Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАСПОЗНАВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАСПОЗНАВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическое воздействие / профессиональное образование / психологическая война / информационная война / модульное обучение / программа воспитания / information and psychological impact / vocational education / psychological warfare / information warfare / modular training / educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Л. Поминова, О.В. Гаврилов

Формирование способности информационно-психологического противодействия в современных условиях предполагает наличие способностей по сбору, обобщению и анализу исторической и современной обстановки; владение методами и способами прогнозирования последствий идеологической подрывной пропаганды и психологического воздействия на военнослужащих, охраняющих общественный порядок в стране и участвующих в специальной военной операции. В данной статье авторы рассматривают основные аспекты системы обучения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации через модульный образовательный курс информационно-психологического противодействия. Проблема достаточно актуальна в условиях отсутствия единой концепции информационной безопасности военнослужащих, а предложенный вариант образовательной программы позволяет существенным образом скорректировать сложившуюся ситуацию. Материал статьи является основой для создания не только обучающих курсов, но и программ по воспитанию гражданской позиции и патриотизма у военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Л. Поминова, О.В. Гаврилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TRAINING SYSTEM FOR RECOGNIZING AND COUNTERING MODERN TRENDS IN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON MILITARY PERSONNEL

The formation of the ability of information and psychological counteraction in modern conditions presupposes the ability to collect, generalize and analyze the historical and modern situation; knowledge of methods and methods for predicting the consequences of ideological subversive propaganda and psychological impact on military personnel protecting public order in the country and participating in a special military operation. In this article, the authors consider the main aspects of the system of training military personnel of the Russian National Guard through a modular educational course of information and psychological counteraction. The problem is quite relevant in the absence of a unified concept of information security for military personnel, and the proposed version of the educational program allows us to significantly correct the current situation. The material of the article is the basis for the creation of not only training courses, but also programs for the education of citizenship and patriotism among military personnel.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАСПОЗНАВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

10. Слинкин С.В. Опыт и перспективы использования региональных учебно-методических комплексов по экологическому образованию в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Развитие экологического образования в Югре: материалы Региональной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2017: 59-67.

11. Экологическое образование. Институт развития образования Ханты-Мансийского АО: сайт. Available at: https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/926-ekologicheskoe-obrazovanie

References

1. Niyazova A.A. Koncepciyaprofessional'nojpodgotovkibuduschegouchitelya knepreryvnomusocial'no-'ekologicheskomuobrazovaniyu. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2023.

2. Golohvastova E.Yu., Korostelev A.A. Retrospektivnyj analiz razvitiya 'ekologicheskogo obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; T. 11, № 4: 89-95. Available at: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52077

3. Zakon ob ohrane prirody v RSFSR. Vedomosti Verhovnogo soveta RSFSR. 1960; № 40, St. 586.

4. Narodnoe obrazovanie v SSSR: sbornik dokumentov, 1917-1973 gg. Moskva. Pedagogika, 1974.

5. Makeeva E.D. Prirodoohrannaya politika SSSR v 1960-1980-h gg.: uspehi, provaly i protivorechiya. Istoriya i arheologiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2017: 37-41.

6. Moiseeva A.N., Peresun'ko A.N. 'Ekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya: istoricheskij rakurs. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 16 (135): 524-526. Available at:

7. Popova L.V. Iz istorii professional'nogo 'ekologicheskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; №10: 148-153.

8. Niyazova A.A., Huziahmetov A.N. Nepreryvnoe social'no-'ekologicheskoe obrazovanie buduschego uchitelya v interesah ustojchivogo razvitiya obschestva. Perspektivy naukii obrazovaniya. 2021; № 4 (52): 147-159.

9. Niyazova A.A., Sadkova 'E.F. 'Ekologicheskoe obrazovanie obuchayuschihsya v usloviyah ustojchivogo razvitiya obschestva. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2018; № 1: 16-19.

10. Slinkin S.V. Opyt i perspektivy ispol'zovaniya regional'nyh uchebno-metodicheskih kompleksov po 'ekologicheskomu obrazovaniyu v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge -Yugre. Razvitie 'ekologicheskogo obrazovaniya v Yugre: materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Hanty-Mansijsk, 2017: 59-67.

11. 'Ekologicheskoe obrazovanie. Institut razvitiya obrazovaniya Hanty-Mansijskogo AO: sajt. Available at: https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/926-ekologicheskoe-obrazovanie

Статья поступила в редакцию 09.04.24

УДК 378

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, Saint Petersburg Military

Institute of Orders of Zhukov of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

Gavrilov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Professional Activity, Saint Petersburg Military Institute of Orders of Zhukov

of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: GavrilvOleg978@yandex.ru

A TRAINING SYSTEM FOR RECOGNIZING AND COUNTERING MODERN TRENDS IN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON MILITARY PERSONNEL. The formation of the ability of information and psychological counteraction in modern conditions presupposes the ability to collect, generalize and analyze the historical and modern situation; knowledge of methods and methods for predicting the consequences of ideological subversive propaganda and psychological impact on military personnel protecting public order in the country and participating in a special military operation. In this article, the authors consider the main aspects of the system of training military personnel of the Russian National Guard through a modular educational course of information and psychological counteraction. The problem is quite relevant in the absence of a unified concept of information security for military personnel, and the proposed version of the educational program allows us to significantly correct the current situation. The material of the article is the basis for the creation of not only training courses, but also programs for the education of citizenship and patriotism among military personnel.

Key words: information and psychological impact, vocational education, psychological warfare, information warfare, modular training, educational program

О.Л. Поминова, д-р пед. наук, проф., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, E-mail: ol1958@mail.ru

О.В. Гаврилов, канд. пед. наук, ст. преп., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: GavrilvOleg978@yandex.ru

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАСПОЗНАВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Формирование способности информационно-психологического противодействия в современных условиях предполагает наличие способностей по сбору, обобщению и анализу исторической и современной обстановки; владение методами и способами прогнозирования последствий идеологической подрывной пропаганды и психологического воздействия на военнослужащих, охраняющих общественный порядок в стране и участвующих в специальной военной операции. В данной статье авторы рассматривают основные аспекты системы обучения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации через модульный образовательный курс информационно-психологического противодействия. Проблема достаточно актуальна в условиях отсутствия единой концепции информационной безопасности военнослужащих, а предложенный вариант образовательной программы позволяет существенным образом скорректировать сложившуюся ситуацию. Материал статьи является основой для создания не только обучающих курсов, но и программ по воспитанию гражданской позиции и патриотизма у военнослужащих.

Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, профессиональное образование, психологическая война, информационная война, модульное обучение, программа воспитания

Тема обеспечения противодействия информационно-психологическому воздействию на человека одновременно не нова, но до сих пор современна и достаточно актуальна. Основные приемы информационно-психологического воздействия с исторической точки зрения берут свое начало в период распада первобытнообщинного строя, в эпоху рабовладельческих войн, когда противника устрашали мощью, часто искусственно нагнетаемой. Чигиз-хан, Ганнибал, Ксеркс нередко пугали войска противника неведомым для них оружием. В древнейшем трактате «Искусство войны» знаменитого полководца Китая Сунь Дзы настойчиво рекомендовали подрывать престиж противника всеми доступными средствами, используя намерения самых подлых людей, препятствовать всеми способами наведению порядка в войсках неприятеля. Все последующие эпохи демонстрируют примеры наличия и применения информационно-психологиче-

ского воздействия на участников военных действий [1, с. 26; 2]. Современный мир продолжает эту порочную, но, при определенных обстоятельствах, достаточно эффективную практику борьбы с вооруженными силами противника. Мы убеждены, что информационно-психологическому противодействию необходимо обучать как в теоретическом, так и в практическом форматах, что детерминирует актуальность темы данной статьи. Таким образом, цель данного исследования - разработка и реализация системы обучения способам распознавания и противодействия современным направлениям информационно-психологического воздействия на военнослужащих. В рамках статьи необходимо было решить несколько задач: обосновать ключевые позиции для отбора содержания обучающих программ, направленных на освоение способов распознавания и противодействия современным направлениям информационно-психологического воз-

действия; раскрыть специфику основных модулей, включенных в эти учебные курсы; выявить этапы реализации программ; описать особенности теоретических и практических занятий. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания образовательной программы по проблеме противодействия информационно-психологическому воздействию на человека в условиях текущей политической ситуации с учетом вызовов времени.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы дают возможность включения в предлагаемую образовательную программу перед практическим курсом модуля с теоретическим материалом, обеспечивающим пропедевтические знания в области философских и мировоззренческих вопросов как необходимого условия более полного и осознанного понимания актуальности и значимости учебного материала.

Практическая значимость состоит в том, что учебные модули предложенной образовательной программы формируют практико-ориентированные знания на основе кейсов, предназначенных для получения аналитических навыков в распознавании современных методов противодействия информационно-психологическим атакам недружественных стран.

Исторический экскурс темы информационно-психологического воздействия на военнослужащих Росгвардии в качестве обучающихся и выполняющих свой служебный долг, а также как участников военных действий доказывает, что данная проблема носит в большинстве случаев философский характер. Но современная обстановка в мире диктует необходимость подключения к ней обучения посредством образовательных программ. Причин для этого достаточно много. Среди них профессиональные умения в проведении акций стратегического, оперативного и тактического характера в информационной и духовной сферах, профессиональное поведение в период тактических, информационных и психологических войн.

Обучающие программы должны разрабатываться с учетом специфики информационной войны, направленной на получение, переработку и защиту имеющейся информации, умение донести ее до потребителя с акцентом на дезинформацию противника, нарушение его информационных систем, вывод из строя достоверной правдивой информации с последующим ее искажением.

В учебные курсы по тематике борьбы с информационными войнами необходимо включить обучающие модули с тематикой нейтрализации компьютерных вирусов, их нераспространения, подавления, а также знание средств противодействия. В рамках данного модуля должны быть курсы по биоинженерии, преодолению зомбирования, международным компьютерным сетям. Еще одним разделом программы является модуль «Психологические войны», который содержит теоретический и практический курсы по скоординированной пропагандистской деятельности и психологическому воздействию на военнослужащих с целью оказания влияния на их мнения, чувства, отношения. Данный модуль имеет индивидуальную градацию для лиц, имеющих достаточный боевой опыт, для резервистов, для групп с национальными и религиозными проблемами. Курс предполагает обучающий комплекс в период мирного, военного времени и миротворческих операций. Достаточно большой объем учебного времени отводится теме классификации психологического оружия психотропного, психофизического и информационно-психологического характера.

Целью обучающих программ для военнослужащих войск Росгвардии по информационно-психологическому противодействию является формирование определенных компетенций социального и идеологического характера. Важным компонентом программы должна стать воспитательная работа, учитывающая основные закономерности функционирования психики военнослужащих в условиях боевой обстановки. Это должна быть система, формирующая профилактические действия, препятствующая срывам и способствующая ликвидации последствий психологических атак. Практический курс должен быть составлен так, чтобы в условиях опасности, дискомфорта, моральных и физических потерь можно было сохранить максимально высокий моральный и психологический дух военнослужащих [3].

Необходимость апробации обучающих программ по тематике информационно-психологического воздействия на военнослужащих Росгвардии подтверждает проведение специальной военной операции на территории Украины, ЛНР, ДНР. Противник использует различные методы и способы достижения необходимого результата, в том числе абсолютно негуманные и античеловечные. Примером этому стали действия Вооруженных сил Украины с 2014 года. Целью этой организации стало разжигание ненависти ко всему русскому, продвижение русофобии на Украине, дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации, создание фейков о деятельности Вооруженных сил РФ при проведении специальной военной операции, а также раскачивание ситуации на территории России, в том числе используя граждан Российской Федерации, вербуя их, как правило, через различные мессенджеры и социальные групп сети Интернет. По мнению ряда военных специалистов, психологическая война начинается задолго до объявления войны или вооруженного конфликта, ее тщательно готовят, обучают специалистов (агентов влияния), в том числе на территории противника, и данные действия продолжаются после завершения конфликта. Очень часто объекты, осуществляющие влияние на общественное мнение, обозначаются термином «пятая колонна» [4].

На протяжении достаточно длительного времени актуальной проблемой, с которой приходится иметь дело современному военнослужащему Росгвардии,

остается проблема, носящая избирательный характер, связанная с негативным информационно-психологическим влиянием на период выполнения служебных задач по охране общественного порядка в период разного уровня общественно-политических мероприятий. И современные манипуляционные технологии развиты так, что игнорировать их в деятельности Росгвардейцев становится не только невозможно, но и достаточно опасно.

При обучении военнослужащих Росгвардии необходимо учитывать, что при попытках дезорганизации их деятельности могут быть предприняты попытки вовлечь их в напряженные, основанные на эмоциях взаимодействия со значительным скоплением народа, создание конфликтных ситуаций, связанных с провокационными действиями, повторение уже имевших место конфликтных ситуаций между военнослужащими Росгвардии и населением, задевающих человеческое и профессиональное достоинство, людей в форме.

Практикумы обучающего характера направлены на формирование навыков по охране общественного порядка в условиях, когда нет ни малейшей возможности реагировать на негативные проявления при столкновениях, выражать свое несогласие, отвечать на выпады оскорбительного характера. Практикумы содержат учебные тренировочные задания, когда проявляются агрессивные намерения, применяются плакаты и баннеры с оскорбительной информацией, нелестные отклики о военнослужащих. Практические задания должны носить адресный, индивидуальный характер [5; 6, с. 43].

В программе должен быть комплекс профилактических мер, предотвращающих накопление отрицательных эмоций. Это может иметь последствия и проявиться в заболеваниях психосоматического характера. Тренинги и практикумы должны учитывать временной безвредный промежуток времени психологического негативного воздействия на военнослужащих Росгвардии.

В ходе практического обучения необходим вариативный модуль, формирующий конфликтологические компетенции, помогающие управлять стрессом, гневом, раздражительным состоянием. Обучающий курс должен моделировать ситуации, в которых могут оказаться военнослужащие Росгвардии. Это обвинения в выступлениях против соотечественников в условиях протестных действий против государственной власти. Необходима работа с такими примерами, как попытки заставить военнослужащих Росгвардии почувствовать себя «вне закона». По этой причине может использоваться шантаж, угроза судебного преследования.

С целью противодействия таким и подобным ситуациям необходима разработка адекватной воспитательной программы, в которой конкретно и лаконично прописаны цели и задачи службы в войсках Росгвардии на основе уважения к государству, его внутренней и внешней политики. Это, безусловно, будет способствовать формированию таких качеств, как профессиональная честь и ответственность. Они в определенной степени формируются в процессе формирования исторического самосознания, что позволяет преодолеть манипуляцию людьми, не знающими истории страны и народа. Основой программы воспитания должны быть идеи патриотизма и гражданского самосознания, осознанной гордости за принятое решение защищать Родину и ее интересы, тем самым противостоять негативному информационно-психологическому воздействию недружественных России стран.

Обучающие программы по противодействию информационно-психологического воздействия на военнослужащих Росгвардии, кроме модульного принципа, должны учитывать и определенный последовательный, этапный характер. Определим три основных из них: операционный, процессуальный и итоговый. В операционном этапе определяются цели, задачи, особенности обучения, субъект субъектные отношения участников образовательного процесса. Процессуальный этап формирует мотивационную среду, приятие и корректировку случаев неприятия программы. На стадии итоговой части проверяется сформированность знаний, умений, навыков, ценностных убеждений и мотивационных поступков. Данные действия тестируются через восприятие, ощущения, мышление и память. Часть проверочных заданий связана с эмоциональной составляющей, настроением, чувствами и предполагает выполнение обучающих упражнений поведенческого характера через симуляцию общения, взаимоотношений и межличностных действий [2].

Образовательная программа не может быть сформирована без учета противодействия современным формам информационных разработок - сома-топсихических, психотропных и технико-психологических. Практические задания должны содержать презентации современных видеоматериалов, занятия информационного характера, позволяющие различать фармакологические препараты и наркотические вещества, знание их химических составов, негативного влияния на нервную систему человека. Особый вид заданий для практикумов представляют материалы по техническим устройствам, способным целенаправленно излучать электромагнитные волны, корректировать биоэлектрические процессы, действующие на нервную систему и психическое поведение человека. Информационный блок по соматопсихологическому воздействию связан с изучением химических рецептур, биоматериалами. Практикум позволяет определять астеническое и импульсивное состояние и поведение человека.

Образовательная программа для военнослужащих Росгвардии имеет не только организационно-структурный компонент, но и содержательный. И одним из основных содержательных компонентов программы является курс лекций с тематикой по основным вопросам информационно-психологического воздействия. Основную часть курса составляют рассмотрение сущности, целей, задач, тех-

нологии организации и проведение информационно-психологических операций. В круг рассматриваемых вопросов необходимо включить не только фактологический материал по изучению обстановки в стране, но и тексты с прогнозами возможных ситуаций и последствий действий по нейтрализации противника. В перечень тем следует включить материалы по систематическому анализу общественного мнения и оценке степени угроз от психологического воздействия западных идеологов. В определенной степени такое построение лекционного курса внесет существенный вклад в обучение упреждающего характера и снизит результативность психологических операций противника [7].

Образовательная программа по нейтрализации информационно-психологического воздействия на военнослужащих Росгвардии будет результативной только в том случае, когда к ее достоинствам организационного и содержательного характера добавится высокий профессионализм исполнителей. Это касается офицерского и преподавательского состава образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку военнослужащих Росгвардии.

Таким образом, система формирования информационно-психологического противодействия для военнослужащих войск Росгвардии предполагает наличие концепции, составной частью которой может быть образовательная программа.

Предложенная программа имеет модульный характер определенного логистического и содержательного конструктора, который представлен:

Библиографический список

- учебным курсом по изучению и анализу исторической составляющей идеологического, военно-политического и морально-психологического аспектов;

- историографией вопроса о психологической и информационной войне;

- фактологической составляющей современного состояния информационно-психологического противоборства недружественных России государств.

Формирование способности информационно-психологического противодействия в современных условиях предполагает наличие способностей по сбору, обобщению и анализу исторической и современной обстановки; владение методами и способами прогнозирования последствий идеологической подрывной пропаганды и психологического воздействия на военнослужащих, охраняющих общественный порядок в стране и участвующих в специальной военной операции.

Процесс теоретической и практической подготовки военнослужащих войск Росгвардии направлен на получение знаний, умений и практических навыков психологической устойчивости и готовности выполнять свой долг в любых условиях.

Положительная динамика результативности работы по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию будет выше, если она будет носить комплексный, системный характер, а при обучении будут учитываться все значимые аспекты. Именно такой характер имеет предложенная обучающая программа, что обусловливает теоретическую значимость проведенного исследования.

1. Лайнбарджер П. Психологическая война. Перевод с английского. Москва: Воениздат, 1958.

2. Марченко С.М. Модель воспитания готовности противодействия героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Диссертация... кандидата педагогических наук. Санкт-Петерубрг, 2017.

3. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. Москва: Военный университет, 1997.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва: Наука, 1997.

5. Федоренко ГН. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания. Диссертация. кандидата философских наук. Краснодар, 2000.

6. Методические рекомендации по организации и проведению агитационно-пропагандистской работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Москва: ГВПУ ФСВНГ РФ, 2021.

7. Гаврилов О.В., Лосев К.В. Проблема формирования морально-психологической устойчивости личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации к негативному информационно-психологическому воздействию. Научное мнение. 2022; № 7-8: 108-113.

References

1. Lajnbardzher P. Psihologicheskaya vojna. Perevod s anglijskogo. Moskva: Voenizdat, 1958.

2. Marchenko S.M. Model' vospitaniya gotovnosti protivodejstviya geroizacii nacistskih prestupnikov i ih posobnikov u voennosluzhaschih vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterubrg, 2017.

3. Karayani A.G. Informacionno-psihologicheskoe protivoborstvo v sovremennoj vojne. Moskva: Voennyj universitet, 1997.

4. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. Moskva: Nauka, 1997.

5. Fedorenko G.N. Mirovozzrenie kak kategoriya filosofiii fenomen soznaniya. Dissertaciya... kandidata filosofskih nauk. Krasnodar, 2000.

6. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu agitacionno-propagandistskoj raboty v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva: GVPU FSVNG RF, 2021.

7. Gavrilov O.V., Losev K.V. Problema formirovaniya moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti lichnogo sostava vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii k negativnomu informacionno-psihologicheskomu vozdejstviyu. Nauchnoe mnenie. 2022; № 7-8: 108-113.

Статья поступила в редакцию 21.03.24

УДК 378.016:811.111

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGE SPEAKING SKILLS TO PEDAGOGY STUDENTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article examines a problem of teaching oral communication skills to pedagogy students at North-Eastern federal university in the Republic of Sakha (Yakutia). Speaking is an integral part of the process of mastering the English language, but the issue of organizing effective methodological work on its development is still not fully studied and relevant. The paper discusses theoretical bases of the study of the phenomenon of speaking, considers its structural components, and describes exercises for the formation of speaking skills and requirements to them. The author concludes that the technology of teaching oral communication skills to students who major in pedagogy should be based on the use of active methods of teaching, which have high linguodidactic potential, and authentic texts. Thus, in the work, this technology is presented and described, which is a special algorithm of actions on the way to free monological and dialogical expression: work with authentic text, exercises on introduction and semantization of language and speech material, role-playing as well as debates and round tables.

Key words: speaking, oral communication skills, exercises, monologue speech, dialogic speech, active methods of teaching, technology for teaching oral communication skills, future teachers, English and Chinese languages

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТИИ)

В настоящей статье рассматривается проблема обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения Северо-Восточного федерального университета в Республике Саха (Якутия). Говорение является неотъемлемой частью процесса освоения английского языка, однако вопрос организации эффективной методической работы по его развитию до сих пор остается не до конца изученным и актуальным. В данной работе рассматриваются теоретические основы изучения феномена говорения, рассматриваются его структурные компоненты, а также описываются упражнения для формирования навыков устной иноязычной речи и требования к ним. В настоящей статье мы приходим к выводу о том, что технология обучения навыкам устной иноязычной речи студентов педагогического отделения должна быть построена на использовании активных методов обучения, которые имеют высокий лингводидактический потенциал, и аутентичных текстов. Таким образом, в нашей работе представлена и описана данная технология, представляющая собой особый алгоритм действий на пути к свободному монологическому и диалогическому высказыванию: работа с аутентичным текстом, упражнения на введение и семантизацию языкового и речевого материала, ролевая игра, а также дебаты и круглые столы.

Ключевые слова: говорение, навыки устной иноязычной речи, упражнения, монологическая речь, диалогическая речь, активные методы обучения, технология обучения навыкам устной иноязычной речи, будущие учителя, английский и китайский языки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.