Научная статья на тему 'Система обеспечения качества учетной информации'

Система обеспечения качества учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ КАЧЕСТВА / МОНГОЛИЯ / QUALITY / ACCOUNTING INFORMATION / SYSTEM / ELEMENTS OF QUALITY / MONGOLIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишигдорж Мягмар

В данной статье рассматриваются система обеспечения качества учетной информации на предприятиях Монголии. Представлены элементы этой системы: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; профессионально-квалификационные уровни специалистов бухгалтеров; программные обеспечения учетной информации; внешний и внутренний контроль качества системы бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF ACCOUNTING INFORMATION

The quality assurance system of accounting information is considered in the enterprises of Mongolia. Elements of this system are presented: statutory regulation of accounting and reporting, professional qualied level of accountancy professions, accounting software, external and internal quality control of accounting.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения качества учетной информации»

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УДК 657.1

Мягмар Мишигдорж

Аспирантка кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,

Тел.: 892-959-938-01,

Эл. почта: mishgee@rambler.ru

В данной статье рассматриваются система обеспечения качества учетной информации на предприятиях Монголии. Представлены элементы этой системы: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; профессионально-квалификационные уровни специалистов бухгалтеров; программные обеспечения учетной информации; внешний и внутренний контроль качества системы бухгалтерского учета.

Ключевые слова: качество, учетная информация, система, элементы качества, Монголия.

Myagmar Mishigdorj

Post-graduate student, the Department of Accounting, Analysis and Audit Moscow State University Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 892-959-938-01; E-mail: mishgee@rambler.ru

THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF ACCOUNTING INFORMATION

The quality assurance system of accounting information is considered in the enterprises of Mongolia. Elements of this system are presented: statutory regulation of accounting and reporting, professional - qualied level of accountancy professions, accounting software, , external and internal quality control of accounting.

Keywords: quality, accounting information, system, elements of quality, Mongolia.

1. Введение

С переходом на рыночную экономику появляется новые проблемы и на сегодняшний день, одним из ведущих направлений исследования в области экономики является изучение принципов и методов обеспечения качества. В Монголии в соответствии с постановлением правительства от 16 января 2002 года «О некоторых мероприятиях связанных с выполнением законодательства о бухгалтерском учете и отчетности», 2002 год был объявлен годом улучшения качества бухгалтерского учета и отчетности. В рамках данной программы следует рассмотреть систему обеспечения качества учетной информации.

2. Качество учетной информации и нормативное регулирование бухгалтерского учета

Есть множество определий связанные с качеством. Но в нашем примере наиболее подходящее определение следующее: качество учетной информации- это совокупность свойств учетной информации (различных для разных видов учета и пользователей), удовлетворяющих установленным и предполагаемым потребностям пользователей в соответствии с ее назначением. Учетная информация являясь главным продуктом бухгалтерского учета, служит основным языком бизнес-процесса. Следовательно, учетными информациями пользуются различные пользователи и их потребности не одинаковые, но все нуждаются в полезных для принятия решений информациях. Качество учетной информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений.

Концептуальная основа определяющая качественные характеристики учетной информации заложены в МСФО. В этом документе выделяют четыре основных качественных характеристик финансовой информации: уместность; надежность; сопоставимость; понятность.

Уместность или значимость (relevance) . Предпологает что, информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность (помогая оценивать прошлые, настоящие и будущие события), своевременна и основана на обратной связи.

Надежность или достоверность (reliability). Финансовая информация считается надежной, когда она полная, достоверная и не имеющее существенных ощибок и искажений, и участники бизнес-процесса могут положиться на нее, как на объективный и правдивый источник.

Сопоставимость или сравнимость (comparability). Она означает необходимость предоставления информации сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других экономических субъектов, которая позволит лицу, принимающему решение, виявить сходства, различия и тенденции.

Понятность или доступность означает, что она должна быть доступна для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области экономики. Однако информация по сложным вопросам, которые должны быть отражены в финансовой отчетности ввиду их важности для принятия пользователями решений, не должна исключатся только из-за того, что может оказатся слишком сложной для понимания. В этом случае в отчетности необходимо давать пояснения.

На мой взгляд требование предъявляемые информации управленческого учета должны включать дополнительно несколько характеристик -это оперативность (главным преимуществом обладает тот кто узнает все заранее, поэтому тут действует принцип чем быстрее, тем лучше ); целенаправленность (для определенных целей и пользователей); полнота (не излишней но достаточной); эффективность (эффект должен превышать расходы на его обработку); гибкость (при изменений масштаба и деятельности предприятия).

В законе Монголии от 13 декабря 2001 г. №112, в редакции от 1 апреля 2002 г. «О бухгалтерском учете» в 19.1.2 в основных задачах бухгалтерского учета упоминается качественная характеристика информации: « на оснований первичных документов в соответствий с правил ведения бухгалтерского учета обеспечить администрацию и прочих пользователей своевременной, полной и достоверной ин-

формацией о деятельности организации и о ее имущественном положении». Также, в томже законе определено 6 основных принципов ведения бухгалтерского учета следующим образом:

- Бухгалтерская отчетность организации должна соответствовать МСФО;

- отчетность должна базироватся на достоверных и реальных цифровых данных;

- показатели учета и отчетности должны быть простой, ясной и понятной;

- инструкция по формированию информации по учету и отчетности должна предусмотреть возможность сравнивания данных с прошлыми, будущими;

- выбрать самый подходящий метод для управленческого учета и учета затрат;

- непрерывность.

Адекватное решение задач управления достигается путем правильного отбора данных и формирования критериев для адекватного отражения заданных свойств объекта. В связи с этим качественной нужно считать систему учета, которая позволяет в любой ситуации находит способ учета, адекватный сложившейся хозяйственной ситуации.

В Монголии критерием определения качественной учетной информации является соблюдения нормативных документов, стандартов и других соответствующих регламентирующих документов. Следовательно уровень качества определяется степенем соответствия данных учета требованиям законодательных, нормативных, методологических и других документов регламентирующих учет и отчетность.

Для получения качественной учетной информации требуется объединение практического опыта и творческого потенциала разных специалистов. Обеспечение устоичивого совершенствования качества учетной информации можно добится только при совместной усилий бухгалтеров, руководителей, института профессиональных бухгалтеров и государства. А система обеспечения качества должна состоять из совокупности элементов, гармонично взаимосвязанных друг с другом и образующие целостную единицу.

3. Элементы обеспечения качества учетной информации

По мнению автора, качество учетной информации обеспечивается 4-мя элементами: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; профессионально-квалификацион-

ные уровни специалистов бухгалтеров; программные обеспечения учетной информации; внешний и внутренний контроль качества системы бухгалтерского учета. Сейчас более подробно остановимся на каждом из них.

Главным определяющим элементом обеспечения качества является нормативное регулирование организации, методологии и методики бухгалтерского учета. Данное положение обоснованно тем что, качество учетной информации достигается при правильном и своевременном выполнений всех требований нормативно-законодательных актов по учету и отчетности. В нашей стране с переходом на рыночную экономику в 1990 году начались работы по перестроике финансовой инфраструктуры к новой экономики. В данной сфере начались работы по созданию новой законодательно-правовой системы, подготовке и обеспечению необходимыми навыками специалистов бухгалтеров. За прошедшие 20 лет достигнута множество результатов таких как: создана институт професиональных бухгалтеров, в вузах курсы бухгалтерского учета преподаются в соответсвии с МСФО, было созданно программа подготовки и атестации профессиональных бухгалтеров, переведено международные стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты аудита и т.д. Но данное состояние системы законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, к сожалению, не удовлетворяет потребности современных экономических отношений. Из-за прямого применения МСФО, которые разработаны на основе данных наиболее развитых стран мира появляются некоторые трудности при пониманий и применений данных стандартов на предприятий.

В нашей стране для формирования системы нормативного регулирования в полном мере отвечающей повышению качества учетной информации, необходимо значительные усилия по привлечению института профессиональных бухгалтеров по созданию национальных стандартов бухгалтерской отчетности с целью конкретизации и развития общих положений учета для всех организации.

Вторым также немаловажным элементом системы является - высококвалифицированные национальные кадры. По моему мнению этот фактор является наиболее сложной, так как связанно с действием человеческого фактора.

Совершенно ясно, что операции проводимые в организации базируется на профессиональное суждение бухгалтера. Профессиональное суждение оказывает непостредственное влияние на формирование качественной бухгалтерской информации, так как своим суждением бухгалтер определяет, что такое истинное отражение хозяйственных фактов в бухгалтерском учете.

Так, бухгалтерам следует, с одной стороны, объективно отражать финансово-хозяйственную деятельность организации, а с другой стороны, располагаться на свое профессиональное суждение. В некоторых литературах дано, следующее определение профессионального суждения бухгалтера. Под ним подразумевается способность последнего принимать решение и нести за него ответственность в условиях возросшей неопределенности и сложности внутренней и внешней институциональной среды. Профессиональное суждение, по нашему мнению, следует рассматривать как важнейший методологический способ в системе бухгалтерского учета, проявление высокой бухгалтерской культуры при профессиональном обсуждении, анализе и характеристике хозяйственных ситуаций и операций с целью формирования качественной финансовой отчетности. Достоверный и добросовестный взгляд следует рассматривать как основу профессионального суждения бухгалтера. [5]

Перемены экономики и бизнеса требует от бухгалтера с одной стороны не отставать от данного развития, а с другой стороны для повышения спроса на кадра предоставить более профессиональную и качественую услугу Для поддержания и развития таких высокопрофессиональных специалистов непременно нужно хорошо организованная и эффективная кадровая политика. Этой проблемой на данный момент и занимается институт профессиональных бухгалтеров Монголии. В рамка данного мероприятия разработанна программа подготовки и атестации бухгалтеров, правило членствования профессиональных бухгалтеров и был выпущен стандарт этики профессиональных бухгалтеров.

Также не секрет, что некачественные программные продукты и низкая способность бухгалтера использования программных обеспечений негативно влияет на качество учетной информации.

Следующим - третьим элементом,

обеспечивающим качество учетной информации, является информационная система. Адекватная информация и ее эффективная передача играют важную роль в надлежащем функционировании организации. Сегодняшний учет не мыслим без информационной системы, который обработывает все первичные данные и выявляет конечные результаты учета. Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место. Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, минимизировать объемы первичной информации за счет сокращения ее дублирования, предоставить эффективный доступ к информационным ресурсам предприятия менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений.

За последние годы появились множества фирм, специализирующих автоматизированными бухгалтерскими системами, разработаны и внедрены сотни программ. Перед администрацией предприятия возникает проблема выбора системы в соответствии с спецификой производственно-хозяйственной деятельности, финансовыми возможностями и другими особенностями данной организации.

Нужно также обратить внимание на тот факт, что информационные системы несут в себе ряд рисков:

- утраты информации;

- искажение информации;

- предоставление ложной информации;

- финансовые и иные потери из-за взлома информационных систем;

- остановка в работе из-за сбоя информационных систем.

Неспособность руководства выделить достаточные ресурсы для противостояния рискам безопасности, присущим информационным системам, может оказать негативное воздействие на систему внутреннего контроля, которое может проявится в том, что неправильные изменения компьютерных программ или исходных данных не привлекут внимания руководства, или может быть допущено осуществление не получивших одобрения хозяйственных операции.

Четвертым элементом является контроль - одно из важнейших функций учетного процесса, обеспечивающих

качество продукции. Также нужно отметить, что информация в свою очередь тоже является продукцией ну специфическим обладающими своеобразными свойствами. Можно сказать, что научный подход к методам контроля качества продукции привел к созданию системы управления качеством.

Качество информации должно подвергаться оценке на всех этапах формирования учетной информации. Нельзя принимать никакое управленческое решение, если есть хоть малейшие сомнения в качестве информационных потоков. Контроль может быть внешним и внутренним.

Отличительный признак внутреннего контроля от внешнего - принадлежность контролирующего субъекта подконтрольной системе. В общем виде систему внутреннего контроля можно определить, как комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий. Система бухгалтерского учета является лиш малой частью внутреннего контроля, в которую входят и организация пропускной системы, и установление паролей входа в компьютеры, и система аттестации рабочих мест, и т.д.

В соответствий с законодательством Монголии каждое юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет, т.е организовать систему бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль над рациональным использованием материальных ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции делается бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретические обоснования и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета. При этом для создания качественной информации оно должна отвечать следующим требованиям: - финансово-хозяйственные операции в учете должны правдиво и своевременно отражаться; - все операции правильно и в соответ-

ствии с действующими нормативными документами отражены на счетах бухгалтерского учета; - ограничена возможность злоупотреблений разделением функций между работниками.

Поэтому, наверное, некорректно говорить, что в организации отсутствует система внутреннего контроля, так как это означало бы вседозволенность, а значит, в каком-то виде элементы внутреннего контроля присутствует, а другое дело -насколько эта система эффективна. Содержание понятия «эффективность» согласно словарю экономических терминов определяется , как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим ее получение. [4] Однако в частности оценки эффективности системы внутреннего контроля следует говорить не только о результативности (количество выявленных отклонений), но и действия (активности всех субъектов вовлеченных в систему внутреннего контроля, достаточности мероприятий контроля, постоянства и систематичности осуществляемого контроля). Следовательно, система внутреннего контроля будет считаться эффективной в случае, когда она, с одной стороны, позволит выявить существенные отклонения от принятых норм, с другой стороны, предупредить их возникновение в будушем.

Для оценки эффективности внутреннего контроля можно использовать: -модель на основе категорий оценки; -модель на основе сбалансированной системы показателей.

Главными свойствами указанных моделей должны быть:

- простота (модель должна быть понятна и проста для пользователей);

- ограниченность (должна соответствовать текущему состоянию развития системы внутреннего аудита);

- гибкость (должна легко адаптироваться в процессе изменения внутренней и внешней среды).

В основе модели на основе категорий оценки лежат три группы показателей:

- показатели качества;

- показатели продуктивности;

- показатели результативности.

К показателям качества могут быть отнесены следующие показатели эффективности: - уровень квалификации работников контроля; - количество часов профессиональной переподготов-

ки в год в расчете на одного сотрудника; - соответствие стандартам и другие.

К показателям продуктивности относятся следующие показатели эффективности:

- выполнение утвержденного плана проверок;

- количество проведенных за определенный период проверок в расчете на одного сотрудника;

- среднее количество аудиторских часов на проведение одной проверки;

- количество неисполненых запросов заказчиков и т.п.

Показатели результативности подразделяются на количественные и качественные. К количественным показателям эффективности можно отнести:

- процент (количество) выполненых (невыполненых) аудиторских рекомендации;

- количество аудиторских замечаний по фактам, ранее неизвестным менеджменту организации;

- прямой экономический эффект от выполнения рекомендации и т.д.

К качесвенным показателям эффективности относятся:

- понимание роли внутреннего аудита заказчиками аудита;

- удовлетворенность заказчиков аудита;

- результаты проверок, проведенных системой внутреннего контроля;

- результаты проверок государственными органами.

Для достоверной оценки эффективности внутреннего контроля в организации должен применяться, комплексный подход, сочетающий в себе критерий и параметрий как качественной, так и количественной оценок, однако конечный набор и удельный вес параметров должны быть адаптированы с учетом задач и специфики деятельности конкретного бизнеса. Также нужно упомянуть тот факт, что система внутреннего контроля практически всегда обходит внимание оценку действий высшего руководства и собственников организации и направлена в большей степени на контроль действий сотрудников более низкого ранга. Поэтому, по мнению многих специалистов в области контроля, проводить внешние аудиторские проверки необходимо с учетом возможности существенных искажений финансовой отчетности организации в результате мошенничества. Любое мошенничество, обнаруженное внешними аудиторами, независимо от размеров должно быть доведено до сведения

руководства соответствующего звена. В некоторых случаях от внешних аудиторов ожидается, что они сообщат о мошенничестве соответствующим надзорным органам или прочим сторонним организациям.

В соответствии с международными профессиональными стандартами внешняя оценка качества системы бухгалтерского учета должна проводиться при любых обстоятельствах. Если в организации есть руководитель службы внутреннего аудита, то именно он и должен быть инциатором таких проверок.

Если финансовая отчетность является тем самым документом, на оснований которого общество принимает свои решения, то очевидно, что проблема достоверности данных отчетности и добросовестности ее составления является более чем важной. Всегда есть сомнения в правильности учетных данных, которую предоставляют администрация, поэтому появляется посредник в лице аудитора, который подтверждает, что это отчетность составлено правильно или, что более точно, достаточно правильно. Внешний аудит проводится в соответствий с принципами аудита. Согласно МСА -120 «Основные принципы международных стандартов аудита» «цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», требуется, чтобы при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор руководствовался нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также придерживался этических принципов, отличаясь независимостью, профессиональной компетентностью и добросовестностью, понимал важность конфиденциальности, профессионального поведения, соответствия работы аудитора профессиональным стандартам. Принципы аудита следует классифицировать по трем группам:

- принципы, разграничивающие собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги. Данные принципы сформулированы в МСА -120 «Основные принципы международных стандартов аудита».

- этические пинципы. Данные принципы определены международной федерацией бухгалтеров в кодексе этики прфессиональных бухгалтеров; в МСА-200 «Цели и общие принципы регулирующие аудит финансовой отчетности»; в кодексе этики Монголии.

- Профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности. Эти принципы сформулированы в МСА. Проведение внешнего аудита позволяет:

• проверить налоговую отчетность компании на предмет соответствия требованиям действующего законодательства,

• обнаружить ошибки, связанные с ведением бухгалтерского учета,

• а также разработать концепцию их устранения.

Помимо выраженного экономического эффекта, аудит обладает рядом социальных преимуществ. Аудиторское заключение является весомым подтверждением репутации организации и мощным фактором, стимулирующим рост конкурентоспособности фирмы. Любые упущения в организации работ аудита могут привести к снижению качества аудита и необходимости выполнения дополнительных аудиторских процедур.

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль. В связи с этим, в каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества аудита, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовала нормативным документам, регулирующую аудиторскую деятельность. Следует также учесть, что выделение в процессе аудита определенного этапа контроля качества аудита необходимо для контроля выполнения плана в целом, его уточнения, корректировки. Только при условии достижения основных целей проверки можно переходить к заключению.

4. Заключение

Для получения качественной учетной информации требуется объединение практического опыта и творческого потенциала разных специалистов. Обеспечение устоичивого совершенствования качества учетной информации можно добится только при совместной усилий бухгалтеров, руководителей, института профессиональных бухгалтеров и государства. А система обеспечения качества должна состоять из совокупности элементов, гармонично взаимосвязанных друг с другом и образующие целостную единицу.

Таким образом, предложенная нами система включает в себя следующие элементы: качественная система внешнего и внутреннего нормативного регулирования организации, методологии и методики бухгалтерского учета и отчетности; формирование высокого профессионально-квалификационного уровня бухгалтерских кадров; эффективная система внешнего и внутреннего контроля качества системы бухгалтерского учета; применение современных технических, бухгалтерских программных и информационно-консультационных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При правильном и горманичном соотношений всех элементов систе мы неспорно получим качественную учетную информацию.

Литература

1. Сборник правил и иструкции связанных с учетом и отчетностью: Минфин и институт профессиональных бухгалтеров Монголии -УБ.: издательство «ЭКИМТО», 2009. - 600с.

2. Соколова Е.С. Качество учетной информации: теория и практика оценки. -М.: МЭСИ, 2010.- 304 с.

3. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании. - М.: МЭСИ, 2010.- 354 с.

4. Райзберг Б.А «Современный экономический словарь» -М.: ИНФРА-М, 2006.-479с.

5. Журнал «ВЕСТНИК ВГУ». серия: экономика и управление. 2010. № 1 стр 26-32

References

1. Collection of notes and rules related to accounting and reporting: The Ministry of Finance and the institute of Professional Accountants of Mongolia, UB.: publishers "EKITMO", 2009. - 600 pages.

2. Sokolova E.S. " The quality of accounting information": monograph-M.: MESI, 2010.- 304 pages.

3. Sokolova E.S., V.V. Efimenko "Assessment of quality of information when calculating the value of the company": monograph-M.: MESI, 2010. - 354 pages.

4. Raizberg B.A. "Modern dictionary of economics"-M.: INFRA-M, 2006. -479 pages.

5. The magazine "Herald OF VSU" series: Economics and Management. 2010. №1 26-32 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.