УДК 786.6
Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2013. Вып. 1
М. Н. Чебуркина
принципы органных диспозиций и РЕГИСТРОБОК в теории МАРЕНА МЕРСЕННА
Приводимые Мареном Мерсенном на страницах «Универсальной гармонии» (1629/1636-1637) органные диспозиции содержат богатейшую информацию о строении и звучании регистров французских органов первых десятилетий XVII в. Некоторые из этих регистров отражают эстетику предшествующей эпохи, а другие свидетельствуют о становлении диспозиции-типа на современных Мерсенну французских инструментах1.
Мерсенн демонстрирует звуковые и технические возможности органа на примере инструментов различных размеров, от небольшого «кабинетного органа» («Cabinet d'Orgues», который он также называет «портативом» («portatif») [2, р. 309]), до монументальных церковных инструментов. Для последних Мерсенн приводит на страницах «Универсальной гармонии» две органные диспозиции, сопровождая фигурирующие в них регистры подробными пояснениями.
В Предложении III «Шестой Книги инструментов — Об органе» ученый предлагает набор регистров, апеллирующий к одному мануалу (19 регистров) и педали (два регистра). Мерсенн ссылается на Шарля Раке (Charles Racquet; также: Charles Raquette) (1598-1664), современного ему органиста кафедрального собора Нотр-Дам в Париже, что позволяет предположить существование такого набора регистров на французских органах в ту эпоху.
Первая приводимая Мерсенном диспозиция выглядит следующим образом2.
[Grand Orgue]:
Monstre 16', из тонкого олова.
Bourdon [16'], 8-футовый закрытый [«bouché»] или 16-футовый открытый [«ouuert»] регистр, из дерева.
Открытый 8-футовый регистр [«Jeu ouvert»], сделанный наполовину из дерева, наполовину из олова.
Bourdon [8'], закрытый 4-футовый регистр, из дерева.
Prestant 4', открытый регистр, из олова.
Doublette [2'], основание [«les pieds»; досл.: «ноги». — М. Ч.] из свинца, основная часть [«le corps»; досл.: «тело». — М. Ч.] из олова.
Fourniture, из того же материала, она имеет повторы от октавы к октаве и может включать 5, 6, 7, 8 или 9 труб на каждой клавише [указание количества рядов, от V до IX, предполагает, по-видимому, общее количество рядов в обеих микстурах — в Fourniture
Чебуркина Марина Николаевна, канд. иск., органистка, Королевская капелла Версальского дворца (Франция); e-mail: marina.tchebourkina@dbmail.com
1 Об органостроении Возрождения и о становлении диспозиции-типа см.: [1].
2 Все переводы в статье принадлежат нам. — М. Ч. © М. Н. Чебуркина, 2013
и в следующей ниже Cymbale. — М. Ч.]. [Самая большая] открытая труба имеет высоту в один фут [соответствует первой клавише мануала (на звуке С) и дает звук тремя октавами выше основного тона; основным тоном обладает 8'. — М. Ч.].
Cymbale, имеющая то же строение [т. е. также «имеет повторы от октавы к октаве». — М. Ч.], из олова. [Самая большая открытая труба] имеет высоту 3 дюйма [3/12 фута; соответствует 1/4'; эта труба звучит двумя октавами выше, чем 1' в Fourniture, и дает звук пятью октавами выше основного тона. — М. Ч.].
Flageollet [1 1/3'] в полтора фута. [Высотное обозначение отражает свойственный эпохе приблизительный метод обозначения высот органных труб. Следует обратить внимание на присутствие в диспозиции двух регистров с названием Flageollet, имеющих разную высотность (см. ниже). Flageollet 1 1/3' соответствует регистрам, фигурирующим в следующей диспозиции под названиями Larigot 1 1/3' (на Grand Orgue) и Petit Nazard 1 1/3' (на Positif). — М. Ч.]
Tierce [1 3/5'], такая же [т. е. «также» в полтора фута. — М. Ч.].
Nazart [2 2/3'], с дымоходами или в виде веретена [«à cheminée, ou en fuseau»; речь идет об особых «закрытых» трубах; см. ниже в следующей диспозиции объяснение строения регистров с «дымоходами». — М. Ч.].
Fluste [4'], закрытый 2-футовый регистр [речь идет о линейной длине «закрытой» части трубы. — М. Ч.] из олова, с дымоходами [длина «дымоходов» добавляется к длине «закрытой» части трубы. — М. Ч.]. [Подобного рода Fluste 4' соответствует «немецкой флейте» органов эпохи Возрождения. — М. Ч.]
Fluste douce [8'], или [Fluste] с девятью отверстиями, высотой один фут. [Регистр «Fluste с девятью отверстиями» существует на органах эпохи Возрождения. Мерсен-новское высотное указание свидетельствует, что этот регистр начинается в середине мануала (от с1 и является «закрытым»; он звучит 2 фута на клавише с1. — М. Ч.]
Flageollet [1'] высотой 1 фут.
Cornet [V] с пятью трубами [на каждой клавише], в один фут [т. е. от с1; нижняя труба является «закрытой». — М. Ч.].
Trompette 8', из олова.
Cleron 4', из олова.
Voix humaine [8'], из олова.
Cromorne [8'], из олова, в четыре фута [высотное указание соответствует по-видимому линейной высоте закрытого регистра; см. следующую диспозицию. — М. Ч.].
[Trompette] 8', педальный язычковый [«d'anche»] регистр из олова.
Fluste 8', педальный регистр из дерева
[2, p. 317-318].
Анализ приводимых Мерсенном названий в контексте инструментов этого периода выявляет, что все указываемые Мерсенном мануальные регистры могут располагаться на Grand Orgue. Характер описываемого Мерсенном инструмента (присутствие Montre 16; количество рядов в Fourniture и Cymbale (до IX рядов); наличие Clairon 4) свидетельствует о том, что речь идет о масштабном инструменте, который должен располагать, помимо фигурирующего здесь Grand Orgue, также одним или двумя побочными мануальными планами (Positif de dos и Écho). Таким образом, информацию, предоставленную Мерсенном в Предложении III, следует расценивать с точки зрения состава диспозиций современных ему французских органов как неполную.
В Предложении XXXI Мерсенн апеллирует к органу, который имеет два мануала (19 + 12 регистров) и педаль (три регистра). Согласно музыкальному теоретику, такой инструмент обладает «наибольшим разнообразием регистров, которые самые замечательные мастера включают в состав самых больших органов Европы» [2, р. 369].
Диспозиция, которую предлагает Мерсенн, базируется на принципах французских инструментов, однако некоторые особенности свидетельствуют о возможности более широкого преломления ученым современных ему принципов органостроения. Разница методов описания регистров и их орфографии наводит на мысль, что Мерсенн мог опираться на разные источники, предоставленные в его распоряжение современными ему органистами.
Вторая диспозиция, приводимая Мерсенном:
[Grand Orgue (обозначается Мерсенном как «grand jeu»)]:
Montre [16'], в котором самая большая труба открытая, высотой 16 футов; и соответственно последняя труба, составляющая с первой четыре октавы [досл.: «двадцать девятую». — М. Ч.], имеет высоту только один фут. Они все сделаны из олова.
Bourdon [16'], закрытый 8-футовый регистр, из дерева или этоффы [«estoffe»; сплав свинца и олова. — М. Ч.]. Он звучит в унисон с Montre [16'], но он мягче, потому что он закрыт.
Другой Bourdon [8'], закрытый 4-футовый или открытый 8-футовый регистр наподобие флейты. Он звучит октавой выше предыдущих [регистров] и может быть сделан из олова или из дерева. [Если данный регистр «открытый» и сделан «из олова или из дерева», то он не является «бурдоном», а соответствует Jeu ouvert 8' или Montre 8'. Та же двойственность характеризует Bourdon 16' в предыдущей диспозиции. — М. Ч.]
Prestant [4'], открытый 4-футовый регистр, звучащий двумя октавами выше [«в пятнадцатую». — М. Ч.], чем Montre [16']; или закрытый 2-футовый регистр. [Как свидетельствуют документы эпохи, Prestant обычно является на органах французского барокко открытым 4-футовым регистром. «Закрытый 2-футовый регистр» должен был бы иметь иное название. — М. Ч.] Он называется так [от «prestance»: «представительность», «стать». — М. Ч.] потому, что его используют при настройке органа, поскольку он соответствует по высоте человеческому голосу.
Doublette [2'], открытый 2-футовый регистр, в три октавы [«в двадцать вторую». — М. Ч.] от Montre [16'].
Flajollet [1'], открытый однофутовый регистр, в четыре октавы [«в двадцать девятую». — М. Ч.] от Montre [16']. Он должен звучать один — естественно, вместе с 4-футовым закрытым регистром [т. е. с Bourdon 8'. — М. Ч.].
Nazard [5 1/3'], [высотой] примерно 5 3/4 фута, закрытый, или с дымоходами.
[Речь идет об общей длине трубы, включая «дымоходы»; часть трубы — «закрытая».
Указания Мерсенна по поводу «закрытых» труб не носят последовательного характера. Обычный «закрытый» регистр, имеющий линейную высоту «примерно в 5 3/4 фута» звучал бы ниже основного тона и, как свидетельствуют правила пропорций органных звучаний, требовал бы присутствия 32-футового регистра; такие регистры не были распространены в эпоху Мерсенна. — М. Ч.]
Он звучит в дуодециму [«в двенадцатую». — М. Ч.] от Montre [16'] [т. е. квинтой выше основного тона. — М. Ч.] и сделан из свинца.
[Такой регистр не относится к числу типичных во французских диспозициях этой эпохи. — M. Ч.]
Другой Nazard [2 2/3'], в октаву от предыдущего [звучит дуодецимой выше основного тона. — M. Ч.], [высотой] примерно 2 3/4 фута, закрытый или с дымоходами. [Как и в предыдущем случае, часть трубы является «закрытой» и длина «дымоходов» входит в состав общей длины. — M. Ч.]
Fleute d'Allemand [4'] имеет высоту 4 фута [следует обратить внимание, что подобного типа регистр Fluste 4 обозначается Мерсенном иначе в предыдущей диспозиции, а также ниже, на Positif. — M. Ч.] и снабжена дымоходами [как свидетельствует последующее описание, длина «дымоходов» входит в состав 4 футов, как и в обоих только что описанных Nazard ; труба звучит октавой выше основного тона. — M. Ч.], т. е. ее основная часть [«corps»] имеет две ширины [«grosseurs»], из которых первая начинается от отверстия [«bouche»; досл.: «рот». — M. Ч.] трубы и заканчивается в первой трети [общей] длины, до которой она имеет ширину закрытой трубы той же длины; а дымоход составляет две другие трети от [общей] длины и имеет ширину открытого 2-футового регистра. Таким образом, если делают эту Fleute длиной 4 фута [речь идет об общей линейной длине трубы. — M. Ч.], то треть ее основной части [1 1/3 фута. — M. Ч.] будет иметь диаметр 4 дюйма [порядка 10-11 сантиметров. — M. Ч.], а две другие трети [2 2/3 фута. — M. Ч.], сделанные в виде дымохода, будут иметь диаметр 2 дюйма [около 5 сантиметров. — M. Ч.].
Tierce [1 3/5'], примерно в 1 фут и 7 дюймов [1 7/12 фута. — M. Ч.], открытая, звучащая в терцию от открытого 2-футового регистра, дающего С sol [дает терцию через две октавы от основного тона. — M. Ч.].
Fourniture [IV или VI] имеет четыре трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту практически полтора фута [речь идет о квинте 1 1/3, дающей квинту через две октавы от основного тона. — M. Ч.]; вторая — один фут и дает С sol [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; третья — восемь с половиной дюймов и дает G re sol [8,5/12 фута; дает квинту 2/3, т. е. квинту через три октавы от основного тона. — M. Ч.]; и четвертая — полфута и дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — M. Ч.]. И если хотят иметь шесть труб на каждой клавише, то добавляют трубу высотой 2 фута, звучащую С sol [звучит двумя октавами выше основного тона. — M. Ч.], и [трубу высотой] 4 дюйма, звучащую G re sol [4/12 фута; дает квинтовый обертон 1/3, т. е. квинту через четыре октавы от основного тона. — M. Ч.].
[Строение Fourniture IV (по звучанию на звуке С): 1 1/3 — 1 — 2/3 — 1/2.
Строение Fourniture VI: 2 — 1 1/3 — 1 — 2/3 — 1/2 — 1/3. По сравнению с четырехрядной Fourniture, добавлены нижний и верхний обертоны. — M. Ч.]
Grosse Cymbale [III] имеет три трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту 1 фут и дает С sol ut [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; вторая звучит G re и имеет высоту восемь с половиной дюймов [дает квинту 2/3 по отношению к основному тону. — M. Ч.]; и третья звучит С sol и имеет высоту полфута [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — M. Ч.].
[Строение Grosse Cymbale III: 1 — 2/3 — 1/2. — M. Ч.]
Другая Cymbale [II] имеет две трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту 2 фута и дает С sol [звучит двумя октавами выше основного тона. — M. Ч.], и вторая — 4 дюйма и дает G re [дает квинту 1/3. — M. Ч.].
[Строение Cymbale II: 2 — 1/3. По отношению к Grosse Cymbale III, добавлены нижний и верхний обертоны. — M. Ч.]
Cornet [V; от с1] начинается в середине клавиатуры от C sol. Это закрытый регистр высотой один фут [имеется в виду реальная высота самой большой «закрытой» трубы этого регистра, которая дает звук с1. — М. Ч.], с дымоходами [длина «дымоходов» добавляется к 1 футу. — М. Ч.]; он имеет пять труб на каждой клавише, из которых первая описана выше. Вторая труба, открытая, имеет высоту 1 фут [звучит с2. — М. Ч.]; третья — примерно восемь с половиной дюймов, дает G re [соответствует 2/3; звучит g2. — М. Ч.]; четвертая — полфута и дает C sol [звучит с3. — М. Ч.]; пятая — открытая, в S дюймов, дает E mi [S/12 фута, соответствует терцовому обертону 2/S; звучит е3. — М. Ч.]. Они все [речь идет о пяти трубах. — М. Ч.] весьма широки в диаметре [«sont tous fort gros»]; и если считать Bourdon [8'] и Prestant [4'], которые его [Cornet. — М. Ч.] сопровождают, то он имеет семь труб [на каждой клавише].
[Строение Cornet V, по реальной высоте звучания труб от с1: 2 — 1 — 2/3 — 1/2 — 2/S.
Строение этого же Cornet V, в системе отсчета от С : 8 — 4 — 2 2/3 — 2 — 1 3/S. — М. Ч.]
Larigot [1 1/3'], открытый регистр в 1 фут и [4] дюйма. [У Мерсенна: «в 1 фут и S дюймов». 4 дюйма соответствуют у Мерсенна квинтовому обертону, S дюймов — терцовому; см. выше. Последующее пояснение свидетельствует, что речь идет о квинтовом обертоне. — М. Ч.] Он начинается от Gre sol [дает квинту через две октавы. — М. Ч.].
Trompette [8'] имеет длину [трубы] 8 футов; она расширяется кверху, как раструб военных труб, и звучит в октаву от Montre [16']. Когда она имеет высоту 8 футов [около 2,60 метра. — М. Ч], то ее диаметр равен примерно полфутам сверху [около 16 сантиметров. — М. Ч.] и полутора дюймам снизу [около 4 сантиметров. — М. Ч.].
Cleron [4'], высотой 4 фута, в октаву от Trompette; он расширяется так же, как она.
Cromhorne [8'], [высотой] 4 фута, [звучащий] в унисон с Trompette [8']. [Последнее уточнение свидетельствует, что речь идет о «закрытом» 4-футовом регистре. На французских органах этой эпохи Cromorne 8' обычно присутствует не на Grand Orgue, а на Positif. — М. Ч.] Он имеет 4 фута от сердцевины [«noyau»; также: «ядро», «центр». — М. Ч.] до самого верха, из которых первые полфута расширяются на протяжении S дюймов [около 13-14 сантиметров. — М. Ч.], а затем он продолжается вверх прямо, имея диаметр в полтора дюйма [около 4 сантиметров. — М. Ч.].
Voix Humaine [8'], высотой [один] фут [у Мерсенна: «полфута», — что не совместимо с последующим пояснением. — М. Ч.], в унисон с Trompette [8']. [Речь, следовательно, идет о «закрытом» регистре, начинающемся от с1, подобно Cornet V. — М. Ч.]
[Pédale]:
[8' (или 16'?)] — педаль имеет закрытый регистр в 8 футов.
[Учитывая непоследовательность мерсенновских обозначений «закрытых» регистров, не исключено, что музыкальный теоретик обозначает здесь не линейную длину трубы, а высоту звучания. Также не исключена ошибка, и вместо «закрытый» следует читать «открытый».
Анализ французских диспозиций эпохи выявляет, что самый низкий регистр педали обычно звучит на органах этого времени 8 футов. Напомним, что об этом также свидетельствует Ж. Титлуз, который сообщает в Предисловии к «Церковным Гимнам» (1624) об «усовершенствовании» современных ему инструментов и об их «педальной клавиатуре, которая содержит два восьмифутовых регистра, звучащих в унисон» [3;
s. p.]. Напомним также, что одним из первых инструментов французского барокко, на котором присутствует третий — 4-футовый — регистр в педали, является орган церкви Сен-Годар в Руане (1632) [4, p. 110-112]. Таким образом, типичная диспозиция монументального французского органа в эпоху Мерсенна включает в педали Flûte 8, Flûte 4 и Trompette 8.
Если же Мерсенн имеет в виду регистр, звучащий 16 футов, то это означает, что он ориентируется здесь не столько на французские инструменты, сколько на «органы Европы» (см. выше) в целом. Однако в этом случае педаль, как и мануалы, должны были бы включать другие названия регистров. — M. Ч.]
Trompette [8'] в педали имеет высоту 8 футов.
Fleute [4' (или 8'?)] в педали — это закрытый регистр в 4 фута.
[См. предыдущий комментарий. — M. Ч.]
[Positif de dos]:
Маленький орган, который обычно помещают снизу от большого и который органисты имеют позади себя, когда они играют или когда они смотрят на главный ману-ал [«le Clauier du grand jeu»], называется «позитив» [«Positif»; речь в действительности идет о Positif de dos. — M. Ч.]. Ему служат те же мехи, тот же воздух и такая же [здесь в значении: «подобная предыдущей». — M. Ч.] клавиатура. В больших церквях в него включают следующие регистры.
Montre [8' или 4'], открытый 8-футовый или 4-футовый регистр, из олова.
Bourdon [8'], закрытый 4-футовый регистр.
Prestant [4'], открытый 4-футовый регистр. [На органах французского барокко Prestant 4 присутствует на Positif de dos лишь в том случае, если в диспозиции этого мануала фигурирует Montre 8. В случае отсутствия Montre 8 функцию «показывающего» регистра (выставлен в фасаде) выполняет Montre 4. В этом случае Prestant 4 отсутствует.]
Doublette [2'], открытый 2-футовый регистр.
Flajollet [1'], открытый однофутовый регистр.
Fleute d'Allemand [4'], [закрытый] 2-футовый регистр с дымоходами. [Подробное описание Мерсенном Fleute d'Allemand на Grand Orgue (см. выше) свидетельствует, что регистр с этим названием звучит 4 фута. Если бы такая «немецкая флейта» звучала октавой выше, чем расположенная на главном мануале, то ее название должно было бы включать, по аналогии с Petit Cromorne и Petit Nazard (см. ниже), термин «малая» («Petite Fleute d'Allemand»). Понятие «2-футовый» касается, следовательно, «закрытой» части трубы. Явно, что метод обозначения обеих «немецких флейт» различный для двух мануалов.
Аналогично, обозначение Мерсенном регистра Nazard принципиально отличается в диспозиции на Grand Orgue и на Positif (см. ниже).
Метод обозначения Fleute d'Allemand аналогичный с фигурирующим ниже Nazard, совпадает с методом обозначения Fluste 4 первой диспозиции. — M. Ч.]
Fourniture [III], имеющая три трубы на каждой клавише, из которых первая, открытая, имеет высоту один фут и дает C sol [звучит тремя октавами выше основного тона. — M. Ч.]; вторая — восемь с половиной дюймов и дает G re [дает квинту 2/3 (квин-
ту через три октавы) по отношению к основному тону. — М. Ч.]; и третья — полфута и дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — М. Ч.].
[Строение Fourniture III: 1 — 2/3 — 1/2. — М. Ч.]
Petite Cymbale [II] имеет две трубы на каждой клавише, из которых первая, длиной полфута, дает С sol [звучит четырьмя октавами выше основного тона. — М. Ч.], и вторая, длиной 4 дюйма, дает G re [дает квинту 1/3 (квинту через четыре октавы) по отношению к основному тону. — М. Ч.].
[Строение Petite Cymbale II: 1/2 — 1/3. — М. Ч.]
Tiercette [4/S'] в 10 дюймов [10/12 фута. — М. Ч.], начинается от E mi la [дает терцию через три октавы, т. е. е2 на звуке С. — М. Ч.]. [Этот регистр не относится к числу типичных регистров французского органного барокко и выступает, по-видимому, атрибутом диспозиций, сохранившихся со времен Возрождения. — М. Ч.]
Nazard [2 2/3'], закрытый регистр в 17 дюймов [17/12 фута, соответствует 1 1/3. — М. Ч.], с дымоходами. [Здесь, как и в Fluste 4 из первой диспозиции, речь идет о линейной длине «закрытой» части трубы, без «дымоходов».
Сказанное подтверждается тем фактом, что регистр, звучащий 1 1/3 фута, присутствует ниже (его высота не должна была бы дублироваться на том же мануале). Такого рода регистры обозначаются Мерсенном иначе: «Petit Nazard в полтора фута» (см. ниже) или «Flageollet в полтора фута» (см. предыдущую диспозицию).
Как указывают названия, этот Nazard (который не является «Petit») должен звучать по отношению к Petit Nazard октавой ниже, т. е. 2 2/3 фута. — М. Ч.]
Petit Cromorne [4'], основная часть которого [«corps»] имеет высоту 4 фута [речь идет об «открытом» регистре. — М. Ч.], в котором язычок звучит в октаву от закрытого Bourdon высотой в 4 фута [т. е. октавой выше Bourdon 8'. — М. Ч.] и в унисон с Prestant [4']. [Этот регистр не относится к числу типичных на французских органах барокко. — М. Ч.]
Petit Nazard [1 1/3'], открытый, в полтора фута, звучащий G re sol [дает квинту через две октавы. — М. Ч.]
[2, р. 369-371].
Марен Мерсенн — один из первых теоретиков французского органного барокко, представляющих полную и изощренную систему регистровых смешений на основе диспозиций современных ему инструментов. Им посвящены Предложения III и XXXI «Шестой Книги инструментов — Об органе» трактата «Универсальная гармония». Потребность в осмыслении процессов, имеющих место в сфере органного исполнительства, вписывается в контекст декартовских идей «метода» и «порядка», определявших мышление первых десятилетий XVII в. во Франции3.
Опираясь на математический метод расчетов, Мерсенн вычисляет количество возможных комбинаций для 22 регистров, входящих в состав его первой диспозиции. Он заключает, что для двух из 22 регистров, сопоставленных разными способами, существует 231 вариант их комбинаций, для трех — 1S40, для пяти — 26 334 варианта [2, p. 316-317].
3 См. об этом: [S].
Ученый предлагает также иной способ комбинации органных регистров, с учетом всех возможных для них вариантов. Как утверждает Мерсенн, для двух регистров оказываются возможны 462 регистровых смешения (результат происходит из умножения двух последних чисел от общего количества комбинаций: 22 х 21); для трех регистров — 9240 смешений (для его получения следует умножить три последних числа: 22 х 21 х 20); для четырех регистров — 175 560 (22 х 21 х 20 х 19) и т. д. Последующие вычисления дают такое большое количество комбинаций регистровых смешений, что, согласно Мерсенну, «жизнь органиста недостаточно длинна, чтобы использовать их все» [2, p. 372].
(В действительности во втором случае математический расчет Мерсенна принимает во внимание количество заданных комбинаций с учетом порядка следования регистров. Однако при составлении регистровок этот порядок не имеет значения, поскольку он не влияет на звучание.)
Ученый отмечает, что многие из полученных смешений «неприятны [для слуха] и создают плохой эффект», и предлагает ограничить их количество вариантами, которые применяются на практике и основаны на регистрах, которые «лучше звучат вместе» [2, p. 317].
Система Мерсенна оперирует понятиями «простых регистров» («jeux simples») и «составных регистров» («jeux composez») [2, p. 317]; последние обозначаются им также термином «смешанные регистры» («Ieux meslez») [2, р. 371]. К первым относятся сольные регистры, ко вторым — смешения, основой каждого из которых выступает определенный «простой регистр». И «поскольку каждый из составных регистров может варьироваться различными способами», то, как указывает Мерсенн, он вынужден ограничиться «самыми употребительными» («les plus vsitez») комбинациями «простых регистров».
В Предложении III ученый предлагает таблицу регистровых смешений4, опирающуюся на систему, используемую Шарлем Раке, «одним из самых умелых органистов во Франции» [2, p. 317].
Согласно Мерсенну, «главное смешение называется „plain jeu". Его составляют из семи или восьми простых регистров: Montre 16, Bourdon 16 и [Bourdon] 8, открытого 8-футового регистра, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture, Cymbale и Tierce» [2, р. 317]. В действительности количество перечисленных здесь регистров равно девяти. Согласно документам эпохи, Tierce — не нормативный регистр в составе Plein jeu. Мерсенн не включает этот регистр в состав двух других «Plain jeu», которые он приводит в Предложении XXXI (см. ниже).
Мы приводим «расшифровку» таблицы Мерсенна, в которой каждый из «простых регистров» обозначается латинской буквой (среди них Мерсенн пропускает букву J), сопровождая ее необходимыми пояснениями. Подавляющее большинство регистровых смешений («составных регистров») имеют здесь у Мерсенна несколько вариантов.
«Plain jeu»:
— Monstre 16, Bourdon 16, Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2,
Fourniture, [Cymbale], Tierce 1 3/5.
4 Мы оперируем терминами «смешение» и «регистровка» для обозначения мерсенновских «составных» и «смешанных» регистров.
Отметим, что в таблице ученый забывает включить в состав Plein jeu регистр Cymbale (обозначается буквой H), который перед этим он указывает как участвующий в этом смешении. Не исключено, что вместо буквы К (обозначает Tierce 1 3/5) здесь следует читать H (обозначает Cymbale).
«Музыкальное смешение» («Jeu Musical»):
— Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4
— Bourdon 8, Prestant 4
«Doublet^»:
— Bourdon 8, Doublette 2
«Gros Bourdon»:
— Bourdon 16, Prestant 4
— Bourdon 16, Jeu ouvert 8, Prestant 4
«Gros Cornet»:
— Bourdon 8, Tierce 1 3/5, Nazart 2 2/3, Bourdon 16, Flageollet 1 1/3
— Bourdon 16, Prestant 4, Tierce 1 3/5
В издании 1637 г. первое из смешений под названием «Gros Cornet» по-видимому содержит ошибку, которую мы корректируем. В результате лишней точки, фигурирующей в первой регистровке после Nazart 2 2/3, в оригинале это смешение выглядит как два разных: Bourdon 8, Tierce 1 3/5, Nazart 2 2/3 и Bourdon 16, Flageollet 1 1/3. Хотя теоретически оба смешения возможны, первое из них не отвечает критерию «Gros» (наличие 16-футового регистра), а второе — критерию «Cornet» (пятирядная структура в сочетании с присутствием регистра Tierce).
«Cymbale»:
— Bourdon 8, Cymbale
— Cymbale, Nazart 2 2/3, Fluste 4
В последнем из двух смешений отсутствует 8-футовый регистр, дающий основной
тон.
«Nazard»:
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 4, Fluste 8
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 8
— Nazart 2 2/3, Fluste 4, Fluste 8
«Flageollet»:
— Bourdon 8, Flageollet 1
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Flageollet 1
Некоторые из представленных выше двух типов регистровок содержат специфические «хрустальные» звучности, образующиеся вследствие пропуска промежуточных обертонов. Они выступают отголоском эпохи Возрождения.
«Cornet»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Nazart 2 2/3, Cornet V
— Bourdon 8, Prestant 4, Cornet V
В обоих случаях в сольном регистре Cornet дублируются его нижние ряды. Поскольку Cornet начинается в середине клавиатуры (от с1), то присутствующие наряду с ним два или три регистра могут использоваться в качестве контрастного или аккомпанирующего тембра, по принципу «разделенных» регистров.
«Trompette & Cleron»:
— Bourdon 8, Prestant 4, [Trompette 8]
— Prestant 4, [Trompette 8]
— Bourdon 8, Prestant 4, [Trompette 8], Cleron 4
В издании 1637 г. все три смешения содержат явную ошибку, которую мы корректируем. Как было указано выше, в оригинале названия регистров обозначены буквами. Ни в одной из трех регистровок под названием «Trompette & Cleron» нет буквы Q, обозначающей Trompette 8 (которая должна входить в состав этой регистровки в качестве «простого регистра», поскольку она фигурирует в названии), зато все три содержат букву G, обозначающую Fourniture (которая не должна здесь находиться). С нашей точки зрения, перепутаны Q и G (которые легко путаются), и вместо G (Fourniture) здесь следует читать Q (Trompette 8).
«Cleron»:
— Bourdon 16, Cleron 4
— Nazart 2 2/3, Fluste 4, Cleron 4
— Bourdon 8, Cleron 4
Три представленных здесь варианта для смешения «Cleron» предполагают три разных высотных положения этой регистровки: 16-футовое (первый вариант: «Gros Cleron»), 8-футовое (третий вариант: ординарный «Cleron») и 4-футовое (второй вариант: «Petit Cleron»). У Мерсенна такая терминология отсутствует.
«Voix humaine»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Voix humaine 8
— Bourdon 8, Voix humaine 8
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Cleron 4, Voix humaine 8
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Voix humaine 8
Регистровые возможности, обозначенные Мерсенном, предполагают, наряду с более традиционными (Bourdon 8, Prestant 4), особые методы «сопровождения» Voix humaine: Nazart 2 2/3 и даже Cleron 4.
«Cromorne»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Cromorne 8
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Cromorne 8
— Bourdon 8, Nazart 2 2/3, Fluste 8, Cromorne 8
Как свидетельствуют два последних типа регистровок, регистры Cromorne и Voix humaine охотно сопровождаются регистром Nazart. Эти тенденции развиваются во Франции в последующую эпоху.
«Pedale de Fluste»:
— [Grand Orgue:] Bourdon 8, Fluste 4 + [Pédale:] Fluste 8
— [Grand Orgue:] Bourdon 8, Nazart 2 2/3 + [Pédale:] Fluste 8
«Pedale d'Anche»:
— [Grand Orgue:] Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Cromorne 8 + [Pédale:] Trompette 8
— [Grand Orgue:] Jeu ouvert 8, Bourdon 8, Prestant 4, Fluste 4 + [Pédale: Trompette 8]
Последнее из двух смешений содержит ошибку, которую мы корректируем. Поскольку в регистровке под названием «Pedale d'Anche» («педальный язычок»; речь идет о Trompette 8 в педали) нет ни одной латинской буквы, обозначающей «простой регистр» (который передается буквой V), то, как и в предыдущих случаях, следует, по-видимому, заменить один из фигурирующих здесь регистров. Вполне возможно, что в таблице Мерсенна перепутаны буквы B и V5.
5 Выявленные нами неточности, фигурирующие в оригинальном издании Мерсенна, не отмечаются ни в исследовании Н. Граве, в котором анализируется регистровая система Мерсенна [6, p. 66-69] и которое сегодня одно из основополагающих во французском музыковедении по вопросу регистровок во Франции в XVI — начале XIX в., ни в исследовании Е. Кривицкой, в котором воспроизводится первая таблица Мерсенна [7, с. 33].
Наряду с этим при воспроизведении таблицы Мерсенна, содержащей регистровые смешения Ш. Раке, оба автора ошибочно указывают в первом смешении «Gros Cornet» букву O (соответствует Flageollet 1) вместо фигурирующей у Мерсенна буквы D (соответствует Bourdon 8) [6, р. 66; 7, с. 33].
В результате Кривицкая комментирует «комбинацию „Gros cornet"», состоящую, в ее понимании, из «Nasard, Tierce, Flageollet» (орфография в ряде названий не соответствует мерсенновской, но совпадает с присутствующей у Граве). Мы не можем согласиться с автором, который находит, что эта комбинация из указанных трех регистров «имитирует довольно точно звучность регистра Cornet главного мануала» [7, с. 32].
Образуемое в таком смешении сочетание Prestant 4 и Fluste 4 имеет место в «Гармоничном смешении» во второй таблице (см. ниже).
[T. II; Livre Sixiesme — Des Orgues; p. 317-318].
В Предложении XXXI «Шестой Книги инструментов — Об органе» Мерсенн приводит другую таблицу регистровых смешений, которая предназначена для второй из приводимых выше диспозиций. Как и в первой таблице, «простые регистры» обозначаются буквами, расположенными в алфавитном порядке (среди них и на главном и на побочном мануале пропущены буквы J и K). В отличие от предыдущей таблицы, для большинства смешений ученый предлагает здесь лишь один вариант.
В качестве смешений «простых регистров» на Grand Orgue Мерсенн указывает следующие.
«Plain jeu»6:
— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture IV или
VI, Cymbale III, Cymbale II
«Другое [Plain jeu], превосходное, использующее или не использующее Tremblant»:
— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3, Tierce 1 3/5,
Trompette 8 (Tremblant по желанию)
Присутствие Trompette 8, возможное присутствие Tremblant и отсутствие микстур свидетельствует, что речь идет о смешении, позже обозначавшемся во Франции как «Grand Jeu». Используемая Мерсенном терминология черпает свои истоки в терминологии эпохи Возрождения («полное», «яркое» звучание).
Два приводимых Мерсенном смешения выявляют изначальную близость регистровых смешений Grand Jeu и Plein jeu. Общее для обоих в эту эпоху — присутствие Fonds, Doublette 2 и «гармоник». Последние фигурируют в первой регистровке в качестве рядов микстур, а во второй — в виде Nazard 2 2/3. Однако микстуры и язычковые регистры не смешиваются в единой регистровке.
«Nazard»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Nazard 5 1/3
Присутствие Bourdon 16 и Nazard 5 1/3 свидетельствует, что речь идет о регистровом смешении «Gros Nazard».
«Другой Nazard»:
— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3
6 Воспроизводя такое смешение в своем исследовании, Н. Граве добавляет, без всякой оговорки, букву В, которая обозначает Bourdon 16 и которая отсутствует у Мерсенна [6, р. 68].
[«Еще один Nazard»]:
— Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant
«Очень гармоничное смешение» («jeu fort harmonieux»):
— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8
«Очень приятное смешение» [«jeu fort doux»; также «мягкое», «нежное» смешение. — М. Ч.] с tremblant; это Fleute d'Allemand [«немецкая флейта»]»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Fleute d'Allemand 4, Tremblant
Такое смешение — в действительности «большая немецкая флейта» («Grosse Fleute d'Allemand») вследствие присутствия Bourdon 16.
«Trompette»:
— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Trompette 8
Это смешение — которое может быть обозначено как «Grosse Trompette», — один из прототипов Grand jeu.
«Cornet»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Cornet V
Как и в предыдущей мерсенновской таблице смешений, в регистровке «Cornet» дублируются высоты составляющих его рядов труб (здесь: 8, 4 и 2 фута). Однако в этом случае присутствует 16-футовый регистр, который придает такому регистровому смешению признаки «Gros Cornet».
Это регистровое смешение допускает возможность исполнения на одном мануале по принципу «разделенных» регистров.
«Cromhorne»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Cromhorne 8
Присутствие Bourdon 16 свидетельствует, что речь идет о регистровом смешении «Gros Cromhorne».
«Cleron»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Nazard 2 2/3, Cleron 4 (Tremblant по желанию)
Речь идет о «Gros Cleron». Принципы такой регистровки используются позже во Франции для создания особых разновидностей регистрового жанра Basse de Trompette.
«Смешение, дающее очень острое звучание» («Ieu fort aigu»; также: «высокое», «резкое» звучание):
— Montre 16, Prestant 4, Bourdon 8 или Montre 8, Doublette 2, Tierce 1 3/5
Это смешение — одно из прототипов более поздней регистровки Grand jeu de Tierce.
«Flajolet»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Flajollet 1
«Другой [Flajolet]»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant
«Еще один [Flajolet]»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Flajollet 1, Nazard 2 2/3,
Cromhorne 8, Tremblant
Все три типа «Flajolet» — «Gros Flajolet». Первые два смешения апеллируют к «хрустальным» звучностям, образуемым вследствие пропуска промежуточных октавных обертонов (пропущены 4 и 2 фута).
«Larigot»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Larigot 1 1/3 (Tremblant по желанию)
Хотя, в целом, «хрустальные» звучности не свойственны французскому органному барокко, в этом смешении черпает свои истоки специфическая регистровка Bourdon 8 + Larigot 1 1/3, эпизодически используемая в более позднюю эпоху7.
«Другой [Larigot], весьма сильный [«bien fort»; в значении: «создающий сильный выразительный эффект»; также: «громкий». — М. Ч.]»:
— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4 [Larigot 1 1/3]
В оригинале данное смешение содержит явную ошибку: в нем отсутствует Larigot 1 1/3 — который, вне всякого сомнения, должен присутствовать в регистровке, носящей имя этого регистра, — зато содержится Doublette 2. Последний регистр не при-
7 См. об этом: [8, p. 29].
сутствует в других подобного типа смешениях (разных видах «Flajolet» и «Larigot»); по-видимому его и следует заменить на Larigot 1 1/3.
«Еще один [Larigot]»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Cymbale II, Tremblant
Сравнение с первой из трех регистровок «Larigot» выявляет, что Cymbale II (которая включает в свой состав трубы высотой 2 и 1/3 фута) заменяет отсутствующий здесь регистр под названием Larigot (квинтовый обертон 1 1/3 фута). Подобного типа регистровка присутствует на Positif (см. ниже).
Все три типа «Larigot» — «Gros Larigot».
«Voix Humaine»:
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Voix Humaine 8
«Trompette & Cleron»:
— Montre 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Trompette 8, Cler-
on 4
Это смешение примыкает к первым двум во второй таблице, которые обозначаются Мерсенном как виды «Plain jeu». В отличие от второго из них, в этом случае присутствуют два (а не один) мощных язычковых регистра, Trompette 8 и Cleron 4. Выступает прототипом регистрового смешения Grand jeu.
«Очень мелодичное смешение» («Ieu fort melodieux»):
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Tremblant
«Смешение, дающее острое звучание» («Ieu aigu»):
— Montre 16, Prestant 4, Flajollet 1
Понятие «острое звучание» касается присутствия высокого обертона (1 фут) и наличия «пропусков» в высотных расположениях труб (между 16 и 4 футами, между 4 и 1 футом). Такая регистровка представляет собой сокращенный вариант «Смешения, дающего очень острое звучание» (см. выше).
«Очень сильный Nazart» («Nazart tres-fort»):
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3,
Larigot1 1/3
«Очень сильный» выразительный эффект создается благодаря присутствию двух квинтовых обертонов (2 2/3 и 1 1/3) в сочетании с 16-футовым регистром.
«Полный Cornet на всей клавиатуре» («Cornet entier sur le Clavier»):
— Bourdon 16, Bourdon 8 или Montre 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3,
Tierce 1 3/5, Larigot1 1/3
По сравнению с «Очень сильным Nazart» здесь добавлена Tierce 1 3/5.
Напомним, что регистр Cornet, который описывает Мерсенн во второй диспозиции, имеет пять рядов труб (8 + 4 + 2 + 2 2/3 +1 3/5) и начинается в середине клавиатуры (от с1). «Полный Cornet на всей клавиатуре» воспроизводит высотное положение пяти рядов регистра Cornet на всем протяжении мануала, в дополнение к которым фигурируют нижнее октавное удвоение (16 футов) и более высокий квинтовый обертон (1 1/3 фута). Воспроизведение рядов Cornet в виде самостоятельных регистров обозначается позже термином «разложенный Cornet» («Cornet décomposé»). Подобного рода смешение выступает прототипом более позднего Grand jeu de Tierce.
[2, р. 370-371].
Для побочного мануала (Positif) Мерсенн указывает следующие смешения «простых регистров», которые он обозначает термином «смешанные, или составные, регистры» («Ieux meslez, ou composez»):
«Plain jeu»:
— Montre 8 или Montre 4, Prestant 4, Doublette 2, Fourniture III, Petite Cymbale II
Учитывая наличие Prestant 4 и отсутствие Bourdon 8, здесь должен присутствовать Montre 8, а не Montre 4.
Это «Plain jeu» отвечает октавой выше смешению «Plain jeu» главного мануала. Позже они обозначаются как «Grand Plain jeu» и «Petit Plain jeu».
«Малый Cornet [«Petit Cornet»], чтобы играть на двух клавиатурах»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2, Petit Nazard 1 1/3, Flajollet 1, Tiercette 4/5
Такая регистровка, предназначенная для исполнения «на двух клавиатурах», выступает, очевидным образом, в паре со смешением «Полный Cornet на всей клавиатуре» главного мануала. «Полный Cornet» представляет собой по отношению к «Малому Cornet» более низкую высотность регистров одного и того же типа: Bourdon 16 (по отношению к Montre 8 или Bourdon 8), Nazard 2 2/3 (по отношению к Petit Nazard 1 1/3), Tierce 1 3/5 (по отношению к Tiercette 4/5)8.
8 Порядок следования высотности в обоих «Cornet» (от более низких звуков — к более высоким), который выявляет указываемая Мерсенном последовательность букв (алфавитный порядок нарушен), подтверждает правильность нашей трактовки мерсенновских указаний — порой весьма неоднозначных — высоты звучания органных труб на обоих мануалах.
Такая регистровка выступает прототипом смешения Jeu de Tierce, также предназначенного для двух мануалов (Grand jeu de Tierce на Grand Orgue и Petit jeu de Tierce на Positif), — одного из типичных органных смешений французского барокко.
«Fleute d'Allemand» («немецкая флейта»):
— Bourdon 8, Fleute d'Allemand 4, Tremblant
Эта регистровка отвечает (октавой выше) смешению «[Grosse] Fleute d'Allemand» главного мануала.
«Гармоничное смешение» («Ieu harmonieux»):
— Montre 8 или Montre 4, Prestant 4, Fleute d'Allemand 4
Здесь должен присутствовать Montre 8 (а не Montre 4), поскольку присутствует Prestant 4 и отсутствует Bourdon 8. Эта регистровка (высотность: 8 и 4 фута) отвечает октавой выше «Очень гармоничному смешению» главного мануала (высотность: 16 и 8 футов).
«Другое [гармоничное смешение], сильное [«fort»]»:
— Montre 8 или Montre 4 [имеется в виду Montre 8. — М. Ч.], Bourdon 8, Pres-
tant 4, Doublette 2
«Nazard»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Nazard 2 2/3 (Tremblant по желанию)
Отвечает смешению «[Gros] Nazard» главного мануала.
«Другое превосходное смешение [Nazard]»:
— Bourdon 8, Flajollet 1, Nazard 2 2/3, Tremblant
«Flajolet в сольном варианте» («Flajolet seul»; досл.: «один Flajolet»):
— Bourdon 8, Flajollet 1
Использующая «хрустальную» звучность, эффект которой создается в результате пропуска промежуточных октавных обертонов (4 и 2 фута), эта регистровка отвечает смешению «Flajolet» на главном мануале.
Принцип такого рода смешений используется позже для создания специфических эффектов (сочетание Bourdon 8 + Larigot 1 1/3; см. выше).
«Другой [Flajolet], с Tremblant»:
— Bourdon 8, Fleute d'Allemand 4, Petite Cymbale II, Tremblant
Как и в смешении «Еще один [Larigot]» на Grand Orgue, Cymbale II заменяет здесь собой высокий обертон, имя которого носит данная регистровка. «Другой [Flajolet]» побочного мануала отвечает (октавой выше) регистровке «Еще один [Larigot]» главного мануала.
«Doublette в сольном варианте»:
— Bourdon 8, Doublette 2
«Обращенное звучание [«Jeu renversé»; досл.: «перевернутое звучание», «опрокинутая игра». — М. Ч.], или сильный Nazard [«Nazardfort»], чтобы играть какую-либо фантазию на двух мануалах в манере Cornet» (под «манерой Cornet», возможно, имеется в виду эффект «эха»):
— Doublette 2, Nazard 2 2/3
Эффект «опрокинутого» звучания создается в результате не просто отсутствия основного тона (8 футов), но и присутствия квинтового обертона (2 2/3) в качестве самого низкого звука. Таким образом, Nazard выступает в данном случае как «фундаментальный» регистр.
«Сильный Nazard»:
— Bourdon 8, Prestant 4, Doublette 2, Nazard 2 2/3, Petit Nazard 1 1/3
Две последние регистровки, обозначаемые Мерсенном как «Сильный Nazard», отвечают смешению главного мануала под названием «Очень сильный Nazart».
«Очень мелодичное смешение» («jeu fort melodieux»):
— Montre 8 или Montre 4, Bourdon 8 (Tremblant по желанию)
Как и выше, в аналогичных случаях, здесь, возможно, должен фигурировать Montre 8. Такое смешение соответствует более поздней регистровке Jeu doux и отвечает октавой выше «Очень мелодичному смешению» главного мануала [2, р. 371-372].
Развивая принцип противопоставления «большого» и «малого» звучаний, Мер-сенн приводит ряд смешений, которые закладывают фундамент типичных регистро-вок французского барокко. К таким смешениям относятся: Grand Plein jeu (смешение «Plain jeu» в обеих таблицах) и Petit Plein jeu (смешение «Plain jeu» на Positif во второй таблице); Grand jeu (в первой таблице: «Trompette & Cleron»; во второй таблице на главном мануале: второй тип смешения для «Plain jeu», «Trompette» и «Trompette & Cleron») и Petit jeu (в первой таблице: «Cromorne»); Grand jeu de Tierce (в первой таблице: «Gros Cornet»; во второй таблице на главном мануале: «Смешение, дающее очень острое звучание» и «Полный Cornet на всей клавиатуре») и Petit jeu de Tierce (во второй таблице на Positif: «Малый Cornet, чтобы играть на двух клавиатурах»); Fonds d'Orgue (разного
рода «Гармоничные смешения» в обеих таблицах, на Grand Orgue и на Positif, а также «Gros Bourdon» в первой таблице), Jeu doux («Очень мелодичное смешение» на Grand Orgue и на Positif во второй таблице).
Таким образом, система регистровых смешений Мерсенна, черпающая свои истоки в регистровках Возрождения, намечает ряд принципов, которые будут свойственны французскому регистровому мышлению более поздней эпохи, до конца XVIII в. включительно.
Яитература
1. Чебуркина М. Н. Эволюция французского органостроения от Возрождения к барокко: становление диспозиции-типа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 95-105.
2. Mersenne M. Seconde partie de L'Harmonie Vniverselle. T. I-II. T. II. Paris: Par Pierre Ballard, M. DC. XXXVII (1637). 799 p.
3. Titelouze J. Hymnes de l'église pour toucher sur l'orgue, avec les fugues et recherches sur leur plain-chant. Par I. Titelovze, Chanoine, et Organiste de l'Eglise de Rouën. Paris: Par Pierre Ballard, Imprimeur de la Musique du Roy, demeurant rue S. Iean Beauuais, à l'enseigne du mont Parnasse, 1624. 49 p.
4. Dufourcq N. Le Livre de l'Orgue français — 1589-1789. T. I-V. T. I: Les Sources. Paris: Picard, 1971. 703 p.
5. Чебуркина М. Н. Концепт «рациональности» как метод мышления во французском органном искусстве барокко // Музыковедение. 2011. № 9. С. 2-9.
6. Gravet N. Lorgue et l'art de la registration en France du XVIe siècle au début du XIXe siècle [Thèse de musicologie, 1960]. Chatenay Malabry: Ars Musicae, 1996. 125 p.
7. КривицкаяЕ. История французской органной музыки. М.: Композитор, 2010. 335 c.
8. Tchebourkina M. Anciens mélanges, nouvelles sonorités // CDNAT01 «Claude Balbastre à Saint-Roch» (livret). Paris: Natives, 2002. P. 27-33.
Статья поступила в редакцию 6 июня 2012 г.