ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
11 (248) - 2014
УДК 338; 330.322; 339.727.22
система отраслевых приоритетов
привлечения иностранных инвестиций:
учет национальных интересов россии
И. В. ГРИШИНА, доктор экономических наук, заведующая отделом E-mail: [email protected] и. в. Голубкин,
младший научный сотрудник
E-mail: [email protected]
Совет по изучению производительных сил
Минэкономразвития России и РАН
Статья посвящена актуальным вопросам формирования системы отраслевых приоритетов развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, а также привлечения к их реализации иностранных инвестиций с учетом национальных интересов страны. Проведен анализ отечественной практики и зарубежного опыта. Научно обоснована российская национальная система отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций. Определен состав тех секторов экономики России, доступ в которые для иностранных инвесторов должен поощряться, ограничиваться или запрещаться.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, система отраслевых приоритетов, модернизация экономики, инновации.
Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации во многом зависят от эффективного позиционирования страны в глобальных координатах, что предполагает точный выбор прорывных направлений и приоритетов отраслевого развития. К их числу, безусловно, должны быть отнесены именно те направления, которые при имеющихся ограниченных ресурсах способны внести наиболее существенный вклад в повышение эффективности и устойчивости социально-экономического развития страны, в формирование
конкурентоспособности ее экономики в мировой экономической системе, а также в обеспечение национальной безопасности.
В Российской Федерации привлечение иностранных инвестиций становится важной задачей, от эффективности решения которой зависят уровень конкурентоспособности экономики, технологическая модернизация приоритетных секторов промышленности, а также создание новых высокотехнологичных и инновационных производств.
Основные теоретические подходы к определению отраслевых приоритетов развития России. Вопросы определения научно-технологических и отраслевых приоритетов развития Российской Федерации находят свое отражение в отечественной экономической литературе. За последние годы издано достаточное количество монографий, научных трудов и статей по рассматриваемой проблематике. Ключевое значение для исследований в области определения отраслевых приоритетов развития Российской Федерации имеют труды академиков РАН С. Ю. Глазьева и Б. Н. Кузыка, а также прикладные исследования ряда научно-исследовательских институтов.
Так, по мнению С. Ю. Глазьева, выбор отраслевых приоритетов развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу должен в большей
степени базироваться на новых и перспективных наукоемких направлениях современных технологических укладов. При этом в период становления нового VI технологического уклада приоритетное внимание должно уделяться развитию производств с хорошими перспективами сбыта новой продукции, в том числе на контролируемых государством рынках (там, где осуществляются закупки со стороны государства и госкорпораций).
В связи с этим к отраслевым приоритетам развития Российской Федерации должны быть отнесены конкурентоспособные секторы экономики страны, которые могут предъявить спрос на продукцию VI технологического уклада: атомная, авиационная, судостроительная, ракетно-космическая, электронная промышленность и др. Кроме того, существующие заделы в молекулярной биологии и генной инженерии, а также в нанотехнологиях дают Российской Федерации реальные возможности для опережающего развития нового технологического уклада и шансы на лидерство в соответствующих направлениях формирования новой длинной волны экономического роста. При выборе отраслевых приоритетов, по мнению С. Ю. Глазьева, особенно важно опираться не только на прорывные технологии, которыми обладает наша страна, но и учитывать ее нынешнее положение в мировом разделении труда.
В научных работах другого известного отечественного экономиста Б. Н. Кузыка пристальное внимание уделяется определению отраслевых приоритетов развития экономики России, базирующихся на передовых достижениях научно-инновационной сферы, а также разработке прогноза, который позволяет выявить отраслевые приоритеты развития Российской Федерации и дать рекомендации по формированию перспективной структурной политики и механизмов ее реализации, обосновать перечень национальных программ и проектов, обеспечивающих переход к инновационному пути развития. Исходя из современного технологического уровня и имеющегося отечественного интеллектуального капитала, Б. Н. Кузыком определен состав отраслевых инновационно-технологических приоритетов развития Российской Федерации на перспективу до 2030 г. [3], в число которых вошли: биотехнологии и биомедицина; нанотехнологии, информационно-коммуникационные системы (ИКС); возобновляемые источники энергии (ВИЭ), водородная энергетика, энергосбережение; принципиально новые матери-
алы; новые поколения ресурсосберегающих гибких производственных технологий; авиакосмическая промышленность, новые средства транспорта; военно-промышленный комплекс (ВПК).
В научном исследовании, проведенном Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [1], как и в работе Б. Н. Кузыка, приоритетное внимание уделяется разработке макроэкономического прогноза развития научно-инновационной сферы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В данном исследовании совмещены количественные и качественные подходы к выявлению трендов развития научно-инновационной сферы России, выполнена итеративная проверка обоснованности полученных в ходе исследования материалов в экспертной среде, а также обеспечена ориентация на формирование управленческих решений в рамках мер инновационной и научно-технической политики. Согласно результатам указанного исследования, в число национальных отраслевых приоритетов развития России в научно-инновационной сфере должны войти: информационно-телекоммуникационные системы, биотехнологии, медицина и здравоохранение, новые материалы и нанотехнологии, транспортные и космические системы, рациональное природопользование, энергоэффективность и энергосбережение.
Изучению вопросов выявления приоритетных секторов экономики России посвящены и многие другие научные публикации, в том числе работы Д. Ломовцева и Т. Федоровой, О. Погудина и И. Чер-нышова и др. [4, 9, 13, 18].
Несмотря на то, что все рассмотренные методические подходы к определению отраслевых приоритетов развития России характеризуются своими отличительными особенностями (в том числе методикой выявления приоритетных секторов, а также перечнем предлагаемых приоритетов), в то же время их объединяет четкая нацеленность на формирование в России нового технологического ядра экономики и использование передовых достижений современных технологических укладов.
Однако, несмотря на хорошую проработанность вопросов определения технологических приоритетов развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, приходится констатировать, что проблеме поиска источников инвестиционных ресурсов для их практического осуществления (в том числе проблеме привлечения иностранных ин-
вестиций к их реализации) уделяется недостаточно внимания.
Так, в настоящее время большинство исследований в области привлечения иностранных инвестиций связано с поиском и доказательством преимуществ привлечения иностранного капитала по сравнению с мобилизацией внутренних источников инвестиций. Однако при этом большинство исследователей рассматривают вопросы привлечения иностранных инвестиций вне контекста определения отраслевых приоритетов развития экономики России как принимающей страны, не затрагивая проблематики обоснования состава секторов экономики, привлечение иностранного капитала в которые должно поощряться или, наоборот, может быть ограничено или запрещено ввиду соображений национальной безопасности.
По существу, одной из немногих научно-исследовательских работ, посвященных решению проблем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные секторы российской экономики, остается работа П. Фишера [16], в рамках которой была предложена система отраслевых приоритетов развития России, предполагающая проведение ранжирования секторов, исходя из степени их конкурентоспособности и необходимости привлечения в них иностранных инвестиций. Методологии оценки инвестиционной привлекательности секторов промышленности России посвящены также некоторые работы авторов данной статьи [12]. Однако следует учесть, что указанные публикации относятся к концу 1990-х гг., а предложенные в них отраслевые приоритеты привлечения инвестиций слабо корреспондируют с современными векторами развития экономической системы России, ориентированными на формирование и преимущественное развитие инновационных и высокотехнологичных направлений (в том числе на стимулирование создания производств VI технологического уклада), в связи с чем указанные приоритеты нуждаются в кардинальном пересмотре с учетом современных и долгосрочных перспективных потребностей развития экономики России, особенностей ее научно-инновационного потенциала, а также с учетом законодательно закрепленных ограничений для привлечения иностранных инвестиций.
Современная практика определения отраслевых приоритетов развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Точный выбор прорывных направлений и приоритетов
отраслевого развития России предполагает, что к их числу, безусловно, должны быть отнесены те направления, которые при имеющихся ограниченных ресурсах способны внести наиболее существенный вклад в повышение эффективности и устойчивости социально-экономического развития страны, в формирование конкурентоспособности ее экономики в мировой экономической системе, а также в обеспечение национальной безопасности.
На сегодняшний день приоритетные секторы и направления долгосрочного развития России определены в совокупности основополагающих общенациональных стратегических документов, в том числе доктрин, стратегий, концепций, программ, прогнозов, принятых актами Президента России и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также в стратегических документах и программах развития крупных компаний и государственных корпораций.
В настоящее время наиболее важным действующим стратегическим документом в сфере социально-экономического развития, имеющим комплексный характер и определяющим в том числе основные направления государственной отраслевой и научно-технической политики на федеральном уровне на долгосрочную перспективу, является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития РФ в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 596—606 [11]. Согласно указанному прогнозу система отраслевых приоритетов развития Российской Федерации базируется на наукоемких и высокотехнологичных направлениях, являющихся основой последних технологических укладов, и включает: информационные технологии и электронику; науки о жизни; индустрию наносистем; транспортные и космические системы; рациональное природопользование; энергоэффективность, энергосбережение, ядерную энергетику.
Другим основополагающим стратегическим документом, определяющим отраслевые приоритеты развития на национальном уровне, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8], согласно которой наиболее важное значение имеют следующие направления отраслевого развития России: обрабатывающие секторы промышленности (в том числе переработка сырья,
металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, автомобилестроение, самолето- и судостроение, пищевая промышленность); транспорт, строительство и аграрный сектор, топливно-энергетический комплекс (включая атомную энергетику и ВИЭ), а также новые высокотехнологичные секторы.
Конкретизация целей и механизмов реализации отраслевого развития страны нашла отражение в разработанных и принятых к настоящему времени стратегиях и программах отраслевого развития, в том числе в транспортном и энергетическом комплексах, в металлургической, химической и нефтехимической, автомобильной, легкой, фармацевтической промышленности, в транспортном машиностроении, а также в разработанных и действующих стратегических документах развития российского бизнеса — естественных монополий, государственных корпораций, крупных компаний.
В целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899 был утвержден перечень критических технологий Российской Федерации [5], который охватывает следующие перспективные области: технологии передачи, обработки и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи; биоинформационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания биосовместимыхматериа-лов; биосенсорные технологии; биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека; технологии биокатализа и биосинтеза; технологии новых и возобновляемых источников энергии и др.
Что касается определения отраслевых приоритетов в стратегических документах развития крупных отечественных компаний и корпораций, то наибольший интерес представляет Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехно-логии» на период до 2020 года [15], в соответствии с которой особое значение придается развитию таких наукоемких и высокотехнологичных направлений, как: медицина и фармацевтика; биотехнологии; машиностроительный сектор (автомобилестроение и газотурбинное двигателестроение); энерго- и ресурсосберегающее оборудование; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ — телекоммуникационное оборудование,
включая автоматизированные и информационные системы); современные материалы (в первую очередь композиционные материалы).
Зарубежный опыт определения отраслевых приоритетов перспективного развития.
Отметим, что определенные в различных стратегических документах отраслевые приоритеты долгосрочного развития России в значительной степени корреспондируют с приоритетами развития других стран, соответствуют основному глобальному вектору научно-технического развития. Как показал анализ, основные направления глобальной инновационной динамики в перспективе будут в значительной степени определяться ускоренным развитием конвергентных нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий. Практическая реализация новых технологий, как ожидается, не только станет основой для формирования новых рынков, но и существенно повлияет на облик традиционных областей (энергетики, транспорта, промышленного производства и др.). В связи с этим именно вышеуказанные направления технологического развития уже нашли свое отражение в системах отраслевых приоритетов развития экономики не только в наиболее развитых, но и в развивающихся странах мира.
Так, например, для таких стран БРИКС, как Китай и Бразилия, характерны следующие отраслевые приоритеты перспективного развития. В частности, согласно новому социально-экономическому плану развития Китая на 12-ю пятилетку (2011—2015 гг.) отраслевые приоритеты экономической политики этой страны будут связаны с преобладанием высокотехнологичных и инновационных секторов промышленности, повышением производительности труда, решением проблем относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды за счет внедрения новых энергосберегающих технологий. Большое внимание будет уделяться генной, белковой и клеточной инженерии, технологиям генного клонирования, усовершенствованию и завершению картирования последовательностей аминокислот ДНК наиболее важных зерновых культур, интеграции микроэлектроники и оптикоэлек-троники, компьютерной техники и сетевой связи, широкополосной передаче информации.
Что касается отраслевых приоритетов развития Бразилии, то в последнее время власти данной страны делают упор на повышение конкурентоспособности авиакосмического сегмента, связывая
его развитие с появлением новых возможностей по освоению природных ресурсов, совершенствованию телекоммуникационной сети, решению задач по охране окружающей среды и метеообеспечению. Делается ставка на развитие национального космического сектора, который откроет для этой страны новый, чрезвычайно выгодный рынок по предоставлению услуг в области космической съемки земной поверхности и метеонаблюдению. В целях преодоления дефицита венчурного финансирования в Бразилии принята Национальная стратегия в сфере науки, технологии и инноваций на 2012—2015 гг., в рамках которой определены приоритетные секторы и направления экономического развития страны, к числу которых отнесены: информационные технологии и телекоммуникации, фармакология и медицина, нефтегазовый и военно-промышленный комплексы, авиация и космос, атомная энергетика, а также сферы, связанные с созданием и использованием экологически чистых источников энергии и поступательным социально-экономическим развитием страны [17].
Практически аналогичные отраслевые приоритеты развития определяют для себя и страны, являющиеся сегодня мировыми центрами научно-технического развития — США и Япония. Именно они, согласно оценкам экспертов, готовы по всем показателям к переходу к VI технологическому укладу. У остальных ведущих стран фиксируется частичная готовность.
Отраслевые приоритеты развития экономической системы США в ХХ в. на протяжении всего послевоенного периода неразрывно связаны с достижением лидирующих позиций в научно-технической и инновационной сфере. В настоящее время приоритетность высоких технологий, инновационного пути развития приводит к значительному опережению темпов роста высокотехнологичного сектора по сравнению со всей обрабатывающей промышленностью и служит надежной опорой, поддерживающей высокую конкурентоспособность американской экономической системы. В числе приоритетных секторов экономики США наиболее важное значение имеют химическая и электронная промышленность, машино- и станкостроение, ТЭК (новые способы нефте- и газодобычи, модернизация электрических сетей путем внедрения Smart Grid технологий), атомный, радиоэлектронный, судостроительный и другие секторы промышленности. Государственная научно-техническая политика этой
страны на перспективу в большей степени ориентируется именно на те направления научно-инновационной сферы, которые непосредственно связаны с формированием нового VI технологического уклада. Так, согласно Стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики США, разработанной Национальным экономическим советом [19], к числу отраслевых приоритетов, играющих важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста и национальной безопасности, относятся: развитие сферы чистой энергетики (возобновляемых источников энергии — ВИЭ), повышение эффективности исследований, разработок и внедрения экологически чистых энергетических технологий; биотехнологии, нанотехнологии и другие передовые производства; медицина и фармацевтика; развитие авиакосмической индустрии; информационно-коммуникационные технологии.
Система отраслевых приоритетов развития Японии, как и ряда других технологически развитых стран, неразрывно связана с инновационными и наукоемкими секторами: Программа научно-технологического развития Японии [20] предполагает развитие экологии (включая альтернативную энергетику, а также энерго- и ресурсосберегающих технологий); медицины и фармацевтики. При этом отличительной особенностью японской программы является фактическое ограничение числа приоритетных направлений развития научно-инновационной сферы всего до двух — науки о жизни и экологии. В рамках экологического направления предполагается, в частности, уделять особое внимание развитию экологичных и энергоэффективных технологий, оказывать государственное содействие научным исследованиям в сфере развития ВИЭ (в том числе солнечной энергетики, энергии ветра и биомассы, малой гидроэнергетики, геотермальной энергетики, приливных электростанций и энергии волн), ресурсо- и энергоэффективных технологий (разработке новых видов топлива, инновационных энергосберегающих технологий, развитию специализированной инфраструктуры для электромобилей, интеграции в электросетевое хозяйство Smart grid технологий и др.), атомной энергетики (разработке нового поколения реакторов на легкой воде, а также термоядерного синтеза).
Таким образом, можно констатировать, что глобальной современной тенденцией в формировании систем отраслевых приоритетов развития в различных странах становится обеспечение на
средне- и долгосрочную перспективу устойчивости энергетической базы (развитие ВИЭ, ядерной энергетики, новых способов добычи и переработки полезных ископаемых), а также развитие максимально широкого спектра технологий жизнеобеспечения, относящихся к современным технологическим укладам.
Обоснование системы отраслевых приоритетов развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. После глубокого и затяжного системного кризиса, имевшего место в Российской Федерации в 1990-х гг., для нашей страны все еще характерно отставание в инвестиционном обеспечении экономического роста: объем инвестиций в основной капитал в 2012 г. составил около 70 % от дореформенного уровня 1990 г. (в сопоставимых ценах), тогда как объем ВВП уже превысил дореформенные показатели. Более того, даже ведущие госкорпорации в 2013 г. существенно сократили инвестиционные программы.
Несмотря на мощный приток инвестиций в экономику, обеспеченный главным образом благоприятной конъюнктурой глобального рынка углеводородов и продолжавшийся почти 10 лет (с 1999 г. и вплоть до мировой рецессии 2008—2009 гг.), в России нет достаточного объема инвестиционных ресурсов для одновременной реализации значительного числа задач отраслевого развития во всех секторах экономики. В связи с этим, на взгляд авторов, важно в первую очередь сконцентрировать ресурсы на четко определенных направлениях стратегического прорыва, чтобы повернуть траекторию развития страны на инновационный путь.
В целях обеспечения полноценной реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации, на взгляд авторов, необходимо сформировать эффективно функционирующую национальную систему отраслевых приоритетов развития на долгосрочную перспективу, которая должна отвечать критериям значимости секторов экономики страны, а также соблюдению ее национальных интересов [10].
Осуществление выбора приоритетных секторов экономики должно, по мнению авторов, проводиться с использованием следующих 5 основных критериев:
1) высокий технологический уровень развития сектора, позволяющий отнести его к современному V (продлится до 2020 г.) или перспективному VI технологическим укладам;
2) соответствие сектора перспективным технологическим потребностям экономики Российской Федерации;
3) наличие в секторе отечественного фундаментального научно-технологического, изобретательского или конверсионного задела;
4) высокий уровень производительности труда в секторе, а также заметное влияние развития сектора на повышение уровня производительности труда в других традиционных секторах;
5) экспортоориентированность сектора и конкурентоспособность его продукции на внутреннем и мировом рынках.
С учетом результатов анализа материалов ключевых российских и зарубежных научно-технологических прогнозов, отечественных стратегических документов и различных научно-исследовательских работ, посвященных определению отраслевых приоритетов развития российской экономики, можно выявить ведущие тематические области, а также определить состав инновационных технологических решений для каждого из выявленных приоритетных направлений, имеющих наибольший потенциал для реализации в Российской Федерации ввиду наиболее высокой конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами.
С использованием вышеприведенной системы критериев, а также с учетом отечественного и передового зарубежного опыта формирования национальных систем отраслевых приоритетов предлагается сконцентрировать усилия на реализации национальной системы отраслевых приоритетов развития Российской Федерации (рис. 1).
Таким образом, национальная система отраслевых приоритетов развития Российской Федерации включает в себя следующие слагаемые:
• новые материалы и нанотехнологии, включая углеродное волокно; металлургическое производство новых материалов; гибридные материалы и конвергентные технологии; нано-технологии;
• медицину и фармацевтику, включая медицинские приборы и оборудование; производство фармацевтических препаратов; биотехнологии; генную инженерию (в том числе диагностические и лечебные системы на основе молекулярных и клеточных мишеней); ядерную медицину;
• машиностроительный комплекс, включая транспортное машиностроение и автомобиль-
GO
А. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электроника
ИЗ
та
н
о
та
н
н
CD
н
Е
hd
о
о
о
н
Н
А1.
Суперкомпьютеры
А2. Облачные технологии
АЗ.
Программное обеспечение
А4. Фотоника
А5.
Встраиваемые системы управления
А6.
Электронная промышленность (технологии _мехатроники и роботостроения)_
А7.
С ВЧ-технологии
Б. Авиакосмический сектор
Б1.
Авиационная промышленность и двигателестроение
Б2.
Ракетно-космическая промышленность
БЗ.
Развитие авиакосмической инфраструктуры (строительство космодромов, аэропортов и др.)
Б4.
Разработка спутников связи, метеонаблюдения и картографических спутников
В. Новые материалы и нанотехнологии
В1.
Углеродное волокно
В2.
Металлургическое производство новых материалов
ВЗ.
Гибридные материалы и конвергентные технологии
В4.
Нанотехнологии
Г. Медицина и фармацевтика
Г1.
Медицинские приборы и оборудование
Г2.
Производство фармацевтических препаратов
ГЗ.
Биотехнологии
Г4.
Генная инженерия (в том числе диагностические и лечебные системы на основе молекулярных и клеточных мишеней)
Г5.
Ядерная медицина
Д. Машиностроительный комплекс
Д1.
Транспортное машиностроение и автомобильная промышленность
Д2.
Энергетическое машиностроение
ДЗ.
Станкостроение
Д4.
Судостроение (вкчючая проектирование и строительство нефтяных платформ для морской нефте- и газодобычи)
Е. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
S
Е1.
Ядерная энергетика (Управляемый термоядерный синтез)
Е2.
Энергоэффекгивные и энергосберегающие технологии
ЕЗ.
Возобновляемые источники энергии -ВИЗ
Е4.
Новые способы и технологии
нефте- и газодобычи _(сланцевый газ)_
Е5.
Интеллектуальные энергетические системы будущего (Smart Grid)
Е6.
Продукты глубокой переработки углеводородных _ресурсов_
Ж. Химия и нефтехимия
Ж1. Перспективные технологии переработки продукции нефтегазового комппекса (в том числе, техногенных отходов)
3. Добывающий сектор
31. Рационачьное природопользование (новые и экологичные способы добычи полезных ископаемых)
И. Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс
И1. Исследования в области селекции новых видов и сортов сельскохозяйственных культур (в том числе на основе современной молекулярной биологии и генной инженерии)
Рис. 1. Предлагаемая система национальных отраслевых приоритетов развития Российской Федерации
на долгосрочную перспективу
to
оо
to о
ную промышленность; энергетическое машиностроение; станкостроение; судостроение (в том числе проектирование и строительство нефтяных платформ для морской нефте- и газодобычи);
• топливно-энергетический комплекс (ТЭК), включая ядерную энергетику (управляемый термоядерный синтез); энергоэффективные и энергосберегающие технологии; возобновляемые источники энергии (ВИЭ); новые способы и технологии нефте- и газодобычи (сланцевый газ); интеллектуальные энергетические системы будущего (Smart Grid); продукты глубокой переработки углеводородных ресурсов;
• химию и нефтехимию: перспективные технологии переработки продукции нефтегазового комплекса (в том числе техногенных отходов);
• добывающий сектор: рациональное природопользование (новые и экологичные способы добычи полезных ископаемых);
• пищевую промышленность и агропромышленный комплекс: исследования в области селекции новых видов и сортов сельскохозяйственных культур (в том числе на основе современной молекулярной биологии и генной инженерии).
При этом, приняв за основу систему приоритетов развития, предложенную в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [11], на взгляд авторов, необходимо добавить к числу определенных в указанном документе приоритетов следующие (выделены курсивом на рис. 1): развитие авиакосмической инфраструктуры (строительство космодромов, аэропортов и др.); гибридные материалы и конвергентные технологии; производство фармацевтических препаратов; транспортное машиностроение и автомобильную промышленность; станкостроение; судостроение (в том числе проектирование и строительство нефтяных платформ для морской нефте- и газодобычи); возобновляемые источники энергии; химию и нефтехимию (перспективные технологии переработки продукции нефтегазового комплекса (в том числе техногенных отходов); добывающий сектор: рациональное природопользование (новые и экологичные способы добычи полезных ископаемых); а также пищевую промышленность и агропромышленный комплекс (исследования в области селекции новых видов и сортов сельскохозяйствен-
ных культур, в том числе на основе современной молекулярной биологии и генной инженерии).
Включение указанных направлений в состав системы отраслевых приоритетов долгосрочного развития обусловлено значимостью их потенциала для производства высокотехнологичных и качественных продуктов с новыми потребительскими свойствами, не уступающих зарубежным аналогам, и завоевания новых рынков сбыта, а также той важной ролью, которую призвана сыграть их реализация в инновационной модернизации экономической системы России.
Так, в частности, включение в состав отраслевых приоритетов развития России станкостроения определяется насущной необходимостью возрождения отечественного высокотехнологичного станкостроения (в том числе гражданского и двойного назначения), призванного ослабить сильную зависимость промышленности страны от импорта продукции иностранных станкостроительных предприятий. Перспективные направления развития станкостроительного сектора связаны с разработкой и производством многоцелевых программно-управляемых обрабатывающих центров (характеризующихся высокой производительностью и точностью выполнения операций), с возможностью последующей автоматизации производства и создания высокотехнологичных материалов, а также с производством тяжелых станков, являющихся базой для энергетики, авиа- и судостроения.
Современная практика привлечения иностранных инвестиций к реализации отраслевых приоритетов развития Российской Федерации. Реализация национальных отраслевых приоритетов развития Российской Федерации неизбежно предполагает активизацию инвестиционной деятельности в соответствующих направлениях.
В настоящее время на самом высоком уровне ключевое внимание уделяется решению проблем развития приоритетных секторов экономики Российской Федерации за счет повышения инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов. На заседании Госсовета от 27.12.2012 по вопросу повышения инвестиционной привлекательности регионов Президент России В. В. Путин подчеркнул, что стратегическое значение для комплексной модернизации отечественной экономики и формирования новых высокотехнологичных секторов имеет реализация мероприятий по всесторонней помощи и поддержке бизнеса — как отечествен-
ного, так и иностранного, а также демонстрации преимуществ и существующего потенциала развития приоритетных секторов экономики страны. В конечном итоге, реализация данных мероприятий должна способствовать тому, чтобы инвесторы выбрали Россию [2].
Важно отметить, что, несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в экономической системе страны за последние два десятилетия, инвестиционная обеспеченность приоритетных секторов России остается на довольно низком уровне. Дефицит инвестиций, в том числе иностранного характера, особенно остро проявляется в инфраструктурных секторах, а также в инновационных и высокотехнологичных секторах экономики, комплексное развитие которых позволило бы значительно повысить уровень конкурентоспособности экономики Российской Федерации в мире. Поэтому реализация существующих потенциалов в рамках модернизации российской экономики будет связана не только с изменением приоритетов отраслевого развития, но и с сопутствующей этому трансформацией системы привлечения иностранных инвестиций.
Однако, несмотря на стратегическую важность привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики страны, в настоящее время в Российской Федерации фактически отсутствуют концептуальные, стратегические и программные документы, специально посвященные вопросам определения приоритетов привлечения отечественных и иностранных инвестиций, что, несомненно, является большим упущением, затрудняющим реализацию задач государственного регулирования экономики в целом. Несмотря на то, что в настоящее время в России существуют основополагающие нормативные документы, в том числе Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [6] и Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [7], которые задают правовое поле для привлечения иностранных инвесторов, в них практически не затрагивается проблема определения приоритетов как наиболее важных направлений привлечения иностранных инвестиций.
В настоящее время функционирование механизма государственного регулирования инос-
транных инвестиций в Российской Федерации опирается фактически только на использование таких административных средств государственного регулирования рыночной экономики, как запреты и ограничения. Реализация ограничений в сфере иностранного инвестирования осуществляется посредством использования директивного способа государственного регулирования — допуска иностранного инвестора в экономику страны [14].
Так, в соответствии с действующим законодательством в настоящее время иностранные инвестиции разрешены в большинство сфер российской экономики: в энергетику (кроме атомной), металлургию, химическую промышленность, фармацевтику, строительство объектов недвижимости и инфраструктуры, добычу нефти, киноиндустрию и др.
Размещение иностранных инвестиций ограничено в финансовую сферу (банковскую и страховую деятельность); в средства массовой информации (СМИ); в авиационную сферу; добычу природных ресурсов (в добычу алмазов); а также в сферу земельно-имущественных отношений.
К секторам, в которых в настоящее время запрещено размещение зарубежных инвестиций в России, относятся: размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; предоставление услуг в области шифрования информации; разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, а также осуществление торговой деятельности продукцией ВПК; деятельность по обеспечению авиационной безопасности; космическая и авиационная деятельность; геологическое изучение недр или разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения; радио и телевидение и др. [7].
Таким образом, хотя российская национальная система инвестиционных приоритетов привлечения иностранных инвесторов в общих чертах уже сложилась, в ней не нашлось места для создания каких-либо особых преференций для инвестиций в наиболее важные, приоритетные секторы, включая введение категории «поощряемых» секторов для привлечения иностранных инвесторов, для которой должны быть созданы специальные и очень выгодные условия осуществления инвестиций.
В связи с этим, в качестве одной из актуальных задач осуществления инновационной модернизации
экономической системы страны выступает создание эффективной системы отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации, отвечающей национальным интересам страны, обеспечивающей повышение конкурентоспособности ее экономики, с одной стороны, а также ее экономическую безопасность, с другой.
Обоснование системы приоритетов привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации. Интенсификация процессов привлечения иностранных инвестиций для устойчивого развития экономики является одной из ключевых проблем для всех стран с переходной экономикой. И Российская Федерация здесь не исключение. Привлечение иностранных инвестиций призвано сыграть важную роль в повышении конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, способствовать модернизации отечественной промышленности, укреплению ее экономического потенциала. Подобно другим экономически и технологически развитым странам, Российской Федерации следует рассматривать иностранные инвестиции в качестве действенного инструмента ускорения экономического и технологического процесса и овладения передовыми методами организации производства. Привлечение иностранных инвестиций должно стать задачей, от эффективного решения которой существенно зависят ход, темпы и (во многом) результаты проводимых реформ.
При формировании системы отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций основная роль, на взгляд авторов, должна быть отведена определению конкретного состава тех секторов экономики России, доступ в которые для иностранных инвесторов должен поощряться, разрешаться, ограничиваться или запрещаться. Авторами настоящей статьи предложена классификация всех отраслевых приоритетов развития Российской Федерации, предполагающая выделение 4 групп отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
На рис. 2 вертикальной штриховкой выделены ячейки, в которых представлены поощряемые секторы, без штриховки — ячейки в которых представлены секторы, доступ в которые иностранным инвесторам разрешен (не ограничен), горизонтальной штриховкой — секторы, доступ в которые для иностранных инвесторов должен быть ограничен.
К 4-й группе отнесены те секторы экономики Российской Федерации, в которые допуск иност-
ранных инвесторов должен быть запрещен из-за их приоритетного значения в решении вопросов национальной безопасности (СВЧ-технологии, авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, разработка спутников связи, метеонаблюдения и картографических спутников, биотехнологии и ядерная энергетика), в связи с чем на рис. 2 указанные отраслевые приоритеты долгосрочного развития России не нашли отражения.
К 1-й группе (ячейки с вертикальной штриховкой на рис. 2) отнесены те секторы экономики Российской Федерации, привлечение иностранных инвестиций в которые должно специально поощряться, поскольку развитие таких секторов позволит обеспечить нашей стране технологическое лидерство на перспективных рынках высокотехнологичной и инновационной продукции. К поощряемым отнесены следующие отраслевые приоритеты долгосрочного развития России: облачные технологии, генная инженерия, ядерная медицина, строительство морских судов и нефтяных платформ для морской нефте- и газодобычи, новые способы и технологии нефте- и газодобычи, а также интеллектуальные энергетические системы будущего.
По мнению авторов, реализация поставленных задач в области модернизации отечественной экономики на основе передовых достижений современных технологических укладов может быть обеспечена только при активном привлечении в данные секторы иностранного капитала, поскольку самостоятельное их развитие в условиях отсутствия существенных отечественных технологических заделов чрезвычайно затратно, в связи с чем явно нецелесообразно, да и вряд ли вообще осуществимо. Привлечение иностранных инвестиций в поощряемые секторы должно обеспечиваться путем создания всех необходимых условий, преференций (в том числе с разработкой новых инструментов и механизмов привлечения инвестиций) и специализированной инфраструктуры для эффективной деятельности зарубежных инвесторов.
Ко 2-й группе (ячейки без штриховки на рис. 2) отнесены высокотехнологичные секторы, а также направления, способствующие улучшению экологической обстановки, в которые привлечение иностранных инвестиций должно разрешаться без каких-либо ограничений. К числу таких отраслевых приоритетов развития России относятся: программное обеспечение, нанотехнологии, фотоника, ме-
ьо
Система отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций
А, Информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ) и электроника
А1. Суперкомпьютеры
А2. Облачные технологии
АЗ. ПО
А4. Фотоника
А5. Встраиваемые системы управления
А6. Электронная промышленность (технологии мехатроники и роботостроения)
Б. Авиакосмическая отрасль
Б1. Авиационная промышленность и двигателестровние
БЗ. Развитие авиакосмической инфраструктуры (строительство космодромов, аэропортов и др.)
В. Новые материалы и нанотехнолопли
В1, Углеродное волокно
В2. Металлургическое производство новых материалов
ВЗ. Гибридные материалы и конвергентные технологии
В4, Нанотехнологии
Г, Медицина и фармацевтика
Г1. Медицинские приборы и оборудование
Г2. Производство фармацевтических препаратов
ГЗ. Гэнная инженерия ( в том числе диагностические и лечебные системы на основе молекулярных и клеточных мишеней)
Г4 Ядерная медицина
Д. Машиностроительный
комплекс
Д1, Транспортное машиностроение и автомобильная промышленность
Д2. Энергетическое машиностроение
ДЗ. Станкостроение
Д4, Судостроение (включая проектирование и строительство нефтяных платформ для морской нефте- и газодобычи)
Е. Топливо-энергетический комплекс (ТЭК)
Е2. Энергоэффективные и энергосберегающие технологии
ЕЗ. ВИЭ
Е4. Новые способы и технологии нефте- и газодобычи (сланцевый ааэ)
Е5. Интеллектуальные
энергетические
системы будущего (ЭтаЯвпф
Е6. Продукты глубокой переработки улвводородных ресурсов
Ж. Химия и нефтехимия
Ж1, Перспективные технологии переработки продукции нефтегазового комплекса (в том числе, отходов)
3. Добывающий сектор
31 Рациональное природопользование
(новые и экологические способы добычи полезных ископаемых)
Я та к о та к н гв н
Е ^
о о о к к
И. Пищевая промышленность и агропромышленный комплекс
И1. Исследования в области селекции новых видов и сортов сельскохозяйственных культур ( в том числе на основе современной молекулярной биологии и генной инженерии)
Рис. 2. Система отраслевых приоритетов привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию
I
О
I—'>
дицинские приборы и оборудование, производство фармацевтических препаратов, транспортное машиностроение и автомобильная промышленность, сфера энергосбережения и энергоэффективных технологий, рациональное природопользование (новые и экологичные способы добычи полезных ископаемых) и др. Основной отличительной особенностью данных секторов является наличие в них собственного (отечественного) технологического задела для опережающего развития, но при этом сдерживающегося дефицитом инвестиций. Привлечение в данные секторы иностранного капитала не требует от Российской Федерации в обязательном порядке выполнения условий, предусмотренных для приоритетов, вошедших в первую группу.
К 3-й группе (ячейки с горизонтальной штриховкой на рис. 2) отнесены те секторы экономики России, в которые привлечение иностранных инвестиций, с одной стороны, необходимо для их модернизации и развития на основе инновационных технологий, но, с другой стороны, должно быть ограничено — ввиду их стратегической значимости для обеспечения национальной безопасности страны. К числу секторов, в которые привлечение иностранных инвестиций должно быть ограничено, в частности, ввиду их двойного назначения, а также существенных технологических заделов у отечественных производителей, относятся: встраиваемые системы управления, металлургическое производство новых материалов, энергетическое машиностроение, а также отдельные направления сферы станкостроения.
Таким образом, российская национальная стратегия привлечения иностранных инвестиций должна быть, на взгляд авторов, четко сфокусирована на их привлечение и аккумулирование именно в тех приоритетных секторах экономики, развитие которых позволит России осуществить технологический прорыв в перспективных направлениях современных технологических укладов, сохранив за собой контроль над стратегическими сферами, важными с точки зрения обеспечения национальной безопасности.
Список литературы
1. Аналитическое резюме «Актуализация долгосрочного прогноза важнейших направлений научно-технологического развития на период до 2030 года». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL:
http://www.hse.ru/data/2013/02/08/1307847687 (дата обращения 30.05.2013).
2. Выступление Президента РФ В. В. Путина на заседании Государственного совета от 27.12.2012 «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса». URL: http://state.kremlin.ru/face/17232.
3. КузыкБ. Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. М.: Институт экономических стратегий, 2008. 864 с.
4. Ломовцев Д. А., Федорова Т. А. Приоритеты инновационного развития реального сектора экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3. С. 27—34.
5. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899.
6. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (с изм. и доп.).
7. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (с изм. и доп.).
9. Погудин О. А., ЧернышовИ. Н. Анализ инвестиций в промышленность России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. С. 19—25.
10. Проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/projects/955.
11. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года: разработан Министерством экономического развития РФ в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 596—606.
12. Ройзман И., Гришина И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. № 1. C. 37—39.
13. Славянов А. С., ХрусталёвЕ.Ю. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 3.
14. Славянов А. С., Хрусталёв Е.Ю. Налоговый механизм повышения эффективности иностранных инвестиций // Экономическая наука современной России. 2013. № 1.
15. Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на период до 2020 года: утверждена Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростехнологии» (протокол от 27.06.2011 № 5).
16. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
17. Федеративная Республика Бразилия. Национальная инновационная система. URL: http://www. gmu-countries.ru/america/brazilia/brazil-nis.html (дата обращения 17.03.2013).
18. Хрусталёв Е. Ю., Славянов А. С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6.
19. A Strategy for American Innovation. Securing Our Economic Growth. National Economic Council. 2011. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/ eop/nec.
20. Japan's Science and Technology Basic Policy Report. February 10, 2006. URL: http://www8.cao.go. jp/cstp/english/basic/4th-BasicPolicy.pdf.
Priorities of Russia
SYSTEM OF BRANCH PRIORITIES OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS: ACCOUNTING OF NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA
Irina V. GRISHINA, Igor' V. GOLUBKIN
Abstract
The article presents the formation of branch priorities of development of the Russian Federation in the long terms, as well as attraction of foreign investment to their implementation, taking into account the national interests of Russia. The article contains the results of analysis of modern domestic practices and of the best foreign experience of defining branch priorities of development and of foreign investment's attraction. The Russian national system of branch priorities of attracting foreign investment was scientifically justified. The authors determine the set of sectors of the economy of Russia, in which foreign investors should be encouraged, permitted, restricted or prohibited.
Keywords: foreign investments, system of branch priorities, economic modernization, innovations
References
1. Analiticheskoe reziume "Aktualizatsiia dol-gosrochnogo prognoza vazhneishikh napravlenii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia na period do
2030 goda" [Analytical summary of "Mainstreaming long-term forecast the most important areas of scientific and technological development for the period till 2030"]. National Research University Higher School of Economics. Available at: http://www.hse.ru/data/20 13/02/08/1307847687. (In. Russ.)
2. Speech the President Vladimir Putin at the meeting of the State Council of December 27, 2012. Opovyshenii investitsionnoiprivlekatel 'nosti sub " — ektov Rossiiskoi Federatsii i sozdanii blagopriiatnykh uslovii dlia razvitiia biznesa [On increasing the investment attractiveness of the Russian Federation and creation of favorable conditions for business development]. Available at: http://state.kremlin.ru/face/17232. (In. Russ.)
3. Kuzyk B. N. Rossiia v tsivilizatsionnom izmere-nii: fundamental 'nye osnovy strategii innovatsionnogo razvitiia [Russia in civilization dimension: fundamentals innovative development strategy]. Moscow, Institute of Economic Strategies Publ., 2008, 864 p.
4. Lomovtsev D.A., Fedorova T.A. Prioritety innovatsionnogo razvitiia real'nogo sektora ekonomiki
Rossii [Priorities of innovative development of real sector of economy of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2010, no. 3, pp. 27—34.
5. Presidential Decree "On approval of the priority directions of science and technology development in the Russian Federation and list of critical technologies of the Russian Federation" of July 07, 2011 № 899.
6. Federal Law "On Foreign Investments in the Russian Federation" of July 09, 1999 № 160-FZ.
7. Federal Law "Procedures for foreign investments in business of strategic importance for national defense and state security" of April 29, 2008 № 57-FZ.
8. The Order of the Government of the Russian Federation "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period til 2020" of November 17, 2008 № 1662-p.
9. Pogudin O.A., Chernyshov I. N. Analiz investit-sii v promyshlennost' Rossii [Analysis of investment in industry of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 29, pp. 19—25.
10. Draft Federal Law "On industrial policy in the Russian Federation". Available at: http://www.min-promtorg.gov.ru/docs/projects/955. (In. Russ.)
11. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2030 prepared by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation in accordance with the Presidential Decree of 07.05.2012 № 596-606.
12. Roizman I., Grishina I. Slozhivshaiasia i perspektivnaia investitsionnaia privlekatel'nost' krup-neishikh otraslei otechestvennoi promyshlennosti [Current and prospective investment attractiveness of the largest domestic industries]. Investitsii v Rossii — Investments in Russia, 1998, no. 1, p. 37—39.
13. Slavianov A. S., Khrustalev E. Iu. Problemy formirovaniia investitsionnoi strategii innovatsionno orientirovannogo ekonomicheskogo rosta [Problems of formation of the investment strategy of innovation-oriented economic growth]. Problemy prognozirova-niia — Problems of forecasting, 2011, no. 3.
14. Slavianov A. S., Khrustalev E. Iu. Nalogovyi mekhanizm povysheniia effektivnosti inostrannykh
investitsii [Tax mechanisms to improve foreign investment]. Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii — Economics of contemporary Russia, 2013, no. 1.
15. Development Strategy of the State Corporation "Russian Technologies" for the period til 2020: approved by the Supervisory Board of the State Corporation "Russian Technologies" of June 27, 2011). (In. Russ.)
16. Fisher P. Priamye inostrannye investitsii: strategiia vozrozhdeniia promyshlennosti [Foreign direct investment: a Strategy for the revival of industry]. Moscow: Finance and Statistics Publ., 1999.
17. Federative Republic of Brazil. National Innovation System. Available at: http://www.gmu-countries. ru/america/brazilia/brazil-nis.html.
18. Khrustalev E. Iu., Slavianov A. S. Problemy razrabotki natsional'noi investitsionnoi strategii v usloviiakh finansovoi nestabil'nosti [Problems of development of national investment strategy in conditions of financial instability]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'— National interests: priorities and security, 2009, no. 6.
19. A Strategy for American Innovation. Securing Our Economic Growth. National Economic Council. 2011. Available at: http://www.whitehouse.gov/admin-istration/eop/nec.
20. Japan's Science and Technology Basic Policy Report. February 10, 2006. Available at: http://www8. cao.go.jp/cstp/english/basic/4th-BasicPolicy.pdf.
Irina V. GRISHINA
Council for Study of Productive Forces
under Ministry of Economic Development
of Russian Federation
and Russian Academy of Sciences,
Moscow, Russian Federation
Igor' V. GOLUBKIN
Council for Study of Productive Forces
under Ministry of Economic Development
of Russian Federation
and Russian Academy of Sciences,
Moscow, Russian Federation