Научная статья на тему 'Необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как составляющей экономической безопасности государства в современных условиях'

Необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как составляющей экономической безопасности государства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / FOREIGN TRADE SECURITY / THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF FOREIGN TRADE SECURITY / PRINCIPLES OF SECURITY / INDICATORS OF SECURITY OF FOREIGN TRADE / THE STABILITY OF THE SECURITY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье с авторских позиций обоснована необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как важной составляющей экономической безопасности государства. Приведены принципы построения системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности. Структурирован комплекс показателей экономической безопасности для обеспечения внешнеторговой безопасности как важной подсистемы экономической безопасности РФ. Предложены рекомендации по повышению устойчивости системы экономической безопасности РФ на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED OF THE MANAGEMENT SYSTEM CREATION TO ENSURE FOREIGN TRADE SECURITY AS A COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN MODERN CONDITIONS

The article from the author's point of view substantiates the need to create asystem for managing foreign trade security, as an important component of theeconomic security of the state. The principles of building a security managementsystem for foreign trade security are given. A set of indicators of economic securitywas structured to ensure foreign trade security as an important subsystem of theeconomic security of the Russian Federation. The paper offers recommendations toimprove the sustainability of the economic security system of the Russian Federationat the present stage.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как составляющей экономической безопасности государства в современных условиях»

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE NEED OF THE MANAGEMENT SYSTEM CREATION TO ENSURE FOREIGN TRADE SECURITY AS A COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN MODERN CONDITIONS

УДК 339.5,330.16 DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.5

МАКСИМОВ Юрий Анатольевич

заместитель директора (по научной работе) Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

MAKSIMOV, Yury Anatolevich

Deputy Director (for Research) Saint-Petersburg Branch of the Russian Customs Academy, Candidate of Technical Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье с авторских позиций обоснована необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как важной составляющей экономической безопасности государства. Приведены принципы построения системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности. Структурирован комплекс показателей экономической безопасности для обеспечения внешнеторговой безопасности как важной подсистемы экономической безопасности РФ. Предложены рекомендации по повышению устойчивости системы экономической безопасности РФ на современном этапе.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеторговая безопасность, система управления внешнеторговой безопасностью, принципы обеспечения безопасности, показатели безопасности внешнеторговой деятельности, устойчивость системы безопасности.

© Максимов Ю. А., 2018.

Abstract.

The article from the author's point of view substantiates the need to create a system for managing foreign trade security, as an important component of the economic security of the state. The principles of building a security management system for foreign trade security are given. A set of indicators of economic security was structured to ensure foreign trade security as an important subsystem of the economic security of the Russian Federation. The paper offers recommendations to improve the sustainability of the economic security system of the Russian Federation at the present stage.

Key words: economic security, foreign trade security, the system of management of foreign trade security, principles of security, indicators of security of foreign trade, the stability of the security system.

После того, как 22 августа 2012 г. Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО), основополагающими нормативами для ведения внешней торговли РФ являются правила и нормы ВТО. Сейчас Всемирная торговая организация может стать первой жертвой торговой войны между Китаем, Соединенными Штатами и Европейским союзом [1], так как правила и нормы ВТО принесены в угоду политическим интересам отдельных стран.

Начиная с 2014 г. серьезные изменения коснулись схем и принципов внешнеторговой деятельности, что в свою очередь определило необходимость пересмотра всей системы обеспечения экономической безопасности РФ, в том числе и во внешнеторговой сфере. Так, по данным агентства «РИА Новости», правительство США осуществляет целенаправленные действия на снижение дефицита торгового баланса, который в 2017 г. составил 0,55 трлн долл. США и вырос по сравнению с 2016 г. на 12% [2]. Осуществление на данном экономическом фоне ответных мер других государств, введение экономических санкций в отношении отдельных государств говорит о том, что нормы ВТО уходят на второй план и на первое место выходит задача

создания эффективно работающей системы управления обеспечением экономической безопасности РФ в сфере внешнеторговой деятельности.

Создание подобной системы управления является острой необходимостью, так как ее отсутствие может привести к принятию несистемных решений в части формирования ответов на угрозы, негативные внешние и внутренние воздействия на внешнюю торговлю и экономику РФ в целом. Отсутствие системности принятия таких решений снижает их эффективность и ведет к необходимости пересмотра Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. и создания Федеральной системы управления рисками (ФСУР), что, по мнению специалистов, означает дублирование МЧС [3; 4].

Экономическая безопасность РФ в целом может быть определена как состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз и ее устойчивость на негативные воздействия. Устойчивость системы экономической безопасности РФ является одной из ключевых характеристик безопасности государства и безопасности внешней торговли в частности [3].

Исходя из концепции системного подхода, система управления обеспечением экономической безопасности РФ может быть определена как система с управляющим воздействием на любую подсистему (например, внешнеторговой безопасности (СОВБ)) ее экономической системы, основной задачей которой является обеспечение устойчивости от воздействия негативных факторов и готовность к отражению внешних и внутренних угроз . Устойчивость системы управления следует рассматривать как динамическую характеристику, меняющуюся как в процессе функционирования самой системы, так и при воздействии ряда негативных факторов. Понятие устойчивости системы управления определяет ее надежность и способность системы управления самовосстанавливаться для бесперебойного функционирования всех ее подсистем и включает в себя три ее состояния во временном интервале, отмечаемое автором статьи как неустойчивое, устойчивое и циклических колебаний.

Неустойчивое состояние, в котором система управления не способна самостоятельно перейти в состояние равновесия, при котором система как бы идет в «разнос», все больше увеличивая значения своих переменных по расходящимся значениям. Состояние системы управления в данном случае диагностируется как неустойчивое.

Устойчивое состояние, при котором система управления достаточно быстро переходит в первоначальное состояние равновесия, значения параметров системы управления не превышают допустимых значений погрешностей системы, а процесс называется сходящимся. В этом случае система управления будет считаться устойчивой к внешним негативным воздействиям.

Состояние циклических колебаний системы управления характеризуется периодическими колебаниями параметров в определенных временных диапазонах под воздействием макроэкономических циклов, и система управления будет стремиться к границе асимптотической устойчивости.

Исходя из выделения автором системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности в важную подсистему всей

системы управления экономической безопасностью РФ, то следует учесть в расчетах устойчивости СОВБ те методические подходы, которые определяют обеспечение стабильного функционирования всей управляющей системы.

Для этого автором предложено учитывать следующие группы факторов, оказывающих внешние и внутренние воздействия по отношению к рассматриваемой системе управления обеспечением внешнеторговой безопасности РФ.

К внешним фактором предлагается отнести: политические, финансовые, валютные и другие риски, изменение конъюнктуры на мировых рынках, влияющее на принятие решений в системе управления в ходе своего негативного воздействия.

К внутренним факторам следует отнести такие факторы, как изменение приоритетов потребителей, колебание цен на энергоресурсы в рамках РФ, так же влияющие на принятие решений в системе управления в ходе своего воздействия на нее.

При оценке надежности функционирования системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности РФ необходимо также использовать показатели, изложенные в Стратегии обеспечения экономической безопасности РФ [4], позволяющие учитывать основные критерии ее функционирования, и прийти к формулированию базовой модели системы управления обеспечением экономической безопасности во внешнеторговой сфере (таблица 1).

В результате проведенного анализа сводных показателей следует выделять три основные группы, которые представлены на рисунке 1. Та же структуризация верна и для базовых показателей.

Исходя из рисунка 1, показатели первой группы должны стремиться к 100% или, если применять 100% как единое целое (единицу), то показатели должны стремиться к 1. А показатели второй группы для устойчивого функционирования системы управления обеспечением безопасности внешнеторговой деятельности должны быть больше 100% или больше 1.

Таблица 1

Базовый комплекс показателей для системы управления обеспечением экономической безопасности во внешнеторговой сфере [5; 6; 7; 8; 9]

№ п/п Сводный показатель (критерий) Базовые показатели Примечание

1 Доля валового внутреннего продукта Российской Федерации в мировом валовом внутреннем продукте, % Стоимость потребительских расходов, услуг, товаров длительного пользования. Инвестиции в жилье, инвестиции в запасы. Инвестиции в основной капитал юридических лиц. Объем государственных закупок товаров и услуг. Расходы некоммерческих организаций, направленные на обеспечение домашних хозяйств. Импорт товаров, услуг. Экспорт товаров, услуг По итогам 2017 г. доля российского валового внутреннего продукта (1578 трлн $) в мировом валовом внутреннем продукте (76671 трлн $) в процентном соотношении составила 2% [9]

2 Соотношение золотовалютных резервов к объему импорта товаров и услуг Российской Федерации, мес. Объем золотовалютных резервов. Объем монетарного золота. Объем специальных прав заимствования (СДР, англ. Special Drawing Rights, SDR). Объем резервной позиции в МВФ. Объем прочих резервных активов. Уровень достаточности резервов, в месяцах импорта. Место среди стран по достаточности резервов. Место среди стран по объему резервов. Международные резервы по состоянию на определенную дату отчета. Среднемесячный импорт товаров и услуг По итогам 2017 г. соотношение золотовалютных резервов к объему импорта товаров и услуг Российской Федерации в месяцах составило 17,6 мес. [8; 9]

3 Индекс физического объема экспорта, % Индекс физического объема по экспорту в процентах к соответствующему периоду прошлого года За январь-сентябрь 2018 г. индекс физического объема по экспорту в процентах к соответствующему периоду прошлого года составил 128% [8; 9]

4 Индекс физического объема импорта, % Индекс средних цен по импорту в процентах к соответствующему периоду прошлого года. Индекс физического объема по импорту в процентах к соответствующему периоду прошлого года За январь-сентябрь 2018 г. индекс физического объема по импорту составил 109,5% [8; 9]

Продолжение таблицы 1

№ п/п Сводный показатель (критерий) Базовые показатели Примечание

5 Сальдо торгового баланса РФ, млрд долларов США Национальные доходы от продажи товаров и услуг за рубежом. Национальные расходы от продажи товаров и услуг за рубежом. Стоимость вывезенных товаров за определенный период времени. Стоимость товаров, ввезенных за определенный период времени. Фактически оплаченные внешнеторговые товарные сделки. Товарные внешнеторговые сделки, осуществленные в кредит За январь-август 2018 г. сальдо торгового баланса зафиксировано на уровне 129,5 млрд долларов США [9]

6 Доля машин, оборудования и транспортных средств в товарной структуре экспорта, % Общий объем несырьевого экспорта. Общий объем экспорта машин. Общий объем экспорта оборудования. Общий объем экспорта транспортных средств [5] Доля экспорта машин и оборудования в товарной структуре экспорта за январь-август 2018 г. составил 5,6% (в январе-августе 2017 года - 6,5%). В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 4,0% (в январе-августе 2017 г. -5,0%), в страны СНГ - 16,6% (16,5%) [7; 8; 9]

7 Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта, % Общий объем несырьевого импорта. Общий объем импорта машин. Общий объем импорта оборудования. Общий объем импорта транспортных средств [5] В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование за январь-август 2018 г. - составил 47,0% (в январе-августе 2017 г. - 47,8%). В товарной структуре импорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 50,3% (в январе-августе 2017 г. -51,0%), из стран СНГ - 20,6% (21,9%) [7; 8; 9]

8 Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства, % Объем товарных запасов инновационных товаров, работ, услуг. Объем экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства. Объем товарных ресурсов инновационных товаров, работ, услуг. Объем запасов инновационных товаров, работ, услуг на предприятиях-производителях, в организациях По итогам 2017 г. доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства РФ составила 7,1 % [7; 8; 9]

Окончание таблицы 1

№ п/п Сводный показатель (критерий) Базовые показатели Примечание

оптовой и розничной торговли, соответственно, на начало и конец отчетного периода. Объем выпуска инновационных товаров, работ, услуг. Объем импорта инновационных товаров, работ, услуг. Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг. Объем промежуточного потребления инновационных товаров, работ, услуг

9 Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства, % Соотношение запасов и импорта продовольственных товаров. Объем запасов продовольственных товаров. Объем производства продовольственных товаров. Объем импорта продовольственных товаров. Объем реализации продовольственных товаров. Объем производственного потребления продовольственных товаров. Доля импорта товара в его товарных ресурсах [6] Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-августе 2018 г. составила 12,4% (в январе-августе 2017 г. -12,8%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 11,3% (в январе-августе 2017 г. - 11,6%), из стран СНГ - 21,4% (22,5%) [5; 7]

Каждый сводный показатель (критерий) безопасности из таблицы 1 также оказывает свое влияние на общий уровень экономической безопасности внешнеторговой деятельности. Так, на основе данных Госкомстата [8] получим динамику изменения доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта (таблица 2) и графическое представление данных таблицы 2 (рисунок 2).

Аналогично получаем рассчитанные значения показателей и представленные на графиках: доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого импорта и доли импорта продовольственных товаров и

сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта (таблицы 3, 4, рисунки 3, 4).

Перенося все значения составляющих комплекса показателей системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности за указанные в таблицах 2-4 периоды на один график, получим рисунок 5.

Исходя из представленных выше данных (таблица 1, рисунок 5), можно сделать вывод о том, что большинство показателей экономической безопасности являются разнонаправленными и подлежат учету в разных единицах измерения, что, в свою очередь, ставит перед исследователем задачу проектирования систе-

Относительные сводные показатели структуры, %

Индекс физического объема экспорта, % Индекс физического объема импорта, %

• Сальдо торгового баланса РФ, млрд долларов США

Рисунок 1

Группы сводных показателей для системы управления обеспечением безопасности внешнеторговой деятельности

Таблица 2

Динамика доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта [8]

Показатели Годы

2000 2010 2014 2015 2016 2017 январь-август 2018

Экспорт всего, млн долл. США 103093 397068 497359 343512 285674 357000 287500

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств, млн долл. США 9071 21257 26495 25422 24432 28100 16100

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, % 8,80 5,35 5,33 7,40 8,55 7,87 5,60

600000

500000

400000

300000

200000

100000

8,8

103093

497359

7,9

397068

7,4

343512 5,3 H 285674

357000

287500"

11257

6495

,5422

4432

8100 1 5100

10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

2016

201" январь-август 2018

2000 2010 2014 2015

^^ Экспорт всего, млн долл. США

^^ Экспорт машин, оборудования и транспортных средств, млн долл. США

—•— Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, %

Рисунок 2

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, %

Таблица 3

Динамика доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого импорта [8]

Показатели Годы

2000 2010 2014 2015 2016 2017 январь-август 2018

Импорт всего, млн долл. США 33880 228912 287063 182902 182267 227000 157900

Импорт машин, оборудования и транспортных средств, млн долл. США 10649 101739 136580 81909 86059 111230 74213

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого импорта, % 31,4 44,4 47,6 44,8 47,2 49,0 47,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

287063

33880

январь-август 2018

2010 2014

Импорт всего, млн долл. США

Импорт машин, оборудования и транспортных средств, млн долл. США

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого импорта, %

Рисунок 3

Доля машин, оборудования и транспортных средств в импорте, %

Таблица 4

Динамика доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в импорте [8]

Показатели Годы

2000 2010 2014 2015 2016 2017 январь-август 2018

Импорт всего, млн долл. США 33880 228912 287063 182902 182267 227000 157900

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млн долл. США 7384 36398 39957 26650 25031 28831 20211

Доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта, % 21,79 15,90 13,92 14,57 13,73 8,08 12,80

400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

357000

.21,79

287063

33880 ^384

2000

3 6398

13,73

900

12,80

8,08

8831

2C

211,2

2010

2014

2015

2016

-, n P январь-август 2018

25,00

20,00

15,00

10,00

5,00

0,00

Импорт всего, млн долл. США

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млн долл. США

-•—Доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта, %

Рисунок 4

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в импорте, %

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0.0

44,4 47,6 44,8 47,2 49'° 47,0

31,4 21,8

,,15,9

13,9 14,6 13,7 12,8

8,8 5,4 5.3 7,4 8,6 7'9 7в

2000

2010

2014

2015

2016

январь-август 2018

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, %

Доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта, %

Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого импорта, %

Рисунок 5

Комплекс показателей системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности Примечание: расчеты проведены автором.

мы управления обеспечением внешнеторговой безопасности, как сложной экономической подсистемы.

Создание и расчет параметров сложной экономической системы, оценка ее надежности и устойчивости должны основываться на следующих основных принципах, которые адекватно определяют достоверность расчетов и применимость результатов исследований к реальным системам:

• системность решения задач анализа и синтеза;

• иерархия моделирования, основанная на многоуровневом подходе;

• обязательность создания множественности вариантов системы или множественность моделей [9].

Основным инструментом исследования сложной системы является методика построения модели на основе учета всех составляющих элементов и их воздействия на параметры системы. Особенно важно использование принципа системности для построения системы с заданным уровнем выходных параметров с надлежащей надежностью функционирования.

Для создания сложной системы применяются показатели устойчивости функционирования, к которым в первую очередь относится надежность. Надежность системы как свойство управляющей системы обеспечения экономической безопасности во внешнеторговой сфере обеспечивает свойство управляющего объекта моделирования сохранять как во времени, так и в условиях воздействия негативных факторов способность удерживать в установленных пределах значения всех заданных критериев и показателей.

При этом данные показатели, определенные задачами функционирования системы, характеризуют способность выполнять заданные цели управления, направленные на обеспечение безопасности.

Надежность, живучесть системы определяют разные стороны изменений работоспособности объекта управления, в данном случае экономических отношений в области внешней торговли [10; 11; 12].

Живучесть системы управляющего воздействия государства на внешнюю торговлю по-

зволяет решать поставленные перед системой цели и задачи в любых условиях внешнего и внутреннего негативного воздействия, достигая заданного соотношения параметров экономической безопасности, зафиксированных в Стратегии [3].

Источники воздействия на экономическую систему, как уже отмечалось ранее, можно разделить на внутренние и внешние. Так, к внутренним можно отнести: изменение валютного курса национальной денежной единицы, покупательскую способность потребителей, изменение производственных мощностей национальных производителей, изменение налогообложения, риски функционирования финансового и страхового рынка и т. д.

Внешнее воздействие - это случайные и/или преднамеренные воздействия на внешнюю торговлю как объект, способные нарушить её работу и негативно повлиять на заданные показатели экономической безопасности.

Таким образом, надежность экономической системы внешней торговли - это устойчивое позитивное функционирование системы как объекта управляющего воздействия по отношению к внутренним угрозам, живучесть - по отношению к внешним.

Так, в нашем случае живучесть системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности представляет собой способность системы противостоять угрозам возникновения усиленной зависимости от несбалансированной политики внешнеторговых контрагентов, оказывающей свое давление на структуру внешней торговли с негативными последствиями для национальной экономики РФ в целом.

В результате, проектирование системы управления обеспечением экономической безопасности является экономическим системным моделированием, т. е. построением экономической системы, основанное на системном анализе и использовании принципа системности всех основных элементов системы. Предполагает определение влияния воздействий на функционирование системы в целом и учет взаимодействий внутри системы, что дает возможность получить адекватную модель, позволяющую с определенной долей вероятности рассчитать устойчивость системы и

надежность ее функционирования при изменении входных параметров или ее структурных элементов.

Таким образом, обоснована необходимость построения подсистемы управления обеспе-

чением внешнеторговой безопасности, что является сложной экономико-инженерной задачей, позволяющей решить важную задачу проектирования системы обеспечения экономической безопасности РФ в целом.

Список литературы

1. Foreign Policy: ВТО может пасть жертвой торговой войны между США, КНР и ЕС. URL: https://regnum.ru/news/economy/2504331.html. ИА REGNUM. (дата обращения: 20.10.2018).

2. Рост ВВП Китая замедлился из-за торговой войны с США. URL: https://ria.ru/ infografika/20180809/1526252370.html?inj=1. (дата обращения: 21.10.2018).

3. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54497 (дата обращения: 31.05.2018).

4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71572608/#ixzz5VgRSD5JM. (дата обращения: 2.11.2018).

5. Официальная статистическая методология расчета доли импорта в объеме товарных ресурсов потребительских товаров. Утверждена приказом Росстата от 30.10.2015 № 515. Официальный сайт ГКС. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosstata-ot-30.10.2015-N-515/ (дата обращения: 13.10.2018).

6. Федеральная служба государственной статистики. Балансы товарных ресурсов отдельных товаров. Методологические пояснения. М., 2017. Официальный сайт Госкомстата. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.10.2018).

7. Статистика внешней торговли Российской Федерации за 2017 г. Официальный сайт ФТС РФ. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=arti cle&id=26274:20. (дата обращения: 13.10.2018).

8. Российский статистический ежегодник Федеральной службы государственной статистики 2017. М., 2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078. (дата обращения: 14.10.2018).

9. Данные за 2017 год Всемирного банка. URL: https://data.worldbank.org/country/ RU?locale=ru. (дата обращения: 14.11.2018).

10. Алиев Т. И. Основы проектирования систем: учебное пособие. СПб.: ИТМО. 2015.

11. Волик Б. Г., Буянов Б. Б., Лубков Н. В. и др. Методы анализа и синтеза структур управляющих систем / под ред. Б. Г. Волика. М.: Энергоатомиздат, 1988.

12. Максимов Ю. А. Направления совершенствования налоговой политики в сфере государственного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 127-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.