Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАННЫХ ДИСПОЗИЦИЙ Ф. ДОМ БЕДОСА ДЕ СЕЛЛЯ (1766—1770—1778)'

СИСТЕМА ОРГАННЫХ ДИСПОЗИЦИЙ Ф. ДОМ БЕДОСА ДЕ СЕЛЛЯ (1766—1770—1778) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / ОРГАННАЯ ДИСПОЗИЦИЯ / РЕГИСТР / ФРАНЦИЯ / БАРОККО / ДОМ БЕДОС ДЕ СЕЛЛЬ / «ИСКУССТВО ОРГАННОГО МАСТЕРА»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чебуркина Марина Николаевна

В статье приводятся и анализируются двенадцать органных диспозиций, фигурирующих в трактате французского ученого и органного мастера 18 столетия Ф. дом Бедоса де Селля «Искусство органного мастера». Автор делает вывод о положении системы дом Бедоса как обозначающей кульминацию органостроения французского барокко, но также его логическое завершение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The systhem of organ dispositions of François dom Bedos de Celles (1766—1770—1778)

This article presents and analyzes the twelve organ dispositions that the French scientist and organ builder of the 18th century F. dom Bedos de Celles gives in his treatise «L'Art du Facteur d'Orgues». The author of the article concludes that dom de Bedos’ systhem marks the culmination situation of organbuilding of the French Baroque era, but also its logical conclusion.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАННЫХ ДИСПОЗИЦИЙ Ф. ДОМ БЕДОСА ДЕ СЕЛЛЯ (1766—1770—1778)»

M. H. Чебуркина

Система органных диспозиций Ф. дом Бедоса де Селля (1766—1770—1778)

Аннотация

В статье приводятся и анализируются двенадцать органных диспозиций, фигурирующих в трактате французского ученого и органного мастера XVIII столетия Ф. дом Бедоса де Селля «Искусство органного мастера». Автор делает вывод о положении системы дом Бедоса как обозначающей кульминацию органостроения французского барокко, но также его логическое завершение.

Ключевые слова: орган, органная диспозиция, регистр, Франция, барокко, дом Бе-дос де Селль, «Искусство органного мастера»

М. N. Tchebourkina

The systhem of organ dispositions of François dom Bedos de Celles (1766—1770—1778) Abstract

This article presents and analyzes the twelve organ dispositions that the French scientist and organ builder of the 18th century F. dom Bedos de Celles gives in his treatise «L'Art du Facteur d'Orgues». The author of the article concludes that dom de Bedos' systhem marks the culmination situation of organbuilding of the French Baroque era, but also its logical conclusion.

Key words: organ, organ disposition, organ stop, France, Baroque, dom Bedos de Celles, «L'Art du Facteur d'Orgues»

рансуа дом Бедосу де Сел-f Т I лю (François dom Bedos IX/ de Celles) (1709—1779) принадлежит заслуга создания законченной теории органостроения и обоснования его практики. Продолжая тенденции, намеченные М. Мерсенном в первые десятилетия XVII века, дом Бедос — ученый, теолог, музыкант — реализует колоссальный труд, не превзойденный по сей день, — «Искусство органного мастера» («L'Art du Facteur d'Orgue») (1766—1770—1778)1. В этом труде де Селль рассматривает вопросы органостроения: от самых широкие и специфические аспекты органостроения, начиная

от технических описаний конструкций труб и органов и эстетических закономерностей их звучаний, и кончая практическими — строительными и финансовыми — деталями реализации конкретного замысла. На страницах своего трактата дом Бедос осуществляет систематизацию различных типов французских органных диспозиций, которая является одним из кульминационных выражений рационалистического мышления эпохи2.

Создание теоретической базы французского органостроения второй половины французского барокко не является единственной заслугой дом Бе-

доса. Крупнейший теоретик в истории французского органостроения, он был также и практиком. Дом Бедос является автором монументального органа Аббатства Сент-Круа в Бордо (Abbatiale Sainte-Croix, Bordeaux) (1748), сохранившегося по сей день.

«Искусство органного мастера» дом Бе-доса состоит их четырех частей, издание которых растянулось на двенадцать лет: первый том выходит в свет в 1766 году, второй и третий — в 1770, и четвертый — в 1778 году, за год до смерти автора. Подобное мероприятие титанического характера вписывается в контекст деятельности французских энциклопедистов, полностью отвечая их устремлениям. Не случайно дом Бедос избран член-корреспондентом Королевской Академии наук, которая и является заказчиком данной «органной энциклопедии»3. Показательным является и тот факт, что авторами вступительной статьи к первому изданию «Искусства органного мастера» становятся крупнейшие ученые и виднейшие представители Академии: Анри Луи Дюамель дю Монсо (Henri Louis Duhamel du Monceau) (1700—1782) и Жан-Поль Гранджан де Фуши (Jean-Paul Grandjean de Fouchy) (1707—1788), — которые предпосылают трактату дом Бедоса следующие строки:

Есть некоторые искусства, которые очень трудно описать, — не только потому, что они зависят от многих других, но также вследствие того, что существует не так много возможностей, чтобы их практиковать. Искусство органного мастера принадлежит к их числу. Чтобы отвечать его требованиям, нужно знать основы математики, нужно быть специалистом в области гармонии, нужно знать многие искусства, которые требуются для создания этого прекрасного и великого инструмента. Совершенству труда по истории искусств, создание которого является одной из задач Академии, способствовало бы, если бы он <орган — М. Ч.> был хорошо описан. К счастью, все необходимые таланты оказались объединены в лице дом Бедоса, монаха-бенедиктин-

ца Конгрегации Святого Мора. К еще большему счастью, этот мудрый монах, польщенный тем, что он будет способствовать успеху деятельности Академии, мгновенно принял ее предложение реализовать описание искусства органного мастера. Он согласился сократить теорию до уровня, абсолютно необходимого для ясности практических действий, и, зная, что различные профессии, к которым органный мастер обращается за помощью, будут рассмотрены отдельно, он взял из них лишь то, что ему было совершенно необходимо. Наш знаменитый автор счел необходимым разделить свой труд на три части, которые выйдут в свет по очереди, одна за другой. Они заслуживают тем большего внимания публики, что мы до сих пор не располагаем трудом, который бы был посвящен органостроению4.

Подчиняя свою теоретическую систему безукоризненному действию идей «метода» и «порядка», дом Бедос приводит на страницах «Искусства органного мастера» двенадцать диспозиций, соответствующих разным по размеру органам, самый большой из которых насчитывает 86 регистров, распределенных между пятью мануалами и педалью, а самый маленький — 7 регистров, рассчитанных на один мануал5.

Анализ двенадцати диспозиций (которые музыкальный теоретик располагает по принципу убывания, от более масштабных — к менее значительным) выявляет присутствие внутренней логики их организации, которая позволяет разделить их на четыре группы, каждая из которых включает три диспозиции.

Диспозиции первая, вторая и третья

Каждая из первых трех диспозиций предполагает наличие пяти мануалов и педали. Отличия между диспозициями касаются внутреннего расположения планов и количества регистров на каждом из них, а также количества рядов в микстурах. Лишь «большой 32-футовый» орган рассчитан на шесть (пять мануальных и один педальный) независимо расположенных в пространстве звуковых планов, каждому из которых соответствует отдельная

несущая конструкция-основа («sommier»). Вторая и третья диспозиции имеют, каждая, общую несущую конструкцию для Grand Orgue и Bombarde. Сказанное означает, что категория «светлое и темное»6 не получает принципиально нового воплощения в условиях добавления нового (пятого по счету) ману-ала. Его присутствие вызвано не столько критерием выявления пространственности и рельефности звучания, сколько технической необходимостью (разъединение самых тяжелых по весу труб и требующих наибольшего количества воздуха регистров в целях их максимальной стабильности при установке внутри фасада и наилучшего снабжения воздухом) и практикой исполнения (удобство смены мануалов при создании особых выразительных эффектов).

Что касается звукового содержания предлагаемых дом Бедосом органных диспозиций, то первая из них отличается наибольшим количеством регистров (86 регистров; должна включать 87 регистров; см. ниже), вторая содержит 64 регистра, и третья — 48 регистров (должна включать 52 регистра; см. ниже). Лишь первые две имеют в своем составе Montre 32.

Первая диспозиция (дом Бедос использует термин «devis» — «смета»), для «большого 32-футовош» органа («un grand 32 pieds» — доел, «большой 32 фута»). Согласно ученому, «этот орган должен иметь пять мануалов, по 51 клавише <на каждом из них>. Первый <мануал> будет иметь все клавиши, которые являются играющими, и будет приводить в звучание регистры с Positif. Этот мануал сможет приближаться и отдаляться. <Речь идет о системе мануальной копуляции. Звучание копулируется на верхний мануал, клавиши которого приводят в движение клавиши нижнего — М. Ч> Второй <мануал> тоже будет иметь все клавиши играющие и будет приводить в звучание регистры с grand Orgue. Третий <мануал> также будет иметь все клавиши играющие и будет приводить в звучание

регистры, называемые Bombarde; он сможет приближаться и отдаляться <звучание копулируется на верхний мануал — М. Ч>. Четвертый <мануал> будет иметь лишь 34 играющие клавиши в своей верхней части и будет предназначен для того, чтобы приводить в звучание регистры с Récit. Пятый <мануал> будет иметь 39 играющих клавиш в своей верхней части ; он будет предназначен для того, чтобы будет приводить в звучание регистры с Echo. Другие клавиши этих двух последних мануалов будут служить лишь для украшения <то есть будут „немыми" — М. Ч.>»1.

Мы приводим диспозиции дом Бедоса в порядке следования мануалов. В первой из них мы добавляем в квадратных скобках отсутствующие у дом Бедоса указания высотности регистров, которая идентична в последующих диспозициях:

Positif de dos (51 нота)

Cornet V Montre 16 Montre 8 Prestant [4] Bourdon 8 Flûte 4 8 pieds

Nasard [2 2/3] Doublette [2] Tierce [13/5] Quarte [2] Larigot [11/3] Fourniture V Cymbale IV Trompette [8] Clairon [4] Cromorne [8]

Grand Orgue (51 нота) Grand Cornet VI Montre 32 Montre 16 Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8

Gros Nasard [5 1/3] Cromorne [8]

Flûte 8 Pédale (36 нот)9

Prestant [4] Flûte 32

[Grosse Tierce 3 1/5]8 Flûte 16

Nasard [2 2/3] Bourdon 32

Flûte 4 Bourdon16

Doublette [2] [1re] Flûte 8

Tierce [1 3/5] Gros Nasard [5 1/3]

Quarte [2] [2de] Flûte 8

Grosse Fourniture III [1re] Flûte 4

Fourniture IV Grosse Tierce [3 1/5]

Grosse Cymbale III [2de] Flûte 4

Cymbale VI Nasard [2 2/3]

1re Trompette [8] Quarte [2]

2de Trompette [8] Tierce [1 3/5]

1er Clairon [4] Grosse Fourniture V

2nd Clairon [4] Grosse Cymbale V

Voix-humaine [8] Bombarde [16]

Musette [8] 1re Trompette [8]

Bombarde (51 нота) 2de Trompette [8]

Grand Cornet VI 1er Clairon [4]

Bourdon 32 2nd Clairon [4]

Bourdon 16 Cromorne [8]

8 pieds [Pos / GO, GO / Bomb]

Prestant [4] Tremblant fort

Bourdon 8 Tremblant doux

Doublette [2] Вторая диспозиция, для «ординарного 32-

Flûte 8 футового» органа («un 32 pieds ordinaire»).

Grosse Fourniture IV Согласно дом Бедосу, «этот орган должен

Bombarde [16] иметь пять мануалов, как в предыдущей

Trompette [8] смете, и в том же расположении»10:

Clairon [4] Positif de dos (51 нота)

Récit (34 ноты) Cornet V

8 pieds Montre 16

Bourdon 8 Montre 8

Cornet VI Prestant

1re Trompette [8] Bourdon 8

2de Trompette [8] Flûte 4

Haut-bois [8] Dessus de 8 pieds

Cromorne [8] Nasard

Écho (34 ноты) Doublette

8 pieds Tierce

Cornet Quarte

Bourdon 8 Larigot

Trompette [8] Fourniture IV

Cymbale IV

Trompette

Clairon

Cromorne

Voix-humaine

Grand Orgue (51 нота)11 Grand Cornet Montre 32 Montre 16 Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Gros Nasard 2nd 8 pieds Prestant Grosse Tierce Nasard Flûte 4 Doublette Tierce Quarte

Grosse Fourniture III Fourniture IV Cymbale VII 1re Trompette 2de Trompette Clairon

Bombarde (51 нота) Grand Cornet Bombarde Trompette Clairon

Récit (34 ноты)

Cornet V Trompette Haut-bois Cromorne

Écho (34 ноты)

Cornet Trompette

Pédale (36 нот)12

Flûte 16 Flûte 8 Bourdon16 2de Flûte 8

Flûte 4

Gros Nasard

Grosse Tierce

Nasard

Quarte

Tierce

Bombarde

1re Trompette

2de Trompette

Clairon

Cromorne

[Pos/GO, GO/Bomb] Tremblant fort Tremblant doux

Третья диспозиция, для «большого 16-футового» органа («un grand 16 pieds»). «Этот орган должен иметь пять мануалов, как в двух предыдущих сметах, и в том же расположении»13:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Positif de dos (51 нота)

Cornet Montre 8 Prestant Bourdon 8 Flûte 4 Nasard

[Dessus de 8 pieds]

[Quarte de Nasard]14

Doublette

Tierce

Larigot

Fourniture IV

Cymbale III

Trompette

Clairon

Cromorne

Grand Orgue (51 нота)15 Grand Cornet Montre 16 Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Prestant [Doublette]16 2nd 8 pieds

Gros Nasard Flûte 4 Grosse Tierce Nasard Quarte Tierce

Fourniture V Cymbale V 1re Trompette 2de Trompette Clairon Voix-humaine

Bombarde (51 нота)

Bombarde

Récit (34 ноты)

Cornet

Trompette

[Haut-bois]17

Écho (39 ноты)

Cornet Trompette

Pédale (36 нот)18

Flûte 8 Flûte 4 [2de] Flûte 8 Nasard Quarte Tierce

1re Trompette 2de Trompette Clairon Cromorne

[Pos/GO, GO/Bomb] Tremblant fort Tremblant doux

Диспозиции четвертая, пятая и шестая

Три последующие диспозиции (четвертая, пятая и шестая «сметы»): «ординарный 16-футовый», «большой 8-футовый» и «ординарный 8-футовый» органы апеллируют к четырехмануальным инструментам (плюс педаль) и различаются по количеству регистров (соответственно, 50, 46 и 35 регистров). Во всех трех случаях Grand Orgue и Récit имеют

единую несущую основу (sommier).

Четвертая диспозиция, для «ординарного 16-футового» органа («un 16 pieds ordinaire»)19, имеющего четыре мануала: Positif de dos (51 нота)

Cornet V Montre 8 Prestant Bourdon 8 Flûte 4 Nasard

Dessus de 8 pieds

Doublette

Tierce

Quarte de Nasard

Larigot

Fourniture IV

Cymbale III

Trompette

Cromorne

Clairon

Grand Orgue (51 нота) Grand Cornet V Montre 16 Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Gros Nasard 2nd 8 pieds Prestant Grosse Tierce Flûte 4 Nasard Doublette Tierce Quarte Fourniture V Cymbale V [1re] Trompette 2de Trompette Clairon Voix-humaine

Récit (34 ноты)

Cornet V Trompette

Haut-bois

Écho (39 ноты)

Cornet V Cromorne

Pédale (36 нот)20

Flûte 8 Flûte 4 [2de] Flûte 8 Nasard

Quarte de Nasard Tierce

1re Trompette 2de Trompette Clairon [Pos/GO] Tremblant fort Tremblant doux

Пятая диспозиция, для «большого 8-футового» органа («un grand 8 pieds»). Такой орган, согласно дом Бедосу, «может быть наполнен почти так же, как „<ординарный> 16-футовый"... <Принципиальное отличие касается, однако, отсутствия в данной диспозиции Montre 16 на Grand Orgue, что приводит также к общему уменьшению рядов в микстурах. — М. Ч.> Этот орган будет иметь четыре мануала, по 51 клавише каждый. Все клавиши первых двух <мануалов> будут подвижными. Третий <мануал> будет иметь только 34, и четвертый — только 39 клавишей. Другие клавиши того и другого мануалов будут служить лишь для украшения»21:

Positif de dos (51 нота)

Cornet Montre 8 Prestant Bourdon 8 Flûte 4

Dessus de 8 pieds

Nasard

Doublette

Tierce

Quarte

Larigot

Fourniture III

Cymbale III Trompette Cromorne Clairon

Grand Orgue (51 нота) Grand Cornet V Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Gros Nasard Prestant Grosse Tierce Nasard Doublette Tierce Quarte

Fourniture IV Cymbale IV 1re Trompette 2de Trompette Clairon Voix-humaine

Récit (34 ноты):

Cornet V

Trompette

Haut-bois

Écho (39 нот)

Cornet V Cromorne

Pédale (36 нот)22

Flûte 8

Flûte 4

[2de] Flûte 8

Nasard

Quarte

Tierce

Trompette

Clairon

[Pos/GO]

Tremblant fort

Tremblant ёоихШестая диспозиция, для «ординарного 8-футовош» органа («un 8 pieds ordinaire»), имеющего четыре мануала. В соответствии с указаниями дом Бедоса, «этот орган будет иметь такие же по объему кла-

виатуры для рук <„Claviers à la mains"> и такую же по объему клавиатуру в педали <„Clavier de Pédale">, как и в предыдущей смете»23:

Positif de dos (51 нота)

Montre 8

Prestant

Bourdon 8

Flûte 4

Nasard

Doublette

Tierce

Quarte

Larigot

Fourniture III

Cymbale II

Trompette

Cromorne

Grand Orgue (51 нота) Grand Cornet Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Prestant Grosse Tierce Nasard Doublette Tierce Quarte

Fourniture IV Cymbale III Trompette Clairon Voix-humaine

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Récit (34 ноты)

Cornet V Trompette

Écho (39 нот)

Cornet V

Pédale (36 нот)24

Flûte 8 Flûte 4 Trompette Clairon [Pos/GO]

Tremblant fort Tremblant doux

Начиная с пятой диспозиции системы дом Бедоса на Grand Orgue отсутствует Montre 16, в то время как мощные язычковые регистры продолжают быть представлены в виде разнообразной звуковой палитры. Так, в пятой диспозиции дублируется Trompette 8 на Grand Orgue (1ге Trompette и 2de Trompette), в то время как Trompette 8 и Clairon 4 присутствуют не только на Grand Orgue и в педали, но также и на Positif. Данный факт выявляет ярчайшим образом различие органострои-тельных тенденций в разные периоды французского Барокко и свидетельствует о явном перемещении акцента в эстетике органных звучаний второй половины XVIII столетия в сферу язычковых звучностей. Увеличение значимости мощных язычковых регистров на инструментах второй половины XVIII столетия, в совокупности с уменьшением значимости фундаментальных лабиальных регистров, обозначает изменение соотношения двух основополагающих звучаний (главных регистровых смешений) французского барокко, Plein jeu и Grand jeu, и выхода на первый план последнего из них.

В русле данных тенденций специального внимания заслуживает тот факт, что шестая «смета» практически полностью воспроизводит диспозицию-тип наиболее монументальных органов предшествующего периода!, с той разницей, что у дом Бедоса отсутствует Montre 16 на Grand Orgue и присутствует Trompette 8 на Positif. Подобным же образом, седьмая диспозиция (см. ниже) могла бы относиться к инструментам более скромных размеров предыдущей эпохи, если бы она включала в себя Bourdon 16 на Grand Orgue и звуковой план Écho. В последнем случае отсутствуют две звуковые крайности, присутствующие ранее и направленные на выражение категории «светлое и темное», одна из которых касается высотной «глубины» (самый низкий регистр органа, 16 футов), а дру-

гая — ярчайшего функционально-про-странственнош контраста (самый отдаленный по звучанию план).

Другим отличием от диспозиций-типов второй половины XVII — начала XVIII столетия является присутствие в пятой и шестой диспозициях двух одновысотных регистров (Montre 8) в качестве самых низких открытых регистров двух главных мануалов. Данное обстоятельство обозначает изменение звуковой иерархии главных планов инструмента и также нивелирование, в результате сближения их высотности, категории «светлое и темное» в применении к регистровым смешениям, использующим фундаментальные лабиальные регистры обоих мануалов (Plein jeu, Jeux de tierce, Fond d'orgue), то есть стремление к своего рода «выравниванию» звучания. Напомним, что в диспозициях предшествующего периода обычно наблюдалось либо октавное соотношение самых низких открытых лабиальных регистров на Grand Orgue и на Positif (Montre 16 и Montre 8 или Montre 8 и Prestant 4), либо соотношение через две октавы (Montre 16 и Prestant 4), что способствовало значительно более ярко выявленному высот-но-функциональному контрасту их звучаний26. Одновысотное положение самых низких открытых лабиальных регистров на двух главных мануалах имеет также у дом Бедоса место в восьмой (Montre 8), десятой и одиннадцатой диспозициях (Prestant 4 и Montre 4 в обоих случаях; см. ниже), то есть в пяти диспозициях из двенадцати.

Данные факты, выражающие стремление к сглаживанию пространственных контрастов и нивелированию рельефности звучания, свидетельствуют о формировании органной функциональной иерархии — высотной и пространственной — нового типа.

Диспозиции седьмая, восьмая и девятая

Седьмая, восьмая и девятая диспозиции дом Бедоса соответствуют органам меньших размеров, основу которых составляют 8-футо-

вые открытые регистры; лишь в восьмой диспозиции присутствует Bourdon 1627. Данные три диспозиции представляют разного рода варианты пространственного расположения звуковых планов органа, которым соответствуют три (седьмая и девятая диспозиции) или четыре (восьмая диспозиция) мануала (плюс, в каждом случае, педаль). Во всех трех диспозициях, в отличие от «смет» предыдущей группы (четвертая, пятая и шестая «сметы»), регистры Grand Orgue и Récit имеют различные несущие основы28.

Соответствие количества мануалов и звуковых планов наблюдается лишь в седьмой диспозиции (три мануала соответствуют трем различным звуковым планам инструмента). В двух других диспозициях (восьмой и девятой) количество мануалов превосходит число звуковых планов и служит не столько рельефности пространственного звучания (выявлению категории «светлое и темное»), сколько удобству исполнения.

В двух последних диспозициях дом Бедос объединяет звучание Grand Orgue и Positif в едином фасаде (в них отсутствует Positif de dos). В результате в восьмой диспозиции — хотя и воспроизводящей названия регистров относительно развернутой шестой диспозиции — четырем мануалам соответствуют три звуковых плана, а в девятой диспозиции трем мануалам — два различных плана. Таким образом, именно количество независимых пространственно расположенных планов (каждому из которых соответствует самостоятельная несущая основа) а не количество регистров (соответственно, 24, 35 и 19 регистров в данной группе диспозиций; логика следования их количества не подчиняется линии убывания), предопределяет, согласно дом Бедосу, масштаб инструмента.

Наряду с этим принципиальным в функциональном соподчинении французских инструментов рассматриваемого периода оказывается критерий пространственного разъединения (или совмещения) двух главных ма-

нуалов, Grand Orgue и Positif. Так, седьмая и восьмая диспозиции имеют одинаковое количество самостоятельных планов (три мануальных и один педальный); при этом восьмая может располагать значительно большим (практически на 50%), нежели седьмая, количеством регистров. Но тот факт, что во второй из них оказываются совмещены Grand Orgue и Positif, становится для дом Бедоса основанием расположить ее (в общей логике движения по нисходящей линии) после седьмой диспозиции. Ученый указывает, однако, что «этот орган можно сделать менее значительным по масштабам <имеется в виду количество входящих в него регистров и мануа-лов — М. Ч.>, если таковое сочтут нужным, — например <таким же>, как в седьмой смете»29.

Седьмая диспозиция, для «малого 8-футо-вош» органа («un petit 8 pieds»). «Этот орган будет иметь три мануала, с отсутствием l'Echo. Изымать <из диспозиции>, скорее, Récit, <нежели Ècho>, является очень распространенным, — но весьма неуместным, поскольку он <Récit> гораздо нужнее»30:

Positif de dos

Prestant Bourdon 8 Nasard Doublette Tierce Larigot Fourniture III Cymbale II Cromorne

Grand Orgue

Grand Cornet

Montre 8

Prestant

Bourdon 8

Nasard

Doublette

Tierce

Fourniture III Cymbale III

Trompette

Clairon

Voix-humaine

Récit

Cornet

Pédale

Flûte 8 (25 нот) Trompette (28 нот, от А1) [Pos/GO] Tremblant fort Tremblant doux

Восьмая диспозиция, для «8-футового органа, имеющего четыре мануала <„un 8 pieds à 4 Claviers">, в котором Positif не расположен в отдельной части, а заключен в едином большом фасаде»31. Наиболее развернутый вариант диспозиции предполагает следующий состав:

Positif

Montre 8

Prestant

Bourdon 8

Flûte 4

Nasard

Doublette

Tierce

Quarte

Larigot

Fourniture III

Cymbale II

Trompette

Cromorne

Grand Orgue

Grand Cornet Montre 8 Bourdon 16 Bourdon 8 Prestant Grosse Tierce Nasard Doublette Tierce Quarte

Fourniture IV Cymbale III

Trompette

Clairon

Voix-humaine

Récit

Cornet V Trompette

Écho (39 нот)

Cornet V

Pédale

Flûte 8 Flûte 4 Trompette Clairon [Pos/GO] Tremblant fort Tremblant doux

Девятая диспозиция, для «малого 8-футового органа, имеющего три мануала <„un petit 8 pieds à 3 Claviers">, в котором Positif будет расположен вместе <с Grand Orgue> на единой большой несущей основе»32:

Positif (первый мануал) Bourdon 8 Prestant Nasard Doublette Tierce Larigot Fourniture IV Cymbale III Cromorne

Grand Orgue (второй мануал) Grand Cornet Montre 8 Prestant Bourdon 8 Doublette Trompette Voix-humaine

Récit

Cornet Pédale Flûte 8 Trompette [Pos/GO]

Tremblant fort Tremblant doux

Диспозиции десятая, одиннадцатая и двенадцатая

Три последние диспозиции (десятая, одиннадцатая и двенадцатая), приводимые дом Бе-досом, апеллируют к инструментам, основой которых служит открытый 4-футовый регистр. Присутствующий в первой из них открытый 8-футовый регистр на Grand Orgue (Dessus de 8 pieds) не дает фундаментальной основы, поскольку не распространяется на басовые звуки.

Десятая диспозиция предполагает присутствие трех мануалов и педали, которым соответствуют 22 регистра; расположение мануальных планов — на единой или на разных несущих основах — предоставляется дом Бе-досом на выбор органного мастера.

Одиннадцатая диспозиция располагает лишь двумя мануалами, регистры которых (14 регистров) дом Бедос склонен объединить, скорее, на единой несущей основе; педаль не имеет самостоятельных регистров и приводится в действие с помощью копуляции33.

Последняя, двенадцатая, диспозиция апеллирует к одномануальному (имеющему один звуковой план) органу, включающему 7 регистров, четыре из которых являются «разделенными».

Десятая диспозиция — для органа с «4-футовым <открытым> регистром в фасаде» («un 4 pieds en Montre» — доел. «4 фута в виде „показывающих себя"»). «Этот орган будет иметь три мануала, из которых первый будет приводить в звучание Positif, второй — grand Orgue, и третий — Récit»34:

Positif Prestant в виде Montre Bourdon 8 Nasard Doublette Tierce Larigot Cymbale IV

Cromorne

Grand Orgue

Grand Cornet

Montre 4, который будет < выполнять

функцию> Prestant

Dessus de 8 pieds

Nasard

Bourdon 8

Doublette

Tierce

Fourniture III Cymbale II Trompette Voix-humaine

Récit

Cornet

Pédale (18 нот)

Flûte 8 Trompette [Pos/GO] Tremblant fort Tremblant doux

Одиннадцатая диспозиция, для «небольшого <инструмента> с 4-футовым <открытым> регистром в фасаде» («un petit 4 pieds en Montre»). «Этот орган будет иметь два мануала, из которых первый будет приводить в звучание регистры с Positif, и второй — с grand Orgue»35:

Positif

Prestant, часть которого представлена в

виде Montre

Bourdon 8

Nasard

Doublette

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tierce

Larigot

Cymbale III

Cromorne

Grand Orgue

Grand Cornet Montre 4, или Prestant Bourdon 8 Doublette Cymbale IV

Trompette [Pos/GO], GO/Péd

[Tremblant fort, Tremblant doux ad libitum]

Двенадцатая диспозиция, для «небольшого органа без Positif» («pour un petit Orgue sans Positif»). «Этот орган будет иметь лишь один мануал и одну несущую основу, на шторой будут играть следующие регистры»36: Bourdon Prestant Nasard Doublette Tierce Cymbale III Cromorne GO/Péd ad libitum

Tremblant fort, Tremblant doux ad libitum

«Nasard, Doublette, Tierce и Cromorne будут разделенными („brisés" — доел, „сломанные"; имеет то же значение, что и „coupés" — доел, „разрезанные") таким образом, что, вытянув эти рукоятки справа, откроют лишь верхнюю часть <„dessus"> этих регистров, от С sol ut в середине клавиатуры включительно <то есть от звука Cj — M. Ч.>, до самого верха; и вытянув рукоятки слева, откроют всю остальную часть этих же регистров. Можно составить petit Cornet, открыв Bourdon, Prestant и верхнюю часть Nasard, Doublette и Tierce»37.

Предложенные дом Бедосом двенадцать диспозиций имеют исчерпывающий характер, охватывая практически все возможные способы строения французских органов второй половины XVIII столетия. Сам теоретик предполагает возможность некоторых регистровых вариантов, в зависимости от расположения органа, имеющегося в распоряжении места, финансовых возможностей заказчика и т. д.

Сказанное означает, что сформулированные дом Бедосом теоретические и эстетические принципы, отличающиеся совершенством и законченностью, практически не оставляют для французского органостроения

возможности дальнейшего продвижения в рамках той же звуковой эстетики. Система дом Бедоса обозначает, таким образом, не только кульминацию органостроения французского барокко, но и его логическое завершение.

Щ?име1тш

1. Bedos (dorn) de Celles F. 1) L'Art du Facteur d'Orgues. Par D. Bedos de Celles, Bénédictin. Première partie. Paris, 1766. P. 1—142; 2) L'Art du Facteur d'Orgues. Par D. Bedos de Celles, Bénédictin. Seconde et Troisième parties. Paris, 1770. P. 143—476, P. 477—536; 3) L'Art du Facteur d'Orgues. Par D. Bedos de Celles, Bénédictin. Quatrième partie. Paris, 1778. P. 537—676.

2. О рационалистической концепции в эпоху французского Барокко см.: Чебурки-на М. Концепт «рациональности» как метод мышления во французском органном искусстве Барокко // Музыковедение. 2011. №9. С. 2—9.

3. Métrope L. François de Bedos de Celles // Livret CDNAT08 Jean-Jacques В eauvarl et- Charpen ti er, l'œuvres pour oigue. Paris, 2007. P. 65—72.

4. Bedos (dont) de Celles F. L'Art du Facteur d'Orgues. Première partie.

5. Bedos (dont) de Celles F. L'Art du Facteur d'Orgues. Seconde partie. P. 482—496.

6. О категории «светлое и темное» см.: Че-буркина М. «Светлое» и «темное» как сущностное качество французского органного искусства Барокко // Музыковедение. 2011. № 12. С. 2—8.

7. Bedos (dont) de Celles F. Op. cit. P. 489—491.

8. Мы предполагаем, что дом Бедос забыл включить Grosse Tierce. Она должна здесь присутствовать с точки зрения критерия теории пропорций (подчинение принципу строения обертонового звукоряда). Кроме того, нам не представляется возможным, чтобы данный регистр, входящий в состав последующих — менее развернутых — диспозиций, до шестой включительно, отсутствовал бы в самой значительной из них.

9. Для шести язычковых регистров — от Fv для остальных — от С.

10. Bedos (dorn) de Celles F. L'Art du Facteur d'Orgues. Seconde partie. P. 491.

11. Во второй «смете» дом Бедос объединяет регистры Grand Orgue и Bombarde в единой группе (поскольку находящиеся на единой несущей основе), не давая четкого указания на их распределение между двумя мануалами. На основе анализа диспозиций эпохи мы предлагаем их наиболее вероятное распределение.

12. Для язычковых регистров — от Fv для остальных — от С.

13. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 492.

14. Третья и четвертая «сметы» имеют практически идентичные диспозиции на Grand Orgue и Positif, включая количество рядов микстур. Отличие касается двух регистров, Dessus de 8 pieds и Quarte de Nasard, присут-сгвующих на Positif в четвертой «смете» и отсутствующих в третьей (в целом, более масштабной). Не исключено, что дом Бедос забыл вклю-чить эти два регистра в третью «смету». Аргументом в пользу нашего предположения является присутствие обоих регистров на Positif в еще менее развернутой пятой «смете» и наличие одного из них (Quarte) в шестой.

15. В третьей «смете» регистры Grand Orgue и Bombarde объединены, как и в предыдущей; мы распределяем их между двумя мануалами.

16. Данный регистр, необходимый для смешения Plein jeu, согласно самому дом Бедосу, и присутствующий на Grand Orgue во всех других (одиннадцати) приводимых дом Бе-досом диспозициях, был здесь, вне всякого сомнения, забыт великим органным теоретиком. Мы восстанавливаем этот пробел.

17. Мы предполагаем, что «Haut-bois», входящий в состав других диспозиций дом Бедоса, с первой по пятую включительно, должен присутствовать в третьей «смете».

18. Для язычковых регистров — от F,, для остальных — от С.

19. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 492.

20. Для язычковых регистров — от Fv для остальных — от С.

21. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 492.

22. Для язычковых регистров — от Fv для остальных — от С.

23. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 493.

24. Для язычковых регистров — от Fv для остальных — от С.

25. О строении диспозиции-типа в ХУЛ веке во Франции см.: Чебуркина М. Эволюция французского органостроения от Возрождения к Барокко: становление диспозиции-типа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 95—105.

26. О строении диспозиций данного периода см.: Чебуркина М. Тенденции французского органостроения эпохи Барокко в XVII — начале XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 15. Вып. 2. С. 99—115.

27. Напомним, что Bourdon 16 является «закрытым» регистром, имеющим линейную высоту 8 футов и звучащим октавой ниже, чем «открытый» 8-футовый регистр. Bourdon отличается более глухим («пустым») тембром, по сравнению с Montre.

28. Дом Бедос указывает на присутствие двух раздельных конструкций-основ (sommiers) для Grand Orgue и Récit в восьмой и девятой «сметах»; мы предполагаем, что он забыл дать подобное указание для седьмой «сметы».

29. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 494.

30. Ibid. P. 494.

31. Ibid. P. 494.

32. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 495.

33. Во французской терминологии: Tirasse; от франц. tirer: «тянуть». При действии данной системы педаль, на которой органист играет ногами, «тянет» клавиши главного мануала, которые и приводят в действие трубы.

34. Bedos (dorn) de Celles F. Op. cit. P. 495.

35. Ibid. P. 495.

36. Ibid. P. 496.

37. Ibid. P. 496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.