Научная статья на тему 'Регулирование социально-экономических и трудовых отношений в региональном АПК'

Регулирование социально-экономических и трудовых отношений в региональном АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Евгения Александровна, Ловчикова Елена Ионовна

Раскрыты причины, оказавшие негативное влияние на сельскохозяйственное производство и как следствие на кадровое обеспечение. Освещены проблемы, связанные с социальной сферой села и социально-трудовыми отношениями в сельскохозяйственном производстве. Сформулированы основные цели и задачи социально-экономического развития села, а также пути регулирования социально-трудовых отношений в АПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование социально-экономических и трудовых отношений в региональном АПК»

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

Е.А. Левченко, Е.И. Ловчикова

Аннотация. Раскрыты причины, оказавшие негативное влияние на сельскохозяйственное производство и как следствие на кадровое обеспечение. Освещены проблемы, связанные с социальной сферой села и социально-трудовыми отношениями в сельскохозяйственном производстве. Сформулированы основные цели и задачи социально-экономического развития села, а также пути регулирования социально-трудовых отношений в АПК.

Ключевые слова: кадры, кадровое обеспечение, профессионализация кадров, социально-экономическое развитие, социально-трудовые отношения.

В настоящее время крайне отрицательное влияние на решение проблемы кадрового обеспечения АПК, а также на восстановление эффективной системы работы с кадрами оказывают существующее неблагоприятное социально-экономическое положение большинства сельскохозяйственных организаций, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе. Социальный климат на селе в последние годы характеризуется неуверенностью жителей в завтрашнем дне, в перспективах профессиональной деятельности. Привлекательность сельских профессий и имидж сельского труженика в настоящее время остается крайне низким [1].

Главная причина этих негативных тенденций состоит в том, что сельскохозяйственные организации не могут предложить молодым специалистам хорошие условия труда и достойный заработок, социальные гарантии и быстрый карьерный рост. Все это делает невозможным профессионализацию кадров агропромышленного комплекса, которая подразумевает приобретение профессии, востребованной в аграрном секторе и уважаемой в обществе, трудоустройство по выбранной профессии, совершенствование профессионального мастерства, соответствующее материальное стимулирование и социальную защищенность [2].

Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация не способствует ни росту квалификации, ни подготовке кадров, ни самообразованию.

Наиболее эффективные направления совершенствования профессионализации кадров представлены нами в виде схемы на рисунке 1.

Достижение первого направления возможно посредством увеличения уровня материального стимулирования через механизмы государственной финансовой поддержки. На решение второй задачи должны быть направлены программы социального развития села и

устойчивого развития сельских территорий. Реализация третьего направления возможна путем государственной программы кредитования абитуриентов. Однако этих мер недостаточно.

Необходима разработка стратегии социальноэкономического развития, в основу которой должен быть положен новый подход к селу, рассматривающий его не только как агропроизводственную сферу, но и как социально-территориальную подсистему, выполняющую широкий спектр народнохозяйственных функций.

Сельскохозяйственная отрасль в сельской местности является определяющей, и именно от уровня развития сельского хозяйства зависит наличие рабочих мест, а соответственно уровень занятости и уровень социального благосостояния населения.

Так, кризисные явления в экономике привели к снижению объемов производства, что повлекло за собой сокращение занятых при одновременном росте количества безработных. Несмотря на уровень безработицы, численность незанятых с 2002 г. стабильно сокращалась, но уже к концу 2008 г. их число увеличилось на 0,3 тыс. чел. В 2009 г. наблюдался самый высокий уровень численности безработных - 11 тыс. чел. К 2010 г. уровень регистрируемых безработных сократился на одну тысячу человек. Если в целом по области общая численность безработных за 2002 - 2010 гг. сократилась на 0,9 %, то, в сельской местности увеличилась в 1,5 раза.

В то же время в постреформенный период на селе сложилась противоречивая ситуация: при низкой занятости селян в течение года одновременно в отдельных организациях агропромышленного комплекса наблюдалась нехватка рабочих рук. Это приводит к тому, что для выполнения необходимого объема работ сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства интенсивно должны использовать сезонную рабочую силу.

Сегодня формирование на сельском рынке труда надежной системы социальной защиты населения в целях обеспечения государственных гарантий поддержки безработных - одна из ключевых и наиболее острых проблем устойчивого развития сельских территорий. Меры по развитию на селе новых рабочих мест и поддержке работников, занятых в личных подсобных хозяйствах, реализуемые в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2012 гг. позволят частично снять угрозу дальнейшего роста безработицы и бедности на селе.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАДРОВ

Формирование в общественном сознании положительного образа сельского труженика Повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных организаций Обеспечение социальной защищенности потенциальных специалистов на этапе профессиональной подготовки

Рисунок 1 - Предлагаемые направления совершенствования профессионализации кадров

Однако, в силу того, что реальное высвобождение работников из сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики в результате рыночной трансформации занятости неизбежно, равно как и осложнение поиска работы для вступающих впервые на рынок труда, проблема социальной защиты сельских тружеников становится особенно актуальной. Социальные последствия экономических преобразований в аграрном секторе и сложившиеся негативные тенденции на сельском рынке труда требуют коренного улучшения функционирования данной системы, в частности на региональном уровне.

Взгляд на село как на многофункциональную подсистему общества означает, что в сельской местности повсеместно, без отрыва по агропроизводственному признаку, должны быть в конечном счете созданы благоприятные условия жизни, качественно равные городским.

Основными целями регионального социальноэкономического развития села, по нашему мнению, должны быть:

- создание благоприятных социально-

экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций;

- рост эффективности сельскохозяйственного производства;

- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, приближение села к городским жизненным стандартам;

- замедление процесса депопуляции сельского населения, стабилизация его численности и увеличение продолжительности жизни;

- рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;

- сохранение и приумножение культурного потенциала села.

В рамках достижения поставленных целей сельского развития необходимо решить следующие задачи:

1. Улучшение демографической ситуации на селе, включая создание условий для активизации закрепления молодежи в сельской местности.

2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры путем увеличения на эти цели государственной поддержки и утверждения государственных стандартов обеспечения сельского населения общественными услугами.

3. Проведение политики сельского расселения, направленной на сохранение существующей сельской поселенческой сети и формирование опорных населенных пунктов, выполняющих межселенные функции по социально-культурному и торгово-бытовому обслуживанию сельского населения.

4. Экологическая реабилитация сельских территорий и поддержка производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции (разработка новых стандартов экологически безопасного производства, сертификации сельскохозяйственных производителей, усовершенствование системы сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, разработка мер финансовой поддержки производства экологически чистой продукции).

5. Улучшение доступа к земле и другим природным ресурсам.

6. Поддержка отдельных групп сельского населения (расширение финансовой поддержки сельской многодетной семьи, молодежного предпринимательства и др.).

Реализация данных задач должна осуществляться на основе использования сравнительных преимуществ сельских территорий, выявления и поддержки приоритетных направлений их развития с учетом региональных особенностей формирования и использования человеческого капитала.

Сочетая методы государственного регулирования и рыночной самонастройки, финансирование развития следует осуществлять по многоканальному принципу: за счет федерального, регионального и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, привлекаемых для реализации социальных программ.

В свете реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2012 гг. особую актуальность приобретает проблема регулирования социально-трудовых отношений в сельскохозяйственном производстве [3,4]. Это обусловлено тем, что: во-первых, социальнотрудовые отношения выступают важнейшим элементом экономической системы сельского хозяйства. Они в первую очередь принимают все изменения, происходящие в системе собственности, в развитии производительных сил, информационно - коммуникационных технологиях и других тенденциях, связанных с научнотехническим прогрессом, а также в формах управления агропромышленным комплексом.

Во-вторых, именно уровень развития социальнотрудовых отношений обеспечивает стабильность и эффективность работы кадров управления и специалистов, позволяет решать проблему заполнения вакантных мест, создания современных рабочих мест, оснащение их оборудованием, соблюдение предусмотренных нормативными актами, норм и правил, достойного вознаграждения.

На рисунке 2 нами предложена система социальнотрудовых отношений АПК.

Проведенные нами исследования показали, что регулирование социально-трудовых отношений в агропромышленном комплексе должно осуществляться путем целенаправленного воздействия различных субъектов, осуществляющих регулятивные функции. В качестве субъектов регулирования должны выступать: государство в лице различных институтов, региональные и местные органы власти, вышестоящие руководители учреждений и организаций на каждом из обозначенных уровней. Многие проблемы социально-трудовых отношений в сельскохозяйственном производстве объясняются недостатками существующего механизма их обслуживающего. Социально-трудовые отношения в сельском хозяйстве, как и в любой другой сфере, всегда находятся под воздействием огромного количества факторов, и в определенные периоды времени в системе социально-трудовых отношений возникают явления, требующие регулирующего воздействия.

Необходимость регулирования социально-трудовых отношений в сельскохозяйственном производстве, обусловлена масштабом важности сельского хозяйства, как сферы, деятельность которой направлена на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности работающих на селе.

В период трудовой деятельности каждый работник настроен на реализацию своих конкурентных преимуществ и получение достойных доходов, поэтому важнейшими предметами регулирования социально-трудовых отношений выступают занятость, условия труда, уровень заработной платы, формы материального стимулирования.

Таким образом, в настоящее время процесс регулирования социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве должен быть адаптирован к тем качественным изменениям, которые происходят в новых условиях хозяйствования. В противном случае будут накапливаться противоречия, которые негативно отразятся на эффективности сельскохозяйственного производства, как на уровне отдельного района, так и на уровне всей экономики региона.

Рисунок 2 - Предлагаемая система социально-трудовых отношений АПК

Список использованных источников

1 Акимов А.К., Волгин Н.А. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 835 с.

2 Долгушкин Н.К. Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2005. -№12 - С. 19 -21.

3 Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 гг.» / Постановление Администрации Курской области от 26.06.2009 № 206, от 09.10.2009 № 324.

4 Об утверждении областной целевой программы «Социальное развитие села на 2009 - 2012 гг.» / Постановление Администрации Курской области от 06.03.2009 г. № 77.

Информация об авторах Левченко Евгения Александровна, преподаватель кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.8 960-683-4416, Е-таі1: EALevchenko@mail.ru Ловчикова Елена Ионовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК ФГБОУ ВПО «Орловский ГАУ», тел. 8 (4862) 45-41-89, Е-таі1: e1ovchikova@ramb1er.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.