Научная статья на тему 'Организация внешнего контроля качества учетной информации'

Организация внешнего контроля качества учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / THE ORGANIZATION OF EXTERNAL QUALITY ASSURANCE / MODEL OF SYSTEM OF REGULATION OF QUALITY OF THE REGISTRATION INFORMATION / AN ELEMENT OF THE MONITORING SYSTEM OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елизавета Сергеевна, Шамхалов Фарид Имирасланович

В статье рассмотрен системно-процессный подход в организации системы контроля качества учетной информации, структура системы контроля качества учетной информации, содержание элементов внешней подсистемы: аудит и финансовый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EXTERNAL QUALITY CONTROL OF ACCOUNTININFORMATION

In article the system-process approach in the organization of the monitoring system of quality of the registration information, structure of the monitoring system of quality of the registration information, the maintenance of elements of an external subsystem is considered: audit and financial control.

Текст научной работы на тему «Организация внешнего контроля качества учетной информации»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УДК 657.1

Елизавета Сергеевна Соколова

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой « Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Тел. (495) 442-23-98 Эл. почта: ESokol ova@mesi. ru

Фарид Имирасланович Шамхалов

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансовый контроль» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

В статье рассмотрен системно-процессный подход в организации системы контроля качества учетной информации, структура системы контроля качества учетной информации, содержание элементов внешней подсистемы: аудит и финансовый контроль.

Ключевые слова: организация внешнего контроля качества, модель системы регулирования качества учетной информации, элемент системы контроля качества

Elizabeth S. Sokolova

PhD in economics (candidate), the senior lecturer, Managing chair «Accounting, the analysis and audit», The Moscow state university Economy, statistics and computer science.

Те!. (495) 442-23-98 E-mail: ESokol ova@mesi. ru

Farid I. Shamhalov

PhD in economics (doctor), the professor, Managing chair «Financial control», The Moscow state university Economy, statistics and computer science.

THE ORGANIZATION OF EXTERNAL QUALITY CONTROL OF ACCOUNTING INFORMATION

In article the system-process approach in the organization of the monitoring system of quality of the registration information, structure of the monitoring system of quality of the registration information, the maintenance of elements of an external subsystem is considered: audit and financial control.

Keywords: the organization of external quality assurance, model of system of regulation of quality of the registration information, an element of the monitoring system of quality.

1. Введение

В научной литературе нет единого мнения по поводу структуры системы регулирования и оценки качества учетной информации. Авторы раскрывают только один аспект системы регулирования качества учетной информации - соответствие ее нормативной базе. Используется единый подход к структуре нормативного регулирования формирования учетной информации и контроля ее качества.

2. Построение модели системы регулирования качества учетной информации

Общее методологическое руководство процессом формирования и контроля и качества учетной информации в России осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обя-зательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие прин-ципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных опера-ций, составления и представления бухгалтерской отчетности; инструктивные и методические указания по вопросам бухгал-терского учета и анализа; федеральные правила (стандарты) аудита и другие нормативные материалы.

Рассмотрение только одного (нормативного) подхода к процессу формирования и контроля и оценки качества учетной информации является существенным недостатком. Недостатком так же является отсутствие процессного и системного подхода для контроля и оценки качества учетной информации и, как следствие, отсутствие формализованной системы контроля и оценки качества учетной информации.

В настоящей статье предложен системно-процессный подход для формирования системы контроля и оценки качества учетной информации. Предлагается рассматривать систему контроля и оценки качества учетной информации, состоящую из следующих подсистем: внутреннее регулирование качества учетной информации и внешнее регулирование качества учетной информации. Структурно каждая подсистема состоит из элементов. На рисунке 1 представлена модель системы регулирования качества учетной информации.

3. Элементы подсистемы внешнего контроля качества

Определив структуру системы регулирования качества учетной информации, рассмотрим подробнее такие элементы внешнего контроля, как аудит и государственный финансовый контроль.

Аудит. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать соответствующие обоснованные решения.

Цель аудита, сформулированная в нормативных документах аудита, отражает только одну характеристику качества учетной информации - достоверность. На наш взгляд возможности аудита и его практическая реализация гораздо полнее участвует в контроле качества учетной информации, а методы аудита позволяют оценить все качественные аспекты учетной информации.

В Федеральном стандарте аудиторской деятельности N 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» выделены в особую группу сопутствующие услуги, оказание кото -рых регулируется федеральными стандартами аудита: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция учетной информации.

Система регулирования качестваучетяой информации

требования

ПйИЫвВ4Тс г- и

Ь^ТРЕННИЙ КОТфСПЬ КПЕПЫ учетном инфсрмвинн

¥11 рае

ленде

РЕЧР

сами

ь.

о

Л-Р^Й». -'ИТ а

енЭТНИ

онзсно

бнвиннн кштроль ьа-яй летиа^ нчфармцяр

Управ лень*

сами

ЕНЭСКЗ

Граыдсе $ Р|В*|1М»

онзскз

эоскз

Рис. 1. Модель системы регулирования качества учетной информации

Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка учетной информации, составленной в соответствии с надлежащими критериями, проводится для тех же целей.

Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. При проведение обзорной проверки оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не предусматриваются.

Аудитор охватывает все существенные аспекты при проведении процедур обзорной проверки, при этом обнаружение возможных существенных иска-

жений финансовой (бухгалтерской) отчетности менее вероятно по сравнению с аудитом и уровень уверенности, выраженный в заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении.

В случае выполнения согласованных процедур аудитор контролирует операции, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.). При выполнении согласованных процедур в отношении учетной информации аудитор использует полученные доказательства в качестве основы для отчета.

В случае компиляции учетной информации аудитор использует специальные знания по бухгалтерскому учету с целью сбора, классификации и обобщения учетной информации. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении учетной информации. Тем не менее, пользователи ком -пилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицирован-

ного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.

Обеспечение контроля качества учетной информацией со стороны внешнего аудита возможно при обеспечении нормативно закрепленных ограничений в форме прав и обязанностей аудитора:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудитор -ской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должно стных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

6) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

7) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

8) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

9) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Для обеспечения условий объективности оценки качества учетной информации необходимо соблюдение следующих факторов:

1) содействие аудитору со стороны аудируемого лица ;

2) аудитор не должен предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых ауди -торской организацией, индивидуальным аудитором;

3) при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами;

4) аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Рассматривая аудит как внешний элемент системы контроля качества учетной информации, следует цель аудита рассматривать более широко.

Целью аудита является выражение мнения о качестве бухгалтерской (финансовой) отчетности и качестве учетной информации на основе которой данная отчетность сформирована.

Под качественной информацией будем понимать информацию, облада-

ющую совокупностью качественных характеристик и позволяющую пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Чтобы оценить качество учетной информации аудитор должен проверить ее соответствие во всех существенных аспектах требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. При этом, качество самого аудита зависит от профессиональной компетентности аудитора, заключающиеся не только в знании содержания нормативной базы, регламентирующий процесс формирования учетной информации, но и в умении оценить другие параметры качества такой информации.

Мы считаем, что представляя аудит как экономическую систему, следует рассмотреть критерии эффективности ее функционирования для достижения главной цели - выражения мнения о качестве бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для оценки эффективности функционирования аудита необходимо проверить выполнение следующих критериев:

Принцип 1. Соблюдение требований нормативных актов, регулирующих процесс формирования учетной информации и правил (стандартов) аудита.

Принцип 2. Наличие методологического обеспечения аудиторской деятельности.

Принцип 3. Функционирование системы менеджмента качества аудита, соответствующей требованиям законодательства и стандартов ИСО.

Государственный финансовый контроль. В условиях рыночной экономики основным функциональным назначением финансового контроля является контроль за формированием и направлениями использования бюджетных средств, так как они представляют собой форму образования и расходования денежных средств в целях проведения в стране единой финансовой и денежно-кредитной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

Реализация данной цели невозможна без надлежащего контроля за:

- достоверностью и полнотой бух-

галтерской (финансовой) отчетности;

- обоснованностью расчетов сметных показателей, а также за исполнением смет на целевое бюджетное финансирование;

- соответствием установленному законодательству операций с денежными средствами и ценными бумагами, платежно-расчетных и кредитных операций;

- установлением полноты, своевременности и соответствия определенному порядку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам;

- эффективностью различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и определением целесообразности их деятельности.

В научной и методической литературе финансовый контроль определяется по-разному. Например, под финансовым контролем понимается «наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными» (1). Несколько иное определение дается в другой монографии: «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации» (2). Достаточно развернутое определение финансового контроля как экономической категории дано И.В. Фирулиным, по мнению которого, это «совокупность форм, методов, приемов производства ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений; законности операций по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; правильности и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности». (8) Из приведенных трактовок следует, что указанные исследователи рассматривают финансовый контроль только как способ обеспечения законности и целесообразности в финансовой сфере и достоверности показателей бухгалтерской отчетности объектов контроля, что, по сути близко к пониманию финансового контроля

как формы регулирования финансово-производственных отношений и формирования качественной информации о финансово-производственным аспектам деятельности организации. Финансовый контроль следует рассматривать как факт, обеспечивающий обратную связь, благодаря которой органы управления и собственники получают информацию о результатах оказанного ими на объект воздействия. Мы рассмотрим финансовый контроль в двух аспектах: во- первых, как регламентированную деятельность субъектов контроля за соблюдением финансовой дисциплины; во-вторых, как элемент управления финансовыми и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций и формирования качественной информации.

Данные аспекты взаимосвязаны, но в первом преобладают правовая и количественная характеристики, во втором - аналитическая сторона. Таким образом, финансовый контроль рассматривается как система сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей его организации.

Финансовый контроль можно классифицировать по характеру связи между субъектами и объектами контроля. С данной позиции он бывает внутренний и внешний. Внутренний финансовый контроль осуществляют подразделения в самом аппарате какого-либо органа государственной власти или организации, внешний проводится специально созданными органами контроля, не зависящими от тех, кого они проверяют.

Одним из основных классификаци-

онных аспектов финансового контроля, необходимым для понимания его сущности является формальный.

Под формами финансового контро -ля будем понимать отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени проведения контрольных действий.

Выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций и осуществляется на стадии составления и рассмотрения производственных и финансовых планов, смет и проектов.

Текущий контроль - проводится в процессе совершения финансовых и хозяйственных операций и фактически представляет собой часть должностных обязанностей штатных работников подразделений внутреннего контроля.

Последующий контроль охватывает финансовую деятельность за истекший период и направлен на проверку сохранности, своевременности, целевого предназначения и эффективности использования средств.

4. Заключение

Все элементы системы контроля качества учетной информации направлены на обеспечение пользователей качественной информацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Дробозина Л.А. и др. Общая теория финансов-М. :Банки и биржи. ЮНИ-ТИ, 1995

2. Романовский М.В. и др. Финансы, денежное обращение и кредит:Учебник-М.:Юрайт, 2004

3. Соколова Е.С. Методика оценки качества бухгалтерской (финансовой) информации.- М.: Доброе слово, 2008.173 с.

4. Соколова Е.С., Чернышева Е.Н. Организационные аспекты повышения

качества финансовой информации // Экономические науки.-2009 12(61).-С.386-390.

5. Соколова Е.С. Качество учетной информации :теория и практика оценки.-М.:МЭСИ, 2010.- 304 с.

6. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании. - М.: МЭСИ, 2010.354 с.

7. Соколова Е.С. Методика оценки качества бухгалтерской (финансовой) информации // Экономические науки.-2009 5(54).- С.293-299.

8. Фирулин И.В. Финансовый контроль в системе управления рыночной экономикой.-Самара, 1996

References

1. Drobozina L.A., etc. the General theory of the finance th. :Банки and stock exchanges. UNITY, 1995

2. Romanovsky M. В, etc. the Finance, monetary circulation and кредит: Учебник-М.: Yurait, 2004

3. Sokolov E.S.technique of an estimation of quality of the accounting (financial) information. - М: the Kind word, 2008.173 with.

4. Sokolov Е.С., Tchernyshev E.N.organizational aspects of improvement of quality of the financial information//Eco-nomic nauki.-2009 12 (61). С.386-390.

5. Sokolov E.S.qualit registration информации :теория and estimation practice. - M.:MESI, 2010.304 with.

6. Sokolov Е.С., Efimenko WOtsenka of quality of the information at calculation of cost ofthe company. - М: MESI, 2010.354 with.

7. Sokolov E.S.technique of an estimation of quality of the accounting (financial) information//Economic nauki.-2009 5 (54). С.293-299.

8. Firulin LVfinancial control in a control system market ekonomikoj.-Samara, 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.