Научная статья на тему 'Государственное регулирование в условиях реализации политики устойчивого развития сельских территорий'

Государственное регулирование в условиях реализации политики устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каймакова Мария Васильевна

Рассматриваются обострившиеся проблемы села, отставание его социальной инфраструктуры и усиление роли государства в решении этих проблем. Необходимость государственного финансирования целевых программ социального развития села

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в условиях реализации политики устойчивого развития сельских территорий»

УДК 332.012.2 М. В. КАЙМАКОВ А

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Рассматриваются обострившиеся проблемы села, отставание его социальной инфраструктуры и усиление роли государства в решении этих проблем. Необходимость государственного финансирования целевых программ социального развития села.

Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, социальная инфраструктура, государст-

венное регулирование.

Сельские регионы в области занимают около 50% территории. В Ульяновской области проживают 26,9% сельского населения, которые обеспечивают продовольственную безопасность государства. Кроме этого, село - хранитель национальных традиций, народного творчества и т. д. Развивать и сберечь этот источник - важнейшая государственная задача. В области настоящее время стало очевидным, что без кардинальных перемен невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда, образа жизни и привлекательности проживания в сельской местности. Поэтому в аграрной политике одним из главных направлений должно стать создание условий для устойчивого развития сельских территорий, т. к. именно устойчивое развитие сельских территорий области и районов является одним из основных условий экономического и социального благополучия сельского населения, и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.

Сельские территории имеют свои особенности, собственные цели, принципы, критерии, задачи и показатели перехода к устойчивому развитию. Основная задача в области и в районе состоит в том, чтобы в рамках территории создать модель развития, которая в максимально возможной степени предусматривала бы саморазвитие территории за счёт «зарабатывания» средств собственными силами. Указанная модель развития может быть воплощена в жизнь прежде всего на основе становления самоуправления как института народовластия, формирования и развития нового самосознания людей. Для того чтобы система местного самоуправления функ-

© М. В. Каймакова, 2008

ционировала полноценно, ей нужны определённые права не только в управленческом процессе, но и распоряжении собственностью. В связи с этим возникает проблема создания материальной базы органов самоуправления в виде широкой сети различных предприятий и организаций, управляемых непосредственно ими и являющихся их собственностью, т. е. проблема создания значительного сектора экономики местных органов. Естественно, что данный сектор должен функционировать в рамках законов о предприятии и других законодательных актов.

В области налоговая база местного самоуправления слишком узкая и без поддержки со стороны субъектов Российской федерации и страны в целом сельские муниципальные образования не способны справляться со всеми злободневными проблемами. Но выход из положения не только в достаточном бюджете и поддержки сверху, но и самосознании людей. В области различные условия возможности развития сельских территорий в пределах районов. В свя-зи с этим в области, например, желательно представить следующие данные:

- какие территории обладают потенциалом развития альтернативных видов производств и иной предпринимательской деятельности;

- на каких территориях лучше и выгоднее вести сельскохозяйственное производство;

- на каких территориях нужно поддерживать жизнь, чтобы сохранить контроль над территорией;

- на каких территориях развивать сельский туризм;

- в каком населённом пункте открыть информационно-консультационную службу.

Для решения этих проблем необходимо произвести оценку потенциала конкретных сельских территорий, желателен дифференцированный

подход к каждому населённому пункту по их географическим, почвенно-климатическим потенциалам .

Исследование комплекса экономических и социальных показателей развития муниципальных образований Ульяновской области за истекший 2007 г. показывает, что в наиболее выгодном положении (более высокий уровень жизни, заработная плата, более низкая социальная напряжённость) оказываются те районы, на территории которых находятся крупные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.

В силу указанных обстоятельств особую роль приобретают инструменты государственного регулирования, направленные на привлечение инвестиций в сельскую местность, стимулирование развития в сельской местности промышленности, являющейся на сегодня основным источником обеспечения доходов бюджетов различных уровней, в том числе и местных.

В настоящее время вполне очевидно, что необходима комплексная финансовая поддержка индивидуального бизнеса на селе. Вместе с тем существует и ряд более мелких проблем, негативно сказывающихся на развитии, например, ЛПХ.

Необходимо разрабатывать меры по совершенствованию системы мотивации сельскохозяйственного труда, превращая его в основной источник реальных доходов. Сложилось так, что основным источником доходов является личное подсобное хозяйство, которое держится в основном на ручном труде.

Доля валовой продукции, производимой на личных подворьях, с учётом фермерских хозяйств в общем объёме сельскохозяйственной продукции области с 21% в 1985 г. выросла до 61% в 2007 г. При этом доля крестьянских фермерских хозяйств составляет всего 5% от общего объёма сельскохозяйственной продукции.

Последовательное и комплексная политика государства в отношении сельских территорий, решение проблем личных подсобных хозяйств, их гармоничное развитие с поддержкой крупных аграрных корпораций, развитие на сельских территориях всех видов бизнеса могут обеспечить сохранение сельского населения, продовольственную безопасность страны и повысить благосостояние населения.

Пороговое значение основного индикатора продовольственной безопасности (доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении) составляет 225%. По оценке Минсельхоза РФ, в 2007 г. доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами была равна 32,8%.

Главная причина такой катастрофы, по мнению многих учёных, - в ломке прежних социально-производственных, экономических отношений в стране, а, следовательно, и в АПК, на селе в особенности. Приватизация государственной и кооперативной собственности в сельском хозяйстве привела к раздроблению и ликвидации многих крупных сельскохозяйственных предприятий, мощных животноводческих комплексов, агропромышленных объединений, а вместе с ними рухнула и социальная инфраструктура села.

Развитие социальной инфраструктуры села приводит к социально-экономическим последствиям в виде улучшения качества жизни, увеличения занятости и сокращения уровня асоциального поведения населения, повышения производительности труда, увеличения социальных выплат, снижения социальной напряжённости, сохранения и развития демографического потенциала общества.

Результаты деятельности социальной инфра-стуктуры села проявляются в уровне образования, культуры, физического развития человека, здоровья, в общей продолжительности жизни и её трудоактивном периоде, характере воспроизводства населения, величине свободного времени и структуре его использования. Многоплановое влияние социальной инфрастуктуры на человеческий фактор аккумулируется в уровне и динамике производительности труда и эффективности производства.

Для сельской инфрастуктуры характерны более низкая по сравнению с городом удельная обеспеченность населения основными непроизводственными фондами и обслуживающими предприятиями, худший качественный состав материально-технического потенциала, низкое кадровое обеспечение, что, безусловно, снижает качество обслуживания населения.

Отрасли социальной инфраструктуры села не создают конечной продукции, но обеспечивают предпосылки для всех этапов её производства. Уровень обеспеченности села объектами социальной инфраструктуры, размеры доходов решающим образом влияют на закрепление в сельском хозяйстве квалифицированных кадров и сохранение численности сельского населения.

Среди форм государственного регулирования важное значение имеет осуществление государственных программ развития сельской социальной инфраструктуры. Необходимо государственное финансирование целевых программ социального развития села.

Правительством предпринимаются меры по стабилизации обстановки в аграрном секторе, по поиску путей развития агропромышленного

Финансовое обеспечение Федеральной целевой программы

«Социальное развитие села до 2010 года»

Направление программы Млрд руб. % ко всему

Жилищное строительство 21,2 11,9

Образование 17,4 9,7

Здравоохранение 9,7 5,4

Торгово-бытовое обслуживание 9,5 5,3

Культура 2,5 1,4

Водоснабжение 45,7 25.6

Газификация 23,9 13,4

Телекоммуникационная связь 42,8 24,0

Электрификация 4,8 2,7

Прочие мероприятия 1,2 0,6

Всего 178,7 100,0

комплекса в новых экономических условиях.

В Федеральном законе «О социальном развитии села до 2010 года» определены организационно-экономические, правовые и финансовые основы развития и содержания объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рыночных условиях.

Данная программа в общей её целевой направленности полностью отвечает гражданским правовым и ценностным ориентациям крестьянства. Адекватно этой направленности определены и основные задачи программы: расширение доступности сельским жителям социальных благ и услуг, обустройство сельских поселений, повышение их качества, создание условий жизнедеятельности, минимально необходимых для формирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, сближение условий реализации конституционных прав в городе и деревне, переход к устойчивому развитию сельских территорий, расширение возможностей выполнения селом общественных функций.

Что касается национальных проектов, то можно отметить тот факт, что одновременно с национальной программой развития села три другие национальные программы - в области образования, здравоохранения и обеспечения доступного жилья - в определённой мере могут содействовать улучшению положения миллионов жителей российских деревень и тем самым повысить результативность и национального проекта развития АПК.

На все национальные проекты в 2007 г. правительство выделяло 239,9 млрд руб., или всего 4,2% расходов федерального бюджета. К тому же 25,1 млрд не идентифицировано по статьям. На развитие АПРК было выделено всего лишь

23,4 млрд руб., или 10% от общей сумм средств, предназначенных для реализации национальных проектов. Доля затрат на сельское хозяйство в федеральном бюджете составлила 0,4 %.

Также Постановлением Правительством РФ «О государственном регулировании развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. агропромышленного производства» от 14.07.2007 г. №446-ФЗ, установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство. Одним из разделов Закона - Государственное регулирование развития социальной сферы - определены формы поддержки социальной сферы села. Установлено, что государственная поддержка развития социальной сферы села осуществляется из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами в области развития социальной сферы села. Также в один из разделов включено положение об устойчивом развитии сельских территорий. Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия:

- по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Одним из основных направлений государственного регулирования аграрного сектора во многих странах является всемерная поддержка и развитие сельских территорий, выравнивание среднего уровня дохода сельских и городских жителей, обеспечения занятости сельского

населения и развитие сельской социальной ин-

А

фраструктуры.

Таким образом, эффективное государственное регулирование процессами устойчивого развития сельских территорий предполагает разработку проектов и планов развития сельской местности с учётом природно-экономических и

социальных условий, на основе всесторонней оценки её потенциала.

Кайманова Марші Васильевна, аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

УДК 677+33

В. В. ЕФИМОВ, И. А. КАШКИРОВА

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ параметров поставки

На примере текстильного предприятия рассматривается игровая модель решения конфликтной ситуации.

Ключевые слова: текстильные предприятия, поставки, экономический компромисс, конфликт.

Системный подход, всё более широко применяющийся в практике деятельности предприятий, предполагает соблюдение следующих требований [] ]:

- целостность и членимость;

- взаимосвязь элементов системы в рамках внутрипроизводственных отношений;

- структурированность;

- эмерджентность (способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды);

- сложность;

- иерархичность.

Многие отечественные действующие системы не удовлетворяют этим свойствам в связи с фрагментарным характером распределения основных функций, что приводит к тому, что каждое звено производственной системы преследует свои локальные цели и не учитывает общие цели функционирования экономической системы. Различие в целях системы и её подразделений является источником конфликтов (противоречий) между звеньями, т. к. отдельные функции звеньев реализуются в рамках определённой организационной структуры.

Очевидно, что руководители подразделений предприятия должны прежде всего ориентироваться на достижение своих локальных целей, а затем и целей экономической системы предприя-

© В. В. Ефимов, И. А. Кашкирова, 2008

тия в целом, заключающихся в удовлетворении потребностей внутренних и внешних потребителей. От уровня их организационного взаимодействия зависят уровни конфликтов.

В социальной психологии принято выделять три способа разрешения конфликта:

1) изоляция, когда запрещается соприкосновение враждующих сторон;

2) компромисс;

3) элиминация, имеющая целью устранение, уничтожение противника.

Наиболее конструктивной и экономичной формой разрешения противоречий является компромисс.

Экономические компромиссы - категория, применяемая в процессе решения по комплексу вопросов предпринимательской деятельности. Она выражается в расчётах, отражающих интересы различных подразделений фирм. Методология компромисса может быть эффективной для использования в экономической деятельности предприятий. Устранить противоречия между отдельными подразделениями экономической системы можно, используя следующие процедуры:

- построить дерево целей каждого подразделения;

- выявить те фрагменты деревьев целей, которые не реализованы на практике;

- спроектировать и создать общие средства, реализующие цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.