ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
УДК 786.6 А. А. Панов
GRAND JEU И (GRAND) PLEIN JEU:
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА?
Органистам и историкам органного искусства хорошо известно, что чрезвычайно стабильная и закрытая для внешних влияний французская органная школа классического периода не допускала сколько-нибудь существенных разночтений в составе регистровых комбинаций. Если в Германии XVII-XVIII столетий композиторы давали в тексте произведений для органа регистровые предписания в редких, исключительных случаях, полагаясь на опыт исполнителей и их знание традиции, то французские авторы уже с середины XVII в. скрупулезно выписывали в начале каждой пьесы тип регистровой комбинации. Детальные расшифровки состава таких комбинаций, как правило, обнаруживаются в предисловиях к органным книгам французских компози-торов-органистов того времени. В XVIII — начале XIX в. подробные описания органных регистровок появляются и в ряде теоретических трактатов и практических руководств, принадлежащих перу французских музыкантов.
Своего рода «антиподами» по регистровому составу и, соответственно, тембру звучания (динамика в обоих случаях — fortissimo) в то время являлись комбинации Grand Jeu и (Grand) Plein Jeu.
Джесси Эшбах в опубликованной несколько лет назад весьма фундированной энциклопедии «Орган» пишет: «GRAND JEU. Французская классическая регистровка, основанная на язычковом звучании. Несмотря на то что отдельные органные книги (Livres dorgue) XVII-XVIII столетий разнятся в деталях, общая концепция устойчива: Grand Orgue: Trompette 8’, Clairon 4’, Grand Cornet, плюс такие лабиальные регистры (fonds stops), как Bourdon 8’ и Prestant 4’; Grand Orgue соединен с Positif, где берутся регистры Cromorne 8’, Bourdon 8’ и Prestant 4’». Эшбах отмечает, что перечисленный набор регистров в Grand Jeu «такие композиторы, как Гийом-Габриэль Нивер (1665), Николя-Антуан Лебег (1675), Андре Резон (1688), Жак Буавэн (1689), Ламбер Шамон (1695), Гаспар Коррет (1703) и Мишель Коррет (1737)», дополняли более широким набором голосов. «В педали, — подчеркивает автор статьи, — непременно используется Trompette 8’, к которой может быть добавлен Clairon 4’. Регистровку Recit и Echo весьма часто составлял Cornet» [1, р. 228].
© А. А. Панов, 2011
Далее в статье Grand Plein Jeu Эшбах характеризует данный тип регистровой комбинации как аналог «organo pleno или PLENUM» и приводит пример стандартного состава этой комбинации для французского органа 1700-х годов с 16-футовой основой на главном мануале: «Grand Orgue: Montre 16’, Bourdon 16’, Montre S’, Bourdon S’, Prestant 4’, Doublette 2’; Positif: Montre S’, Bourdon S’, Prestant 4’, Doublette 2’, Fourniture, Cymbale coupled to the Positif» [1, p. 229].
Как видим, в целом энциклопедия дает вполне адекватное представление о Grand Jeu и Plein Jeu французского классического периода. Однако Эшбах умалчивает о некоторых важных деталях. Так, в частности, в статье о Grand Jeu ни слова не сказано о необходимости применения низкочастотного глубокого тремулянта, на чем настаивают подавляющее большинство французских авторов XVII-XVIII столетий. В данном случае причина понятна. Звучание органа при воспроизведении указанной рекомендации становится совершенно непереносимым для слуха современного музыканта. В среде органистов, в том числе французских, исполняющих старинную музыку на исторических инструментах, так регистровать сегодня не принято.
Существует и еще одно обстоятельство. Перечисленные Эшбах французские композиторы нередко дополняли состав Grand Jeu регистрами Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’. Поскольку квинта и терция аналогичной высоты входят в состав Cornet, названные дополнения не оказывали существенного влияния на тембровые и динамические характеристики комбинации Grand Jeu. Среди французских трудов XVIII столетия, где обнаруживаются указания включать в состав Grand Jeu регистры Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’, — предисловие к Мессе 8-го тона Гаспара Коррета [2, р. B]; анонимное «очень простое руководство» по органостроению, датируемое 1746 годом [3]; (цит. по: [4, р. 21S]); предисловие к Первой органной тетради Мишеля Коррета [5, р. B]; манускрипт неизвестного автора из Тура [6]; (цит. по: [4, р. 215]) и др. Иоганн Андреас Зильберман в рукописном руководстве по органной регистровке (последняя четверть XVIII в.) [7, р. 173] предлагает вводить в состав Grand Jeu высокую терцию и Cornet. В фундаментальном трактате по органостроению Дом Бедоса Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’ при обсуждении Grand Jeu не упоминаются, однако там фигурирует Cornet [S, р. 523-524]1.
Итак, анализ исторических документов и материалов XVII-XVIII столетий дает все основания утверждать, что Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’ во Франции могли употребляться, а могли и не употребляться как компоненты регистровой комбинации Grand Jeu. НИ ОДИН ФРАНЦУЗСКИЙ АВТОР ЭТОГО ПЕРИОДА не советует добавлять Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’ в состав комбинации (Grand) Plein Jeu. Соответственно, современные нам исполнители-практики и теоретики органного искусства также с полным основанием не предполагают такой возможности.
Однако нами был обнаружен материал, вынуждающий еще раз внимательно проанализировать, казалось бы, бесспорные догматы и не замеченный такими авторитетными исследователями, как Барбара Оуэн [10], Феннер Дуглас [4], Жан Сент-Арроман [11], Питер Уильямс [12] и Йон Лауквик [13]. В 1S1S г. выходит в свет второй том части «Музыка» фундаментальной и широко известной «Методической энциклопедии». (Первый том был опубликован в 1791 г.; столь значительный временной промежуток в издании двух томов энциклопедии, скорее всего, объясняется наполеоновскими во-
1 Регистровые предписания старинных французских органистов XVII-XVIII вв. суммированы в виде таблиц в работе [9].
йнами и существенным снижением издательской активности в Париже.) Статья Plein Jeu в энциклопедии подписана именем Жерома-Жозефа де Моминьи (1762-1842) — крупнейшего французского теоретика бельгийского происхождения, труды которого оказали существенное влияние на формирование воззрений и научных концепций западноевропейских столпов музыкально-теоретической мысли, включая, в том числе, Хуго Римана.
В статье де Моминьи с удивлением обнаруживаем в составе Plein Jeu терции и квинты, т. е. те самые Nazard 2 2/3’ и Tierce 1 3/5’, причем во множественном числе! Автор статьи отмечает, что нельзя использовать в составе Plein Jeu все регистры органа, в особенности «jeux d’anche» (les trompettes, les clairons, les cromornes & le hautbois). Состав Plein Jeu, согласно де Моминьи, должен быть следующим: «les bourdons, les pres-tans, les flutes, les doublettes, les tierces, les nasards, les fournitures & les cymbales» (подчеркнуто мною. — А. П.).
Приведем текст оригинала: «PLEIN-JEU ne ce dit pas de tous les registres tires de lorgue, puisqu’il n entre dans le plein-jeu aucun des jeux d’anche, tels que les trompettes, les clairons, les cromornes & le hautbois. Ce qui compose le plein-jeu, ce sont uniquement les jeux de fond, tels que les bourdons, les prestans, les flutes, les doublettes, les tierces, les nasards, les fournitures & les cymbales» [14, р. 273].
Что это: случайность, недосмотр, опечатка? Нет. Это — очевидная концепция. Читаем в следующем абзаце (там же): «Grand-jeu, напротив, состоит из всех язычковых регистров, бурдонов и престанов»2.
Обратимся к французским справочным изданиям этого периода. В известном музыкальном словаре Ж.-Ж. Руссо статья Grand Jeu отсутствует, Plein Jeu дана краткая характеристика лишь в самом общем тембровом контексте, без расшифровки состава [15, р. 378]. В словаре аббата Жубера [16, p. 173] приводится совершенно стандартное для того времени объяснение Plein Jeu3, которое слово в слово воспроизведено в томе 24 энциклопедии Дидро и д’Аламбера [17, p. 14]. В музыкальном словаре графа Кастиль-Блаза объяснения терминов Grand Jeu [18, p. 108]4 и Plein Jeu [18, p. 189]5 полностью соответствуют принятым в XVIII в. нормативам. Обратим внимание на название работы Кастиль-Блаза: «Словарь современной музыки» (подчеркнуто мною. — А. П.).
Не обнаруживаются сколько-нибудь заметные разночтения с точкой зрения французских музыкантов XVIII в. относительно состава Grand Jeu и Plein Jeu и в специальных работах французских органистов начала XIX в. Ж. Сент-Арроман в предисловии к факсимильному изданию сборника органных пьес Гийома Лассё [19, р. VI], основываясь на теоретическом трактате последнего [20], предлагает расшифровки регистровых комбинаций, в полной мере соответствующие французской органной традиции XVIII в.
2 «Le grand-jeu, au contraire, se compose de tous les jeux d’anches & des bourdons & prestans».
3 «Les bourdons, prestants, doublettes, cymbales & fournitures mis ensemble, forment ce quon appelle le plein jeu».
4 «Le grand jeu de lorgue se compose de jeux d’anches, tels que les trompettes, clairons, hautbois, etc., et des bourdons et prestans».
5 «Plein-jeu. Cest dans lorgue, la reunion des jeux de cymbale et de fourniture. Pour que le plein-jeu produise un effet satisfaisant, il faut qu’il soit soutenu par de bons fonds, cest-a-dire, par le bourdon de seize pieds, la montre et les prestans».
Таким образом, документы и материалы, прямо или косвенно подтверждающие точку зрения де Моминьи, обнаружить (пока) не удается. Возможно, здесь мы столкнулись с одним из многих артефактов музыкального искусства далекого прошлого, загадка происхождения которых не имеет очевидного решения.
Литература
1. The Organ. An Encyclopedia / eds Douglas E. Bush, R. Kassel. New York; London: Routledge, 2006.
2. Corrette G. Messe Du 8e. Ton Pour L’Orgue a L’Usage des Dames Religieuses, et Utile a ceux qui touchent lorgue. Paris: H. Foucalt et Rouen, 1703.
3. La Maniere tres facile pour apprendre la facture dorgue. Manuscrit anonyme de Caen, 1746.
4. Douglass F. The Language of the Classical French Organ. A Musical Tradition Before 1800. New and Expanded Edition. New Haven and London: Yale University Press, 1995.
5. Corrette M. Premier Livre D’Orgue Contenant Quatre Magnificat. Paris: Castagnery, 1737.
6. Manuscrit: “Anonyme de Tours” (1710-1720?).
7. Silbermann J.-A. Manuscrit autographe sans date. Fin XVIIIe siecle // Fac-Simile Jean-Marc Fu-zeau. Methodes & Traites. Collection dirigee par Jean Saint-Arroman. Serie I. France 1600-1800. <...> Orgue. <...> Vol. V. P. 173-176.
8. Dom Bedos de Celles Fr. L’ Art Du Facteur D’Orgues. Paris: L. F. Delatour, 1766-1778.
9. Панов А. А. Принципы регистровки во французской органной музыке XVII-XVIII столетий. Казань: Казанская государственная консерватория, 1993.
10. Owen B. The Registration of Baroque Organ Music. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1997.
11. Saint-Arroman J. L’Interpretation de la musique franfaise: 1661-1789. Paris: H. Champion, 1988. 1: Dictionnaire d’interpretation.
12. Williams P. F. The European Organ, 1450-1850. 2 ed. Bloomington: Indiana University Press, 1978.
13. Laukvik J. Orgelschule zur historischen Auffuhrungspraxis: eine Einfuhrung in die “alte Spiel-weise” anhand ausgewahlter Orgelwerke des 16. bis 18. Jahrhunderts. Stuttgart [u.a.]: Carus [u.a.], 1990. Historical performance practice in organ playing: an introduction based on selected organ works of the 16th-18th centuries / trans. by B. and M. Harris. Stuttgart: Carus, 1996.
14. Encyclopedie Methodique. Musique, Publiee Par MM. Framery, Ginguene et De Momigny. Paris: Agasse, 1818. T. 2.
15. Rousseau J. J. Dictionnaire De Musique <...> Paris: Duchesne, 1768.
16. JaubertP. (l’Abbe). Dictionnaire Raisonnee Universel Des Arts Et Metiers <...> Nouvelle Edition. Paris: P. Fr. Didot, 1773. T. 2.
17. Encyclopedie, ou Dictionnaire Raisonne Des Sciences, Des Arts Et Des Metiers, Par Une Societe De Gens De Lettres. Nouvelle Edition. Geneve, 1778. T. XXIV.
18. Blaze F. H. J. (dit Castil-Blaze). Dictionnaire de Musique Moderne. Bruxelles: L’ Academie de Musique, 1828.
19. Saint-Arroman J. Presentation. Registrations pour l’annuaire de lorganiste // Fac-Simile Jean-Marc Fuzeau. Collection Dominantes <.> / Guillaume Lasceux. Annuaire de lorganiste. 1819.
20. Lasceux G. Essai Theorique et Pratique Sur l’Art del’Orgue. Enumeration des Jeux don’t ce grand Instrument est compose, maniere de les melanger et de composer les morceaux qui lui sont propres. Paris: Exaversier, 1809.
Статья поступила в редакцию 12 апреля 2011 г.