© Полусмакова В.С., 2013
УДК 330.322.01 ББК 65.263
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Полусмакова Виктория Сергеевна
Магистрант кафедры мировой и региональной экономики Волгоградский государственный университет 1ог[email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Предлагаются меры по стимулированию иностранных инвесторов. Обосновывается необходимость совершенствования инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционные риски, инвестиционная политика, инвестиционный проект.
Прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ) представляют собой один их важнейших инструментов реализации программы модернизации экономики России, способствующий притоку новых технологий производства и управления. Благодаря появлению на российском рынке иностранных игроков, повышается уровень конкуренции в отраслях присутствия, которая стимулирует модернизацию этих отраслей. Главной целью привлечения ПИИ для модернизации экономики следует считать обеспечение их притока в ключевые отрасли промышленности для радикального обновления и устойчивого развития. Однако в настоящее время желаемый результат не получен как в силу того, что интересы инвесторов и реципиентов редко совпадают, так и в силу действия макроэкономических факторов, влияющих на привлечение ПИИ.
Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (далее -ИИ): изменена нормативно-правовая база, созданы особые экономические зоны, установлены налоговые льготы и другое [1]. В 2011 г. созданы две организации, способству-
ющие притоку инвестиций в экономику и развитию среднего бизнеса: Российский фонд прямых инвестиций (далее - РФПИ) и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - АСИ). Целью РФПИ является разработка механизмов ускорения притока ПИИ в экономику, а главный приоритет - обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Инвестиции РФПИ направлены на повышение эффективности производства и управления в компаниях-лидерах российской экономики. Цель АСИ - в создании возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире [3].
Но несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается (табл.).
Как видно из таблицы, происходит увеличение доли прочих инвестиций, состоящих в основном из краткосрочных займов. Следовательно, иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как
Таблицаї
Структура иностранных инвестиций поступивших в экономику России, %
Годы 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012
Прямые 67,72 40,42 24,36 26,05 19,41 12,04 9,66 9,7
Портфельные 1,31 1,32 0,84 1,36 1,08 0,94 0,42 0,4
Прочие 30,98 58,26 74,79 72,59 79,51 87,03 89,92 89,9
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100
площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.
Следующей проблемой, без решения которой также невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы, является усиление диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Подавляющая доля прямых инвестиций направляется только в три федеральных округа - Центральный, Дальневосточный и Северо-Западный, при этом наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва. Она успешно конкурирует с основными европейскими центрами, приближаясь к Лондону и Парижу, которые в течение многих лет формировали свой инвестиционный имидж [5].
Также необходимо отметить проблему оттока инвестиций из России. За период 20082012 гг. совокупный чистый вывоз капитала из России составил 361 млрд долл., а только по итогам первых трех месяцев 2013 г. из страны было вывезено порядка 25 млрд долларов. Притом что только в 2012 г., по оценкам бывшего председателя Банка России Сергея Игнатьева, из России незаконным образом было вывезено порядка 49 млрд долларов.
Другая существенная проблема - административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию административных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность России, по-прежнему называют неэффективность законодательства (53 %), высокий уровень бюрократии (47 %), непрозрачность системы регулирования предпринимательской деятельности (37 %) [6]. По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Транспе-ренси Интернешнл, в 2012 г. Россия заняла
133 из 176 мест в рейтинге [7]. Такой же результат показали Коморы, Гайана, Гондурас, Иран и Казахстан. При таком положении говорить об инвестировании в научно-техническую сферу и о развитии инновационного потенциала страны очень сложно, ведь коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира, тем самым ослабляя систему демократических институтов.
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25 %) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики [8].
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.
Таким образом, выявив существенные проблемы в сфере привлечения иностранных
инвестиций в российскую экономику, в целях создания благоприятного инвестиционного климата попытаемся выделить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются [9]:
- введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
- освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
- введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы - приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного
климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.
Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость [10]:
1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2) развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
Также в виде отдельных статей закона об «Иностранных инвестициях» необходимо выделить механизм оценки эффективности участия иностранных инвесторов, что в свою очередь будет выступать основой для совершенствования системы государственных гарантий по отобранным государственным проектам.
Льготы и гарантии могут быть предусмотрены для инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых с помощью иностранных инвестиций в приоритетных с точки зрения развития отраслях российской экономики.
Кроме того, следует активизировать деятельность в направлении организации проведения международных тендеров, подготовки концессионных договоров о разделе продук-
ции, организации работы по наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств.
Необходимо предоставить государственную поддержку инновационно-инвестиционным проектам, которые направлены на новое производство, внедрение инноваций; обновление производств; проекты, реализуемые предприятиями промышленности, обеспечивающие внедрение нано-технологий; совершенствование технологий производства [2].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что иностранные капиталовложения являются весомым фактором развития экономики, однако в России накопилось много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Предложенные меры по привлечению прямых иностранных инвестиций будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста иностранных инвестиций в российскую экономику.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Инвестиционная привлекательность России - расширение возможностей. - Электрон. текстовые данные - Режим доступа: http://www.de.ey.com /PuЫication/vwLUAssets/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU/$FILE/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU.pdf. - Загл. с экрана.
2. Кудряшова, И. В. Современное состояние и тенденции инвестиционного сотрудничества России и Европейского Союза / И. В. Кудряшова, М. В. Плешакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. -2013. - № 1 (22). - С. 129-235.
3. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг». - Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ey.com. - Загл. с экрана.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/174inv21.htm. - Загл. с экрана.
5. Орлова, Г. А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ / Г. А. Орлова // Российский внешнеэкономический вестник. -2009. - № 4. - С. 49.
6. Российский фонд прямых инвестиций. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// rdif.ru. - Загл. с экрана.
7. Рязанцева, М. В. Стимулирование прямых региональных инвестиций / М. В. Рязанцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Янв., 2013. - 128 с.
8. Сенчук, Н. И. Об иностранном секторе в российской экономике / Н. И. Сенчук // Финансы и кредит. - 2010. - № 1. - С.59.
9. Центр гуманитарных технологий Гуманитарные технологии и развитие человека, Экспертно-аналитический портал. - Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/ 12/05/5198. - Загл. с экрана.
10. Юнусов, Л. А. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики / Л. А. Юнусов // Финансовый бизнес. - 2009. -№5. - С. 76.
KEY PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION IN RUSSIA AND WAY OF THEIR DECISION
Polusmakova Viktoriya Sergeevna
Master Student, World and Regional Economics Department Volgograd State University toril [email protected]
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article describes the key problems of foreign investment attraction in the Russian economy. The author offers measures to encourage foreign investors. The necessity of improving the investment climate is explained.
Key words: investment, foreign investment, foreign direct investment, the investment climate, investment risks, investment policy, investment project.