2 л
н и о
X
л
<
W
н t*
W <
'S
0 X X
W
S
¡s
W
S
1
W £
С
^
S t* S
я
$
S I
2S
о
УДК 342
государственное регулирование внешней торговли и финансовой деятельности таможенных органов в рамках-
задач стратегии экономической безопасности российской федерации на период до 2030 гоДа
Максимов Юрий Анатольевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора (по научной работе), к.т.н., к.э.н., доцент; e-mail: [email protected]
В статье автор раскрывает основные направления развития государственного регулирования внешней торговли в целях обеспечения экономической безопасности в современных условиях с учетом целей и задач, определенных государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации
Ключевые слова: экономическая безопасность; финансовая деятельность; налогообложение; внешнеторговая деятельность; доходы бюджета государства; финансовая и налоговая политика
STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE AND FINANCIAL ACTIVITIES OF THE CUSTOMS BODIES WITHIN THE OBJECTIVES OF THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD TILL 2030
Maximov Yuriy A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director on Science, PhD, Associate Professor, e-mail: [email protected].
In the article the author reveals the main directions of development of state regulation of foreign trade in order to ensure economic security in modern conditions taking into account the objectives and targets of the state economic security strategy of the Russian Federation
Keywords: economic security; financial activity; taxation; foreign trade activity; the revenues of the state budget; financial and tax policy
Для цитирования: Максимов Ю.А. Государственное регулирование внешней торговли и финансовой деятельности таможенных органов в рамках задач Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 42-46.
Начиная с 2014 года в Российской Федерации вопросам обеспечения экономической безопасности стало уделяться первостепенное внимание, что связано, прежде всего, с введением экономических санкций со стороны западных государств, и в качестве противодействия - введение контр-санкций. Значительным движением вперед можно назвать принятие Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1], в которой Правительству предложено разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации данной Стратегии.
На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят
существенные изменения в области международного права, в военно-политической и экономической областях.
В качестве основных тенденций, представляющих угрозу экономической самостоятельности государства, Стратегия определяет, прежде всего, международные экономические отношения и использование экономических методов для достижения политических целей [1].
На обеспечение внешнеэкономической безопасности влияет усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных рынков и стремление развитых государств использовать свои преимущества, связанные с уровнем развития экономики, высоких технологий, которые и используются в качестве инструмента в глобальной конкурентной борьбе. Отдельной строкой подчеркивается такой фактор, как деятельность межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которые зачастую наносят ущерб экономическим и национальным интересам Российской Федерации, что в свою очередь существенно влияет на сбалансированность бюджетной системы России.
Следует отметить в сложившихся условиях снижение объема экспорта и импорта в 2015-2016 годах (рис. 1).
Рис. 1. Экспорт и импорт РФ по данным таможенной статистики [2]
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году составил 471,2 млрд долларов США и по сравнению с 2015 годом сократился на 11,2 %, в том числе экспорт - 287,6 млрд долларов США (сокращение на 17,0 %), импорт - 183,6 млрд долларов (сокращение на 0,4 %).
Сальдо торгового баланса составило 104 млрд долларов США, что на 58,1 млрд меньше, чем в 2015 году.
Снижение объема внешней торговли также повлияло на объемы взимаемых таможенных платежей, особенно это коснулось уровня таможенных пошлин.
Особо следует подчеркнуть снижение объема внешнеторговых операций со странами дальнего зарубежья, так как в общем объеме внешнеторгового оборота Российской Федерации на долю стран дальнего зарубежья в 2016 году приходилось 87,2 % (в 2015 году - 86,7 %). Этот показатель является наиболее важным в общей тенденции развития внешней торговли, особенно учитывая снижение объема внешнеторгового оборота в предыдущие годы, начиная с конца 2014 года.
Так, товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2016 году составил 411 млрд долларов США и по сравнению с 2015 годом сократился на 10,7 %, в том числе экспорт - 248,1 млрд долларов США (снижение на 16,9 %), импорт - 162,9 млрд долларов США (рост на 0,8 %), что можно видеть на рис. 2.
Наблюдается сокращение общего объема торговли со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя их доля в общем объеме торговли увеличилась; так в общем объеме внешнеторгового оборота России на долю государств-членов в 2016 году приходилось 8,3 % (в 2015 году - 8,1 %).
В целом же объем товарооборота внешней торговли с Российской Федерацией по сравнению с 2015 годом сократился на 8,0 %, в том числе экспорт - на 10,6, импорт - на 2,6 % (рис. 3).
Рис. 2. Динамика объемов внешней торговли со странами дальнего зарубежья в 2015-2016 годах
Рис. 3. Динамика объемов внешней торговли с государствами - членами ЕАЭС в 2015-2016 годах
Динамика развития экспортно-импортного товарооборота в последние годы, в условиях экономико-правового давления со стороны Запада и общей тенденции спада экономической активности, показывает снижение.
Столкнувшись с непростыми экономическими изменениями, Россия пережила глубокий экономический спад, но в настоящее время на фоне улучшения внешних условий - повышения цен на нефть и роста макроэкономической стабильности - в российской экономике появились обнадеживающие признаки преодоления рецессии, в которой она оказалась в 2014 году.
В 2016 году ВВП России сократился лишь на 0,2 % по сравнению с предыдущим годом (в 2015 году -на 2,8 %), и в первом квартале 2016 года экономика прошла пик кризиса. Зарождающаяся положительная динамика сохранилась и в 2017 году. Рост ВВП в первом квартале 2017 года составил 0,5 % по сравнению с соответствующим периодом 2016 года.
Процесс адаптации экономики облегчило повышение макроэкономической стабильности, обусловленное ответными мерами экономической политики, которые были приняты Правительством РФ, включая переход на режим плавающего валютного курса, сокращение расходов бюджета и рекапитализацию банков, наряду с использованием средств Резервного фонда [3].
Проблемы в области устойчивости бюджетной системы решаются Правительством, исходя из поставленных Стратегией задач, в числе которых такие как: оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки, совершенствование механизмов
бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов [1].
Так, дефицит федерального бюджета в 2016 году вырос, но оставался под контролем. На фоне сокращения нефтегазовых доходов первичный дефицит федерального бюджета увеличился с 1,7 % ВВП в 2015 году до 2,7 % ВВП в 2017 году. Главными факторами ограничения дефицита бюджета были консолидация расходов и мобилизация некоторых доходов (в том числе от приватизации компании «Роснефть»). По сравнению с 2015 годом объем первичных расходов сократился на 2,6 % в реальном выражении.
Бюджетные параметры расширенного правительства ухудшились незначительно. В 2016 году первичный дефицит расширенного правительства достиг 2,8 % ВВП (годом ранее - 2,6 %). Бюджеты внебюджетных фондов были исполнены с небольшим дефицитом в размере 0,2 % ВВП.
Это показывает, что в настоящее время центр внимания экономических преобразований в России смещается в сторону проблем бюджетной политики и реструктуризации финансового сектора. В то же время, в связи с истощением бюджетных резервов, на втором этапе российских преобразований экономики сокращается пространство для налогового маневра из-за почти критического состояния бизнес-сектора российской экономики, особенно малого и среднего бизнеса.
Поддержание заданного уровня бюджетных доходов в бюджетной политике выходит на первый план, но проведение налогового маневра ограничено не только экономической ситуацией, но и политическими нюансами. Тем не менее, в области внешней торговли необходима выработка четкой методологии формирования таможенной и налоговой политики для обеспечения заданного уровня экономической (финансово-бюджетной) безопасности.
По итогам 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд руб. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1 %. В том числе: НДС - 1 762,8 млрд руб. (в 2015 году - 1 643,5); ввозные таможенные пошлины - 489,8 млрд руб. (в 2015 году - 484,2); вывозные таможенные пошлины - 2 054,1 млрд руб. (в 2015 году - 2 780,4); акцизы при ввозе товаров - 58,8 млрд руб. (в 2015 году -47,5); таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, - 5,6 млрд руб. (в 2015 году -8,8); таможенные сборы - 16,9 млрд руб. (в 2015 году - 16); иные платежи - 18,9 млрд руб. (в 2015 году -минус 47,2 млрд руб. (рис. 4). В докладе коллегии ФТС отмечается, что общее снижение поступлений обусловлено снижением на 26,1 % поступлений вывозной таможенной пошлины.
Исходя из направлений развития экономической безопасности, основными направлениями Стратегии являются: выстраивание отвечающей национальным интересам Российской
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Рис. 4. Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2011-2016 годах [4]
Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей с дружественными государствами - участниками внешнеторговых отношений с неукоснительным соблюдением национальных интересов Российской Федерации [1].
Одними из основных задач системы обеспечения экономической безопасности являются: выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности и определение задач федеральных органов исполнительной власти, в том числе в области внешней торговли, по осуществлению мер обеспечения экономической безопасности.
Данные задачи, поставленные государственной Стратегией в области внешней торговли, позволяют говорить в рамках первого этапа, обозначенного сроком до 2019 года, о необходимости разработки и реализации мер методического характера. В частности, встает вопрос о разработке теоретических и методических основ совершенствования таможенного регулирования внешней торговли, учитывающих факторы изменения экономических и правовых механизмов регламентации внешнеторговых отношений и функционирования институциональных экономических интеграционных объединений в рамках расширения международной торговли.
Подобные методики должны учитывать такой фактор, как распространение на инструменты государственного регулирования внешней торговли Российской Федерацией всех норм и правил их осуществления, разрабатываемых наднациональными и международными институтами. Особенную актуальность задачи разработки теоретических и методических основ обеспечения в данных условиях экономической безопасности играет изменение экономического механизма таможенного регулирования, в частности, установления нормами международных экономических организаций значения применяемых импортных и экспортных ставок таможенных пошлин.
Выполнение этих условий создает опасность возникновения финансово-бюджетных рисков вследствие интеграции России в международную торговлю, сопровождаемое все большим
распространением транснациональных экономических отношений, формирование которых стали прямым следствием процессов концентрации капитала и производства, кооперации и сырьевой специализации Российской Федерации на внешнем рынке в последние годы.
Процесс обеспечения экономической безопасности в современной России диктует необходимость переосмысления существующих экономических и правовых механизмов государственного регулирования внешней торговли, а также выработку новых инструментов воздействия на получение фискальных доходов страны в современных условиях.
В настоящее время институциональную роль в регулировании интеграционных внешнеторговых процессов играет воздействие на них международных экономических организаций, таких как: Международный валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие [5]. В таких условиях необходимо выработать стратегию совершенствования экономических механизмов регулирования внешней торговли РФ с учетом обеспечения заданного уровня экономической безопасности. При этом российскую экономику также невозможно рассматривать без учета влияния процессов глобализации мировой экономики. Воздействие глобализации становится одним из определяющих при формировании экономической политики страны, так как сегодня весьма активными темпами идет процесс по вступлению России в международную торговлю, в том числе путем членства в ВТО.
В аспекте участия в ВТО и функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС, Евразийского экономического союза перед Россией встает необходимость совершенствования или реформирования системы государственного регулирования внешней торговли и совершенствования таможенной политики РФ, направленной на эффективное обеспечение экономической (финансово-бюджетной) безопасности Российской Федерации.
В соответствии с критериями экономической безопасности, определяемыми при разработке нормативного правового обеспечения таможенной политики, можно вывести основные направления косвенного регулирования внешнеторговой деятельности.
Основным исходным определяющим фактором является снижение таможенных пошлин и административных барьеров в условиях продолжающейся либерализации торговли. При заданном условии все рассматриваемые меры направлены на национальное регулирование внешней торговли с целью обеспечения стабильности развития бюджетной и финансовой системы государства в условиях снижения уровня неналоговых доходов бюджета и некоторого относительного увеличения налоговых доходов, которое является следствием увеличения
прибыли национальных участников внешнеторговой деятельности (ВТД).
Зависимость налоговых и неналоговых поступлений от ВТД в федеральный бюджет Российской Федерации с применением инструментов государственного регулирования внешней торговли, осуществляемых путём принятия соответствующих нормативных актов в сфере тарифного и паратариф-ного регулирования, позволяет сформулировать задачу совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения экономической (финансово-бюджетной) безопасности.
При этом учитывая, что обложение внешнеторговой деятельности внутренними налогами осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то есть в соответствии с внутренним национальным законодательством, можно сказать, что в сложившихся условиях налогообложение является наиболее актуальным для применения в целях обеспечения сбалансированности бюджетных доходов. В сложившихся условиях осуществления внешней торговли её правила позволяют варьировать налоговый механизм регулирования внешнеторговой деятельности в целях выработки эффективных мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также для разработки ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.
При формировании налогообложения в соответствии с национальным законодательством следует соблюдать сбалансированное введение тех или иных новаций, которые позволят учитывать наличие налоговой конкуренции в рамках глобализа-ционных процессов и позволят принять комплекс дополнительных мер, направленных на деофшори-зацию национальной экономики.
Таким образом, инструменты обеспечения защиты экономических интересов РФ в ходе осуществляющейся международной интеграции и продолжающейся либерализации внешней торговли затрагивают в основном налоговое регулирование, являющееся одним из элементов финансовой деятельности в сфере таможенного регулирования внешней торговли.
При формировании налоговой политики в сфере государственного регулирования ВТД следует избегать несистемного подхода, который не позволяет учитывать обеспечение заданного уровня экономической (финансово-бюджетной) безопасности РФ в ходе формирования регламентации деятельности в сфере внешней торговли.
Перед государством возникает много проблем по приведению всего комплекса национальной регламентации ВТД в соответствие соглашениям с ВТО с учетом финансовых и экономических интересов РФ, её регионов, а также хозяйствующих субъектов. Зачастую возникают
Рис. 5. Концепция формирования налогового регулирования внешнеторговой деятельности
Система государственного регулирования ВТД государства в целом
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВТД С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Определение целей регулирования ВТД
Разработка задач и инструментов
Разработка методов
Выбор применяемой методики для выбора инструмента рег-я ВТД
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОБЛОЖЕНИЕМ ВТД
L
Экономический аспект Аспект экономической (финансово- бюджетной) безопасности Структурно-организационный аспект
1. Увеличение доходов от таможенных платежей 2. Стимулирование развития ВТД и изменение её структуры 3. Обеспечение социально-экономического развития в исследуемой сфере 4. Создание системы экономики знаний в сфере внешней ^ торговли 1. Обеспечение заданного уровня доходов бюджетной системы от ВТД; 2. Обеспечение стабильности пороговых значений экономической безопасности; 3. Обеспечение защиты национальных участников ВТД и экон. интересов РФ 1. Создание единого органа государственного регулирования ВТД в части определения тарифной и налоговой политики; 2. Организация взаимодействия со всеми участниками налогового производства в ходе осуществления государственного регулирования ВТД.
Внесение корректировок
Анализ проблем
Выявление проблем
Формирование таможенно-налоговых доходов в ходе осуществления ВТД и благоприятного налогового «климата» внешней торговли
Социально-экономические
условия и экономический потенциал внешней торговли
АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ И БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ
противоречия между экономическими интересами этих групп, так как для хозяйствующего субъекта главной задачей является максимизация прибыли и снижение налоговой нагрузки, а для государства - необходимо увеличение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов от внешнеторговой деятельности с целью обеспечения финансово-бюджетной безопасности и обеспечения дальнейшего поступательного социально-экономического развития страны.
Перспективы развития российской экономики и внешней торговли в ближайшие десятилетия в немалой степени будут определяться тем, насколько грамотно (в плане обеспечения национальных экономических интересов) выстроит наша страна систему государственного регулирования внешней торговли, с помощью которой будут достигаться оптимальные показатели обеспечения экономической (финансово-бюджетной) безопасности внешнеторговых отношений в рамках участия в ВТО, Европейском экономическом сообществе и Таможенном союзе (ЕЭС и ТС).
Концепцию формирования налогового регулирования внешнеторговой деятельности можно представить в виде схемы (рис. 5).
Именно создание оптимизирован-
ной эффективной системы государственного регулирования ВТД, включающей не только
непосредственно таможенное регулирование, но и налоговое, валютное, банковское, корпоративное и другие сферы регламентации внешней торговли, позволит решить задачу обеспечения экономической (финансово-бюджетной) безопасности нашего государства.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.
2. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС в 2016 году. Официальный сайт ФТС России (дата обращения: 14.04.2017).
3. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http:// www.worldbank.org/ru/country/russia/overview (дата обращения: 16.04.2017).
4. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России.
5. Максимов Ю.А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средства обеспечения экономической безопасности. СПб.: Астер-Пресс, 2010. С. 72.