Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ'

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
контроль / оценка / учебная деятельность учащихся / многобалльная система / эффективность компьютерных моделей / традиционная система оценивания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедов Исраил Муса Оглы

Контроль и оценка учебной деятельности учащихся являются одним из важных звеньев учебного процесса. Осуществляя контроль, преподаватели и мастера производственного обучения могут установить и оценить, что и как учащиеся усваивают, каково их отношение к учебному и учебно-производственному труду. Вместе с тем для успешного обучения огромное значение имеет оценка знаний и умений учащихся. Одним из узких мест в технологии контроля является оценивание результатов учебной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедов Исраил Муса Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ

доктор философии по физике, АГПУ, Баку, Азербайджан

Аннотация. Контроль и оценка учебной деятельности учащихся являются одним из важных звеньев учебного процесса. Осуществляя контроль, преподаватели и мастера производственного обучения могут установить и оценить, что и как учащиеся усваивают, каково их отношение к учебному и учебно-производственному труду. Вместе с тем для успешного обучения огромное значение имеет оценка знаний и умений учащихся. Одним из узких мест в технологии контроля является оценивание результатов учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: контроль, оценка, учебная деятельность учащихся, многобалльная система, эффективность компьютерных моделей, традиционная система оценивания.

Annotasiya. §agirdlэrm tэhsilfэaliyyэtimn топЫопщ1 vэ qiymэtlэndirilmэsi tэdrisprosesinin тиЫт hissэlэrindэn ЫМиэШтЬг vэ istehsalat tэlimi ustalan nэzarэti hэyata kegirmэklэ §agirdlэrm nэyi vэ песэ дyrэndiklэrini, опШгт tэlim-tэrЫiyэ цЬгтэ munasiЫэtini тиэууэп edэ vэ qiymэtlэndirэ ЫШНэг. Еут zamanda, §agirdlэrm Ыilik vэ ЫасагщШгтт qiymэtlэndirilmэsi и§игЫ tэlim щип ЫдуШ эhэmiyyэt kэsЫ edir. Nэzarэt texnologiyasmda darЫogazlardan Ыт §agirdlэrm tэdris fэaliyyэtimn тИсэЬптп qiymэtlэndirilmэsidir.

Лдаг sдzlэr: nэzarэt, qiymэtlэndirmэ, §agirdlэrm tэhsil fэaliyyэti, goxЫalh sistem, komputer modellэrmm effeЫivliyi, эnэnэvi qiymэtlэndirmэ sistemi.

Abstract. Monitoring and evaluation of students' educational activities are one of the important parts of the educational process. By exercising control, teachers and industrial training masters can establish and evaluate what and how students learn, what is their attitude towards educational and educational work. At the same time, assessing students' knowledge and skills is of great importance for successful learning. One of the bottlenecks in control technology is the assessment of the results of students' educational activities.

Keywords: control, assessment, educational activities of students, multi-point system, effectiveness of computer models, traditional assessment system.

Введение многобалльной системы позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности учащихся, а с другой, объективно оценивать в баллах затраты на выполнение отдельных видов работ. При подведении итогов, при необходимости, заработанные учащимся баллы легко переводятся в привычную систему отметок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Анализ проблем, обусловленных применением существующей традиционной системы оценивания, позволяет выделить главные недостатки, среди которых:

1. Субъективизм экзаменационных оценок и выводов, полученных на основе их анализа;

2. Неучет степени подготовленности учащихся по тем дисциплинам, по которым в учебных планах не предусматривается итоговый экзамен;

3. Трудности ранжирования учащихся по степени их подготовки;

4. Неучет важности изученных дисциплин с точки зрения профессиональной подготовки;

5. Трудность и субъективизм учета внеучебной деятельности учащегося.

Комплексным решением указанных проблем стало применение рейтинговой системы

оценки знаний.

Рейтинговая оценка профессиональной подготовки учащихся — это сумма баллов, полученная учащимися за качество выполнения всех контролирующих заданий по

конкретному курсу, получаемой специальности и определяющая уровень обученности учащегося по данным спецпредметам, профессиональной подготовки через организованный контроль.

Алгоритм выставления баллов разработан с применением математического аппарата и в целом заключается в целесообразном подходе к оценке уровня обученности — недопустимого, обязательного, среднего, высокого.

Общая схема деятельности каждого преподавателя по реализации модели рейтинговой оценки профессиональной подготовки учащихся профессионального училища представлена рядом процедур:

1. Определяется объем и содержание обучения по предмету на весь период обучения. При этом весь учебный материал делится на отдельные законченные части (модули), подлежащие контролю.

2. Определяется содержание контроля.

3. Определяется полный набор контролирующих заданий разного уровня для каждой выделенной части учебного материала(модуля).

Определяется трудоемкость каждого задания по степени его сложности. Таким образом, имеется полный набор обязательных заданий, подлежащих контролю с их стоимостью в баллах и максимально возможной суммой, которую может набрать каждый учащийся.

Предлагается «универсальная формула» перевода балла в оценку и установления соответствия не только— уровня - баллу - оценке, но и соответствия - балла - уровню - оценке, (которыми характеризуются интенсивность учебной деятельности учащихся) всех без исключения предметов профессионального цикла.

Соотношение уровня — баллу — оценке:

О- уровень обучения - «недопустимый» - (0 — 50 баллов) - «2»;

1 -уровень обучения - «обязательный» - (51 - 70 баллов) —«3»; 2 -уровень обучения -«средний» - (71 — 90 баллов) —«4»; 3-уровень обучения - «высокий» (90— 100 баллов) — «5».

Использование ИКТ позволяет значительно снизить трудоемкость и ускорить обработку информации.

Занесение исходной информации и обработка данных выполняется в программе MS EXCEL. Эта работа выполняется мастерами и преподавателями. Информация заносится в баллах.

Автоматически производится расчет следующих показателей:

• Средний балл для каждого учащегося.

• Средний балл по каждому предмету.

• Рейтинг учащихся.

Выводы.

Благодаря использованию ИКТ, итоговый рейтинг и средние баллы вычисляются немедленно после заполнения ведомости и доступны для анализа всем: методисту, преподавателям, мастерам и руководству.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

Мамедов И.М., Рзаева А.Г. Применение современных информационных технологий на уроках физики. «XIV Глобальные науки и инновации 2021: Центральная Азия». Международный научно-практический журнал №3(14), 22-27 октября 2021. II том. Нурсултан (Астана), Казахстан. стр. 84-86.

Мамедов И.М. Использование проблемных ситуаций на уроках физики для развития деятельностно-творческой компетенции учащихся // Научно-издательский центр «ВЕСТНИК НАУКИ» Научный журнал.Инновационные научные исследования: сетовой журнал-2021. №4- 2(6) апрель 2021. г.УФА. стр. 95-103.

Мамедов И.М. Применение комьпютерных моделей в процессе обучения.//Научно-издательский центр «ВЕСТНИК НАУКИ». Научный журнал. Инновационные научные исследования: сетовой журнал-2022 №4-2(18) г. УФА. стр. 96-99.

Мамедов И.М. Практическая реализация методики использования компьютерных технологий при изучения физики // ELS. Межд.науч.-практ. журнал. 20 января 2023. Алматы, Казахстан. стр.58-60.

Мамедов И.М. Эффективность компьютерных моделей на уроках физики. //ELS/Межд.науч.-практ.журнал №2. 7-15 июня 2024; Алматы, Казахстан, стр. 27-28 Мамедов И.М. Сравнительная характеристика традиционного и инновационного методов обучения // ELS. Международный научно-практический журнал.№2; 5 февралья 2024. Алматы, Казахстан. стр. 115-117.

Мамедов И.М. Роль информационных технологий в организации проектной творческой деятельности // Межд. научно-практич. журнал» IN THE WORLD OF SCIENCE EDUCATION» 20 августа 2024/ELS/Астана, Казахстан. стр. 2-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.