закона, находчивость, практичность, устойчивость, про-гностичность, креативность, критичность. Он должен опираться как на свой парламентский опыт, так и на психологические рекомендации по совершенствованию психотехнологии законотворческой деятельности. Развитие такого мышления происходит вместе с профессиональной активизацией познавательных процессов. Сказываются и личностные качества депутата, например духовные потребности, интересы, устремления, ценностные ориентации, черты характера, темперамент. Психотехнические приемы позволяют преодолеть этот недостаток и повысить эффективность парламентского мышления.
Закономерно следует из вышеизложенного и общий вывод: парламентское мышление в законотворческой деятельности нельзя ограничивать пределами неких стандартных приемов, правил, шаблонов, рекомендаций и сводить к набору жестких формально-логических схем. Парламентское мышление столь же «живо» и динамично, как динамична жизнь, развивающаяся по своим специфическим законам. Без осознания логико-формальной природы парламентского мышления, ее взаимосвязи со всем комплексом мыслительной законотворческой деятельности депутата невозможно ясно представить себе его специфику. Особенность данному мышлению придает не только конкретный предмет, но и способ рационального и рефлексивного выражения этого предмета. Владение приемами и правилами парламентского мышления — показатель высокого профессионализма депутата.
1 Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 98.
2 Лепешко Б. М. Логические основы правовой практики: монография. Брест, 2003. С. 5; Березкина О. П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайна ремесла. Практические рекомендации. Тренинг. СПб., 1997. 160 с.
3 Мелехин А. В. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2007. С. 313; Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 463-471.
4 Культура парламентской речи / под ред. С. И. Виноградова. М., 1994. 361 с.; Роберт Г. Азы парламентской культуры. М., 1992. С. 282.
5 Малахов В. П. Логика для юристов. М., 2002. С. 66-71; Сидорчук И. П. Динамика и логика законотворческого процесса // Белорус. рынок. 2001. 5 фев. С. 22-24.
6 Демичев Д., Балашенко С. Законотворческая деятельность и профессионализм // Судовы весшк. 1998. № 3. С. 47.
7 Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946. С. 5.
8 Прикладная юридическая психология : учебное пособие. С. 469.
УДК 159.9:34.01 37.015.31
СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК РЕСУРС И АНТИРЕСУРС СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
Е. В. Бурц ева
Рассмотрена система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совпадающего поведения, предложены понятия, описывающие поведение совладания с деперсонализирующим влиянием среды.
Ключевые слова: система органов внутренних дел, деперсонализация, копинг-персонализация, копинг-персо-нальное поведение, копинг-персонирование, копинг-персона, субъектность.
Служба в органах внутренних дел проходит в экстремальных условиях, поэтому внимание ученых всегда уделялось процессам адаптации к работе в экстремальных ситуациях, условиям службы, коллективу. В последнее время изучаются аспекты адаптации, как совладающее поведение, или «копинг». В нашей статье мы рассмотрели систему органов внутренних дел в качестве ресурса совладающего поведения.
Понятие «копинг» появилось сравнительно недавно и в зарубежной, и в отечественной психологии и представляет собой новое направление в науке. Оно обозначает совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. — преодолевать, справляться). Широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежными исследователями. Они определяют копинг как попытки управлять специфическими внешними или внутренними требованиями, которые могут быть оценены как вызывающие напряжение для ресурсов человека1.
Основная функция копинга, по мнению ученых, состоит в адаптации человека к требованиям ситуации 2 Проблеме адаптации сотрудников к условиям службы, работы в системе органов внутренних дел посвящено множество исследований, в последнее время звучат также понятия «копинг-поведение», «стратегии совладания» и т. п.3 Понятно, что внимание обращено также к изучению ресурсов совладания человека с трудными ситуациями. По мнению В. А. Бодрова, понятие «человеческий ресурс» в общих чертах отражает возможности энергетических и информационных процессов, степень развития профессионально ориентированных функций, их адаптивность, устойчивость и компенсируемость, наличие освоенных программ и способов регуляции различных форм активности и др. Под совладанием он понимает целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действий и привлечение необходимых ресурсов 4. Нас интересует данный аспект проблемы с точки зрения профессиональной педагогики.
Исследователи, рассматривая психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных
Таблица 1
Показатели ресурса и антиресурса совладающего поведения сотрудников МВД
№ Ресурс Антиресурс
1 Профессиональная идентификация Деперсонализация
2 Чувство принадлежности системе Непринадлежание себе
3 Внутренняя конформность Внешняя конформность
4 Групповая сплоченность Мотивация «избегание неудачи»
5 Общие профессиональные интересы, цели, ценности Трудоголизм
6 Стабильность Негибкость в поиске новых вариантов
7 Регламентированность деятельности приказами, законами Небольшое число выборов поведения
8 Статусность, властные полномочия Подчиненность
9 Система морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Формальное отношение к воспитательным мероприятиям, субъект-объектный подход
10 Наставничество Формальный подход к передаче опыта
11 Профессиональные ситуации, требующие мобилизации сил, повышенной резистентности Стресс, астенизация, выгорание
12 Отношение граждан как к защитнику Негативное отношение граждан
профессий, подразделяют копинг-ресурсы на макросо-циальные, микросоциальные и личностные. При этом макросоциальные делят на два уровня: первый уровень (организации, системы) — это законы, социальные нормы, ФСБ, МВД, системы воспитания, социального и медицинского обеспечения; второй уровень — специалисты (полиция, например). Микросоциальные — это близкие, друзья, коллеги. Личностные: социально-нравственные качества: я-концепция, мотивация, моральная нормативность, самосознание; эмоционально-волевые качества: стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость; когнитивные, типологические, регуляторные качества, профессиональная подготовленность, опыт, умения, навыки5.
В нашем исследовании мы подробно рассмотрим в качестве ресурса систему органов внутренних дел. По нашему мнению, данная система может являться как ресурсом, так и антиресурсом для совладающего поведения (табл.1).
В таблице даны два полюса совладающего поведения: ресурсы и антиресурсы.
1. Профессиональная идентификация—деперсонализация.
Человек самоидентифицирует себя с профессиональной группой сотрудников органов внутренних дел, ролью полицейского, образом офицера. Соответственно этой самоидентификации организуется мироощущение личности, поведение в социуме, взаимоотношения и т. д. Помогает в данной самоидентификации ношение формы, соблюдение уставных взаимоотношений, обращение по званию («товарищ сержант» или «товарищи офицеры»). Вообще идентификация для личности, безусловно, важна и необходима, но в нашем случае есть еще обратная сторона — деперсонализация. Для того чтобы понять суть данного явления, пойдем от начального понятия «персонализация». По А. В. Петровскому, она означает «... способность индивида обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность («пер-
сонализированность») в них 6. Деперсонализация — это обратный процесс превращения человека из субъекта в объект, не оказывающий влияния на ситуацию и людей, соответственно, никак для себя не отражающийся в других и поэтому не воспринимаемый самим собой, отчуждаемый от себя. В любой авторитарной системе человек теряет свою субъектность, и система органов внутренних дел — не исключение, тем более что потеря субъектности на современном этапе — мировая проблема. Все сейчас говорят о глобализации общества и о современном человеке как «массовом», не субъек-тивизированном. Деперсонализация, отчуждение от себя приводят к личностным кризисам, потере самостоятельности, бессилию и неспособности к самопрезентации. Таким образом, система органов внутренних дел из ресурсной идентифицирующей превращается в антиресур-сную деперсонализирующую.
2. Чувство принадлежности системе—непринад-лежание себе.
Вышеописанная самоидентификация продолжается чувством принадлежности системе, что дает ощущение общности, силы, совместной ресурсности. Анти-ресур-сная составляющая — не принадлежание себе, возможность потери автономности, самостоятельности.
3. Внутренняя конформность - внешняя конформность.
Внутренняя конформность — согласие человека с нормами и правилами — обеспечивает убежденность в правильности поведения, сохраняет силы (не надо вырабатывать свои правила, можно следовать уже существующим) — и это, безусловно, является ресурсом. Внешняя конформность — необходимость показывать согласие, внутри не принимая нормы, правила, установки и т. п. — обессиливает, невротизирует, заставляет тратить нервно-психическую энергию, приводит к психосоматическим заболеваниям. Это антиресурс. Примерно после двух-трех лет службы происходит кризис, когда обостряется столкновение принесенных извне ценностей, норм, правил и установок и тех, которые существуют в организации, в системе. После этого человек либо
адаптируется, интериоризируя ценности организации, системы, либо в нем усиливаются процессы дезадаптации вплоть до нервных расстройств и психосоматических заболеваний.
4. Групповая сплоченность — мотивация «избегания неудачи».
Социально-психологическое явление групповой сплоченности, безусловно, несет положительный смысл и предполагает взаимовыручку, «чувство локтя», партнерство. Сплоченные коллективы подразделений сотрудников органов внутренних дел дают лучшие показатели в работе. Оборотной стороной этого явления может быть «круговая порука», «выдавливание» тех, кто не «вошел в коллектив». И еще: в систему набирают людей по усредненным показателям (норма). Безусловно, речь идет
о психологической норме, акцентуированные личности в экстремальных условиях деятельности недопустимы. Но данная установка «усредненности» действует в системе шире, когда используется негласное правило («не высовывайся»). Так, показатели теста Элерса на мотивацию достижения успеха у группы заочного обучения сотрудников органов внутренних дел значимо отличались от показателей учебной группы не сотрудников примерно такого же возраста. У сотрудников органов внутренних дел мотивация достижения успеха была ниже. Действительно, в системе скорее разовьется мотивация избегания неудачи. И эта постоянная «оглядка» и сдерживание своих «порывов» к творчеству и самостоятельности также не является ресурсным состоянием личности, помогающим преодолевать трудности.
5. Профессиональные интересы, цели, ценности— трудоголизм.
Человек обретает смысл жизни, заключающийся в выполнении профессиональных обязанностей, это становится его жизненными ценностями, происходит заполнение личности интересами, целями деятельности. Это, безусловно, ресурсное состояние. С другой стороны, существует опасность трудоголизма, подчинения всей жизни профессиональным обязанностям, огрубление эмоциональной сферы и упрощение интеллектуальной. Человек лишается подпитки из других ресурсов — культурных, семейных. Следовательно, трудоголизм — это антиресурс.
6. Стабильность — негибкость в поиске новых вариантов
Система органов внутренних дел дает стабильность, например, материальную, а также полную занятость и включенность в процесс уже известной деятельности. Но известно, что проблемой является адаптация и трудоустройство людей, вышедших из системы на пенсию в работоспособные годы. Многие из них идут в охранные структуры, так как это тоже служба, общий фон деятельности похож. Новые варианты развития себя как профессионала в других направлениях, например, в бизнесе, бывшие сотрудники находят с трудом. Это отсутствие гибкости может быть проблемой в использовании разнообразных ресурсов преодоления трудной жизненной ситуации, в том числе и необходимости трудоустройства.
7. Регламентированность деятельности приказами, законами—небольшое число выборов поведения.
Продолжая предыдущее положение, уточним, что в основном деятельность регламентирована правовыми актами, и места для спонтанности не остается. Соответственно не развивается прогнозирование поведения как один из этапов личностного самоуправления. Не нужно предполагать варианты поведения, обсуждать их и выбирать лучший, если все, что нужно, будет «спущено сверху» в виде приказа или распоряжения.
8. Статусность, властные полномочия — подчиненность.
Звание, должности автоматически дают некий статус, ощущение того, что «я есть кто-то значимый». Если прибавить сюда властные полномочия, чувство значимости усиливается. Тогда это ресурс, к нему можно обращаться (если это не переходит в ощущение вседозволенности). Однако система требует строгой подчиненности, необходимости держать себя в рамках служебной иерархии. Если человек постоянно обращался к ресурсу статусности, обеспеченному служебным положением, то, лишившись такового, он с трудом перестраивается и научается черпать силы из других ресурсов.
9. Система морально-психологического обеспечения деятельности ОВД — формальное отношение к воспитательным мероприятиям, субъект-объект-ный подход.
Согласно нормативному акту МВД России, «Морально-психологическое обеспечение — деятельность по формированию, поддержанию и восстановлению морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего успешное выполнение оперативнослужебных задач» 7, т. е. данная система для сотрудников — ресурс по определению. И она является таковым, если отношение к мероприятиям воспитательного и психологического характера не формализовано, если это реально «живые» дела и формы работы, что обеспечивает личностный подход к сотрудникам, с учетом их субъект-ности. В работе органов внутренних дел преобладает субъект-объектный подход, что обусловлено системой приказов и соподчинения. Эта ситуация отражена и в указанном выше Руководстве, где сказано, что субъектами морально-психологического обеспечения являются начальники и их заместители, а объектами — отдельные сотрудники, категории сотрудников, служебные коллективы. Мы считаем, что такая постановка вопроса в основе своей является антиресурсной, так как она ставит человека в пассивную позицию объекта, не предполагающую сотрудничество и развитие.
10. Наставничество — формальный подход к передаче опыта.
Институт наставничества в органах внутренних дел, при условии не формального, а реального подхода к делу, несет в себе большой ресурсный потенциал. При личных беседах с сотрудниками мы спрашивали о той роли, которую в их жизни и профессиональной деятельности сыграли наставники по службе. Ответы сотрудников поделились на две категории. Одни говорили, что они даже
и не знали, кто у них наставник, или случайно об этом узнали и удивились. Другие рассказали, что человек, который был у них наставником, значимо повлиял и на их профессиональный рост, и на стиль деятельности. Также вторая категория сотрудников отмечала, что полученные от наставников знания они до сих пор используют в своей работе. Действительно, присутствие в начале профессионального пути опытного и могущего поделиться своими знаниями и опытом человека рядом — мощный ресурс.
11. Профессиональные ситуации, требующие мобилизации сил, повышенной резистентности—астениза-ция, «выгорание».
Согласно теории Г. Селье, стресс имеет три фазы: тревоги, резистентности и астенизации. На фазе резистентности организм мобилизуется, и все системы организма работают в повышенной готовности и оптимальном режиме. Таким образом, людям необходим некоторый уровень стресса, чтобы «быть в тонусе». Профессиональные ситуации в деятельности сотрудников органов внутренних дел, связанные с риском, повышенной ответственностью за жизнь людей, также могут являться ресурсом для мобилизации, но до определенного момента. Длительное стрессовые ситуации, без восстанавливающих мероприятий (отдыха, отпуска, психологической помощи и разгрузки), приводят к антиресурсному состоянию: астенизации и профессиональному «выгоранию».
12. Отношение граждан как к защитнику—негативное отношение граждан.
Известно, что отношение к нам окружающих может как давать социальную и эмоциональную поддержку, так и угнетать, приводить в состояние депрессии и неуверенности в себе. Внимание общественности к сотрудникам правоохранительных органов всегда было повышенным, образ сотрудника правоохранительных органов может рассматриваться и как образ защитника, и как карательный. В связи с негативными явлениями в правоохранительных органах — коррупцией, нарушениями дисциплины, неисполнением некоторыми сотрудниками своих служебных обязанностей, превышением служебных полномочий, агрессивности по отношению к гражданам, в обществе сложилось негативное отношение, которое переносится на всех сотрудников. Если образ защитника — ресурсный, вдохновляющий на деятельность и преодоление трудностей, то негатив ослабляет, лишает ресурса, вызывает защитные реакции по типу противопоставления сотрудником себя гражданам, четко выраженного по типу: «я» и «они».
Выводы
1. Система органов внутренних дел как организация может служить мощным ресурсом для сотрудников органов внутренних дел, в котором возможно черпать энергию для преодоления жизненных и профессиональных трудностей и который оказывает поддержку, и его использование способствует «копинг»-поведению.
2. Система несет в себе антиресурс, который нельзя не учитывать. Влияние этого антиресурса системы не-
обходимо также преодолевать, как деперсонизирующее, лишающее человека субъектности.
3. Сотрудникам органов внутренних дел необходимо развивать умение использовать ресурс системы и противостоять антиресурсу.
Каким же образом преодолевать деперсонализирующее влияние антиресурса системы? Как мы уже говорили, деперсонализация — это процесс превращения человека из субъекта в объект, персонализация — способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих. Таким образом, мы можем сформулировать определение копинг-персонализации. Копинг-персонализация — это преодоление обезличивания, субъектный ответ на деперсонализирующее воздействие среды, которой в нашем случае может выступать система органов внутренних дел как система с субъект-объектным стилем управления и взаимодействия. При этом копинг-персонализация не означает негативизма по отношению к группе, не является противовесом, например, конформизму. Это ближе к «коллективистическому самоопределению», которое А. В. Петровский определяет как «готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом ее (группы) действительные интересы, нормы и ценности». Таких людей А. В. Петровский относит еще к категории «само-определяющиеся-1», которые разделяют мнение большинства, но способны противостоять групповому давлению, если группа непоследовательна в своих позициях 8. Именно таких «самоопределяющихся» людей, способных защищать действительные общественно значимые интересы, нормы и ценности своей профессиональной группы, но одновременно способных противостоять деперсонализирующему давлению системы и явлениям, противоположным целям и ценностям системы (например, коррупции), предпочтительно видеть в правоохранительных органах. Такие сотрудники обладают развитой способностью к личностному самоуправлению 9, отличаются копинг-персональным поведением. Копинг-персональное поведение — осознанное применение адаптивных копинг-стратегий для совладания с деперсонализирующим влиянием среды, в нашем случае — системы. К наиболее адаптивным копинг-страте-гиям обычно относят стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации10. Но в случае деперсонализирующего влияния системы саму ситуацию разрешить бывает сложно, далеко не все зависит от человека, от сотрудника, есть объективно существующие приказы, уставные взаимоотношения, нормы, а также «деформационные издержки» системы. Для преодоления влияния этой среды необходимо копинг-персонирование. Копинг-персонирование — преодоление нивелирующего влияния, выстраивание персональных границ «Я», выход на осознанный уровень саморегуляции, а значит, самоуправления. Копинг-персонирование требует обращения к ресурсам, так как на усилие преодоления затрачивается большая, чем обычно, энергия. Сотрудник органов внутренних дел постоянно находится в состоянии «готовности» к воздействию, в том
Васильченко Д. А. Психологические особенности проведения ОРМ «Опрос»..
числе воздействию системы. Это может негативно сказаться на психологическом состоянии сотрудника, на его мировосприятии, приводит к подозрительности, напряженности, тревожности, мнительности. В итоге, при использовании дезадаптивных копинг-стратегий (в том числе уход от реальности с помощью алкоголя и наркотиков), все указанное выше приводит к астенизации, дезадаптации, профессиональной деформации. Происходит искажение личностного ядра незаметно для самого человека. Если же он умеет изыскивать ресурс совлада-ющего поведения, может к нему вовремя обращаться, применять эффективные копинг-стратегии, тогда он является копинг-персоной. Копинг-персона — личность в ресурсном состоянии, состоянии активизации, не приводящем к астении а, напротив, выводящем личность на высшие уровни саморегуляции — личностное самоуправление.
В данной статье мы не рассматривали личностные качества человека как ресурс саморегуляции. Мы можем говорить об их влиянии, но для того, чтобы научить сотрудника копинг-персонизации и совладанию, не обязательно концентрироваться на личностных особенностях. Таким образом, основной задачей мы считаем определение педагогических условий, при которых сотрудники органов внутренних дел будут нарабатывать копинг-персональное поведение, развивать способность к совладанию с жизненными и профессиональными трудностями, к личностному самоуправлению.
1 LasarusR., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.-Y, 1984.
2 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая зашита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19; Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20-25; Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30; Хекхаузен X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций: хрестоматия / сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. СПб., 2001. С. 58-91; FolkmanS. and Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y, 1991. C. 207-227.
3 Величковский Б. Б., Барабанщикова В. В. Психологический стресс у сотрудников МВД: роль опосредующих переменных и практические следствия // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 52-64; Кочкарева И. В. Актуализация к стремлению значимости собственной личности как ресурса совпадающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3(38). С. 28-31; Рыбников В.Ю., Аша-нина Е. Н. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №2 (37). С. 46-50; Ряб-ченко И. В. Психология совпадающего поведения сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 59-61; ШмыковВ. Ш. Ресурсы психической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3. С. 36-40.
4 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.
5 Рыбников В.Ю., Ашанина Е.Н. Указ. соч.
6 Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44-53.
7 Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приложение № 1 к приказу МВД России от 11.02.2010 г. № 80.
8 Петровский В. А. Артур Владимирович Петровский: Научные разработки и открытия последних лет: http:// www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=267& binn_rubrik_pl_articles=173. (дата обращения: 18.10.2011).
9 Бурцева Е. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел средствами развития самоуправления: дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. 215 c.
10 РассказоваЕ. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2011).
УДК 342.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ «ОПРОС»
В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Д. А. Васильченко
В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» в отношении иностранных граждан, с учетом их возрастных специфик, вероисповедания и особенностей менталитета.
Ключевые слова: миграция, иностранный гражданин, оперативно-розыскное мероприятие «Опрос», психологический контакт, религия, этническая психология.
Происходящие в России кардинальные политические и экономические реформы привели к глубоким изменениям всех сторон жизнедеятельности государства и общества. В частности, вхождение нашего государства на европейский рынок товаров и услуг, несомненно, влечет за собой более значительный приток иностранных граждан. По оценкам Федеральной миграционной службы, в настоящее время, с учетом нелегальной миграции, на территории России проживают до 15 млн иностранных граждан1. Миграция, по мнению В. В. Соболь-никова, становится неотъемлемой характеристикой российского общества, органичной частью его экономики. Пребывание мигрантов часто оказывает негативное воздействие на криминогенную обстановку и создает реальную угрозу государственной и региональной безопасности России 2