Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ П.КАДЫРОВА «ЗВЕЗДНЫЕ НОЧИ»'

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ П.КАДЫРОВА «ЗВЕЗДНЫЕ НОЧИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1053
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роман / Бабур / поэт / правитель / поэзия / писатель / классика. / novel / Babur / poet / ruler / poetry / writer / classic.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хамидова, Мехринисо Шарофовна

Данная статья посвящена композициям и образом романа П.Кадырова «Звездные ночи». П.Кадыров художественно обосновывает противоречия, возникающие тогда, когда в одном образе совмещаются качества поэта и правителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF IMAGES IN P.KADYROV'S NOVEL "STARRY NIGHTS"

This article is devoted to the compositions and image of P. Kadyrov's novel "Starry Nights". P. Kadyrov artistically substantiates the contradictions that arise when the qualities of a poet and a ruler are combined in one image.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ П.КАДЫРОВА «ЗВЕЗДНЫЕ НОЧИ»»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ П.КАДЫРОВА «ЗВЕЗДНЫЕ НОЧИ»

Хамидова Мехринисо Шарофовна

Преподаватель Родного языка и литературы Средняя общеобразовательная школа, специализирующийся на компьютерных науках и

Данная статья посвящена композициям и образом романа П.Кадырова «Звездные ночи». П.Кадыров художественно обосновывает противоречия, возникающие тогда, когда в одном образе совмещаются качества поэта и правителя.

Ключевые слова: роман, Бабур, поэт, правитель, поэзия, писатель, классика.

This article is devoted to the compositions and image of P. Kadyrov's novel "Starry Nights". P. Kadyrov artistically substantiates the contradictions that arise when the qualities of a poet and a ruler are combined in one image.

Keywords: novel, Babur, poet, ruler, poetry, writer, classic.

ВВЕДЕНИЕ

Степень писательского мастерства выражается, прежде всего, в таком важнейшем компоненте художественного произведения, как его композиционное решение. Свой идейно-художественный замысел писатель воплощает через образы конкретных личностей.

Наличие своеобразных характеров, образ их действий, мыслей, их переживания дают художнику возможность воплотить в своем произведении определенную грань действительности, определенные отношения, существующие между людьми.

В исторических событиях, описанных в романе П. Кадырова «Звездные ночи», З.М. Бабур выступает в разных ипостасях: то как правитель, то как поэт. В историко-биографическом романе «Звездные ночи» отражены события, происходившие в Мавераннахре и Хорасане в конце XV - начале XVI вв. Бабур является участником всех событий, начиная с II - летнего возраста и вплоть до последних мгновений своей жизни.

В характере Бабура писатель соединяет как положительные, так и отрицательные качества: гуманность и несправедливость, сострадание и

информационных технологиях АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

беспощадность. Подтверждение этой нашей мысли можно найти в главе романа «Кабул. Бурлящая река ищет себе русло»:

«Бабур стал вспоминать свои добрые дела и злые. Беспощадное окружение научило и его быть безжалостным. От здесь, в самом Кабульском вилояте его воины беспощадно расправились с людьми племени хирилчи за грабежи караванов, в самую страдную пору были вырезаны десятки юношей воинов племени хазар...

Описание этих кровавых событий Бабур последовательно заносил в книгу жизни «Вакои». Но ему хотелось, как много дольше держать от жестокостей жизни Хумаюна, не достигшего зрелости и глядящего на мир с детской доверчивостью.

- Не теряй бдительности, - сказал Бабур, - не все мои деяния заслуживает похвалы!

- О каких деяниях вы говорите, мой повелитель?

- То горестные деяния. То моя судьба. ».

Автор романа пытается показать характер Бабура во всей его сложности. Жизнь и деятельность Бабура основывается на исторических фактах, и, с одной стороны, он показан как утонченного вкуса поэт, восхищающийся жизнью, просветитель, ценящий науку, с другой же - как агрессивный воитель, создававший башни из человеческих голов, как жестокий правитель, притеснявший народ.

В «Шах - наме» Фирдауси рассказывается об одной легенде. Когда венценосец Заххоки Морон взошел на трон, по обе стороны от него возвысили свои головы две кровожадные змеи. Чтобы насытиться, они постоянно требуют человеческих жертв.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В романе «Звездные ночи» имеется эпизод, когда Ахмад - лентяй направляется со своими воинами в горные кишлаки для сбора подати, в то время как Бабур находится в Оше. Племя чатраков, отказывается платить подать, подвергается экзекуции: Ахмад велит отрубить им головы и бросить их к ногам Бабура. Бабур - просветитель, но он и правитель, угнетающий народ, а беки вокруг него подобны ненасытным змеям. «Чтобы поверить в верную службу воина, необходимо, чтобы он вел учет отрезанных им голов» - кажется неестественным, что в голове молодого, просвещенного поэта роятся такие мысли.

В настоящем эпизоде показан конфликт между Бабуром - поэтом и Бабуром - правителем, здесь находить свое отражение борьба между ними.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Увидев отрубленные головы, Бабур - поэт бледнеет. Бабуру - правителю же кажется, что было бы несправедливо не воздать тем воинам, что отрубили головы врагам. Для того, чтобы подобные дела «справедливости» были продолжены, Бабур награждает своего бека «особым мечом с золотой рукоятью». Дает указ вооруженным людям и впредь защищать интересы престола, даже если при этом народ будет ввергнут в нищету.

По прошествии времени багдадский меч с золотой рукоятью, некогда подаренный Ахмаду - лентяю за его заслуги перед короной, падет на голову самого Бабура. Но Бабур - поэт, использующий идеи гуманизма спасет здесь Бабура - правителя от смерти, его добрые дела отклоняют острие меча. Ахмад -лентяй потерпит поражение в битве с Шейбанидами, его зарубят вместе с его братьями. Голову Ахмада отрубят также жестоко, как он некогда поступил с племенем чатраков, и бросят к ногам Шейбани хана.

Просвещенный Бабур усмотрит в этих событиях какую-то внутреннюю справедливость. То есть истину: что меч, врученный убийце падет, когда - либо на голову своего хозяина. Человеколюбие начинает превалировать в чувствах Бабура. Он чувствует, что жить стоит только во имя народа, во имя претворения в жизнь его (народа) чаяний и помыслов, во имя его спокойствия. Дитя своего времени Бабур желает объединить разрозненные вилояты Мавераннахра, берет в руки меч, воюет в целях, «оставив родину, на Индию стремится» и, в конце концов, сам становится жертвой политики завоевания.

П. Кадыров художественно обосновывает противоречия, возникающие тогда, когда в одном образе совмещаются качества поэта и правителя. Один из персонажей романа - Хондамир - полагает, что уж, коль скоро Алишер Навои и Хусейн Байкара не могли сосуществовать в одном городе, ниже в одном государстве, Бабуру было трагично трудно примерят в душе поэта и правителя. И это действительно так.

Центральная идея романа «Звездные ночи» в том, что весьма неустойчиво положение тех, кто увлечен накоплением богатств, золота, кто видит смысл жизни лишь в наслаждениях: судьба их бьет. И напротив, те герои, что живут в чистоте, в праведности, трудятся, пройдя различные испытания, обязательно достигают желаемого.

Традиция изустного народного творчества, когда добро побеждает зло, присуща этому произведению. Наряду с центральным в романе образом Бабура, писатель дает описание целей галереи положительных и отрицательных образов. Они важны для выявления важных черт в фигуре Бабура. Один из таких персонажей - малика Байда - исполняет то, что не сумел сделать ее сын

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Ибрагим Лоди. Для того, чтобы отомстить агрессору, дабы возвратить его восвояси, она использует хитрость. Ей удается с помощью рабыни, прислуживающей на кухне, положить яд в пищу Бабура. Когда тайна оказывается раскрытой, все участники заговора - повар, рабыня Малики Бейди, посредник Бахлул чашнагир - отправляются на казнь. Бабур же предается такого рода размышлениям:

«Трудно завоевателю, прибывшему из другой страны, ибо веками не заживают раны, нанесенные его мечом...Необходимо много лет, чтобы совладать с этим народом. Хватит ли на это жизни? Да и достижима ли эта цель или это мираж?». Когда к Бабуру вводят Малику Бейда со связанными за спиной руками, глаза у нее сверкают от радости, ибо ей кажется, что Бабур худ и болезненно немощен.

В этом эпизоде Малика предстает перед нами в образе женщины -патриотки, самоотверженно мстящей завоевателю ее народа, готовая ради этого на все. Бабур же показан как понаторевший в государственных делах муж, умеющий выбираться из самых сложных ситуаций. «Как же ... поступить Бабуру с безоружной женщиной - матерью? Как добиться уважения людей, избежать их ненависти?».

Острое оружие, которое хотела использовать Малика Бейда, Бабур обращает против нее самой. Он вопрошает женщину - патриотку, отчего это она не сумела уберечь своего сына? Малику Бейда этот вопрос повергает в смущение; пытаясь оправдаться, она говорит о том, что несправедливая власть является источником многих бед, она разрушает даже отношения между детьми и родителями. «Я была всего лишь матерью. Я не могла приказывать моему сыну - правителю!». Бабур понимает, что Малика Бейда в нравственном отношении сильнее его, и поэтому он желает отобрать у нее последнее оружие, повергнуть ее, как ему кажется, в муки совести. «Пусть Малика станет свидетелем наших дальнейших побед. Пусть поверит в то, что сильный отвечает на зло добром. Если у Малики есть совесть, пусть она тревожится по тому поводу, что мы свершили то, что не удалось сделат ее сыну. Если же совести у нее нет и душа ее полна скорпионов ненависти, что ж, пусть они жалят ее саму».

Отношение к женщине показывает степень развития общества и, одновременно, отношение к людям искусства. Мы можем наблюдать, как эта проблема в сравнительном плане решается в произведении. Писатель показывает отношение к женщине двух правителей - Шейбанихана и Бабура и через это раскрывает определенные грани их духовного мира.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

В государствах, им завоеванных, Шейбани-хан мучает женщин. Он даже готов на обман, для того лишь только, чтобы достигнуть своих желаний. Зухра - бегим он признается в своей любви, попирает чувства Хонзода - бегим, пользуется ситуацией, отдает приказ Мансуру бахши - мучителю Хадичи -бегим, берет себе в гарем Каракуз - бегим, состоящую в браке с другим мужчиной. Анализируя эти поступки, можно проникнуть в духовный мир Шейбани-хана.

Что же касается отношений Бабура к Айше - бегим, Хонзоды-бегим, Мохим-бегим и даже к своему врагу - Малике Бейда, то это отношение содержит в себе нравственный кодекс той эпохи.

Гуманное отношение к женщине характеризует Бабура с положительной стороны. Особенно такие моменты, как то, что он встречая из Кабула Мохим -бегим у озера Жалоли, спешивается, и некоторое время идет к ней на встречу подле своего коня, дает разрешение на построение медресе, названное именем Хонзоды - бегим. В решении многих проблем своей эпохи Бабур руководствовался самостоятельным, собственным мнением. В каждом образе писатель стремится воплотить определенную идею. Большую смысловую нагрузку несут даже такие эпизодические образы как, например, уста Джурджи, Чули бобо;

Автор проводит своего главного героя через целый ряд сложных переживаний и коллизий. Драма зодчего, несколько раз бывшего на краю гибели, заключается в органически присущем ему чувстве справедливости и честности, в его творческой, созидательной натуре, всегда стремящейся дойти до самой сути. Отсюда закономерен и логичен конфликт зодчего с власть предержащими.

Удачной представлена в романе линия Бадиа - Зульфикар. Любовь этих персонажей придает новую интонационную окраску всему роману, обогащает его событийный ряд, позволяет более полнее, рельефнее оттенить характер главного героя - зодчего. Автор наделяет Бадию живыми, яркими, запоминающимися чертами. Женственная, красивая, нежная, она может быть смелой, решительной, боевой. Характер ее показан в становлении и развитии.

Трагическая гибель ее брата, коварно убитого врагами, несчастья, которые преследуют ее семью, страдания ее отца, закаляют духовную силу Бадии. До последней минуты она не сдается. Погибают ее муж, сын, и сама она находит славную смерть с обнаженным мечом в руках в стане войска Абу Саида.

Художественный конфликт произведения очень напряженный: одно событие влечет за собой другое, еще более насыщенное драматическими

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

коллизиями. Связующим звеном событий является образ Наджмеддина Бухари. Следует сказать, на наш взгляд, и о ряде слабых мест в романе. Вплоть до 43 главы события в произведении развиваются последовательно, а 43-я глава как бы завершает 50 - летний отрезок истории. События же следующих 37 лет воссозданы выборочно.

Автор в данном случае нарушает принцип последовательности изложения, что снижает напряженность повествования. В частности, о важнейших событиях в жизни зодчего и его семьи за 57 лет сообщаются лишь краткие сведения.

В следующей главе мы узнаем, что в результате наступления войск Абу Саида гибнет семья зодчего. Читателю понятна авторская идея о том, что век падишахов, эмиров и беков недолог, а памятники культуры и имена их великих создателей навсегда останутся в исторической памяти народа. Всем своим произведением писатель доказывает эту мысль, и, действительно, прочитав роман, приходишь именно к такому выводу.

REFERENCES

1. Абрамов Г.И. Введение в литературоведение. - М.; 1970. - С. 129 - 154.

2. Аброров А. Узбек повести. - Т.: Г. Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти. 1976. - 252б.

3. Алимов М. Роман ва инсон. - Т.: Г. Гулом номидаги адабиёт ва санъат нашриёти. 1976. - 252б.

4. Алпатов А.В. Алексей Толстой - мастер исторического романа. - М.: Сов.писатель, 1958. - 356 с.

5. Анорбоев С. ва бошкалар. Бадиий ижод хакида. Совет ёзувчиларининг нутк ва маколалар туплами. - Т.: Узадабий нашр, 1960. - 276 б.

6. Avazov Komil Hollievich, Spiritual and Moral Aspects of the Formation of a sustainable Society International Journal of Humanities Social Sciences and Education 2017,4(10): 1-9

7. Komil Avazov Internal and external threats of modernity, security and stability of the modern society and their affinity//Thе article was presented for the publication in the bulletin Russia and the Moslem World. //Russia and the moslem world.

2017.№3 (297).

8. Саидов, С. (2022). ЯНГИ МАЪНАВИЙ МАКОННИ ТАШКИЛ ЭТИШДА ИБН МУКДФФА АСАРЛАРИНИНГ РОЛИ. International scientific journal of Biruni, 1(3), 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.