Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села'

Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучкин В. Г.

В статье рассмотрено государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села, т.к. главная задача государства при любом общественном строе состоит в гарантировании своим гражданам социальной защищенности и возможности получения жизненно важных социальных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села»

УДК 631.152

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

В.Г. Кучкин, профессор кафедры «Политическая экономия» Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева

В статье рассмотрено государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села, т.к. главная задача государства при любом общественном строе состоит в гарантировании своим гражданам социальной защищенности и возможности получения жизненно важных социальных услуг.

На современном этапе реформирования экономики страны одной из актуальных задач является развитие отраслей социальной инфраструктуры села.

Социально-экономические преобразования, проводимые в России и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования системы государственного регулирования социальных процессов.

Проблемы реформирования социальной инфраструктуры региона должны решаться в контексте поиска общей региональной модели экономического развития.

Преодоление обострившихся проблем села, хроническое отставание его социальной инфраструктуры, возможно лишь путем усиления роли государства в решении этих вопросов.

Повышение эффективности регулирования развития социальной инфраструктуры села позволит улучшить результативность работы учреждений и организаций сферы социального обслуживания; обеспечить реальные права и ответственность местных органов власти и управления в вопросах жизнеобеспечения населения; мобилизовать и включить в процесс преобразований совокупность социальных факторов экономического роста; обеспечить социальные права граждан, создать необходимые условия для высокопроизводительного труда.

В последние годы Правительством Российской Федерации утверждены федеральные целевые программы социально-экономического

развития регионов. Эти программы являются одним из важных инструментов региональной политики государства. В отличие от трансфертов, субвенций, дотаций, бюджетных ссуд, кредитов и др., направленных на решение текущих задач, программы нацелены на решение стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе активизации инвестиционных процессов. Вторым съездом народных депутатов была принята программа возрождения российской деревни. В дальнейшем параметры ее выполнения на 1991-1995 гг. были конкретизированы в январе 1991 г. в постановлениях Совета Министров Российской Федерации «О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе», «О развитии газификации села», «О развитии электрификации села», «О строительстве дорог на селе». Не были реализованы за прошедшие после этого время ни программа съезда, ни постановления правительства, потому что они не были подкреплены ни материальными, ни финансовыми ресурсами.

В развитии социальной сферы при снижении роли государства почти прекратилось инвестирование строительства социальных объектов сельскохозяйственными предприятиями в связи с их тяжелым финансовым состоянием.

На агропромышленное производство законом Российской Федерации «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 г. №100-ФЗ установлены правовые основы экономического воздействия государства.

Одним из разделов Закона является государственное регулирование развития социальной сферы, в котором определены формы поддержки социальной сферы села.

В настоящее время принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия:

- по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Целями осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для решения этих задач необходимо:

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;

- развитие социальной инфраструктуры

села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 г. включительно.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационно-сти бюджетов субъектов Российской Федерации и

других критериев, начиная с 2009 г.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, приживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. №250.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;

- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;

- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

- повышение уровня архитектурнопланировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;

- распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.

Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008-2012 гг. в 220 сельских населенных пунктах. Реализацию проектов комплексной

компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора. В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:

- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;

- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной

застройки.

Правительством нашей страны предпринимаются меры по стабилизации обстановки в аграрном секторе, поиск путей развития агропромышленного комплекса в новых экономических условиях.

В Федеральном законе «О социальном развитии села до 2010 года» определены организационно-экономические, правовые и финансовые основы развития и содержания объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рыночных условиях.

Таблица 1. Финансовое обеспечение Федеральной целевой программы н«Социальное развитие села до 2010 года»

Направление программы Млрд. руб. % ко всему

Жилищное строительство 21,2 11,9

Образование 17,4 9,7

Здравоохранение 9,7 5,4

Торгово-бытовое обслуживание 9,5 5,3

Культура 2,5 1,4

Водоснабжение 45,7 25,6

Г азификация 23,9 13,4

Телекоммуникационная связь 42,8 24,0

Электрификация 4,8 2,7

Прочие мероприятия 1,2 0,6

Всего 178,7 100,0

Принятая в 2002 г. правительством федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года» в общей ее целевой направленности полностью отвечает гражданским правом и ценностным ориентациям крестьянства. Адекватно этой направленности определены и основные задачи программы: расширение доступности сельским жителям социальных благ и услуг, обустройство сельских поселений, повышение их качества, создание условий жизнедеятельности, минимально необходимых для формирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного

производства, сближение условий реализации конституционных прав в городе и деревне, переход к устойчивому развитию сельских территорий, расширение возможностей выполнения селом ее общественных функций.

Финансовое обеспечение - необходимое условие реализации программ социального развития, то есть доведение социальной инфраструктуры до нормативного состояния. Решение этой задачи должно осуществляться путем разработки и реализации федеральных и региональных программ развития села при многоканальной системе финансирования: за счет федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц.

При распределении финансовой помощи необходимо проводить оценку минимальных потребностей местных бюджетов в финансовых ресурсах. На наш взгляд, многое зависит от внедрения финансовых нормативов, опирающихся на государственные минимальные стандарты; четкое определение круга расходов на развитие социальной инфраструктуры региона, финансирование которых подлежит нормированию.

Для развития объектов и улучшения содержания социальной инфраструктуры необходимо:

- в проведении социальной политики усилить роль государства на селе с применением экономических стимулов и правового регулирования на основе разработки федеральных программ и законов по социальному развитию села;

- сельскохозяйственным предприятиям, продолжающим содержать объекты социальной сферы, предоставлять льготы, гарантии в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;

- изыскать в федеральном и региональных бюджетах долгосрочные инвестиционные кредиты для индивидуального жилищного строительства на селе.

- поощрять создание потребительских кооперативов агропромышленной интеграции и других форм объединений различных землепользователей по социальному обслуживанию населения.

Таким образом, государственное регулирование социальной инфраструктуры села должно сохраняться достаточно длительное время, так как экономические реформы сопровождаются снижением качества жизни значительной части населения

Литература:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

2.Программа «Социальное развитие села до 2010 года».

УДК 631.15:33

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

М.В. Каймакова, аспирант Ульяновский государственный технический университет

В статье рассмотрена роль социальной инфраструктуры в устойчивом развитии сельских территорий, т.к. важнейшим условием эффективности социальной инфраструктуры села является комплексное размещение ее объектов на территории сельских муниципальных образований.

Важнейшим условием устойчивого развития сельских территорий является сохранение и восстановление социальной инфраструктуры села. Социальная инфрастуктура образует материальный и институциональный базис социальной сферы. Часто обсуждение вопросов развития сельской местности ограничивается сельским хозяйством, что неверно, так как здесь размещают-

ся предприятия различных отраслей, коммуникации, федеральные и местные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач, социальная и производственная инфраструктуры. Развитие сельской местности позволяет наращивать объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, насыщать рынок товарами и услугами, интегрировать городскую и сельскую экономики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.