М.В. Жуйкова
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ..
5.Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. С. 56-65.
6.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22.
№ 1. С. 16-24.
7.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.
8.Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?. М.: Смысл, 1998. С. 190 - 204.
INFLUENCE OF INDIVIDUAL AND PERSONAL QUALITIES ON A CHOICE OF COPING BEHAVIOR STYLES
> 2013
M.V. Zhuykova, candidate of psychological science, associate professor of the chair «General psychology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: This article presents the results of a study to determine the effect of individual psychological and personality characteristics on coping style.
Keywords: coping styles, difficult situation, individual psychological qualities, personality characteristics, self-attitude.
УДК 371.261
АНАЛИЗ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ И ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РОССИИ И В ОБЩЕЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
© 2013
Э.Ф. Исмагилова, аспирант
Института Экономик, Управления и Права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается роль оценочных шкал в системе контроля и оценивания знаний, выявлены педагогические условия реализации принципа гуманизма, обеспечивающего гуманистический характер оценивания знаний обучающихся.
Ключевые слова: оценка, отметка, оценочные системы, оценочные шкалы, Единый Государственный экзамен, пятибалльная шкала, четырехбалльная шкала, стобалльная шкала.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Оценка качества образования основывается на оценке образовательных достижений учащихся. Согласно классическим концепциям, оценку учебных достижений обучающихся следует базировать на принципах объективности, справедливости и гуманизма. Для повышения объективности оценивания было осуществлено внедрение единого государственного экзамена. Однако проблема разработки механизмов и критериев оценивания знаний обучающихся, так и осталась полностью разрешенной.
Данное противоречие приводит к необходимости разработки оптимальной системы оценивания образовательных достижений учащихся: диагностики уровня остаточных знаний, выявления их соответствия образовательным стандартам, использование системы оценивания как средства совершенствования образовательных достижений учащихся.
Находясь в социуме и постоянно контактируя с разными людьми, человек всегда стремится к тому, чтобы вызывать реакцию у окружающих. В процессе деятельности оценка наблюдателей наилучшим способом помогает отследить обратную связь для корректирования дальнейших действий. То же самое происходит и в образовательном процессе.
Анализ педагогической литературы и задачи исследования обусловили необходимость уточнения терминов «оценка» и «отметка».
Большинство источников склоняется к тому, что «оценка»:
- это процесс деятельности оценивания, осуществляемый человеком и формирующий ориентиры для дальнейших действий в достижении цели [1];
- это контролирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- это выявление качества выполнения учебных задач, поставленных перед учениками в процессе обучения, уровня их подготовленности, развития, сформированно-сти умений и навыков.
Так же оценка должна обладать рядом следующих характеристик: быть гласной, достаточно обоснованной и аргументированной, правильно соотноситься с мнением ученического коллектива.
В свою очередь «отметка»:
- это количественное выражение оценки [2];
- это условно-формальный результат процесса оценивания, выражающий учебные достижения обучаемых в буквах или цифрах;
- это отражатель и фиксатор оценки.
Таким образом, оценка является процессом и преимущественно влияет на эмоционально-волевую сферу. Отметка является фиксированием результата, необходимого для мониторинга уровня освоения остаточных знаний.
Необходимость унификации и стандартизации отметок приводит к введению систем оценивания и контроля знаний и шкал. Они помогают отслеживать качество освоения образовательных программ и, в пределах возможностей, относительно объективно разбивать учеников по уровням подготовленности и успешности в разных областях [3].
В мировой практике используются разные системы отметок и шкал оценивания знаний. Они могут быть выражены как в численном, так и в буквенном обозначении (А, В, С, D, Е). В основе любой шкалы лежит словесная оценка, которая плавно переходит в отметку. Словесная оценка может быть одинаковой, а шкалы цифр разные и даже противоположные. В настоящее время насчитывается двенадцать видов оценочных шкал.
По правилам математической статистики количество баллов в шкале должно быть нечетным и иметь в центре один из баллов [4]. Это условие становится значительным при шкалах, содержащих менее 20 баллов. Так же меньшее количество баллов предполагает размытость при определении уровня усвоения знаний обучаемых.
Выбор шкалы оценивания знаний в некоторых случаях зависит и от экономического и социального уровня страны.
При анализе экономического и социального прогресса стран часто используется показатель «индекс человеческого развития» (ИЧР).
ИЧР - это показатель уровня развития человека в той или иной стране. Индекс измеряет достижения стран по трем основным показателям:
1. Здоровье и долголетие. Они измеряются показателем ожидаемой продолжительности жизни при рожде-
Э.Ф. Исмагилова
АНАЛИЗ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ И ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ ...
нии.
2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) [5].
Малодоступность образования в странах с низким показателем ИЧР приводит к необходимости более точного оценивания уровня знаний выпускников школ для отбора лучших. Поэтому большинство стран, не дотягивающих до высокого уровня показателей ИЧР (Афганистан, Бангладеш, Боливия, Бурунди, Гватемала, Гаити, Гондурас, Заир, Замбия, Индия, Иордания, Ирак, Кения, Китай, Либерия, Мьянма, Никарагуа, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сирия, Судан, Тайвань, Египет, Эфиопия, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, ПАР), перешли на сто балльную систему.
В Российской системе образования были использованы 3, 5, 8, 10, 12-ти балльные системы оценки знаний. Дольше всех продержалась 5-балльная шкала, утвержденная в 1837 году Министерством народного просвещения (с сохранением 12-балльной шаклы во всех военно-учебных заведениях). После Октябрьской революции 1917 года вместо присуждения цифровых отметок учителя стали составлять характеристики на каждого ученика, в которых отражали не только академическую успеваемость, но и общественно-полезную деятельность ученика. Восстановление пятибалльной системы оценок знаний в виде словесной оценки произошло в 1935 году постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б). В 1944 году так же была восстановлена отметочная форма фиксации результатов (от 1 до 5) [6].
При формально существующих сейчас пяти баллах, учитель может оперировать только четырьмя, так как оценка в 1 балл фактически не используется.
С момента введения 5-тибалльной шкалы оценок содержание образования, объем, преподаваемого материала, образовательные стандарты и законы претерпели некоторые изменения, в силу чего возник ряд следующих проблем:
1). Оценивание успехов в учебе приводит к очень жесткой фиксации детей на классификации по уровню развития («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») [6];
2). Четырехбалльная шкала имеет очень низкую разрешающую способность и не отражает в полной мере образовательные достижения учащихся. При фиксации оценки урезается часть информации ( «+» и «-» не проставляются в журнал и остаются лишь условным обо-значчением);
3). Отсутствие преемственности в оценивании остаточных знаний между высшими учебными заведениями и общеобразовательными школами. Студенты занимаются по сто балльной шкале оценивания знаний, выпускные экзамены в школах и поступление в ВУЗы ведутся по ней же, но при этом само обучение школьников осталось по прежней системе. Таким образом, нарушена преемственность между СО и ВПО. Развивается популяризация подготовки с репетиторами к ЕГЭ, в то время как школа с четырех балльной оценочной шкалой не стыкуется с требованиями выпускных экзаменов, и с 9 класса перестает восприниматься как среда, способствующая получению навыков и знаний для поступления в высшие учебные заведения.
Наделение отметок оценочными характеристиками субъективно и очень зависит от мягкости/строгости учителя. Завышение оценки приводит к снижению уровня подготовленности учащегося, занижение - к утрате интереса к обучению и веры в свои силы и способности [2].
Четырехбалльная система в Российских условиях уже не может удовлетворять потребностям общества, слабо задействует мотивационные факторы в обучении Карельский научный журнал. 2013. № 4
и не отражает реальную картину уровня подготовленности школьников.
Оценка уровня обученности ученика предполагает сравнение фактически усвоенных знаний с неким стандартом, задаваемым образовательными программами.
Один из классиков отечественной педагогики, Подласый И.П., предлагал показатель продуктивности усвоения знаний вычислять по формуле
О=Ф/П*100%,
где О - оценка успеваемости, Ф - фактический объем усвоенных знаний умений, П - полный объем умений, знаний, предложенных для усвоения [4].
Данная модель, при условии доработки, является оптимальной для Российского общества по ряду причин.
1. Стобалльная шкала обладает большей разрешающей способностью, что предполагает большую точность оценки.
2. Стобалльная шкала наиболее привычная и удобная для перехода (с раннего возраста идет работа с процентной системой).
3. Стобалльная шкала оценивания знаний, позволяет ввести рейтинговые показатели и добавить соревновательный элемент в качестве мотивационного стимула.
4. Стобалльная шкала оценивания знаний в школах позволит частично реализовать кластерный подход в образовании и, таким образом, улучшить адаптационные показатели при переходе из общеобразовательных учреждений в профессиональное образование.
Важнейший показатель качества образования - об-разовательые достижения учащихся. От объективности процесса оценивания зависит качество обучения в целом, корректность решения многих дидактических и воспитательных задач. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков чрезвычайно важна для любого образовательного учреждения. Оценка стимулирует не только успеваемость, но и развитие важных жизненных качеств таких, как честолюбие, способность критический подход достигнутому результату. Справедливая оценка повышает уровень учебной мотивации, становится стимулом деятельности и влияет на поведение в будущем [6].
При разработке системы оценивания остаточных знаний необходим учет характеристических особенностей: смысловое содержание текущих отметок, шкала измерений знаний учащихся, её нацеленность, градуировка, разрешающая способность, удобство, понятность педагогам, ученикам, родителям, конвертируемость в другие шкалы оценок, компьютеризация процедур оценивания и так далее.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Теоретический анализ показал, что стобалльная шкала обладает большей разрешающей способностью (точностью) при мониторинге качества остаточных знаний, нацелена на индивидуальный подход и развитие творческих способностей обучаемых.
Трудность проверки эффективности перехода состоит в оранизации и проведении натурального эксперимента: для этого необходимы две представительные однородные по своему составу группы учеников, одна из которых обучалась бы по 5-ти, а другая по 100 балльной системе, с проведением общих экзаменов в завершении эксперимента. В дальнейшем планируется разработать модель оценивания результатов овладения знаниями учащимися и подробный мониторинговый инструментарий для проверки оптимальности разработанной системы оценивания остаточных знаний обучающихся экспериментальным путем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О.В., Верещагина Н.О., Даутова О.Б, Менг Т.В., Пискунова Е.В., Попова Е.В., Станкевич П.В., Тряпицына А.П., Шубина Н.Л. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процес-
75
Э.Ф. Исмагилова
АНАЛИЗ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ И ОЦЕНОЧНЫХ ШКАЛ .
са в РГПУ им. А. И. Герцена // Методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
2. Мартьянов Е.А. Новые подходы к организации системы оценивания планируемых результатов начального образования [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. (1 файл). - Режим доступа: http://ipk74.ru/virtualcab/ professional/pedagogicheskaya-masterskaya/novye-podhody-k-orgaшzatii-sistemy-ocemvamya-plammemyh-rezultatov-nachalшgo-obrazovaniya.
3. Белевцева И.В. Педагогические условия организации мониторинга качества знаний учащихся общеобразовательной школы: (на примере учебного предмета «Иностранный язык) // Автореферат диссертации на со-
искание ученой степени к. п. н.: специальность 13.00.01/ Белевцева Ирина Владимировна. - Астрахань: 2009. - 18 с.
4. Читао Л.Р. Система оценивания: вопросы теории// Вестник Адыгейского государственного университета. -2006. - N 2. - С. 158-160.
5. Центр Гуманитарных Технологий. Экспертно-аналитический портал года [Электронный ресурс].— Электрон, дан. (1 файл). — Режим доступа: http:// gtmarket.ru/news/state/2011/11/03/3705.—Загл. с экрана
6. Малышева М.П., Левин Л.Л. О повышении разрешающей способности текущих школьных оценок / М.П. Малышева // Начальная школа. - 2010. - №12. - С.93-97.
ANALYSIS OF EVALUATING SYSTEMS AND EVALUATING SCALES WICH USED IN RUSSIA AND IN THE UNITED WORLD PRACTICE
© 2013
E.F. Ismagilova, post-graduate student
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: In this article is discussed the role of rating scales in the system of control and evaluation of knowledge, identified pedagogical conditions of the principle of humanity, providing humanistic character of evaluation of students' knowledge.
Keywords: assessment, mark, scoring systems, rating scales, the Unified State Exam, five-point scale, four-point scale, one hundred-point scale.
УДК 159.9
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
© 2013
Н.Г. Климанова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Психология труда и предпринимательства» Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В целях уточнения и расширения представлений о специфике ценностной сферы личности, мотивов, потребностей современных предпринимателей авторами было проведено эмпирическое исследование, которое рассмотрено в данной статье.
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательская деятельность, ценности, ценностные ориентации, инструментальные ценности, структура личности, личностные особенности человеческие ресурсы.
Актуальность исследований предпринимательской деятельности обусловлена социальной значимостью развития предпринимательства, той ролью, которую оно играет в экономическом благополучии страны.
Многочисленные исследования составили представления о предпринимательстве, предпринимательской и организаторской деятельности Хизрич Р., Питерс М., [1] Журавлев А. Л., Позняков В. П.[2]; работы, раскрывающие социально-психологические, психологические и индивидуально-типологические особенности предпринимателей Чирикова А.Е. [3] работы, рассматривающие терминологию и значимость духовности, нравственно-этических составляющих личности Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. [4], Сухарев В.А. [5], Архангельский Л.М. [6].
Предпринимательскую деятельность отличает высокая степень персонификации. В ней, как ни в какой другой деятельности, проявляется глубокая связь целей, средств и результата с личностью человека, который ею занимается. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность конкретного человека, с именем которого она нередко сливается. В связи с этим особую актуальность приобретают психологические аспекты исследования личности предпринимателя. Интерес представляют характерологические, волевые, мотивационные, ценностные, духовно-этические компоненты личностной сферы предпринимателя.
Нравственные нормы, ценностные ориентации и мотивы играют ключевую роль на всех этапах предпринимательской деятельности, начиная с поиска бизнес-идеи и завершая коррекцией результатов. Более того, пути и средства решения многих проблемных ситуаций
обусловливаются приоритетами предпринимателей. Существенное влияние оказывает также соотношение лично и общественно значимых ценностей, степень близости индивидуальной иерархии нравственных ценностей и иерархии отдельных социальных групп, с которыми тесно взаимодействует предприниматель, или иерархии ценностей общества в целом. Так, возможность быстрого получения сверхприбыли на производстве, которое наносит непоправимый вред окружающей среде или создает серьезнейшую опасность здоровью людей, может быть использована каждым бизнесменом по-разному, в зависимости от преобладания ценностей личного благополучия или ценностей, ориентирующих на сохранение социального благосостояния.
Ответственность, чувство долга как базовые составляющие моральной нормативности личности также могут выступать в роли регулятора поведения. У предпринимателей данная форма саморегуляции выражается своеобразно, в форме приоритета дела. По самоописанию, предприниматель - прежде всего человек дела. Дело, а не слова и обещания выступают мерилом его ответственности перед людьми и обществом, критерием его порядочности.
Для предпринимателей характерен средний уровень моральной нормативности. По-видимому, более правомерно говорить о гибком отношении представителей бизнеса к общественным требованиям и нормам. Стремление строить свои отношения с людьми на основании принятых в обществе норм сочетается с нарушением правил, с нетрадиционным поведением и формальным выполнением принятых на себя обязательств. Можно считать, что система саморегуляции в структуре