, стретчинг и так далее. Одной из новых тенденций, направленных на коррекцию осанки и созданию симметричного тела, является методика Пилатес с большим оборудованием. К сожалению, из-за дорогостоящего оборудования и достаточно больших размеров тренажеров, студией Пилатес может похвастаться далеко не каждая спортивная школа. В крупных сетевых фитнес клубах присутствует или студия Пилатес или один-два тренажеров большого оборудования, что позволяет внедрять данную методику в широкие массы населения и делать людей более грамотными в области своего здоровья.
В данной статье раскрывается изучение внедрения методики Пилатес с большим оборудованием как дополнительное средство физического развития и влияния данной методики на коррекцию осанки теннисистов.
Ключевые слова: пилатес с оборудованием, теннис, опорно-двигательный аппарат, подростки 14-16 лет.
Annotation. Back in 2011, President of the Russian Federation Dmitry Medvedev, participating in the First Forum "Russia - a Sports Nation", noted that the development of children's and youth sports should be given more attention. And if you look at the schools' graduates, then only 10% can be considered healthy.
Most scientific studies have shown that the most common types of health disorders in middle and high school students are disorders of the musculoskeletal system, including postural disorders in the coronal plane (Klyuev M.E., 1980; Fattakhova E.S., 1997; Morozova T.S., Levchenkova T.V., 2003; Penkova I.V., 2006; Poletsky B.P., Polikarpova O.A., 2007). But teenagers involved in asymmetric sports such as tennis, volleyball, handball and so on, in addition to school, are even more at risk of various abnormalities in the musculoskeletal system state. Harmony of the body is broken due to unilateral hypertrophy of the musculature of the leading arm and leg, scoliotic posture and increase of the thoracic kyphosis.
To solve this problem, they tried to employ various additional means, including author's methods, psycho-regulatory techniques affecting psychosomatics, stretching and so on. One of the new trends aimed at correcting the posture and creating a symmetrical body is the Pilates technique with wide range of equipment. Unfortunately, because of the equipment's highly priced nature and quite a large size, not every sports school can boast about having a Pilates studio. In large national fitness clubs, there is often either a Pilates studio or one or two large machines, which allows to introduce this method into the broad masses of population and make people more educated about their health.
This article reveals the study of the introduction of the Pilates technique with large equipment as an additional means of physical development and the influence of this technique on correcting the posture of tennis players.
Keywords: Pilates with equipment, tennis, musculoskeletal system, adolescents 14-16 years old.
Введение. Сегодня вряд ли можно опровергнуть факт, подтверждающий положительное влияние физических упражнений на общее состояние организма, включая физическую и психологическую составляющие, сердечно-сосудистую, гормональную и дыхательную системы [2, 3, 5]. Современные условия таковы, что человек подвергается постоянному стрессу, что на фоне ухудшающейся экологической обстановки и гиподинамии не может не отразиться на здоровье человека. Систематические вредные привычки в виде и долгого сидения, еще и неправильного, беспрерывных разговоров по телефону или ношения сумки на одном плече отрицательно сказывается на осанке человека. Помимо этого, вероятность нарушений в осанке повышается у людей, занимающихся асимметричными видами спорта. Ведущая рука, нога или стойка негативно влияет на одинаковое развитие мышечной системы, которая, в свою очередь, нарушает костно-связочный аппарат. Именно поэтому очень важно осознать, что спортсменам, помимо основного вида спорта, необходимо добавлять новые системы и оздоровительные методики, которые бы помогали им сохранять своё физическое здоровье и улучшать спортивные результаты [1, 4].
На процесс формирования здорового образа жизни повлияло пристальное изучение оздоровительных
систем и их особенностей, прогрессивное развитие которых способствовало образованию особого направления, в основе которого лежит неразрывная связь сознания и тела, способного оказывать оздоровительный эффект на общее состояние человека. Такое направление называют «разумным телом», «ментальным фитнесом», или, как его принято называть за рубежом, «Body & Mind». Эти направления известны высокой эффективностью, они научно обоснованы, апробированы и доказаны на практике и пользуются популярностью в области фитнеса [6, 8]. Что же касается спорта, то исследований, посвященных влиянию и внедрению Пилатес с большим оборудованием в спортивную деятельность, в нашей стране недостаточно [7].
В связи с вышеперечисленным можно сделать вывод об актуальности данной темы и возможности изучения и применения системы Пилатес как средство коррекции опорно-двигательного аппарата теннисистов 14-16 лет.
Цель исследования: определить содержание занятий по системе Пилатес, способствующих коррекции опорно-двигательного аппарата теннисистов 14-16 лет.
Методика и организация исследования: Педагогический эксперимент проходил в городе Краснодаре, на базе фитнес клуба Kinext в течение 6 месяцев. В исследовании приняло участие 20 подростков 14-16 лет, занимавшихся теннисом 4 раза в неделю, и дополнительно включивших в свое расписание занятия по системе Пилатес с большим оборудованием 3 раза в неделю.
Под тренировкой Пилатес с большим оборудованием понимается фитнес-методика, упражнения которой выполняются на специальных тренажерах (Cadillac, reformer, spine corrector) в отдельной студии. Главными особенностями тренировки Пилатес является работа с глубокой мускулатурой человека, одновременной стабилизацией тела, увеличения его мобильности и подвижности, а также исправление дефектов осанки за счет различных асимметричных и деротирующих упражнений. Работа с глубоким мышечным слоем позволяет улучшить мышечную проприорецепцию, тем самым появляются новые нервно-мышечные связи, формируется новый, правильный, двигательный навык и меняется двигательный стереотип движения. Именно этот момент является ключевым в исправлении асимметрии и нарушениях осанки подростков, занимающихся теннисом на этапе спортивного совершенствования.
Визуально морфологические изменения теннисистов включают в себя: подачу головы вперед, укорочение шейной линии, пронирование плечевых суставов вовнутрь, сутуловатость, и как следствие, напряжение и гипертонус передней линии тела, укорочение большой грудной и малой грудной мышц. Со стороны спины характерны крыловидные лопатки. Длина конечностей также визуально разнится, объем мышечной массы на конечностях тоже может быть разным. Характерно неполное разгибание коленей. Со стороны силы мышц ведущая рука и нога значительно превышает показатели противоположной конечности. Это связано с особенностями вида спорта и асимметричной нагрузкой, так как на этапе спортивного совершенствования наблюдается ведущая рука и стойка, ведущий удар и отработка сильной стороны игрока. Программа Пилатес с большим оборудованием была направлена на укрепление «слабой» стороны каждого теннисиста, упражнения подбирались индивидуально в зависимости от особенностей игроков.
Занятия с использованием оборудования Пилатес для коррекции опорно-двигательного аппарата теннисистов 14-16 лет состояли из 4 этапов:
1) 1 этап предполагал предварительную оценку состояния опорно-двигательного аппарата, выявления типа осанки и особенностей телосложения теннисистов. Заполнение анкеты и личных данных. Разделение теннисистов на 2 группы: «правшей» и «левшей».
2) 2 этап демонстрировал на практике каждому из теннисистов свою мышечную асимметрию с целью полного осознания и увеличения мотивационного компонента в быстром исправлении коррекции.
3) 3 этап включал в себя выполнение каждой группы упражнений, направленных на увеличение силы мышц «слабой» стороны, упражнения на обучение мобильности и подвижности суставов, артикуляции позвоночника, контроль и изолированная работа над мышечной группой, а также упражнения на растягивание и увеличении амплитуды движений.
4) 4 этап заключительный. Визуальный сравнительный анализ осанки и телосложения спортсменов до и после проведения эксперимента. Запись результатов в анкету спортсмена. Самоанализ осанки и положения тела каждого из теннисистов. Выводы.
До эксперимента подростки имели мышечную асимметрию, что было подтверждено наглядно визуальными тестами и созданием личной анкеты по следующему образцу (таблица 1).
Оценка опорно-двигательного аппарата
Таблица 1
Вид спереди:
Положение головы
Наклон влево Наклон вправо Ротация | Нормальное положение
Плечи
Симметричные Левое выше Правое выше
Бедра
Ротация внутрь Ротация наружу
Колени
Естественное небольшое Переразгибание Сильное сгибание
сгибание
Стопы
Плоскостопие Большая арка в области Нормальное положение
свода стопы
Вид сбоку:
Положение головы и шеи
Переразогнута назад Плоская Опущена вперед | Нормальное положение
Грудной отдел
Гиперкифоз Нормальное положение Уплощен
Поясничный отдел
Гиперлордоз Нормальное положение Уплощен
Вид сзади:
Плечи
Симметричные Левое выше Правое выше
Лопатки
Крыловидные Нормальное положение
Ягодичная складка
Асимметричные На одной линии
До эксперимента во время первичной оценки опорно-двигательного аппарата и осанки 20 теннисистов правшей 14-16 лет получили следующие результаты:
Положение головы спереди характеризовалась у 13 человек как нормальное, что составило 65% осмотренных, в то время как у 7 человек из (35%) в непринужденной позе происходила ротация головы в правую сторону.
У 19 человек (95%) правое плечо было заметно выше левого и только у одного (5%) плечевой пояс был симметричным.
У 18 из них (90%) наблюдалось вращение бедер вовнутрь, нормальное положение бедренной кости было у двоих (10%) теннисистов.
Чрезмерное сгибание коленного сустава оказалось у 16 человек (80%) исследуемых, у 4 (20%), -нормальный разогнутый коленный сустав, а плоскостопие встретилось у 15 (75%), 25% составили теннисисты со здоровыми стопами (рисунок 1).
100 п 80 60 40 20 0
ЕШ
□ Отклонения(%) ■ Норма(%)
1 2 3 4 5
Рисунок 1. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид спереди (%)
Примечание: Вид спереди: 1 - Положение головы; 2 - Симметричность плечевого пояса; 3 - Положение бедра; 4 - Коленный сустав; 5 - Стопа.
Вид сбоку показал также явные отклонения от принятых норм правильной осанки: голова и шея были поданы вперед у 17 подростков (85%) и лишь у 3 человек было нормальное положение головы. Гиперкифоз наблюдался у 12 человек (60%), но естественный изгиб грудного отдела сохранили 8 человек (40%). Поясничный регион был в норме у 16 человек (80%), а у 4 (20%) наблюдалось уплощение позвоночника в этом сегменте (рисунок 2).
90п 80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ Отклонение ■ Норма
Рисунок 2. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид сбоку (%)
Примечание: Вид сбоку: 1 - Положение головы и шеи; 2 - Грудной отдел; 3 - Поясничный регион
Со стороны спины сзади присутствовала также явная асимметрия плечевого пояса у 19 человек (95%), у 11 человек (55%) были диагностированы крыловидные лопатки. Асимметричные ягодичные складки оказались лишь у 8 исследуемых, что составило 40% (рисунок 3).
100 80 60 40 20 0
■ ГШ
■ 9 ,
□ Отклонения ■ Норма
Рисунок 3. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид сзади (%)
Примечание: Вид сзади: 1 - Симметричность плечевого пояса; 2 - Лопатки; 3 - Ягодичные складки
По окончанию эксперимента спустя полгода был проведен повторный анализ оценки состояния опорно-двигательного аппарата и были выявлены следующие изменения:
При оценке положения головы спереди результат «нормальное положение головы» получили 18 теннисистов (90%), 16 человек (80%) избавились от асимметрии в плечах, у 11 человек (55%) ушел ротационный компонент бедер вовнутрь и чрезмерное сгибание коленей. Плоскостопие определили только у 7 подростков (35%). (Рисунок 4).
100 80 60 40 20 0
□ Отклонения(%) ■ Норма (%)
1 2 3 4 5
1
2
3
1
2
3
Рисунок 4. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид спереди (%)
Примечание: Вид спереди: 1 - Положение головы; 2 - Симметричность плечевого пояса; 3 - Положение бедра; 4 - Коленный сустав; 5 - Стопа.
Сбоку наклон головы и шеи вперед оказался только у 5 человек (25%), а чрезмерно округлая спина у 8 человек (40%). Естественный поясничный лордоз определили у 19 человек (95%). (Рисунок 5).
1001 80 60 40 20 0
□ Отклонение ■ Норма
Рисунок 5. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид сбоку (%)
Примечание: Вид сбоку: 1 - Положение головы и шеи; 2 - Грудной отдел; 3 - Поясничный регион
Осмотр туловища сзади подтвердил диагноз по плечевому поясу: у 16 человек плечи оказались на одинаковой высоте (80%), укрепились мышцы спины и крыловидные лопатки остались лишь у 4 человек (20%). Асимметричные ягодичные складки наблюдались у 3 человек (15%). (Рисунок 6).
100-| 80 60 40 20 0
□ Отклонения ■ Норма
Рисунок 6. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Вид сзади (%)
Примечание: Вид сзади: 1 - Симметричность плечевого пояса; 2 - Лопатки; 3 - Ягодичные складки
Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности занятий по системе Пилатес с большим оборудованием для коррекции опорно-двигательного аппарата подростков 14-16 лет занимающихся таким асимметричным видом спорта как теннис. Данный анализ и положительная динамика этого исследования дали возможность продолжения изучения влияния тренировок по системе Пилатес на физическую подготовленность и функциональное состояние теннисистов 14-16 лет.
Литература:
1. Занова, В.О. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса / В.О. Занова, Н.И. Романенко // Электронный журнал. «Бюллетень науки и практики». - 2016. - №11 (12). -С. 316-320.
2. Плешкань, А.В. Краткий словарь основных терминов и понятий в оздоровительной физической культуре / А.В. Плешкань, Н.И. Романенко / Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2007. - 64 с.
3. Плешкань, А.В. Оценка здоровья и физической подготовленности в оздоровительной физической культуре / А.В. Плешкань, Н.И. Романенко / Учебное пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 60 с.
4. Маринович, М. Влияние занятий по системе Пилатес на физическое состояние женщин 40-45 лет / М. Маринович, О.С. Трофимова / Тезисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - Часть 2. - 358 с.
5. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко / Учебное пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2012. - 76 с.
6. Вейдер, С. Пилатес от А до Я / С. Вейдер. - Неоглори. - 2009.- С. 250.
7. Паттерсон, Э. Золотые правила Пилатес / Э. Паттерсон. // Неоглори. - 2006. - 30 с.
8. Пилатес, Дж. Х. Возвращение к жизни через Контрологию Пилатеса / Дж. Х. Пилатес. - К.: Саммит-Книга, 2014. - 151 с.
1
2
3
1
2
3
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Рябуха Елена Викторовна
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ (г. Новосибирск);
кандидат педагогических наук Калягин Владимир Николаевич
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ (г. Новосибирск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В данной работе уточнены понятия «культура», «педагогическая культура преподавателя военного института», раскрыты основные функции и структура педагогической культуры преподавателя, раскрыты основные периоды в процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя военного института и предложены некоторые пути совершенствования педагогической культуры преподавателей военных институтов.
Ключевые слова: культура, педагогическая культура преподавателя, функции педагогической культуры, компоненты качеств личности преподавателя, самосовершенствование, самовоспитание, самообразование, пути совершенствования педагогической культуры преподавателей.
Annotation. In this paper, refined the notion of "culture", "teacher's pedagogical culture military Institute, revealed the basic functionality and structure of teacher's pedagogical culture, revealed the main periods in the process of building and improving teacher's pedagogical culture of military Institute and suggests some ways to improve teachers ' pedagogical culture of military institutions.
Keywords: culture, pedagogical culture teachers, pedagogical culture function, qualities of a teacher components, self improvement, self-education, self-education, ways to improve the pedagogical culture teachers.
Введение. Роль военного преподавателя в образовательном процессе и требования к нему как к специалисту высоки и имеют тенденцию к возрастанию. Жизненная необходимость происходящих преобразований в силовых структурах обуславливается политической и экономической обстановкой в мире, а также противоречиями между задачами стоящими перед военными и их возможностями. Одной из основных целей развития системы военного образования является подготовка офицерских кадров, позволяющая в полном объеме и качественно выполнять поставленные служебно-боевые задачи, а также обеспечивать устойчивое комплектование Российской армии квалифицированными офицерами с высокими профессиональными качествами. Основные требования к военному преподавателю включат в себя: во-первых, уровень его профессиональной компетенции, военно-профессиональных знаний, умений, навыков; во-вторых, личностные качества преподавателя (мотивация, мировоззрение, моральный облик, духовный мир, общая культура, коммуникативные и организаторские способности, волевые качества и т.д.); в-третьих, специфические профессионально-педагогические качества: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; педагогическая требовательность; педагогический такт; педагогическое мышление, психолого-педагогическая эрудиция. Совокупность этих требований является основой педагогического мастерства и составляющей педагогической культуры военного преподавателя.
Цель данной работы уточнить основные понятия «культура» и «педагогическая культура преподавателя военного института», раскрыть функции, структуру и основные компоненты педагогической культуры преподавателя, обозначить основные периоды в процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя и предложить некоторые пути совершенствования педагогической культуры военных преподавателей.
Изложение основного материала статьи. Исследования, проведенные военными учеными показали, что положительные изменения в образовательной системе возможны только при позитивных переменах в качественном уровне педагогической деятельности преподавателей военных институтов. А показателями военно-профессиональной компетенции и эффективности труда военного преподавателя является его педагогическая культура, так как именно она является основным фактором обеспечения успеха в обучении, воспитании, психологической подготовки военнослужащих для выполнения служебно-боевых задач.
Понятие «культура» имеет большое количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения таких наук, как философия, история, культурология, педагогика, психология, этнография и т.д. Данное понятие имеет латинское происхождение: cultura - возделывание, обработка земли. Слово «культура» впервые встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (ок. 160 г. до н. э.). Позднее понятие «культура» получило более широкое значение - воспитание, образование, развитие, почитание, совершенствование.
Проанализировав разные понятия, можно сделать вывод, что «культура» представляет собой разнообразную деятельность человека и включает в себя формы и способы самопознания и самовыражения, накопленные человеком и обществом знания, умения и навыки. Источником происхождения культуры является познание и творческое начало. Культура - сложное и целостное социальным явлением, включающее в себя духовные и материальные компоненты, проявляется в разных сферах общественного сознания в виде общих и частных моделей: «физическая культура», «политическая культура», «художественная культура», «правовая культура», «педагогическая культура».
Основные положения, раскрывающие связь общей и педагогической культуры преподавателя высшего учебного заведения предложены в работах И.Ф. Исаевым, где понятие «педагогическая культура» рассматривается, как: универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; сложное качество личности, обеспечивающее ему успешность педагогической деятельности на всех ее уровнях, во всех ее социально-психологических, технологических и нравственно-эстетических компонентах; системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию взаимодействия с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей [2].
Сластенин В. А. педагогическую культуру преподавателя раскрывает, как способность педагога