Научная статья на тему 'Вопросы определения возможного уровня налогообложения внешней торговли как инструмента воздействия на уровень экономической безопасности'

Вопросы определения возможного уровня налогообложения внешней торговли как инструмента воздействия на уровень экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL ACTIVITY / ФИНАНСЫ / FINANCE / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВА / ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL AND TAX POLICY / GOVERNMENT REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Астафьева Анастасия Андреевна

В статье авторами исследуются вопросы определения допустимого уровня налогообложения внешнеторговой деятельности в зависимости от состояния мировой конъюнктуры. Предлагается авторская концепция определения налогообложения внешней торговли, а также формулируются предложения по совершенствованию государственного управления в исследуемой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Астафьева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS DETERMINING THE LEVEL OF TAXATION IN FOREIGN TRADE AS A TOOL TO INFLUENCE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

N the article the authors examine the issues of determines the acceptable level of taxation of foreign trade activities, depending on the state of the global environment. The article offers the author’s concept of determining the taxation of external trade, as well as provides suggestions on how to improve state management in the study area

Текст научной работы на тему «Вопросы определения возможного уровня налогообложения внешней торговли как инструмента воздействия на уровень экономической безопасности»

УДК 608.2

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО УРОВНЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КАК ИНСТРУМЕНТА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

QUESTIONS DETERMINING THE LEVEL OF TAXATION IN FOREIGN TRADE AS A TOOL TO INFLUENCE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

> Т

А

ь

er

О сл Л

Максимов Юрий Анатольевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора по научной работе, к.т.н., к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]

Астафьева Анастасия Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: [email protected]

В статье авторами исследуются вопросы определения допустимого уровня налогообложения внешнеторговой деятельности в зависимости от состояния мировой конъюнктуры. Предлагается авторская концепция определения налогообложения внешней торговли, а также формулируются предложения по совершенствованию государственного управления в исследуемой сфере

Ключевые слова: финансовая деятельность; финансы; налогообложение; внешнеторговая деятельность; конкурентоспособность; доходы государства; финансовая и налоговая политика

Maksimov Yuriy A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director on Science, PhD, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Astafeva Anastasiya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, researcher of the Research Department, e-mail: [email protected]

In the article the authors examine the issues of determines the acceptable level of taxation of foreign trade activities, depending on the state of the global environment. The article offers the author's concept of determining the taxation of external trade, as well as provides suggestions on how to improve state management in the study area

Keywords: financial activity; finance; taxation; foreign trade activity; competitiveness; government revenue; financial and tax policy

n О го

(А>

О

Для цитирования: Максимов Ю.А., Астафьева А. А. Вопросы определения возможного уровня налогообложения внешней торговли как инструмента воздействия на уровень экономической безопасности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 73-78.

При обосновании налоговой политики в сфере внешней торговли следует определить границы налогообложения. Учитывая объективные причины необходимости обеспечения финансово-бюджетной безопасности государства, выработки мер налоговой политики, применяемой к субъектам внешнеторговой деятельности (ВТД), а также к налогообложению экспортно-импортных операций, предельным уровнем ставок налога будут такие ставки, при применении которых в максимальной степени будут покрыты расходы государства в сфере обеспечения экономической безопасности.

Однако общепризнанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения налогами лежит в размерах удовлетворения

потребностей государства, для покрытия которых устанавливаются налоги, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность, уплачивать эти налоги. При этом в сфере внешней торговли также следует учитывать не только социально-экономическую ситуацию, но и принимать в расчет решение конкретных политических и международных вопросов, например, политические аспекты сотрудничества с такими государствами, как Республика Беларусь или Казахстан, а также взаимодействие с потенциальными членами Таможенного союза такими, как Украина.

Задача определения границы налогообложения усложняется тем, что действует множество

факторов, от которых зависит тяжесть налогового бремени. Основополагающим принципом при определении границы налогообложения внешней торговли является принцип способности физических и юридических лиц нести налоговое бремя вместе с бременем уплаты таможенных платежей.

Не вдаваясь в исследование принципов налогообложения, следует сказать, что налогообложение в сфере внешней торговли имеет не столько фискальную функцию, сколько функцию защиты экономических интересов национальной экономики и, учитывая по существу двойственность платежей, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу, следует также говорить о некоторой двойственности подхода к налогообложению.

Иными словами, при определении предельного уровня налогов, уплачиваемых субъектами ВТД, следует учитывать и размер таможенных платежей, который, в соответствии с правилами и нормами Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой является Россия, теоретически не регулируется на национальном уровне, хотя практические действия Российской Федерации показывают, что квазитарифные платежи, вроде утилизационного сбора на автомобили, могут применяться. Правда такое применение влечет негативные последствия для политического и экономического имиджа страны на внешнеторговом рынке.

Отдельные экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов [1]. Экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-50 % доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения находится «налоговая ловушка», при которой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает «налоговую ловушку» [1]. Так, по мнению экспертов и исследований Всемирного банка, за последний год уровень налоговой нагрузки на бизнес в России вырос с 47 % до 54 % [2].

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производственной деятельности. Широкую известность приобрела кривая Лаффера, которая показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 1).

/ ' \ / 1 \в Г Al

А Г 1 \ 1 1 \ ' ' \ 1 1 \

Га50°о Ге

Рис. 1. Кривая Лаффера

Согласно исследованиям американского экономиста Артура Б. Лаффера рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение, напротив, обусловливает их уменьшение. Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное расположение критической точки на кривой очень трудно, и она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления.

Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообложения, помимо налоговой политики, нужно руководствоваться политикой в области цен, доходов, процентов.

Учитывая специфику обложения различными платежами, включая налоги, перемещение товаров через таможенную границу в понятие предельной ставки налога, развивая правила, предложенные Лаффером, следует включать и таможенные платежи. То есть, исходя из множественности платежей, уплачиваемых декларантом, кривую Лаффера можно представить в виде, указанном на рис. 2.

Так на указанном рисунке кривая Лаф-фера, представленная кривой Т1, изначально сдвигается в положение, указанное кривой Т2, из-за применения таможенных пошлин t custom. При этом начальное положение размера получаемого дохода государством сразу занимает значение T custom за счет взимания таможенных пошлин, средневзвешенная величина которых составляла 9,33 % в 2013 году и 9,15 - в 2014 [3]. В этом случае максимальное значение в 50 %, указанное в графике Лаффера, сдвигается в положение r+t = 59,3-59,15 % с учетом таможенных пошлин. Однако максимальное значение получаемых государством налогов из Tmax сдвигается по кривой Лаффера в положение Tmax1. Таким образом для получения оптимального налогового бремени в данном случае нельзя

Вопросы определения возможного уровня ...

0 1 custom tl t= 9 33-9.15%

г =50%

г+t = 59 3 - 59 15%

r(r + t)

Рис. 2. Кривая Лаффера во ВТД (интерпретация автора)

применять положение г+1 = 59,3-59,15 %, так как применение такого же налогообложения, как и к внутренним налогоплательщикам, выводит доходы государства на ниспадающую ветвь кривой и ведет, в свою очередь, к уменьшению получаемых доходов и государства, и декларанта, а также к другим негативным последствиям для внутренней экономики государства и, в конечном итоге, к снижению финансово-бюджетной безопасности государства. Таким образом, в случае установления налогообложения внешней торговли следует применять размеры налогового бремени не от 0 до г =50 %, а в диапазоне от 1 до г =50 %.

Учитывая указанные особенности нало-гобложения внешней торговли, следует исходить не из оптимальной ставки кривой Лаффера, а определять налоговое бремя, исходя из оценки эффективности внешнеторговых операций, а также определения внутренних цен на товары, реализуемые как на территории российской Федерации, так и на территории стран - участниц Таможенного союза ЕврАзЭС, Единого экономического пространства.

Так при продаже продукции оптовиком в розничное звено внутреннего рынка оптовый продавец должен к свободной отпускной цене предприятия с акцизом и НДС добавить все дополнительные расходы, понесенные оптовиком на своем уровне, а именно: расходы на оплату таможенной пошлины, таможенных сборов, сборы за регистрацию в качестве участника ВТД, расходы на хранение и транспортировку, переупаковку и другое, а также свою прибыль.

Таким образом, структура свободной оптовой цены внутреннего рынка может быть представлена следующей формулой:

FWP =FSP +Т +Т ,+А +НДС+Д +НДС , (1)

оп соп п сб к ^ ^опт ^ д 4 '

где FWPot - free wholesale price - свободная оптовая цена;

FSP - free sale price of the enterprise - сво-

соп L г

бодная отпускная цена предприятия; Т - таможенная пошлина;

п

Тс6 - таможенные сборы; Ак - акцизный сбор, взимаемый с подакцизных товаров;

Допт - дополнительные расходы и прибыль оптового торговца;

НДС - налог на добавленную стоимость, уплаченный предприятием-изготовителем;

НДСд - налог на добавленную стоимость с дополнительных расходов оптовика.

В розничную торговлю товар поступает из оптового звена по цене Цоп, к которой розничный торговец добавляет розничную надбавку.

Структура свободной розничной цены товара - Цр, следовательно, определяется формулой:

Ц =FWP +RM ,

'р оп н

(2)

где FWPot - free wholesale price- свободная оптовая цена;

RMm - retail margin розничная надбавка, включающая расходы по организации розничной торговли и прибыль розничного торговца.

Цены товаров или услуг, являющихся предметом экспортной или импортной сделки, формируются на базе мировых цен, но их окончательный уровень определяется в результате

переговоров между экспортером и импортером и фиксируется в контракте с указанием валюты цены, валюты платежа и условий платежа [4].

Таким образом, при оценке целесообразности ведения внешнеторговой деятельности декларант должен сопоставить внутренние расходы, понесенные при производстве экспортных товаров или при закупке их на внутреннем рынке, с чистой выручкой, с учетом налогообложения и уплаты таможенных платежей.

При определении полных расходов на осуществление экспортной операции или полной внутренней цены товара или услуги, предназначенных к экспорту, необходим учет следующих факторов:

1. При экспорте товаров или услуг, осуществляемом самим предприятием-производителем этой продукции, за базу цены принимается Цсоп, т.е. свободная отпускная цена предприятия без акциза и НДС, поскольку по существующим правилам внутренние цены товаров и услуг, предназначенных для экспорта в дальнее зарубежье, освобождаются от уплаты акциза и НДС.

2. Если экспорт осуществляется торговым посредником, закупившим товар у предприятия, то базой цены будет также Цсоп без акциза и НДС. В случае закупки посредником-экспортером партии товара для экспорта на внутреннем оптовом рынке за базу цены принимается Цоп (внутренняя оптовая цена), но также без акциза и НДС. При этом уплаченный акцизный сбор и НДС, включенный в Цсоп, возвращается экспортеру налоговой службой при предъявлении копии грузовой таможенной декларации, платежных документов, подтверждающих оплату НДС и акциза, а также документа, подтверждающего вывоз товара с таможенной территории РФ в одну из стран дальнего зарубежья [4].

3. Помимо затрат на производство или закупку на внутреннем рынке экспортной продукции экспортер несет расходы по транспортному обеспечению поставки Ртр и страхованию экспортного груза Р .

Г Г/ стр

4. Пересечение экспортным товаром таможенной границы государства возможно только при осуществлении необходимых таможенных формальностей, также связанных с расходами. Основными расходами, которые экспортер должен осуществить при таможенном оформлении экспортной операции, являются оплата таможенной пошлины Тп (если товар подлежит обложению экспортной пошлиной), которая оплачивается в СКВ, а также таможенные сборы Тс6.

5. Кроме перечисленных расходов при таможенном оформлении экспортного товара

экспортер должен представить в таможенные органы ряд документов, необходимых для таможенного оформления экспортного груза, а именно: паспорт сделки, заверенный в уполномоченном банке, сертификат происхождения, сертификат качества и некоторые другие документы. Таким образом, экспортер несет дополнительные расходы на оформление необходимой документации, приведенные к единице экспортного товара, Рдок. Окончательная внутренняя цена экспортного товара, может быть представлена формулой:

FIPE =FWPE +ECT +ECEG +CD +CD S+ECD , (3)

эп соп тр стр п со док 4 !

где FIPE^ - full internal price export goods (полная внутренняя цена экспортного товара);

FWPE - free wholesale price of the enterprise

соп r r

(свободная оптовая цена предприятия);

CDh - Customs duties (таможенная пошлина);

CD^ - таможенные сборы;

ECT - the exporting costs of transportation (расходы экспортера на транспортировку);

ECEG - the costs of the exporter to export

стр r r

goods (расходы экспортера на страхование экспортных грузов);

ECD - making the exporter export documentation costs (расходы экспортера на оформление экспортной документации).

Экономическая эффективность внешнеторговой операции определяется сопоставлением полных затрат на осуществление операции и поступлениями, полученными экспортером от иностранного покупателя за поставленный товар, либо импортёром от реализации ввезенной продукции.

С учетом изложенных факторов экономическая эффективность экспортной операции может быть рассчитана по формуле:

Ef

=Р /(FCP

эксп 4 э

х OR ),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4)

где Е^ксп - экономическая эффективность экспортной операции;

Рэксп - полная внутренняя цена экспортного товара;

БСРэксп - the net foreign currency procceds of exporter (чистая валютная выручка экспортера);

ORp - official rate (официальный курс рубля по отношению к валюте платежа).

Экспортная операция может считаться эффективной с коммерческой точки зрения, если соотношение (4) будет равно 1,2-1,25 [4].

Полные расходы по осуществлению импортной операции можно представить формулой:

TEI =CV х К +CD +CD Й+А +НДС+С +НДС ,(5)

н ст р п с6 к 1 1 и ' 1 л 4 '

Вопросы определения возможного уровня

где ТЕ1и - the total expenses of the importer (полные расходы импортера на осуществление импортной операции);

CV - customs value (таможенная стоимость

ст

импортного товара в валютном исчислении);

Кр - официальный курс пересчета валюты платежа в рубли;

CD - таможенная пошлина;

п

CD^ - таможенные сборы;

Ак - акцизный сбор при импорте акцизного товара;

Си - the cost of the importer (дополнительные издержки импортера);

НДСд - НДС с дополнительных расходов импортера.

Но, в отношении импортёра определение эффективности проведенной операции затрудняется дополнительными факторами, такими как цена товаров отечественного производства, являющимися аналогами ввозимого товара или его заменителями, которые реализуются на внутреннем рынке.

Поэтому корректировка импортных пошлин, с одной стороны, позволяет снизить себестоимость ввозимого товара, делая внешнеторговую импортную операцию экономически целесообразной, с другой стороны, создает реальную конкуренцию отечественному производству, вытесняя национальных производителей с рынка и, в конечном счете, устраняя их. Но если с точки зрения конкурентной борьбы такая корректировка оправдана, то с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства она несет негативные последствия утраты как отдельных предприятий, так и целых отраслей экономики.

И если для декларанта количественным показателем экономической эффективности внешнеэкономической операции служит отношение полученного результата в виде определенной денежной суммы к общей сумме осуществленных затрат на достижение этого результата, то в отношении обеспечения финансово-бюджетной безопасности государства соотношение эффективности будет определяться по более расширенной формуле:

(6)

= CV + CD t + А + НДС,

фбб п с6 к ^

где Е£ф66 - эффективность внешнеторгового оборота с точки зрения бюджетных доходов; СУ - таможенная стоимость импортно-

ст £

го товара в валютном исчислении; СЭ - таможенная пошлина;

п

СЭс6 - таможенные сборы; Ак - акцизный сбор при импорте акцизного товара.

При этом, исходя из ранее приведенного графика 2, максимальный оптимальный размер возможных отчислений участника ВТД не должен превышать 59,33 % от полученной прибыли, тогда соотношение в своем максимуме принимает значение 0,5933. В этот объем платежей включаются не только таможенные платежи, но и налоговые отчисления.

Очевидно, что необходимо соблюдение непременного условия: полное обложение налогами и таможенными пошлинами в совокупности не должно превышать указанной кривой Лаффера оптимального значения налоговой нагрузки для обеспечения максимального значения и должно составлять 40,67 % от получаемого налогоплательщиком дохода, при том что, как уже отмечалось ранее, уровень налоговой нагрузки в России вырос, по сравнению с прошлым годом, с 47 до 54 %. Это, в принципе, позволяет говорить о предельных значениях уровня налогообложения.

При расчете следует учитывать, что приведенные значения средневзвешенной таможенной пошлины в 9,33-9,15 % являются осредненным показателем и по некоторым внешнеторговым операциям могут достигать 15-24 %, а в случае применения антидемпинговых и специальных таможенных пошлин - и до 240 %, что, по существу, пока является полным эмбарго на ввоз отдельных видов товаров.

Надо учитывать, что экономические субъекты рассчитывают эффективность своих внешнеторговых операций по следующим правилам.

Экономическая эффективность экспортной операции рассчитывается по формуле:

ЕЕ = FCP х OR / TNPC , (7)

э э р э 4 '

или в абсолютном исчислении:

ЕЕ = FCP х OR - TNPC , (8)

э э р э 4 '

где ЕЕэ - economic efficiency (экономическая эффективность экспортной операции);

FCP х OR - чистая валютная выручка

эксп р г '

от экспортной операции, пересчитанная в национальную валюту по официальному валютному курсу;

TNPC - (total national production costs) полные национальные затраты на производство экспортной продукции и осуществление экспортной операции.

Если экспортная операция осуществляется в целях получения реальной экономической выгоды, то соотношение ЕЕэ должно быть больше единицы, то есть чистая валютная выручка должна превышать полные затраты на осуществление экспортной операции, и в этом

случае государство получает положительный экономический эффект.

Экономическая эффективность импортной операции может быть рассчитана по следующей формуле:

EE = TNPC/FCP х OR,

и и и р

или в абсолютном исчислении: EE = TNPC - FCP х OR ,

(9)

(10)

где ЕЕи - экономическая эффективность импортной операции;

TNPCh - возможные национальные затраты на производство импортируемой продукции или ее аналогов;

FCPh х OR[) - полные затраты иностранной валюты на закупку импортной продукции, переведенные в национальную валюту по официальному курсу Кв.

При практических расчетах экономической эффективности импортной операции одной из самых трудноопределимых величин является Зи - величина возможных национальных затрат на производство импортных товаров или их аналогов в стране. Рассчитать это тем более трудно, если импортируемая продукция не производится в стране, а также учитывая другие условия внешнеэкономической деятельности.

Понятно, что импортная операция будет иметь положительный экономический эффект только в том случае, если соотношение

ЕЕ = FIPE (FCP х OR ) (11)

и эа 4 и р/ 4 '

будет больше единицы.

В этом случае при определении возможного уровня налогообложения следует учитывать, что при увеличении затрат декларанта на осуществление внешнеторговых операций, за счет увеличения требуемого, в целях обеспечения финансово-бюджетной безопасности, уровня налогообложения, а также беря уровень таможенных пошлин и сборов за Mathematical Constant, которая не изменяется в масштабах национального регулирования, а только на межправительственном или международном уровнях, необходимо установление ставок налогов с учетом этих показателей.

Так как в состав расходов импортёра входят:

CI =CV х К +CD +CD Й+А +НДС, (12)

н ст р п с6 к1

то эффективность импортной операции будет рассчитываться как:

CV х К +CD +CD +А + НДС + Ди + НДС ,

ст р п с6 к ^ ^ д

при этом соотношение в данном случае должно быть как можно меньше единицы. Итак, упрощая, получим:

БСР хOR >СУ хК +СБ +СБ Й+А +НДС+С +НДС , (14)

и р стр п с6 к1 1 и 1'дч/

или:

БСР х OR >СУ х К + СБ +Т,Н ,+С , (15)

и р ст р платежи (Налоги) и 4 '

(БСР хOR )-((Т хК )+Т )-Си>налоги, (16)

и р ст р платежи

то есть:

А +НДС+НДС <(БСР хOR)-((CV хКр)+Т )- С , (17)

к 1 ' 1 ' д 4 и р 44 ст г/ платежи и 4 '

Таким образом, определяя уровень возможного и оптимального налогообложения, в целях обеспечения финансово-бюджетной безопасности, следует принимать во внимание, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности играет также и роль экономического регулятора, и поэтому необходимо обеспечить развитие внешней торговли за счет обеспечения экономической эффективности внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем для устранения угроз в адрес экономической безопасности во внешнеторговой сфере предлагается широкое применение существующих методов налогового регулирования внешнеторговых отношений, которое обладает признаками специального инструмента регулирования экономики. В связи с этим данный институт должен получить официальное закрепление в налоговом законодательстве и стать одним из важнейших объектов исследования в теории обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Библиографический список:

1. URL: http://www.ecouniver.com/1431-granicy-nalogooblozheniya.html (дата обращения 24.09.2016).

2. Исследования Всемирного банка // Российская Бизнес-газета. 2016. № 889 (11).

3. URL: http://www.customsunion.ru/info/4779.html (дата обращения 26.09.2016).

4. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. 425 с.

EEи =

FCP х OR

ир

(13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.