Научная статья на тему 'Экономический механизм развития социальной инфраструктуры села в регионе'

Экономический механизм развития социальной инфраструктуры села в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛО / РЕГИОН / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева Надежда Анатольевна, Каймакова Мария Васильевна

Трансформация форм собственности в сельскохозяйственном производстве, отсутствие экономического механизма, адекватного рыночной экономике, и эффективных инструментов инвестирования в социальную инфраструктуру села привели к ухудшению её состояния. Рассматривается необходимость формирования таких экономических и финансовых основ развития социальной инфраструктуры в условиях рыночных реформ, которые позволили бы сельским районам с аграрной доминантой на базе рационального использования ресурсов обеспечить самодостаточность и устойчивость развития сельских территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм развития социальной инфраструктуры села в регионе»

УДК 338.43

Н. А. АНАНЬЕВА, М. В. КАЙМАКОВ А

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА В РЕГИОНЕ

Трансформация форм собственности в сельскохозяйственном производстве, отсутствие экономического механизма, адекватного рыночной экономике, и эффективных инструментов инвестирования в социальную инфраструктуру села привели к ухудшению её состояния. Рассматривается необходимость формирования таких экономических и финансовых основ развития социальной инфраструктуры в условиях рыночных реформ, которые позволили бы сельским районам с аграрной доминантой на базе рационального использования ресурсов обеспечить самодостаточность и устойчивость развития сельских территорий.

Ключевые слова: экономический механизм, социальная инфраструктура, село, регион, консолидированный бюджет.

Развитие социальной инфраструктуры села -важная составная часть общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и совершенствованию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

В дореформенный период основными источниками развития социальной инфраструктуры села были собственные средства колхозов и совхозов и ассигнования из государственного бюд-

л

жета, которые выделялись преимущественно по ведомственно-отраслевому принципу: через капитальные вложения в сельское хозяйство.

Реорганизация совхозов и колхозов предусматривала, наряду с изменением производственных отношений, вывод из сферы деятельности сельскохозяйственных предприятий функций, связанных с содержанием и технической эксплуатацией объектов социальной инфраструктуры. Совхозам и колхозам разрешили передавать в собственность сельских Советов народных депутатов объекты социальной инфраструктуры. Также разрешили сдавать в аренду и продавать жилой фонд и некоторые другие объекты социальной инфраструктуры (кроме объектов образования).

В декабре 1992 г. был введён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, плательщикам которого стали все юридические лица. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, местные целевые сборы на благоустройство территорий, нужды образования и здравоохранения, земельный налог не

© Ананьева Н. А., Каймакова М. В., 2009

смогли решить проблему воспроизводства инфраструктурного потенциала села. Поскольку село в федеральных дотациях отдельной строкой не выделяется, поступающее финансирование оставалось в городах.

С 1993 г. средства на содержание и техническую эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры села сельскохозяйственным предприятиям совсем не выделяются. Расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры легли на сельскохозяйственные предприятия.

В результате инфляции, безработицы, нарастания диспаритета цен, отсутствия гарантированного рынка сбыта продукции товаропроизводителей основная масса сельскохозяйственных предприятий стала убыточной, и содержать объекты социальной инфраструктуры они не могли. Передача объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность тормозилась из-за отсутствия в местных бюджетах финансовых ресурсов.

Финансирование социальной инфраструктуры села в годы реформы сокращалось быстрыми темпами.

В настоящее время основными источниками финансирования являются федеральный и региональный бюджеты, которые вместе с местными бюджетами составляют консолидированный бюджет.

Для решения развития социальной инфраструктуры села необходимы также мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более чёткого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, совершенствования систем сбора страховых взносов и добровольного страхования, развития

принципов частичной самофинансирования и самоокупаемости.

Полномочия региональных органов государственной власти по предметам ведения субъектов Российской Федерации в области социальной инфраструктуры осуществляются ими самостоятельно за счёт средств региональных бюджетов, за исключением субвенций из федерального бюджета. Осуществление полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Ресурсы, аккумулируемые в федеральные части государственного бюджета, используются по соответствующим расходным статьям прежде всего для финансирования развития некоммерческих объектов отраслей социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т. п., а также отдельных мероприятий по социальному обеспечению и федеральных программ социальной защиты [1].

Регионы получают из федерального центра субвенции и субсидии для решения социальных проблем. Федеральный бюджет финансирует федеральные целевые программы развития регионов. Внебюджетные государственные социальные фонды выделяют средства субъектам Российской Федерации для финансирования региональной социальной политики.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субсидии территориальным фондам на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Средства Фонда софинансирования направляются в виде субсидий территориальным фондам на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи.

Фонд компенсаций предназначен для реализации расходных обязательств Российской Федерации и полномочий по финансовому обеспечению государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения дополнительной медицинской помощи.

Средства территориальных фондов предназначены для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования и мероприятий в области здравоохранения. - -Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры села.

Муниципальным образованиям приходится непосредственно решать проблемы комплексного развития социальной инфраструктуры села и обеспечения её текущего финансирования. Однако доля федеральных налогов, закреплённых за местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления», крайне недостаточна для финансирования как развития, так и текущего содержания социальной инфраструктуры села.

В основном исполнение бюджета состоит из безвозмездных перечислений в виде субсидий и субвенций и составляет 75 %. Усиление централизации управления государством показывает механизм выравнивания бюджетной обеспеченности населения через финансовую помощь.

Первоочередной задачей органов местного самоуправления является нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса на уровне муниципальных образований.

В настоящее время местные бюджеты фактически не могут обходиться без финансовой поддержки из субъектов Федерации, в данных условиях не может быть в полной степени финансирована социальная инфраструктура в связи с недостаточностью бюджетных средств. Закон Ульяновской области «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области» предусматривает полное финансовое обеспечение местных бюджетов для осуществления полномочий, определённых органами местного самоуправления. Однако выделяемые бюджетами местных органов финансовые средства далеко не обеспечивают содержание и нормальное функционирование объектов социальной инфраструктуры. Это было отражено в бюджетах района на период 2006—2007 годы.

Расходная часть местных бюджетов заметно выросла по сравнению с предыдущим годом и составляет 295 569,3 тыс.руб., что на 96 710,0 тыс. руб. больше уровня 2006 г. В структуре расходов местных бюджетов наибольший объём занимают расходы на финансирование социального сектора: ЖКХ - 22%; образование - 34,2; культура и искусство - 4,9; здравоохранение и физическая культура - 15,4; социальная политика-9,2 (табл. 1).

Дальнейшее функционирование и развитие социальной инфраструктуры, на наш взгляд, будет способствовать повышению уровня жизни сельских жителей, однако упор должен быть сделан на рост собственных доходов населения, района в связи с возрастающим уровнем социального потребления.

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета Цильнинского района на социальную инфраструктуру

Расходы 2002 2004 2005 2006 2007

млн руб. в%к итогу млн руб. в%к итогу млн руб. в%к итогу млн руб.в %к итогу млн ш в%к итогу

Расходы всего, млн руб., в том числе 61,6 100 96,2 100,0 133,4 100,0 198,8 100,0 298,5 100,0

Социальный сектор 54,5 88,6 69,6 72,3 101,9 76,3 159,5 80,2 63,8 63,8

- образование 26,6 43,2 43,1 44,8 59,1 44,3 83,9 42,2 34,2 34,2

- культура и искусство 2,8 4,5 3,8 3,9 6,4 4,8 • 1 10,3 5,1 4,9 4,9

- здравоохранение и физическая культура 14,5 23,5 13,2 13,7 19,2 • 14,4 < 40,6 20,4 46,2 15,4

- социальная политика 10,7 17,3 16,1 16,7 27,2 20,4 24,7 12,4 27,5 • 9,2

Таблица 2

Доходы консолидированного бюджета МО «Цильнинский район» (тыс. руб.)

Доходы • 2006 г. 2007 г. Отклонения факт 2007 г. к факту 2006 г.

план факт % план факт % %

Всего поступило, в т. ч. 235564,9 237853,3 101,0 330675,6 329131,4 99,5 • 91278,1 138,4

Собственные доходы из них 61664,2 64348,9 104,4 79897,9 82562,3 103,3 18213,4 128,3

Налоговые 27347,4 27730,7 101,4 35037,9 36690,2 106,2 8959,5 132,3

Неналоговые 2728,6 4177,3 153,1 11187,5 11984,7 102,5 7807,4 287,0

Безвозмездные поступления из средств областного бюджета и ФСС 173900,7 173504,4 99,8 250777,6 246569,1 ф 98,3 73064,7 142,1

Проанализируем исполнение доходной части консолидированного бюджета МО «Цильнинский район».

Из таблицы 2 видно, анализ исполнения доходной части консолидированного бюджета показал, что общий план поступлений за 2007 год выполнен на 99,5%, невыполнение в абсолютном

а

выражении составляет 1544,2 тыс. руб. На невыполнение плана повлияло поступление субвенций из областного бюджета в размере 95,6% от запланированной суммы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в консолидированный бюджет МО «Цильнинский район» доходов по-

ступило на 38,4% больше, что в абсолютном выражении составляет 91278,1 тыс. руб. Такое значительное увеличение стало возможным за счёт роста (на 28,3%) собственных доходов и (на 42,1%) безвозмездных поступлений из средств областного бюджета и ФСС, а также в связи с уменьшением задолженности по бюджетным ссудам за счёт реструктуризации задолженности.

В структуре поступлений собственных доходов наибольшую долю занимает налог на доходы физических лиц - 40,8%, доходы от использования муниципального имущества -18,5%, земельный налог - 17,3%, доходы от

предпринимательском и инои приносящей доход деятельности - 10,7 %, единый налог на вменённый доход - 5,1 %, штрафы - 3%, на долю остальных поступлений приходится - 4,6 .

Для обеспечения стабильности финансирования социальной инфраструктуры села необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюджетного выравнивания в системе межбюджетных отношений, означающий: чёткое разграничение ответственности между местными, региональными и федеральными органами власти в решении задач социального развития села, закрепление за соответствующими уровнями бюджетов необходимых источников доходов; расширение полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами; разработка программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению минимумом социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных пособий и стипендий к реальной величине прожиточного минимума и др.

Сельский социально-инфраструктурный комплекс должен выделиться в целостную, экономически самостоятельную сферу, финансируемую

по многоканальному принципу на основе долевого участия федерального, территориальных и местных бюджетов, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, обеспечивающую межотраслевой подход к формированию финансовых ресурсов на социальное развитие села.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хурсевич, С. Н. Социальные гарантии: проблемы их финансового обеспечения /С. Н. Хурсевич // Финансы. - 2000. - №9.

2. Экономическое положение Ульяновской области в 2005 году / Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2006.

3. Экономическое положение Ульяновской области в 2006 году / Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2007.

Ананьева Надежда Анатольевна, ассистент кафедры «Политическая экономика» Российского государственного аграрного университета -МСХА имени К А. Тимирязева (г. Москва). Каймакова Мария Васильевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

УДК 33 : 621.7

Д. Н. КАРСУНЦЕВ

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ПРЕССОВОМ ЦЕХЕ

ч

Рассматриваются проблемы оперативного планирования и управления прессового цеха ОАО «УАЗ» (г. Ульяновск), анализ и пути совершенствования работы в прессовом производстве на отечественных предприятиях автомобилестроения.

Ключевые слова: оперативно-производственное планирование, оперативное управление, прессовое производство, простои, незавершённое производство.

Оперативное планирование и управление производством играют важную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования экономических ресурсов в текущем периоде времени. Совершенствование опе-

© Карсунцев Д. Н., 2009

ративного планирования и управления на отечественных предприятиях автомобилестроения будет способствовать подъёму производства и росту эффективности в условиях действующих рыночных отношений. В настоящее время рынок требует от производителей ориентироваться не на возможности предприятия, а на заказы потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.