Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экологическое образование / этапы становления и развития / непрерывность / устойчивое развитие / экология / экологические знания / socio-ecological education / stages of formation and development / continuity / sustainable development / ecology / environmental knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ниязова, Ф.И. Аметова

Актуальность статьи обусловлена глобальными экологическими кризисами в современном обществе, требующими со стороны системы образования формирования эколичности, которая является результатом непрерывного социально-экологического образования. Для понимания значимости непрерывного социально-экологического образования в статье представлен анализ основных этапов его становления и развития: эмпирический этап – этап научного познания – этап экологизации – этап формирования экологического сознания – этап развития непрерывного экологического образования – современный этап. Важный аспект развития современного образования – это образование в интересах устойчивого развития, где значимое место отведено социально-экологическому образованию. Обобщение опыта каждого из этапов позволило выделить ведущие идеи социально-экологического образования, конкретизирующие его содержание и методические аспекты, формы, методы, технологии, которые будут положены в основу разработки педагогической модели непрерывного социально-экологического образования с учетом всех его уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONTINUOUS SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION

The relevance of the article is due to the global environmental crises in modern society, which requires the formation of eco-person on the part of the education system, which is the result of continuous socio-ecological education. To understand the importance of continuous socio-ecological education, the article presents an analysis of the main stages of its formation and development: the empirical stage – the stage of scientific knowledge – the stage of ecologization – the stage of formation of ecological consciousness – the stage of development of continuous environmental education – the modern stage. An important aspect of the development of modern education is education for sustainable development, where a significant place is given to socio-environmental education. Generalization of the experience of each stage allows to identify the leading ideas of socio-ecological education, specifying its content and methodological aspects, forms, methods, technologies that will form the basis for the development of a pedagogical model of continuous socio-ecological education, taking into account all its levels.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ном, когда между членами семьи нет посредников-гаджетов, формализующих такую коммуникацию, содержанием которой может быть не только повседневность, быт, но и разного рода семейные истории, спорные ситуации нравственной направленности, интерпретация всего увиденного или услышанного в контексте ценностей традиций, традиционной культуры.

Анализ рекомендаций участников обследования по выбору контента для уроков литературы, ориентированных на семейную проблематику, показал, что будущие учителя русского языка и литературы считают наиболее продуктивными русскую, якутскую и зарубежную литературную классику (68,7%), а также продукцию обретшего за последнее двадцатилетие мировую известность якутского кинематографа (32,8%): в качестве примера отметим рассуждения Айала Н., по мнению которого среди художественных произведений, активно влияющих на воспитание семейных ценностей в подростках, следует выделить фильмы «Дьулуур: мас-рестлинг» (2022 г) и «Тимир» (2023 г). Они показывают красоту якутской земли и традиций, а также важность семьи и семейных ценностей. Также студент рекомендует повесть Льва Толстого «Детство», которая знакомит читателя со счастливой русской семьёй писателя и будет интересна многим. В ряду рекомендаций студентов встречаются также единичные указания (0,4%) комических сериалов, посвящённых жизни одной семьи («Сваты», «Воронины»), зарубежные фильмы «Стажёр» и «Хайди», но при этом отсутствуют упоминания об аниме, о комиксах, манго и других современных форматах на заданную тему, что, возможно, обусловлено профессиональной ориентацией студентов на изучение на уроках литературы классики и современных произведений разных видов искусства региональных авторов.

Обратим также особое внимание на предложенные респондентами формы работы, методы и технологии семейного воспитания школьников в литературном образовании. К таковым были отнесены разного рода внеклассные мероприятия (62,5%), беседы и лекции (31,2%), встречи с родителями (6,3%). В качестве показательного ответа приведём слова Сандары В. о том, что в школе, на её взгляд, наиболее эффективными формами и методами формирования семейных ценностей является включение в учебный процесс факультативов либо классных часов, связанных с изучением культуры и традиций народа, а также проведение тематических мероприятий и праздников. Также важным считает респондент учить детей уважению и толерантности, что поможет им лучше понять и принять семейные ценности в других семьях. Как видно, методический арсенал не отличается разнообразием и новизной, не учитывает реальные потребности нового поколения школьников в применении цифровых инструментов, игровых технологий, активных форм обучения и воспитания. Предположительно, данный факт указывает на неготовность студентов 2-4 курсов применять освоенные ими в процессе профессиональной подготовки методические компетенции в реализации задач семейного воспитания при изучении литературы в школе. Они оказались неспособны перенести сформированные методические умения и

Библиографический список

навыки в новую учебную ситуацию, посчитав, очевидно, что для воспитательной работы нужны специальные технологии, и поэтому в ответах наши респонденты описывают свой школьный опыт. При этом всё перечисленное студентами педагогического профиля связано с популяризацией культуры народов, населяющих Якутию, опирается на традиционные подходы к семейному воспитанию с учётом региональной специфики.

Итоги проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В период неоглобализма институт семьи претерпевает изменения, подвергается разного рода угрозам, в связи с чем возникает необходимость постоянного мониторинга ценностного отношения будущих педагогов к семье, семейному воспитанию, возрастает актуальность исследований проблем семейного воспитания в процессе обучения на всех уровнях образования.

2. Изучение структуры и иерархии семейных ценностей у студентов 2-4 курсов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) ФЛФ СВФУ показало, что взаимопомощь и забота о родных, уважение к старшим и взаимоуважение, любовь, доброта, труд являются ценностными приоритетами будущих учителей-словесников. Эти традиционные ценности первоначально усваиваются в семье и определяются «господствующими в ней духовными и материальными ценностями, культурой и психологией отношения взрослых к детям» [8]. Следующим этапом их освоения становятся школа и вуз, воспитательная среда которых или укрепляет ценностный потенциал обучающихся, или корректирует, а то и изменяет его.

3. В условиях современных реалий возрастает спрос профессионального сообщества на отвечающие образовательным потребностям альфа-поколения способы, средства воздействия на полноту, качество и устойчивость их семейных ценностей, также на совершенствование условий образовательной среды, при которых ценность семьи будет убедительно конкурировать с ценностями самореализации и удовольствия. Одним из подобных условий является выбор контента семейной направленности для организации уроков литературы, который должен быть ориентирован на утверждение традиционных семейных ценностей и отвечать потребностям обучающихся в изучении не только литературной отечественной и зарубежной классики, но и современных региональных произведений разных видов искусства, в том числе якутского кинематографа, популяризующего базовые ценности народной культуры.

4. Проведённое исследование продемонстрировало: студенты педагогического профиля осознают значимость традиционных семейных ценностей в воспитании школьников, но их готовность к реализации данной задачи на уроках литературы посредством инновационных технологий, методов и приёмов можно охарактеризовать как низкую. Это предопределяет перспективу исследования данной проблемы в аспекте поиска специальных педагогических действий в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-словесников с целью расширения методического арсенала семейного воспитания в литературном образовании.

1. О проведении в Российской Федерации Года семьи. Указ Президента Российской Федерации № 875 от 22 ноября 2023 г Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49978

2. Говорухин ГЭ., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей КнАГТУ). Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015; № 3 (23): 71-81.

3. Зубенко Н.Ю., Сабитова ГВ. Семья и жизненный успех в системе ценностей россиян. General psychology personality psychology history of psychology. 2016; № 5: 5-12.

4. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личностной автономии в студенческом возрасте. Современная наука: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2015: 76-82.

5. Шоркина Н.А. Современные исследования роли прародителей в детском развитии. Мир психологии. 2021; № 3 (106): 103-109.

6. Солдатова М.С., Попова Л.Н. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Новое слово в науке: перспективы развития. 2014; № 2: 159.

7. Салихова Э.А. Особенности внутрисемейного вербального общения через поколение: бабушки-дедушки vs внуки-внучки. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 1 (38): 181-186.

8. Махаматов Т.М., Маматов М.А. Диалектика освоения подрастающим поколением традиционных ценностей в условиях неоглобализации. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023: № 6: 95-104.

References

1. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda sem'i. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 875 ot 22 noyabrya 2023 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49978

2. Govoruhin G.'E., Androsova I.S. Sem'ya kak cennosf i semejnye cennosti v rossijskom obschestve (sociologicheskoe issledovanie semejnyh cennostej KnAGTU). Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015; № 3 (23): 71-81.

3. Zubenko N.Yu., Sabitova G.V. Sem'ya i zhiznennyj uspeh v sisteme cennostej rossiyan. General psychology personality psychology history of psychology. 2016; № 5: 5-12.

4. Sysoeva L.V., Petrenko T.V. Stil' semejnogo vospitaniya kak faktor formirovaniya lichnostnoj avtonomii v studencheskom vozraste. Sovremennaya nauka: opyt, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Neftekamsk, 2015: 76-82.

5. Shorkina N.A. Sovremennye issledovaniya roli praroditelej v detskom razvitii. Mirpsihologii. 2021; № 3 (106): 103-109.

6. Soldatova M.S., Popova L.N. Rol' babushek i dedushek v vospitanii detej. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. 2014; № 2: 159.

7. Salihova 'E.A. Osobennosti vnutrisemejnogo verbal'nogo obscheniya cherez pokolenie: babushki-dedushki vs vnuki-vnuchki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2013; № 1 (38): 181-186.

8. Mahamatov T.M., Mamatov M.A. Dialektika osvoeniya podrastayuschim pokoleniem tradicionnyh cennostej v usloviyah neoglobalizacii. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2023: № 6: 95-104.

Статья поступила в редакцию 16.04.24

УДК 378.14:504.03

Niyazova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: dekanspf@mail.ru Ametova F.I., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: ferideametova@gmail.com

HISTORICAL AND LOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONTINUOUS SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION. The relevance of the article is due to the global environmental crises in modern society, which requires the formation of eco-person on the part of the education system, which is the result of continuous socio-ecological education. To understand the importance of continuous socio-ecological education, the article presents an analysis of the main

stages of its formation and development: the empirical stage - the stage of scientific knowledge - the stage of ecologization - the stage of formation of ecological consciousness - the stage of development of continuous environmental education - the modern stage. An important aspect of the development of modern education is education for sustainable development, where a significant place is given to socio-environmental education. Generalization of the experience of each stage allows to identify the leading ideas of socio-ecological education, specifying its content and methodological aspects, forms, methods, technologies that will form the basis for the development of a pedagogical model of continuous socio-ecological education, taking into account all its levels.

Key words: socio-ecological education, stages of formation and development, continuity, sustainable development, ecology, environmental knowledge

А.А. Ниязова, д-р пед. наук, проф., БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: dekanspf@mail.ru

Ф.И. Аметова, аспирант, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: ferideametova@gmail.com

ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность статьи обусловлена глобальными экологическими кризисами в современном обществе, требующими со стороны системы образования формирования эколичности, которая является результатом непрерывного социально-экологического образования. Для понимания значимости непрерывного социально-экологического образования в статье представлен анализ основных этапов его становления и развития: эмпирический этап - этап научного познания - этап экологизации - этап формирования экологического сознания - этап развития непрерывного экологического образования - современный этап. Важный аспект развития современного образования - это образование в интересах устойчивого развития, где значимое место отведено социально-экологическому образованию. Обобщение опыта каждого из этапов позволило выделить ведущие идеи социально-экологического образования, конкретизирующие его содержание и методические аспекты, формы, методы, технологии, которые будут положены в основу разработки педагогической модели непрерывного социально-экологического образования с учетом всех его уровней.

Ключевые слова: социально-экологическое образование, этапы становления и развития, непрерывность, устойчивое развитие, экология, экологические знания

Актуальность темы исследования обусловлено глобальными экологическими кризисами, увеличением природных катастроф, влиянием промышленного сектора, активным влиянием человека на природу и отсутствием системности в контроле выброса вредных веществ в природу Считаем, что дальнейшее существование человека и благосостояние общества возможно в условиях гармонизации человека и природы в целом и связано с воздействием человека на со-циоприродную среду его отношением к природе, что актуализирует значимость системы образования в формировании экологически культурной личности, которая рассматривается как «продукт» непрерывного социально-экологического образования [1]. Подчеркнем, что стратегия обновления современного образования представляет собой «образование в интересах устойчивого развития» (ОУР), где значимое место отведено социально-экологическому образованию. Необходимость изучения непрерывного социально-экологического образования в интересах устойчивого развития общества является важной задачей современных научных исследований.

Согласно исследованию Е.Ю. Голохвастовой и А.А.Коростелева, «социально-экологическое образование - это непрерывный процесс, обеспечивающий согласованность теоретических и практических знаний о природе, формирующих ценности и поведение, на которых базируется осознанное отношение личности к окружающей среде» [2]. Основные положения Концепции устойчивого развития позволили уточнить понятие социально-экологического образования как непрерывного образовательно-воспитательного процесса, формирующего социально-экологические знания, надстройкой которого являются экологические ценности, деятельность и отношение человека к миру природы и к самому себе в этом мире. В связи с этим можно определить главную цель социально-экологического образования, связанную с формированием экологической культуры личности. Однако следует отметить, что на разных этапах развития социально-экологического образования целеполагание имело свои особенности, связанные с требованиями общества к экологически культурной личности.

Цель нашего исследования - определить основные этапы становления и развития непрерывного социально-экологического образования и выявить проблемы, противоречия, актуализирующие необходимость его изучения в формировании экологически культурной личности. Задачи исследования: проанализировать научные работы по непрерывному социально-экологическому образованию; выявить этапы и подэтапы становления и развития непрерывного социально-экологического образования с определением ведущих идей, форм и методов, формирующих экологически культурную личность. В работе над статьей применялись следующие методы исследования: анализ литературы, законодательных и нормативно-правовых документов; обобщение опыта.

Научная новизна исследования заключается в уточнении этапов становления и развития непрерывного социально-экологического образования и выявлении сильных сторон каждого из этапов. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о непрерывности социально-экологического образования в истории педагогики и образования. Практическая значимость исследования состоит в обобщении опыта в области социально-экологического образования на каждом из этапов его развития и выявлении ведущих форм и методов, используемых в формировании эколичности, которые могут найти применение в современной системе образования.

Для историко-логического анализа нами были использованы следующие теоретико-методологические подходы: системно-деятельностный, отражающий содержание и ведущие идеи социально-экологического образования; аксиологический, позволяющий выделить ценностные ориентиры и достоинства каждого

рассматриваемого этапа; средовой, определяющий среду и условия развития образования с учетом характеристики каждого исторического этапа.

Обратимся к этапам становления социально-экологического образования в России.

Первый этап (до XVIII в.) - эмпирический, связанный с осмыслением взаимоотношений человека с окружающей средой в результате взаимодействия человека с природой. Первые представления о природе и отношении человека к природе были построены на основе религиозной литературы. Научные сведения о взаимодействии человека с природой, которые имели практическую направленность, были обозначены Петром I в процессе внедрения в светское образование естественных наук. Именно в данный период происходит формирование натуралистического образования, основоположниками которого были И.Г Гме-лин, Г В. Стеллер, С.П. Крашенников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев. Они выделили экологическое содержание образования: мир животных и растений, рельеф и климат и их влияние на живые организмы.

Второй этап (вторая половина XIX в. - начало ХХ в.) - этап научного познания, раскрывающий становление природы как объекта научного знания, что дало возможность включения экологических знаний во все уровни образования. Данный этап характеризуется следующими подэтапами: интеграция биологического и естественно-научного знания, экологические знания в системе эволюции органического мира, преподавание экологии в школах и вузе. Рассмотрим подробно подэтапы научного познания:

- интеграция биологического и естественно-научного знания определили проникновение экологических знаний в образовательный процесс, что явилось началом развития экологического образования в России (А.Н. Бекетов, В.И. Вернадский, К.Ф. Рулье, В.Н. Сукачев). Развитие экологии как науки строилось на основе эволюции органического мира и влияния природных факторов на развитие природы и человека (Д.С. Михайлов, А.Я. Герд, А.Т. Ободовский, Н.И. Раевский);

- экологические знания в системе эволюции органического мира актуализированы в связи с появлением в 1859 г труда Ч. Дарвина «Происхождение видов», что сдвинуло на второй план экологические знания, так как актуальным стал научный материал об эволюции органического мира, поэтому со II половины XIX в. экологические знания употреблялись в качестве реальной базы для подтверждения идей эволюции;

- преподавание экологии в школах и вузе стало развиваться благодаря тому, что экологические знания заслужили внимание со стороны общества и получили статус самостоятельной ценности в школьном естественно-научном образовании. Это стало достижением в развитии экологического образования. В связи с этим в профессиональной подготовке учителей стали рассматривать вопросы преподавания экологии в школе (В.В. Половцева, Л.Н. Никонов, В.А. Комаров, В.А. Герд, К.П. Ягодовский и др.).

Третий этап (начало ХХ в. - середина ХХ в.) - этап экологизации образования, где приоритетом определены познавательная, практическая и прагматическая экологическая деятельности. Подэтапы процесса экологизации - это возникновение природоохранного движения и использование природы как средства обучения и воспитания детей и молодежи:

- возникновение природоохранного движения, которое активно стало развиваться с 1924 года, когда программы Наркомпроса поставили перед школами задачи обучения и воспитания обучающихся на основе материалов местного края и проведения мероприятий по охране природы. С 1920 по 1930 годы наблюдалось активное введение в практику новых форм и методов обучения, которые стимулировали познавательную и практическую деятельность школьни-

ков по исследованию природы и охране окружающей среды. Значимым учебным предметом стало естествознание, а во внеклассной работе - развитие движения юннатов;

- использование природы как средства обучения и воспитания детей и молодежи - с 1930 по 1970 годы основной акцент был сделан на формировании у детей и молодежи знаний об охране природы, вследствие чего в учебные программы по биологии и географии был включен для изучения материал по экологии.

Четвертый этап (середина ХХ в. - 80-е гг ХХ в.) - этап формирования экологического сознания личности, направленной на осознание воздействия человека на природу, воспитание бережного отношения к природе. Именно образовательные организации в этот период становятся центрами экологического образования, что определило следующие подэтапы: развитие экологического образования через содержание учебно-воспитательной работы образовательных организаций и экологическое просвещение всего населения:

- развитие экологического образования через содержание учебно-воспитательной работы образовательных организаций - актуальность данного подэта-па связана с началом международного сотрудничества в области экологического просвещения и образования. Значимыми законами в условиях СССР в этот период стали следующие: Закон об охране природы в РСФСР (1960) [3], Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы образования в СССР» (1958) [4], регламентирующие связь обучения с трудом. В этой связи была разработана программа предмета «Природоведение», где большое значение придавалось практическим занятиям, опытам, экскурсиям и наблюдениям за природой. Данные документы актуализировали включение экологического образования в содержание учебно-воспитательной работы образовательных организаций. Система народного образования усилила природоохранную тематику и ввела в начальной школе отдельный учебный предмет;

- экологическое просвещение всего населения было обозначено в законах СССР 1970-х - 80-х гг: «Об охране атмосферного воздуха» (1982), «Об охране и использовании животного мира» (1982) [5]. Принятие данных законов позволило обозначить рациональное природопользование и охрану природы населением одной из приоритетных задач развития общества.

Пятый этап (80-е - 90-е гг ХХ в.) - этап развития непрерывного экологического образования, отражающего систему непрерывности: «дошкольное экологическое образование - школьное экологическое образование - вузовское экологическое образование». Данный этап имеет следующие подэтапы: определение системообразующих принципов непрерывного экологического образования и включение экологического образования в учебный план;

- определение системообразующих принципов социально-экологического образования: непрерывности, глобальности, междисциплинарности. Одним из принципов, определяющих связь теории и практики, стал принцип «познание -опыт - действие» (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.);

- включение в учебные планы экологии на межпредметной основе: учебная дисциплина «Экология» вошла в учебный план российских школ в 1994 г, на которую в 5 и 9 классах отводилось по два часа в неделю. Это существенно повысило интерес школьников к природоохранной деятельности. Но в 1997 г. эта учебная дисциплина из статуса федерального, базисного компонента перешла в региональный» [6].

Шестой этап (конец ХХ в. - начало ХХ! в. и до настоящего времени) - современный этап определяет основные векторы непрерывного социально-экологического образования в интересах устойчивого развития общества. Отметим, что в данный период появились исследования, посвященные раскрытию связи между влиянием экологической составляющей жизни на социальную. В принятой Концепции устойчивого развития обозначены несколько направлений развития современного общества в контексте ее устойчивости, среди которых - социальное и экологическое, что актуализировало развитие социально-экологического образования [7].

Появились первые современные научные исследования, рассматривающие социально-экологический аспект обучения и воспитания, а также научные

Библиографический список

школы - школа экологического образования РАО (И.Д. Зверев - А.Н. Захлебный - И.Т. Суравегина - Е.Н. Дзятковская) [8]. В 2012 - 2014 гг. сложилась первая научная школа В.С. Шиловой (БелГУ) «Социально-экологическое образование», которая скорректировала социально-экологическое образование в школе и в вузе.

Историко-логический анализ изучаемой проблемы позволил выделить подсистемы непрерывного социально-экологического образования: экологическое воспитание в семье - общее образование (дошкольное образование, начальное, основное и среднее) - профессиональное образование (среднее профессиональное и высшее образование) - дополнительное образование и профессиональная переподготовка.

ФГОС общего образования определяет содержание социально-экологического образования каждого уровня:

- начальное общее образование знакомит обучающихся с многообразием окружающего мира, прививает ответственное отношение к окружающей среде и любовь к родной земле;

- общее среднее образование формирует у обучающихся умения разумного использования природы;

- среднее общее образование расширяет социально-экологические знания и формирует умения, направленные на решение социально-экологических проблем.

Однако у данной парадигмы есть и свои противоречия, а именно:

- декларированное провозглашение непрерывного социально-экологического образования, с одной стороны, и недостаточное его внедрение в сферы жизнедеятельности человека, с другой;

- ФГОС всех уровней образования отражает общие вопросы социально-экологического образования, с одной стороны, и недостаточно раскрывает вопросы, связанные с практической природоохранной и экологической деятельностью личности, с другой;

- отсутствие конкретной дисциплины «Экология» в учебном плане, с одной стороны, и достижение результатов посредством естественно-научных предметов и внеклассных мероприятий, с другой.

Вышеуказанные противоречия, а также наличие современных образовательных организаций как инновационных площадок, представляющих обобщение и распространение имеющегося опыта, актуализируют развитие подэтапа современного образования, каковым, по нашему мнению, является региональное социально-экологическое образование.

Система экологического образования ХМАО-Югры закреплена Постановлением Правительства автономного округа №352-п от 5.10.2018 года «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа «Экологическая безопасность»» и представлена несколькими моделями: однопредметной, многопредметной и смешанной [9]. В ХМАО-Югре просветительскую, образовательно-воспитательную экологическую деятельность осуществляет сеть общественных экологических организаций дополнительного образования, которая постоянно совершенствуется и развивается. Программы экологического воспитания в начальной школе «Югра - мое наследие» и «Экология и безопасность жизнедеятельности» в средней школе» признаны лучшими среди региональных программ и экологических практик [10; 11].

Таким образом, проведенный историко-логический анализ позволил нам выделить шесть основных этапов становления и развития непрерывного социально-экологического образования: эмпирический этап - этап научного познания - этап экологизации - этап формирования экологического сознания - этап развития непрерывного экологического образования - современный этап. В каждом выделенном этапе определены подэтапы, конкретизирующие содержание и методические аспекты (формы, методы, технологии) социально-экологического образования. Достижения в области экологии, а также возникшие экологические проблемы в обществе способствовали развитию непрерывного социально-экологического образования, обеспечивающего воспитание эколичности. Выделенные идеи каждого из этапов имеют теоретическую и практическую значимость и будут положены в основу дальнейшего нашего исследования, связанного с созданием педагогической модели непрерывного социально-экологического образования.

1. Ниязова А.А. Концепция профессиональной подготовки будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию. Диссертация ... доктора педагогических наук. Казань, 2023.

2. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Ретроспективный анализ развития экологического образования. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014; Т. 11, № 4: 89-95. Available at: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52077

3. Закон об охране природы в РСФСР Ведомости Верховного совета РСФСР. 1960; № 40, Ст. 586.

4. Народное образование в СССР: сборник документов, 1917-1973 гг Москва. Педагогика, 1974.

5. Макеева Е.Д. Природоохранная политика СССР в 1960-1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия. История и археология: материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017: 37-41.

6. Моисеева А.Н., Пересунько А.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: исторический ракурс. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011; № 16 (135): 524-526. Available at:

7. Попова Л.В. Из истории профессионального экологического образования. Высшее образование в России. 2012; №10: 148-153.

8. Ниязова А.А., Хузиахметов А.Н. Непрерывное социально-экологическое образование будущего учителя в интересах устойчивого развития общества. Перспективы науки и образования. 2021; № 4 (52): 147-159.

9. Ниязова А.А., Садкова Э.Ф. Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018; № 1: 16-19.

10. Слинкин С.В. Опыт и перспективы использования региональных учебно-методических комплексов по экологическому образованию в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Развитие экологического образования в Югре: материалы Региональной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2017: 59-67.

11. Экологическое образование. Институт развития образования Ханты-Мансийского АО: сайт. Available at: https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/926-ekologicheskoe-obrazovanie

References

1. Niyazova A.A. Koncepciyaprofessional'nojpodgotovkibuduschegouchitelya knepreryvnomusocial'no-'ekologicheskomuobrazovaniyu. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2023.

2. Golohvastova E.Yu., Korostelev A.A. Retrospektivnyj analiz razvitiya 'ekologicheskogo obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; T. 11, № 4: 89-95. Available at: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52077

3. Zakon ob ohrane prirody v RSFSR. Vedomosti Verhovnogo soveta RSFSR. 1960; № 40, St. 586.

4. Narodnoe obrazovanie v SSSR: sbornik dokumentov, 1917-1973 gg. Moskva. Pedagogika, 1974.

5. Makeeva E.D. Prirodoohrannaya politika SSSR v 1960-1980-h gg.: uspehi, provaly i protivorechiya. Istoriya i arheologiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2017: 37-41.

6. Moiseeva A.N., Peresun'ko A.N. 'Ekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya: istoricheskij rakurs. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 16 (135): 524-526. Available at:

7. Popova L.V. Iz istorii professional'nogo 'ekologicheskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; №10: 148-153.

8. Niyazova A.A., Huziahmetov A.N. Nepreryvnoe social'no-'ekologicheskoe obrazovanie buduschego uchitelya v interesah ustojchivogo razvitiya obschestva. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 4 (52): 147-159.

9. Niyazova A.A., Sadkova 'E.F. 'Ekologicheskoe obrazovanie obuchayuschihsya v usloviyah ustojchivogo razvitiya obschestva. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2018; № 1: 16-19.

10. Slinkin S.V. Opyt i perspektivy ispol'zovaniya regional'nyh uchebno-metodicheskih kompleksov po 'ekologicheskomu obrazovaniyu v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge -Yugre. Razvitie 'ekologicheskogo obrazovaniya v Yugre: materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Hanty-Mansijsk, 2017: 59-67.

11. 'Ekologicheskoe obrazovanie. Institut razvitiya obrazovaniya Hanty-Mansijskogo AO: sajt. Available at: https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/926-ekologicheskoe-obrazovanie

Статья поступила в редакцию 09.04.24

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pominova O.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Education, Saint Petersburg Military

Institute of Orders of Zhukov of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: ol1958@mail.ru

Gavrilov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of Professional Activity, Saint Petersburg Military Institute of Orders of Zhukov

of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: GavrilvOleg978@yandex.ru

A TRAINING SYSTEM FOR RECOGNIZING AND COUNTERING MODERN TRENDS IN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT ON MILITARY PERSONNEL. The formation of the ability of information and psychological counteraction in modern conditions presupposes the ability to collect, generalize and analyze the historical and modern situation; knowledge of methods and methods for predicting the consequences of ideological subversive propaganda and psychological impact on military personnel protecting public order in the country and participating in a special military operation. In this article, the authors consider the main aspects of the system of training military personnel of the Russian National Guard through a modular educational course of information and psychological counteraction. The problem is quite relevant in the absence of a unified concept of information security for military personnel, and the proposed version of the educational program allows us to significantly correct the current situation. The material of the article is the basis for the creation of not only training courses, but also programs for the education of citizenship and patriotism among military personnel.

Key words: information and psychological impact, vocational education, psychological warfare, information warfare, modular training, educational program

О.Л. Поминова, д-р пед. наук, проф., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, E-mail: ol1958@mail.ru

О.В. Гаврилов, канд. пед. наук, ст. преп., Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии

Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: GavrilvOleg978@yandex.ru

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ РАСПОЗНАВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Формирование способности информационно-психологического противодействия в современных условиях предполагает наличие способностей по сбору, обобщению и анализу исторической и современной обстановки; владение методами и способами прогнозирования последствий идеологической подрывной пропаганды и психологического воздействия на военнослужащих, охраняющих общественный порядок в стране и участвующих в специальной военной операции. В данной статье авторы рассматривают основные аспекты системы обучения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации через модульный образовательный курс информационно-психологического противодействия. Проблема достаточно актуальна в условиях отсутствия единой концепции информационной безопасности военнослужащих, а предложенный вариант образовательной программы позволяет существенным образом скорректировать сложившуюся ситуацию. Материал статьи является основой для создания не только обучающих курсов, но и программ по воспитанию гражданской позиции и патриотизма у военнослужащих.

Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, профессиональное образование, психологическая война, информационная война, модульное обучение, программа воспитания

Тема обеспечения противодействия информационно-психологическому воздействию на человека одновременно не нова, но до сих пор современна и достаточно актуальна. Основные приемы информационно-психологического воздействия с исторической точки зрения берут свое начало в период распада первобытнообщинного строя, в эпоху рабовладельческих войн, когда противника устрашали мощью, часто искусственно нагнетаемой. Чигиз-хан, Ганнибал, Ксеркс нередко пугали войска противника неведомым для них оружием. В древнейшем трактате «Искусство войны» знаменитого полководца Китая Сунь Дзы настойчиво рекомендовали подрывать престиж противника всеми доступными средствами, используя намерения самых подлых людей, препятствовать всеми способами наведению порядка в войсках неприятеля. Все последующие эпохи демонстрируют примеры наличия и применения информационно-психологиче-

ского воздействия на участников военных действий [1, с. 26; 2]. Современный мир продолжает эту порочную, но, при определенных обстоятельствах, достаточно эффективную практику борьбы с вооруженными силами противника. Мы убеждены, что информационно-психологическому противодействию необходимо обучать как в теоретическом, так и в практическом форматах, что детерминирует актуальность темы данной статьи. Таким образом, цель данного исследования - разработка и реализация системы обучения способам распознавания и противодействия современным направлениям информационно-психологического воздействия на военнослужащих. В рамках статьи необходимо было решить несколько задач: обосновать ключевые позиции для отбора содержания обучающих программ, направленных на освоение способов распознавания и противодействия современным направлениям информационно-психологического воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.