Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНИЯ, США)'

СИСТЕМА ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНИЯ, США) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1014
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / SYSTEM OF PAYMENT FOR LABOUR / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL-ECONOMIC GUARANTEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коголь Татьяна Николаевна, Анцибалова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы стимулирования деятельности государственных гражданских служащих в Германии и США, анализируется система оплата труда государственных гражданских служащих, социально-экономические гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of labour remuneration and motivation for public servants in some foreign countries (Germany, USA)

The article covers issues of stimulation of the activities of civil servants in Germany and the United States, analyses the system of remuneration of labour of civil servants, social-economic guarantees provided by the state civil servants.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНИЯ, США)»

2. Лобанов В. В. Современные административные реформы : монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

УДК 331.2

Т. Н. Коголь, О. В. Анцибалова СИСТЕМА ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНИЯ, США)

T. N. Kogol', O. V. Ancibalova THE SYSTEM OF LABOUR REMUNERATION AND MOTIVATION FOR PUBLIC SER VANTS IN SOME FOREIGN COUNTRIES (GERMANY, USA)

В статье рассматриваются вопросы стимулирования деятельности государственных гражданских служащих в Германии и США, анализируется система оплата труда государственных гражданских служащих, социально-экономические гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим.

The article covers issues of stimulation of the activities of civil servants in Germany and the United States, analyses the system of remuneration of labour of civil servants, social-economic guarantees provided by the state civil servants.

Ключевые слова: система оплаты труда, государственные гражданские служащие, социально-экономические гарантии.

Key words: system ofpayment for labour, civil servants, social-economic guarantees.

В условиях современного крупномасштабного реформирования всей системы социального обеспечения сотрудников правоохранительных служб, определения основных направлений дальнейшего совершенствования системы социальных гарантий и социальных выплат служащим правоохранительной службы необходимым и небезынтересным представляется обращение к опыту развития и совершенствования систем оплаты труда и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран.

Анализ зарубежного опыта в отношении систем оплаты и стимулирования труда, а также социального обеспечения государственных служащих, в том числе служащих правоохранительных органов, показывает, что системы оплаты труда госслужащих и системы их социальной защиты отличаются друг от друга. Это зависит от исторического опыта, правовой и экономической системы страны, традиций.

В зависимости от того, какая модель государственной службы принята в стране, карьерная или позиционная, исследователи выделяют две системы оплаты труда, материального стимулирования и социального обеспечения государственных служащих.

Государственная служба в странах с карьерной системой основывается на принятых несколько столетий назад традиционных принципах чиновничества, когда государство берёт на себя обязательства по социальному и материальному обеспечению своих служащих.

Одной из классических стран с карьерной системой государственной службы является Германия. В Германии конституционной основой оплаты служащих является «принцип содержания», который является одним из основных правовых принципов статуса государственных служащих.

При определении размера оплаты труда служащего государственной службы существенное значение имеют его образование, уровень профессиональной квалификации, способность к данному виду деятельности. В стране существуют четыре ранга государственной службы, и от уровня образования - среднее, среднее специальное, высшее - зависит, на какой ранг может претендовать и, соответственно, какой оклад может быть назначен сотруднику. При этом уровень оплаты труда государственных служащих основывается на том, что она должна быть адекватной общественному статусу сотрудника, чтобы он имел возможность вести соответствующий его положению образ жизни. Тем не менее, размер оплаты труда служащих государственной службы ниже, чем у работников частного сектора экономики. Однако эта разница компенсируется социальными гарантиями и социальным обеспечением, предоставляемым государственным служащим.

Таким образом, заработная плата чиновников Германии в основном зависит не от объёмов выполненной ими работы, а от уровня его образования и статуса, т. е. к какой из категорий относится занимаемая им должность или присвоенный чин. Отрицательным моментом является то, что из-за такой законодательно закреплённой системы оплаты труда и социальных гарантий на государственную службу в Германии стремятся менее квалифицированные сотрудники, высококвалифицированные работники предпочитают работать в частном секторе экономики, где оплата труда зависит от объёмов выполняемой ими работы.

В условиях карьерной системы размеры должностных окладов служащих государственной службы, а также всех предусмотренных дополнительных выплат: премий, надбавок и доплат определяются на законодательном уровне.

В Германии заработная плата госслужащих складывается из нескольких составляющих. Важнейшим элементом заработной платы является должностной оклад по занимаемой должности, который составляет около 85 % совокупного дохода. Помимо этого, государственным служащим выплачиваются различные доплаты и надбавки, которые, соответственно, составляют 15 % заработной платы.

Например, существует «местная» надбавка, размер которой зависит от семейного положения сотрудника. У сотрудников, состоящих в браке и у сотрудников, имеющих детей, размер указанной надбавки выше, чем у холостых и бездетных сотрудников. Необходимо также отметить, что данная надбавка устанавливается не в процентной величине, а в абсолютных денежных размерах. Для каждого из четырёх рангов устанавливается своя фиксированная величина этой надбавки. Иными словами, для всех должностей внутри одного ранга размер этой надбавки одинаков.

Существуют также небольшая ежемесячная «надбавка для сбережений», надбавка за работу за границей. Важнейшей надбавкой является

«министерская», которая выплачивается всем чиновникам, работающим в министерствах и администрации федерального президента. Немецким чиновникам полагаются новогодние премии в размере месячного оклада. Выплачивать какие-либо персональные надбавки или индивидуальные премии не принято.

На законодательном уровне также закреплена система социальных гарантий. Государственным служащим Германии предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью шесть недель. При этом при уходе в отпуск (обычно летом) выплачиваются отпускные в размере, зависящим от семейного положения сотрудника. Тем чиновникам, которые регулярно работают более пяти дней в неделю (в праздники, выходные дни, ночью), к отпуску могут добавить ещё до восьми дней. В Германии нет специальных надбавок за военные чины и звания, за особый вид службы. Такая категория чиновников имеет иные социальные гарантии, например, дополнительный отпуск, бесплатную страховку, право на бесплатный проезд в городском транспорте, право более раннего выхода на пенсию, бесплатное медицинское обслуживание в государственных клиниках (в отличие от полицейских, гражданским государственным служащим за счёт государства оплачивается лишь 50 % расходов. Остальные 50 % расходов чиновник оплачивает самостоятельно, либо чиновник должен быть застрахован). Немецкие государственные служащие имеют право на пенсионное обеспечение, обеспечение семьи после смерти служащего, выплаты в случае его исчезновения, несчастных случаев, переходные выплаты и компенсации в особых случаях.

Можно отметить, что материальное стимулирование немецких служащих в виде жалования и других выплат, а также система социального обеспечения компенсируют повышенные требования и ограничения, связанные со службой на государство, и обеспечивают им достойный уровень жизни. Тем не менее, хотя в Германии существует широкий и хорошо отлаженный механизм стимулирования труда государственных служащих, в последние годы учёные отмечают, что для повышения эффективности государственного управления необходимо вводить более гибкие инструменты материального стимулирования государственных служащих.

В отличие от стран с карьерной системой государственной службы, при которой единые должностные оклады устанавливаются на законодательном уровне, в странах с позиционной системой должностные оклады определяются различными ведомствами с учётом выделенных им бюджетных средств в соответствии с коллективными договорами, заключёнными между соответствующим государственным органом и профсоюзами как представителями государственных служащих.

В странах с позиционной системой государственной службы, таких, как, например, США, Канада, Великобритания, Франция, некоторые странах Евросоюза, преобладают более индивидуальные и гибкие формы и системы оплаты труда служащих, чем в странах с карьерной системой государственной службы, близкие к частному сектору экономики.

Более того, ряд стран уделяет значительное внимание повышению эффективности использования человеческих ресурсов в области государственного регулирования и правоохраны. Безусловно, каждое государство формирует и развивает свои системы оценок эффективности и формы стимулирования служащих правоохранительных служб, опираясь на свой опыт, политическую, социальную и экономическую ситуацию в стране.

Например, в США ещё в 1883 году был принят закон Пендлтона, который, по оценке самих американских правоведов, положил начало современной государственной службе. Именно этот закон впервые ввёл систему должностей и окладов. Вся нормативно-правовая база, регулирующая систему государственной службы, совершенствует систему оценки результативности и эффективности деятельности правоохранительных служб.

Закон о результатах деятельности Правительства, принятый Конгрессом США в 1993 году, к примеру, закрепил приоритетное направление совершенствования службы в сторону приближения административных методов к рыночным принципам и механизмам. Положения этого закона констатировали необходимость активного внедрения в служебную деятельность служащих исполнительной власти некоторых аспектов бизнеса относительно «борьбы за клиента», создание культуры «государственного предпринимательства».

В рамках решения этой задачи значительное место отводилось повышению результативности и эффективности деятельности государственных служащих, оцениваемых по количеству и качеству оказываемых ими услуг.

В нынешнем своем виде государственная служба в США регулируется целым рядом нормативных правовых актов. Суть в том, что в основе государственной службы США лежит «система заслуг», когда любое действие в отношении госчиновника (приём на службу, служебное продвижение, понижение в должности, увольнение и т. п.) обусловливается его способностями и личностными качествами. Это правило строго соблюдается и контролируется Советом по защите системы заслуг.

Шкала заработных плат государственных служащих США, включённая в свод законов США, представляет собой таблицу, где по вертикали определены ступени государственного служащего, а по горизонтали - стаж его службы. В связи с этим уровень заработной платы возрастает по диагонали.

При установлении конкретного размера должностного оклада служащим высшего руководящего состава руководители ведомств должны учитывать качество исполнения ими должностных обязанностей в достижении стоящих перед ведомством целей, которое оценивается на основе таких критериев, как: улучшение действенности и эффективности правленческого труда, качества работы, включая сокращение объёма делопроизводства; экономия денежных средств; своевременность исполнения должностных обязанностей; иные показатели действенности, эффективности и исполнительной дисциплины лиц, подчинённых государственному служащему.

В отношении поощрений сотрудников можно отметить, что в США применяются следующие меры: благодарность, премирование, повышение

должностного оклада, повышение в должности, повышение должностной квалификации, присвоение почётных званий.

Премируются в общем порядке только те государственные служащие, деятельность которых оценивается как успешная. При этом для выплаты премии должны соблюдаться несколько условий. Во-первых, размер единовременного премирования не должен превышать 20 % от суммы должностного оклада. Во-вторых, одновременно может поощряться не более 50 % служащих высшего руководящего состава в каждом из ведомств, имеющих в своем составе больше четырёх должностей этого уровня.

В особом порядке глава ведомства или президент могут давать денежное поощрение за особые заслуги в защите общественных интересов или за внесённый вклад в работу. Как правило, сумма указанных премий составляет 10 тыс. долл., в исключительных случаях - 25 тыс. долл.

Почетные звания заслуженного и выдающегося государственного служащего присваиваются сроком на один год не чаще 1 раза в 4 года. Общая численность заслуженных государственных служащих не должна превышать 5 %, а общая численность выдающихся государственных служащих - 1 % от общего числа служащих высшего руководящего состава государственной службы США.

Необходимо отметить, что в США также достаточно развита система социальной защиты государственных служащих, в том числе система льгот.

Так, «социальный пакет» полицейского США весьма высок. Сотрудники полиции в нём очень заинтересованы и это является одним из факторов для эффективной службы и причиной, удерживающей сотрудников на работе в полиции и стремлении доработать до пенсионного возраста.

Начальная заработная плата полицейского в США не столь высока и составляет около 25 000 тысяч долларов в год. С учётом средней зарплаты и уровня жизни это не большая сумма, но ежегодно она увеличивается, и весьма значительно. В полиции возможны переработки, которые поощряются. За них выплачивается дополнительная зарплата в повышенном размере.

Также немаловажным аспектом, способствующим привлечению граждан на службу в полицию, является медицинское страхование. Медицинские услуги в США довольно дороги. Часть медицинской помощи оплачивается городскими департаментами полиции, другая часть - страховым медицинским фондом, который формируется профсоюзами полицейских, куда полицейские отчисляют, в зависимости от состава семьи, большую или меньшую сумму денег. Медицинское страхование сохраняется и после выхода полицейского на пенсию. С начала 2004 года в США разрабатываются программы поощрения государственных служащих, которые ведут здоровый образ жизни. Например, уже заявлено, что в штате Арканзас эти служащие смогут получить денежную премию или скидки при оформлении медицинской страховки, а в качестве проверочных тестов будут использоваться уровень сахара и холестерина в крови, отказ от курения и т. д.

Через 20 лет работы в полиции сотрудник может выйти на пенсию и получать при этом три четверти своего среднего месячного заработка.

Проезд в общественном транспорте у всех полицейских бесплатный. Многие полицейские, детективы, в первую очередь - работающие по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с терроризмом, имеют служебный автотранспорт. Обслуживаются машины за счёт полиции.

В случае получения увечья полицейский получает любую медицинскую помощь, которая оплачивается в полном размере. В период лечения полицейский освобождается от всех налогов, а в случае смерти предусмотрены очень высокие выплаты семьям погибших.

Высокая и стабильная оплата полицейских позволяет им брать в кредит жильё, квартиры или дома, машины1.

Страны с карьерной системой также стремятся к использованию более гибких методов в оплате труда. Отдельные государства пытаются повысить эффективность государственной службы путём материального стимулирования государственных служащих. Например, в Германии подобное уже планируется.

В целом в развитых странах отмечается постепенный переход к новым принципам оплаты труда, нацеленным на то, чтобы сделать государственную службу более привлекательной и эффективной, а систему оплаты труда - более справедливой.

Система оплаты труда, направленная на увеличение гибкости системы, оплаты по результатам труда, и её реформирование принимается всё большим числом государств и имеет следующие цели:

- платить больше, если работа выполнена лучше;

- платить в соответствии с выполненной работой, а не в соответствии с занимаемой должностью;

- соизмерять уровень оплаты труда по определённой должности государственной службы с оплатой труда по аналогичным должностям частного сектора экономики;

- определять факторы оценки оплаты труда гибко, а не просто автоматически ежегодно повышать оклад;

- децентрализовать систему оплаты труда через разрешение государственным органам вводить собственные системы дифференциации.

Преимуществами такой системы являются:

- усиление индивидуальной мотивации;

- увеличение возможности привлечения наиболее квалифицированных работников в условиях серьёзной конкуренции с частным сектором;

- способ сокращения издержек государства на заработную плату и увеличения уровня абсолютной заработной платы госслужащих.

Таким образом, можно отметить, что в некоторых зарубежных странах система материального обеспечения госслужащих и сотрудников правоохранительных органов ориентирована на уровень заработной платы работников коммерческого сектора экономики. В других странах оплата труда на

1 «Вежливость, профессионализм, уважение» - девиз полицейских Нью-Йорка. Интервью с начальником УВД по ЮАО г. Москвы Агеевым Виктором Олеговичем // http://www.uvduao.ru/news3. html&file=interview.

государственной службе гораздо ниже оплаты труда работников частного сектора экономики. Однако, эти государства уделяют большое внимание социальной защите государственных служащих в целях обеспечения достойного уровня их жизни, адекватного уровню жизни в стране и соответствующего социально-экономическому статусу госслужащих. В отдельных зарубежных странах система оплаты и стимулирования труда ориентирована на результаты выполняемой государственными служащими работы, в других странах заработная плата государственных служащих практически не привязана к результатам их труда. В ряде зарубежных стран существует достаточно гибкая система материального стимулирования госслужащих, в других странах преобладает жёсткая система выплат и мер социального обеспечения.

Тем не менее, в большинстве зарубежных стран государство стремится обеспечить экономическую и социальную независимость сотрудников государственной службы и достойный уровень их жизни, адекватный уровню жизни в стране и соответствующий их социальному статусу, а также компенсировать повышенные требования и ограничения, связанные со спецификой деятельности, целями и задачами, стоящими перед государственной службой. В связи с этим в большинстве цивилизованных стран государственная служба и правоохранительная служба, в частности, - один из самых престижных видов трудовой деятельности. Считается, что служащий государственной службы -это представитель государства и общества, защитник их прав и законных интересов.

Литература

1. «Вежливость, профессионализм, уважение» - девиз полицейских Нью-Йорка. Интервью с начальником УВД по ЮАО г. Москвы Агеевым Виктором Олеговичем // http://www.uvduao.ra/news3.html&Шe=mterview.

2. http://exsolver.narod.ru/Books/Management/IterManPers/index.html.

3. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // www.iteam.ru.

4. Жулина Е. Европейские системы оплаты труда. - М., 2007.

5. Журавлев П. В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. - М., 2010.

6. Кононов Е. В. Опыт развитых государств в сфере оценки и стимулирования труда государственных служащих в соответствии с результатами этой деятельности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал - 2010. -№ 4 (24). - № рег. статьи 0078. - Режим доступа: http://region.mcnip.ru.

7. Сколько платит Америка своим солдатам и генералам? // Комсомольская правда. -2011. - 27 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.