Научная статья на тему 'Система оценочных показателей развития сельской социальной инфраструктуры'

Система оценочных показателей развития сельской социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / МЕТОДИКА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мансуров П. М.

В статье рассматриваются специфические особенности социальной инфраструктуры села, мнения ученых по вопросу ее оценки. Особое внимание уделяется системе показателей социального развития, представляющих собой аспекты такого явления, как социальное развитие села. Затрагиваются вопросы определения эффективности сельской инфраструктуры, рассматриваются различные методики ее оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценочных показателей развития сельской социальной инфраструктуры»

6(261) - 2012

Система сбалансированныхс

показателей

УДК 330.341.42

СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

П. М. МАНСУРОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Е-mail: mansurovpm@mail. ru Ульяновский государственный технический университет

В статье рассматриваются специфические особенности социальной инфраструктуры села, мнения ученых по вопросу ее оценки. Особое внимание уделяется системе показателей социального развития, представляющих собой аспекты такого явления, как социальное развитие села. Затрагиваются вопросы определения эффективности сельской инфраструктуры, рассматриваются различные методики ее оценки.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, оценка, показатель; методика, анализ.

Социальная инфраструктура села - подсистема материальных и духовных средств жизнеобеспечения сельских жителей, способствующая удовлетворению социальных запросов и воспроизводству населения, опосредованно воздействующая на процесс аграрного производства.

Социальная инфраструктура села представляет собой искусственную среду, созданную человеком, обеспечивающую функционирование сферы социального обслуживания, и включает в себя объекты

образования, культуры, здравоохранения, быта, коммуникации и др.

Основная функция социальной инфраструктуры села - это создание приемлемых условий для развития индивидов, проживающих на определенной территории, и удовлетворение социально-бытовых потребностей местного населения и работников аграрного сектора.

Специфическими особенностями социальной инфраструктуры села являются:

- меньшая развитость и оснащенность материально-техническими средствами по сравнению с аналогичной структурой города;

- небольшой объем оказываемых услуг;

- большая зависимость от экономического состояния местных субъектов хозяйствования. Для правильной организации работы социальной инфраструктуры необходима выработка методики и системы показателей, характеризующих объем и уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

53

Система показателей состояния и уровня развития социальной инфраструктуры является своеобразной основой для комплексного анализа достигнутого ею уровня развития, затратности и эффективности работы объектов социальной инфраструктуры, а также для определения прогнозов ее развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Под оценкой уровня развития социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса (АПК) понимают количественное и качественное определение параметров объектов инфраструктуры, (оцененное по определенной заранее методике и сопоставимое с эталонным значением), посредством которых оказываются услуги сельскому населению, призванные сформировать надлежащее качество жизни и воспроизводство рабочей силы.

Количественная оценка эффективности деятельности объектов социальной инфраструктуры возможна не всегда. Нередко она подчиняется критериям социальной эффективности, в числе которых степень удовлетворения потребностей отдельных людей, общества в целом, улучшение экологической обстановки, повышение продолжительности жизни и др. [2].

Оценка уровня развития социальной инфраструктуры АПК требует прежде всего обоснования методов расчета. Обычно применяются следующие способы оценки:

- сравнение с уровнем прошлых лет;

- сравнение со средним уровнем по совокупности (по стране или субъекту РФ в целом);

- сравнение с потребностями населения;

- сравнение с нормативным уровнем.

В наиболее общем виде показатели развития объектов инфраструктуры в экономической литературе принято делить на четыре основные группы:

- стоимостные (оценка эксплуатационных затрат, оценка основных фондов, объем предоставляемых услуг);

- натуральные (протяженность сетей коммуникаций, торговая площадь);

- трудовые (численность рабочих, служащих, общее демографическое состояние);

- качественные (техническое состояние объектов, степень их износа).

Представленные в табл. 1 показатели оценки социальной инфраструктуры можно разделить на количественные (площадь жилого фонда, средняя обеспеченность населения жильем) и качественные (доля жилого фонда, оборудованного водопроводом, канализацией, газом, горячим водоснабжением и др.).

Система показателей социального развития исчисляется десятками единиц, что делает ее использование в аналитических целях весьма затруднительным, особенно при изучении динамики процесса, межрегиональных сопоставлениях и сравнении деревни с городом.

Методика построения интегрального показателя социальной ситуации предусматривает, во-первых, измерение частных показателей в одной размерности (в единой шкале), а именно в относительных величинах (так называемый способ свертывания

Таблица 1

Основные показатели сельской социальной инфраструктуры Ульяновской области в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009

Сельский жилищный фонд, тыс. м2 8 323,9 8 365,1 8 531,2

Площадь жилищ, приходящихся на одного жителя в сельской местности, м2 23,7 24 24,3

Благоустройство сельского жилищного фонда, %:

водопровод 45 45 46

канализация 32 32 33

газ 95 95 95

горячее водоснабжение 10 10 10

Число дошкольных учреждений, ед. 151 149 147

Число общеобразовательных учреждений, ед. 496 467 428

Число больничных учреждений, ед. 23 22 21

Число коек на 10 000 чел. населения, ед. 98,8 99,2 94,5

Число культурно-досуговых учреждений, ед. 516 517 502

Число посещений киносеансов, тыс. 20,5 23,5 22,9

Источник: составлено автором по данным [3].

показателей). Во-вторых, подбор частных показателей, однородных по эффекту (положительных или отрицательных), увеличение числового значения. В-третьих, взвешивание (балльную оценку) значимости каждого компонента.

При выборе относительных величин для реализации способа свертывания частных показателей наиболее предпочтительным представляется сопоставление их фактических уровней с рациональными нормами и нормативами. Однако поскольку нормативная база расчетов отсутствует, за базу сопоставления приняты средние величины частных показателей по народному хозяйству. Такой подход позволяет определенным образом судить о положении села относительно города.

Важное методическое требование при расчете интегрального показателя состоит также в том, что система частных показателей, подлежащих интеграции, должна формироваться по одному из двух принципов: «чем больше, тем лучше», или «чем больше, тем хуже».

Наиболее сложной в методологическом отношении является проблема взвешивания значимости составляющих интегрального показателя. Решить эту задачу можно путем применения метода экспертных оценок, который позволяет формализовать качественную информацию.

Предлагаемую методику построения интегрального показателя относительно социальной ситуации на селе можно формализовать следующим образом:

* = (!)

где K - коэффициент сводной оценки (интегральный показатель) социальной ситуации; п - количество частных показателей [1]; Х. - 7-й частный показатель социальной ситуации;

Б. - экспертная балльная оценка 7-го частного показателя;

X' - 7-й частный показатель социальной ситуации в целом по народному хозяйству. Для обобщающей оценки динамики ситуации предлагается формула:

3 =

^ х

7=1 Х н

(2)

где 3 - индекс динамики социальной ситуации за

анализируемый период; Х - 7-й частный показатель на начало периода; X - 7-й частный показатель на конец периода.

По формулам (1), (2) на базе системы конечных показателей социального развития проведена сводная оценка динамики социальной ситуации в сельской и городской местности Ульяновской области за 2007-2009 гг. и оценка ее соотношения в базовом и отчетном периодах.

Конечные показатели социального развития, использованные в расчетах, приведены в табл. 2.

Неуклонно растут расходы семьи на питание, что вызывает необходимость и рост получения прочих доходов помимо оплаты труда (на селе они достигли 72 %). Уменьшение количества подростков и лиц старше 18 лет, не имеющих полного среднего образования, свидетельствует о положительной ди-

Таблица 2

Динамика конечных показателей социальной ситуации в городской и сельской местности Ульяновской области в 2007 и 2009 гг.

п

2007 2009

Показатель Сельская Городская Сельская Городская

местность местность местность местность

Доходы, полученные помимо оплаты труда (доходы 33 18 72 26

от личных подсобных хозяйств и др.) в совокупном доходе

семьи, %

Расходы на питание в использованном совокупном доходе 22,1 28,2 48,3 44,7

семьи, %

Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, не имеющих 54,5 34,4 50,4 29

полного среднего образования, к общей численности данной

группы, %

Число разводов на 100 регистраций брака 25 48 41 70

Наркологические расстройства на 10 тыс. населения, чел. 209 216 231 257

Самоубийства на 100 тыс. населения, чел. 32,8 24,1 53,7 37,9

Число преступлений на 10 тыс. населения 122 125 218 163

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

55

намике. Тяжелая экономическая ситуация не может не отразиться на здоровье людей, что приводит к значительному росту числа преступлений, самоубийств, алкогольной и наркотической зависимости и, как следствие, к распаду семьи.

Расчет интегрального показателя динамики социальной ситуации показал, что за 2007-2009 гг. она ухудшилась в городе на 37 %, на селе - на 60 %. В результате разрыв между городом и селом по уровню социального благополучия увеличился в 2,1 раза.

При оценке уровня развития сельской социальной инфраструктуры необходимо использование целой системы показателей, включающей количественные, качественные и интегральные оценки. Количественные показатели наиболее полно отражают состояние социальной инфраструктуры территорий и могут использоваться при анализе социального потенциала населенных пунктов. Соотношение количественных показателей и нормативной базы, а также использование качественных показателей

дает представление об обеспеченности и степени удовлетворения населения социальными объектами и услугами. Применение интегральных показателей позволяет учитывать различия административных районов, отдельных хозяйств по природно-гео-графическим и почвенным условиям, по степени экономического развития, уровню эффективности и возможности вкладывать средства в поддержание функционирования и развитие объектов социальной инфраструктуры.

Наиболее полной и совершенной является система показателей анализа социально-производственной инфраструктуры сельской местности, представленная в табл. 3.

Представленная система показателей включает в себя четыре группы количественных и качественных показателей, различающихся не только методикой расчета, но и назначением и целями, стоящими перед ними.

Изложенные показатели оценки состояния и уровня развития инфраструктуры села позволяют

Таблица 3

Система показателей для анализа социальной инфраструктуры сельской местности

Группа показателей Показатель Назначение группы

количественный качественный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первичные (расчетные) Площадь жилого фонда, м2. Обеспеченность населения жильем, м2/чел. Число больничных учреждений. Число больничных коек. Число детских дошкольных учреждений. Количество детей в дошкольных учреждениях Доля благоустроенного жилого фонда, %. Качество медицинского обслуживания. Доступность образовательных услуг и др. Оценка уровня развития социальной инфраструктуры территории

Факторные (определяющие) Определение территориальной остроты ситуации исследуемой территории и на этой основе определение приоритетных направлений совершенствования социальной инфраструктуры сельской местности Определение наиболее и наименее депрессивных участков исследуемой территории

Итоговые (результирующие) Расчет необходимого объема финансовых ресурсов, их распределение по направлениям и срокам финансирования Распределение источников финансирования по срокам и объемам финансирования между бюджетами разного уровня, внебюджетным фондом развития социальной инфраструктуры и фондом поддержки индивидуального жилищного строительства Определение необходимого объема финансирования в соответствии с уровнем развития социальной инфраструктуры исследуемой территории. Распределение финансовых средств в соответствии с остротой территориальной ситуации

Ожидаемые (предполагаемые) Экономический эффект (рост производительности труда, сокращение простоев, экономия материальных ресурсов, увеличение доходов населения и т. п.) Социальный эффект (повышение качества обучения, рост уровня образованности населения, приобщение к здоровому образу жизни, снижение преступности и пр.) Соответствие принятым приоритетам социально-экономического развития территории

исследовать ее с самых разнообразных позиций. Применение конкретных из них обусловлено различными обстоятельствами: глубиной проводимого исследования, его направленностью, ожидаемым результатом и другими факторами.

Данная система позволяет провести наиболее полный и всесторонний анализ уровня развития социальной инфраструктуры сельской местности, определить необходимый объем финансирования и направления приоритетного вложения средств.

Список литературы

1. Бондаренко Л. В., Шаяхметов И. Т. Методологические основы формирования социальной инфраструктуры села. М.: Книга-сервис, 2000.

2. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Морозовой и А. В. Пикулькина. М.: Финста-тинформ, 1997.

3. Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2010: стат. сб. Ульяновск: 2010.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.