Научная статья на тему 'Система оценивания знаний в историческом аспекте'

Система оценивания знаний в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8264
1067
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА / РАЗРЯД / ШКАЛА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / SCORING SYSTEM / ESTIMATION / RANKING / SCALE / CRITERIA FOR EVALUATION / MARK-RATING SYSTEM / BOLOGNA PROCESS / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ирина Анатольевна

В статье показана история оценивания знаний в образовательных учреждениях России с начала XVII века до наших дней. Рассмотрены критерии оценки знаний, которые применялись в лицеях, университетах, военных училищах. Выявлены тенденции применения системы оценивания в рамках Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation system in Russian education system

A Estimation history in the Russia educational institutions since XVII century till today is showed. The knowledge evaluation indicators, which used in the different educational institution (lyceum, university, military academy) are considered. The scoring system trends within the Bologna Process are revealed.

Текст научной работы на тему «Система оценивания знаний в историческом аспекте»

ZHAROVA E. UNIVERSITY STATUTES AS A REFLECTION OF BIOLOGICAL SCIENCE EVOLUTION

Development of the biology sections in students' university education on Physics and Mathematics and Medicine faculties in Russian empire is considered as the reflection in university statutes.

Keywords: university statute, natural history, biology sections, knowledge differentiation, departments of biology profile.

И.А. КАЗАКОВА, доцент Пензенский государственный университет

Система оценивания знаний в историческом аспекте

В статье показана история оценивания знаний в образовательных учреждениях России с начала XVII века до наших дней. Рассмотрены критерии оценки знаний, которые применялись в лицеях, университетах, военных училищах. Выявлены тенденции применения системы оценивания в рамках Болонского процесса.

Ключевые слова: балльная система, оценка, разряд, шкала, критерии оценивания, балльно-рейтинговая система, Болонский процесс, качество обучения.

В древние времена за плохую успевае- Первая группа, или высший разряд, обо-мость или проступки к ученикам применя- значает очень хорошие успехи - «учения

лись исключительно карательные меры. Так, в Древней Греции сложилась традиция воспитания детей с помощью телесных наказаний [1]. В XVI-XVII веках в иезуитских школах появилась система оценивания знаний баллами. Цель была вполне гуманной - вместо телесных наказаний за плохие успехи ввести поощрения за хорошие. Все ученики распределялись по разрядам: лучший, средний и худший. Каждый из разрядов обозначался цифрой. «Единица» была высшей отметкой. К среднему разряду принадлежало наибольшее число учеников, поэтому со временем его разделили на дополнительные подразряды. Так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.

В российских учебных заведениях изначально, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. Сохранились списки студентов Киевской духовной академии 1737 г., в которых студенты оценивались с помощью словесных отзывов. Существовало три группы отзывов [2].

изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Вторая группа, или средний разряд, характеризует средние успехи - «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа, или низший разряд, обозначает успехи ниже среднего - «учения слабого, подлого, пре-худого, безнадежного, ленивого».

Во времена правления Александра I вместе с созданием Министерства народного просвещения во многих губерниях, городах, уездах начинают открываться учебные заведения разных типов: классические гимназии, духовные семинарии, реальные училища, приходские и уездные училища. Цели образования в них ставились неодинаковые. Например,основная задача гимназий - дать учащимся общее среднее образование и подготовить их для поступления в университеты и другие высшие учебные заведения, например высшие специальные училища. Некоторые гимназии, например Казанская, открывались с целью «образования молодых людей для воинской службы, а не для ученого состояния».

154

Высшее образование в России • № 6, 2011

В реальных училищах обучали основам наук и готовили к трудовой деятельности. Устав гласил, что «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний ». Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты.

Лицейское образование, полученное в престижном Царскосельском лицее, приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины Х^—1Х классов. Программа была ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов.

В начале XIX в. в лицеях применялось два вида оценок: оценки за испытания (экзамены, зачеты, практические задания) и за поведение. Существовали три формы этих оценок: словесные характеристики, письменные отзывы и балльные отметки. В письменных отзывах описывались достижения, общенаучные навыки, прилежание, нравственные качества. Например, в Императорском лицее Цесаревича Николая, более известном как Катковский лицей (основной задачей было дать общее среднее образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практической подготовке учителей для гимназий), достижения учащихся оценивались по следующим критериям:

• качество приготовления уроков;

• внимательность во время уроков;

• внешний вид письменных упражнений;

• твердость в пройденном материале;

• находчивость в применении знаний;

• поведение;

• сколько раз отсутствовал в классе;

• сколько раз был записан преподавателем и за что.

В Царскосельском лицее, предназначенном для обучения дворянских детей, на экзаменах устанавливались словесные оценки: «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет». В «табеле об успехах, прилежании и дарованиях лицеистов» указывались записи по всем изучаемым предметам. Например, в табеле А.С. Пушкина указано: «В российском и латинском языках: успехи в латинском хороши; в русском не столь тверды, сколь блистательны. Слабого прилежания. Одарен понятливостью и вкусом. Во французском языке: считается между первыми. Весьма прилежен. Одарен понятливостью, проницателен. В логике: хорошие успехи. Неприлежен. Весьма ленив ».

В Ришельевском лицее, первоначально представлявшем собой среднее учебное заведение повышенного типа, впоследствии преобразованном в высшее учебное заведение, существовали два вида оценок: балльные и словесные. Первые выставлялись до 100 баллов (в приготовительном классе -до 50). У словесных оценок были следующие градации: «превосходно», «очень хорошо», «хорошо», «довольно хорошо», «порядочно», «изрядно», «посредственно», «весьма посредственно», «слабо», «очень слабо», «худо».

В 1819 г. Министерство народного просвещения решило ввести единую систему оценивания учебных успехов учащихся всех видов учебных заведений. Были изданы «подробнейшие правила, касательно испытаний». В Правилах была установлена четырехбалльная система оценки. Но эти правила применялись недолго. Оказалось, что довольно трудно оценить достижения учащихся четырьмя баллами.

Во всех военно-учебных заведениях царской России для оценки достижений в учебе действовала 12-балльная шкала [3]. Эта система считалась достаточно удобной и давала возможность довольно точно характеризовать знания учащихся.

12 баллов кадеты получали тогда, когда

показывали прекрасное знание пройденного материала, отвечали на вопросы четко, логично формулировали свои мысли, могли в споре отстаивать свою точку зрения и при этом вести диалог в свободной манере.

11 и 10 баллов выставлялись в тех случаях, когда кадет показывал достаточно глубокие знания пройденного, отвечал на вопросы уверенно, делал правильные выводы, говорил ясно и связно.

9, 8 и 7 баллов выставлялись в том случае, если кадет показывал прочное усвоение пройденного материала, но не совсем четко формулировал свои мысли, отвечал с помощью наводящих вопросов и терялся, если со стороны преподавателя слышал какое-либо возражение.

6, 5 и 4 балла показывали, что кадет в основном понял пройденные темы, с помощью учителя легко вспоминал то, что упустил при ответе, но во время ответа говорил не совсем внятно и четко, смешивал различные понятия или отвечал заученное наизусть слово в слово.

При 3, 2 и 1 баллах кадет почти ничего не знал и «темно и ошибочно понимал» (с такими баллами оставляли на второй год).

На основании переводных экзаменов все кадеты подразделялись на два разряда: к первому принадлежали кадеты, получившие по каждому предмету не менее 6 баллов. Всех прочих относили ко второму разряду. Кадеты первого разряда переводились в следующий класс, а кадеты второго разряда отчислялись из учебного заведения.

На основании выпускного экзамена происходило ранжирование офицеров по трем разрядам. К первому разряду относились те, кто имел средний балл по всем предметам не менее 10; ко второму - те, кто имел средний балл 8. Все остальные выпускники относились к третьему разряду. Офицеры 1-го и 2-го разряда считались успешно закончившими академию. Они получали право на ношение академического знака. Офицеры третьего разряда

считались не окончившими курса и права на знак не имели.

В 1837 г. Министерством народного просвещения была официально установлена пятибалльная шкала. Основные критерии оценивания были изложены в документе под названием «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках». В своей основе эта система баллов была заимствована из Пруссии. Оценка проводилась по пяти степеням. Интересны описания этих степеней.

«1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, - или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие.

3-я степень (успехи удовлетворительные). Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей-то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту ступень можно назвать степенью удовлетворительных потому, что

156

Высшее образование в России • № 6, 2011

ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда после памяти нас посещаемое, пробуждается часто среди этой даже механической работы.

4-я степень (успехи хорошие) Ученик отлично знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний » [2].

Окончательно пятибалльная система была утверждена в 1846 г. Введенная во всех учебных заведениях, она просуществовала в России в неизменном виде вплоть до мая 1918 г., когда Наркомпросом РСФСР было принято решение «Об отмене отметок». Вместо балльных отметок вводится своего

рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Также запрещались все виды экзаменов (вступительные, переходные и выпускные).

В сентябре 1935 г. СНК СССР восстанавливает пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков обучающихся: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно », «плохо» и «оченьплохо» [4]. Некоторое время использовались и другие отметки, например, «очень хорошо» (ох.), «хорошо» (хор.), «удовлетворительно» (уд.), «неудовлетворительно» (неуд.). Из-за смысловой неопределенности отметка «удовлетворительно» потом была переименована на «посредственно »(пос). В 1944 г. на основании приказа Наркомпроса в России вместо словесных оценок вновь была официально введена цифровая пятибалльная система: «5» - отлично, «4 » - хорошо, «3» - посредственно, «2» - плохо, «1» -очень плохо. Таким образом, в плане оценочной системы произошел возврат к дореволюционному состоянию.

В течение XX в. оценка «1» постепенно вышла из употребления. В результате пятибалльная система трансформировалась в современную четырехбалльную. В 1950-е гг. появляются дополнения к пятибалльной системе - знаки «минус» и «плюс», и получаются три градации всех отметок: 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2+, 2-, 2.

Балльная система, которая длительное время использовалась и используется в современном образовании, не может дать полного представления об индивидуальности каждого обучаемого. Современная парадигма образования требует использования более содержательной системы оценивания. С середины 1990-х гг. постепенно происходит переход от пятибалльной к многобалльной, в основном стобалльной, системе, известной как балльно-рейтинго-вая, когда каждое задание в зависимости от сложности и нестандартности оценивается по определенной шкале. Основная

цель введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся - повышение качества обучения [5].

Высокое качество образования в современном обществе не может быть достигнуто старыми методами. Введение рейтинговой системы контроля знаний позволяет:

1) повысить мотивацию студентов к систематической работе по всем дисциплинам в течение семестра и всего периода обучения;

2) развить у студентов способности к самоконтролю и самооценке;

3) повысить заинтересованность студентов в результатах обучения;

4) создать основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

5) получить итоговую оценку по дисциплине без экзамена (по итогам текущего контроля);

6) стимулировать соревновательность в учебном процессе, что позволит студентам в дальнейшем более реально воспринимать существующую конкуренцию на рынке труда.

Россия присоединилась к Болонскому процессу, который предполагает создание единого европейского пространства высшего образования. Одной из основных задач

Болонского процесса является принятие системы общепонятных и легко сопоставимых документов о высшем образовании, важной частью которой является единое Приложение к диплому. В частности, рекомендуется единая европейская система оценок: А - «отлично», В - «очень хорошо», С - «хорошо», D— «удовлетворительно », Е - «неудовлетворительно » (с возможностью пересдачи), F (FX) - «неудовлетворительно » (без возможности пересдачи).

Литература

1. Богуславский М. Школьный балл - про-

блемы и решения // Вестник образования. 2003. № 3. URL: http://vestnik.edu.ru/ list.html

2. Григорьев В.В. Исторический очерк рус-

ской школы. М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1900 (репринтная копия).

3. Каменев А.И. История подготовки офи-

церских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990.

4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической

оценки // Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. Л., 1935.

5. Гребнев Л.С. Общество, учебные заведе-

ния, академические свободы (образование в России: грань тысячелетий) // Образование в России. Федеральный справочник. М. 2003.

KAZAKOVAI. EVALUATION SYSTEM IN RUSSIAN EDUCATION SYSTEM A Estimation history in the Russia educational institutions since XVII century till today is showed. The knowledge evaluation indicators, which used in the different educational institution (lyceum, university, military academy) are considered. The scoring system trends within the Bologna Process are revealed.

Keywords: scoring system, estimation, ranking, scale, criteria for evaluation, mark-rating system, Bologna process, education quality.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.