Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ'

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1714
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ НЕМЕЦКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ / НЕМЕЦКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашова Нина Николаевна

В данной статье анализируются различные стратегии современной образовательной политики Германии. Дается общая характеристика социальных, демографических и экономических факторов, обуславливающих изменения в образовательной политике страны и ориентацию на создание системы непрерывного образования. В частности, в статье обобщенно рассматриваются этапы обучения в Германии, ключевые особенности системы высшего образования в стране, негативные и позитивные тенденции в связи с трансформацией немецкой концепции высшего образования в условиях Болонского процесса; уделяется внимание проблеме дуального обучения, его достоинствам и недостаткам, а также институту репетиторства как неотъемлемому эквиваленту высшего немецкого образования. Также в статье затронута проблема цифровизации образования в немецких вузах, приводятся результаты исследований внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс высших учебных заведений Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL SYSTEM IN MODERN GERMANY

This article analyzes various strategies of the modern educational policy in Germany. A general description of the social, demographic and economic factors that determine changes in the country’s educational policy and orientation towards the creation of a system of continuous education is given. In particular, the article summarizes the stages of education in Germany, the key features of the higher education system in the country, negative and positive trends in connection with the transformation of the German concept of higher education in the conditions of the Bologna process, pays attention to the problem of dual education, its advantages and disadvantages, as well as the institution of tutoring as an integral equivalent of higher German education. The article also touches upon the problem of digitalization of education in German universities, presents the results of studies on the introduction of digital resources into the educational process of higher educational institutions in Germany.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ»

Система образования в современной Германии

Кудашова Нина Николаевна,

доцент, кандидат филологических наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: nkudaschova@mail.ru

В данной статье анализируются различные стратегии современной образовательной политики Германии. Дается общая характеристика социальных, демографических и экономических факторов, обуславливающих изменения в образовательной политике страны и ориентацию на создание системы непрерывного образования. В частности, в статье обобщенно рассматриваются этапы обучения в Германии, ключевые особенности системы высшего образования в стране, негативные и позитивные тенденции в связи с трансформацией немецкой концепции высшего образования в условиях Болонского процесса; уделяется внимание проблеме дуального обучения, его достоинствам и недостаткам, а также институту репетиторства как неотъемлемому эквиваленту высшего немецкого образования. Также в статье затронута проблема цифровизации образования в немецких вузах, приводятся результаты исследований внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс высших учебных заведений Германии.

Ключевые слова: современное немецкое образование, образование в Германии, немецкая образовательная политика, непрерывное образование, управление образованием.

Современная немецкая образовательная политика обусловлена рядом причин, среди которых, на сегодняшний день, на первое место выходят ускоренные темпы экономических и технологических изменений в государстве, социальные и демографические изменения в стране, отсюда - недостаточность молодых высокопрофессиональных специалистов в различных секторах экономики, так называемый «кадровый голод», и, как следствие, высокая конкурентность за высококвалифицированные кадры на рынке человеческих ресурсов Германии. Кроме того, существенно изменились и требования современного поколения работодателей, тем самым, создав обновленную экономическую формацию из молодых конкурент-носпособных и высокопрофессиональных предпринимателей, руководителей проекта, ориентированных на самореализацию и индивидуализацию, проектную работу, а также на новые современные средства коммуникации. Все эти факторы побудили власти направить образовательную политику страны на поиск целенаправленных и ин-новативных кадровых решений и обратили внимание на создание эффективной системы государственного управления подготовки кадров, образовательной политики, направленной на решение социально-ориентированных проблем в сфере образования и ориентацию сознания социума на непрерывное обучение и повышение профессионального уровня специалистов.

В связи с этим, Закон об образовании ФРГ предоставляет каждому немецкому гражданину возможность в течение всей жизни бесплатно получить любое образование, а также повышать свою профессиональную квалификацию. Особенности процесса немецкого непрерывного образования, в соответствии с Законом, подробно описано в исследованиях Л.И. Писаревой [7], согласно которым, образование в Германии условно можно разделить на два взаимообусловленных этапа - формальное (начальное, среднее и высшее), которое непосредственно предшествует профессиональной деятельности немцев, и информальное образование, дальнейшее, представляющее из себя интеграцию профессиональной занятости и обучение в специальных образовательных учреждениях, ориентированных на взрослое население Германии.

Рассмотрим основные особенности системы образования в современной Германии, а также ее специфику на всех ступенях обучения.

Первый этап обучения в ФРГ начинается в дошкольных образовательных учреждениях - детских садах (Kindergarten) или в дошкольных группах при немецких школах (Schulkindergarten) с возраста трех-четырех и до шести лет.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Система школьного обучения в Германии представляет из себя обучение на протяжении 13 лет и, в свою очередь, делится на два этапа: начальную школу и среднюю.

В исследованиях Ю.И. Морозовой [5] рассматриваются многочисленные программы школьного обучения в Германии, раскрываются особенности автономного управления школ в разных областях страны, специфика и длительность обучения в разных образовательных учреждениях, которые, по сравнению с российскими школами с единой образовательной программой, отличаются многообразием и предметными особенностями.

Поэтому после начальной школы, в которой немцы учатся с 6-и до 12-14 лет, в зависимости от установленного срока обучения на данной федеральной земле, дальнейший выбор средней школы зависит от профессиональной ориентации ученика, уровня знаний и рекомендаций преподавателя, обучение в которых реализуется в образовательных учреждениях основных трех типов: основная школа (Hauptschule), реальная школа (Realschule) и гимназия (Gymnasium). В этих учебных заведениях учебные планы и образовательные направления существенно различаются, что позволяет обучающимся уже на данной ступени образования определиться с дальнейшими профессиональными ориентациями и уровнем образования в целом.

На основе сравнительного анализа типологии образовательных учреждений средней школы Германии Т.И. Аникиенко [1], мы можем заключить, что, в зависимости от уровня знаний, собственных интересов и желаний родителей, немцы чаще всего выбирают для дальнейшего продолжения среднего обучения реальную школу (40% обучающихся), позволяющую получить профессиональное образование в сферах торговли, социального обслуживания и госслужбы. При успешном окончании реальной школы обучающиеся имеют возможность перейти в выпускной класс гимназии и впоследствии получить высшее образование в немецких университетах, вузах.

Не менее популярной среди немцев (25% обучающихся) остается основная школа, предназначенная для обучающихся, которые не рассматривают возможность продолжения обучения в университетах и получения высшего образования. Обучение в реальной и основной школе, в зависимости от особенностей освоения учебных программ, составляет два-три года, после которых немцы имеют возможность получить средне-специальное образование в профессиональных училищах.

По статистическим данным, приведенным в исследованиях Е.П. Зуевой [3], около 90% обучающихся в Германии преимущественно выбирают профессиональное образование, в процессе которого 5 происходит интеграция теоретического обучения о в профессионально-техническом училище и прак-й тического обучения, непосредственно, на предпри-° ятии, тем самым, на первый план выходит освое-5в ние профессии в реальных условиях и представля-

ет собой дуальную или двойную систему обучения, включающую в себя освоение признанных государством профессий, таких как автомеханик, электромонтер, коммерсант, маляр, столяр, парикмахер, продавец, помощник врача и т.д.

Таким образом, популярность обучения в реальной или основной школе среди немцев обусловлена, на наш взгляд, получением качественного профессионального образования и возможностью раньше начать свою профессиональную карьеру благодаря тому, что немецкая дуальная система образования хорошо интегрируется в экономику страны и, тем самым, служит гарантом занятости молодежи и снижением уровня безработицы. Это также подтверждают исследования Е.П. Зуевой [3], согласно которым престижность аттестата зрелости после окончания гимназии и возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях Германии, в университетах, привлекает не более 10% обучающихся. В то же время, одним из незначительных недостатков немецкой дуальной системы профессионального образования можно отметить большую нагрузку на студентов, а также возможность прохождения производственной практики непосредственно в компании, с которой заключен договор об образовании, и невозможностью прохождения стажировки в другой компании или другой экономической отрасли.

Тем не менее, несмотря на популярность профессионального образования среди немцев, гимназии, ориентирующиеся на учебные программы гуманитарного образования, являются на сегодняшний день наиболее престижным видом обучения, которое длится девять лет (с 5 по 13 класс), и по окончанию которого немцы получают аттестат зрелости, т.е. у них существует возможность подавать документы и продолжать обучение на различных факультетах германских университетов или в центрах повышения квалификации. Учебные программы в гимназиях Германии отличаются углубленным содержанием и вариативностью, а также включают в себя освоение обучающимися двух иностранных языков на выбор.

Кроме основных средних учебных заведений ФРГ, в исследованиях Т.И. Аникиенко [1] рассматривается специфика профессиональных школ или школ профессионального обучения (Professionalschule), предназначенных для обучающихся, которые имеют желание получить только рабочую специальность и не рассматривают возможность получения высшего образования, о которых мы упоминали ранее, а также особенности обучения в так называемых объединенных школах (Gesamtschule), учебные программы которых интегрируют программы реальной школы и гимназии, совмещая, тем самым, техническое и гуманитарное обучение, в результате которого обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по программе гимназии, имеют возможность продолжить обучение в университетах Германии.

По данным исследований С.Г. Корляковой и Е.Ю. Шацкой [4], система высшего образования

в Германии объединяет в себя более 400 высших учебных заведений, из них финансируемые из государственного бюджета составляют более 300, обучение в которых интегрирует основные направления международного высшего образования, такие как классические университеты (Universität), технические вузы (Technische Universität), а также общие университеты (Gesamthochschulen). Кроме этого, существует несколько учебных заведений, обучение в которых приравнено к получению высшего образования, такие как педагогические институты (Pädagogische Hochschule), медицинские колледжи (Hochschule für Medizin), философско-теологические колледжи (Theologische Hochschule), колледжи спорта (Sporthochschule) и т.д. Одними из самых популярных специальностей в ФРГ, по данным Т.И. Аникиенко [1], являются электротехника, инженерия, экология, строительство и машиностроение, а также аграрное образование.

Нужно отметить, что с момента подписания Бо-лонской декларации государствами-членами ЕС вся европейская система высшего образования подверглась серьезным изменениям. Подробные исследования и результате реформ высшего образования Германии приводятся в работах О. Ходжи-ева [9], в которых рассматривается соответствие системы высшего образования Германии современному миру, а также процесс реформирования системы образования до 2020 года, обусловленных реализации Болонской декларации. В результате реформаторской деятельности со стороны правительства Германии и руководства высших учебных заведений, на сегодняшний день около 90% немецких вузов реализуют свои учебные программы по системе бакалавриата и магистратуры.

В соответствии с этим, мы можем сделать заключение, что в системе высшего образования ФРГ на сегодняшний день наблюдаются изменения в реализации тенденций формирования так называемой «академической свободы» как главного принципа высшего образования Германии в прошлом, направленной на реализацию студентами самостоятельной научной работы и научных исследований. В связи с этим, в исследованиях Д.А. Финка [8] говорится о противоречиях между немецкими университетами и Болонским процессом в виде коммерциализации системы высшего образования, где научное исследование отошло на второй план и определило преимущество фактических, а не исследовательских знаний.

В данном ключе видятся нам работы Е.В. Не-борского [6], в которых реформаторский процесс высшего немецкого образования представляется в виде ущемления национальной системы образования, в которой предоставлялось право выбора студентами изучаемых дисциплин и возможность индивидуальной программы каждого учебного семестра, а также прохождения практики или поездки за границу по обмену, что могло существенно увеличить срок обучения стандартных пяти лет, но, в то же время, по мнению автора, сохраняло

индивидуализацию обучения и академическую свободу, характерную для сохранения национальных традиций высшего немецкого образования.

Тем не менее, одной из позитивных тенденций всвязистрансформациейвысшегонемецкогообра-зования в условиях Болонского процесса, вслед за О. Ходжиевым [9], можно определить возможность дополнительных правительственных инвестиций, направленных на развитие научных исследований и федеральных образовательных программ, одними из которых выступают «Инициатива-Эксцеллент» (Exzellentinitiative) и «Пакт качества для обучения» (Qualitätspakt Lehre), которые к 2020 году реализуются в 186 высших учебных заведениях Германии и отличаются повышенным качеством обучения и модернизацией системы консультирования студентов. В связи с этим, в системе немецкого высшего образования отмечается растущее число международных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по признанным специальностям (экономика, право и общественные науки), преподаваемых преимущественно на английском языке и предоставляемых, в большей степени, на бесплатной основе.

Классическое университетское образование в ФРГ на ступени бакалавриата, по данным исследования Д.А. Финка [8], включает в себя два этапа: обучения в университете (Studium) и двухгодичную практику (Referendariat), каждый из которых завершается сдачей «государственного» экзамена (Staatsexamen). Подготовка к государственному экзамену включает в себя усвоение междисциплинарного обширного учебного материала, что, в свою очередь, интегрирует в систему высшего образования Германии институт репетиторства (Repetitorium) в виде консультативной работы с молодым практикующим специалистом для активного и углубленного повторения всех предметов и успешного написания итоговой контрольной работы (Klausur) и представляет собой неотъемлемый эквивалент немецкого высшего образования. По окончании программы бакалавриата, после выполнения дипломной работы, студентам присваивается ученая степень Бакалавр (Bachelor/ Bakkalaureus).

Магистерские программы ориентированы, прежде всего, на научно-исследовательскую работу студента, по окончанию которой, после сдачи государственных экзаменов и дипломного проекта, присваивается степень Магистра (Master).

Кроме этого, согласно исследованиям Д.А. Финка [8], в современной Германии активно развиваются интегрированные формы высшего обучения, сочетающие время обучения в университете со специальной профессиональной подготовкой, представляющие из себя освоение учебных курсов в области бизнеса, а также инженерных и компьютерных наук, являющиеся дополнением к основной профессиональной подготовке студента. К таким программам относятся программы МВА (Мастер делового администрирования -Master of Business Administration).

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таким образом, высокий уровень высшей образовательной системы Германии определяется, на наш взгляд, следующими основными причинами: разработка и интеграция в программы высшего образования различных инновационных учебных технологий и регулярное партнерство в сопровождении образования и стажировки конкурент-ноориентированных специалистов.

В соответствии с действующим в ФРГ Законом о высшем образовании и современной реформой преподавания и обучения в вузах, в процессе освоения учебных программ и консультативной деятельности студентов, в высших учебных заведениях страны широко используются дистанционное обучение, а также информационные и коммуникационные технологии и ресурсы, которые представляют собой инновативные мультимедийные программы и учебные курсы с виртуальными модулями, такие как интернет-учебники, виртуальные лекции (Teleseminar), электронные образовательные ресурсы с интерактивными элементами, электронные учебники с сетевыми компонентами и различной степенью гибкости изучения и т.д.

Тем не менее, вслед за М.Е. Беломестновой [2], мы обращаем внимание на проблему процессов цифровизации, внедрения цифровых и электронных ресурсов в учебный процесс в высших учебных заведениях Германии, обусловленных современными эпидемиологическими условиями, и частичного перехода на электронные образовательные площадки. В результате, все университеты Германии, на сегодняшний день, после сложного адаптационного периода, перешли на полноценное дистанционное обучение, подразумевающее проведение видео лекций в программах ZOOM и MS Teams, онлайн-дискуссий и консультаций между преподавателями и студентами в режиме реального времени, офлайн-общение между преподавателем и студентом по электронной почте для получения студентами учебной информации, инструкций и обратной связи в виде выполненных заданий и упражнений.

По результатам социологического исследования, проведенного Институтом развития высшего образования Германии (HIS-Institut für Hochschulentwiсklung), приведенного в исследованиях М.Е. Беломестновой [2], президенты и ректоры 368 немецких высших учебных заведений за 2020-2021 учебный год обозначают в качестве основных направлений в развитии цифровизации университетов модернизацию технического оборудования и расширение применения лицензионного программного обеспечения для проведения видеоконференций, внедрение образовательных модульных платформ в учебный процесс, а также апгрейдинг серверной части цифрового оборудования. Профессорско-преподавательский со-5 став университетов Германии, в качестве основ-5 ных проблем цифровизации образования в пери-gy од пандемии, определил также недостаточность ° технического оснащения, недостаточную инфор-5в мационную и методическую поддержку в виде по-

вышения профессиональных компетенций в сфере электронного обучения, а также повышенную нагрузку.

Существующие противоречия между снижением качества немецкого университетского образования по причине полного перехода на онлайн обучение в свете современных условий и, вместе с этим, необходимостью внедрения инновационных образовательных программ, необходимых для национальной и международной профессиональной конкурентноспособности, определили проблему трансформации будущего высшего образования Германии в современный инновационный образовательный университетский ландшафт, основанный на смешанных формах и решениях, подразумевающих интеграцию дистанционного и очного обучения. Этим обусловлено наличие, уже на сегодняшний день, на многочисленных интернет-порталах немецких университетов открытых образовательных онлайн-курсов (MOOCs, Massive Open Online Courses) и электронных образовательных ресурсов (OER, Open Educational Resources), нацеленных на обучение студентов по всему миру, а также на возможность ознакомиться с университетскими курсами потенциальным студентам.

Таким образом, активно развивающееся в настоящее время дистанционное высшее образование в Германии нацелено на удовлетворение образовательных потребностей целого ряда социальных групп населения, таких как группы студентов с ограниченными возможностями здоровья, иностранных студентов, обучающихся, имеющих семьи, и способствует организации более гибкого доступа к высшему образованию в целом.

Литература

1. Аникиенко Т.И. Специфика системы образования в Германии / Т.И. Аникиенко // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мат-лы XIV междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск: КГАУ, 2016. - С. 9-12.

2. Беломестнова М.Е. Цифровая трансформация высшего профессионального образования в Германии: новые вызовы и возможности в период пандемии Covid-19 / М.Е. Беломестнова // Вестник педагогических наук. - 2021. -№ 4. - С. 77-81.

3. Зуева Е.П. Обучение на протяжении всей жизни (система непрерывного образования в германии) / Е.П. Зуева // Развитие системы непрерывного образования в условиях индустрии 4.0: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. -Екатеринбург: УГЭУ, 2019. - С. 76-79.

4. Корлякова С.Г. Особенности системы высшего образования Германии / С.Г. Корлякова, Е.Ю. Шацкая // Вестник магистратуры. - Т. 1: Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 65-67.

5. Морозова Ю.И. Особенности системы образования в Германии / Ю.И. Морозова // Научные стремления. - 2014. - № 11. - С. 55-56.

6. Неборский Е.В. Немецкая концепция образования: ключевые аспекты и трансформация в условиях болонского процесса / Е.В. Неборский // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 3. - URL статьи: http:// naukovedenie.ru/PDF/113PVN315.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

7. Писарева Л.И. Формирование современной системы непрерывного образования в Германии / Л.И. Писарева // Школьные технологии. -2015. - № 1. - С. 51-58.

8. Финк Д.А. Система образования в Федеративной Республике Германия / Д.А. Финк // Право и государство. - 2017. - № 3-4. - С. 25-37.

9. Ходжиев О. О системе высшего образования Федеративной Республики Германия / О. Ходжиев // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 2-5. - С. 196199.

THE EDUCATIONAL SYSTEM IN MODERN GERMANY

Kudashova N.N.

Lomonosov Moscow State University

This article analyzes various strategies of the modern educational policy in Germany. A general description of the social, demographic and economic factors that determine changes in the country's educational policy and orientation towards the creation of a system of continuous education is given. In particular, the article summarizes the stages of education in Germany, the key features of the higher education system in the country, negative and positive trends in connection with the transformation of the German concept of higher education in the conditions of the Bologna process, pays attention to the problem of dual education, its advantages and disadvantages, as well as the institution of tutoring as an integral equivalent of higher German education. The article also touches upon the problem of digitalization of education in German universities, presents

the results of studies on the introduction of digital resources into the

educational process of higher educational institutions in Germany.

Keywords: modern German education, education in Germany,

German educational policy, continuous education, education management.

References

1. Anikienko T.I. The specifics of the education system in Germany / T.I. Anikienko // Science and education: experience, problems, development prospects: materials of the XIV Intern. scientific-practical. conf. - Krasnoyarsk: KSAU, 2016. -pp. 9-12.

2. Belomestnova M.E. Digital transformation of higher professional education in Germany: new challenges and opportunities during the Covid-19 pandemic / M.E. Belomestnova // Bulletin of Pedagogical Sciences. - 2021. - No. 4. - pp. 77-81.

3. Zueva E.P. Learning throughout life (the system of continuous education in Germany) / E.P. Zueva // Development of the system of continuous education in the conditions of industry 4.0: materials of the international. scientific-practical. conf. - Yekaterinburg: USUE, 2019. - pp. 76-79.

4. Korlyakova S.G. Features of the system of higher education in Germany / S.G. Korlyakova, E. Yu. Shatskaya // Bulletin of the Magistracy. - T.1: Pedagogical sciences. - 2014. - No. 3. -pp. 65-67.

5. Morozova Yu.I. Features of the education system in Germany / Yu.I. Morozova // Scientific aspirations. - 2014. - No. 11. -pp. 55-56.

6. Neborsky E.V. German concept of education: key aspects and transformation in the conditions of the Bologna process / E.V. Neborsky // Internet journal "Science". - 2015. - T.7. - No. 3. - URL of the article: http://naukovedenie.ru/PDF/113PVN315. pdf (date of access: 04.02.2022).

7. Pisareva L.I. Formation of the modern system of continuous education in Germany / L.I. Pisareva // School technologies. -2015. - No. 1. - pp. 51-58.

8. Fink D.A. Education system in the Federal Republic of Germany / D.A. Fink // Law and State. - 2017. - No. 3-4. - pp. 25-37.

9. Khodzhiev O. On the system of higher education of the Federal Republic of Germany / O. Khodzhiev // Actual scientific research in the modern world. - 2021. - No. 2-5. - pp. 196-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.