Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МНЕНИЙ БАБУРА О ШЕЙБАНИХАНЕ'

АНАЛИЗ МНЕНИЙ БАБУРА О ШЕЙБАНИХАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бабур / «Бабурнаме» / Мухаммад Хайдар / Хусейн Байкара / Шейбанихан / психологическое изображение / историческая победа / духовная побеждённость. / Babur / “Baburname” / Mukhammad Khaydar / Huseyn Baykara / Shaybanikhan / psychological picture / historical victory / spiritual vanquishing.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулаймонов, Исроил Исомиддинович

Данная статья посвящена раскрытию изображений личности, жизни, духовному состоянию Шейбанихана в «Бабурнаме». В нём рассуждается об объективной оценке данной Бабуром деятельности Шейбанихана. В частности, анализированы злодеяния Шейбанихана над домом Хусейна Байкары. Также раскрыто, что если даже Шейбанихан считается победителем с внешней стороны, но побежденным с духовной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BABUR’S OPINION ABOUT SHAYBANIKHAN

This article is devoted to the disclosure of the personality, life, spiritual state of Shaybanikhan in “Baburname”. It discusses the objective evaluation of the activity of Shaybanikhan given by Babur. In particular, it is analyzed the atrocities of Shaybanikhan over the house of Huseyn Baykara. It is also disclosed that even if Shaybanikhan is considered a winner from the outside, but defeated with spiritual.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МНЕНИЙ БАБУРА О ШЕЙБАНИХАНЕ»

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

АНАЛИЗ МНЕНИЙ БАБУРА О ШЕЙБАНИХАНЕ

Сулаймонов Исроил Исомиддинович

доктор филологических наук,

Самаркандский государственный университет, isroil-8103@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию изображений личности, жизни, духовному состоянию Шейбанихана в «Бабурнаме». В нём рассуждается об объективной оценке данной Бабуром деятельности Шейбанихана. В частности, анализированы злодеяния Шейбанихана над домом Хусейна Башары. Также раскрыто, что если даже Шейбанихан считается победителем с внешней стороны, но побежденным с духовной.

Ключевые слова: Бабур, «Бабурнаме», Мухаммад Хайдар, Хусейн Байкара, Шейбанихан, психологическое изображение, историческая победа, духовная побеждённость.

БОБУРНИНГ ШАЙБОНИЙХОН ХДЦИДАГИ ФИКРЛАРИ

ТАХЛИЛИ

АННОТАЦИЯ

Ушбу мацола «Бобурнома»да Шайбонийхон уаёти, шахсияти, рууий уолати тасвирининг ёритилишига багишланган. Унда Бобурнинг Шайбонийхон фаолиятига берган объектив бауоси хусусида фикр юритилган. Хусусан, Шайбонийхоннинг Хусайн Бойцаро хонадони бошига солган кулфатлари таулил этилиб, бунда Шайбонийхон ташци томондан голиб булса уам, маънавий жиуатдан маглуб шахс эканлиги очиб берилган.

Калит сузлар: Бобур, “Бобурнома ”, Мууаммад Хайдар, Хусайн Бойцаро, Шайбонийхон, рууий тасвир, тарихий галаба, маънавий маглублик.

ANALYSIS OF BABUR’S OPINION ABOUT SHAYBANIKHAN

ABSTRACT

This article is devoted to the disclosure of the personality, life, spiritual state of Shaybanikhan in “Baburname”. It discusses the objective evaluation of the activity of Shaybanikhan given by Babur. In particular, it is analyzed the atrocities of Shaybanikhan over the house of Huseyn Baykara. It is also disclosed that even if Shaybanikhan is considered a winner from the outside, but defeated with spiritual.

578

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

Keywords: Babur, “Baburname”, Mukhammad Khaydar, Huseyn Baykara, Shaybanikhan, psychological picture, historical victory, spiritual vanquishing.

ВВЕДЕНИЕ

Обзор материалов «Бабурнаме» показывает, что одним из самых частотных персонажей в мемуарах Захириддина Мухаммада Бабура является личность Шайбанихана объективно оценивая деятельность Шейбанихана, он считает его злейшим врагом династии тимуридов и отмечает, что все тимуридские принцы должны объединиться против этого противника: «Через Ходжу-Абу-ль-Макарима я передал такие слова: «Появился такой враг, как Шейбани-хан; вред от него одинаковый и тюркам и моголам; подумать о нем нужно теперь, пока он не совсем захватил удел и не очень возвеличился»[3;148]1. Автор произведения «Тарихи Рашидий» Мухаммад Хайдар, поддерживая эту мысль Бабура, пишет следующее о сильном влиянии Шейбани на ханов Мавереннахра и политическую обстановку в регионе: «Сей ничтожный слышал как-то от Ходжа Таджаддин Мухаммада, потомственного шайх ал-ислама той страны и поистине человека великого и почитаемого, обладающего различными достоинствами, [который рассказал] “В дни болезни [хана] наедине я сообщил ему, что, говорят, будто Шахибек хан примешал в вашу еду вредные для жизни [вещества], и в моем уме появилось намерение привезти испытанное противоядие из Китая и заняться обезвреживанием яда”. Хан сказал: “Да, Шахибек хан дал мне яд, и этот яд таков: [Шахибек хан] от [низкой] ступени поднялся до [высокой] ступени. Он взял нас, обоих братьев, в плен и освободил, и от того позора всякие болезни овладели моей натурой. Если для этого яда найдется противоядие, будет полезно»[23;236].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Из приведенного фрагмента, Мухаммад Хайдар в своем труда создаёт обобщённый образ Шейбанихана: хитроумный полководец, сильная личность, держащая окружающих в страхе, правитель, взявший плен ханов и предавший их мучительным пыткам.

Бабур же, следуя своему стилю, умело использует бейты, рубаи, газели из шедевров поэзии Востока для подтверждения своих размышлений. Сочетая

1Здесь и далее мы приводим фрагменты из русского перевода «Бабурнаме», осуществленного М.Салье, хотя анализ был проведён по адаптированному узбекскому тексту произведения: Задириддин Мухаммад Бобур. Бобурнома. Нашрга тайёрловчи СДасанов. Тошкент. Шарк. 2002. - 335.

579

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

лирику и прозу, он, в частности, приводит строки известного иранотаджикского поэта Саади. При этом мастерство Бабура состоит в создании иллюзии, словно Саади соглашается с ним:

«Сегодня гаси огонь, пока можешь погасить;

Огонь, если поднимется, сожжет весь мир.

Не давай врагу натянуть тетиву лука,

Пока сам можешь пустить стрелу [3;149].

Однако тимуридские принцы и султаны не придали значения словам Бабура, в результате чего, взошедший на трон Самарканда Бабур, был вынужден столкнуться лицом к лицу с этим заклятым врагом.

Изображение борьбы Бабура с Шейбаниханом и его войсками на поле битвы говорит о мастерстве автора. Кроме того, эти фрагменты непосредственно относятся к теме нашего исследования, поскольку в них отражена динамика психологического состояния исторических личностей -Бабура, Шейбанихана, военачальников и придворных, беков и даже простых солдат. В частности, в одно мгновение Шейбанихан чувствует себя победителем и в тот же миг в его настроении выступают признаки поражения, что он, нервничая, признаёт победу войск Бабура, а порой отступает, оставляя поле битвы. Переменчивость душевного состояния участников битвы в плане психологизма победителя и побеждённого передаётся Бабуром на высоком уровне художественного мастерства.

Следующие строки из «Бабурнаме» включают в себе описание начальной победы Шейбани хана, хотя чуть раньше Бабур писал: “В эту зиму наши дела были очень удачны, Шейбани-хану же не везло. Между тем, очень некстати случились одно-два обстоятельства. Люди, пришедшие из Мерва и занявшие Кара-Куль, не могли там удержаться, и Кара-Куль снова перешел к врагу. В крепости Даббуси находился младший брат Ибрахима-тархана, по имени Ахмед-тархан. Шейбани-хан, придя, осадил ее. Прежде чем мы могли собрать войско, подготовиться и снарядиться, Шейбани-хан взял крепость приступом и подверг всех жителей избиению» [3;129]. Хотя в приведенном отрывке исторические события освещаются объективно, все же автор, прежде всего, стремится передать дух того смутного времени. Бабур указывает на беспричастность других принцов-тимуридов в этих сложных условиях: «Из окрестных и соседних правителей пришли мне на помощь от хана - Айюб-бекчик, Кашка-Махмуд и баринцы - четыреста-пятьсот человек; от Джехангир-мирзы явился на подмогу младший брат Ахмеда Тенбеля, Халиль, и с ним сто

580

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

или двести человек. От такого опытного государя как Султан-Хусейн-мирза -никто ведь не знал дел и повадок Шейбани-хана лучше мирзы - не явился напомощь ни один человек; от Бади-аз-Замана-мирзы тоже никто не пришел, и Хусрау-шах, из опасения, не прислал никого» [3;129-130]. Как видно, Бабур предсказывает гибель семейства тимуридов, если они не сплотятся против общего врага, учитывая место Шейбанихана в политической жизни той эпохи: «В месяце шаввале я выступил в поход с целью дать бой Шейбани-хану, и вышел в сад Баг-иНау... Шейбани-хан, придя с другой стороны, остановился в окрестностях Ходжа-Кардзана. До них был примерно один йигач. На этой стоянке мы провели четыре-пять дней. Наши люди и люди неприятеля днем подъезжали с той и с другой стороны и перестреливались. Однажды люди врага подъехали во множестве. Произошел жестокий бой. Ни на чьей стороне не было перевеса. Один наш знаменосец, слишком неосторожно отступая, попал в ров. Некоторые говорили, что это было знамя Сиди-Кара-бека. Сиди-Кара, хотя и был ловок в словах, но с мечом был слаб»[3;130].

В данном описании боя психологизм победителя и побеждённого ещё не прослеживается чётко (Ни на чьей стороне не было перевеса). При этом автор, приводя пример одного из своих соратников (Сиди-Кара, хотя и был ловок в словах, но мечом был слаб), оговаривается, что не следует считать это поражением войска Бабура, а, скорее, отдаёт дань беспристрастности и объективности при описании своего душевного состояния и психологической характеристики противников.

В «Бабурнаме» изображение Бабура и Шейбанихана лицом к лицу даётся лишь один раз. Подробно комментируя данный отрывок, попытаемся определить, кому принадлежит статус победителя в это время.

Бабур, начавший войну «Причиной моего рвения было то обстоятельство, что в день битвы я увидел хорошее предзнаменование. Однако это ничего не значит; мы поспешили без всякого основания» [3;131], впоследствии признаёт, что совершил оплошность. Ещё недавно пьяный от победы Бабур вдруг становится побеждённым полководцем. Об этом он догадывается по поведению монгольских войск, примкнувших к ним в качестве подкрепления: «Это было не один раз; таков всегдашний обычай презренных моголов: победив, они хватают добычу, а если их побеждают, они сбрасывают с коней своих же людей и тоже хватают добычу»[3;132].

Говоря о своей сокрушительной атаке на шейбанидов, Бабур описывает боевой дух своих солдат следующим образом: «Мы несколько раз нападали на

581

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

противника и с боем оттесняли его; несколько раз наши передовые ходили в наступление. Люди, которые зашли нам в тыл, приблизились и начали пускать стрелы прямо в наше знамя. Они окружили нас, и наши люди дрогнули»[3;132]. Как видно, Бабур искренно верил в свою победу в этой битве, поэтому он пишет о своём нежелании проиграть бой Шейбанихану, утверждает, что воины не виновны в поражении и силы не равны: «Великое искусство в бою - эта самая «тулгама» (обход с фланга). Ни одного боя не бывает без «тулгама». Вот еще один способ: передние и задние беки и нукеры, все вместе, мчатся во весь дух, пуская стрелы; отступая, они тоже в беспорядке, во весь опор скачут назад»2.

После описания данных событий победитель Бабур становится Бабуром, которой бежит от наступления побежденного Шейбанихана. Своё безвыходное положение автор описал в следующих строках: «Со мной оставалось десять или двенадцать человек; река Кухек была недалеко, край моего правого фланга упирался в реку. Мы потянулись прямо к реке. Было время половодья. Достигнув реки, мы вошли в воду, как были - в кольчугах и латах. Больше половины реки мы прошли прямо по дну, дальше, на полет стрелы, была глубокая вода; мы вели лошадей вплавь, в латах и в сбруе, и так перешли реку. Выйдя из воды, мы срезали и побросали латы. Мы перебрались на северный берег и ушли от врага; больше половины из нас сбили с коней и раздели эти скверные моголы»[3;132-133]. Реалистично написаны моменты отступления войск Бабура, подавленное состояние солдат и коней в переправе, а также мародёрство и двуличность монгольских солдат.

Проанализированные фрагменты показывают, что Бабур остаётся верным своёму принципу описывать всё правдиво и беспристрастно: и своё поражение и победу заклятого врага Шейбанихана, и его военную тактику, и нестабильность монгольских воинов.

Будучи правителем Самарканда Бабур прекрасно осознавал, что Шейбанихан непременно наступит своим войском на этот стратегический город, и уделял большое внимания обороне. Совершая осаду Самарканда, Шейбанихан всё же не может добиться цели, его нервное и мучительное душевное состояние изображается Бабуром мастерски: «Через два-три дня Шейбани-хан пришел и стал лагерем довольно далеко от крепости. Бродяги и бездельники из предместий и улиц Самарканда, собираясь толпами и издавая

2Бабурнаме, С. 132-б.Бабур, говоря о тактике «тулгама», перенял этот способ ведения войны у Шейбанихана и применил в своих дальнейших битвах, в частности, в сражениях против Иброхима Луди в Индии -И.С.).

582

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

громкие крики, подходили к воротам медресе и вступали в бой. Шейбанихан, который выехал на сражение, не мог даже подойти близко к крепости»[3;134].

Здесь чётко проявляется премущество войска Бабура над опытным полководцем Шейбаниханом. На самом же деле победителем является последний, осадивший столицу государства Бабура: «Дни осады продлились, и люди терпели большие лишения; дошло до того, что бедные и нищие начали есть собачье и ослиное мясо. Так как корм для коней стал редкостью,то люди давали коням листья деревьев. Опыт показал, что из всех листьев лучше всего годятся коням листья тута и карагача. Некоторые строгали сухое дерево, бросали стружки в воду и давали коням. Три или четыре месяца Шейбани-хан не подходил близко к Самарканду. Он кружил вокруг крепости издали, переходя сместа на место»[3;136]. При этом Шейбанихан, будучи победителем, выступает в данных обстоятельствах как побеждённый, поскольку три-четыре месяца не может приблизиться к крепости. Изображая его побеждённом полководцем перед народом осаждённого города автор проявляет высокое художественное мастерство в прозе. О переменчивости победы и поражения в то время можно судить по следующему примеру. Красочно описываются Бабуром отвага и самоотверженность защитников городда, особо показывая вклад каждого воина в битву. Увлекаясь художественным изображением каждой минуты того боя, автор создаёт такое психологическое состояние: «Куч-бек, Мухам-мед-Кули Каучин, Шах-Суфи и еще один йигит очень хорошо сражались и совершили смелые дела. Некоторые воины неприятеля взобрались на вал, другие еще лезли; упомянутые четыре человека, подбежав, начали храбро сражаться; онисбросили врагов с вала и обратили их в бегство. Лучше всех бился Куч-бек, и это был один из достохвальных и замечательных его подвигов. Во время этой осады руки Куч-бека дважды совершали превосходные дела. Кара-Барлас тоже остался один на посту у ворот Сузенгеран; и он прекрасно устоял. Кылык-Ходжа Кукельташ и Куль-Назар-мирза стояли на постах у ворот Газиристан. Они тоже, с немногими людьми, хорошо держались и прекрасно стреляли во врагов сбоку. Один раз Касим-бек во главе своих молодцов, выехав из ворот Сузенгеран, гнал воинов Шейбани-хана до Ходжа-Кафщира, свалил с коня несколько человек, отрезал им головы и вернулся»[3;136].

Через некоторое время Бабур переходит из статуса победителя в статус побеждённого. В своих «Записках» автор причиной этому называет не трусость или неопытность, незнание военной тактики, а недостаточность своей военной

583

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

мощи, равного войска против такого сильного врага, как Шейбанихан: «Во все концы и стороны я посылал людей, но ни от кого не пришло помощи и поддержки. Когда я был силен, могуч и не терпел никаких поражений и лишений, мне не оказали помощи; с какой же стати стали бы помогать в такое время? Столь смелый и опытный государь как Султан-Хусейн-мирза, не оказав нам никакой помощи, не прислал даже посла, чтобы укрепить наше сердце, а к Шейбани-хану во время осады Самарканда он отправил послом Кемаль-ад-дина Хусейна Газергахи» [3;137].

Таким образом, разобщенность тимуридских правителей, осада Самарканда, недостойное поведение отправленных на подмогу монгольских солдат - все это отягчило положение Бабура на поле битвы.

Так, с огромным сожалениям автор упоминает тимуридского принца Кепака мирзо, который повёл себя эгоистично и недальновидно при обороне города Герат. Продолжая свои рассуждения, Бабур пишет: «Осада тянулась уже очень долго, а припасы и продовольствие не появлялись ниоткуда. Помощи и поддержки не приходило ни с какой стороны. Воины и крестьяне, потеряв надежду, начали, по-одному, по-двое прыгать со стен крепости. Шейбани-хан, проведав о бессилии жителей крепости, пришел и стал лагерем неподалеку от Гар-и Ашикана. Я, со своей стороны, пришел на Нижнюю улицу, в дома Мелик-Мухаммеда-мирзы, и встал напротив Шейбани-хана»[3;138].Теперь закончилась победа Шейбанихана и поражение Бабура, который оставил Самарканд.

Особенно примечательны сцены из «Бабурнаме», где автор мучается политическими недоразумениями, свалившимся на его голову, эгоистичными поступками своих родственников Султана Махмуда и Султана Ахмада, атаками с двух сторон Ахмада Танбала и Шейбанихана. В них передаётся дух той смутной эпохи: внутренний мир и личные переживание исторических

личностей, политическая нестабильность, бесконечные междуусобицы тимуридов за власть, переменчивость победы и поражения:

Так, Бабура снова познал вкус победы и начал борьбу за трон Андижана. Однако он не оставался довольным своими сражениями, до конца не веря своей победе, хотя много сёл и городов перешли в его владения. Опасения Бабура были небезосновательны, поскольку придворные, беки и населения Андижана могли его не принять, хотя в народе худили слухи о поддержке со стороны улуса.

584

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

Когда Шейбанихан осадил город Балх, его жители героически защитили город, не пропуская противника. В результате, Шейбанихан, осадивший город на длительный срок, поспешил захватить Герат с чувством победителя, потратил все свои силы, чтобы стать абсолютным правителем империи тимуридов. Тогда Бабур призвал всех тимуридских правителей объединиться против опасного врага. Однако придворные чиновники и беки Герата не приняли данное предложение и даже дали согласие оставить открытыми ворота города.

Укрепление Бабура на троке Кабула беспокоило Шейбанихана. Он стремился любыми способами на нести ему сокрушительную атаку. Для этого Шейбанихан задаётся целью захватить стратегический город Кандагар.

Завоевание Герата Шейбаниханом стало не только чёрным днём для Хусейна Байкары, но и концом всей империи тимуридов. С этого дня Шейбанихан стал правителем новой империи в Мавераннахре и Хорасане.

Об этом поражении имеются сведение в нескольких произведениях. Бабур также пишет об этой трагедии в своих «Записках» с огромной печалью: «От передовых отрядов стали приходить вести, что Тенбель тоже собрал войско и пришел в Ахсы; ханы посоветовались между собой; они решили дать мне отряд. Перейдя реку Ходженда и направившись в сторону Оша и Узгенда, я должен былобойти Тенбеля с тыла. Под утро мы незаметно вошли в крепость Оша; обитатели Оша ничего не могли поделать и сдали крепость. Жители области очень желали нашего прихода, но от страха перед Тенбелем и вследствие нашей отдаленности ничем не могли нам помочь. Как только мы пришли и вступили в Ош, оседлые и кочевые племена, живущие в горах и степях к востоку и югу от Андижана, все примкнули к нам. Узгенд,- раньше этот город был столицею Ферганы,- хорошая крепость. Он стоит на границе. Жители Узгенда, согласившись нам служить, прислали человека и подчинились мне. Через несколько дней маргинанцы побили и выгнали своего даругу и тоже подчинились мне. Все крепости на андижанской стороне реки Ходженда, кроме Андижана, покорились мне»[3;152]. Беспомощность Хусейна Байкары и придворных беков, бессилие народа, а также победоносное торжество Шейбанихана передаются с высокой художественностью: «Когда Шейбани хан в месяце мухарраме перешел Мург-Аб, об этом узнали только после того как он приблизился к окрестностям Серахса. В Герате пришли в смятение и не могли ничего предпринять - ни людей собрать, ни войска построить. Все начали разбегаться кто куда. Зу-н-Нун Аргун, поддавшись на речи льстецов, стоял в

585

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

Кара-Рабате с сотней или полутора сотнями бойцов против сорока или пятидесяти тысяч узбеков. На [гератцев] напало множество врагов; людей Зу-н-Нуна убили и отрезали ему голову»[3;162-163].

Перечисляя бесчинства и оскорбительные поступки Шейбанихана по отношению к жёнам, наложницам тимуридских правителей, автор изобличает его моральную сторону жизни, духовное поражение при политической и военной победе: «Матери, сестры, жены и казна мирз находились в крепости Ихтияр ад-дин, которую [теперь] называют Ала-Курган. Мирзы достигли города к вечеру. Они поспали до полуночи и, дав отдохнуть лошадям, на заре покинули город, не подумав даже укрепить крепость. Имея столько времени и сроку, они не увезли своих матерей, сестер, жен, сыновей и дочерей и бежали, оставив их в плену у узбеков»[3;163].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая оппозиция «победитель-побеждённый» в «Бабурнаме» занимает центральное место при описании военных сцен и политических процессов. Объективная характеристика самого себя, тимуридскихпринцов и Шейбанихана позволяет сделать вывод о том, что статус победителя, во-первых, очень нестабилен, что через мгновение он может замениться статусом побеждённого. Во-вторых, военной победе может сопутствовать духовное поражение.

REFERENCES

1. Arat, Resit Rahmeti [Dogu Turkfesinden Qeviren]. 1987, Gazi Zahiruddin Muhammed Babur. Vekayi Babur’in Hatirati I, (=Turk Tarih Kurumu Yayinlari II, 5a1), Ankara.

2. Arat, Resit Rahmeti [Dogu Turkfesinden Qeviren. izahli indeksi ve Notlari Hazirlayan], 1987, Gazi Zahiruddin Muhammed Babur. Vekayi Babur’in Hatirati II, (=Turk Tarih Kurumu Yayinlari II, 5b1), Ankara.

3. Бабур Захириддин Мухаммад. Бабур-намэ. пер. М.Салье. - Баку, 2011.

4. Beveridge A.S. The Babur-nama in English (Memoirs of Babur), Translated from the Original Turki Text of Zahiru’ddin Muhammad Babur Padshah Ghazi by Annette Susannah Beveridge, 2 Vols., - London, 1922; Repr, in one Volume, - London, 1969; - New Delhi, 1970; - Lahore, 1975.

5. Bacque - Grammont J.L. Le livre de Babur. - Paris, 1980.

586

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

6. Zahirnddin Muhammad Babur Mirza. Baburnama I, (= Sources of Oriental Languages and Literatures 18), Cambridge: Harvard University Press, USA. Thackston, W.M., 1993.

7. Zahiruddin Muhammad Babur Mirza. Baburnama II, (= Sources of Oriental Languages and Literatures 18), Cambridge: Harvard University Press, USA. Thackston, W.M., 1993.

8. Zahiruddin Muhammad Babur Mirza. Baburnama III, (= Sources of Oriental Languages and Literatures 18), Cambridge: Harvard University Press, USA.

9. Eiji Mano. Babur-nama (Vaqayi). Critical Edition Based on Four Chaghatay Texts with Introduction and Notes. - Kyoto, Shokado, 1995.

10. Harold Lamb. Babur the Tiger. - New-York, 1961.

11. Вильям Рашбрук. Ун олтинчи аср бунёдкори. (инглизчадан Гофуржон Сотимов ва Холида Суфиева узбек тилига таржимаси). Тошкент: Шарк нашриёт матбаа акциядорлик компанияси Бош тахририяти, 2011. - 206 б.

12. Гулбаданбегим. Хумоюннома. - Тошкент: Фан, - 1959. - 132 б.

13. Гулбаданбегим Захириддин Мухаммад Бобур кизи. Хумоюннома. Захириддин Мухаммад Бобурнинг вориси - Хумоюн подшохнинг вокеалари. Форс тилидан Ахмад Куронбеков таржимаси. Тошкент, 2015. - 104 б.

14. Захириддин Мухаммад Бобур. Бобурнома. Нашрга тайёрловчи С.Хасанов. Тошкент. Шарк. 2002. - 335.

15. Захириддин Мухаммад Бобур энциклопедияси. Тошкент.: Шарк. 2014. -744.

16. Низомиддинов H.F. Буюк бобурийлар тарихи (XVI-XIX аср). Монография. Тошкент.: Fan va texnologiya, 2012 йил. - 516.

17. Румер Годен. Гулбадан. Тошкент: Шарк нашриёт-матбаа акциядорлик компанияст Бош тахририяти. 2007. - 175 б.

18. Sulaymonov I.I Analysis of Babur’s opinion about Shaybanikhan // Philadelphiya, USA. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (53), 196-200.

19. Sulaymonov I.I. Description of Victorious and Vanquished Man psychology in «Boburnoma» // International Journal of Science and Research (IJSR). - India, 2018. Volume 7. Issue 1. - P. 1220-1223.

20. Sulaymonov I.I. An artistic interpretation of Babur's personality in world literature. Journal of critical reviews. Received: 24 April 2020 Revised and Accepted: 04 July 2020. - P. 6218-6223

587

November 2021

www.oriens.uz

Oriental Renaissance: Innovative,

educational, natural and social sciences

Scientific Journal Impact Factor

VOLUME 1 | ISSUE 10

ISSN 2181-1784

SJIF 2021: 5.423

21. Сулаймонов И. Роль суфийского ордена накшбандия в формировании и эволюции мировоззрения Бабура // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2019. - №9. - Стр. 154-161.

22. Каюмов А. Асарлар. 5-жилд. Захиридлин Мухаммад Бобур ижодиёти. Т.: Мумтоз суз, 2009. - 303 б.

23. http://www.vostlit.info/Texts/rus 14/Tarich Rashidi/text21.phtml.

24. Muhiddinov M. Six centuries of uzbek higher education. POLISH SCIENCE JOURNAL ISSUE 6 (28) PART 2 INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL. 6973.

25. M.K.Mukhiddinov. Love is the cleansing power. Science and Engineering Research Support Society. ISSN: 2005-4238 (Print);ISSN: 2207-6360.

26. Mukhitdinova N. Interpretation of mystical themes in Mirhasan Sadoi and Muhammad Ghazi"s collection of poems // Asian Journal of Multidimensional Research (AJMR). ISSN: 2278-4853 Vol 10, Issue.

27. Khasanova Mashkhura Jumanovna. The role of praises in the development of turkic odes. .Journal of critical reviews, 2020.07. 948-951.

28. Aslanova Hafiza Abduraximovna.

29. Reflection of mystical- educational ideas in Gadoi lyric.

30. Thematics Journal of Social Scienecs. IMPACT FAKTOR (IJIF) 7.2. 14.10.2021.

588

November 2021

www.oriens.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.