Научная статья на тему 'Принципы органных диспозиций и регистровок в теории марена Мерсенна'

Принципы органных диспозиций и регистровок в теории марена Мерсенна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / МЕРСЕНН / ОРГАНОСТРОЕНИЕ / ФРАНЦИЯ / БАРОККО / ДИСПОЗИЦИЯ / РЕГИСТР / РЕГИСТРОВКА / ORGAN / MERSENNE / ORGANBUILDING / FRANCE / BAROQUE / DISPOSITION / ORGAN STOP / COMBINATION OF STOPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чебуркина Марина Николаевна

В статье анализируются диспозиции и регистровые смешения, приводимые Мареном Мерсенном на страницах «Универсальной гармонии» (1636–1637). Сопоставляя принципы, обозначенные Мерсенном, с органостроением и регистровой практикой предшествующей и последующей эпох, автор выявляет роль Мерсенна как закладывающего фундамент органного мышления французского барокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organ dispositions and organ stop combinations in Marin Mersenne’s theory

This article analyses organ dispositions and combinations of stops cited by Marin Mersenne in “Harmonie Universelle” (1636–1637).In “Harmonie Universelle” Mersenne presents two organ dispositions and provides a detailed explanation of organ stops. These dispositions present valuable information about the structure and sound of the French stops of the first decades of the 17th century.Mersenne is also one of the first theorists of the French organ Baroque who performs a full and sophisticated stop combination system based on contemporary organ dispositions. He offers two tables of stop combinations by using the principle of letter designations.The article analyses organ stops, explains their structure and presents the results of decoding of Mersenne’s register tables. It sheds light on the origin of such “stop combination types” as Grand Plein jeu, Petit Plein jeu, Grand jeu, Petit jeu, Grand jeu de Tierce, Petit jeu de Tierce, Jeu doux, and some more peculiar sounds in Mersenne’s system of French Baroque.The article draws attention to some inaccuracies and errors that can be found in the original French edition.By comparing the principles determined by Mersenne with organ structure and stop combination practice of preceding and subsequent periods, the author reveals the role of Mersenne as a founder of French Baroque organ school of thought.

Текст научной работы на тему «Принципы органных диспозиций и регистровок в теории марена Мерсенна»

УДК 786.6

Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2013. Вып. 1

М. Н. Чебуркина

принципы органных диспозиций и РЕГИСТРОБОК в теории МАРЕНА МЕРСЕННА

Приводимые Мареном Мерсенном на страницах «Универсальной гармонии» (1629/1636-1637) органные диспозиции содержат богатейшую информацию о строении и звучании регистров французских органов первых десятилетий XVII в. Некоторые из этих регистров отражают эстетику предшествующей эпохи, а другие свидетельствуют о становлении диспозиции-типа на современных Мерсенну французских инструментах1.

Мерсенн демонстрирует звуковые и технические возможности органа на примере инструментов различных размеров, от небольшого «кабинетного органа» («Cabinet d'Orgues», который он также называет «портативом» («portatif») [2, р. 309]), до монументальных церковных инструментов. Для последних Мерсенн приводит на страницах «Универсальной гармонии» две органные диспозиции, сопровождая фигурирующие в них регистры подробными пояснениями.

В Предложении III «Шестой Книги инструментов — Об органе» ученый предлагает набор регистров, апеллирующий к одному мануалу (19 регистров) и педали (два регистра). Мерсенн ссылается на Шарля Раке (Charles Racquet; также: Charles Raquette) (1598-1664), современного ему органиста кафедрального собора Нотр-Дам в Париже, что позволяет предположить существование такого набора регистров на французских органах в ту эпоху.

Первая приводимая Мерсенном диспозиция выглядит следующим образом2.

[Grand Orgue]:

Monstre 16', из тонкого олова.

Bourdon [16'], 8-футовый закрытый [«bouché»] или 16-футовый открытый [«ouuert»] регистр, из дерева.

Открытый 8-футовый регистр [«Jeu ouvert»], сделанный наполовину из дерева, наполовину из олова.

Bourdon [8'], закрытый 4-футовый регистр, из дерева.

Prestant 4', открытый регистр, из олова.

Doublette [2'], основание [«les pieds»; досл.: «ноги». — М. Ч.] из свинца, основная часть [«le corps»; досл.: «тело». — М. Ч.] из олова.

Fourniture, из того же материала, она имеет повторы от октавы к октаве и может включать 5, 6, 7, 8 или 9 труб на каждой клавише [указание количества рядов, от V до IX, предполагает, по-видимому, общее количество рядов в обеих микстурах — в Fourniture

Чебуркина Марина Николаевна, канд. иск., органистка, Королевская капелла Версальского дворца (Франция); e-mail: [email protected]

1 Об органостроении Возрождения и о становлении диспозиции-типа см.: [1].

2 Все переводы в статье принадлежат нам. — М. Ч. © М. Н. Чебуркина, 2013

и в следующей ниже Cymbale. — М. Ч.]. [Самая большая] открытая труба имеет высоту в один фут [соответствует первой клавише мануала (на звуке С) и дает звук тремя октавами выше основного тона; основным тоном обладает 8'. — М. Ч.].

Cymbale, имеющая то же строение [т. е. также «имеет повторы от октавы к октаве». — М. Ч.], из олова. [Самая большая открытая труба] имеет высоту 3 дюйма [3/12 фута; соответствует 1/4'; эта труба звучит двумя октавами выше, чем 1' в Fourniture, и дает звук пятью октавами выше основного тона. — М. Ч.].

Flageollet [1 1/3'] в полтора фута. [Высотное обозначение отражает свойственный эпохе приблизительный метод обозначения высот органных труб. Следует обратить внимание на присутствие в диспозиции двух регистров с названием Flageollet, имеющих разную высотность (см. ниже). Flageollet 1 1/3' соответствует регистрам, фигурирующим в следующей диспозиции под названиями Larigot 1 1/3' (на Grand Orgue) и Petit Nazard 1 1/3' (на Positif). — М. Ч.]

Tierce [1 3/5'], такая же [т. е. «также» в полтора фута. — М. Ч.].

Nazart [2 2/3'], с дымоходами или в виде веретена [«à cheminée, ou en fuseau»; речь идет об особых «закрытых» трубах; см. ниже в следующей диспозиции объяснение строения регистров с «дымоходами». — М. Ч.].

Fluste [4'], закрытый 2-футовый регистр [речь идет о линейной длине «закрытой» части трубы. — М. Ч.] из олова, с дымоходами [длина «дымоходов» добавляется к длине «закрытой» части трубы. — М. Ч.]. [Подобного рода Fluste 4' соответствует «немецкой флейте» органов эпохи Возрождения. — М. Ч.]

Fluste douce [8'], или [Fluste] с девятью отверстиями, высотой один фут. [Регистр «Fluste с девятью отверстиями» существует на органах эпохи Возрождения. Мерсен-новское высотное указание свидетельствует, что этот регистр начинается в середине мануала (от с1 и является «закрытым»; он звучит 2 фута на клавише с1. — М. Ч.]

Flageollet [1'] высотой 1 фут.

Cornet [V] с пятью трубами [на каждой клавише], в один фут [т. е. от с1; нижняя труба является «закрытой». — М. Ч.].

Trompette 8', из олова.

Cleron 4', из олова.

Voix humaine [8'], из олова.

Cromorne [8'], из олова, в четыре фута [высотное указание соответствует по-видимому линейной высоте закрытого регистра; см. следующую диспозицию. — М. Ч.].

[Trompette] 8', педальный язычковый [«d'anche»] регистр из олова.

Fluste 8', педальный регистр из дерева

[2, p. 317-318].

Анализ приводимых Мерсенном названий в контексте инструментов этого периода выявляет, что все указываемые Мерсенном мануальные регистры могут располагаться на Grand Orgue. Характер описываемого Мерсенном инструмента (присутствие Montre 16; количество рядов в Fourniture и Cymbale (до IX рядов); наличие Clairon 4) свидетельствует о том, что речь идет о масштабном инструменте, который должен располагать, помимо фигурирующего здесь Grand Orgue, также одним или двумя побочными мануальными планами (Positif de dos и Écho). Таким образом, информацию, предоставленную Мерсенном в Предложении III, следует расценивать с точки зрения состава диспозиций современных ему французских органов как неполную.

В Предложении XXXI Мерсенн апеллирует к органу, который имеет два мануала (19 + 12 регистров) и педаль (три регистра). Согласно музыкальному теоретику, такой инструмент обладает «наибольшим разнообразием регистров, которые самые замечательные мастера включают в состав самых больших органов Европы» [2, р. 369].

Диспозиция, которую предлагает Мерсенн, базируется на принципах французских инструментов, однако некоторые особенности свидетельствуют о возможности более широкого преломления ученым современных ему принципов органостроения. Разница методов описания регистров и их орфографии наводит на мысль, что Мерсенн мог опираться на разные источники, предоставленные в его распоряжение современными ему органистами.

Вторая диспозиция, приводимая Мерсенном:

[Grand Orgue (обозначается Мерсенном как «grand jeu»)]:

Montre [16'], в котором самая большая труба открытая, высотой 16 футов; и соответственно последняя труба, составляющая с первой четыре октавы [досл.: «двадцать девятую». — М. Ч.], имеет высоту только один фут. Они все сделаны из олова.

Bourdon [16'], закрытый 8-футовый регистр, из дерева или этоффы [«estoffe»; сплав свинца и олова. — М. Ч.]. Он звучит в унисон с Montre [16'], но он мягче, потому что он закрыт.

Другой Bourdon [8'], закрытый 4-футовый или открытый 8-футовый регистр наподобие флейты. Он звучит октавой выше предыдущих [регистров] и может быть сделан из олова или из дерева. [Если данный регистр «открытый» и сделан «из олова или из дерева», то он не является «бурдоном», а соответствует Jeu ouvert 8' или Montre 8'. Та же двойственность характеризует Bourdon 16' в предыдущей диспозиции. — М. Ч.]

Prestant [4'], открытый 4-футовый регистр, звучащий двумя октавами выше [«в пятнадцатую». — М. Ч.], чем Montre [16']; или закрытый 2-футовый регистр. [Как свидетельствуют документы эпохи, Prestant обычно является на органах французского барокко открытым 4-футовым регистром. «Закрытый 2-футовый регистр» должен был бы иметь иное название. — М. Ч.] Он называется так [от «prestance»: «представительность», «стать». — М. Ч.] потому, что его используют при настройке органа, поскольку он соответствует по высоте человеческому голосу.

Doublette [2'], открытый 2-футовый регистр, в три октавы [«в двадцать вторую». — М. Ч.] от Montre [16'].

Flajollet [1'], открытый однофутовый регистр, в четыре октавы [«в двадцать девятую». — М. Ч.] от Montre [16']. Он должен звучать один — естественно, вместе с 4-футовым закрытым регистром [т. е. с Bourdon 8'. — М. Ч.].

Nazard [5 1/3'], [высотой] примерно 5 3/4 фута, закрытый, или с дымоходами.

[Речь идет об общей длине трубы, включая «дымоходы»; часть трубы — «закрытая».

Указания Мерсенна по поводу «закрытых» труб не носят последовательного характера. Обычный «закрытый» регистр, имеющий линейную высоту «примерно в 5 3/4 фута» звучал бы ниже основного тона и, как свидетельствуют правила пропорций органных звучаний, требовал бы присутствия 32-футового регистра; такие регистры не были распространены в эпоху Мерсенна. — М. Ч.]

Он звучит в дуодециму [«в двенадцатую». — М. Ч.] от Montre [16'] [т. е. квинтой выше основного тона. — М. Ч.] и сделан из свинца.

[Такой регистр не относится к числу типичных во французских диспозициях этой эпохи. — M. Ч.]

Другой Nazard [2 2/3'], в октаву от предыдущего [звучит дуодецимой выше основного тона. — M. Ч.], [высотой] примерно 2 3/4 фута, закрытый или с дымоходами. [Как и в предыдущем случае, часть трубы является «закрытой» и длина «дымоходов» входит в состав общей длины. — M. Ч.]

Fleute d'Allemand [4'] имеет высоту 4 фута [следует обратить внимание, что подобного типа регистр Fluste 4 обозначается Мерсенном иначе в предыдущей диспозиции, а также ниже, на Positif. — M. Ч.] и снабжена дымоходами [как свидетельствует последующее описание, длина «дымоходов» входит в состав 4 футов, как и в обоих только что описанных Nazard ; труба звучит октавой выше основного тона. — M. Ч.], т. е. ее основная часть [«corps»] имеет две ширины [«grosseurs»], из которых первая начинается от отверстия [«bouche»; досл.: «рот». — M. Ч.] трубы и заканчивается в первой трети [общей] длины, до которой она имеет ширину закрытой трубы той же длины; а дымоход составляет две другие трети от [общей] длины и имеет ширину открытого 2-футового регистра. Таким образом, если делают эту Fleute длиной 4 фута [речь идет об общей линейной длине трубы. — M. Ч.], то треть ее основной части [1 1/3 фута. — M. Ч.] будет иметь диаметр 4 дюйма [порядка 10-11 сантиметров. — M. Ч.], а две другие трети [2 2/3 фута. — M. Ч.], сделанные в виде дымохода, будут иметь диаметр 2 дюйма [около 5 сантиметров. — M. Ч.].

Tierce [1 3/5'], примерно в 1 фут и 7 дюймов [1 7/12 фута. — M. Ч.], открытая, звучащая в терцию от открытого 2-футового регистра, дающего С sol [дает терцию через две октавы от основного тона. — M. Ч.].

Fourniture [IV или VI] имеет четыре трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту практически полтора фута [речь идет о квинте 1 1/3, дающей квинту через две октавы от основного тона. — M. Ч.]; вторая — один фут и дает С sol [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; третья — восемь с половиной дюймов и дает G re sol [8,5/12 фута; дает квинту 2/3, т. е. квинту через три октавы от основного тона. — M. Ч.]; и четвертая — полфута и дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — M. Ч.]. И если хотят иметь шесть труб на каждой клавише, то добавляют трубу высотой 2 фута, звучащую С sol [звучит двумя октавами выше основного тона. — M. Ч.], и [трубу высотой] 4 дюйма, звучащую G re sol [4/12 фута; дает квинтовый обертон 1/3, т. е. квинту через четыре октавы от основного тона. — M. Ч.].

[Строение Fourniture IV (по звучанию на звуке С): 1 1/3 — 1 — 2/3 — 1/2.

Строение Fourniture VI: 2 — 1 1/3 — 1 — 2/3 — 1/2 — 1/3. По сравнению с четырехрядной Fourniture, добавлены нижний и верхний обертоны. — M. Ч.]

Grosse Cymbale [III] имеет три трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту 1 фут и дает С sol ut [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; вторая звучит G re и имеет высоту восемь с половиной дюймов [дает квинту 2/3 по отношению к основному тону. — M. Ч.]; и третья звучит С sol и имеет высоту полфута [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — M. Ч.].

[Строение Grosse Cymbale III: 1 — 2/3 — 1/2. — M. Ч.]

Другая Cymbale [II] имеет две трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту 2 фута и дает С sol [звучит двумя октавами выше основного тона. — M. Ч.], и вторая — 4 дюйма и дает G re [дает квинту 1/3. — M. Ч.].

[Строение Cymbale II: 2 — 1/3. По отношению к Grosse Cymbale III, добавлены нижний и верхний обертоны. — M. Ч.]

Cornet [V; от с1] начинается в середине клавиатуры от C sol. Это закрытый регистр высотой один фут [имеется в виду реальная высота самой большой «закрытой» трубы этого регистра, которая дает звук с1. — М. Ч.], с дымоходами [длина «дымоходов» добавляется к 1 футу. — М. Ч.]; он имеет пять труб на каждой клавише, из которых первая описана выше. Вторая труба, открытая, имеет высоту 1 фут [звучит с2. — М. Ч.]; третья — примерно восемь с половиной дюймов, дает G re [соответствует 2/3; звучит g2. — М. Ч.]; четвертая — полфута и дает C sol [звучит с3. — М. Ч.]; пятая — открытая, в S дюймов, дает E mi [S/12 фута, соответствует терцовому обертону 2/S; звучит е3. — М. Ч.]. Они все [речь идет о пяти трубах. — М. Ч.] весьма широки в диаметре [«sont tous fort gros»]; и если считать Bourdon [8'] и Prestant [4'], которые его [Cornet. — М. Ч.] сопровождают, то он имеет семь труб [на каждой клавише].

[Строение Cornet V, по реальной высоте звучания труб от с1: 2 — 1 — 2/3 — 1/2 — 2/S.

Строение этого же Cornet V, в системе отсчета от С : 8 — 4 — 2 2/3 — 2 — 1 3/S. — М. Ч.]

Larigot [1 1/3'], открытый регистр в 1 фут и [4] дюйма. [У Мерсенна: «в 1 фут и S дюймов». 4 дюйма соответствуют у Мерсенна квинтовому обертону, S дюймов — терцовому; см. выше. Последующее пояснение свидетельствует, что речь идет о квинтовом обертоне. — М. Ч.] Он начинается от Gre sol [дает квинту через две октавы. — М. Ч.].

Trompette [8'] имеет длину [трубы] 8 футов; она расширяется кверху, как раструб военных труб, и звучит в октаву от Montre [16']. Когда она имеет высоту 8 футов [около 2,60 метра. — М. Ч], то ее диаметр равен примерно полфутам сверху [около 16 сантиметров. — М. Ч.] и полутора дюймам снизу [около 4 сантиметров. — М. Ч.].

Cleron [4'], высотой 4 фута, в октаву от Trompette; он расширяется так же, как она.

Cromhorne [8'], [высотой] 4 фута, [звучащий] в унисон с Trompette [8']. [Последнее уточнение свидетельствует, что речь идет о «закрытом» 4-футовом регистре. На французских органах этой эпохи Cromorne 8' обычно присутствует не на Grand Orgue, а на Positif. — М. Ч.] Он имеет 4 фута от сердцевины [«noyau»; также: «ядро», «центр». — М. Ч.] до самого верха, из которых первые полфута расширяются на протяжении S дюймов [около 13-14 сантиметров. — М. Ч.], а затем он продолжается вверх прямо, имея диаметр в полтора дюйма [около 4 сантиметров. — М. Ч.].

Voix Humaine [8'], высотой [один] фут [у Мерсенна: «полфута», — что не совместимо с последующим пояснением. — М. Ч.], в унисон с Trompette [8']. [Речь, следовательно, идет о «закрытом» регистре, начинающемся от с1, подобно Cornet V. — М. Ч.]

[Pédale]:

[8' (или 16'?)] — педаль имеет закрытый регистр в 8 футов.

[Учитывая непоследовательность мерсенновских обозначений «закрытых» регистров, не исключено, что музыкальный теоретик обозначает здесь не линейную длину трубы, а высоту звучания. Также не исключена ошибка, и вместо «закрытый» следует читать «открытый».

Анализ французских диспозиций эпохи выявляет, что самый низкий регистр педали обычно звучит на органах этого времени 8 футов. Напомним, что об этом также свидетельствует Ж. Титлуз, который сообщает в Предисловии к «Церковным Гимнам» (1624) об «усовершенствовании» современных ему инструментов и об их «педальной клавиатуре, которая содержит два восьмифутовых регистра, звучащих в унисон» [3;

s. p.]. Напомним также, что одним из первых инструментов французского барокко, на котором присутствует третий — 4-футовый — регистр в педали, является орган церкви Сен-Годар в Руане (1632) [4, p. 110-112]. Таким образом, типичная диспозиция монументального французского органа в эпоху Мерсенна включает в педали Flûte 8, Flûte 4 и Trompette 8.

Если же Мерсенн имеет в виду регистр, звучащий 16 футов, то это означает, что он ориентируется здесь не столько на французские инструменты, сколько на «органы Европы» (см. выше) в целом. Однако в этом случае педаль, как и мануалы, должны были бы включать другие названия регистров. — M. Ч.]

Trompette [8'] в педали имеет высоту 8 футов.

Fleute [4' (или 8'?)] в педали — это закрытый регистр в 4 фута.

[См. предыдущий комментарий. — M. Ч.]

[Positif de dos]:

Маленький орган, который обычно помещают снизу от большого и который органисты имеют позади себя, когда они играют или когда они смотрят на главный ману-ал [«le Clauier du grand jeu»], называется «позитив» [«Positif»; речь в действительности идет о Positif de dos. — M. Ч.]. Ему служат те же мехи, тот же воздух и такая же [здесь в значении: «подобная предыдущей». — M. Ч.] клавиатура. В больших церквях в него включают следующие регистры.

Montre [8' или 4'], открытый 8-футовый или 4-футовый регистр, из олова.

Bourdon [8'], закрытый 4-футовый регистр.

Prestant [4'], открытый 4-футовый регистр. [На органах французского барокко Prestant 4 присутствует на Positif de dos лишь в том случае, если в диспозиции этого мануала фигурирует Montre 8. В случае отсутствия Montre 8 функцию «показывающего» регистра (выставлен в фасаде) выполняет Montre 4. В этом случае Prestant 4 отсутствует.]

Doublette [2'], открытый 2-футовый регистр.

Flajollet [1'], открытый однофутовый регистр.

Fleute d'Allemand [4'], [закрытый] 2-футовый регистр с дымоходами. [Подробное описание Мерсенном Fleute d'Allemand на Grand Orgue (см. выше) свидетельствует, что регистр с этим названием звучит 4 фута. Если бы такая «немецкая флейта» звучала октавой выше, чем расположенная на главном мануале, то ее название должно было бы включать, по аналогии с Petit Cromorne и Petit Nazard (см. ниже), термин «малая» («Petite Fleute d'Allemand»). Понятие «2-футовый» касается, следовательно, «закрытой» части трубы. Явно, что метод обозначения обеих «немецких флейт» различный для двух мануалов.

Аналогично, обозначение Мерсенном регистра Nazard принципиально отличается в диспозиции на Grand Orgue и на Positif (см. ниже).

Метод обозначения Fleute d'Allemand аналогичный с фигурирующим ниже Nazard, совпадает с методом обозначения Fluste 4 первой диспозиции. — M. Ч.]

Fourniture [III], имеющая три трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту один фут и дает C sol [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; вторая — восемь с половиной дюймов и дает G re [дает квинту 2/3 (квин-

ту через три октавы) по отношению к основному тону. — М. Ч.]; и третья — полфута и дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — М. Ч.].

[Строение Fourniture III: 1 — 2/3 — 1/2. — М. Ч.]

Petite Cymbale [II] имеет две трубы на каждой клавише, из которых первая, длиной полфута, дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — М. Ч.], и вторая, длиной 4 дюйма, дает G re [дает квинту 1/3 (квинту через четыре октавы) по отношению к основному тону. — М. Ч.].

[Строение Petite Cymbale II: 1/2 — 1/3. — М. Ч.]

Tiercette [4/S'] в 10 дюймов [10/12 фута. — М. Ч.], начинается от E mi la [дает терцию через три октавы, т. е. е2 на звуке С. — М. Ч.]. [Этот регистр не относится к числу типичных регистров французского органного барокко и выступает, по-видимому, атрибутом диспозиций, сохранившихся со времен Возрождения. — М. Ч.]

Nazard [2 2/3'], закрытый регистр в 17 дюймов [17/12 фута, соответствует 1 1/3. — М. Ч.], с дымоходами. [Здесь, как и в Fluste 4 из первой диспозиции, речь идет о линейной длине «закрытой» части трубы, без «дымоходов».

Сказанное подтверждается тем фактом, что регистр, звучащий 1 1/3 фута, присутствует ниже (его высота не должна была бы дублироваться на том же мануале). Такого рода регистры обозначаются Мерсенном иначе: «Petit Nazard в полтора фута» (см. ниже) или «Flageollet в полтора фута» (см. предыдущую диспозицию).

Как указывают названия, этот Nazard (который не является «Petit») должен звучать по отношению к Petit Nazard октавой ниже, т. е. 2 2/3 фута. — М. Ч.]

Petit Cromorne [4'], основная часть которого [«corps»] имеет высоту 4 фута [речь идет об «открытом» регистре. — М. Ч.], в котором язычок звучит в октаву от закрытого Bourdon высотой в 4 фута [т. е. октавой выше Bourdon 8'. — М. Ч.] и в унисон с Prestant [4']. [Этот регистр не относится к числу типичных на французских органах барокко. — М. Ч.]

Petit Nazard [1 1/3'], открытый, в полтора фута, звучащий G re sol [дает квинту через две октавы. — М. Ч.]

[2, р. 369-371].

Марен Мерсенн — один из первых теоретиков французского органного барокко, представляющих полную и изощренную систему регистровых смешений на основе диспозиций современных ему инструментов. Им посвящены Предложения III и XXXI «Шестой Книги инструментов — Об органе» трактата «Универсальная гармония». Потребность в осмыслении процессов, имеющих место в сфере органного исполнительства, вписывается в контекст декартовских идей «метода» и «порядка», определявших мышление первых десятилетий XVII в. во Франции3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на математический метод расчетов, Мерсенн вычисляет количество возможных комбинаций для 22 регистров, входящих в состав его первой диспозиции. Он заключает, что для двух из 22 регистров, сопоставленных разными способами, существует 231 вариант их комбинаций, для трех — 1S40, для пяти — 26 334 варианта [2, p. 316-317].

3 См. об этом: [S].

Ученый предлагает также иной способ комбинации органных регистров, с учетом всех возможных для них вариантов. Как утверждает Мерсенн, для двух регистров оказываются возможны 462 регистровых смешения (результат происходит из умножения двух последних чисел от общего количества комбинаций: 22 х 21); для трех регистров — 9240 смешений (для его получения следует умножить три последних числа: 22 х 21 х 20); для четырех регистров — 175 560 (22 х 21 х 20 х 19) и т. д. Последующие вычисления дают такое большое количество комбинаций регистровых смешений, что, согласно Мерсенну, «жизнь органиста недостаточно длинна, чтобы использовать их все» [2, p. 372].

(В действительности во втором случае математический расчет Мерсенна принимает во внимание количество заданных комбинаций с учетом порядка следования регистров. Однако при составлении регистровок этот порядок не имеет значения, поскольку он не влияет на звучание.)

Ученый отмечает, что многие из полученных смешений «неприятны [для слуха] и создают плохой эффект», и предлагает ограничить их количество вариантами, которые применяются на практике и основаны на регистрах, которые «лучше звучат вместе» [2, p. 317].

Система Мерсенна оперирует понятиями «простых регистров» («jeux simples») и «составных регистров» («jeux composez») [2, p. 317]; последние обозначаются им также термином «смешанные регистры» («Ieux meslez») [2, р. 371]. К первым относятся сольные регистры, ко вторым — смешения, основой каждого из которых выступает определенный «простой регистр». И «поскольку каждый из составных регистров может варьироваться различными способами», то, как указывает Мерсенн, он вынужден ограничиться «самыми употребительными» («les plus vsitez») комбинациями «простых регистров».

В Предложении III ученый предлагает таблицу регистровых смешений4, опирающуюся на систему, используемую Шарлем Раке, «одним из самых умелых органистов во Франции» [2, p. 317].

Согласно Мерсенну, «главное смешение называется „plain jeu". Его составляют из семи или восьми простых регистров: Montre 16, Bourdon 16 и [Bourdon] 8, открытого 8-футового регистра, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture, Cymbale и Tierce» [2, р. 317]. В действительности количество перечисленных здесь регистров равно девяти. Согласно документам эпохи, Tierce — не нормативный регистр в составе Plein jeu. Мерсенн не включает этот регистр в состав двух других «Plain jeu», которые он приводит в Предложении XXXI (см. ниже).

Мы приводим «расшифровку» таблицы Мерсенна, в которой каждый из «простых регистров» обозначается латинской буквой (среди них Мерсенн пропускает букву J), сопровождая ее необходимыми пояснениями. Подавляющее большинство регистровых смешений («составных регистров») имеют здесь у Мерсенна несколько вариантов.

«Plain jeu»:

— Monstre 16, Bourdon 16, Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2,

Fourniture, [Cymbale], Tierce 1 3/5.

4 Мы оперируем терминами «смешение» и «регистровка» для обозначения мерсенновских «составных» и «смешанных» регистров.

Отметим, что в таблице ученый забывает включить в состав Plein jeu регистр Cymbale (обозначается буквой H), который перед этим он указывает как участвующий в этом смешении. Не исключено, что вместо буквы К (обозначает Tierce 1 3/5) здесь следует читать H (обозначает Cymbale).

«Музыкальное смешение» («Jeu Musical»):

— Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4

— Bourdon 8, Prestant 4

«Doublet^»:

— Bourdon 8, Doublette 2

«Gros Bourdon»:

— Bourdon 16, Prestant 4

— Bourdon 16, Jeu ouvert 8, Prestant 4

«Gros Cornet»:

— Bourdon 8, Tierce 1 3/5, Nazart 2 2/3, Bourdon 16, Flageollet 1 1/3

— Bourdon 16, Prestant 4, Tierce 1 3/5

В издании 1637 г. первое из смешений под названием «Gros Cornet» по-видимому содержит ошибку, которую мы корректируем. В результате лишней точки, фигурирующей в первой регистровке после Nazart 2 2/3, в оригинале это смешение выглядит как два разных: Bourdon 8, Tierce 1 3/5, Nazart 2 2/3 и Bourdon 16, Flageollet 1 1/3. Хотя теоретически оба смешения возможны, первое из них не отвечает критерию «Gros» (наличие 16-футового регистра), а второе — критерию «Cornet» (пятирядная структура в сочетании с присутствием регистра Tierce).

«Cymbale»:

— Bourdon 8, Cymbale

— Cymbale, Nazart 2 2/3, Fluste 4

В последнем из двух смешений отсутствует 8-футовый регистр, дающий основной

тон.

«Nazard»:

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 4, Fluste 8

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 8

— Nazart 2 2/3, Fluste 4, Fluste 8

«Flageollet»:

— Bourdon 8, Flageollet 1

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Flageollet 1

Некоторые из представленных выше двух типов регистровок содержат специфические «хрустальные» звучности, образующиеся вследствие пропуска промежуточных обертонов. Они выступают отголоском эпохи Возрождения.

«Cornet»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Nazart 2 2/3, Cornet V

— Bourdon 8, Prestant 4, Cornet V

В обоих случаях в сольном регистре Cornet дублируются его нижние ряды. Поскольку Cornet начинается в середине клавиатуры (от с1), то присутствующие наряду с ним два или три регистра могут использоваться в качестве контрастного или аккомпанирующего тембра, по принципу «разделенных» регистров.

«Trompette & Cleron»:

— Bourdon 8, Prestant 4, [Trompette 8]

— Prestant 4, [Trompette 8]

— Bourdon 8, Prestant 4, [Trompette 8], Cleron 4

В издании 1637 г. все три смешения содержат явную ошибку, которую мы корректируем. Как было указано выше, в оригинале названия регистров обозначены буквами. Ни в одной из трех регистровок под названием «Trompette & Cleron» нет буквы Q, обозначающей Trompette 8 (которая должна входить в состав этой регистровки в качестве «простого регистра», поскольку она фигурирует в названии), зато все три содержат букву G, обозначающую Fourniture (которая не должна здесь находиться). С нашей точки зрения, перепутаны Q и G (которые легко путаются), и вместо G (Fourniture) здесь следует читать Q (Trompette 8).

«Cleron»:

— Bourdon 16, Cleron 4

— Nazart 2 2/3, Fluste 4, Cleron 4

— Bourdon 8, Cleron 4

Три представленных здесь варианта для смешения «Cleron» предполагают три разных высотных положения этой регистровки: 16-футовое (первый вариант: «Gros Cleron»), 8-футовое (третий вариант: ординарный «Cleron») и 4-футовое (второй вариант: «Petit Cleron»). У Мерсенна такая терминология отсутствует.

«Voix humaine»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Voix humaine 8

— Bourdon 8, Voix humaine 8

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Cleron 4, Voix humaine 8

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Voix humaine 8

Регистровые возможности, обозначенные Мерсенном, предполагают, наряду с более традиционными (Bourdon 8, Prestant 4), особые методы «сопровождения» Voix humaine: Nazart 2 2/3 и даже Cleron 4.

«Cromorne»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Cromorne 8

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Cromorne 8

— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 8, Cromorne 8

Как свидетельствуют два последних типа регистровок, регистры Cromorne и Voix humaine охотно сопровождаются регистром Nazart. Эти тенденции развиваются во Франции в последующую эпоху.

«Pedale de Fluste»:

— [Grand Orgue:] Bourdon 8, Fluste 4 + [Pédale:] Fluste 8

— [Grand Orgue:] Bourdon 8, Nazart 2 2/3 + [Pédale:] Fluste 8

«Pedale d'Anche»:

— [Grand Orgue:] Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Cromorne 8 + [Pédale:] Trompette 8

— [Grand Orgue:] Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Fluste 4 + [Pédale: Trompette 8]

Последнее из двух смешений содержит ошибку, которую мы корректируем. Поскольку в регистровке под названием «Pedale d'Anche» («педальный язычок»; речь идет о Trompette 8 в педали) нет ни одной латинской буквы, обозначающей «простой регистр» (который передается буквой V), то, как и в предыдущих случаях, следует, по-видимому, заменить один из фигурирующих здесь регистров. Вполне возможно, что в таблице Мерсенна перепутаны буквы B и V5.

5 Выявленные нами неточности, фигурирующие в оригинальном издании Мерсенна, не отмечаются ни в исследовании Н. Граве, в котором анализируется регистровая система Мерсенна [6, p. 66-69] и которое сегодня одно из основополагающих во французском музыковедении по вопросу регистровок во Франции в XVI — начале XIX в., ни в исследовании Е. Кривицкой, в котором воспроизводится первая таблица Мерсенна [7, с. 33].

Наряду с этим при воспроизведении таблицы Мерсенна, содержащей регистровые смешения Ш. Раке, оба автора ошибочно указывают в первом смешении «Gros Cornet» букву O (соответствует Flageollet 1) вместо фигурирующей у Мерсенна буквы D (соответствует Bourdon 8) [6, р. 66; 7, с. 33].

В результате Кривицкая комментирует «комбинацию „Gros cornet"», состоящую, в ее понимании, из «Nasard, Tierce, Flageollet» (орфография в ряде названий не соответствует мерсенновской, но совпадает с присутствующей у Граве). Мы не можем согласиться с автором, который находит, что эта комбинация из указанных трех регистров «имитирует довольно точно звучность регистра Cornet главного мануала» [7, с. 32].

Образуемое в таком смешении сочетание Prestant 4 и Fluste 4 имеет место в «Гармоничном смешении» во второй таблице (см. ниже).

[T. II; Livre Sixiesme — Des Orgues; p. 317-318].

В Предложении XXXI «Шестой Книги инструментов — Об органе» Мерсенн приводит другую таблицу регистровых смешений, которая предназначена для второй из приводимых выше диспозиций. Как и в первой таблице, «простые регистры» обозначаются буквами, расположенными в алфавитном порядке (среди них и на главном и на побочном мануале пропущены буквы J и K). В отличие от предыдущей таблицы, для большинства смешений ученый предлагает здесь лишь один вариант.

В качестве смешений «простых регистров» на Grand Orgue Мерсенн указывает следующие.

«Plain jeu»6:

— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture IV или

VI, Cymbale III, Cymbale II

«Другое [Plain jeu], превосходное, использующее или не использующее Tremblant»:

— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3, Tierce 1 3/5,

Trompette 8 (Tremblant по желанию)

Присутствие Trompette 8, возможное присутствие Tremblant и отсутствие микстур свидетельствует, что речь идет о смешении, позже обозначавшемся во Франции как «Grand Jeu». Используемая Мерсенном терминология черпает свои истоки в терминологии эпохи Возрождения («полное», «яркое» звучание).

Два приводимых Мерсенном смешения выявляют изначальную близость регистровых смешений Grand Jeu и Plein jeu. Общее для обоих в эту эпоху — присутствие Fonds, Doublette 2 и «гармоник». Последние фигурируют в первой регистровке в качестве рядов микстур, а во второй — в виде Nazard 2 2/3. Однако микстуры и язычковые регистры не смешиваются в единой регистровке.

«Nazard»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Nazard 5 1/3

Присутствие Bourdon 16 и Nazard 5 1/3 свидетельствует, что речь идет о регистровом смешении «Gros Nazard».

«Другой Nazard»:

— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3

6 Воспроизводя такое смешение в своем исследовании, Н. Граве добавляет, без всякой оговорки, букву В, которая обозначает Bourdon 16 и которая отсутствует у Мерсенна [6, р. 68].

[«Еще один Nazard»]:

— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant

«Очень гармоничное смешение» («jeu fort harmonieux»):

— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8

«Очень приятное смешение» [«jeu fort doux»; также «мягкое», «нежное» смешение. — М. Ч.] с tremblant; это Fleute d'Allemand [«немецкая флейта»]»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Fleute d'Allemand 4, Tremblant

Такое смешение — в действительности «большая немецкая флейта» («Grosse Fleute d'Allemand») вследствие присутствия Bourdon 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Trompette»:

— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Trompette 8

Это смешение — которое может быть обозначено как «Grosse Trompette», — один из прототипов Grand jeu.

«Cornet»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Cornet V

Как и в предыдущей мерсенновской таблице смешений, в регистровке «Cornet» дублируются высоты составляющих его рядов труб (здесь: 8, 4 и 2 фута). Однако в этом случае присутствует 16-футовый регистр, который придает такому регистровому смешению признаки «Gros Cornet».

Это регистровое смешение допускает возможность исполнения на одном мануале по принципу «разделенных» регистров.

«Cromhorne»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Cromhorne 8

Присутствие Bourdon 16 свидетельствует, что речь идет о регистровом смешении «Gros Cromhorne».

«Cleron»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Nazard 2 2/3, Cleron 4 (Tremblant по желанию)

Речь идет о «Gros Cleron». Принципы такой регистровки используются позже во Франции для создания особых разновидностей регистрового жанра Basse de Trompette.

«Смешение, дающее очень острое звучание» («Ieu fort aigu»; также: «высокое», «резкое» звучание):

— Montre 16, Prestant 4, Bourdon 8 или Montre 8, Doublette 2, Tierce 1 3/5

Это смешение — одно из прототипов более поздней регистровки Grand jeu de Tierce.

«Flajolet»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Flajollet 1

«Другой [Flajolet]»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant

«Еще один [Flajolet]»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Flajollet 1, Nazard 2 2/3,

Cromhorne 8, Tremblant

Все три типа «Flajolet» — «Gros Flajolet». Первые два смешения апеллируют к «хрустальным» звучностям, образуемым вследствие пропуска промежуточных октавных обертонов (пропущены 4 и 2 фута).

«Larigot»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Larigot 1 1/3 (Tremblant по желанию)

Хотя, в целом, «хрустальные» звучности не свойственны французскому органному барокко, в этом смешении черпает свои истоки специфическая регистровка Bourdon 8 + Larigot 1 1/3, эпизодически используемая в более позднюю эпоху7.

«Другой [Larigot], весьма сильный [«bien fort»; в значении: «создающий сильный выразительный эффект»; также: «громкий». — М. Ч.]»:

— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4 [Larigot 1 1/3]

В оригинале данное смешение содержит явную ошибку: в нем отсутствует Larigot 1 1/3 — который, вне всякого сомнения, должен присутствовать в регистровке, носящей имя этого регистра, — зато содержится Doublette 2. Последний регистр не при-

7 См. об этом: [8, p. 29].

сутствует в других подобного типа смешениях (разных видах «Flajolet» и «Larigot»); по-видимому его и следует заменить на Larigot 1 1/3.

«Еще один [Larigot]»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Cymbale II, Tremblant

Сравнение с первой из трех регистровок «Larigot» выявляет, что Cymbale II (которая включает в свой состав трубы высотой 2 и 1/3 фута) заменяет отсутствующий здесь регистр под названием Larigot (квинтовый обертон 1 1/3 фута). Подобного типа регистровка присутствует на Positif (см. ниже).

Все три типа «Larigot» — «Gros Larigot».

«Voix Humaine»:

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Voix Humaine 8

«Trompette & Cleron»:

— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Trompette 8, Cler-

on 4

Это смешение примыкает к первым двум во второй таблице, которые обозначаются Мерсенном как виды «Plain jeu». В отличие от второго из них, в этом случае присутствуют два (а не один) мощных язычковых регистра, Trompette 8 и Cleron 4. Выступает прототипом регистрового смешения Grand jeu.

«Очень мелодичное смешение» («Ieu fort melodieux»):

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Tremblant

«Смешение, дающее острое звучание» («Ieu aigu»):

— Montre 16, Prestant 4, Flajollet 1

Понятие «острое звучание» касается присутствия высокого обертона (1 фут) и наличия «пропусков» в высотных расположениях труб (между 16 и 4 футами, между 4 и 1 футом). Такая регистровка представляет собой сокращенный вариант «Смешения, дающего очень острое звучание» (см. выше).

«Очень сильный Nazart» («Nazart tres-fort»):

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3,

Larigot1 1/3

«Очень сильный» выразительный эффект создается благодаря присутствию двух квинтовых обертонов (2 2/3 и 1 1/3) в сочетании с 16-футовым регистром.

«Полный Cornet на всей клавиатуре» («Cornet entier sur le Clavier»):

— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3,

Tierce 1 3/5, Larigot1 1/3

По сравнению с «Очень сильным Nazart» здесь добавлена Tierce 1 3/5.

Напомним, что регистр Cornet, который описывает Мерсенн во второй диспозиции, имеет пять рядов труб (8 + 4 + 2 + 2 2/3 +1 3/5) и начинается в середине клавиатуры (от с1). «Полный Cornet на всей клавиатуре» воспроизводит высотное положение пяти рядов регистра Cornet на всем протяжении мануала, в дополнение к которым фигурируют нижнее октавное удвоение (16 футов) и более высокий квинтовый обертон (1 1/3 фута). Воспроизведение рядов Cornet в виде самостоятельных регистров обозначается позже термином «разложенный Cornet» («Cornet décomposé»). Подобного рода смешение выступает прототипом более позднего Grand jeu de Tierce.

[2, р. 370-371].

Для побочного мануала (Positif) Мерсенн указывает следующие смешения «простых регистров», которые он обозначает термином «смешанные, или составные, регистры» («Ieux meslez, ou composez»):

«Plain jeu»:

— Montre 8 или Montre 4, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture III, Petite Cymbale II

Учитывая наличие Prestant 4 и отсутствие Bourdon 8, здесь должен присутствовать Montre 8, а не Montre 4.

Это «Plain jeu» отвечает октавой выше смешению «Plain jeu» главного мануала. Позже они обозначаются как «Grand Plain jeu» и «Petit Plain jeu».

«Малый Cornet [«Petit Cornet»], чтобы играть на двух клавиатурах»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2, Petit Nazard 1 1/3, Flajollet 1, Tiercette 4/5

Такая регистровка, предназначенная для исполнения «на двух клавиатурах», выступает, очевидным образом, в паре со смешением «Полный Cornet на всей клавиатуре» главного мануала. «Полный Cornet» представляет собой по отношению к «Малому Cornet» более низкую высотность регистров одного и того же типа: Bourdon 16 (по отношению к Montre 8 или Bourdon 8), Nazard 2 2/3 (по отношению к Petit Nazard 1 1/3), Tierce 1 3/5 (по отношению к Tiercette 4/5)8.

8 Порядок следования высотности в обоих «Cornet» (от более низких звуков — к более высоким), который выявляет указываемая Мерсенном последовательность букв (алфавитный порядок нарушен), подтверждает правильность нашей трактовки мерсенновских указаний — порой весьма неоднозначных — высоты звучания органных труб на обоих мануалах.

Такая регистровка выступает прототипом смешения Jeu de Tierce, также предназначенного для двух мануалов (Grand jeu de Tierce на Grand Orgue и Petit jeu de Tierce на Positif), — одного из типичных органных смешений французского барокко.

«Fleute d'Allemand» («немецкая флейта»):

— Bourdon 8, Fleute d'Allemand 4, Tremblant

Эта регистровка отвечает (октавой выше) смешению «[Grosse] Fleute d'Allemand» главного мануала.

«Гармоничное смешение» («Ieu harmonieux»):

— Montre 8 или Montre 4, Prestant 4, Fleute d'Allemand 4

Здесь должен присутствовать Montre 8 (а не Montre 4), поскольку присутствует Prestant 4 и отсутствует Bourdon 8. Эта регистровка (высотность: 8 и 4 фута) отвечает октавой выше «Очень гармоничному смешению» главного мануала (высотность: 16 и 8 футов).

«Другое [гармоничное смешение], сильное [«fort»]»:

— Montre 8 или Montre 4 [имеется в виду Montre 8. — М. Ч.], Bourdon 8, Pres-

tant 4, Doublette 2

«Nazard»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Nazard 2 2/3 (Tremblant по желанию)

Отвечает смешению «[Gros] Nazard» главного мануала.

«Другое превосходное смешение [Nazard]»:

— Bourdon 8, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant

«Flajolet в сольном варианте» («Flajolet seul»; досл.: «один Flajolet»):

— Bourdon 8, Flajollet 1

Использующая «хрустальную» звучность, эффект которой создается в результате пропуска промежуточных октавных обертонов (4 и 2 фута), эта регистровка отвечает смешению «Flajolet» на главном мануале.

Принцип такого рода смешений используется позже для создания специфических эффектов (сочетание Bourdon 8 + Larigot 1 1/3; см. выше).

«Другой [Flajolet], с Tremblant»:

— Bourdon 8, Fleute d'Allemand 4, Petite Cymbale II, Tremblant

Как и в смешении «Еще один [Larigot]» на Grand Orgue, Cymbale II заменяет здесь собой высокий обертон, имя которого носит данная регистровка. «Другой [Flajolet]» побочного мануала отвечает (октавой выше) регистровке «Еще один [Larigot]» главного мануала.

«Doublette в сольном варианте»:

— Bourdon 8, Doublette 2

«Обращенное звучание [«Jeu renversé»; досл.: «перевернутое звучание», «опрокинутая игра». — М. Ч.], или сильный Nazard [«Nazardfort»], чтобы играть какую-либо фантазию на двух мануалах в манере Cornet» (под «манерой Cornet», возможно, имеется в виду эффект «эха»):

— Doublette 2, Nazard 2 2/3

Эффект «опрокинутого» звучания создается в результате не просто отсутствия основного тона (8 футов), но и присутствия квинтового обертона (2 2/3) в качестве самого низкого звука. Таким образом, Nazard выступает в данном случае как «фундаментальный» регистр.

«Сильный Nazard»:

— Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3, Petit Nazard 1 1/3

Две последние регистровки, обозначаемые Мерсенном как «Сильный Nazard», отвечают смешению главного мануала под названием «Очень сильный Nazart».

«Очень мелодичное смешение» («jeu fort melodieux»):

— Montre 8 или Montre 4, Bourdon 8 (Tremblant по желанию)

Как и выше, в аналогичных случаях, здесь, возможно, должен фигурировать Montre 8. Такое смешение соответствует более поздней регистровке Jeu doux и отвечает октавой выше «Очень мелодичному смешению» главного мануала [2, р. 371-372].

Развивая принцип противопоставления «большого» и «малого» звучаний, Мер-сенн приводит ряд смешений, которые закладывают фундамент типичных регистро-вок французского барокко. К таким смешениям относятся: Grand Plein jeu (смешение «Plain jeu» в обеих таблицах) и Petit Plein jeu (смешение «Plain jeu» на Positif во второй таблице); Grand jeu (в первой таблице: «Trompette & Cleron»; во второй таблице на главном мануале: второй тип смешения для «Plain jeu», «Trompette» и «Trompette & Cleron») и Petit jeu (в первой таблице: «Cromorne»); Grand jeu de Tierce (в первой таблице: «Gros Cornet»; во второй таблице на главном мануале: «Смешение, дающее очень острое звучание» и «Полный Cornet на всей клавиатуре») и Petit jeu de Tierce (во второй таблице на Positif: «Малый Cornet, чтобы играть на двух клавиатурах»); Fonds d'Orgue (разного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рода «Гармоничные смешения» в обеих таблицах, на Grand Orgue и на Positif, а также «Gros Bourdon» в первой таблице), Jeu doux («Очень мелодичное смешение» на Grand Orgue и на Positif во второй таблице).

Таким образом, система регистровых смешений Мерсенна, черпающая свои истоки в регистровках Возрождения, намечает ряд принципов, которые будут свойственны французскому регистровому мышлению более поздней эпохи, до конца XVIII в. включительно.

Яитература

1. Чебуркина М. Н. Эволюция французского органостроения от Возрождения к барокко: становление диспозиции-типа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 95-105.

2. Mersenne M. Seconde partie de L'Harmonie Vniverselle. T. I-II. T. II. Paris: Par Pierre Ballard, M. DC. XXXVII (1637). 799 p.

3. Titelouze J. Hymnes de l'église pour toucher sur l'orgue, avec les fugues et recherches sur leur plain-chant. Par I. Titelovze, Chanoine, et Organiste de l'Eglise de Rouën. Paris: Par Pierre Ballard, Imprimeur de la Musique du Roy, demeurant rue S. Iean Beauuais, à l'enseigne du mont Parnasse, 1624. 49 p.

4. Dufourcq N. Le Livre de l'Orgue français — 1589-1789. T. I-V. T. I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.

5. Чебуркина М. Н. Концепт «рациональности» как метод мышления во французском органном искусстве барокко // Музыковедение. 2011. № 9. С. 2-9.

6. Gravet N. Lorgue et l'art de la registration en France du XVIe siècle au début du XIXe siècle [Thèse de musicologie, 1960]. Chatenay Malabry: Ars Musicae, 1996. 125 p.

7. КривицкаяЕ. История французской органной музыки. М.: Композитор, 2010. 335 c.

8. Tchebourkina M. Anciens mélanges, nouvelles sonorités // CDNAT01 «Claude Balbastre à Saint-Roch» (livret). Paris: Natives, 2002. P. 27-33.

Статья поступила в редакцию 6 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.