Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. 2004. URL: http://www.cbr.ru/today/PK/Basel.pdf.
2. Карминский А.М., Пересецкий А.А., Петров А.Е. Рейтинги в экономике: методология и практика: Монография / Под ред. А.М. Карминского. - М.:Финансы и статистика, 2005.
3. Разумовский П.А. Internal Ratings-Based Approach: преимущества и недостатки методологии // Экономическая политика. Электронная версия журнала. 2010. № 2.
4. Орлов А.И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2004 (3-е изд.). - 576 с.
5. Помазанов М.В. Продвинутый подход к управлению кредитным риском в банке: методология практика, рекомендации. Практическое пособие. - М.: Издательский дом «Регламент-Медиа», 2010.
List of references:
1. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework: Comprehensive Version. 2004. URL: http://www.cbr.ru/today/PK/Basel.pdf.
2. Kaminsky A.M., Peresecky А.А., Petrov А.Е. Ratings in economics: methodology and practice: Monograph / edited by A.M. Kaminsky. - М.: Finances and statistics, 2005.
3. Razumovsky P.A. Internal Ratings-Based Approach: advantages and methodology lacks//Economic policy. The electronic version of magazine. 2010. No 2.
4. Orlov A.I. Econometrics. М.: Examin, 2004 (3d publication).
5. Pomazanov M.V. Advanced approach to credit risk management in banks: methodology, practice, recommendations. Practice manual. - М.: publishing house «Reglament-Media», 2010.
Д.А. Аксенов
кандидат экономических наук, доцент, ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. Представлена ретроспективная, текущая и перспективная структура инвестиций в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: инвестиции, развитие Российской Федерации, прямые иностранные инвестиции, привлечение инвестиций.
D.A. Aksenov, Finance University under the Government of the Russian Federation
THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION. INVESTMENT PERSPECTIVE.
Abstract. The article covers issues of foreign investment attraction to the Russian Federation. In the article you can find a retrospective, current and perspective structure of the investments in the Russian Federation.
Keywords: investment, development of the Russian Federation, direct foreign investment, investment attraction.
Очевидно, что в ближайшие несколько лет «принципиально новые» инновации в
№ 4 - 2011
105
Проблемы экономики и менеджмента
России не смогут стать основой экономического роста - для этого пока просто нет подходящих условий. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала. Немаловажным является также аспект совершенствования возможности генерировать собственные технологии, служащие основой для интенсивного экономического роста и повышения мировой конкурентоспособности экономики страны.
На современном этапе развития экономики вопрос о поддержании инвестиционной активности является весьма актуальным. Механизм инвестирования поддерживает финансирование и рост экономики любого государства. Процессы структурного и качественного обновления мирового производства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.
Прежде всего четко определить категорию «инвестиции» как таковую. Следует отметить, что, несмотря на внимание исследователей к данной категории, выработать универсальное определение, удовлетворяющее как потребностям практики, так и теории, и вместе с тем учитывающее вовлеченность в инвестиционный процесс определенных участников рынка (государства, предприятия, домашнего хозяйства) достаточно сложно. Для того чтобы сформулировать определение понятия «инвестиции» в наиболее общем виде обратимся к анализу подходов к данной проблеме отечественных и зарубежных авторов.
Среди макроэкономистов распространен подход к инвестициям как к отказу от текущего потребления ради увеличения будущего потребления. Дж.М. Кейнс, связывая инвестиции со сбережениями, рассматривал данную категорию в качестве части дохода за данный период, которая не была использована для потребления [7]. В более узком смысле - это прирост капитала, в виде нового оборудования, зданий, сооружений, используемый для расширения производства [10]. Таким образом, инвестиции - это сбережения тем или иным образом, используемые для расширения производства с целью извлечения дохода в будущем.
Более широкий подход продемонстрировали авторы, которые под инвестициями понимают любое вложение капитала с целью его последующего увеличения. Например, Дж. Гитман и М. Джонк дают следующее определение: «инвестиции - способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и принести положительную величину дохода» [3].
Более широкое распространение в научном обороте понятие инвестиций получило в 1980-х гг. Инвестиции рассматривались с двух сторон: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как макроэкономическая категория.
Для дальнейшего анализа экономической значимости инвестиций необходимо произвести классификацию различных форм инвестиционной активности. Инвестиции могут быть сгруппированы по различным признакам в зависимости от различных критериев и целей проводимой классификации. В научной и учебной экономической литературе отечественных и зарубежных авторов приводится множество разнообразных классификаций.
106
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
В качестве наиболее общих критериев для классификации выберем следующие: формы собственности; участие в управлении капиталом; национальная принадлежность. Однако необходимо ввести еще один критерий классификации инвестиций: по степени инновационности. С учетом усиливающихся тенденций глобализации мирового хозяйства и стремления национальных экономик к переходу на инновационный путь развития особое место следует отводить разделению инвестиций на инновационные и простые. Инновационные инвестиции, в отличии от простых, направляются не столько на развитие технологической базы производства, сколько на ее преобразование, базирующееся на новейших фундаментальных и прикладных разработках и учитывающие параметры новых технологических укладов.
Реальные инвестиции подразумевают рост производства, а, следовательно, растет занятость, доходы населения, налоговые поступления в бюджет государства, появляется возможность решения социальных проблем. Кроме того, если учитывать стремление инвесторов внедрять новые технологии, то в масштабах национальной экономики имеет место технологический прогресс, повышающий конкурентоспособность экономики.
Эффект же финансовых инвестиций можно проследить на примере российских событий на рынке ценных бумаг в 1990-е гг., когда активно происходило инвестирование в государственные ценные бумаги.
Следует также отметить, большую значимость прямых инвестиций для экономики, нежели портфельных. Портфельные инвесторы по определению не могут установить эффективный контроль над финансируемым предприятием. При подобном вложении заинтересованность инвестора в долгосрочном развитии предприятия не значительна. Доходы поступают за счет изменения курсовой стоимости ценных бумаг и промежуточных процентных выплат. В то время как прямые инвестиции представляют собой крупные вложения капитала, позволяющие инвестору установить контроль над предприятием, это инвестиции, как правило, в долгосрочное развитие компании, финансирование ее роста.
В настоящее время экономика нашей страны находится на этапе экономического кризиса и перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду инновационной перестройки экономики. Очевидно, что инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала, темпы и характер экономического роста. Данные о темпах роста реальных инвестиций в основной капитал за последние годы (2006-2010 гг.) свидетельствуют об определенной активности российских инвесторов в этой области. По данным за 2010 г. этот показатель составил 2685 млрд руб. с темпом роста относительно соответствующего периода предыдущего года 2,1% [2].
На рост инвестиций в реальный сектор российской экономики оказывают влияние такие факторы, как:
- неразвитость финансовых рынков, не позволяющая значительно увеличить финансирование инвестиционных проектов за счет привлеченных средств;
- низкий уровень корпоративного управления, ограничивающего привлечение инвестиций, в частности за счет привлеченных средств;
- отсутствие эффективных налоговых механизмов, стимулирующих инвестиции
№ 4 - 2011
107
Проблемы экономики и менеджмента
в основной капитал, в том числе за счет собственных средств;
- отсутствие эффективных экономических механизмов, способствующих своевременному обновлению основных фондов в экономике;
- недостаточно активное использование механизмов частного и государственного партнерства и повышение эффективности государственных инвестиций.
В целом на инвестиционной активности также негативно сказываются:
- недостатки системы налогообложения, проявляющийся в несогласованности целого ряда норм, порядков и принципов налогообложения инвесторов в России с существующими в международной практике правилами и нормами;
- в недостаточных правовых и судебных гарантиях для инвесторов;
- в отсутствии до конца согласованного налогового и инвестиционного законодательства в области налогообложения прибыли.
Общей проблемой российской экономики, оказывающей негативное влияние на инвестиции, является неразвитость инвестиционных институтов и значительный уровень административных барьеров.
Структура инвестиций в реальный сектор российской экономики в разрезе источников капитала в 2006-2010 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Структура инвестиций в реальный сектор экономики по источникам капитала в 2006-2010 гг., в % к итогу
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010
1 2 3 4 5 6
Инвестиции в реальном секторе экономики - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе по источникам капитала:
Собственные средства 53,2 52,4 47,7 50,3 48,0
из них:
Прибыль 13,2 15,9 23,4 26,6 20,5
Амортизация нет данных нет данных 18,1 19,3 23,5
Привлеченные средства 46,8 47,6 52,3 49,7 52,0
из них бюджетные средства (средства консолидированного бюджета) 19,1 17,0 22,0 19,8 19,6
в том числе:
федерального бюджета 6,5 6,4 6,0 5,8 7,4
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 12,6 10,6 16,0 14,0 12,2
кредиты банков 4,7 4,2 2,9 4,4 4,8
из них кредиты иностранных банков нет данных нет данных 0,6 0,9 0,5
Заемные средства других организаций 4,3 5,6 7,1 4,9 6,0
Источник: Россия в цифрах. 2010 год. Официальное издание. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011. С. 238.
108
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
Негосударственные инвесторы усиливали присутствие на рынке капитала практически во всех секторах экономики. За период 2006-2010 гг. доля частного капитала в структуре инвестиций по формам собственности повысилась с 24,4 до 43,9% (табл. 2).
Таблица 2 - Структура инвестиций в реальный сектор российской экономики по формам собственности, в % к итогу
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции в реальный сектор, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе по формам собственности:
Российская 93,1 88,7 86,3 86,1 86,3
из нее:
Государственная 22,8 22,8 23,9 22,1 19,5
Муниципальная 5,2 4,7 4,5 4,5 4,9
Частная 30,1 24,4 29,9 37,7 43,9
смешанная российская 34,9 36,7 27,8 21,6 18,2
Иностранная 2,5 3,5 1,5 2,0 3,3
совместная российская и иностранная 4,4 7,8 12,2 11,9 12,2
Источник: Россия в цифрах. 2010 год. Официальное издание. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011. С. 239.
По итогам 2010 г. на долю бюджетных средств пришлось 19,6% объема инвестиций в основной капитал. Большая часть государственного капитала направлялась на решение актуальных федеральных проблем социального и экономического развития, не имеющих альтернативных источников финансирования. Инвестиционные проекты, которые имеют слишком большие сроки окупаемости, высокие риски, низкую норму отдачи на вложенный капитал (например, инфраструктурные и инвестиционные проекты в секторах экономики, которые связаны с обеспечением национальной безопасности и социальной стабильности), как правило, не являются привлекательными для частных инвестиций.
Несмотря на рост притока иностранных инвестиций в экономику страны и некоторое увеличение поступлений ПИИ в обрабатывающую промышленность, наибольшая их концентрация по-прежнему фиксируется в добывающих отраслях. Доля инвестирования в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, изделий машиностроения в сумме составляет не более 2-3%.
Как видно на рис. 1, основная сумма всех поступающих в страну иностранных инвестиций приходится на категорию «прочие», которая подразумевает займы и кредиты других государств под гарантии правительства, что только наращивает внешний долг страны. В то же время, доля притока необходимых для устойчивого экономического роста страны ПИИ, несмотря на наблюдаемый тренд на увеличение абсолютных значений, сократилась почти в 2 раза. По финансовым условиям ПИИ более выгодны, чем займы и кредиты, являющиеся срочными, платными и возвратными.
Как и в начале развития инвестиционных процессов значительная часть инвестиций в экономику страны поступает из таких небольших государств как Люксембург, Кипр, чей статус мировых оффшорных зон предполагает российское происхождение по-
№ 4 - 2011
109
Проблемы экономики и менеджмента
ступающего в страну капитала. Российский капитал, ранее ушедший в указанные оффшорные центры, теперь возвращается в страну уже под видом иностранных инвестиций.
□ Прочие
■ Портфельные инвестиции
□ Прямые инвестиции
Рисунок 1 - Инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов
по видам (в % к итогу)
Источник: статистический сборник «Инвестиции в России» // http://www.gks.ru
В силу этих причин частные инвестиции не являются полной заменой государственных. При этом основная задача на современном этапе состоит в разработке долгосрочной стратегии, направленной на укрепление конкурентоспособности российских предприятий. Основной акцент при этом должен быть сделан на стимулировании прямых инвестиций.
13%
■ Люксембург
■ Киши
■ Германия
■ Швейцария
■ Франция
15%
■ Нидерланды Кипр
■ Великобритания
■ Япония
■ Виргинские острова (Брит.)
Рисунок 2 - Приток иностранных инвестиций в российскую экономику по странам происхождения в 2010 г.
Источник: http://www.gks.ru
Неравномерна также территориальная структура иностранных инвестиций. Опять же руководствуясь, главным образом своими экономическими интересами, ино-
110
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
странные инвесторы выбирают для инвестирования регионы с развитой инфраструктурой и богатые полезными ископаемыми. В результате более 70% всех поступающих в страну иностранных инвестиций в основном приходится на 6 субъектов РФ (рис. 3).
Дальневосточный Федеральный округ
Сибирский Федеральный округ
Уральский Федеральный округ
Приволжский Федеральный округ
Южный
Федеральный округ
Северо -Западный Федеральный округ
Центральный Федеральный округ
■ Приток ПИИ
0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000
Рисунок 3 - Приток ПИИ в экономику России по регионам в 2010 г.
(в млрд долл. США)
Источник: составлено по данным http://www.gks.ru
Россия заинтересована в восстановлении и обновлении своего производственного потенциала, в развитии и структурной перестройке экономики в условиях мирового экономического кризиса.
3. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
Для России необходимо выработать стратегию государственного регулирования процесса иностранного инвестирования. В связи с отрицательными последствиями привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику возможно использовать опыт Китая по разработке структуры приоритетных отраслей для привлечения иностранного капитала. Для России также могут быть определены отрасли приоритетные, запрещенные, ограничиваемые для поступления иностранного капитала, разрешенные (см. табл. 3).
Подобная практика позволила КНР увеличить долю высокотехнологичного экспорта до 80%. В России же иностранные инвестиции не способствуют пока ни индустриализации, ни общей эффективности функционирования национальной экономики.
К категории «ограничиваемых» инвестиций можно отнести отрасли экономики, способные к самостоятельному развитию, производству конкурентоспособной продукции. Ограничительные меры государственной политики в этой связи могут быть применены в таких отраслях как, добывающая промышленность, лесная отрасль, судостроение, химическая и энергетическая отрасли, страхование и банковские услуги. Эф-
№ 4 - 2011
111
Проблемы экономики и менеджмента
фективным было бы использовать специальные льготы в высокотехнологичные отрасли, такие как информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность. Исходя из мирового опыта, можно заметить, что стимулирование именно этих отраслей является основной задачей многих развитых и некоторых развивающихся стран. ПИИ в такие отрасли как машино- и станкостроение в лесной, нефтяной промышленности, энергетики и металлургии, традиционно являющиеся основой российского экспорта, позволят обновить стареющую базу, будут способствовать перестройке российского экспорта в дальнейшей перспективе.
Таблица 3 - Предлагаемое распределение приоритетов инвестирования
в российскую экономику
Поощряемые проекты Информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность
Ограниченные проекты Добывающая промышленность, лесная отрасль, судостроение, химическая и энергетическая отрасли, страхование и банковские услуги.
Запрещенные проекты Отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности страны, оборонный комплекс, нанотехнологии
Разрешенные проекты Транспортной отрасли, инфраструктура, сельское хозяйство и строительство
К «запрещенным» для иностранного участия сферам экономики можно отнести отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности государства, такие как оборонная промышленность.
К объектам «разрешенным» для инвестирования, следует отнести сферы экономики страны, не связанные напрямую с укреплением национальной безопасности, но использование возможностей новых иностранных технологий, в которых может значительно улучшить их функционирование. Сюда можно отнести развитие транспортной отрасли, инфраструктуры, сельского хозяйства и строительства.
Оптимальной для дальнейшего развития экономики России стратегией может послужить переход от устоявшегося за время либеральных реформ инерционного пути развития, основанного на получении доходов от экспорта сырьевых товаров, к интенсивному типу развития с упором на высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, соответствующие понятию экономики знаний [8]. Формирование экономики именно такого типа позволит стране занять конкурентоспособную позицию в мировом экономическом сообществе. Во всех развитых странах задача обеспечения конкурентоспособности экономики заключается в развитии и внедрении новых технологий. Уровень развития наукоемких отраслей оказывает влияние на конкурентоспособность всей экономики. Достижения науки, техники и технологии являются одним из факторов стабильного экономического роста. Для привлечения иностранных инвестиций такого рода необходимо создание на предприятиях, в отраслях благоприятного инвестиционного климата. Применительно для Российской Федерации, в которой за время либеральных реформ большее внимание уделялось вопросам приватизации в ущерб формирования государственного регулирования экономических процессов, сформировался специфический для страны круг проблем, препятствующий необходимому притоку иностранного капитала в страну. Так, по результатам ежегодного исследования российского инвестиционного климата консалтинговой компанией «Ernst&Young» в 2010 г. среди основных фак-
112
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
торов, осложняющих деятельность иностранных инвесторов, по-прежнему лидируют: административные барьеры, недостаточная прозрачность законодательной базы с бесконечными уточняющими подзаконными актами, а также недостаточные антикоррупционные меры [5]. В традиционном рейтинге инвестиционной привлекательности за 2010 г., составленном Мировым Банком, Россия занимает 120 место из 183 стран мира [13]. Исследование включает анализ условий ведения бизнеса в стране, как иностранного, так и отечественного, исходя из учета политических, правовых, финансовых рисков. В результате, по оценкам той же Ernst&Young, из необходимых для восстановления российской экономики 200-300 млрд долл. ПИИ, в 2010 г. в экономику страны поступило лишь 39 млрд долл.
Однако, наряду с проблемами в непосредственном привлечении ПИИ в Россию, не следует забывать и о качестве привлеченных средств. Исходя из предложенного тезиса о целесообразности перехода страны на инновационный путь развития, а также опираясь на опыт привлечения инвестиций в Китай и Мексику, необходимо остановиться на создании в экономике страны условий для развития способности к восприятию зарубежных технологий, а также разработке на их основе собственных нововведений. Здесь важным является понятие «абсорбационной способности» страны - возможности применять и использовать новые внешние знания [9]. Способность страны к заимствованию технологий характеризуется рядом показателей: научный потенциал, качество образования, общее качество институтов(государственный аппарат, уровень коррупции, инвестиционный климат), качество специализированных институтов и характер политики заимствования. Для повышения абсорбационной способности необходимо создавать специализированные институты, определенные типы специальных экономических зон и промышленных кластеров. Постепенное наращивание абсорбацион-ной способности лежит в основе формирования национальной инновационной системы (НИС) страны. Переход к экономике, основанной на высоких технологиях невозможен без формирования НИС страны.
Сущность инновационной системы страны формирует как стимулы, так и препятствия для притока ПИИ, служащих источником финансирования инноваций. Ввоз ПИИ осуществляется в производственную систему, которая имеет непосредственную связь с макроэкономической политикой государства, особенностями генерации знаний, функционирования рынка, существующей инфраструктурой, а также уровнем образования.
Оценивая, уровень абсорбционной способности России на мировом уровне, следует отметить не лучшие ее показатели (таблица 4).
Россия в представленном рейтинге заметно уступает китайской экономике по большинству позиций. Между тем, России традиционно считается страной, обладающей значительными преимуществами для ПИИ - квалифицированная и относительно недорогая рабочая сила. Для страны характерна развитая система высшего и среднего образования, а следовательно, и высокий научно-исследовательский потенциал. Высокий научно-исследовательский потенциал. Однако, одной из основных черт НИС России это исторически сложившаяся низкая степень взаимодействия исследовательских организаций и институтов.
№ 4 - 2011
113
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 4 - Рейтинг восприятия технологий по основным показателям
Место страны в международном рейтинге (из 133 исследуемых стран)
Россия Китай
Доступ к новейшим технологиям 102 87
Восприятие технологий на уровне предприятий 104 47
ПИИ и трансферт технологий 103 77
Способность к инновациям 42 22
Уровень взаимодействия исследовательских институтов и производства 48 23
Уровень научно-исследовательских институтов 42 35
Затраты компаний на НИОКР 46 23
Источник: Составлено автором по The Global Competitivness Report 2009 - 2010 (Отчет Всемирного экономического форума) // http://www.weforum.org
Для инновационной системы в России характерна малая доля участия бизнеса в научных разработках. Доля государства в финансировании научно исследовательских разработок превышает 60% (2010 г.) [15]. В инновационном развитии страны на данном этапе не заинтересованы ни малый бизнес, ни крупные предприятия. Деятельность всех экономических агентов направлена на получение прибыли в краткосрочной перспективе, в то время как инновационные разработки от их зарождения до этапа практического воплощения проходят несколько этапов весьма затратных, как по времени, так и по средствам. В то время как Китаю - одному из мировых лидеров по привлечению ПИИ -путем проведения последовательных экономических реформ удалось привлечь к научно-исследовательской деятельности и частные предприятия. На инновационную активность предприятий в России за последние годы оказали влияние 2 события. Во-первых, отмена в 2002г. инвестиционных и инновационных налоговых льгот и введение некоторых стимулирующих мер в 2008 г. (отмена НДС на расходы на НИОКР, связанные с новой продукцией, и введение новых норм ускоренной амортизации для оборудования, используемого в научно-технической деятельности). Однако, новое регулирование еще не в полной мере отразилось на деятельности предприятий, в то время как произошедшая ранее отмена инвестиционных и инновационных льгот продолжает оказывать понижающее действие на инновационную активность предприятий.
Система мотивации инновационного поведения предусматривает решение нескольких взаимодополняющих задач. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых внедрение инноваций стало бы выгодно и доступно предприятиям реального сектора экономики. Это может быть реализовано путем развития системы косвенного финансирования, налоговых льгот и преференций, введения норм ускоренной амортизации оборудования и т. п. С другой стороны, требуется постоянно совершенствовать систему нормативов и стандартов (технических и экологических), что делало бы использование устаревшей техники невозможным или невыгодным.
Нужна также схема, при которой интеллектуальный продукт научноисследовательской или опытно-конструкторской стадии инновационной цепочки может принимать рыночную, товарную форму в виде патента, лицензии или промышлен-
114
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
ного образца. При этом задача государства - совершенствование норм авторского и патентного права, четкий контроль за их выполнением.
Система специализированных институтов в России - технопарков, инкубаторов, особых экономических зон, венчурных фондов характеризуются бессистемностью создания, неопределенностью целей создания, направленности деятельности, отсутствием систем мониторинга результатов деятельности. Создание подобных институтов напоминает формальную имитацию аналогов организаций развитых экономик. Для российской экономики будет полезной практика создания целевых инвестиционных кластеров.
На сегодняшний день в России существует несколько примеров классических кластеров вокруг некоторых отраслей народного хозяйства (химической, нефтегазовой, автомобилестроения, металлургии, машиностроения и судостроении), однако говорить об их конкурентоспособности на мировом рынке, а также отдавать им роль ведущих сил развития экономики страны не приходится. Формирование высокоэффективных индустриальных кластеров можно ускорить с помощью целевых инвестиций. Богатая сырьевая база - основа для интеграции многих важнейших отраслей, таких как машиностроение, химическая, производство транспортного оборудования, целлюлознобумажная и полиграфия. При группировании кластеров следует учитывать вертикальные (поставщик/потребитель) и горизонтальные связи (общая база потребления, технологии) на региональном уровне. На начальном этапе надо привлекать важнейшие ноу-хау и технологии из других стран. В России необходимо сформировать конкурентоспособные отрасли-поставщики вокруг промышленных центров и секторов экономики (агробизнес, автомобилестроение, кораблестроение, машиностроение, здравоохранение, коммуникации, туризм, образование). Китаю понадобилось почти 15 лет для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт отраслей [11].
ПИИ могут способствовать созданию в стране здорового соперничества между местными и иностранными фирмами, что зародит конкуренцию и промышленную модернизацию благодаря новым идеями поддержке НИОКР. Однако, говоря о способности страны к восприятию новых технологий и развитию собственных нельзя не учитывать степень развития конкуренции внутри страны. Согласно, предложенной премьер министром РФ программе развития страны до 2020 г., среди стратегических направлений политики государства приоритетными являются - развитие отраслей глобальной конкурентоспособности, прежде всего высокотехнологичных отраслей. Но инновационная экономика, спрос на новее технологии появится только тогда, когда внедрение инноваций станет для бизнеса главным аргументом в конкурентной борьбе. В то же время показатели конкуренции в стране остаются на достаточно низком уровне. (106 место из 133 стран мира) [14]. Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостаточном уровне конкуренции. Сокращается количество предприятий сельского хозяйства, обрабатывающих производств, по производству машин и оборудования [4].
Основной проблемой российской экономики на данном этапе является низкая степень взаимосвязи между элементами формирующейся инновационной системы, необходимой для продуктивного сотрудничества с иностранными инвесторами. Экономика страны нуждается в ПИИ в инфраструктурный сектор экономики (транспортной,
№ 4 - 2011
115
Проблемы экономики и менеджмента
рыночной, инновационной). Вместе с ПИИ в эти отрасли придут иностранные технологии, применяемые в массовом производстве в мировом масштабе.
В связи с предполагаемой взаимозависимостью состояния национальной инновационной системы и эффективности ПИИ в России можно выделить следующие направления преобразований. Прежде всего, следует обратиться к одной из основных национальных проблем - законодательная база. Здесь необходимо разработать более четкую, прозрачную систему льгот для иностранных инвесторов, регулирования прав интеллектуальной собственности, а также возможно внесение на законодательный уровень обязательное условие по трансферту зарубежных технологий в отдельных отраслях международного сотрудничества, а также условий стимулирующих создание совместных предприятий, как наиболее благоприятной формы иностранного присутствия.
Целесообразным также является содействие государства созданию научноисследовательских центров крупными компаниями, как иностранными, так и отечественными. Совершенствованию инновационной инфраструктуры будет способствовать политика государства по поддержке создания инновационных альянсов с НИИ, учебными заведения и предприятиями с целью реализации совместных проектов. В сферу регулирования иностранного присутствия на рынке необходимо также включить меры, стимулирующие иностранных инвесторов к созданию обратных связей с местными производителями. К примеру, обязательное включение отечественных производителей в международную производственную цепочку.
Таким образом, немаловажным аспектом для российской экономики является создание оптимальных условий для притока ПИИ с извлечением максимально возможного положительного результата от иностранного присутствия путем технологического заимствования, и применения преимуществ зарубежных компаний к реалиям отечественной экономики.
Обращаясь к опыту привлечения инвестиций в российскую экономику, следует отметить следующие особенности. За время реформ в стране так и не была выработана долгосрочная стратегия привлечения иностранного капитала. Законодательная база и меры регулирования ПИИ были направлены не столько на их качественные характеристики, сколько на количественные показатели привлекаемого капитала. В результате, ПИИ направлялись в отрасли, обеспечивающие наибольшую норму прибыли, что послужило возникновению структурных диспропорций в экономике, усилилась зависимость страны от сырьевого сектора. В период реформ наблюдался значительный спад производства в базовых отраслях промышленности - электротехнике, станкостроении, энергетике, составляющих конкуренцию на мировом рынке. Иностранные инвесторы практически получили возможность самостоятельного выбора отраслей вложения капитала. Либеральные реформы также не повлекли за собой столь необходимое стране обновление основных производственных фондов, минимальны затраты иностранных инвесторов на развитие НИОКР, не налажена система трансферта технологий. Наряду с недостаточным уровнем регулирования ПИИ, в России не сложилось благоприятной среды для восприятия зарубежных технологий. Неблагоприятная среда для развития бизнеса (высокий уровень коррупции, административные барьеры и низкий уровень конкуренции) не способствует инновационной активности предприятий. Основной проблемой российской экономики на данном этапе является низкая степень взаимосвя-
116
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
зи между элементами формирующейся инновационной системы, необходимой для продуктивного сотрудничества с иностранными инвесторами. Между тем, для России, обладающей высоким научно-исследовательским потенциалом, оптимальной может стать стратегия перехода от устоявшегося за время либеральных реформ, инерционного пути развития, основанного на получении доходов от экспорта сырьевых товаров, к интенсивному типу развития с упором на высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, соответствующие понятию экономики знаний.
Список литературы:
1. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.
2. Водянов А., Смирнов А. Инвестиционный бум // Эксперт. 2011. №2.
3. Гитман Дж., Джонк М. Основы инвестиций М.: Дело, 2009.
4. Доклад ФАС РФ «О состоянии конкуренции в РФ за 2010 г.)». URL: http://www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30001.html
5. Иностранные инвесторы признают привлекательность российского рынка и верят в улучшение инвестиционного климата в будущем // www.ey.com.
6. К.А.Хубиев. Россия в экономике знаний и инноваций // Экономика знаний и инноваций: перспективы России. М.: ТЕИС, 2011.
7. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2009.
8. Никитина Н.А. Инвестиционно - инновационный механизм повышения конкурентоспособности российской экономики и его правовое отражение // Вопросы экономики и права. 2010. №6.
9. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 11.
10. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: БИНОМ, 2007.
11. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики. № 2. 2002.
12. Шарп Ф. , Александер Г. , Бейли Д. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 1997.
13. Doing business 2011: Russian Federation. URL: http://www.worldbank.org/
14. The Global Competitivness Report 2009-2010 (Отчет Всемирного экономического форума). URL: http://www.weforum.org
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
List of references:
1. Federal Law "About investment activity in the Russian Federation as capital investements” №39-FL as of 25 Feb. 1999.
2. Vodianov A., Smirnov A. Investment boom // Expert. 2011. №2.
3. Gitman Dj., Jonk M. Investments M.: Business, 2009.
4. The FAS report «About competition in the RF, 2010». URL: http://www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30001 .html.
5. Foreign investors agree with the attraction of the Russian market and believe in the investment climate improvement . URL: www.ey.com.
6. K.A. Hubiev. Russian economics and innovations // Russian economics and innovations: Russia’s perspectives. M.: TEIS, 2011.
7. Keins J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. M.: EXMO, 2009.
8. Nikitina N.A. Investment mechanism of the Russian’s economy competitiveness increase, legal aspects// Legal and economics questions. 2010. №6.
9. Principles of national innovation system forming// Problems of the management (theory and practice). 2011. № 11.
№ 4 - 2011
117
Проблемы экономики и менеджмента
10. Samuelson P., Nordhaus V. Economics. М.: BINOM, 2007.
11. Fisher P. How to make Russia attractive for foreign investors // Economics questions. № 2.
12. Sharp F., Aleksander G. , Beili D. Investments. M.: INFRA-M, 1997.
13. Doing business 2011: Russian Federation. URL: http://www.worldbank.org.
14. The Global Competitivness Report 2009-2010 (Report of the World Forum) http ://www.weforum.org.
15. Federal Stat Statistics Service. URL: http://www.gks.ru.
2002.
. URL:
118
№ 4 - 2011