Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования государственного регулирования развития социальной инфраструктуры села'

Проблемы совершенствования государственного регулирования развития социальной инфраструктуры села Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучкин Владимир Георгиевич, Каймакова Мария Васильевна

Рассмотрено государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села т. к. преодоление обострившихся проблем села, хроническое отставание его социальной инфраструктуры возможно лишь путём усилия роли государства в решении этих проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования государственного регулирования развития социальной инфраструктуры села»

средним бизнесом, в том числе в сфере услуг, пищевой и лёгкой промышленности и туризма.

На периферийных сельских территориях в эти годы отмечался рост численности населения, развитие социальной инфраструктуры, сельская местность стала привлекательна не только для широких слоев населения, но и для малого, среднего и крупного бизнеса.

Анализ всего комплекса мер, составляющих аграрную политику на проблемных сельских территориях Западной Европы, даёт основание утверждать, что эта политика не ориентирована на аграрное производство как ведущее звено социально-экономического развития. По совокупности и содержанию реализуемых мер это не традиционная, а инновационная стратегия развития проблемных сельских территорий как самодостаточных социально-экономических комплексов, роль которых для государс тва и нации значительно шире и важнее, чем товарное производство сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время для России, в связи с осуществляемым национальным проектом, одной из целей которого является улучшения благосостояния жизни на селе, значительный интерес представляет опыт США. В силу исторических, экономических и других причин в нашей стране

отсутствует единый систематический подход к этому вопросу, нет единой методологической базы, недостаточно гибкие применяемые инструменты государственной политики. В 2006 году впервые сельское развитие было объявлено приоритетом аграрной политики Федеральным законом о развитии сельского хозяйства № ФЗ-256 от 29.12.2006.

Важным для России является опыт взаимодействия служб федерального и регионального уровня и представляет интерес планирование снизу вверх.

При разработке программ сельского развития и сельского хозяйства хорошо было бы использовать опыт зарубежных стран как привлекать частных инвесторов на село, так как это позволит снять нагрузку с бюджета и привлечь дополнительные инвестиции. Если такая программа начнет работать в конкретном районе, где наблюдается дополнительная активность, то постепенно люди начнут возвращаться в село.

Каймакова Мария Васильевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

УДК 332.012.2

В. Г. КУЧКИН, М. В. КАЙМАКОВА

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

Рассмотрено государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села т. к. преодоление обострившихся проблем села, хроническое отставание его социальной инфраструктуры возможно лишь путём усилия роли государства в решении этих проблем.

Ключевые слова: государственное регулирование, социальная инфраструктура.

Развитие социальной инфраструктуры села -важная составная часть общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и совершенствованию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

Государство выступает главным субъектом социальной политики, в ведении которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной социальной политики и разработки

В. Г. Кучин, М. В. Каймакова, 2009

федеральных программ в области социального развития. Основными звеньями регулирования социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры; Министерство труда и социального развития; Комитет по физической культуре и туризму и др.

Административное и правовое регулирование осуществляется путём утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности государственных

органов. К данной сфере регулирования относятся также государственные нормы и нормативы социальных услуг.

Социально-экономические преобразования, проводимые в России и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования системы государственного регулирования социальных процессов.

Главная задача государства при любом общественном строе, вне зависимости от лежащих в его основе форм собственности, состоит в гарантировании своим гражданам социальной защищённости и возможности получения жизненно важных социальных услуг. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры региона - важная сторона общей проблемы регулирования социальными процессами. В настоящее время главной задачей регулирования становится дальнейшее улучшение условий жизни всех сельских жителей путём повышения качества и обеспечения непрерывности снабжения услугами инфраструктуры. Развитие социальной инфраструктуры региона - процесс длительный, требующий крупных капитальных вложений. Его результатом является создание объектов с длительным сроком службы, зачастую предназначенных для обслуживания не одного, а нескольких населённых пунктов.

Анализ современных тенденций социально-экономического развития области даёт возможность говорить о необходимости как можно более быстрого перехода от политики разрозненной, «фрагментной» поддержки отдельных компонентов, слагающих сельский социум, в частности, аграрного производства в рамках комплексных масштабных проектов по развитию социальной инфраструктуры села.

Закономерно и общепризнанно, что численность населения, занятого в сфере сельскохозяйственного производства в Ульяновской области, стабильно снижается.

Исследование развития социальной инфраструктуры села показывает, что за последнее десятилетие в результате резкого спада сельской экономики, в развитии социальной инфраструктуры села произошли серьёзные ухудшения обстановки. Хотя успех аграрно-экономических преобразований в области во многом зависит от развития социальной инфраструктуры села.

Темпы сокращения капиталовложений в социальную инфраструктуру села значительно выше соответствующего показателя в целом по экономике. Их объём в расчёте на одного сельского жителя в 5-6 раз меньше, чем в среднем на

жителя области, тогда как в 1990 г. это различие составляло 17%.

Местные бюджеты и сельскохозяйственные предприятия оказались не в состоянии инвестировать социальную инфраструктуру села, часть объектов социального значения была закрыта, сократилось строительство новых, пришли в упадок имеющиеся.

Начиная с 1989 г. объёмы введённого жилья начали сокращаться, при этом значительно уменьшилось и бюджетное финансирование жилищного строительства.

На начало 2008 г. жилищный фонд Ульяновской области составил 29,0 млн. кв. м общей площади жилья. В сельской местности расположено 28,7% всего жилищного фонда. В 2007 г. по сравнению с 1990 г. в городской местности жилищный фонд увеличился на 4,8 млн. кв. м или на 30,0%, а в сельской местности - на 0,6 млн. кв. м или на 7,5%.

За период 2003-2007 гг. ввод в действие жилых домов увеличился на 266,25%. Застройка осуществляется в основном за счёт населения (99,1%) (табл. 1).

Средняя обеспеченность общей площадью

одного жителя области увеличилась по сравнению с 1990 годом на 33,1 и составила на начало 2008 года 22,1 кв. м. При этом обеспеченность жильём в городах выросла быстрее и увеличилась на 38,7% против 22,2% на селе. Происходящие изменения можно проследить на основе структуры ввода в действие жилых домов Ульяновской области и Цильнинского района за аналогичный период на основе данных.

Жилищный фонд Ульяновской области заметно обветшал, 423,6 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений (1,5%) размещено в ветхих и аварийных домах. В 2007 году по ветхости и аварийности снесено 28,7 тыс. кв. метров площади, что составляет около 7% общей площади такого жилья. Подавляющая часть сельского жилья не соответствует потребностям населения не только по объёму, но и по своим качественным характеристикам. В сельской местности сохраняется низкий уровень благоустройства жилья. При этом уровень благоустройства жилищного фонда оценивается долей населённых пунктов, имеющих канализацию, горячее водоснабжение, газ, центральное отопление, водопровод в общей численности населённых пунктов.

В основной части сельского жилищного фонда Ульяновской области и Цильнинского района нет элементарных коммунальных удобств.

4 Таблица 1

Ввод в действие жилых домов в сельской местности по формам собственности

(тыс. кв. метров общей площади)

Параметры 2003 2004 2005 2006 2007 2007 г. в%к 2003 г.

Ввод в действие жилых домов - всего 24,3 23,6 36,0 41,8 64,7 266,25

в том числе по формам собственности

государственная 0,5 2,1 у 2,4 2,2 0,6 120,0

в % к итогу 2,1 9,1 6,7 5,2 0,9 42,86

муниципальная 0,3 0,1 0,6 3,5 - -

в % к итогу 1,2 0,5 1,8 3,4 - —

частная 23,4 21,4 33,0 36,1 64,1 273,93

в % к итогу 96,3 90,4 91,5 86,4 99,1 102,9

Водопроводом оборудовано 45% сельского жилищного фонда, в районе - 48%, канализацией - 32% (в районе - 34%), центральным отоплением - 48% (в районе - 84%), газом - 77% (в районе - 98%), горячим водоснабжением - 10% (в районе - 4%), ванными - 19% (в районе -23%), напольными электроплитами - 0,5% (в районе-0,1%).

В соответствии с программой «Социальное развитие села до 2010 года» осуществляется строительство газовых сетей и водопроводов.

В области за период с 1991 г. по 2007 г. сдано в эксплуатацию 3912,3 км газопроводов, 1475,3 км - водопроводов, автомобильных дорог протяжённостью 1489,9 км. Централизованным водоснабжением обеспечено полностью или частично 43% сельских населённых пунктов, в остальных сельских поселениях пользуются водой непитьевого качества из колодца и поверхностных источников. Многие сельские жители, проживающие в селах с централизованным водоснабжением, также потребляют воду непитьевого качества из-за несовершенства оборудования и неудовлетворительной работы сельских очистных водопроводных сооружений, не отвечающих техническим и санитарным требованиям.

Ситуация с газификацией в районе и области несколько улучшилась. Строительство газовых сетей идёт интенсивно. Но некоторые районы области до сих пор низко газифицированы. (Вешкаймский 1,9%, Базарносызганский 5%, Карсунский 5,6%) Главной причиной низкой газификации сёл являются высокие удельные затраты на строительство газовых сетей в связи с большей пространственной сферой села. Следует подчеркнуть, что в большинстве европейских

странах уровень газификации сельской местности достигает 80 %.

Сохраняется низкое качество сельской дорожной сети и, как следствие, ухудшение связи между деревней и городом и между населёнными пунктами. В области протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 7240,2 км, в районе - 424,7 км. Большая часть сельских дорог приходится на грунтовые, значительная часть имеет щебёночное, гравийное и мостовое покрытие.

Учитывая значимость дорог для полноценной жизнедеятельности человека и также для развития сельской экономики, требуются кардинальные меры. Их осуществление возможно за счёт инвестиционного фонда, созданного в результате благоприятной конъюнктуры цен на энергоносители. От состояния дорог зависит уменьшение количества сельских населённых пунктов, так как исчезают именно те, которые оторваны от дороги. В области больше внимания уделяется 'благоустройству городов и поселков городского типа нежели сельской местности.

Для сельской местности электрическая энергия является самым доступным видом энергии. В области и в районе складывается неблагоприятная ситуация в развитии сельских электросетей. Электрические сети имеют слабую пропускную способность и низкую надёжность. Особенно сложное положение складывается с электрификацией в труднодоступных сельских районах.

Село значительно отстаёт от города по уровню телефонизации. В 1990 г. число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования составляло 299,8 тыс. штук, в 2007 г. - 390,1 тыс. шт. Однако темпы роста количества телефонных аппаратов в'сельской местности гораздо ниже

темпов роста числа телефонных аппаратов в городской. Хотя в сельской местности необходимость в телефоне стоит намного острее, чем в городе, вследствие отдалённости большинства сельских территорий от пунктов скорой помощи, больничных учреждений, рынков, предприятий бытового обслуживания. В области сложность телефонизации состоит в том, что более 45% сельских населённых пунктов находится на расстоянии более 5 км от АТС и также из-за низкой доходности, а в большинстве случаев - из-за убыточности эксплуатации сельских телефонных сетей. В настоящее время первоочередной задачей является устранение изолированности сельской местности за счёт развития связи, дорог, средств специализированного транспорта, повышения доходов населения. За исследуемый период удельный вес инвестиций в отрасль, оказывающую услуги связи, в общем объёме инвестиций увеличился на 37,2% в 2007 г.

В области число подключённых терминалов сотовой связи составляет 1378.7 тыс., а наличие абонентских терминалов сотовой связи на 1000 человек населения - 1043,4 шт. В сельской местности мало терминалов сетей подвижной электросвязи: сотовых и персонального радиовызова. Количество сотовой связи более чем в 4 раза превысило число абонентов, имеющих стационарные телефоны. В области настоящее время одним из путей телефонизации села является установка недорогих электронных АТС малой ёмкости (до 100 номеров). Перспективы телефонизации села связаны с развитием сотовой связи.

Обеспеченность населённых пунктов услугами почтовой связи сокращается. Лишь 28% сельских населенных пунктов имеют свои отделения связи, 2% их обслуживаются передвижными отделениями связи, а 40% - находятся от ближайшей почтовой связи на расстоянии 5 км и более. Почта и телеграф постепенно становятся недоступными для жителей отдалённых районов Ульяновской области, вышли из строя стационарные отделения связи и другие структурные подразделения, которые доставляли почтовые отправления, газетно-журнальные издания. Федеральные структуры закрывают свои отделения в небольших населённых пунктах области, значительно усложняя сельскому населению связь с внешним миром.

Продолжается сокращение сети проводного вещания. В сельской местности число основных радиотранслирующих точек в 2007 г. по сравнению с 1990 г. сократилось на 90%, а по сравнению с 2001 г. - на 3 1%. Сворачивание сетей проводного вещания с закрытием нерентабельных радиотрансляционных узлов, с сокращеним протяжённости линий проводного вещания в результате износа, отказом малообеспеченных жителей, сельскохозяйственных предприятий и организаций с низкими доходами от пользования радиоточкой при повышении абонентской платы.

Телевидение радикальнее, чем другие средства коммуникации. Развитие телевещания и космической связи позволило обеспечить приём нескольких программ и более. Но несмотря на

Таблица 2

Динамика дневных общеобразовательных школ Цильнинского района и Ульяновской области

Показатели Годы 2007-2008 гг. в % к . 2000-2001 гг.

2000-2001 2001-2002 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008

число дневных общеобразовательных школ -всего по области 713 701 693 693 682 648 611 596 83,59

в том числе в сельской местности 514 502 496 496 488 457 420 414 81,3

Цильнинский р-н 32 32 32 32 32 32 32 30 93,7

Из общего числа школ:

вечерние и заочные общеобра-зователь-I ные школы по области 10 10 10 10 10 10 9 9 90,0

это пять и более программ доступны только для 37,5% сельского населения, проживающего в основном в пригороде Ульяновска.

Наиболее уязвимой отраслью социальной инфраструктуры оказалось до школь мое образование. Сеть детских образовательных учреждений сократилось в 2 раза. Процесс сокращения детских дошкольных учреждений связан с уменьшением численности детей на селе, упадком экономики, бедностью, не позволяющей оплачивать пребывание детей в детских учреждениях, и безработицей. На начало 2008 года в области работало 387 дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 37,9 тыс. детей или 57% детей дошкольного возраста, в районе соответственно 17 дошкольных учреждений, 746 детей или 49% детей дошкольного возраста. В области по сравнению с 2000 г. численность детей, посещающих детские сады, возросло на 4,7%.

В настоящее время сокращаются число общеобразовательных школ, но в основном мало комплектные сельские, так как, начиная с 1995 г., наметилась тенденция сокращения численности учащихся по демографическому принципу. Последствия такого положения для села плачевные. Крестьянин при отсутствии школы для детей будет стремиться покинуть своё село. Считается, что ликвидация малокомплектных сельских школ будет компенсироваться подвозом детей на автобусах в центры, где имеются комплектные школы. Теоретически, идея неплохая, но не везде она осуществима из-за бездорожья и из-за недостаточного количества автобусов.

На начало 2007/2008 учебного года в области работало 596 дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 122,7 тысяч человек. Во всех общеобразовательных учреждениях работают свыше 12 тыс. преподавателей.

Из таблицы 2 видно, что сеть дневных общеобразовательных школ в области сократилась за 8 лет на 103 ед. (14,63%), соответственно, в сельской местности за этот период на 96 ед. (18,7%), а в Цильнинском районе число школ сократилось на 2 ед. (6,25%).

Ухудшается материально-техническая база

сельских школ. Многие из них требуют текуще-

#

го ремонта, организации питания учеников (буфетов, столовых). Некоторые сельские школы не имеют спортивных залов. Также остро стоит проблема обеспеченности сельских школ с классно-лабораторным оборудованием, учебниками, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В сельских школах особенно отстаёт оснащение компьютерным оборудованием. Нет связи с Интернетом. Больше половины школ не имеют водопровода, не обо-

рудованы канализацией. Это усугубляет отставание сельских школ области от городских. Свыше половины сельских школ требуют капитального ремонта. Но ввод в действие общеобразовательных школ как в области, так и в районе приостановлен.

За период 2000-2007 введено в действие 926 ученических мест. В Цильнинском районе ввода не было.

Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что сельские школьники не получают образовательных услуг высокого качества, которые могли бы обеспечить им равные условия с городскими учащимися при поступлении в вузы. Также при существующей сети образовательных учреждений невозможно реализовать систему профильного обучения в соответствии с образовательными перспективами учащихся и потребностями рынка труда.

Одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры является система здравоохранения. Она включает амбулаторно-пол и клинические учреждения, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, санитарно-эпидемиологические станции, аптеки.

В современных условиях вопрос о своевременности и доступности медицинской помощи на селе приобретает первостепенное значение. Основные проблемы медицинского обслуживания хотя и остаются общими для города и села, все же существенно усугубляются в условиях экономической и земельной реформ спецификой сельскохозяйственного производства: непривлекательностью и тяжестью труда и большой его продолжительностью, а также многообразием форм расселения. Это связано в большинстве случаев с более низким социально-экономическим уровнем жизни на селе и с меньшей возможностью получить квалифицированную медицинскую помощь.

В 2007 г. оказанием медицинских услуг населению занимались 82 больничных и 131 амбула-торно-поликлиническое учреждение, из них 26 (19,8%) амбулаторно-поликлинических негосударственных учреждений.

Ежегодно численность врачей и численность среднего медицинского персонала до 2000 г. возрастала; начиная с 2000 г. по сравнению с 2007 г. численность врачей сократилось на 381 человек (на 7,4%), среднего медицинского персонала - на 934 человека (на 5,1%).

В 2007 году в области работало 4786 врачей и 17,4 тыс. человек среднего медицинского персонала, из них негосударственных учреждениях соответственно 166 (3,5%) и 427 (2,4%). В районе работали 41 врач и 243 человека среднего медицинского персонала. В

медицинского персонала. В настоящее время в области и в районе идёт свертывание числа медицинских учреждений. Только за пять лет, с 2002 по 2007 г., число больниц сократилось с 101 до 88, а число коек в них-с 13613 до 12707. Большинство зданий амбулаторий и участковых больниц находится в аварийном состоянии, а каждое четвёртое требует капитального ремонта. Две трети сельских медицинских учреждений йен ыты вают н едостато к сам о го необход и м о го медицинского оборудования и лекарств.

На селе укомплектованность сельских медицинских учреждений врачами и средним медперсоналом ниже, чем в среднем по области. Такое состояние здравоохранения отражается на здоровье и продолжительности жизни сельского населения, которые значительно ниже, чем у городского. В области за последние 5 лет ожидаемая продолжительность жизни населения сократилась на 3 года, а у мужчин на 4 года. Все это происходит на фоне общего старения населения. За исследуемый период средний возраст населения области сократился более чем на полтора года.

Проведённое исследование свидетельствует о том, что заболеваемость населения области и района в целом увеличивается. За последние 5 лет уровень заболеваемости по области увеличился на 11%. Для Цильнинского района данный показатель гораздо выше. За анализируемый период уровень заболеваемости в районе возрос на 16,39%.

Наиболее острой проблемой в Ульяновской области остаётся оказание специализированных видов медицинской помощи, а также диагностика и профилактика заболеваний. В связи с этим актуален вопрос о развитии передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи сельскому населению на базе центральных районных больниц. С 2007 года ввод медицинских учреждений прекращён.

Сельские клубы и библиотека в современных условиях во многом определяют культурную жизнь деревни, оставаясь для сельчан и практически единственным местом общения, центрами формирования общественной активности и развития духовности. Свёртывание деятельности учреждений культуры - один из факторов роста непривлекательности сельского образа жизни, увеличение масштаба асоциального поведения и миграции наиболее активной части сельского населения.

Для решения данных проблем необходимо:

- усилить роль государства в проведении социальной политики на селе с применением экономических стимулов и правого регулирования на основе разработки федеральных программ и законов по социальному развитию села;

- сельскохозяйственным предприятиям, продолжающим содержать объекты социальной инфраструктуры, предоставлять льготы, гарантии в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;

- изыскать в федеральном и региональных бюджетах долгосрочные инвестиционные кредиты для индивидуального жилищного строительства на селе;

- поощрять создание агропромышленной интеграции, потребительских кооперативов и других форм объединений различных землепользователей по социальному обслуживанию населению.

В настоящее время принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Одним из разделов Государственной программы включено устойчивое развитие сельских территорий. Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества развития сельского населения, которое включает в себя мероприятия:

- по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и- инженерного обустройства сельских поселений;

- по поддержке комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Государственные капиталовложения в развитие отраслей социальной инфраструктуры -один из важных факторов регулирования воспроизводства в регионе, который обеспечивает преимущественное развитие тех или иных направлений социальной инфраструктуры, определённые структурные изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кучкин Владимир Георгиевич, профессор кафедры «Политическая экономика» Российского государственного аграрного университета (МСХА им. К. А. Тимирязева , г. Москва. Каймакова Мария Васильевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.