УДК 330.342
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Максимов Юрий Анатольевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора (по научной работе), к.т.н., к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье автором предлагаются теоретические и методические основы моделирования системы обеспечения внешнеторговой безопасности. Кроме того автор предлагает своё видение входящих факторов, оказывающих влияние на функционирование системы, а также проводит анализ механизма осуществления внешнеторгового регулирования. Предлагается рассматривать содержание внешней торговли как сложной экономической системы
Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; внешнеторговая деятельность; фискальная деятельность; экспортный контроль; сложная экономическая система; моделирование систем
SYSTEM FOR ENSURING FOREIGN TRADE SECURITY AND SHAPING STATE ECONOMIC POLICY
Maksimov Yuriy A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director for Research, PhD, Docent, e-mail: maximoff2000@ mail.ru
In the article the author offers theoretical and methodical bases of modelling of the system of foreign trade security. In addition, the author offers his vision of the incoming factors influencing the functioning of the system, as well as he analyzes the mechanism of foreign trade regulation. Maintaining of foreign trade as a complex economic system is proposed
Keywords: economic security; national security; foreign trade activity; fiscal activity; export control; complex economic system; system modelling
Для цитирования: Максимов Ю.А. Система обеспечения внешнеторговой безопасности и формирование экономической политики государства // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С 47-51.
Правительство России уделяет всё большее внимание обеспечению экономической безопасности государства. Так, Правительством РФ еще от 28.12. 2010 г. был принят Федеральный закон № 390-Ф3 «О безопасности», а от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Завершающим штрихом правового регулирования можно признать принятие Указа Президента от 13.05.2017 г. № 208, который утвердил «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Стратегия) [1].
Стратегия нацелена на обеспечение экономической безопасности России, предотвращение кризисных явлений в различных направлениях функционирования государства, в том числе научно-технологической сфере как определяющей конкурентоспособность экономики Российской Федерации в целом.
К числу основных угроз экономической безопасности государства отнесены дискриминационные меры в отношении ограничения доступа к современным технологиям в свете общемировых процессов, направленных на развитие энергосберегающих технологий, «зеленых технологий» и снижение материалоемкости, а также на развитие инновационной экономики, основанной на научно-технологических достижениях.
Оценка уровня экономической безопасности при осуществлении государственного регулирования внешней торговли, в рамках создания эффективно функционирующей системы обеспечения принятия управленческих решений, требует создания методологического аппарата построения данной подсистемы экономической безопасности. Разработка методологии построения системы требует также создания теоретической модели (или совокупности моделей) исследуемой системы, отображающей возможные варианты структурно-функциональной организации системы.
В процессе разработки модели необходимо определить состав и перечень параметров и характеристик модели в терминах выбранного математического аппарата и установить их взаимосвязь с параметрами и характеристиками исследуемой системы, то есть выполнить параметризацию модели. На первоначальном этапе моделирование системы обеспечения внешнеторговой безопасности как сложной системы выработки управляющего воздействия на множество субъектов и объектов внешней торговли направлено на разработку наиболее эффективной системы, которая выстраивается на основе решения задачи оптимального синтеза, а именно, применения метода аналитического моделирования. Данный метод позволяет получить математические зависимости характеристик
>
к
н
а
л
сг
н Ы
Ь1
П
Ъ
о
е
м
п о
Cd
е
М
м
н
н о
э
Э
н
н
о
М S к S
функционирования системы от параметров структурно-функциональной организации и нагрузки. Процесс проектирования системы обеспечения внешнеторговой безопасности (СОВБ) можно представить в виде схемы (рис. 1).
В ходе решения задачи проектирования сложной экономической системы обеспечения внешнеторговой безопасности для определения и анализа характеристик системы необходимо осуществить выявление свойств и закономерностей, присущих экономическим процессам, протекающим во внешней торговле, которые и могут обеспечить решение основной задачи синтеза.
Для построения систем подобного типа необходимо использование функционально-структурного подхода к решению задач анализа надежности системы, заключающегося в учете влияния негативных внешних и внутренних угроз на протекание процесса внешней торговли как позволяющего получать оценки показателей надежности системы государственного управляющего воздействия.
Для определения структуры системы обеспечения внешнеторговой безопасности также следует определиться с входящими и выходными факторами, которые, по существу, являются задачами и функциями системы, а также ожидаемыми результатами, получаемыми на выходе.
Согласно Стратегии, к угрозам, воздействующим на внешнеторговую деятельность, напрямую можно отнести:
- стремление отдельных государств использовать свои преимущества, касающиеся уровня развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции, в том числе на рынке международной торговли;
- использование дискриминационных санк-ционных мер в отношении отдельных товаров, продаваемых в режиме экспорта, а также импортируемых товаров, являющихся необходимыми для развития ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
- повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ, что затрудняет или делает невозможной торговлю с ближайшими торговыми партнерами;
- усиление колебаний товарной и финансовой конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; так, развитие экономического кризиса 2014-2015 гг. и вступление России в ВТО (1 июля 2012 г.) ощутимо повлияло на внешнеторговую деятельность, снизив как количественные объемы экспорта и импорта, так и сальдо внешнеторгового баланса. Ситуацию в экономике страны усугубило начавшееся с июня 2014 г. существенное снижение цен на нефть и введение санкций в отношении России, которые привели к снижению значений средних индексов экономической безопасности, в большей степени - во внешнеэкономической сфере [2];
- изменение конъюнктуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий», снижающих зависимость от объема поставок углеводородного сырья;
- деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которые могут нанести ущерб национальным интересам РФ;
- отсутствие в среде глобальных лидеров мировой экономики российских несырьевых компаний;
- ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;
- недостаточно эффективное государственное управление, в том числе в области таможенного регулирования, направленное не на защиту экономических интересов, а в соответствии с новым законом о таможенном регулировании - на ускорение процесса обслуживания внешней торговли;
- сохранение значительной доли теневой экономики в сфере внешней торговли.
Общая цель, достижение которой возлагается на внешнеторговый сектор экономики - это укрепление экономического суверенитета РФ, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз.
На этом фоне следует выделить задачи, решение которых позволит достичь поставленных целей, это:
- Повышение эффективности внешнеторгового сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики.
- Совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе таможенных органов, на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода.
- Регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности, содержащихся в товарах, перемещаемых через таможенную границу, с учетом национальных интересов РФ.
- Совершенствование механизмов защиты ОИС, содержащихся в товарах, перемещаемых через таможенную границу.
- Снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных товарных рынках.
- Выстраивание отвечающей национальным интересам международно-правовой системы внешнеторговых отношений.
- Расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия,
Проблема обеспечения "экономической безопасности
Анализ проблемы и выбор элементов для моделирования
Разработка структуры СОВБ и выбор варианта
Огбор критериев эффективности функционирования системы
Определение вероятностных характеристик функционирования элементов системы
Структурно-логическая модель с вероятностными параметрами
Предлагаемая для реализации СОВБ
Оценка структуры СОВБ по заданным параметрам
Сравнение вариантов построения СОВБ
* 4
Построение СОВБ и моделирование Оценка показателен эффективности
экономических процессов функционирования системы
Рис. 1. Процесс проектирования сложной экономической системы обеспечения внешнеторговой безопасности
Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других организаций по выстраиванию внешней торговли с учетом обеспечения национальной экономической безопасности.
- Содействие российским организациям в трансфере передовых технологий.
- Расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевых товаров, отвечающих национальным интересам РФ.
Стратегия определяет направления оценки состояния экономической безопасности по 40 показателям, а также ставит задачу определения предельно допустимых (критических) значений, сигнализирующих о наступлении угрозы экономической безопасности и принятии необходимого управленческого решения. Однако некоторые исследователи констатируют, что «нельзя допустить замену Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года созданием Федеральной системы управления рисками (ФСУР), чтобы не создать в России второе МЧС» [3].
В условиях современной внешней торговли оценку состояния экономической безопасности, после реализации управленческих воздействий и защитных мер, необходимо осуществлять с использованием системного подхода, применяя качественные и количественные показатели.
Наиболее общее представление о воздействии на СОВБ даёт изменение количественных показателей, но при этом оценку решения поставленной задачи необходимо производить с помощью качественных показателей.
Управление СОВБ с использованием качественных показателей является результативным в том случае, когда динамические изменения окружающей и внутренней среды защищаемого объекта незначительны, находятся в пределах пороговых значений показателей, хотя и приблизились к ним. При этом сохраняется возможность оптимального достижения объектом управления (защиты)
его миссии (решения текущих задач) в границах допустимого риска [4].
Определив основные цели, задачи и выходные параметры СОВБ, необходимо определить состав основных структурных элементов, участвующих в процессе государственного регулирования внешней торговли. К таким структурным элементам относятся:
- Правительство РФ, осуществляющее общую разработку стратегии развития внешней торговли и воздействующее напрямую на установление таможенных тарифов (в том числе по согласованию с органами управления ЕАЭС).
- Министерство финансов РФ как осуществляющее непосредственное руководство внешнеторговой деятельностью и сопутствующей её фискальной составляющей в этой сфере экономики.
- Федеральная налоговая служба РФ, осуществляющая администрирование налоговых платежей в данной области экономики.
- Федеральная таможенная служба РФ, выполняющая непосредственный государственный контроль, взыскание таможенных платежей, предоставление таможенных услуг и выполняющая как основную задачу, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, - защиту экономических интересов.
- Министерство промышленности РФ.
- Министерство экономического развития РФ.
- Федеральная антимонопольная служба РФ.
- Федеральная служба по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору.
- Министерство иностранных дел РФ.
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ.
- Департамент международного сотрудничества Правительства РФ.
В случае перемещения через таможенную границу товаров военно-технического и двойного назначения субъектами системы обеспечения внешнеторговой безопасности будут являться также:
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
- Министерство обороны РФ;
- Министерство юстиции РФ.
Исходя из определенных приоритетов развития системы обеспечения экономической безопасности, определяются необходимые задачи её функционирования для достижения цели создания такой системы, а именно:
- выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз внешнеторговой безопасности;
- оценка имеющихся в распоряжении государства административных и финансовых ресурсов, необходимых для предотвращения выявленных угроз;
- определение стратегических направлений и конкретных мероприятий по противодействию существующим и потенциальным угрозам внешнеторговой деятельности;
- контроль за реализацией мероприятий и оценка эффективности мер по противодействию вызовам и угрозам в данной сфере экономики.
Необходимо отметить, что показателями состояния экономической безопасности являются:
1. Доля российского валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product, GDP) в мировом валовом внутреннем продукте (в процентном соотношении), то есть соотношение рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства и предназначенных для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства к общемировому ВВП, которая выражается следующим отношением (1):
CDPrus GDPw
(1)
2. Отношение золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг.
3. Индекс физического объема экспорта, рассчитываемый по формуле Ласпейреса (2):
р —
'я
qip о tjopo'
(2)
где : р1,р0 - цена товара в контрольный период (1) и базисный период (0);
количество товара в контрольный период q1, и базисный период q0.
4. Индекс физического объема импорта (3):
Iй =
Ч
qlpO ifOpO
(3)
5. Сальдо торгового баланса (англ. - trade balance) - торговое сальдо: разница между поступлениями и расходами по внешнеторговым сделкам страны.
6. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта (в процентном соотношении).
7. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта (в процентном соотношении).
8. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства (в процентном соотношении).
9. Доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров (в процентном соотношении).
Определив входящие и исходящие факторы системы обеспечения внешнеторговой безопасности, можно определить инструменты регулирования внешней торговли, к которым относятся:
- таможенные тарифы,
- таможенные сборы,
- таможенные квоты,
- количественные ограничения торговли (квотирование),
- лицензирование внешней торговлей товарами,
- государственные субсидии участникам внешней торговли,
- технические барьеры,
- валютный контроль,
- административные барьеры,
- запреты и ограничения, санкции, эмбарго (жесткие меры протекционизма),
- налогообложение внешнеторговых сделок и участников внешней торговли,
- государственное финансирование НИОКР в сфере внешней торговли,
- страхование участников внешней торговли и отдельных операций,
- техническое регулирование.
Автором обозначен перечень основных инструментов государственного регулирования внешней торговли, который может быть дополнен другими временными и неосновными мерами, например, введение Российской Федерацией, после вступления в ВТО, утилизационного сбора.
Для создания модели системы обеспечения внешнеторговой безопасности необходимо брать в качестве рабочих инструментов именно общие основные экономические механизмы воздействия на внешнюю торговлю. Учитывая приведенные выше факторы, субъекты регулирования, инструменты и показатели внешнеторговой безопасности, СОВБ выглядит, как показано на рис. 2.
Применение аналитического метода позволит еще на этапе проектирования системы обеспечения внешнеторговой безопасности выявить определенные математические зависимости, отражающие взаимосвязь характеристик функционирования СОВБ от структурно-функциональных и негативных параметров. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для проектирования, направленные на уменьшение количества возможных вариантов построения новой системы. Результаты в аналитической форме с применением логико-вероятностного метода анализа системы
Рис. 2. Общая схема действия СОВБ
экономической безопасности дадут возможность выбрать оптимальный вариант структурно-функциональной организации системы на этапе синтеза.
При построении имитационных моделей широко используется метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Процедура построения и анализа имитационных моделей методом статистических испытаний называется статистическим моделированием. Основное достоинство имитационного моделирования заключается в универсальности, в возможности исследования (теоретически) системы любой сложности с любой степенью детализации. Применительно к моделированию системы обеспечения внешнеторговой безопасности со стохастическим характером функционирования эта универсальность проявляется в возможности исследования свойств систем при любых законах распределения случайных величин, описывающих нагрузку.
Проектирование и анализ системы обеспечения внешнеторговой безопасности, безусловно, осложняется стохастическим характером осуществления внешней торговли в новых экономических условиях, когда подвергается сомнению даже сам факт существования всемирной торговой организации. Это обусловлено тем, что принимаемые санкционные меры носят характер индивидуально принимаемых решений отдельных государств и, более того, отдельных политиков, преследующих свои сугубо экономические и политические интересы, никак не согласующиеся с принципами и правилами мировой торговли, закрепленными в основообразующих документах международных торговых организаций.
Подобный подход к реализации экономических отношений во внешнеторговой сфере
предопределяет выбор применяемого метода исследования системы обеспечения экономической безопасности. Так, именно общий логико-вероятностный метод может послужить теоретической основой структурно-логического моделирования и расчета надежности, живучести и безопасности СОВБ как структурно и качественно сложной системы. Применение данного метода позволит произвести всестороннюю оценку безотказности функционирования и живучести проектируемой системы в целом.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». «Собрание законодательства РФ». 15.05.2017. № 20. Ст. 2902.
2. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 5. Сенчагов В.К., Митя-ков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности.
3. Павлов В.И. Лапин А.В., Институт проблем рынка РАН. 31 мая 2018 г., Стратегия экономической безопасности Российской федерации на период до 2030 года как инструмент обеспечения суверенитета России и устойчивого роста российской экономики. Сборник статей. М. РАН. 2018 г.
4. М.Н. Власенко Организационно-методические особенности оценки эффективности систем обеспечения экономической безопасности организации. Электронный журнал «Экономика: проблемы, решения и перспективы.». URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/organizatsionno-metodicheskie-osobennosti-otsenki-effektivnosti-sistem-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-organizatsii (дата обращения: 21.08.18).